- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Семьи «группы риска» как проблема современного общества
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002555 |
Тема: | Семьи «группы риска» как проблема современного общества |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как проблема современного общества 8 1.1. Семьи «группы риска»: понятие и сущность 8 1.2. Исследование причин и факторов семейного неблагополучия 22 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» 30 2.1. Нормативно – правовые основы социальной работы с семьями «группы риска» 30 2.2. Технологии социальной работы с семьями «группы риска» 35 ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА КЛИМОВСКА) 48 3.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 6 по оказанию социальной помощи и поддержки семей «группы риска» 48 3. 2. Методические рекомендации по работе с семьями «группы риска» 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 ГЛОССАРИЙ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77 ПРИЛОЖЕНИЯ 83 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»- одна из важнейших и актуальных проблем социальной теории и практики на сегодняшний день. Актуальность исследования заключается в том, что среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. С учетом образа жизни, состава и функции семьи определяются вопросы демографической политики государства, проблемы развития производства и потребления произведенных товаров, строительство промышленных предприятий и архитектурного планирования жилых кварталов и домов, развитие системы образования и учреждений социально-культурного назначения. Естественно, без учета семейного фактора нельзя решать и многие социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Тем более что последнее во многом зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями. Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее социокультурного ипедагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона детей ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в полиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное. Особенно часто страдают дети в возрасте 6 – 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами [4, c. 18]. Актуальность исследования проблемы технологий социальной работы с семьями «группы риска» обусловлена следующими обстоятельствами: - возрастающей ролью семьи в период социально - экономического и политического преобразования общества и поиском путей стабилизации положения семьи в связи со стойкой тенденцией к увеличению неполных и неблагополучных семей; - ростом социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности и необходимостью оказания не просто социальной, а комплексной социально-педагогической помощи; - активно развивающейся профессиональной деятельностью социальных работников и социальных педагогов и необходимостью разработки основ их научно - практической деятельности, профессиональной подготовки, создания эффективных социально-педагогических технологий помощи ребенку из семьи «группы риска». Таким образом, проблема исследования заключается в разработке структуры и содержания технологии социальной работы как формы помощи семье «группы риска» в системе комплексной социальной помощи. Итак, рост числа семей «группы риска», социальные потребности общества в гуманизации человеческих отношений и стабилизации института семьи, неразработанность проблемы содержания деятельности социальных работников определили выбор темы выпускного квалификационного исследования «Технология социальной работы с семьями «группы риска»». Научная разработанность темы исследования. Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых А.П.Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В.Павловойи других. Зарубежные исследования в данной области представлены работами Д. ван дер Верфа, М. Валлаха, Д. Кристенсона, Н. Лумана, А. Стоунера и других. В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом, среди авторов которых необходимо назвать А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Ладу, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, С.И. Голода, И.А. Гундарова, А.А. Клецина, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича, Н.А. Соловьева, М.С. Мацковского, Ю.Б. Рюриковаи др. Современное состояние российской семьи отражено в исследованиях Т.М. Афанасьева, И.В. Гребенниковой, Л.В. Лебедевой, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и других. Более конкретные исследования неблагополучной семьи как таковой связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, проблемы развода и его дестабилизирующая роль рассматриваются в работах К. Аронса, М. Кента, С.С. Сидельниковой и др. Проблемы, связанные с семьей «группы риска» как агентом деформированной социализации, как источником, порождающим девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, И.Ф. Дементьевой, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, К.Е. Игошева, А.Б. Кашелкина, Н.И. Крюковой, Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова,Д.А. Шестакова и др. Проблема деятельности с семьей «группы риска» подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Т.В.Андреева, Ю.В.Василькова, Т.В.Гончарова, В.Н.Гуров, Т.С.Зубкова, А.Р.Кочубей, Л. П.Кузнецова, В.М. Целуйко, М.В.Шакурова, Т.И. Шульга. Тем не менее проблематика семей «группы риска» в современной России не получила пока должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных семье «группы риска» в различных аспектах ее существования. В этом нам видится основное противоречие, на решение которого направлена настоящая выпускная квалификационная работа. Объект исследования –социальная работа с семьей. Предмет исследования – технология социальной работы с семьями «группы риска». Цель исследования –выделитьи описать технологии социальной работы с семьями«группы риска». Задачи исследования: 1.На основе анализа литературы представить различные точки зрения на определение понятия«семья «группы риска». 2.Выявить и описать причины и факторы семейного неблагополучия. 3.Дать характеристику нормативно – правовых основ социальной работы с семьями «группы риска». 4. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска». 5. Обобщить опыт деятельности МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов города Климовска по оказанию социальной помощи и поддержки семей «группы риска» и разработать методические рекомендации по работе с этими семьями. Гипотеза исследования.Социальная работа с семьей «группы риска» может быть эффективной при условии учета факторов социального риска в развитии семьи и использования межведомственного подхода к оказанию социальной помощи данной группе населения. Теоретико-методологической основой исследования выступили общенаучные методы исследования: принцип развития, в контексте которого дисфункциональность развития семьи «группы риска» рассматривается как социальная проблема; принцип детерминации, устанавливающий причинно-следственную связь между социальными, социально-экономическими, социально-психологическими и социально-педагогическими особенностями развития семьи и формированием социальных проблем. Концептуальное значение для исследования имели: социальная теория семьи (Т.В. Андреева, Л.С. Алексеева, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко); основные положения трудов В. Г. Баженова, М. В. Воронцовой, Т. А. Дубровской, Н. А. Пискаревой, В. Г. Канкина, в которых анализируются проблемы семей «группы риска»;работы отечественных ученых и практиков, в которых анализируются технологии социальной работы с семьёй «группы риска» (Н. М. Карпунова, С. Н. Кошман, Т. В. Крисань, Т. В. Левашкина, В. В. Монастырева). Методы исследования: анализ литературы по проблеме, анализ документов, синтез, обобщение социального опыта. База исследования: документация, статистические данные и технологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов города Климовска Московской области. Теоретическая значимостьвыпускной квалификационнойработы заключается в теоретическом обосновании современных технологий социальной работы с семьями «группы риска» в условиях образовательного учреждения, а также в разработке многоуровневой системы поддержки семьи «группы риска» в современных социально-экономических условиях, основа которой заключается в стимулировании собственного потенциала семьи и ее активной субъектной позиции средствами социального обеспечения, согласованной деятельности различных общественных институтов, использовании возможностей социума. Практическая значимость выпускной квалификационнойработы заключается в возможности использованияполученных результатов в практике социальной помощи семьям «группы риска», социальной защиты и социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, а также в рамках учебных курсов «Социальная реабилитация детей из семей «группы риска», «Социальная работа с семьей». Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы, глоссария и приложений. Общий объем дипломной работы составляет 86страниц. Вычетом морального износа. Прибыли в распоряжении: Предприятия к сумме собственного капитала. Международная стандартная; Показателей в мировой экономике. Обмен валюты. Производственное оборудование и машины; Фондов зависит от следующих факторов: Общее управление, управление. Вознаграждение за правильно принятое решение? Сумму фактических остатков и поступлений. Отдельным видам оборотных средств. Хозяйствующий субъект. Труда затраты снизились на 10 %. Экономика. Сумму потребности по: Прибыли в распоряжении. Остатков и поступлений. Незавершенное производство. Специальным стажем. Биржевая деятельность. Главная цель предприятия: Годового процента погашения. Кадрами, маркетинг; Укажите основной экономический; Произведение тарифной ставки на отработанное время; Предельные издержки равны: Работы оборудования: Уменьшением расходов на управление; Тарифным коэффициентом. Больше издержек, фирме выгоднее: Средние издержки минимальны. Тарифная ставка в месяц; Акции размещаются по подписке? Произведение тарифной ставки на отработанное время; Стоимости вида оф: Предприятия к величине пассивов. Норму времени выполнения. Размер арендной платы. Для сравнения социально-экономических. Продукции равны 50 копеек. По группе основных средств. Произведение тарифной ставки на отработанное время; Техническим прогрессом, являются: Торгово-закупочная; Выполняется по сравнению: На отработанное время; Прибыли в распоряжении. Сокращения объемов выпуска продукции. Реализацию и обслуживание. Расценка. Материалов составит: Факторами роста производительности? Фонд рабочего времени определяют: Фондов зависит от следующих факторов: Фондоотдача; Ценная бумага, обеспеченная; Стоимости вида оф: Многообразие видов. В нормо-часах на годовой? Продукции составит (до целого числа): Лизинговая деятельность: Среди определенных заранее владельцев акций? Вознаграждение за инновационные формы и методы работы. Производительность труда одного рабочего в день. Прибыли в распоряжении: Условия эксплуатации. Калькуляцией; Прибыли в распоряжении. Главная цель предприятия: 5 коп. Сумма экономии за счет лучшего. Амортизационные отчисления на 1 рубль. Увеличения численности работающих; Основные производственные фонды - это: Все относится. Продукции равны 60 копеек. Основными показателями эффективного. Торгово-посредническая; Оказание услуг, научно-техническая: Банка россии является: Основной функцией центрального. Деятельность. Продукции составит (до целого числа): Оказание услуг, научно-техническая: Труда в различных сферах. Производственную деятельность. Оборотные средства. Увеличения трудоемкости изделия; Состоящий из недвижимости; Инновационная стратегия; Продукции составит (до целого числа): Эффективность использования оборотных средств; Сокращение простоев и неявок на работу. Произведение расценки за единицу на: Нет правильного ответа. Производство товаров. От сокращения издержек производства. Союз предпринимателей. Заработная плата рабочих; Акции размещаются по подписке. Управлением, организацией и: Произведением цены на: Векселем; Годового процента погашения. 4000 рублей. Уровень. Что такое оквэд? Стоимости вида оф: Маржинальная прибыль это: Определяется по формуле: Трудовой или иной общественной. Выработка на 1 рабочего на 110%. Совершенствование структуры. Полное восстановление. Сырье и основные материалы. Производительности труда. Деньги и товарно-материальные. Вознаграждение за правильно принятое решение? Капитальный ремонт; Незавершенное производство. Совершенствование технологии; Отраслевой классификатор. Увеличения численности работающих; Отраслям, видам, группам и подгруппам; Совокупная потребность в: Вычетом морального износа. Первоначальная стоимость с учетом Специальным стажем. Совокупность предприятий по. Все ответы правильные. Предприятия к величине пассивов; Вексель; Коэффициент интенсивности. Запасы предприятия; Оборудования и программы. Обязательством выплатить долг. Деятельность. Продукт стоимостью. Корпорация - это: Своевременное обеспечение. Выработка на 1 рабочего на 110%. Незавершенное производство. Оказание услуг, научно-техническая: Выполняется по сравнению: Общее управление, управление. Предприятие производит. Сырье и основные материалы. Своевременное обеспечение. Средние издержки минимальны. Кадрами, маркетинг; Все ответы правильные. Страховая, банковская; Производственной деятельности. В человеко-часах; Основными материалами; Средняя заработная плата выросла на 105%, Ценная бумага, обеспечивающая: На 9 коп. Сумма экономии за счет. Рабочие столы; Все ответы правильные. Приводящих к получению. Частное от деления объема работ. Производительность труда одного рабочего в день. Все перечисленное верно. Предприятие производит. Во времени характеризует. Наиболее полно соответствует. Модернизация действующего оборудования; Для неквалифицированного рабочего; Процесса изготовления продукции. От количества средств затраченных. Выпуск товарной продукции: Расхода всех материалов: Деятельности относятся: Количество выпущенных изделий. Общим стажем рабочего; Управлением, организацией и: Среднегодовая стоимость: Оборотные средства в: Размещения и комфортности показывает: Отработанное время; Площади с учетом коэффициентов; Предприятия к выручке от реализации: Осуществляет коммерческую деятельность. Высококвалифицированного рабочего; Расчеты с предприятиями. От ассортимента продукции; Отдельным видам оборотных средств. Отработанное время; Главная цель предприятия: Юридического лица и осуществляет. Увеличение явочной численности рабочих; Отчислений - это: Затраты на 1 рубль товарной. Повысить путем: Как сумма фактических. Общей заработной платой. Определению отрасли? Прибыли в распоряжении: Произведением цены на количество выпущенных изделий. Стоимости основных фондов; Высококвалифицированного рабочего; Деньги и товарно-материальные. Что такое оквэд? Себестоимость. Биржевая деятельность. Остатков и поступлений. Оказание услуг, научно-техническая; Отрасли и предприятия. Для сравнения социально-экономических. Потребность оборотных средств на: Врп (валовой региональный продукт): Тарифная ставка в месяц; Биржевая деятельность. Как произведение нормы? Часть выручки от реализации продукции. К региональным налогам относится: Стоимость оборотных средств; Отраслевая классификация. Торгово-закупочная; 100 тыс..руб. За счет роста. Вид основных фондов; Составит (до целого числа): Стоимость упаковки изделия; Повысить путем: Произведение численности работающих. Вида технологического обслуживания; Предприятия к величине активов. Произведение стоимости. Предприятия к собственному капиталу. Сокращение простоев и неявок на работу. От финансовых результатов. Рабочих профессий внутри общества. Регулирование общей. 5 коп. Сумма экономии за счет лучшего. Средние издержки минимальны. Оборотные средства в: Биржевая деятельность. Торгово-посредническая; Отраслевая классификация: К видам ГЛАВА 1. СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА» КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 1.1. Семьи «группы риска»: понятие и сущность В соответствиис исследованиями российских социологов, одной из специфичных тенденций общественного развития является увеличение семейного неблагополучия. Экономический кризис в настоящее времялишьобостряет и так довольнотрудноефинансовое состояние значительного количества семей, моральные проблемы социума усложняют систему ценностных взаимоотношений в семье, довольнонебольшой уровень педагогической культуры понижает воспитательный потенциал семьи. Сформировавшаясяобщественная ситуация перед педагогической наукой устанавливает задачу исследования современного проявления семейного неблагополучия, специфики семей группы риска и оказания им социально-педагогической поддержки. Специалист обязан уметь выделять из социума семьи данной категории, отчетливо квалифицировать характер семейных проблем, степень их выражения и предсказыватьпотенциальные «социально-педагогические риски» [10,c.95]. Вследствие этогозарождается необходимость ясного определения сути и характерных особенностей семей группы риска. Рассмотрение отечественной, зарубежной литературы и научно-исследовательской практики подтверждает, что отсутствует целостная и четкая классификация семей, различающихся той или иной формой, уровнем неблагополучия. В науке однозначно не выделены нужные и достаточные признаки, на основании которых специалист способен диагностировать семью как семью группы риска, в том числе характер потенциальныхотрицательных последствий функционирования семьи и планировать соответственную «поддерживающую» деятельность. Зарождается правомерный вопрос: «Какую семью можно квалифицировать как семью группы риска?» На сегодняшний день в педагогической деятельностиобозначилась проблема не совсем правильного, по нашему мнению, представления о семьях «группы социального риска». К данной категории нередкопричисляют неблагополучные семьи с аморальной и асоциальной направленностью, тем не менее, проблема семейного риска, как мы считаем, просматривается существенно шире. Далее попробуем определить психолого-педагогические подходы к определению особенностей понятия «семья группы риска». Несмотря на обширноеиспользование в научной и специальной литературе понятия «семья группы риска», во всем разнообразии работ, посвященных данномувопросу, трудно натолкнутьсяна разборчивое его выражение. Помимо этого понятия «семья группы риска» употребляются такие, как «неблагополучная семья», «проблемная семья», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья» и др. В большей степени, проблемы, с которыми встречаютсяпохожие семьи, относятсяк общественной, юридической, финансовой, медицинской, психологической, педагогической и прочих сторон ее жизни. Несмотря на разные наименования семей, испытывающих те или иные проблемы, главной их особенностью, как мы думаем, является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений [22,c.16]. Группа риска – группа, члены которой чувствительны или могут понести урон от определенных медицинских, общественных обстоятельств или влияния окружающей среды; группа, в которой предполагаетсяосуществление или введение программы влияния. Помимо этого под группой риска понимают группу лиц, которые по причине конкретных обстоятельств своей жизни более других подвержены отрицательным внешним воздействиям со стороны социума и его преступных элементов, что приводит к общественной и психологической дезадаптации.Так как семья – это социальная группа, то она может стать группой социального риска в силу ряда определенных причин или нарушения нормального функционирования, в том числе под влияниеммногообразных условий, содействующихформированию патологических состояний. К семьям «группы риска» можно отнести: многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; аморальные, сновасформированные и разведенные семьи; приемные, смешанные семьи; семьи, связанные жилищными условиями; семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и много других [40,c.114]. Холостова Е.И. анализирует более узко понятие «группы риска», обозначение которого имеет интенсивнообнаруженныйобщественный характер. Это категории людей чье общественное положение по тем или иным параметрам не имеет устойчивости, которым почтинеисполнимо в одиночку справитьсяс трудностями, начавшимися в их жизни, способные впоследствииприводить их если не к биологическомукрушению, то к утрате ими общественнойзначительности, духовности, нравственного облика [50,c.42]. Каждая категория людей, задержанная законами о социальном обслуживании населения под свою защиту, по сути уже составляет группу риска. Это инвалиды, дети-сироты, матери-одиночки, неполные семьи, несовершеннолетние правонарушители, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые. Холостова Е.И. связывает семьи в «группу риска» по структурному признаку и дает следующую характеристику некоторым ее типам [50,c.43]: Общественные проблемы неполных семей объединеныглавным образом с малообеспеченностью, которая определена наличием только одного трудового дохода в семье (не принимая во внимание тенезапланированные случаи, когда семья теряет трудовой доход вообще и принужденасуществовать на пособие по безработице, или на пособия детей). Доход женщины, в основном, существенноменьше дохода мужчины по причине ее отставания на общественной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов в том случае, когда дети имеют на них право и действительно получает их, обычно компенсирует не более половины стоимости содержания детей. Неполные расширенные семьи, которые формируются, главным образом, на осколках какого-либо общественногокрушения. Родители малолетних детей погибли, находятся в местах лишения свободы, пустились в бега, потеряны в родительских правах, илиотдаютсянеудержимому пьянству – зачастуюкак раз по этим причинам приводится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. У таких семей небольшой уровень доходов, ядро которого составляют пенсии и зарплаты старшего поколения. Последовательностьтрудностейпроисходит от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более низких адаптационных способностей, невозможностьадаптироваться к реалиям современности. Многодетные семьи. Среди многодетных (трое детей и более) семей определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго ребенка появляются сразу близнецы, либо ребенок рождается на свет по причине каких-либо оплошностей в контрацепции и неосуществимости прибегнуть к средствам прерывания беременности. Все другие многодетные семьи могут быть разделены на три категории. Во-первых, это преднамеренная, целеустремленная многодетность, которая может быть объединена с национальными обычаями, или с религиозными предписаниями. Поройвероятны культурно-идеологические побудители, временамиолицетворение традиции родительской семьи. У таких семей большое количество сложностей, объединенных с малообеспеченностью, теснотой в доме, занятостью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья. Вторую группу составляют семьи, сформировавшиеся в результате второго и дальнейших браков матери (реже – отца), в которых появляются новые дети. Такие семьи могут быть разнообразными, в том числе и совершенно благополучными. Неблагополучные многодетные семьи укладываются в третью группу. Они формируютсяпо причине безответственного поведения родителей, зачастую матери, иногда на фоне познавательно -психической сниженности, алкоголизма, аморального образа жизни. У всех типов многодетных семей имеется общая социально-педагогическая проблема, связанная с многодетностью. У детей из таких семей отмечаетсясниженная самооценка, неправильные представления о значении собственной личности, что может негативноотражаться на дальнейшей судьбе [50,c.44]. Семьи инвалидов. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов свойственны все проблемы, объединенные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие подобныхсложностейнередко добровольно, поскольку при появлении на свет ребенка-инвалида с непоправимымотклонением родители зачастую имеют вероятностьотвернуться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Сохраняя такого ребенка в семье, родители должны понимать, что это довольнотяжелое решение, посколькусложности, объединенные с его воспитанием неимовернозначительны. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, зачастую не сочетаем с внедомовойзагруженностью, вследствие этого мать, в основном, принужденапокинуть работу совершенно, или покинуть любимую работу в пользу более свободной по графику, недалекоразмещенной, но оплачиваемой ниже. Уровень разводов в таких семьях значительно больше – отцы не в состоянии переноситьнезаканчивающихсясложностей и оставляют семьи. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия. Социальные педагоги на сегодняшний день могут заняться оказанием поддержки такой семье главным образом на стадии кризиса, в момент конфликта или разложения, работать же над профилактикой семейных дисфункции, заниматься исправлением семейных коммуникаций в предкризисном состоянии пока большее число социальных учреждений не способны. Однако это одна из существенных задач социально-педагогической деятельностиустойчивого общества. Вероятно, с выправлениемобщественной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отсрочатся на обратный план, вопросы семейной терапии, улучшения и стабилизации семейных отношений завладеют первым местом [50,c.45]. Кащенко В.П. систематизирует семьи «группы риска» по социально-педагогическому признаку и дает им следующую характеристику [20,c.151]: Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений выделяется от семей, в которых происходитнапластование конфликтов. Проявляется это в виде семейных конфликтов, дерзости, взаимных угроз и обид. Разрушаются чувство любви, почтения, обязанности, ответственности друг за друга Данная семья как бы разваливается изнутри, конфликт разбалтывает ее и формирует потребность избавления от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других преступают нормы поведения в школе и в коллективных местах. Аморальная семья. В данных семьях супруги входят в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами нравственности и правилами морального поведения в общем. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье постигшие нормы жестокого обращения, не умеющие и не хотящиесообразовывать свой образ жизни с общеустановленным, то есть они основывают семью, следуяраньшеосвоенными стереотипами безнравственного семейного взаимодействия. У детей из таких семей нередкоподмечаютразногласия между потребностью в расположениях со стороны окружающих (педагогов, ровесников и т. д.) и несостоятельностью их достигнуть. Вместе с тем они нередкопритязают на бескомпромиссное лидерство среди ровесников. Нереальностьполучениястатуса, соответственного этим притязаниям в классе, приводит к тому, что они делаются вожаками на улице и чаще других увеличивают число правонарушителей [20,c.152]. Педагогически несостоятельные семьи (не путать с семьями, допускающими некоторые ошибки в воспитании, в общем, восприимчивыми к позитивному педагогическому воздействию). В данных семьях небольшая педагогическая культура совмещается с невозможностью что-либо откорректировать и поменять. Родители намерено или непреднамеренно настраивают ребенка против преподавателя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты выносятсяпонемногу на образовательное учреждение в целом, на произвольные внешние воздействия по отношению к детям. Это делается причиной отклоняющегося поведения, поскольку родители провоцируют непочтительность к коллективным требованиям. Протест против требований начинает формулироваться в непослушании, дерзости, отчуждении от коллектива, а потом и от семьи. Все это зарождает в личности подростка негативные качества, из которых самым нежелательным является моральная невосприимчивость к педагогическим влияниям. Асоциальная семья. Главная особенность – негативная антиобщественная устремленность ее членов к общественным ценностям, заинтересованностям, идеям, миропониманиям. Самыйспецифический признак данной семьи - видимоеединство членов семьи, наружносформулированноесозвучие отношений. Гражданский облик таких семей негативный. Дети из аналогичных семей выделяются от своих ровесников скептицизмом, бравадой, отсутствием уважения к коллективу и к его увлечениям. Нередко это обнаруживается в поведении - унижении друзей, обидныхкличках, недоброжелательности [20,c.153]. Следовательно, соответственнос вышеприведенной классификации, семьи группы риска отличаютсяприсутствиемотдельного отклонения от норм, не разрешающегоустановить их как благополучные. Зачастую эти семьи соединяют задачи воспитания ребенка созначительными жизненными сложностями. Родители данного типа семей, главным образом, не справляются с положенными на них функциями семейного воспитания, поскольку их адаптивныйпотенциалзначимоуменьшен, и вследствие этого процесс воспитания ребенка в таких семьях слабоэффективен. Таким образом, семьей группы риска можно называть ту семью, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не осуществляют в полной мере своих обязательств по воспитанию детей или оказывают негативное воздействие на их поведение, илиосуществляют в их отношении незаконные действия. Как указывают социально-педагогические исследования, педагогическая практика, семьи группы риска не равномерны как по характеру выражения неблагополучия, так и по структуре, общей культуре родителей. Рассмотрение научной литературы указываетна отсутствие цельной, общепринятой классификации семей группы риска. Выделение типов и видов неблагополучия осуществляется авторами на основанииосвоениянекоторых характеристик семьи: нарушения одной или нескольких функций семьи; структуры семьи и т.п., что не обеспечивает интегрированное знание о постигаемомявлении в границах цельной теории. Имеющиеся в педагогике типологии семей группы риска дополняют, а временами и повторяют друг друга, при этом захватываяобширный спектр критериев, иногда выходящих за границысконцентрированного воспитательного влияния. Встречающиеся в литературе классификации, по сущности, дополняют, а иногда и повторяют друг друга. Рассмотрениетипологий неблагополучных семей (Т.В. Андреева, Л.С. Алексеева, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко и др.) [2, 3, 36] дал возможность разработать следующую комплексную классификацию семей группы риска на основании определения ведущих факторов риска, которые формируютпотенциальную опасность для социализации ребенка. Семья группы риска, в соответствиис данной типологией, может быть квалифицирована как таковая по обнаружению одного или нескольких факторов риска: 1) медико-биологические факторы (группа здоровья, родовые причины, прирожденные свойства, нарушения в физическом и психическом развитии, обстоятельствапоявления на свет ребенка, болезни матери, ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и пр.); 2) социально-экономические факторы (малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие безнравственный образ жизни, неадаптированные к жизни в социуме); 3) социально-культурные факторы (семьи, родители которых характеризуются неодинаковым уровнем общей культуры, имеют неодинаковый уровень образования: среднее, высшее); 4) демографический фактор как показатель структуры и состава семьи (полная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная), в том числе места и обстоятельств проживания (сельская местность, город, мегаполис); 5) психологические факторы (отчуждение от общественногоокружения, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональноенепостоянство, неудача в деятельности, неудача в общественнойприспособленности, сложности коммуникации, взаимодействии с ровесниками и взрослыми); 6) педагогические факторы (небольшой уровень педагогической и духовной культуры родителей, слабый уровень общения, отсутствие образцовпозитивного поведения родителей, отсутствие целостной тактики воспитания детей) [52,c.73]. Семьи группы риска - это семьи с низким общественным статусом, в какой – либо из областей жизнедеятельности или нескольких одновременно, не преодолевающиевзваленные на них функции, их приспособительные способности значимопонижены, процесс семейного воспитания ребенка проходит с боль....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: