- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Предпоссылки нормализации отношений между РФ и РК
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W009035 |
Тема: | Предпоссылки нормализации отношений между РФ и РК |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина Институт социальных и политических наук Департамент международных отношений Кафедра востоковедения Экономическое сотрудничество России и Республики Корея Курсовая работа Студентки III курса (группа В-301) Направления подготовки «Востоковедение и африканистика» А.В. Полетаевой Научный руководитель: д.и.н., профессор Г.Н. Валиахметова Екатеринбург 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Политические факторы экономического взаимодействия России и Республики Корея……………………………………………….............................. 1.1. Предпоссылки нормализации отношений между РФ и РК …............. 1.2. Правовая база экономического сотрудничества между РФ и РК…………………………………………………………………………………… Глава II. Основные направления российско-южнокорейских отношений на современном этапе……………………………………………………………… 2.1. Энергетика……………………………………………………………… 2.2. Автомобилестроение ………………………………………………….. 2.3. Электроника……………………………………………………............. 2.4. Пищевая промышленность……………………………………............. 2.5. Освоение космоса……………………………………………………… Заключение …………………………………………………………………………. Список использованных источников и литературы ……………………………... Приложения………………………………………………………………………... Введение Установление дипломатических отношений между Москвой и Сеулом в 1990 г. стало событием, во многом символизировавшим начало поворота ситуации в Азиатско-тихоокеанском регионе от противостояния времен «холодной войны» к преодолению накопившихся реальных противоречий и недоверия в пользу международного сотрудничества и диалога. Современные формы экономического сотрудничества между Республикой Корея и Россией базируются на взаимодополняющем характере экономик двух стран. Российско-южнокорейские отношения заслуживают пристального изучения в силу их потенциальной приоритетности для обеих стран и перспектив дальнейшего поступательного развития. При этом необходимо констатировать, что на сегодняшний день уровень двустороннего взаимодействия является недостаточно высоким и не соответствует имеющимся возможностям. Россия обладает нефтяными и другими энергетическими запасами и различными минеральными ресурсами, в том числе разнообразными нерудными ископаемыми, которые являются основным сырьем для новейших отраслей промышленности, заслуженно гордится мировым уровнем развития фундаментальных наук и технологий создания новых материалов и оптики. В свою очередь, Республика Корея обладает высокими техническими достижениями в производстве сложных бытовых электротоваров, полупроводников, электроники, легковых автомобилей и многого другого. Россия может получать необходимые ей передовые экономические ноу-хау в ряде областей, а также, что особенно важно, масштабные прямые инвестиции южнокорейских компаний. Таким образом, актуальность данного исследования связана с необходимостью изучения открывающихся в настоящее время новых возможностей для повышения уровня российско-южнокорейского торгово-экономического сотрудничества и с тем фактом, что на современном этапе Южная Корея является важным торгово-политическим партнером России. Эти возможности подразумевают, прежде всего, усиление экономической роли России в азиатском регионе, поиск новых выгодных вариантов сотрудничества со странами Корейского полуострова, особенно в случае нормализации межкорейских отношений, что будет способствовать укреплению стабильности и экономическому развитию в регионе. К тому же у России сохраняется заинтересованность в получении от Республики Корея необходимых инвестиций, в том числе для развития Дальнего Востока. Важно выяснить, каким путем пойдет реализация этих тенденций, на какие аспекты двустороннего сотрудничества необходимо обратить внимание в первую очередь, определить конструктивные способы преодоления возможных барьеров, препятствующих использованию потенциала взаимовыгодных двусторонних экономических связей. Объектом исследования является современное состояние экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Корея и перспективы его развития с учетом современных реалий. Предметом исследования является экономическое сотрудничество России и Республики Корея на современном этапе. Хронологические рамки работы охватывают период с 1990 г., с установления дипломатических отношений между СССР и РК, до современности. Степень изученности проблемы в научной литературе. Заметный вклад по вопросам развития экономических отношений между Республикой Корея и Россией представляют труды следующих ученых: Ли Сон Ена, Ю.В. Ванина, А.В. Воронцова, А.Н. Федоровского, В.Б. Амирова, В.В. Михеева, А. Торкунова, В. Денисова, В. Ли, Г.Ф. Кукнадзе и др. Эти работы представляют собой наиболее полное и комплексное исследование предпосылок установления российско-южнокорейских отношений. Следующее направление – труды, в которых анализируются проблемы развития экономики, взаимодействия между экономическим ростом и внешними факторами (международная торговля, иностранные инвестиции). Это труды ведущих российских, корейских специалистов по вопросам развития экономических отношений между Республикой Корея и Россией. Наибольший интерес внесли такие авторы, как В.А. Самсонова, А.П. Лукин, О Ен Иль, Ли Е Гил, С.С. Суслина, Г.А. Ивашенцев, Г.П. Белокурова, И.Н Богдан, А.М. Мозгоев и др. В данных работах рассматриваются перспективы российско-южнокорейского экономического сотрудничества, факторы и условия, влияющие на процесс формирования и расширения экспортного и импортного потенциала стран, территориальная и товарная структура экспорта и импорта. Характеристика источников. При написании курсовой работы был использован широкий круг источников. Условно их можно разделить на три группы. К первой группе относятся международные договоры, соглашения, которые позволяют ознакомиться с внешней политикой России и Республики Корея по отношению друг к другу, а также позволяют проследить за процессом развития торгово-экономических отношений этих стран. Во вторую группу выделяются статистические материалы по масштабам торгово-экономического сотрудничества, показатели внешней торговли, данные об основных статьях экспорта и импорта, которые позволяют более углубленно проследить прогресс развития экономического взаимодействия России и Республики Корея на современном этапе. Наиболее значимыми являются korea.polpred.com. Всемирная справочная служба, Страны Азии. Аналитическое сообщество, Мировое и национальное хозяйство. Издание МГИМО МИД России, KITA. Korean International Trade Association. К третьей группе источников можно отнести новостные сайты такие, как РИА Новости, Сеульский Вестник, РСМД, Российская газета RG.Ru. Эти сайты информируют обо всех официальных встречах глав России и Республики Корея, а также о совместных проектах, проводимых для развития торгово-экономического сотрудничества обоих государств. Степень изученности проблемы и круг доступных нам источников позволили поставить следующие цели и задачи. Целью данной работы является комплексный анализ российско-южнокорейских экономических отношений. Поставленная цель реализуется путем решения следующих исследовательских задач: рассмотреть основные этапы российско-южнокорейских отношений; раскрыть причины успехов и трудностей во внешней торговле России и Южной Кореи; проанализировать современное состояние и перспективы взаимовыгодного сотрудничества РФ и РК в условиях нового мирового порядка; исследовать основные направления российско-южнокорейских отношений на современном этапе. Глава 1 Экономическое взаимодействие России и Республики Корея. Хроника развития отношений между РФ и РК Российско-корейские отношения имеют давние традиции, хотя после Второй мировой войны идеологические геополитические причины не позволяли СССР и Южной Корее наладить регулярное взаимодействие. Тем не менее в годы «холодной войны» Южная Корея стремилась наладить торговые отношения с Советским Союзом. В мае 1979 г. Южная Корея подписала соглашение с Финляндией, которая обязывалась оказывать помощь в поставке товаров в Советский Союз и Восточную Европу. В процессе установления дипломатических отношений между СССР и РК большую роль играл факт наличия в СССР корейской диаспоры. Речь идет о личном вкладе Г.Ф. Кима, советского востоковеда и специалиста по истории Кореи. В первой половине 1980-х гг. начался первый малоизвестный научной общественности этап усилий небольшой группы ученых-востоковедов, поставивших задачу убедить политическое руководство страны в целесообразности установления дипломатических отношений с Сеулом. В тот период заметную инициативу и настойчивость проявил Институт востоковедения АН СССР. Директор института академик Евгений Примаков, первый заместитель директора, член-корреспондент АН СССР Георгий Ким, заведующий отделом социалистических стран Азии Института Юрий Ванин возглавили группу ученых-корееведов, и подготовили закрытый доклад, посвященный проблемам и перспективам отношений СССР с государствами Корейского полуострова. На основе этих материалов было составлено и направлено в Международный отдел ЦК КПСС несколько записок с обоснованием и рекомендациями в отношении целесообразности признания РК, а также с рекомендациями о том, как нейтрализовать возможную негативную реакцию КНДР. Естественно, что в условиях политического застоя все шаги руководства Института востоковедения АН СССР по продвижению идеи об установлении дипломатических отношений, рекомендовавшей резкую переориентацию внешней политики СССР в Северо-Восточной Азии, осуществлялись в условиях строгой конфиденциальности. Внести коррективы во внешнеполитический курс страны заставил процесс деидеологизации внешней политики СССР, начавшийся с 1985 г. и резко усилившийся на рубеже 1980-1990 гг. Последствия этого процесса проявились повсеместно, но особенно зримо они дали о себе знать на корейском направлении. В результате в считанные месяцы две Кореи в сознании советской политической элиты «поменялись знаками»: плюс стал минусом и наоборот. С началом перестройки идея установления дипломатических отношений с Сеулом неожиданно оказалась востребованной: во второй половине 1980-х гг. возрос спрос на инициативы, которые могли бы продемонстрировать «новое мышление» М. Горбачева в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Горбачев показал, что Советский Союз готов к улучшению отношений со всеми странами Тихоокеанского региона Азии, включая Южную Корею, что стало известно из его выступлений в июле 1986 г. во Владивостоке и в августе 1988 г. в Красноярске. Научные разработки группы Примакова – Кима способствовали принятию решения об участии СССР в Олимпиаде 1988 г. в Сеуле. Чуть позднее в кулуарах Олимпиады члены советской «олимпийской» делегации начали обсуждать с представителями Корейской ассоциации содействия внешней торговли (КОТРА) вопрос об обмене «неофициальными» торговыми представительствами. Беспрецедентно теплый прием, оказанный советской спортивной делегации на Олимпийских играх в Сеуле в 1988 г., усиливал в советском обществе чувство интереса и симпатии к южным корейцам. Безусловно, Сеульская Олимпиада ускорила процесс налаживания дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея. Процесс нормализации советско-южнокорейских отношений тормозился по причине отсутствия у советской стороны четкого плана действий, равно как и перечня практических вопросов, которые следовало решить в увязке с нормализацией. В итоге вышло так, что запоздав примерно на год, нормализация двусторонних отношений оказалась плохо подготовленной, а значит — преждевременной. Отчасти это было обусловлено позицией МИД СССР и целого ряда советских экспертов по корейским проблемам. В данном случае дело не только в консерватизме, присущем внешнеполитическому ведомству в любой стране. За «корейское» направление в советском МИДе отвечали люди, выросшие на догматах старой политики однобокой ориентации на КНДР, хорошо знавшие и любившие именно эту страну, а Южную Корею они знали не так хорошо и, что хуже, нередко воспринимали с предупреждением, а то и просто через призму северокорейской пропаганды. Группа Примакова – Кима исходила из твердого понимания того, что в интересах СССР не только установление и развитие полноценных межгосударственных отношений с Южной Кореей, но и сохранение таковых с Северной, то есть они настаивали на соблюдении принципа проведения сбалансированного подхода Москвы к обоим корейским государствам, отношения с каждым из которых представляли самостоятельную ценность. Формула полного дипломатического признания Сеула, которую в течение многих лет Г.Ф. Ким разрабатывал и пытался «внушать» Кремлю, предполагала сохранение и продолжение развития полноценных отношений с КНДР. Генеральная идея заключалась в восстановлении стабильных отношений с обоими корейскими государствами, проведении сбалансированной политики на Корейском полуострове, в рамках которой Москва в случае необходимости была бы способна выполнять и функции посредника между Сеулом и Пхеньяном. Логика такого подхода состояла в том, что односторонняя ориентация на одном из корейских государств, при свертывании сотрудничества с другим, ведет к нарушению баланса и снижению стабильности на Корейском полуострове, противоречит интересам России в данном регионе мира. Но вместе с этим политика развития отношений только с одной частью Кореи за счет изоляции ее другой части фундаментальным образом нарушает стратегические интересы корейской нации, поскольку со всей очевидностью работает против задачи налаживания равноправного диалога, примирения и, в конечном счете, воссоединения Кореи. Таким образом, в начале-середине 1990-х гг. прошлого века российская политика на Корейском полуострове была отмечена однобокой ориентацией на РК. Однако отрадно, что в будущем, хоть и с запозданием, но с начала 2000-х гг. Москва все-таки реализует рекомендации группы Примакова – Кима, сформировав модель полноценных, конструктивных отношений и с Сеулом, и с Пхеньяном. С июня 1989 г. интенсивность советско-южнокорейских контактов возросла, а вектор советской политики был направлен на признание Республики Корея. В конце марта 1990 г. между Москвой и Сеулом открылось прямое воздушное сообщение. Весной 1990 г. во время сессии ООН состоялась встреча Горбачева с президентом Корейской Республики Ро Дэ У в Сан-Франциско. Президент Ро Дэ У направил М. Горбачеву письмо с предложением о встрече министров иностранных дел. В ответном послании советский лидер высказался за то, чтобы предварить такую встречу переговорами по вопросам экономического сотрудничества. Искомые переговоры стартовали в начале августа 1990 г. в Москве, а уже 30 сентября этого же года министры иностранных дел СССР и Республики Корея подписали в Нью-Йорке протокол об установлении дипломатических отношений. В середине декабря Ро Дэ У прибыл в СССР с официальным визитом. Поскольку дипломатические отношения на уровне послов были к этому времени уже установлены, президенты двух стран ограничились подписанием Декларации об общих принципах отношений. Еще одна, последняя их встреча состоялась весной 1991 г. на курортном острове Чечжудо. На этой ноте завершился самый важный этап нормализации межгосударственных отношений между СССР и Республикой Корея. Анализ экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея после установления дипломатических отношений. Правовая база После распада Советского Союза, 27 декабря 1991 г. Республика Корея признала независимость Российской Федерации. 18-20 ноября 1992 г. состоялся официальный визит в Южную Корею Президента РФ Бориса Ельцина, в ходе которого был подписан Договор об основах отношений Российской Федерацией и Республикой Корея. 1-4 июня 1994 г. президент РК Ким Ен Сам находился в России с официальным визитом. Б.Н. Ельцин и Ким Ен Сам провели в Москве обстоятельный обмен мнениями о состоянии и перспективах двусторонних отношений, а также по широкому кругу международных проблем. Президенты с удовлетворением констатировали устойчивое развитие российско-корейских отношений в политической, экономической, культурной и других областях. Президенты заявили, что отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея переходят в конструктивное взаимодополняющее партнерство, основанное на общих ценностях свободы, демократии, законности, уважения прав человека и рыночной экономики. Во время визита было подписано 5 документов, в том числе Совместная российско-корейская декларация («Московская декларация»). 27-29 сентября 1995 г. состоялся официальный визит в Южную Корею председателя правительства России Виктора Черномырдина. Подписанная Декларация о содействии развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества открыла путь для более тесных отношений между странами в экономической и научно-технической сферах. 23-26 июля 1997 г. состоялся официальный визит министра иностранных дел РФ Евгения Примакова в Южную Корею. Во время визита был подписан ряд соглашений. Учитывая взаимную заинтересованность в создании технических возможностей для ведения конфиденциальных телефонных переговоров на высшем уровне, было подписано Соглашение об организации линии прямой телефонной связи между Кремлем в Москве и Голубым домом в Сеуле, а также Совместное российско-корейское заявление. В ходе переговоров стороны обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений, ситуации на Корейском полуострове, а также по широкому кругу международных проблем, представляющих взаимный интерес. После подписания договора наращивание взаимной торговли было прервано финансовым кризисом 1997–1998 гг., поразившим обе страны с интервалом в один год. Далее состоялся официальный визит министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Хон Сун Ена в Россию с 24 по 26 января 1999 г. по приглашению министра иностранных дел Российской Федерации Игоря Иванова. На встрече была подтверждена приверженность обеих стран курсу на дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе конструктивного, взаимодополняющего партнерства. На тот момент общие объемы южнокорейских инвестиций в российскую экономику были относительно невелики ( см: Приложение 1). В 1996 г. товарооборот между РФ и РК составил 3,78 млрд. долл. в 1997 г. 3,3 млрд. долл., а в 1998 г. — 2,11 млрд. долл. В 1997 г. объем торговли снизился на 13%, а годом ранее показатель спада составил 36%. При этом российский экспорт составил в 1998 г. 0,99 млрд. долл., сократившись по сравнению с 1997 г. почти вдвое (см: Приложение 2). Активизация российско-южнокорейского сотрудничества началась в 1999 г. после визита в Москву Ким Дэ Чжуна. 12 мая 1999 г. прошло второе заседание российско-южнокорейской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (МПК), на котором были подготовлены к подписанию четыре межправительственных соглашения «О сооружении российско-корейского индустриального комплекса в свободной экономической зоне «Находка», «О сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии», «О сотрудничестве в экономическом развитии в Республике Бурятия», а также «Меморандум о сотрудничестве между министерствами экономики России и Республики Корея». Проект «Находка» предусматривает аренду корейской корпорацией участка земли площадью 330 га в Партизанском районе Приморского края сроком на 50 лет. Также на этом участке предусматривается строительство производственных помещений, которые в дальнейшем могут быть сданы на конкурсной основе компаниям, в первую очередь фирмам из России и Южной Кореи. В сентябре 2004 г. президент Республики Кореи Но Му Хён посетил Москву. Россия и Республика Корея заключили Соглашение о сотрудничестве в области космоса и создали совместный исследовательский центр. Республика Корея осуществила запуск своего искусственного спутника земли с помощью российских технологий и планирует запустить второй спутник. Теперь Россия оказывает Республике Корее поддержку при подготовке космонавтов. Также в ходе визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию были подписаны: Меморандум о совместной разработке компаниями «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной компанией («Korea National Oil Corporation») проекта «Сахалин-3» (добыча нефти на Венинском блоке шельфа Сахалина) и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря (предполагаются инвестиции в геологоразведку в объёме 250 млн. долларов); Декларация о необходимости активизировать сотрудничество в области транспорта и энергоносителей на Корейский полуостров; Соглашение о проектировании, поставке оборудования и строительстве нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татарстан), предполагающее корейские инвестиции в объёме 1,7 млрд. долларов; Соглашение с Samsung по десятилетнему проекту модернизации Хабаровского НПЗ стоимостью 500 млн. долларов; кредитные соглашения на 50 млн. долларов для финансирования поставок южнокорейских товаров и услуг в Россию. Общая сумма инвестиций по подписанным соглашениям превышает 4 млрд. долларов. В 1999—2004 гг. экспорт из России стабильно превышал импорт в Россию из Республики Корея. Среднегодовые темпы роста товарооборота составляли 25 %. Экспортируемые товары оставались преимущественно сырьевыми; основной удельный вес занимали: алюминий и изделия из него — 121 млн. долл.; мясо и филе морских рыб и морепродукты — 89 млн. долл.; капролактам — 84 млн. долл.; металлолом черных металлов — 74 млн. долл.; никель и изделия из него — 66 млн. долл. (1999 г.). Импорт из РК состоял в основном из готовых изделий. Его ведущими статьями являются: машины и механизмы — 87 млн. долл.; морская буровая платформа — 79 млн. долл.; цветные телевизоры — 68 млн. долл.; легковые автомобили и микроавтобусы — 71 млн. долл.; нефть и нефтепродукты — 64 млн. долл. (см: Приложение 2). Ситуация стала меняться в 2005 г. Рост российского экспорта в РК заметно замедлился, и импорт из Южной Кореи снова превысил экспорт. Обе страны прилагали усилия по доведению к 2010 г. уровня взаимного товарооборота до 25 млрд. долл. В 2005 г. наблюдался заметный рост двусторонней торговли. Если в 2004 г. товарооборот между Россией и Южной Кореей составил 6 млрд. долл., то в 2008 г. он вышел на уровень 18,1 млрд. долл. (см: Приложение 2). Наряду с торговлей активизируются связи в производственной сфере, прежде всего за счет организации производства на российских предприятиях бытовой электроники и техники, автомобилей и т.д.. Однако, отмечая несомненную динамику и отдельные достижения в этом процессе, нельзя пройти мимо сохраняющихся и накапливающихся проблем. Россия занимает 15-е место среди торговых партнеров РК (1,12% от общего товарооборота). Недостатком российской торговли с РК является то, что российский экспорт по-прежнему остается преимущественно сырьевым: более 90% его объема приходится на поставки металлопроката, минерального сырья (в основном, нефть и нефтепродукты), лесоматериалов, химической продукции, морепродуктов. (см: Приложение 3). Российской стороной принимаются меры по увеличению в нем доли машинно-технической продукции. Это и активизация связей в производственной сфере прежде всего путем организации производства на российских предприятиях многого из того, что поставляется из РК в Россию в готовом виде – бытовая электроника и техника, автомобили, - и более глубокая переработка в России сырья и материалов с учетом требований южнокорейских потребителей, в том числе на предприятиях, создаваемых в России инвесторами из РК. Южнокорейское правительство очень устраивает, что в импорте России из их страны преобладают поставки машин, производственного оборудования и транспортных средств (82%), химической продукции (10%), металлов и изделий из них, текстильных изделий и потребительских товаров (бытовая электроника, продукты питания). ( см: Приложение 4). После того, как президентом Республики Корея стал Ли Мён Бак, российско-корейские отношения вышли на уровень стратегического партнёрства, которое предполагает не только экономическое взаимодействие, но и более тесные связи в политике, в сфере безопасности и обороны. Этому в немалой степени способствовали визиты южнокорейского лидера в Россию и его встречи с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным в сентябре 2008 и декабре 2009 гг.. В ходе визита Ли в декабре в Москве было подписано 13 российско-южнокорейских меморандумов о взаимопонимании, из которых шесть касаются сферы энергетики и природных ресурсов, три - развития инвестиций, три - промышленности и технологий и одно - информационных технологий. По итогам встреч, среди которых ведущее место занимали двусторонний саммит с участием Дмитрия Медведева и Ли Мен Бака, а также общение Ли с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, было подписано совместное российско-южнокорейское заявление. 28 декабря 2009 г. состоялась сессия Смешанной Комиссии по рыбному хозяйству между Россией и Южной Кореей, было подписано Соглашение о противодействии незаконному промыслу в Северо-Западной части Тихого океана. При этом для Кореи была увеличена квота на вылов минтая. Всего в результате соглашения южнокорейские рыбаки смогли добыть в 2010 г. в российской исключительной экономической зоне в общей сложности 65 565 тонн морепродуктов. В настоящее время страны активно ведут переговоры по участию южнокорейского капитала в судостроении, рыбной переработке и в других проектах на российском Дальнем Востоке. В ноябре 2013 г. состоялся первый при новой президентской администрации в Сеуле официальный визит в Южную Корею Президента России Владимира Путина. По итогам встречи В.В. Путина с Президентом РК Пак Кын Хе был подписан достаточно обширный пакет официальных документов, большинство из которых, однако, носит скорее декларативный, нежели прикладной, практический характер. К числу основных достижений переговоров южнокорейские специалисты относят два межправительственных соглашения о взаимной отмене визовых требований и об учреждении и условиях деятельности культурных центров. По состоянию на 2016 г. товарооборот между Россией и РК, резко сократившийся в 2015 г. (на 33,8%), продолжил снижение: за первое полугодие он упал на четверть. ( см: Приложение 5). Сегодня на долю Южной Кореи приходится 3,5% российской внешней торговли. Хотя правительство РК формально не присоединилось к санкциям, введенным Западом против России в связи с событиями вокруг Украины и Крыма, оно все же воздерживается от поощрения новых совместных проектов. Финансисты, ссылаясь на международные правила, ограничивают операции с Россией. В начале 2016 г. под давлением США РК согласилась разместить на юге полуострова под предлогом наличия северокорейской ракетной угрозы американскую противоракетную систему THAAD. Об этом было объявлено в июле, когда уже была запланирована встреча президентов Владимира Путина и Пак Кын Хе на 3 сентября 2016 г. во Владивостоке. Отменять ее из-за этого Москва не стала, тем более что ей было важно продемонстрировать Соединенным Штатам тщетность их усилий по изоляции России в Азии. Однако это негативно сказалось на атмосфере встречи. Москва, как и Пекин, восприняла размещение американской системы ПРО в Азии как фактор изменения сложившегося стратегического баланса сил в регионе. Россия рассматривает THAAD как позиционный элемент новой антироссийской противоракетной системы в АТР – от Юго-Восточной Азии до Аляски. В 2016 г. 3 сентября состоялись переговоры президентов России и Республики Корея в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке (ВЭФ). По поводу THAAD Россия и Южная Корея по-прежнему находятся на разных позициях. В ходе переговоров были подписаны 24 меморандума о взаимопонимании в сфере торговли и инвестиций. Это стало базой для возможного участия российских компаний в различных проектах на Дальнем Востоке РФ на общую сумму в 395 млн. долларов. В экономической сфере, пожалуй, самой важной новостью стало подтверждение намерений Сеула работать с целью заключения соглашения о свободной торговле с ЕврАзЭС. Главы двух государств пришли к соглашению о проведении работы по изучению целесообразности и принятия последующих шагов для заключения соглашения о свободной торговли между РК и ЕАЭС. В ходе своего выступления на заседании на Восточном экономическом форуме Пак Кын Хе выразила надежду по поводу подписания соглашения по этому вопросу. Это соглашение должно открыть новую главу в двусторонних экономических отношениях. По состоянию на 2016 г. российско-южнокорейские отношения далеки от пиковых показателей. Политические контакты не слишком активны, а позиции по основным международным проблемам далеки друг от друга. После резкого падения рубля по сравнению с 2015 г. товарооборот между странами сократился на 23 % во многом из-за двукратного снижения объема импорта из Республики Корея. Глава 2 Основные направления российско-южнокорейских отношений на современном этапе 2.1. Энергетика Южная Корея заинтересована в импорте российских энергоносителей. По экономическим соображениям это относится в первую очередь к газу, несколько в меньшей мере — к сырой нефти, тогда как уголь, электроэнергия пока выглядят гораздо менее «проходными» товарами. Заинтересованность Южной Кореи в российских ресурсах нашла отражение и в институциональном оформлении двустороннего сотрудничества. 12 мая 2003 г. «Газпром» и компания Kogas подписали соглашение о сотрудничестве в области поставок российского природного газа в Республику Корея сроком на пять лет. В ходе российско-корейского саммита в Москве в сентябре 2004 г. подписан пакет инвестиционных соглашений на сумму около 4 млрд. долл., включившего проект строительства нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, модернизацию Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, разработку двух нефтеблоков на Камчатке и Сахалине. Корейская сторона также заинтересована в разработке Западно-Камчатского шельфа Охотского моря. 21 сентября подписан Меморандум о взаимопонимании между компаниями «Роснефть» и «KNOC». Весной 2006 г. Россия приняла решение о строительстве нефтепровода протяженностью 4200 км Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) по маршруту Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край) мощностью до 80 млн. тонн нефти в год. 31 мая 2007 г. был создан консорциум, состоящий из ряда компаний Южной Кореи и российской «Роснефти», по поводу обнаружения очень крупного месторождения нефти на шельфе у западного побережья полуострова Камчатка. Запасы нефти этого месторождения оцениваются в 10,3 млрд баррелей, чего хватило бы, чтобы обеспечивать экономику Южной Кореи на протяжении целого десятилетия. С южнокорейской стороны в консорциум входят Корейская национальная нефтяная корпорация, которой принадлежат 40% акций, а также корпорации GS-Caltex, SK, Daewoo International, Kumho Petrochemical и Hyundai, которые в сумме владеют еще 20% совместного предприятия. Оставшиеся 60% акций приходятся на «Роснефть». В ноябре 2005 г. во время саммита АТЭС в Пусане, российская экономическая дипломатия потерпела серьезную неудачу. Корейская сторона отказалась от уже подготовленного проекта соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли, которое предусматривало строительство Транскорейского газопровода. Провал российской инициативы обусловлен двумя причинами. Во-первых, несоответствие инициативы сложившемуся положению в энергетике РК. Трудно было ожидать от руководства РК резких изменений в энергетическом секторе ради принятия российского плана. Во-вторых, решающим обстоятельством стала политика ОАО «Газпром» и его конфликт с Украиной, что вызвало серьёзные опасения корейской стороны в своей энергетической безопасности в случае реализации этого проекта. Производство электроэнергии в России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России. ЕЭС России охватывает всю населенную территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно управляемым энергообъединением, граничащим с энергообъединениями стран Европы и Азии. В 2008 г. президент Южной Кореи Ли Мён Бак на встрече с президентом Д. Медведевым предложил новый формат отношений двух стран, который он представил как «Новый Шёлковый путь». В соответствии с предложениями Ли Мён Бака Россию и Республику Корею должна связать прочная система взаимоотношений, которая будет строиться на 3-х основных составляющих: «Железный Шёлковый путь», который свяжет железные дороги Корейского полуострова и Транссиб, «Энергетический Шёлковый путь», по вопросам разработки новых месторождений нефти и газа, а также «Зелёный Шёлковый путь», который будет обеспечивать сотрудничество стран в области лесной промышленности и сельского хозяйства Приморского края. 20 – 25 августа 2011 г. на переговорах между президентом РФ Д.А. Медведевым и лидером КНДР (Северной Кореи) Ким Чен Иром в Улан-Удэ была достигнута договоренность о создании рабочих групп для реализации проектов: 1) проведение и дальнейшая эксплуатация газопровода из РФ по территории КНДР в Республику Корея; 2) соединение Транскорейской и Транссибирской магистралей (для перевозки грузов из Южной Кореи, всего региона Северо-Восточной Азии в Россию и Европу). Данные договоренности оживили внимание политиков и предпринимателей Южной Кореи к проектам, связанным с добычей и транспортировкой газа в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако в связи с кончиной Ким Чен Ира 17 декабря 2011 г. и приходом к власти его сына – Ким Чен Ына, а также последующим обострением ситуации на Корейском полуострове, вопрос о прокладке газопровода был снят с повестки дня. 20 апреля 2016 г. Россия и Южная Корея подписали меморандум, призванный создать условия для развития сотрудничества между атомными энергетическими отраслями двух стран. Стороны договорились регулярно обмениваться информацией, сотрудничать в обеспечении общественной приемлемости атомной энергетики и ядерных технологий и способствовать развитию кадрового потенциала для атомной промышленности. Осенью прошлого года Роснефть заключила соглашения с Rosneft Trading S. A. на поставку в Южную Корею нефти с проекта Сахалин-1. Об этом стало известно 26 октября 2016 г из материалов Роснефти. Поставка нефти должна быть осуществлена до 31 декабря 2018 г в порт Йосу в Южной Корее. Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, о том, что развитие сотрудничества между Россией и Республикой Корея имеет достаточные предпосылки и большие перспективы и будет направлено на удовлетворение интересов обо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: