- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эволюция отношений между ЕС и США
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011293 |
Тема: | Эволюция отношений между ЕС и США |
Содержание
Титульный лист ВКР _____________________________________________________________________________ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ» ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой № 83 д.т.н., проф. А.А. Оводенко должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему Эволюция отношений между ЕС и США выполнена Антоновым Владиславом Сергеевичем фамилия, имя, отчество студента в творительном падеже по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения код наименование направления Направленности - - код наименование направленности Студент группы № 8435 Антонов В.С. подпись, дата инициалы, фамилия Руководитель Проф.,д.и.н.,доц. Хейфец В.Л. должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия Санкт-Петербург 2018 Бланк задания на ВКР ____________________________________________________________________________ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ» УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой № 83 д.т.н., проф. А.А. Оводенко должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ студенту группы № 8435 Антонов Владислав Сергеевич фамилия, имя, отчество на тему Эволюция отношений между ЕС и США утвержденную приказом ГУАП от 04.04.18 № 07-287/18 Цель работы: Задачи, подлежащие решению: Содержание работы (основные разделы): Срок сдачи работы « » Руководитель Проф.,д.и.н.,доц. Хейфец В.Л. должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия Задание принял к исполнению студент группы № 8435 09.04.2018 Антонов В.С. подпись, дата инициалы, фамилия СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1.Эволюция Европейского союза 1.1.Основные этапы формирования Европейского союза 1.2. Проблемы Евросоюза и европейской интеграции на современном этапе Глава 2. Эволюция отношений ЕС и США. 2.1.США и ЕС: формирование и развитие отношений 2.2. Политические интересы США и ЕС 2.3.Публичная дипломатия США в рамках европейского интеграционного процесса Глава 3. Сходства и различия позиций США и Евросоюза по важнейшим вопросам международной политической и экономической повестки дня 3.1 Политические аспекты взаимодействия ЕС и США 3.2 Экономические аспекты взаимодействия ЕС и США Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ В XXI веке Европейский союз является одним из крупнейших интеграционных объединений в мире. Незамедлительно после второй мировой войны снова начали появляться тенденции интеграции в Европе. Это случилось после того, как ведущие страны осознали, что только совместными усилиями и ресурсами можно восстановить и способствовать дальнейшему развитию национальных экономик. Обладая статусом, ЕС не останавливается только на экономическом сотрудничестве на международной арене. В начале 1990-х в Европе происходил усиленный процесс создания усилий для осуществления совместной деятельности между странами-участницами в области политики. Этот процесс, который был запущен в самом начале 1970-х годов, существенно ускорил свое осуществление после окончания холодной войны и распада СССР, тем самым ознаменовав конец биполярной системы. Европейский Союз располагает своей самостоятельной внешней политикой, а также политикой в сфере безопасности, что позволяет вести дела в мировом сообществе как единое целое, относительно глобальных вопросов. В условиях современной мировой ситуации все участники интеграции обладают большими возможностями и способны оказать существенное влияние, прежде всего в экономики. Приоритетной целью как внешней политики ЕС, так и в политике безопасности является- поддержание мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН ;поддержка международного сотрудничества; развитие и укрепление демократии, верховенства закона и соблюдение прав человека и основных свобод.1 Вместе с этим, Европейский союз является очень важным торговым партнером РФ, на долю которого приходится около половины объема российской внешней торговли. Энергоносители нашей страны занимают важную строчку в энергетике всего Евросоюза2. Как и ранее страны-участницы союза рассматривались россиянами как достаточно надежный источник взаимообмена технологий и инноваций. Сравнительно недавно имело место, хотя и с небольшой нестабильностью, вектор роста в торговой сфере и в сфере инвестиций, контактов и поток туризма в совокупности с транснациональными направлениями. Перед началом ввдения санкции, доля ЕС составила одна третьей части внешней торговли РФ, а также около 50% иностранных вложений в ее экономику. Что касается темпов роста товарооборота, то имело место тенденция к снижению, и абсолютные капиталовложения западноевропейских стран в экономику России были совсем незначительными – 9-10 млрд долл., а чистые прямые инвестиции не более 2–3 млрд долл.3 По состоянию на январь 2018 года, товарооборот между ЕС и США составил 21,492 миллиарда долларов, тем самым вызвав рост на 22,2%4. ЕС является одним из главных акторов при решении различных международных вопросов, начиная от проблем глобального потепления, беженцами и борьбой с террористами и заканчивая ожесточенными конфликтами на Ближнем Востоке. Во внешней политике и в вопросах требующих глобальных решений ЕС имеет общие точки соприкосновения с США. Однако, не стоит забывать о собственной политики Европейского союза и их особенностях, которые демонстрируют различия в подходах между Европой и Штатами. Отношения между США и ЕС являются взаимодействиями ключевых акторов на геополитическом фронте Западного мира с доминированием США. Так как Европейский союз начинал свою деятельность после Второй мировой войны, то многие члены попали под власть Америки, а некоторые другие вошли уже после дезинтеграции соцлагеря и создали после Второй Мировой войны, многие члены невольно попали под гегемонию Америки, а прочие туда также вошли уже после дезинтеграции соцлагеря и СССР. США и Евросоюз имеют следующие общие черты взаимодействия: военный альянс НАТО5, совместные действия по взаимной информационной войне против России, а также всемирный экспорт идей, касательно глобализации и мультикультурализма. После распада СССР, США остались единственной сверхдержавой на мировой арене, а ЕС расширившись, приобрел новые территории интеграции и новых партнеров. Поэтому на рубеже 20-21 веков Евроатлантика укрепила своё положение на политической и экономической карте мира. Но в настоящее время, учитывая, что Россия постепенно набирает силу и уверенно претендует на роль сверхдержавы, а Китай, в свою очередь усиливается как политическое государство, мировой центр начинает небольшими шагами смещаться в центральноазиатский регион и АТР6. Немаловажный нюанс заключается в том, что американо-европейские отношения имеют очень большое значение также и для отношений между Европой и РФ, так как Россия и США борются за лидирующие позиции в Европе. А Китай, который более расположен к нашей стране и находящийся в острых отношениях с Вашингтоном, тоже преследует цели по увеличению своего могущества, не только в Европе, но и в мире. Ни для кого не секрет, что ЕС и США имеют самые сильные мировые экономики. Торговые и инвестиционные потоки между этими союзниками приносят 1 млрд. долл.ежедневно, что является 40% от всей мировой торговли7. Стоит отметить, что история экономического и политического сотрудничества ЕС и США насчитывает не одно десятилетие.8 Переход от системы биполярной к монополярной, окончание существования СССР и всей системы социализма в начале 1990-х, привели к полному изменению в мировой системе и системе безопасности. В связи с новыми и масштабными переменами, атлантический мир пришел к новому этапу на своем пути, где процессы многостороннего партнерства между США, НАТО, Европой и ЕС сталкиваются с противоречиями и трудностями по большому спектру вопросов. Это, прежде всего вопросы в методах преодоления экономического кризиса, проблема размещения американских противоракетных систем в Центральной Европе, проблему международной безопасности, вопросы экологии и торговли и урегулирования военных конфликтов. В сфере диалога, определяющего направление развития отношений ЕС и США, значимое место принадлежит вопросу односторонности и многосторонности, как в узком смысле политики обороны, так и в более широком движении по обеспечению мировой стабильности. В связи с распадом биполярного мира, трансатлантическая система встала перед двумя дилеммами. С одной стороны- развитие процессов демократизации международных отношений в Европе, с другой формирование новой модели международного сотрудничества в рамках ЕС. Страны-участницы ЕС безусловно ценят свои отношения с США, имея некоторые преимущества и было бы глупо разбрасываться такими возможностями. Приняв во внимание факт, что многие страны Европейского союза имеют личные линии сотрудничества с США, которые имеют свои корни, как политически и экономически, так и гуманитарно. Не следует также забывать о военном аспекте, где лидирующие позиции принадлежат США. В связи с эти актуальной проблемой является рассмотрение основных аспектов взаимоотношений ЕС и США, в том числе на современном этапе. Цель исследования – выявить особенности взаимодействия США и ЕС в XX-XXI веках Задачи исследования: - изучить хронологию истории Европейского союза; - провести анализ функционирования Евросоюза на современном этапе; -проанализировать проблемы Евросоюза и европейской интеграции на современном этапе; - проанализировать формирование и развитие отношений США и ЕС; - выявить политические интересы США и ЕС; - установить роль публичной дипломатии США в рамках европейского интеграционного процесса. - обозначить перспективы американо-европейского взаимодействия на международной арене Объект исследования – Внешняя политика ЕС Предмет исследования- особенности отношений ЕС и США В течение выполнения ВКР, были очень полезны многие источники и литература. В ознакомлении с договорами и соглашениями, неоспоримую помощь оказали- официальные сайты ЕС, ООН, Госдепартамента США, ОЭСР и МВФ. Благодаря этим источникам, удалось получить достоверную информацию касательно официальных документов между государствами, а также важных соглашений, затрагивающих мировую повестку дня. Так на официальном сайте ООН, можно было ознакомиться с Резолюцией ГА ООН по проблеме украинского кризиса, сайт ОЭСР помог в ознакомлении с поэтапным развитием ЕС в XX веке, МВФ предоставил статистику по экономическому товарообороту между ЕС и США, а сайт Европейского союза показал взаимодействие между странами-членами, опираясь на Маастрихтский, Лисабонский и др. договоры. Сайт Госдепартамента США, помог статистикой политического и экономического партнерства стран ЕС и США, однако он не содержал достаточно материла касательно современных экономических колебаний между участниками, поэтому пришлось обратиться к электронным ресурсам: РИА Новости, РБК, Евразия Эксперт, Коммерсантъ, New York Times. Данные электронные ресурсы содержали очень много свежей информации об изменениях в экономической и политической ситуации между акторами МО. Помогли увидеть изменения во мнениях между Америкой и ЕС, а также проследить за возможными приоритетными направлениями сотрудничества. Так, в ходе проделанной работы, большую помощь оказал труд З.Бжезинского "Великая шахматная доска". В центре внимания автора находится история величия США как государства, ставшая единственной сверхдержавой после холодной войны. Автор размышляет о геополитических преимуществах государства, которые должны быть реализовано в 21 веке. Наибольшее внимание Бжезинский сосредотачивает на геополитической стратегии Америки относительно Евразии, так как главенство на этом континенте, по факту является доминирующим во всем мире. Вследствие этого автор считает, что распространение влияния в Центральной Азии и на Постсоветском пространстве- ключевым фактором внешней политики США. Монография раскрывает также и экономический потенциал Америки, без которого страна не имела бы такого могущества. Большого внимания заслуживает книга государственного деятеля, дипломата и эксперта в области международной политики- Г.Киссинджера- "Нужна ли Америке внешняя политика?" Здесь автор анализирует внешнюю политику США в переломный момент в ее истории на рубеже 20-21 веков. В данной работе Киссинджер объясняет, почему его соотечественникам насущно необходима новая внешняя политика, и какими должны быть ее цели после окончания эры холодной войны и начала глобализации. Киссинджер призывает американцев понять, что внешняя политика Америки должна строиться на ее постоянных национальных интересах, и указывает, какие это интересы или какими им следует быть в обозримом будущем. По словам эксперта, победа в холодной войне в какой-то степени расслабило Америку и вступая в новое тысячелетие Штаты не готовы предложить идею, которая сможет являться актуальной при возникающих проблемах человечества. Хочется выделить еще одного автора- С. Расмуссен. Дискурсный анализ сообщений и практики общественной дипломатии ЕС, работа которого помогла в написании части главы о публичной дипломатии ЕС. Автор анализирует положение публичной дипломатии ЕС и ее дальнейшие перспективы для широко применения дипломатического аппарата. В работе ведутся споры о пользе или же наоборот более негативных аспектах влияния публичной дипломатии на выстраивания отношений участников Европейского союза. Утверждается, что несмотря на то, что дипломатия способна вызывать проблемы, она все же хорошо адаптирована к нынешним формам дипломатического взаимодействия. Среди иностранных авторов монографий, также хочется отметить: Самус, Уоррен А. Политическое предупреждение и военное планирование; Фрейзер, Роберт. «Кеннан,« Универсализм »и Доктрина Трумэна. Эти работы смогли продемонстрировать становление интеграции между ЕС и США, которое началось после Второй мировой войны. Монографии знаменательны еще и тем, что раскрывают точку зрения западных политиков и идеологов касательно мировой обстановки. Однако, данные работы содержали лишь западные представления об интеграции, вследствие чего я был вынужден обратиться к российским источникам, чтобы проанализировать мнения других политиков и мыслителей. В исследовании также использовались различные статьи из периодических изданий, такие как: Полуэктов А.Б. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство между ЕС и США; Фомичев В.И. Торговые отношения в Европе; Шабаева В. ЕС - США: тернистый путь развития отношений. Так, Шабаева В. в своей публикации показывает насколько трансатлантическое соглашение может усилить интеграцию ЕС и США, воздействуя на четыре сферы: защита интеллектуальной собственности, инновации, финансовые рынки и стандарты безопасности в торговле. Полуэктов А.Б., в свою очередь утверждает, что несмотря на что, объем взаимной торговли товарами и услугами является хоть и важным, но далеко не исчерпывающим показателем состояния двусторонних отношений торгово-экономического плана, нужно также учитывать инвестиционное сотрудничество Эти авторы показывают взаимодействие между Америкой и Европой в различных сферах, наиболее актуальных в настоящее время. Статьи демонстрируют насколько стороны взаимовыгодны друг для друга и какую пользу несет их тесное сотрудничество. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПРИЧИНЫ ИНТЕГРАЦИИ. 1.1.История Европейского союза Интеграция в переводе означает объединение. В сфере международных отношений, данный термин подразумевает взаимовыгодное объединение отдельных участников с целью создать крепкое учреждение со своими целями, задачами и уставом. Данное сообщество придает каждому из ее членов такие условия существования, которые действуя в одиночку, достичь было бы практически нереально. Сюда входят материальные, производственные, интеллектуальные и прочие выгоды сотрудничества. Интеграция дает реальный шанс сделать мирным сосуществование государств, что достигается введением определенных мер, таких как расширение торговли, развитие культурного обмена, свободное перемещение людей, активное проведение политических консультаций и т.д. Также, под интеграцией может пониматься некий процесс, в результате которого государства могут передать часть своих независимых прав в пользу создаваемой ими единой институциональной структуры, чтобы обеспечить взаимовыгодные условия для реализации общих целей и интересов. Очевидная неудача устройства мира в соответствии с Версальским мирным договором дала сильный импульс попыткам к объединению. Традиционный тип союзов и межправительственных соглашений больше не был достаточной защитой от вооруженной агрессии. Эго усилило осознание необходимости создания структур коллективной безопасности, благодаря которым можно было бы устранить межгосударственную анархию хотя бы на территории Европы. В то время как европейским ресурсам в результате войны наносился серьезный ущерб, Соединённые Штаты Америки, извлекая выгоду из сложившейся ситуации благодаря своей функции основного поставщика материалов странам антигитлеровской коалиции, и в результате неучастия этих стран в мировом рынке, увеличили объём производства более чем в два раза по сравнению с довоенным уровнем.9 Соединенные Штаты достигли стандартов экономического производства, которые несомненно превосходили пределы, достигнутые европейскими национальными государствами, поставив таким образом под вопрос конкурентоспособность и, следовательно, экономическую независимость европейских стран. Со стратегической точки зрения, исход войны позволил Соединенным Штатам стать ведущей мировой военной державой, в то время как Советский Союз становился сильнейшей военной державой европейского континента. Это привело к тому, что старые государства Европы не только потеряли значительную часть своего прежнего влияния на международную политику, но и сами становились все менее защищёнными от силы и влияния двух сверхдержав. Советская угроза, страх перед немецким реваншизмом толкали европейские страны к сотрудничеству, дающему возможность гарантировать мир и порядок в Европе. Но вместе с тем, такая альтернатива встречала перед собою ряд проблем, таких как выплата контрибуций и взаимная неприязнь наций, нерешенные вопросы о спорных территориях и ответственность за развязывание войны. Пути послевоенного урегулирования в Европе начались еще до окончания Второй Мировой войны. Таким образом, представители Люксембурга, Нидерландов, Бельгии еще во время войны вели переговоры о сотрудничесвте по ее окончанию. По этому аспекту в 1946 году было подписано соглашение, а уже через два года странами Бенилюкса были отменены таможенные сборы между странами-участницами и был поставлен общий внешний тариф.10Данный пример заставил задуматься о дальнейшем похожем сотрудничестве всю Европу. Стало возможным развитие интеграции двумя путями экономическим или политическим. Экономическая модель имела много сторонников из числа правительств Европы. У Черчиль, будучи бывшим премьер-министром Великобритании выдвинул политическую модель. В начале 50-х гг. противостояние взглядов двух теорий велось на идеологической основе. Споры происходили за светлое будущее европейского объединения. Но самым важным вопросом, который стоял на повестке дня, был о том, как не допустить новой войны. Федералистам основа западноевропейского единства представлялась в общем культурном наследии, а итог интеграции они представляли формулой «Отечество - Европа». По их мнению, это должно было обеспечить базу для политического объединения. Федералисты больше тяготели к политической сфере интеграции, а прежде всего к образованию наднациональных институтов, которые должны были получить широкие полномочия от властей. Они считали, что только таким образом гражданам может быть гарантирована экономическая и политическая безопасность. В итоге должна была сформироваться целостная федерация вропейских стран вместо конфликтующих друг с другом. Несмотря на то, что федералисты уделяли мало времениэкономике интеграции, они были сторонниками создания в Западной Европе федеральной политической структуры.11 Кроме федералистов были еще функционалисты, их главные соперники. Их лозунг был сформирован как «Европа Отечеств». Программа функционализма подразумевала классическую теорию региональной интеграции, при которой умелое управление экономической и социальнйо политикой приводит к формированию интернациональных агентств. Находя общий язык на фоне идеологических противостояний, агентсва начинают вставать на путь обеспечения экономического процветания. В долгосрочной перспективе они превращаются в международные правительства. Дэвид Митрани-основоположник функционализма, в его работах показан пример классический функционализм. Данная концепция мировой политики базируется на нуждах человека и всеобщем благосостоянии, а на пути к достижению успеха можно принести в жертву государственный статус, статус нации и другой идеологии. По мнению функционалистов, государство-нация способно обеспечить благосостояние человека. Чтобы удовлеворить некоторые потребности,бывает недостаточно одной страны, вследствие чего неизбежным становится путь образования надгосударственных структур. Главное отличие двух моделей заключается в том, сколько внимания уделяется политическому и экономическому понятиям. Федералисты в большей мере сосредоточены на институтах, контролирующих федерацию. Функционалисты же были уверены, что процесс интеграции начинается с экономической составляющей и уже потом распространяется на политическую сферу. В данном аспекте заключается их отличие от федералистов.В этом отношении функционализм является намного более реалистичным.12 После Второй мировой войны, Западная Европа была вынуждена найти для себя место в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений, на фоне сформировавшихся двух центров силы- США и СССР. Перед Западной Европой стояла задача реконструкции как в экономическом, так и политическом плане, также не допустить ожесточенного соперничества на континенте, сопровождающееся военными действиями, решить вопрос о включении Германии или одну из ее частей в западный блок. Все болшую значимусть приобретала задача противостояния СССР. Объединение Западной Европы не могло произойти без трудностей и налчия противоречий, таких как англо-французское соперничество за лидерство, шаткое положение экономического и политического развития государств, а также недоверие в Германии, которое существенно накопилось по окночании войны. С целью объединения Европы в единое целое в 1949 г. создается Совет Европы. Его создание стало полезной инициативой, но механизмы его функционирования нуждались в доработке так как решения его носили рекомендательный характер, а деятельность была затруднена начавшейся холодной войной. В дальнейшем западноевропейская интеграция могла развиваться двумя путями. В первом варианте упор делается на создание военно-политического союза с участием ФРГ - в таком случае была бы сформирована мощная европейская опора НАТО. Попыткой в этом направлении стало создание проекта Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) с соответствующими политическими институтами. Но проект этот был провален в августе 1954 г. французским парламентом. Стало ясным, что Западная Европа еще не была готова к политической и военной интеграции на наднациональной основе. Процесс западноевропейской интеграции все же пошел по второму варианту. Он начался с экономической сферы, чтобы впоследствии подключить политические институты. Задачей экономической интеграции было ускорение процесса реконструкции, способствование в Западной Европе созданию стабильной социально-экономической ситуации, включение ФРГ в западный блок и обеспечение Франции гарантий в отношении ее партнера-соперника. Началом экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учрежденная в 1948 г. участниками плана Маршалла13. Но ей были даны лишь координационные функции и не представлялось возможным вывести процессы экономического возрождения Европы на наднациональный уровень. Идейным отцом европейской интеграции стал Жан Моне, французский экономист, генеральный комиссар по вопросам планирования. Им был подготовлен доклад, легший в основу декларации Шумана. Результатом переговоров и дискуссий стал Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Участниками его становятся шесть государств: Франция, ФРГ, Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Он был подписан 18 апреля 1951 г. на срок 50 лет. Таким образом, идеи европейской интеграции появились ещё в первой половине XX в., в качестве декларативных призывов ряда европейских мыслителей и политиков. Однако время для реализации подобных планов тогда ещё не пришло. А вот после II мировой войны, учитывая сложные экономические и политические реалии в Европе, идея интеграции стала во многом вынужденным шагом. У данного процесса можно выделить как экономические, так и политические причины. Ключевой экономической посылкой стала необходимость взаимовыгодного сотрудничества стран Западной Европы в условиях послевоенной разрухи. Важнейшей же политической - стремление играть более весомую роль на международной арене, которую поодиночке ни одна западноевропейская страна тогда уже осилить не могла. В этих условиях и появляются идеи европейских сообществ - сначала Европейского оборонительного сообщества. Западного союза. Европейского объединения угля и стали. Европейского экономического сообщества, Евратома, Западноевропейского союза и ряда других.14 Становление Европейского союза - это величайшее событие в истории Европы - прошло полувековой путь. Сегодня в Союз входят 28 стран (из них 19 составляют зону с единой валютой - Еврозону). Европа, пережившая за первую половину ХХ столетия две кровопролитнейшие мировые войны, раздираемая экономическими и политическими противоречиями, открыла новую страницу своего развития. По сути дела, претворен в жизнь давний лозунг социал-демократов о создании "Соединенных Штатов Европы", выдвинутый еще накануне Первой мировой войны. Европейский Союз - это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств (таблица 1.1). Таблица 1.1. Расширение Европейского Союза и ее страны-участники Дата Страна Общее количество членов 25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция 6 1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия 9 1 января 1981 Греция 10 1 января 1986 Испания, Португалия 12 1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция 15 1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 25 1 января 2007 Болгария, Румыния 27 1 июля 2013 Хорватия 28 Этапы формирования Европейского Союза: 1. Этап 1948-1966 гг. Формирование зоны свободной торговли. 2. Этап 1968-1986 гг. Создание таможенного союза. 3. Этап 1987-1992 гг. Создание общего рынка и интеграция внешней политики. 4. Этап 1987-2000 гг. Усиление политической и экономической интеграции. Рассмотрим как постепенно создавалось это объединение: сначала как Сообщество европейских государств, а затем как Союз этих государств. Дело шло от малого к большему. От интенсификации связей между первыми участниками Сообщества к экстенсивному расширению самого пространства объединения, от сотрудничества отдельных отраслей к созданию единого рынка и, наконец, к единой валюте. Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз. Рассмотрим подробнее эти этапы. 9 мая 1950 года Декларацией Шумана было предложено создание Европейского объединения угля и стали. Подписанный в Париже 18 апреля 1951 года договор утвердил его создание, благодаря чему стал возможен единый рынок угля и стали для шести стран-учредительниц (Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). Целью этого объединения в свете последствий Второй мировой войны стало поддержание стабильного мира между победившими и побежденными нациями, их равенства и сотрудничества в рамках общих институтов власти.15 2. этап. Те же шесть стран, подписав Римский договор 25 марта 1957 года, учредили Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). 16 Последнее привело к созданию более обширного общеевропейского рынка, охватывающего широкий диапазон товаров и услуг. Таможенные пошлины между этими шестью странами были отменены 1 июля 1968 года, и в течение 1960-х годов была выработана и осуществлена единая политика, особенно в отношении торговли и сельского хозяйства. 3 этап. Начинание стран-инициаторов оказалось столь успешным, что Дания, Ирландия и Великобритания решили присоединиться к нему. Это первое расширение Союза до 9 стран произошло в 1973 году. В то же самое время проводилась новая социальная и экологическая политика, и в 1975 году основан Европейский фонд регионального развития. 4. этап. 9 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман первым открыто высказал идеи, которые привели к созданию Европейского Союза. Таким образом, 9 мая отмечается как день рождения ЕС В июне 1979 года был сделан решительный шаг вперед - проведены первые выборы в Европарламент путем прямого всеобщего голосования. Выборы проводятся каждые пять лет. 5 этап. В 1981 году к Сообществу присоединилась Греция, за ней в 1986 году последовали Испания и Португалия. Расширение Сообщества в южной Европе потребовало расширения региональных программ содействия. 6 этап. Спад мировой экономики в начале 1980-х породил настроения «европессимизма». Однако надежда вновь появилась в 1985 году, когда Европейская Комиссия под руководством ее Председателя Жака Делора (Jacques Delors) выпустила «Белую Книгу». В ней провозглашалось завершение формирования единого европейского рынка к 1 января 1993 года. Этот шаг стал возможен благодаря подписанию в феврале 1986 года Единого европейского акта, который вступил в силу 1 июля 1987 года.17 7 этап. Политическое положение Европы резко изменилось с падением Берлинской стены в 1989 году. Это привело к объединению Германии в октябре 1990 года и приходу демократии в страны Центральной и Восточной Европы, так как они вышли из-под контроля со стороны СССР. Сам Советский Союз прекратил свое существование в декабре 1991 года. В это же время страны-члены ЕЭС вели переговоры о заключении нового договора, который был принят Европейским Советом (состоящим из президентов и/или премьер-министров) в Маастрихте в декабре 1991 года18. В существующие структуры Сообщества были интегрированы межправительственные связи (в сферах внешней политики и безопасности), и Маастрихтский договор ознаменовал собой создание Европейского Союза (ЕС). Договор вступил в силу 1 ноября 1993 года. 8 этап. Еще три страны - Австрия, Финляндия и Швеция - вошли в Европейский Союз в 1995 году. Таким образом, в ЕС теперь входило 15 членов. К тому времени Европа уже столкнулась с проблемами, связанными с глобализацией. Новые технологии и неуклонно возрастающее использование Интернета модернизировали экономику, но также привели к возникновению напряженности в социальной и культурной сферах. В то же время безработица и растущие расходы на пенсионное обеспечение стареющего населения ложились все большим бременем на национальные экономики, делая все более насущным проведение соответствующих реформ. Избиратели все чаще и чаще обращались к правительствам с просьбой найти конструктивные способы решения перечисленных проблем. В связи с этим в марте 2000 года лидеры ЕС приняли «Лиссабонскую стратегию». Она была разработана с тем, чтобы сделать Европейский Союз конкурентоспособным на мировом рынке наравне с другими крупными игроками, такими, как США и новые индустриально развитые страны. Цель Стратегии заключалась в поддержке инноваций и производственных капиталовложений, а также адаптации европейской системы образования к нуждам информационного общества. В этот период ЕС работал над своим самым впечатляющим на тот момент проектом - созданием единой валюты, что облегчило бы жизнь и предпринимателям, и потребителям, и путешественникам. 1 января 2002 года на смену валютам стран ЕС, составившим «еврозону», пришел евро. Сегодня евро - главная мировая валюта наряду с долларом США. 9 этап. В середине 1990-х годов начались приготовления для самого большого расширения в истории существования ЕС. Заявления о вступлении в члены Евросоюза подали бывшие шесть стран советского блока (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия), три балтийских государства, ранее входившие в состав Советского Союза (Эстония, Латвия и Литва), а также одна из республик бывшей Югославии (Словения) и две средиземноморские страны (Кипр и Мальта). ЕС воспользовался данным шансом, чтобы стабилизировать ситуацию на европейском континенте и привнести выгоды европейской интеграции в эти молодые демократии. Переговоры начались в декабре 1997 года и 1 мая 2004 года 10 стран- кандидатов присоединились к Европейскому Союзу. Болгария и Румыния вступили в ЕС 1 января 2007 года, доведя тем самым количество стран- членов до 27. Чуть позднее,а именно в 2013 году, окончательная цифра в 28 государств установилась принятием Хорватии.19 Для решения сложных проблем XXI столетия увеличившемуся ЕС потребовались более простые и эффективные методы принятия решений, общие для его членов. Новые правила были изложены в проекте Конституции ЕС, подписанном в октябре 2004 года. Данный документ должен был заменить собой все существовавшие договоры. Однако данный текст в 2005 году был отклонен двумя национальными референдумами. В связи с этим Конституцию заменил Лиссабонский договор, подписанный 13 декабря 2007 года и вступивший в силу 1 декабря 2009 года20. Этот договор вносит поправки в предыдущие договоры, но не отменяет их. В договор вошла большая часть изменений, имевшихся в Конституции. Например, у Европейского Совета появился постоянный Председатель и ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: