- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Консультация как средство регуляции межличностных отношений между учащимися
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012484 |
Тема: | Консультация как средство регуляции межличностных отношений между учащимися |
Содержание
Консультация как средство регуляции межличностных отношений между учащимися Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Современные представления о понятии межличностных отношениях: зарубежные и отечественные психологи. 1.1 Определения понятия «межличностные отношения» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………6 1.2 Характеристика проблем межличностных отношений между учащимися………………………………………………………………………17 Глава 2. Теоретические подходы в разработке консультативной программы 2.1. Организация проведения экспериментальной работы по регуляции межличностных отношений между учащимися………………………………28 2.2. Обоснование методов изучения межличностных отношений и личностных особенностей учащихся…………………………………………29 2.3. Характеристика консультативной программы……………………………35 Глава 3. Анализ эффективности консультативной программы коррекции межличностных отношений между учащимися 3.1. Результаты изучения межличностных отношений между учащимися………………………………………………………………………41 3.2. Анализ результатов внедрения консультативной программы по регуляции межличностных отношений………………………………………45 Заключение……………………………………………………………………….51 Список литературы………………………………………………………………54 Приложение……………………..………………………………………………58 Введение Актуальность исследования. В сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире в обществе наиболее значимыми выступают изменения самого человека. Преобразования, которые произошли в экономической, технологической, социальной областях, при повышении общего культурного, в том числе познавательного уровня, практически поставили современного человека в новую позицию, прежде всего, по отношению к людям и себе. В настоящее время остро стоит вопрос конфликтного поведения в школьном возрасте, который принял массовый характер, в результате чего этот вопрос находится в центре внимания социальных педагогов, психологов, медицинских работников и воспитателей образовательных учреждений. В межличностных отношениях между людьми, как в семье, в образовательной среде, профессиональной деятельности, всегда существуют социально-психологические феномены, такие, как конфликты. Взаимодействие людей всегда обусловлено сложной системой отношений, таких, как общественные (социальные) и межличностные (психологические). Главными различиями отношений является то, что отношения в обществе определяются безличным характером, их сущностью в процессе взаимодействия конкретных социальных ролей, в то время, как межличностные отношения обусловлены личностной окраской и эмоциональной основой. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, К. Флей-Хобсон, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку само общение выступает в качестве основного условия развития человека, формирование его личности. Вопросы влияния общения школьников со сверстниками на общее развитие школьников оказывались в центре внимания многих видных представителей психологической науки, таких как Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова и др., а также представителей педагогики: А.Г. Арушанова, Т.Е. Артёмкина, И.А. Емельянова, И.И. Лосева, О.Г. Мишанова и др. Говоря об исследованиях детской среды, нельзя не заметить, что исследователи чаще отдают предпочтение дошкольному возрасту. В то время как проблема развития и воспитания коммуникативных навыков школьников требует дополнительного глубокого изучения, а в дальнейшем - разработки и внедрения новых эффективных методик, активизирующих естественную мотивацию школьников к обучению и саморазвитию, успешному диалогу с окружающими людьми, формированию благоприятных межличностных отношений между детьми. Проблема исследования заключается в разрешении противоречий, связанных с необходимостью регулирования межличностных отношений между учащимися и отсутствие консультационной программы, учитывающие типичные особенности учащихся и трудности их взаимоотношений. Объект исследования – личностные отношения между учащимися. Предмет исследования – консультационная деятельность педагога по регуляции межличностных отношений между учащимися Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать консультационную программу, ориентированную на психолого-педагогическую характеристику личности и их трудности взаимоотношений. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, если межличностные отношения представляют собой разнообразие проблем психологических взаимоотношений, то их регулирование становится возможным при использовании консультативной программы, включающей в себя: консультации с детьми на различные темы, касаемые межличностных отношений между детьми, консультации с родителями детей на темы, касаемые особенностей воспитания для формирования благоприятных отношений между детьми, игры в конце каждой консультации для закрепления результата. Задачи исследования: 1. Конкретизировать содержание понятия межличностных взаимоотношений между учащимися; 2. Выявить проблемы межличностных взаимоотношений; 3. Разработать комплекс методов, выявляющих проблемы межличностных взаимоотношений; 4. Разработать консультативную программу для учащихся с различным социально-психологическим типом личности; 5. Определить результативность консультативной программы. Методы исследования: * теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение; * эмпирические: тестирование, анкетирование, беседа, формирующий эксперимент. Практическая значимость исследования. В исследовании доказано, что если межличностные отношения представляют собой разнообразие проблем психологических взаимоотношений, то их регулирование становится возможным при использовании консультативной программы, включающей в себя: консультации с детьми на различные темы, касаемые межличностных отношений между детьми, консультации с родителями детей на темы, касаемые особенностей воспитания для формирования благоприятных отношений между детьми, игры в конце каждой консультации для закрепления результата Глава 1. Современные представления о понятии межличностных отношениях: зарубежные и отечественные психологи. 1.1 Определения понятия «межличностные отношения» в зарубежной и отечественной литературе Проблема сущности межличностных отношений людей обращает наше внимание на то, как в них проявляют свои социальные и психологические качества эти люди. Стоит отметить, что межличностные отношения всегда опосредствованы более совокупной системой – системой общественных отношений. Изучение отношений как философской категории открывает большие возможности развития науки и заслуживает высокого внимания. Некоторые отечественные ученые (Г.М. Гак1, О.Г. Дробницкий2, А.Г. Здравомыслов3, Р.А. Зобов4, В.Н. Сагатовский5, В.И. Свидерский6 и др.) были увлечены изучением категории «отношение». Отечественные психологи довольно часто использовали понятие «отношение» в своих исследованиях в различных контекстах: например, Г.М. Андреева предложила идею интериоризации отношений как необходимого аспекта развития личности ребенка7; С.Л. Рубинштейн полагал, что отношение ребенка к окружающим людям – это генетически более ранняя форма, чем отношение к себе самому8; А.В. Петровский рассматривает отношения в социально-психологическом контексте, это — многоуровневая система межличностных связей9; для В.Н. Мясищева отношение — система субъективных избирательных связей личности с различными аспектами объективной действительности10; для А.Н. Леонтьева отношение — смысловая сфера сознания, направленность личности11, Л.И, Божович признает важность включения понятия «отношение» в изучение личности ребенка, однако четкого его определения так никто и не выработал12. Категория «отношение» является целостной в системном плане и индивидуализированной категорией, включающей в себя и социальную сторону связей личности с другими, и субъективные установки и предпочтения по поводу событий, явлений, ценностей. В работах Б.Г. Ананьева13 и C.В. Ковалева14 говорится о психологической природе отношений, их развитии и основных видах. Лично Б.Г. Ананьев полагал, что необходимо разграничить такие понятия, как «общение» и «отношение». А.А. Люблинская15, поддерживая Б.Г. Ананьева в его понимании структуры системы личностных отношений, предложила концепцию трех главных сторон отношения, трех групп его компонентов: эмоционально-волевых, мировоззренческо-познавательных и действенных. Какое-либо личностное отношение, по А.А. Люблинской, может считаться сформированным лишь при высокой развитости основных компонентов указанных сторон в их единстве. Благодаря такой сложной структуре отношения, оно может быть рассмотрено как системное личностное образование. Мировоззренческо-познавательная сторона ярко выражается следующими качествами личности: различные познавательные интересы, познавательная активность, широта кругозора. Эмоционально-волевая сторона, проявляющая нравственные чувства человека, становится очевидна в целостном слиянии с волевым усилием личности, которое выражается в сознательной дисциплине. Действенная сторона отношения связана с такими качествами как творческая активность и самостоятельность. Советский психолог К.К. Платонов16 указал на двузначность термина «отношение», тем самым внеся важное уточнение в его понятие. Согласно его утверждениям, отношение – это выражение общественного отношения и отношения личности к действительности и к другим личностям. Взаимоотношение, а также близкое ему по значению понятие «межличностные отношения», — это разносторонняя и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, центром которых служат чувства, направленные на другого человека [41]. Разница между «общением» и «отношением» может быть рассмотрена как разница между формой и содержанием, если допустить, что первое (общение) характеризует форму и метод связи между людьми, а второе (отношение) — содержание. На рис. 1 представлены 4 основных компонента отношений, которые выделяют психологи (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, С.Л. Рубинштейн) в структуре отношений. Рис. 1. Структурные компоненты определения «Отношение» по А.А. Бодалеву, Я.Л, Коломинскому, С.Л. Рубинштейну Следует уточнить, что гностический (когнитивный) компонент в данном контексте является системой общественных знаний (правил, понятий, норм, ценностей, оценок), которые усваиваются личностью на уровне убеждений. Этот компонент отношений подразумевает наличие относительно устойчивого интереса к познанию нравственных качеств личности. Аффективный (эмоционально-мотивационный) компонент полагает личностный смысл, придающийся отношению; эмоционально-положительное мнение о других людях. Под поведенческим (поведенческо-деятельностным) компонентом понимается совокупность обобщенных приемов познавательного процесса. Это приемы оценочного и фактического анализа явлений и ситуаций, целеполагания (процесса выбора и расстановки целей); корректировка обозначенных целей и способов поведения. Этот компонент предполагает желание и способность личности к установлению доброжелательных контактов с окружающими людьми. С.Л. Рубинштейн17 в устройстве отношений отмечает содержательный компонент, основанный на информации из окружающего мира и являющийся очень значимым для человека. Принцип значимости служит основой формирования любого отношения, проявляющегося в виде активного действия. Наиболее глубоко тему отношений личности в психологическом аспекте изучил В. Н. Мясищев. Он выяснил, что термин «отношения» отражает наиболее важный для понимания психики факт — взаимная связь личности и среды. Такая связь имеет потребностный характер: отношения имеют свое проявление в поступках, действиях, поведении человека в общем, образуют устройство личности. Отношение как связь объективного с субъективным едино; но в множестве отношений с разной отчетливостью выделяются отдельные компоненты. В.Н. Мясищев называл их сторонами, видами или частичным отношением. Это позволило ему внести в определение «отношения» следующие психологические феномены: эмоции, потребности, интересы, убеждения и оценки18. Термин «отношение» является основной категорией педагогической науки. Среди разнообразных педагогических работ последних лет довольно много тех, что прямо или косвенно связаны с категорией «отношение», а иногда даже опираются на нее как на базу диалектического подхода к воспитанию. «Отношение» понимается как выражение некоторых связей, которые складываются между личностью и окружающими людьми, а также разными сторонами окружающего мира. Затрагивая сферу знаний, потребностей, убеждений, поступков и волевых выражений личности, такие связи тем или иным образом сказываются на ее поведении или формировании19. Оценка соответствия определенных моральных проявлений людей общим нравственным нормам также характеризует отношение личности к окружающим20. Отношения личности очень разнообразны. Принято выделять четыре главные группы отношений, в которых человек наиболее полно раскрывается как личность: а) отношение к собственному делу; б) отношение человека к материальным и духовным ценностям; в) отношение к окружающим людям; г) отношение к себе самому. Известный российский психиатр А.С. Белкин полагал, что «отношение к другим людям накладывает отпечаток на весь процесс психического развития и воспитания»21. Отметим, что для отношений личности характерны следующие особенности: - в общении отношение тесно связано с отражением и взаимодействием человека с человеком (результатом воспроизведения личностью окружающей действительности является формирование отношения, которое затем имеет проявление в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении человека); - на отношения человека влияют его потребности, потому как они появляются как некоторая связь субъекта (человеком), у которого имеется потребность, с объектом (им может быть человек или предмет окружающего мира), имеющим возможность удовлетворить потребность человека (как правило, обусловливающими такие отношения потребностями являются следующие: потребность в контроле себя и других людей, в развитии близких отношений, в присоединении к различным социальным группам, в положительной оценке, в самоуважении, в понимании, в опеке, в сострадании, потребность ощущать себя нужным и значимым); - отношение – это одновременно процесс и результат взаимодействия и общения (структура отношения включает в себя эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты; их сочетание определяет вид и тип отношений; отношение как процесс проходит несколько этапов: формирование, развитие, стабилизация или распад; у отношения как результата имеются некоторые параметры: интенсивность, знак, статус, осознанность); - направленность личности определяется соответственно избирательному положительному или отрицательному отношению личности к разным сторонам действительности. В данное понятие включены обусловленные всей социальной практикой отношения личности, а именно, ее убеждения, взгляды, оценки, интересы, вкусы, цели и мотивы отдельно взятых поступков и всей деятельности22. Одной из важных форм существования отношений считается педагогическое пространство, то есть структурность, протяженность, место их осуществления. В.В. Абраменкова в своей работе рассмотрела структурные компоненты этого пространства отношений. В контексте пространства жизнедеятельности она выделяет плоскости отношений ребенка: в горизонтальной плоскости отношения происходят «на равных» и к относительно равным субъектам — сверстникам (другие дети примерно того же возраста); наклонная плоскость отношений связана со взрослыми — теми, кто в глазах ребенка является таковыми, или взрослыми «вообще»23. Взрослыми могут считаться и дети постарше, а иногда даже и ровесники ребенка, которые в обществе имеют более высокий статус. Панорамная плоскость отношений определяется окружающей средой ребенка, которая меняется с возрастом и которая обусловлена историко-культурными представлениями (образовавшейся картиной мира), а также региональными особенностями местности. Вместе с этим с середины XX века сформировалась новая реальность — ограниченное и замкнутое пространство отношений с миром, встречающееся, например, у ребенка с серьезным заболеванием или у современного ребенка, который отрезан от реального мира виртуальной плоскостью видео-, теле- или компьютерного экрана. Это есть экранная плоскость отношений с информацией. Законы и традиции культуры, в которой живет ребенок, а также жизненные ценности связаны с внешней плоскостью отношений. Еще одна, не менее важная, форма онтологии отношений – это время. Отношения, которые переживает ребенок, следует разбирать в трех формах времени: прошлого, настоящего и будущего. Так, отношения в детстве являются сложной иерархической системой связей ребенка с окружающим миром, и эта система, в свою очередь, развивается в пространстве и времени. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.И. Мясищева и др. показали, что в человеке раньше всего формируется отношение к другим людям, и только потом - другие отношения, например, отношение к труду и к самому себе. В результате этих отношений в личности человека развивается чувство защищенности и формируется благоприятная для его становления психологическая атмосфера. Такое социально-психологическое влияние на человека способны оказать люди, если они являются уважаемыми, статусными, авторитетными и эмоционально привлекательными для человека. Личность, с одной стороны, является «продуктом» социальных отношений, а с другой, она – их создатель и активный творец. Это говорит о том, что следует сначала рассмотреть личность в целостной системе общественных отношений, каковой и является само общество, то есть в определенном «социальном контексте»24. В психологии взаимоотношения – это субъективные связи, которые возникают в процессе и результате взаимодействия двух или более субъектов. Это, в первую очередь, система межличностных установок, ожиданий, ориентаций, которые определяются в процессе совместной деятельности, проживания и т.д. Детерминацию психологических и социальных качеств человека и его отношений к миру в связи с этим можно представить следующей схемой: общество - «группа» - человек. Человек, контактируя с непосредственным окружением, создает особенности социальной группы, участником которой он является, а деятельность и отношения участников этих групп создают, в конечном итоге, общественные отношения. И так же наоборот, социальные отношения «преломляют» свое воздействие на человека через те группы, к которым он имеет принадлежность. Существует целая система разнообразных видов общественных отношений: социальных, экономических, политических, идеологических и прочих видов отношений. Их особенность состоит в том, что люди, состоящие в них, «относятся» друг к другу как члены определенных общественных групп (профессий, классов, иных групп, сформировавшихся в процессе совместного труда, и групп, появившихся в сфере политической жизни). Подобные отношения не выстраиваются на основе симпатий и антипатий. Они обусловлены объективно – согласно определенным положениям, которые занимают люди в системе общества. Природа этих отношений заключается не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей, которые принимают эти личности. Социальная роль – это закрепление за человеком определенного положения в системе социальных отношений. Говоря о социальной роли, следует отметить следующие положения, характерные ей: в ней существует система прав и обязанностей исполнителя; она подразумевает определенный образец поведения, который ожидается обществом от каждого, кто занимает данную позицию; она связана с некоторыми видами общественной деятельности. Важнейшим фактором психологического «климата» группы можно считать эмоциональную почву межличностных отношений. Это значит, что отношения формируются на основе тех или иных чувств, которые возникают между людьми. Они выражаются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, наличия взаимопонимания или его отсутствия. Все чувства можно разделить на группы: 1) конъюнктивные – чувства, которые сближают и объединяют людей; при этом другая сторона является желаемым объектом, по отношению к которому оказывается готовность к совместным действиям, сотрудничеству и т.д.; 2) дизъюнктивные – чувства, которые, напротив, разъединяют людей, и при этом другая сторона выступает в качестве неприемлемой, или в качестве фрустрирующего объекта, который не вызывает желания к сотрудничеству и т.д.; 3) индифферентные чувства (безразличие); 4) амбивалентные чувства (противоречивые). Интенсивность чувств и отношений бывает различной. Межличностные отношения классифицируются по уровню взаимной близости (контактности) личностей в соответствии с тремя компонентами: взаимная привлекательность (симпатия и притяжение); восприятие и взаимопонимание; поведение и взаимовлияние. В частности, наиболее широкой формой межличностных отношений принято считать знакомства. У знакомств выделяют три главные характеристики: «знаешь в лицо, узнаешь» (наиболее широкий круг лиц), «здороваешься» (только при взаимном узнавании), «здороваешься и заводишь разговор». При знакомствах чувства не имеют существенной роли, но при отсутствии знакомств сильно ограничиваются контакты человека, а, следовательно, и возможности удовлетворения некоторых его потребностей (когнитивных, коммуникативных, информационных и т.д.). Наиболее остро это ощущается в чужом городе, в новом коллективе, на новом месте службы и т. п.25 Отношения знакомства могут развиться в более глубокие взаимоотношения – приятельские. Формирование товарищеских и приятельских отношений происходит в условиях межличностной привлекательности. Слово «приятель» уже указывает на особенную роль приятия – неприятия, когда симпатии – антипатии выступают одним из главных условий сохранения межличностных отношении. Но отношения приятельства не имеют особенно разборчивый в выборе партнера характер, чего не скажешь о товарищеских и дружеских отношениях. Товарищеские отношения основываются на деловых контактах, где средства, цели и результаты коллективной деятельности сказываются на поддержании связей, распределении функций26. Формы взаимоотношений делят на: истинное, демонстрируемое и приписываемое отношение. Человек непосредственно переживает истинное отношение (чувство) к партнеру, но необязательно показывает его. Демонстрируемое отношение (действие, поведение) – это внешняя демонстрация отношения. Оно может гармонировать с истинным (при условии полной искренности человека и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) – это домыслы человека о том, как на самом деле относится к нему партнер. Перечисленные выше формы взаимоотношений существуют на двух уровнях: реальном и желаемом. В реальном процессе взаимодействия и общения людей эти формы отношений постоянно переходят друг в друга, партнеры взаимодействуют друг с другом, обмениваются чувствами и мыслями. Эти реальные отношения неизменно соотносятся с желаемыми действиями, чувствами и мыслями, а при несоответствии им человек начинает испытывать неудовлетворенность. На основе этого появляются проблемы во взаимоотношениях, которые возможно группировать: неприятие поведения, неприятие чувств, неприятие мыслей. Таким образом, мы можем сказать, что отношения – это смысловая сфера сознания , включающая в себя и социальную сторону связи личности с другими и субъективные установки и предпочтения по поводу событий, явлений, ценностей, направленная на взаимодействие с другими личностями. 1.2 Характеристика проблем межличностных отношений между учащимися Многие авторы рассматривают категории общения и отношения, не делая существенных различий между этими понятиями. Поэтому, обращаясь к опыту таких педагогов как Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, мы исследовали также и проблему динамики развития детского общения, так как выше перечисленные авторы, говоря об общении детей, подразумевают категорию отношений. Т.А. Репина замечает, что межличностные отношения детей непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции27. Привязанность между детьми в группе довольно долгая и устойчивая. В группе формируется устойчивое отношение детей к тому или иному ребенку. Часто это отношение зависит от ситуации. Для того, чтобы было хорошее отношение, необходимо наличие общих интересов. Немаловажны положительные качества детей. Чем больше общается с ребенком группа детей, тем больше у него значимости, дети одного пола быстрее находят общий язык28. В процессе анализа литературы нами были выделены такие показатели развития межличностных отношений как просоциальность действий и эмоциональная причастность к сверстнику. Поэтому, прослеживая динамику развития межличностных отношений детей, не оставим без внимания выше приведенные показатели. Проанализируем динамику развития межличностных отношений детей начиная с дошкольного возраста. Воспитатель должен контролировать отношения между детьми возрастом 3 года. В этом возрасте легко сформировать положительное отношение, очень многое зависит от работы воспитателя. Дети легко перенимают хорошее настроение сверстника, нет проблем в том, чтобы дать игрушку или уступить место в очереди, но нужно помнить о том, что все эти качества нужно у детей воспитывать, периодически требуя это выполнить. Так как отношение ребенка к сверстнику индифферентно, то в данном возрасте можно заложить базу положительных отношений между детьми и выработать у детей культуру общения. Данный период самый удачный, так как психика детей в этом возрасте похожа на пластилин, из которого можно лепить что угодно. Важно заложить в это время стереотип поведения в группе29. Это важный этап, так как терпимость и доброжелательность в поведении людей можно заложить в таком возрасте. Дальше это делать будет сложнее, так как на поведение ребенка влияет не только воспитатель, но и поведение людей на улице, обстановка в семье, психологические качества родителей. Исследование, проведенное Е.О. Смирновой и В.Г. Утробиной, изложенное в статье «Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте», доказывает, что для детей младшей возрастной группы наиболее характерным является «значительное количество просоциальных действий при общем индифферентном отношении к другому ребенку». Трехлетние дети интересны тем, что они равнодушны к действию сверстника, но при возникновении проблемы, такой как нехватка игрушек, могут охотно ими поделиться. Данное качество, если оно будет прочно сформировано, поможет уже взрослым людям при адаптации в социальной группе. Если даже ребенок делится со взрослым, это означает успех в воспитании ребенка. Он уже имеет желание делиться со взрослым, но сверстника как объект общения практически не воспринимает. При эффективном воспитании в дальнейшем он будет способен делиться со сверстником. В этот период сверстник повышает эмоциональность ребенка и его двигательную активность. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер. В этом возрасте еще не приходится говорить о каких-либо объединениях детей, а также о выделении наиболее популярных или непопулярных детей30. Отношение к сверстнику меняется в 4-5 лет. Детская игра обогащается и меняется. Дети начинают играть друг с другом осознанно и при этом выполнять какие – либо роли. Уже есть вероятность того, что дети не могут поделить игрушки. Причиной этого конфликта является то, что ребенку игрушка действительно нужна, редко это объясняется жадностью или желанием просто эту игрушку иметь. Дети, которые не могут себя занять и от того, что им скучно, пристают к сверстникам, так же могут стать источником конфликта. В данном случае они мешают играть. Такие дети могут вызвать антипатию. Отношение к ребенку может стать недоброжелательным. В этом возрасте возможны конфликты из-за «расхождения во взглядах» (одна девочка считает, что мишка, наблюдающий в раздевалке за одеванием детей, может простудиться и убирает его в шкаф, другая девочка хочет, чтобы он сидел на своем месте). Это объясняется влиянием семьи и окружения. В частности, одну девочку родители не закаляют, а здоровьем другой занимаются. Расхождения могут быть во взглядах различного рода. В 5 лет ребенок начинает испытывать интерес к сверстнику, ему уже может быть уделено внимание, происходит наблюдение за ним. Дети начинаю сотрудничать и совместно что-то делать. Эмоциональная вовлеченность растет. Уже можно наблюдать то, что дети оценивают действия друг друга. Сопереживание сверстникам тоже возрастает. Но в этом случае может быть как у взрослых. Неудачи могут даже радовать, а удачи – огорчать. Дети уже совместно играют и обмениваются информацией. Могут возникнуть споры по отношению к различным явлениям. Это меняет отношение между детьми. Связано это с тем, что дети совершенно разные и играют также по-разному. Те, кто играет интересно и хорошо, более популярны и имеют больше друзей. Такие дети выбирают себе партнеров и могут отвергать детей им непривлекательных. Дети, которые плохо играют, прилагают усилия для того, чтобы их взяли в игру, партнерами они не перебирают. Но и это не всегда получается. В этом случае дети делятся на любимцев или привелегированых и изгоев31. Если вначале дети борются за право владеть игрушкой, то потом эти отношения носят постоянный характер, один ребенок должен подчиняться другому. Ради того, чтобы играть кто-то вынужден подчиняться, такой опыт приятен для лидера, но морально негативен для ведомого ребенка. Такие отношения уже формируют модель поведения в человеческом обществе, и дети это постепенно понимают, так как их родители тоже вынуждены подчиняться кому- либо. Таким образом, как нами уже было отмечено ранее, решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В средней возрастной группе картина поведения детей в проблемных ситуациях существенно меняется: во-первых, более чем в 2 раза уменьшается число просоциальных решений проблемных ситуаций, во-вторых, в средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В этой группе значительно чаще, чем в других, наблюдается парадоксальная эмоциональная реакция на поощрения и порицания взрослого, которая заключается в огорчениях детей при поощрении сверстника и в явной радости при его порицании32. В этом случае меняется отношение детей к себе и к другому ребенку, становится закономерной оценка своих действий. Ребенок постоянно сравнивает себя с другими, стремится улучшить что-то, добиться каких-то результатов Дети уже противопоставляют себя друг другу. Его Я опредмечивается, в нем уже выделены отдельные умения, навыки и качества, но осознаваться они могут не сами по себе, а в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равный, но другой человек, т.е. сверстник. Сравнение нужно для того, чтобы утвердить себя перед другим ребенком, в данном случае сверстником33. Важно воспитать у детей моральные качества, которые реализуются преимущественно в просоциальном поведении детей. Взрослый является авторитетом для ребенка. В то же время осуществление просоциального поведения в этом возрасте сталкивается со значительными трудностями и вызывает внутренний конфликт. Конфликт состоит в том, что существует моральная норма, которая часто противоречит пожеланиям ребенка и желанием утвердиться перед сверстником. Иными словами это «конфликт между «внутренним взрослым» и «внутренним сверстником». Например, ребенок не хочет делиться игрушкой, по моральной норме он должен это сделать, но делать не хочет, так как этот предмет ему нужен. На этой почве могут возникнуть не только словесные конфликты, но и драки между детьми. Кроме того, самоутверждаться более сильные дети могут за счет более мягких и слабых сверстников. К сожалению, это явление можно довольно часть наблюдать в детском саду. Если воспитатель не обратит на это внимание и не будет это пресекать, то одни дети вырастут агрессивными, а другие подавленными. Но не следует в этом случае всю ответственность взваливать на плечи воспитателя, который должен следить за большой группой детей. Родители должны больше уделять внимания воспитанию детей34. Важной чертой новых отношений является их устойчивость и нечувствительность к педагогическим воздействиям. Это означает, что дети могут не реагировать на замечания воспитателя и продолжать делать то, что им нравится. Как минимум, воспитатель должен быть авторитетным у детей, кроме того, о случаях агрессивного поведения родители должны извещаться и принимать меры, так как они являются реальным авторитетом у детей. В 6 лет у детей уже совершенно другое отношение к сверстникам.. Дети уже хорошо общаются, меньше эмоциональных барьеров, они уже могут оценивать действия партнера. У детей в этом возрасте уже намного больше знаний и умений, это делает их более интересными для группы. Дети уже без взрослых сами придумывают правила игры, регулируют её ход, распределяют роли, учитывая иерархию. Каждый ребенок стремится показать себя хорошо перед сверстниками. Особенно стараются те, которые хотят наладить отношения с группой35. Дети стремятся улучшить свои качества для того, чтобы быть более привлекательными для сверстников. Все эти факторы приводят к тому, что отношения меняются. Они усложняются за счет того, что дети уже рассматриваются как личность, оценка действий становится более строгой. Дети становятся более наблюдательными чем раньше. Кроме того, дети от взрослых отличаются тем, что они не умеют скрывать своих эмоций, они не любят лгать и не зря существует такое высказывание «Устами младенца глаголит истина». Это означает, что дети показывают друг к другу подлинное отношение36. Дети делятся на заметных, популярных, незаметных и даже изгоев. Симпатии и антипатии возникают на основе различных факторов. Не всегда формирование того или иного отношения к ребенку можно проследить. В частности современные дети могут общаться с тем или иным ребенком, потому что он красиво одевается, или у него оригинальные туфли. Важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении. Дети....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: