VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

предпринимательство в решении гендерных проблем общества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005651
Тема: предпринимательство в решении гендерных проблем общества
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  образования

 «Вологодский государственный университет»







Факультет социальной работы, педагогики и психологии



Кафедра социальной работы и социальной педагогики







Еремина Ксения Садияровна







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(магистерская диссертация) 



39.04.02 

код направления/

специальности



   20_

код выпускающей 

кафедры 



_____________

порядковый номер 
темы ВКР по приказу



    1__

код формы 

обучения





Социальная работа

направление подготовки/специальность









Социальное предпринимательство в решении 

гендерных проблем общества







Допустить к защите:



Декан факультета ________________________________________________ (Е.Л. Тихомирова)

                                                                                      подпись, дата                                                                          

Заведующий кафедрой _____________________________________________(С.И. Михайлова)

                                                                                                 подпись, дата                                                                       

Руководитель  ВКР _________________________________________________(О.В. Нагибина)

                                                                                      подпись, дата                                                                          

Нормоконтролёр ___________________________________________________ (П.Н. Скахина)

                                                                                      подпись, дата                                                                      

Обучающийся ______________________________________________________ (К.С. Еремина)

                                                                                      подпись, дата                                                                        









Вологда



2017 г.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Вологодский государственный университет»



«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой – Михайлова С.И.

______________________________________________

(подпись)			(расшифровка)

«____»  _______________________ 20____г.





ЗАДАНИЕ



на выпускную квалификационную работу обучающемуся

Ереминой Ксении Садияровне

ФИО  полностью



39.04.02 Социальная работа

код, направление подготовки



Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности

направленность (профиль) 







Тема ВКР

   Социальное предпринимательство в решении гендерных проблем общества____________________

(утверждена приказом ректора от _________________ № ______________________).



2. Срок сдачи обучающимся завершенной ВКР  _____________________________________________



3. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов)

Введение 

1 Теоретические основы социального предпринимательства

1.1 Сущность социального предпринимательства

1.2 Развитие социального предпринимательства на современном этапе в России

2 Особенности социальной работы с мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной 

ситуации

2.1 Социально-психологические особенности мужчин, находящихся в ТЖС

2.2 Учет гендерных особенностей в социальной работе

3 Изучение условий организации социального предпринимательства в решении гендерных 

проблем общества

3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования о представлении мужчинами,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации, сущности социального

предпринимательства

3.2 Основное содержание работы с мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной 

ситуации, в  Школе социального предпринимательства

Заключение

Список литературы

Приложения



		Дата выдачи задания «___» ___________________ 2017г.



Руководитель ВКР       ______________    (О. В. Нагибина)

			                                                                      подпись



Задание принял к исполнению ______________ (К. С. Еремина) «___» __________ 2017 г.

                                                             подпись обучающегося

	

	

	

	Календарный план выполнения ВКР

	

	№

	п/п

	Выполняемая

	обучающимся работа

	Сроки выполнения

	Отметка о выполнении

	Примечание

	

	1

	

	Обоснование актуальности темы диссертации

	

	

	

	выполнено

	

	

	2

	

	

	План I и II глав диссертации

	

	

	выполнено

	

	

	3

	

	Подбор методов исследования

	

	

	

	выполнено

	

	

	4

	

	Написание I главы

	

	

	

	выполнено

	

	

	5

	

	

	Предоставление на проверку I главы

	

	

	выполнено

	

	

	6

	

	Работа над II главой

	

	

	

	выполнено

	

	

	7

	

	Разработка плана III главы

	

	

	

	выполнено

	

	

	8

	

	

	Проведение эмпирического исследования

	

	

	

	выполнено

	

	

	

	9

	

	Анализ результатов эмпирического исследования

	

	

	

	выполнено

	

	

	10

	

	Разработка методических рекомендаций

	

	

	выполнено

	

	

	11

	

	

	Предоставление диссертации на предзащиту

	

	

	выполнено

	

	

	11

	

	Завершение работы над диссертацией

	

	

	

	выполнено

	

	

	12

	

	Предоставление работы для отзыва

	

	  

	

	выполнено

	

	

	С Порядком проверки выпускных квалификационных работ и научно-квалификационных работ на объем заимствований, в том числе содержательных, и размещения на Учебно-методическом портале ознакомлен.

Обучающийся              ______________          (К. С. Еремина)   «___» __________ 20__г.

                                                                подпись                           

Руководитель ВКР      ______________         (О. В. Нагибина)  «___» __________ 20__г.

                                               подпись                                 





























Содержание



Введение

6

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

10

1.1

Сущность социального предпринимательства

10

1.2

Развитие социального предпринимательства на современном этапе в России

25

2

Особенности СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МУЖЧИНАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

37

2.1

Социально-психологические особенности мужчин, находящихся в трудной жизненной ситуации

37

2.2

Учет гендерных особенностей в социальной работе

50

3

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕШЕНИИ ГЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА

58

3.1

Анализ и интерпретация результатов исследования о представлении мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, сущности социального предпринимательства

58

3.2

Основное содержание работы с мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в  Школе социального предпринимательства

68



Заключение

78



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

81



ПриложенИЕ 1 Анкета 

89



ПриложенИЕ 2 Методические рекомендации по планам проведения семинарских и практических занятий в Школе социального предпринимательства для мужчин

93

	



Введение

Существование проблем социального характера – неотъемлемый  атрибут любого общества, оно происходит из невозможности обеспечить всем членам общества равные возможности самореализации во всех сферах. 

Социальные проблемы могут затрагивать различные категории населения в зависимости от их возраста, социального, имущественного или семейного положения, состояния здоровья и т.д. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, то есть анализу социальной ситуации клиента, исследованию ресурсов и технологий оказания помощи в зависимости от принадлежности клиентов к мужскому или женскому полу. 

На протяжении всей своей жизни мужчины и женщины сталкиваются с различными испытаниями, исполняют разные роли, получают различное вознаграждение и приобретают различные статусы. Разнообразные факторы приводят к статистически значимым различиям между мужчиной и женщиной в продолжительности жизни, структуре занятости, определяют вариации семейных форм и неодинаковое содержание этапов жизненного пути у женщин и мужчин. 

Понимание гендерной специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно объяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического, эгалитарного мировоззрения. С таких позиций социальные проблемы мужчин нуждаются в выделении и разрешении. 

Одним из направлений решения гендерных проблем является социальное предпринимательство или иначе  бизнес-решение  социальной проблемы. Т.е. социальное предпринимательство предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе. Доходы не распределяются между участниками хозяйствующих обществ, а вкладываются в такие сферы, как снижение безработицы, усиление защиты прав граждан, окружающей среды.

Актуальность данного исследования определяется:  

1) вниманием к  гендерному аспекту при решении социальных проблем, (анализ социальной ситуации клиента осуществляется в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу) и необходимостью, на наш взгляд, большего внимания к  мужской части населения, как наиболее подвергнутым к социальной уязвимости; 

2) возможностями социального предпринимательства в решении социальных проблем общества;

 3) необходимостью разработки и научного обоснования инновационных направлений в социальной работе.

Проблемная ситуация заключается в том, что современный мир не обеспечивает справедливое развитие общества, и это увеличивает количество категорий населения группы риска, а условий для обеспечения их социальной поддержкой просто не хватает. Поэтому идет постоянный поиск эффективных технологий, направленных на решение социальных проблем населения. 

К основам социального предпринимательства в российской практике обращались А. А. Московская, М. Б. Полтавская, М. А. Селин, С. М. Сафаров.  Тенденции, проблемы и перспективы распространения социального предпринимательства в России  рассматриваются в работах Н. И. Сидорова,  А. Д. Селиванова, А. С. Юдина. В настоящее время анализом социального предпринимательства занимаются Н. А. Антоникова, Н. П. Возжова, Я. С. Гришина, Н. И. Зверева, А. А. Комисаров.

К гендерным проблемам и стереотипам в современной России обращались в своих работах И. Б. Назарова, Е. В. Лобза. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями рассматриваются в работах Е. С. Балабановой,  Ф. М. Кремень. Социальное предпринимательство в гендерном аспекте рассматривают М. А. Кашина, Н. Ю. Уткина.

Объект исследования – возможности  социального предпринимательства в решении гендерных проблем общества.

Предмет – социальное  предпринимательство в решении проблем мужчин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 

Исходя из проблемной ситуации, определим цель данной выпускной работы: изучить теоретические основы социального предпринимательства и возможности его применения в работе с мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Задачи исследования:

Охарактеризовать  сущность социального предпринимательства.

Рассмотреть развитие социального предпринимательства на современном этапе в России.	

Изучить социально-психологические особенности мужчин, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Выделить гендерные особенности и их значение в социальной работе.

Проанализировать результаты исследования о представлении мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, сущности социального предпринимательства.

Определить основное содержание работы с мужчинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в  Школе социального предпринимательства.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников, анкетирование, проектирование.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 61 источник,  и 2 приложений. 

Основные результаты диссертационного исследования были представлены на Научно-практической конференции «Социальная наука –практике» 2015 г.; 45-ой Студенческой научно-практической конференции 2016 г.; выставке-конкурсе научно-исследовательских работ студентов направления подготовки «Социальная работа»; Международной научной конференции «Молодые исследователи регионам» 2016 г.;  Международной неделе науки «Открытое общество для всех: проблемы и перспективы образовательной, профессиональной и социальной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского, Курск, 2016 г.; Международной научно-практической конференции «Новая наука: от идеи к результату», г. Сургут, 2016г.; Межрегиональной научной конференции X Ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых, 2016 г.

По теме диссертации опубликованы статьи: «Социальное предпринимательство: метод проектов» в сборнике Молодые исследователи – регионам; «Социальное предпринимательство в решении гендерных проблем» в сборнике НОВАЯ НАУКА: ОТ ИДЕИ К РЕЗУЛЬТАТУ; «Возможности социального предпринимательства в решении социальных проблем гендерного характера в российском обществе» в сборнике Материалы межрегиональной научной конференции X Ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых.



















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1	Сущность социального предпринимательства

Прежде чем  к рассмотрению организации  предпринимательства в отечественном и  опыте обратимся к  социальное предпринимательство. 

Согласно А. А. Московской,  предпринимательство – это  социально-экономической деятельности, в  соединяется социальное  организации с предпринимательским  и достижением устойчивой самоокупаемости. В  основе лежит  так называемых  предприятий – предприятий,  с целью решения  социальной проблемы  проблем, действующих  основе инноваций,  дисциплины и порядка  дел, принятого в  секторе [33].

Как  М. Селин,  вид предпринимательства  промежуточное положение  традиционным предпринимательством и  если от  его отличают  которые направлены  социальные изменения, р социальных проблем,  от второго  отличает коммерческий  деятельности (цель  не путем  финансовых вливаний, а  организации предпринимат деятельности) [45]. 

Таким  основное различие  и сугубо коммерческого  заключается в том,  коммерческие учреждения в  очередь ориентированы  получение максимальной  тогда как  социального предпринимательства  в  предоставлении клиенту и  определенных социальных благ. Социальный  ориентируется на  общественного благосостояния и  норму прибыли,  для покрытия  производства и дальнейшего  бизнеса. 

А. Исаев, А. Шамрай, Д.  Барабанов, в  с данными определениями, в  3-х ключевых  социального предприятия  

1) главенство  миссии над  составляющей. Т.е. предприятия  и имеют своей  в первую очередь,  или смягчение  социальной проблемы. При  социальный эффект  не побочный  деятельности, как в  а прямой целенаправленный 

	2) устойчивость  т.е. оно  самоокупаемым и конкурентоспособным. Основной  образуется за  продажи товаров и  однако не  возможность и в получении  или пожертвований 

	3) комбинирование  и экономических ресурсов  инновационным образом,  необходимо для  финансовой устойчивости и  социальной миссии ]. 

Отдельно  авторов, в частности А. А.  Московская,  также и такое  данной инновационной  как способность к  или иначе  решения сходной  проблемы в другом  регионе при   применении [33].

Как  Г. Изотова и Н. Зверева,  детальном рассмотрении  организации социального  следует выделять 5  этапов его 

1 этап – поиск возможностей. На  этапе идет  социальных проблем;   потребностей.

2 этап – определение концепции развития. Этот  подразумевает определение  выгод; определение  продуктов или рынка.

3  – определение  и приобретение  ресурсов, или  более точно,  определение и приобретение  ресурсов; человеческих  знаний, опыта,  компетенций.

4  этап – запуск и рост предприятия:  результата; расширение компании.

5  – достижение цели. Это  быть слияние с  компаниями, расширение  и изменение миссии,  миссии и закрытие  [24].

Однако  практике наличие  или иных  в 5-этапном процессе  отсутствовать. Любое  есть творческий  и переход одного  в другой может  вовсе не  такой заданной схеме.

Западные  изучая феномен  предпринимательства,  обращают  на личность  предпринимателя, так  развивать социальный  особенно в период  становления, далеко   простое занятие. Грегори Дж. Диз  выделяет несколько  которые  характеризуют  социального  предпринимателя: 

организует  в социальной сфере; 

следует  направленной на  и поддержание социальных  

осознает и постоянно  новые возможности; 

участвует в  постоянного совершенствования,  и обучения; 

действует  не ограничиваясь  в данный момент  

демонстрирует повышенное  ответственности перед  аудиторией и готов  за достигнутые таты [46].

О  предпринимательстве как о  активно заговорили  в 70-х годах  века. Вне  социальные предприниматели  и раньше, но  явление не  настолько распространено,  могло привлечь к  внимание экономистов и  предпринимательства. 

Так,  в США уже  рубеже XIX и  веков было  активное развитие  неправительственных и добровольческих  филантропической направленности с  появлением ряда  предприятий. 

Как  Е.А. Юрманова,  было обусловлено  решения назревших в  время социальных  и, в особенности  что система  социального обеспечения  тогда в зачаточном  а стремительное развитие  приводило к тяжелым  последствиям для  групп населения. Кроме  в США издавна  сильны традиции  населения для  решения многих  проблем. Это в  мере также  появление и развитие  предпринимательства [59].

Обобщая  к определению социального  следует заключить:

определения  предпринимательства созвучны  подходам к предпринимательству и  возможность отм такие характеристики,  социально ответственный  общественные преоб посредством реализации  инноваций, направленность  целевую группу;

социальное  должно нести  эффект, ориентируясь  целевую группу. На  взгляд, целевая  — люди, попавшие в  жизненную ситуацию, должна быть вовлечена в альное предпринимательство  технологии самозанятости. 

Созданию  предприятий в США  всего предшествуют  выдвигаемые местными  или общественными  по созданию  собственных дочерних  предприятий или  выкупу уже  неэффективных предприятий  работниками (обычно  относятся к местным  или сообществам  граждан) с дальнейшей  на удовлетворение  социальных нужд. В  случаях случается  дочерних фирм  государственных предприятий,  преобразуемых в рассматриваемые предприятия. 

Однако  необходимо иметь в  то, что  любая деятельность в  области, которая  полезной и важной,  отношение к социальному предпринимательству. 

Необходимо  что многое  в зависимости от ситуаций. Одно и  же дело в  от обстоятельств в  случае может  признано социальным  в ином – это  малый, либо  бизнес.

Также  часто создание  социально-коммерческих предприятий  благодаря инициаторам  социальной инновационной идеи. По  Я. С. Гришиной, в  случаях главенствующая  отводится социальному  т.к. именно   выделяется какая-то  социальная проблема и  им же   оригинальный способ  разрешения в виде  или продукта. Далее  предпринимателем создаются  условия для  широкого внедрения  решения, что  к  устранению причин  этой социальной  и улучшению  в обществе [11]. 

Так,  Мухаммед Юнус,  лауреатом Нобелевской  Мира 2006 г. за  и реализацию системы микрокредитования. Данная  позволила сотням  людей в США  далее и в других  странах мира),  имеющим возможность  услугами обычных  получать микрокредиты  приобретения необходимого  и других средств  занятия собственным предпринимательством. 

С конца XX века в США стали определяться тенденции к взаимным дополнениям и совмещениям социальных и экономических функций, которые осуществлялись частным бизнесом, государственными организациями и некоммерческим сектором. В результате были созданы возможности для расширения масштабов деятельности социального предпринимательства. Ограниченность бюджетных ресурсов в совокупности с растущими социальными потребностями привели к тому, что государство решило отказаться от монополии в сфере предоставления государственных услуг и передать эти функции некоммерческим и частным провайдерам услуг, которые действуют по заключенным государственным контрактам, сопровождающимся соответствующими бюджетными средствами. Потенциал некоммерческого сектора позволяет закрывать провалы в системе оказания государственных услуг. 

Это дает возможность населению получать те необходимые услуги, которые государство не может или не хочет предоставлять обществу. Одновременно с этим происходит расширение положительного опыта большинства рисковых фондов в преобразовании некоммерческих организаций в социальные предприятия с высокими доходами. Это осуществляется благодаря  применению в их деятельности инновационных решений и наиболее эффективных методов ведения частного бизнеса. 

В США отмечается высокоразвитая поддержка малого и среднего бизнеса, осуществление которой проводится как государственными структурами в лице Администрации малого бизнеса, так и многочисленными частными фондами, а также рядом других институтов гражданского общества. 

Как отмечает С. М. Сафаров, значительная помощь в развитии социального предпринимательства оказывается Правительством США. При этом данная помощь осуществляется по  следующим 5 направлениям: 

стимулирование социальных инноваций; 

создание благоприятных условий для развития социальных инициатив; 

признание и поощрение успешных социальных инициатив; 

помощь в распространении и развитии успешных социальных инициатив; 

распространение информации об эффективности социального предпринимательства [43].

Еще одна отличительная особенность американского опыта социального предпринимательства  связана с тем, что  потребность основной категории социально-ущемленных граждан с низким уровнем доходов – это  долговременная социальная помощь, которую они не в состоянии оплатить даже частично.  Большая часть государственных программ предусматривает в таких случаях краткосрочное оказание помощи (не более 30 дней). Поэтому разрабатываемые программы социальной помощи в результате социального  предпринимательства часто рассчитаны на долгие сроки. Одним из ярких примеров является деятельность некоммерческого предприятия Triangle Resident Options for Substance Abusers Inc. – TROSA. Данное предприятие осуществляет свою деятельность в штате Северная Каролина в условиях низкодоходного рынка социальных услуг.  Программа по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней местным жителям компанией TROSA рассчитана на срок до 2-х лет с частичной оплатой помощи нуждающимся гражданам. Это является инновационным подходом, так как плата для них – это трудовое участие, как в реализации этой программы, так и в работе на различных рабочих местах в компании TROSA. Долгосрочная помощь в данной программе осуществляется через оказание консультирования, обучения и профессиональной подготовки. Пользователь этой программы может трудиться в качестве подсобного рабочего, быть водителем, складским работником. Также пользователям может быть предложено выполнение несложных административных функций, участие в деятельности дочерних фирм, выполнение работы в парковых зонах, уборка на улицах и в помещениях, работа на предприятиях по сборке мебели или других несложных изделий, но без какой-либо оплаты.  Таким образом, финансовую устойчивость данной социальной программы в условиях низкодоходных рынков на 2/3 обеспечивают за счет предсказуемых доходов от неоплачиваемого труда пользователей социальной помощи, еще 1/3 необходимых доходов – из других гарантированных источников финансирования. 

Как отмечают Б. Б. Давронов, О. М. Чичикова, европейский опыт практики организации социального предпринимательства в значительной мере отличается от американской практики, поскольку имеет свои особенности [16].  

Во-первых, в европейских странах государство принимает активное участие в социальной поддержке и помощи определенным категориям граждан. Надо отметить, что в настоящее время в Европейском Союзе сформирована самая надежная модель социальной защиты населения. Поэтому социальное предпринимательство начало рассматриваться как один из аспектов социальной политики Евросоюза лишь потому, что груз социальных программ из-за финансовых кризисов для многих стран становится непосильным [48].  

В связи с этим, социальное предпринимательство  в Европе обращает большее внимание на решении общественно значимых проблем, в том числе в образовании, медицинской помощи, в воспитании детей, экологии, улучшении жилищных условий. 

Европейская модель социального предпринимательства на первое место выдвигает социальный эффект от предпринимательской деятельности, а уже потом ее финансовую эффективность [43]. 

Еще одна особенность рассматриваемого явления заключается в том, что в некоторых европейских странах понятия «социальное предприятие» и «социальные кооперативы» синонимичны.  Именно это наблюдается в Польше. 

С 2003 года в Польше стали широко распространяться идеи социального предпринимательства как инновационного направления социальной политики активизирующего потребителя социальных услуг как ответственного, независимого управленца своей жизнью. С целью массового распространения идеи открытия социальных кооперативов польское правительство стало проводить активную политику информационной, финансовой и консультативной помощи. Стартовые капиталы (субсидии) для открытия кооператива, которые предоставляются государством для создания социальной фирмы и/или небольших инвестиций (на закупку оборудования, инструментов и т. д.), составляют 3500 €. С 2007 г. польский Фонд социальных и экономических инициатив организовал совместно с Министерством труда национальную обучающую программу «общественной экономии» для всех общественных центров занятости. И уже на начало действия программы было зарегистрировано 106 социальных кооперативов, с трудоустройством в них около 500 человек [25]. 

Для примера социального предпринимательства в Европе обратимся к опыту Великобритании, где оно  имеет более чем 20-летнюю историю и законодательно закрепленное понятие «социальное предприятие». 

В 2005 году правительством страны  был учрежден новый юридический статус социальных предприятий – «Компаний общественных интересов» (The Community Interest Company Regulations, № 1788), далее CIC.

Компании данного типа в структуре управления имеют две функции: 

1) обеспечение финансовой устойчивости; 

2) соблюдение общественных интересов. 

Главное условие для создания такой компании – не обогащение ее участников (хотя они и могут получать дивиденды), а осуществление деятельности, которая будет учитывать интересы определенного сообщества. Под понятием «community» понимают круг людей, которые проживают в одном месте, и нуждаются в обеспечении одних и тех же социальных потребностей. Однако характерная особенность подобного рода организации – это не только то, что все ее члены объединены схожими интересами, отличающими их от других не входящих в сообщество людей, но и то, что основным условием регистрации компании должно быть соблюдение критерия общественного интереса. Сообщества для целей создания компании общественных интересов должны включать не только ее участников и служащих, общественные выгоды от деятельности CIC должны удовлетворять потребности более широкого круга лиц. При этом не имеет значения правовая форма, по которой уже зарегистрирована организация. Однако статус благотворительной организации CIC иметь не могут, у них может быть лишь статус некоммерческих организаций, который дает им возможность в получении налоговых льгот [11].

Как отмечают Б. Б. Давронов, О. М. Чикова, поддержка развития социального предпринимательства в Великобритании идет в двух направлениях: 

1) существенное количество различных фондов, региональных и национальных организаций поддерживают, собирают, анализируют и распространяют информацию о социальном предпринимательстве; 

2) значительная поддержка социального предпринимательства со стороны государства. В 2006 г. для этого даже создан «Департамент третьего сектора» (The Office of the Third Sector — OTS), который в настоящее время получил статус министерства [16].

Примером успешной  организации социального предпринимательства в Великобритании является работа сети предприятий общественного питания под названием «Пятнадцать ресторанов» (The Fifteen restaurants).  Социальная направленность деятельности данных предприятий заключается  в бесплатном обучении молодежи в возрасте от 18 до 24 лет поварскому и ресторанному делу в реальной производственной обстановке. Ежегодно число обучающихся в каждом ресторане составляет  от 15 до 18 учеников, которые подбираются из числа малообразованных и безработных молодых людей. Покрытие расходов на реализацию программы по их обучению осуществляется за счет прибыли, от практической деятельности обучающихся. Благодаря такому принципу обучения учащиеся получают профессиональные знания и навыки в процессе непосредственного взаимодействия с квалифицированными сотрудниками ресторана, а также возможность самостоятельного приема решений, в условиях реально действующего предприятия. В качестве благоприятного фактора обучения выступает рост профессионализма, развитие веры в собственные силы и возможность достижения успеха в условиях прежнего негативного опыта, связанного с жизнью в неблагополучных условиях. 

Как отмечают М. А. Кашина, Н. Ю. Уткина, за последние годы в европейских странах социальное предпринимательство уже стало частью культуры. Социальный бизнес в ЕС поддерживается и поощряется. Ему доверяют и признают его возможности в решении наиболее острых социальных проблем. Ускорение этого процесса произошло благодаря активной пропаганде успешных примеров развития социального предпринимательства и всесторонней поддержке предпринимателей на местном и федеральном уровнях [26]. 

Обращаясь к теме социального предпринимательства  в России, нельзя не отметить, что его организация началась гораздо позже, чем в США и Европе.  Только с начала 2000-х годов связывают начало развития рассматриваемого предпринимательства в России. 

В числе основных сфер социального предпринимательства  в РФ выступают: 

сфера общедоступного здравоохранения; 

 дошкольное образование (например, мини-сады, коррекционные группы для детей);

производство экологически чистых товаров и технологий;

создание и применение технологий энергосбережения;

трудоустройство инвалидов и предоставление им адаптированных услуг.

Во многих регионах РФ (в основном тех, где отмечается сложное экономическое положение и относительно невысокая урбанизация) одним из направлений рассматриваемого предпринимательства являются сферы народных промыслов. Экспертами отмечается, что в России пока не находят реализации проекты в жилищной сфере, в сфере  трудоустройства людей, которые оказались без определенного места жительства, малое количество проектов и в сфере экологии [25].

Для примера организации социального предпринимательства в России рассмотрим два положительных примера. Оба они заимствованы из зарубежной практики. Организация Благотворительного магазина «Danke – Shop» предпринимателем Андреем Петровым (Калининград). Он на свои собственные средства и средства немецкого Фонда Ульриха Мюллера купил контейнеры «вещеприемники», куда люди сдают старую одежду, не нужную им. Предприниматель по мере накопления одежды везет на склад, который он арендовал, сортирует одежду и большую часть отдает малоимущим людям, бездомным и просто нуждающимся в ней. Остальную часть одежды он везет в магазин, где ее чистят, приводят в порядок. Там она продается по доступной цене. В результате предприниматель получает выручку, которую распределяет следующим образом. Часть дохода берет себе, а другую отдает детям, больным различными онкологическими заболеваниями и малышам-отказникам. В результате описанного примера мы видим наличие всех 3-х составляющих в механизме этого предприятия: 

1)  социальная цель данного предприятия – помощь малоимущим людям, перечисления средств больным детям, детям-сиротам, отказникам и помощь в решении местной проблемы утилизации мусора; 

2) инновационная составляющая – предложение уникальной идеи по своим ресурсам – идеи благотворительного магазина; 

3) финансовая составляющая – использование частных средств и помощь немецкого Фонда Ульриха Мюллера. 

Другой пример успешной организации социального предпринимательства – негосударственный Центр комплексного сопровождения семьи «Про-мама». Он существует для помощи молодым мамам, которым сложно в связи со своим положением найти работу. Также данный Центр оказывает комплексную профессиональную психологическую помощь приемным детям, их опекунам, молодым мамам. Определены следующие составляющие:

 1. Социальная цель – адаптация приемных детей, решение вопроса занятости молодых матерей и предоставление рабочих мест в Центре. 

2. Инновационная составляющая – воплощение идеи, социальной цели путем объединения большого количества различных ресурсов. 

3. Финансовая составляющая – помощь Фонда «Дорога в Жизнь», который финансирует деятельность данного Центра.

Ведущая роль по формированию, пропаганде и поддержке социального предпринимательства в России принадлежит Фонду «Наше будущее», основанному в 2007 году Вагитом Алекперовым. 

А. В. Мухин  отмечает, что комплексная поддержка Фондом начинающих социальных предпринимателей включает:

- финансовую поддержку в виде грантов, займов и участия в уставном капитале;

- обучение и консультирование по актуальным вопросам их деятельности;

- информационное обеспечение и продвижение;

- иные формы поддержки [35].

Проекты, поддержанные данным Фондом, в обязательном порядке оцениваются по целому ряду показателей эффективности, среди которых:

- количество человек, которые трудоустроены;

- количество человек, которые обучены;

- количество социальных услуг, которые оказаны их получателям;

- количество продукции, которая произведена на предприятии.

С 2008 года Фондом проводится Региональный конкурс проектов в сфере социального предпринимательства. Наиболее активно участвуют в конкурсах коммерческие организации. Вместе с тем наблюдается и увеличение количества индивидуальных предпринимателей, которые предлагают к рассмотрению свои проекты. Это свидетельствует о том, что заинтересованность активной .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.