VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовые семьи современного юридического мира

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001691
Тема: Правовые семьи современного юридического мира
Содержание
     Содержание
     
     
Введение	3
1. Англо-саксонская правовая семья	5
2. Общая характеристика и отличительные черты романо-германской правовой семьи	9
3. Общая характеристика религиозной правовой семьи	18
Заключение	25
Список использованных источников	27


Введение
     
     В мире есть очень много правовых систем самого разного уровня. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или иных народов объективно формировали различные национально-правовые системы. Вместе с тем, различные социально-правовые процессы, происходящие в контексте исторического развития мирового сообщества, поспособствовали определенному единообразию в представлениях о праве. Именно это и привело к формированию семей права, т.е. совокупностей национально-правовых систем отдельных государств, объединенных общими сущностными признаками.
     Однако, сложность выделения таких признаков, как отмечается в науке, заключается в отсутствии фундамента исследований. Иными словами, на сегодняшний день окончательно не решен вопрос о том, какие семьи права существуют, нет их единой классификации.1
      Традиционно же при классификации правовых систем выделяют три большие правовые семьи:
* англо-саксонскую (прецедентного или общего права);
* романо-германскую (континентальную);
* религиозную (исламского, иудейского, индийского и др.). 
     Таким образом, цель работы: рассмотреть и охарактеризовать правовые семьи современного мира.
     Задачи работы:
* Рассмотреть англо-саксонскую правовую семью;
* Рассмотреть особенности романо-германской правовой семьи;
* Дать общую характеристику религиозной правовой семьи.
     Методологической базой работы является всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные методы исследования: исторический, социологический, системный, структурно-логический.
     Обозначенные в работе вопросы получили своё развитие в трудах таких авторов как: Абдулаев М.И., Дорохин С.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Малько А.В., Синюков В.Н. и других.

1. Англо-саксонская правовая семья
     В англо-саксонскую правовую семью включают правовые системы государств, связанных общностью не только основных черт права, но и единством языка (английский). Правовой инструментарий и современная правовая практика государств общего права имеет существенную специфику по сравнению с аналогичными явлениями в государствах романо-германской правовой семьи. Это особая система права, лежащая в основе построения всей правовой системы, - так называемое общее право, сформировавшееся первоначально в Англии, а затем получившее распространение за пределами острова.
     Зарождение общего права (по способу формирования это право судебной практики) в отличие от права государств романо-германской правовой семьи связывается с усилением власти английского короля и жесткой централизацией королевских судов в XII в. Исторически именно концентрация власти в королевских судебных органах стала причиной и условием развития права судебной практики в Англии.2
     Одним из инструментов государственного (королевского) управления было издание королем приказов-предписаний, адресованных светским или духовным должностным лицам, об устранении какой-либо несправедливости. Сначала такие предписания ограничивались указанием о необходимости совершить определенные действия в пользу какого-либо лица, позднее они стали принимать форму так называемого «юдициального предписания» - указания должностному лицу о возбуждении судебного разбирательства для решения спорного вопроса. Предписание короля устанавливало порядок предъявления иска, определяло систему средств правовой защиты, а также регламентировало процедуру решения конфликта. Кроме того, действие каждого предписания не ограничивалось рамками одного единственного определенного дела. Было принято, что похожие предписания, как и аналогичные решения, должны выноситься во всех похожих случаях. Возникшая как ответ на правовую анархию и соперничество местных церковных и светских судов королевская юрисдикция легла в основу формирования английской правовой системы и шире - стала стержнем данной правовой семьи.
     Помимо общего права, в системе общего права значительное место занимает так называемое «право справедливости», призванное дополнять и исправлять общее право, которое в силу своего «процессуального» происхождения было лишено должной гибкости. Возникновение права справедливости стало следствием обращения непосредственно к королевской власти за восполнением недостатков в деятельности королевских судов из-за недовольства вынесенным решением. Первоначально решения принимались исходя из понимания справедливости для каждого случая, позднее принцип справедливости стал своеобразным коррективом общего права, применяемого королевскими судами. К концу XIX в. все английские суды были уравнены в правах и получили право применять нормы как общего права, так и права справедливости, объединив тем самым эти две системы судейского права. Тогда же была осуществлена систематизация решений общего права на базе материальных норм.
     Основанность на судебной практике и, как следствие, казуистика прецедентного права в известном смысле препятствовала скорому введению новых правил и норм в общественную жизнь. Эти потребности породили необходимость издания законов, регламентов, иных управленческих решений и их применение инстанциями, отличными от традиционных судов. Так было порождено статутное право.
     Статутное право - законы (акты парламента) и подзаконные акты (акты, изданные в порядке делегированного законодательства) наряду с прецедентным правом, хотя и уступают последнему, составляют основной круг источников права в странах англо-саксонской правовой семьи. 
     Закон в английском праве - это акт, вносящий дополнения либо конкретизирующий право, созданное судебной практикой. Хотя официально закон и может отменить прецедент, прецеденту в практике английских и американских судей почти всегда отдается предпочтение перед законом в силу традиционной концепции права, не относящей закон к «нормальной» форме права. Кроме того, толкование статутного права - также прерогатива судов. Исполнительные органы полномочны принимать акты лишь в порядке делегированного нормотворчества, т.е. после того, как они будут наделены парламентом соответствующим правом. Лишь после неоднократного применения судами норма закона или подзаконного акта может считаться принятой окончательно. До истолкования законов судами их смысл представляется небесспорным.3
     Таким образом, современное право государств данной правовой семьи представляет собой систему прецедентного права, где нормы права разрабатываются судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Решения судей не имеют заранее установленного общего характера. Возможность использования решения в дальнейшем при рассмотрении похожих споров создает правило прецедента, когда при определенных условиях правоприменитель должен следовать ранее состоявшемуся решению. Право создается решениями не всех судов, а только, как правило, судов вышестоящих инстанций.
     К настоящему времени в странах англо-саксонской правовой семьи сложилось структурное деление права на общее право и статутное право - писаное право парламентского происхождения. Преимущественно судебное происхождение норм права в рассматриваемой правовой семье позволяет более четко проводить разделение между правом и законом, что в правовой семье романо-германских государств выражено не так отчетливо.
     К числу государств, правовое регулирование в которых осуществляется на базе отраслей и институтов общего права, относят Австралию, Великобританию, Новую Зеландию, Канаду, США. Английское общее право оказало определяющее влияние на формирование правовой регуляции в странах, ныне составляющих Британское Содружество Наций.

2. Общая характеристика и отличительные черты романо-германской правовой семьи
     Как отмечают многие авторы, одной из основных современных правовых систем считается романо-германская правовая семья. Именно романо-германскую правовую семью называют самой древней западной правовой системой.4 
     Данная система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, а также устойчивыми демократическими правовыми принципами и достаточно строгой юридической техникой. 
     Основой возникновения романо-германской правовой семьи, как отмечается исследователями, послужило именно римское право. 
     Это, прежде всего, отличает данную правовую семью от англосаксонской и всех существующих в современном мире правовых семей. Именно в этом заключается ее главная особенность.
     В научных статьях отмечается, что главное качество романо-германской семьи - деление на романскую и германскую группы.
     Первая группа состоит из правовых систем Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии.
     Правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и другие входят в состав второй группы.
     Сама романо-германская правовая семья в структурном и содержательном плане далеко не так однозначна и монолитна, как это иногда представляется в литературе. В силу этого практически на протяжении всего периода существования данной правовой семьи не прекращаются споры о ее структуре и содержании, о принадлежности к ней той или иной национальной правовой системы.
     Особенно острые дискуссии продолжают вестись вокруг вопросов, касающихся отнесения к романо-германскому праву национального права подавляющего большинства латиноамериканских и африканских стран, Японии, и др.
     Благодаря своему абстрактно-нормативному содержанию действующее право стран романо-германской семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменить в нужном направлении. 
     Но у него есть и недостатки, обусловленные трудностями надлежащей конкретизации абстрактно-общего смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано то большое внимание, которое в теории и практике романо-германских систем права уделяется проблеме толкования нормы права.
     Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
* единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
     Закон образует некий «каркас» правопорядка. Нормы права составляют в странах романо-германской правовой семьи определенную иерархическую систему.
     В системе законодательства высшую юридическую силу имеет конституция. Конституция закрепляет систему основных прав и свобод человека и гражданина, основы общественного и государственного строя, а также принципы организации и деятельности высших органов государственной власти. В конституциях многих стран получил закрепление принцип судебного контроля над конституционностью обычных законов.
     Помимо законов, «писаное право» стран романо-германской правовой семьи включает и множество норм и предписаний, принимаемых органами государственной власти во исполнение законов. Законодатель, ограничиваясь изложением принципов более или менее общих норм, часть полномочий предоставляет административным органам для более подробной их регламентации. Весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.)5
     Значительное место в системе источников права в государствах романо-германской правовой семьи занимают международные договоры. Их место в иерархии правовых актов часто сопоставимо с конституционными законами. Во всяком случае, в законодательстве Нидерландов, Российской Федерации, Франции установлена превышающая силу внутренних законов юридическая сила действующих международных договоров.
     Наряду с соблюдением принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли государства в обществе. 
* главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
     Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона. Здесь нет правила прецедента, присущего общему праву. Поэтому суд здесь не обладает правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права. Но он обладает большой свободой в толковании применяемых нормативно-правовых актов, благодаря чему судебная практика оказывает значительное влияние на правоприменительный процесс и развитие действующего права.
* высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
     Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации в том виде, в каком ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, возникающие на практике. В кодексе систематизированы общие правила поведения, на основе которых граждане и правоприменительные органы могут разрешить те или иные юридические проблемы.
     Практически во всех государствах романо-германской правовой системы приняты и действуют гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, административные и некоторые другие кодексы. Помимо кодексов, существует и система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений.
* деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
     При этом, соблюдается принцип первичности частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному.
     Такое деление связано с характером регулируемых отношений: публичное право регулирует отношения между публичной властью и управляемыми, а частное право - отношения между частными лицами.
     Публичное право было призвано регулировать отношения в управленческой сфере. С возрастанием роли государства в управлении обществом особенно важно было действенным образом защищать естественные права граждан от злоупотреблений власти. Сосредоточив огромную власть в своих руках, органы управления часто злоупотребляли этой властью. Поэтому на законодательном уровне необходимо было четко закрепить полномочия органов управления, чтобы избежать нарушения прав и свобод личности.
     Публичное и частное право в странах романо-германской системы распадается на следующие основные отрасли: конституционное право, административное право, международное право, уголовное право, процессуальное право, гражданское право, трудовое право и т.д. Каждая отрасль права, в свою очередь, состоит из множества правовых институтов.
     Несмотря на то, что каждое национальное право имеет структуру свойственных только ей институтов, тем не менее, между различными правовыми системами существует определенное сходство. Это сходство касается природы и структуры права, а также характера регулируемых правом общественных отношений.6 
     Особенно это видно в частном праве (например, предпринимательские и обязательственные отношения). Обязательственное право в странах романо-германской семьи считается центральным разделом гражданского права. Благодаря своей большой практической значимости оно выступает объектом постоянного внимания юристов. Отсюда его высокий юридико-технический уровень.
     В области публичного права также имеется большое сходство между различными правовыми системами романо-германской правовой семьи. Это объясняется общностью политико-правовой мысли различных стран Европы и единым подходом к подготовке юристов. Так, на развитие публичного права на всем европейском континенте довольно значительное влияние оказала эпоха Просвещения, в частности, концепция разделения властей Ш.-Л. Монтескье и теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо.
* правовой обычай и юридический прецедент и судебная практика выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
     Обычай действительно в определённой мере также является источником романо-германского права. Хотя обычай и сыграл весьма важную роль в эволюции континентального права, однако на современном этапе его развития применение обычая как источника права очень ограничено по сравнению с законодательством. Обычай применяется лишь тогда, когда закон прямо отсылает к нему.7
     В последние годы проявляется также тенденция к сближению различных подходов к определению роли и места судебной практики в правотворческом процессе.
     Без сомнений, среди источников континентального права на современном этапе его развития существенно возросло значение и судебной практики. Однако здесь роль судебного прецедента не так велика, как в системе общего права. 
     Как отмечает А.А. Малюшин, это не означает, что в странах романо-германского права закон утрачивает свое господствующее положение, а судебная практика приобретает в сфере правотворчества такое же значение, какое она имеет в странах общего права: романо-германское право не становится прецедентным. К тому же следует иметь в виду, что названные тенденции неодинаково проявляются в конкретных национальных правовых системах.8
     Так или иначе, была и остаётся традиционная обусловленность романо-германской правовой системы, где основное место среди источников права отводится закону. Правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Поэтому судебная практика действует в рамках правовых норм, установленных законодателем. Судебная практика не связана нормами, которые она сама создала, так как они не имеют обязательного характера. Следовательно, суды не могут сослаться на них для обоснования принимаемого решения. Исключение составляют нормы судебного прецедента, создаваемые высшими судебными инстанциями. 
     Есть мнение, что «верховные суды, другие высшие судебные органы, имея определенный авторитет властного органа, при обеспечении единообразного применения закона и единства судебной практики зачастую начинают претендовать на роль власти, дополняющей либо конкурирующей с законодательной».9
     Например, в ФРГ такой авторитет придан решениям Федерального конституционного суда, в Португалии - решениям Пленума Верховного суда, в России - решениям Конституционного Суда.10
     В то же время юридические формулировки судебных решений имеют совершенно иную суть и иной характер, нежели правила, устанавливаемые законодателем.
* на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
     Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой, образующей основу правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
     Выдвижение на передний план прав и свобод человека, свойственное этой правовой системе, не означает противопоставления прав и интересов человека и гражданина интересам общества и государства.11 
     Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.12
* особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
     В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье. Именно в университетских школах права были выработаны основные принципы права. Хотя на современном этапе доктрина и уступила первенство среди источников права закону, но она продолжает оказывать существенное влияние на законодателя и в правоприменительной деятельности. 
     Доктрина влияет на весь процесс правопонимания и толкования действующего права, на трактовку общих принципов и целей права, приемов и методов уяснения смысла норм права, их применения и т.д. Это имеет большое практическое значение, поскольку в ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности надпозитивного права и т.д.) имеют силу норм действующего права, а при коллизиях с последними — обладают приоритетом. 
     Подобная роль общеправовых принципов опирается не только на традиции романо-германского права, но и на закрепленные в ряде современных конституций континентальных стран естественно-правовые принципы и нормы о прирожденных и неотчуждаемых правах человека, правовых ценностях и т.д.13
     Задача юристов состоит главным образом в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя. При принятии конкретного решения очень важно, чтобы правоприменитель точно уяснил и разъяснил смысл и содержание правовой нормы, его место в иерархической структуре системы права.
     Российское право досоветского периода также развивалось в рамках романогерманской системы права. Однако после Октябрьской революции 1917 г. всё изменилось.
     Одним из итогов фундаментальных изменений общественных отношений, произошедших в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., связанных со сменой общественного строя и пересмотром приоритетов в деятельности государства, стала кардинальная перестройка всей правовой системы России. Провозглашение свободы личности, частной собственности и рыночной экономики повлекло за собой ослабление влияния государства на регулирование целого ряда сторон жизнедеятельности общества и потребовало применения новых методов и способов правового регулирования. 
     Объективными следствиями такого процесса, как отмечается С.В. Дорохиным, стали отказ от социалистической модели права и реинтеграция России в романо-германскую правовую семью.
     Возвращение российского права в романо-германскую правовую семью, как отмечается некоторыми авторами, не означает потери самобытности, особенностей, традиций, свойственных правовой системе России. Действительно, российское право, как и любая национальная правовая система, имеет свою специфику, и на нем не могли не отразиться политико-правовые события, происходящие в России, однако оно отвечает всем основным юридическим признакам романо-германской правовой семьи.
     

3. Общая характеристика религиозной правовой семьи
     Исламское (мусульманское) право
     Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники права, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относятся Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан, Турция, Пакистан, Судан и др.
     Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.14
     Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего, это: сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.
     Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
     Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
     Кийас - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.
     Обычно мусульманское право рассматривается как синоним шариата, в котором религиозное начало принципиально не отделено от правового. Интересным фактом является то, что нормы шариата (надлежащего пути) выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения. Для мусульман шариат является «совокупностью обязанностей людей». Его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, этического кодекса, источника высоких духовных чаяний, детально определенной ритуальной схемы и набора формальных требований.
     В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом. Таковыми являются Коран, сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.15
     Представляется, что направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.
     По масштабу применения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.
     Первую группу составляют правовые системы (Саудовская Аравия, Иран), где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).
     Вторую группу составляют правовые системы (Ливия, Пакистан, Судан), где действие мусульманского права не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения «личного статуса».
     К третьей группе можно отнести правовые системы таких стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право - источник законодательства.
     В четвертую группу входят Тунис и Народно-Демократическая Республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а Семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу, наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
     Иудейское (еврейское) право
     Специфической чертой иудейского права обычно называют такую его особенность, как этническая (национальная) принадлежность. Историко-культурное значение нормативного содержания иудейского вероучения связывается с приспособлением средств религиозного характера к решению главным образом проблем этнической идентичности, сохранению сложившегося уклада жизни.16 
     Действительно, стремление к ограждению национальной общинной жизни от возможного влияния национальной культуры или религии других этносов выступает определяющей идеей иудейской религии. Богоизбранность еврейского народа, мессианское назначение его земного существования - тот идеологический миф, который сложился в религиозной среде и служит, прежде всего, культовым интересам. Поддержание этого мифа, передача его из века в век - свойство, метод и феномен еврейской религиозной идеологии. Эти особенности отражены и в сложившемся на ее основе иудейском праве, распространенном в государстве Израиль.
     Источником права иудеев является Библия, точнее, та ее часть, которая содержит Тору (или Пятикнижие Моисея), Пророки (древние хроники и пророчества) и Писания (Агиографы или литературные тексты главным образом лирического, историко-описательного или назидательного характера) - иначе Ветхий Завет. Другой источник - Талмуд. Талмуд представляет собой сборник древних священных писаний, который состоит из текстов (Мишна) и их толкований еврейскими священнослужителями - раввинами (Гемара). Многие исследователи признают, что как источник иудейского права Талмуд имеет больший авторитет и значение, чем Ветхий Завет.17
     Правила общения иудеев между собой в их повседневной деятельности, закрепленные в названных источниках, составляют нормативное содержание иудейского права. Данные в религиозных текстах подробные правила касались многих сторон быта и публичной жизни в еврейской общине. Предполагалось, что этими правилами будут урегулированы все возникающие в общинной жизни вопросы. Однако практика потребовала их уточнения либо некоторой корректировки. Так возникли толкования религиозных текстов, в более или менее систематизированном виде составившие вторую часть Талмуда.
     Нормами иудейского права выступают и традиции, обычаи. Нет необходимости специально подчеркивать их важность как социальных регуляторов и в жизни современного общества. Религиозные традиции оказывают влияние и на формирование правового поведения, и на оформление норм светского права. Так, одной из отраслей права государства Израиль, в которой влияние религиозного иудейского права настолько велико, что позволяет говорить о его официальном значении как подсистемы израильского права, является семейное право.
     В целом в праве Израиля не существует четко обозначенной границы, разделяющей право государственное и религиозное. Каких-либо общих законодательных установлений, определяющих место и роль религии и религиозных учреждений в правовой системе Израиля, нет. Религиозные традиции и идеи наполняют политическую жизнь страны, а институты государства поддерживают религиозно-правовую сферу и делят с религиозными институтами государственные функции. Некоторые судебные функции в Израиле возложены на судей религиозных иудейских (раввинских), мусульманских (шариатских и судов шиитской секты друзов), различных христианских судов, юрисдикция которых ограничена делами о «персональном статусе граждан». Такие суды применяют религиозно-правовые нормы и выносят общеобязательные решения.18
     Индийское (индусское) право
     Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят: обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.
     Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.
     Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (преимущественно в Танзании, Уганде, Кении). Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, то есть живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу.19
     Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному кодексу. Хотя и считается, что все индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит.20 
     Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось «изнутри», вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.
     Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота, отрицательным следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями других каст.
     Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется прожиточный уровень.
     В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.21
     Обновлению и унификации правовой системы препятствуют наличие ряда религий и устойчивых территориальных традиций.
     

Заключение
     
     В заключении работы необходимо подвести общие итоги и сформулировать выводы.
     Что касается англо-саксонской правовой семьи (или семьи обще.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44