VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовые основы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014430
Тема: Правовые основы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «БГУ»)

Кафедра предпринимательского и финансового права
	
Направление подготовки:
40.04.01 Юриспруденция
				
Образовательная программа:
Правовое обеспечение экономической деятельности
				


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему: «Правовые основы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона в электронной форме»


Заведующий кафедрой:	_________________		д.юр.н., доцент,
		Н. В. Васильева
     			

Руководитель:	__________________		к.юр.н., доцент,
А. А. Тюкавкин-Плотников
     			

Нормоконтролер:		__________________		А. В. Алыпова

     			
     
Студент гр.МЮфп-15:	_________________             	А. А.  Фоломеева 








Иркутск, 2018 г.
Байкальский государственный университет 
Юридический институт
Кафедра предпринимательского и финансового права


ЗАДАНИЕ НА МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ

Студенту: Фоломеевой Александре Александровне 

Тема: Правовые основы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона в электроннйой форме

Дата выдачи задания: 9 марта 2018 г.

Этап выполнения выпускной
квалификационной работы
Срок 
выполнения
план
Срок 
выполнения
факт
Подпись
руководителя
Формулирование темы магистерской диссертации и разработка плана работы.

09 марта 

19 марта

Сбор и обработка необходимой научной литературы, статистической, практической и иной информации.

12 марта

09 апреля 

Написание первой главы магистерской диссертации
02 апреля 

20 апреля 

Написание второй главы магистерской диссертации
30 апреля 
07 мая 

Написание третьей главы магистерской диссертации
18 мая 
28 мая 

Сдача работы на проверку научному руководителю, исправление ошибок и недочетов, внесение исправлений и замечаний

1 июня 

06 июня



Руководитель: 	__________ 	к.юр.н., доцент А. А. Тюкавкин-Плотников 


Согласовано:

Зав. кафедрой:	__________			д.юр.н., доцент Н. В. Васильева

    
Задание принял к исполнению:

Студент:              __________                                              А. А. Фоломеева
ОГЛАВЛЕНИЕ
      ВВЕДЕНИЕ	4
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД	10
       1.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК               ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД	10
       1.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД	19
       1.3 КОНТРАКТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ	25
      ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ	40
       2.1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ	40
       2.2 СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АУКЦИОНА  В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ	43
       2.3 ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ 	57
      ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОКТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД	72
       3.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД	73
       3.2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСВТЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ЗА РУБЕЖОМ	73
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ	86
      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	90
      
ВВЕДЕНИЕ
     Во все времена ключевым был вопрос о правильном распределении и эффективном использовании бюджетных средств. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд занимают значимое место в затратной части бюджета и являются действенным инструментом управления экономикой и развития конкуренции. Институт закупок для России не новый, однако, только после вступления в силу федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данная сфера начала новую жизнь. 
     Своей целью данный закон имеет повысить эффективность и обоснованность осуществления закупок, усилить контроль за деятельностью заказчиков в сфере закупок, противодействовать любым проявлением коррупции и сговоров в ходе осуществления закупок.  
     По нашему мнению, наиболее действенным способом борьбы с негативными явлениями в сфере закупок являются электронные способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей. 
     По статистике за 2017 год 59,42% всех закупок проходили через электронного аукциона1. на сегодняшний день данная процедура является наиболее востребованной как у заказчиков, так и у поставщиков, так как возможность сговора между заказчиком и участниками практически отсутствует, заказчик не может оказывать влияние на участников закупки и таким образом обеспечивается здоровая конкуренция между участниками закупки. В ближайшем будущем ожидается переход всех процедур в электронный формат. И можно говорить о том, что процесс закупок станет еще более открытым и прозрачным. 
     Посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов в рамках государства разрешают социально-экономические проблемы, обеспечивается обороноспособность страны и бесперебойное исполнение государственными органами своих функций, осуществляют проведение научных исследований, внедрение новых технологий, но главным образом, удовлетворяются государственные и муниципальные нужды. В связи с этим проблемы организации и функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг всегда актуальны и интерес к ней остается высоким.
     С тенденцией роста расходов на закупки наиболее актуальной становится проблема организации закупочной деятельности, то есть создания организационных, экономических условий и правовых механизмов, и равным образом,урегулированиесуществующих проблем работы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для болеерезультативного расходования государственных ресурсов. 
     Серьезной проблемой контроля за расходованием бюджетных средств считается отсутствие единых подходов к выбору показателей, характеризующих эффективность результатов осуществления закупок.Формирование государственной политики в сфере закупок,направленной на результативноеивное расходование бюджетных средств и усиление контроля за движением бюджетных средств, являетсяпервостепенной задачей, а также разработка методик для принятия конечного решения об эффективности или неэффективности осуществления закупок.
     Проблемы формирования, действия и развития системы государственных закупок, механизмы ее функционирования в конкурентной среде, рассматривались в работах многих специалистов. 
     Колоссальный вклад в рассматриваемую проблему внесли отечественные авторы: А.Ю. Андреева, О.В. Архалович, Е.Р. Борисова, М.А. Гайдукова, О. Ю. Гурин, Р.Ю. Закиров, Л.А. Зимина, А.А. Ильин, К.В. Кичик, О.Л. Лобанова, Л.Г. Некрасова, П.А. Тихомиров, Ю.А. Тропин, А.Ю. Цариковский, Е.П. Чорновол, М.В. Шмелева, А.А. Храмкин, А.Г. Шкурский и другие. 
     Вместе с тем, недостаточная разработанность некоторых вопросов функционирования контрактной системы в сфере закупок, а также необходимость совершенствования системы управления государственными закупками в условиях динамичного развития нормативной правовой базы, обусловили выбор темы диссертации, ее структуру, содержание, цель и задачи настоящего исследования. 
     Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении проблем, образовывающихся в ходе действия контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иразработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок. 
     Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи: 
     - проанализировать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы государственных закупок в Российской Федерации; 
     - рассмотреть основные задачи, цели и принципы построения контрактной системы в сфере закупок;
     - рассмотреть особенности правоотношений, возникающих в ходе осуществления закупок, определить их юридическую природу; 
     - выявить особенности осуществления закупок путем проведения аукциона в электронной форме;
     - изучить процедуру осуществления закупок путем проведения аукциона в электронной форме; 
     - определить состав, содержание и назначение сопроводительной документации; 
     - изучить особенности закупочной деятельности в мировой и отечественной практике; 
     - сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы контрактной системы в сфере закупок. 
     Объектом исследования выступает контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 
     Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд посредством проведения электронного аукциона, а также общие вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок. 
     В ходе исследования правовых механизмов функционирования контрактной системы в сфере закупок в рамках общего системного подхода были использованы такие методы как историко-правовой метод, метод эмпирического исследования, статистический метод, метод сравнительного анализа. При обосновании выводов диссертационного исследования применялись общенаучные методы: формально-логический, анализа и синтеза, системный. 
     Информационной базой послужили материалы с сайта Единой информационной системы, научные публикации, судебная практика, федеральные законы и правовые акты, регулирующие сферу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 
     Научная новизна исследования заключается в разработке научно-практических предложений по совершенствованию механизмов функционирования контрактной системы в сфере закупок, которые нашли свое выражение в положениях, выносимых на защиту: 
     1. Обоснована необходимость внедрения в контрактную систему в сфере закупок института минимальной цены контракта.
     Автором предлагаются следующие условия функционирования института минимальной цены контракта в рамках контрактной системы в сфере закупок. Во-первых, сфера действия данного института будет распространяться только на конкурентные процедуры2.
     Во-вторых, минимальная цена контракта устанавливается в размере 20% от начальной (максимальной) цены контракта. То есть снижение цены контракта до значения в 20% от начальной (максимальной) цены контракта этот такой уровень цены контракта, уменьшение которого станет для участников закупки невозможным. Утверждение в законе такого ограничения служит одной из гарантий надлежащего исполнения контракта.
     2. Внесено и обосновано предложение о запрете использования скриншотов в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта, и предложено использовать данные способы не для поиска ценовой информации, а для поиска потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей с целью направления ему запроса о предоставлении ценовой информации. 
     3. Обоснована необходимость утверждения перечня источников поиска информации, которые будут использоваться для проверки предоставленных участниками данных, а также разработки информационной системы (портала), в которой будет аккумулирована вся необходимая о поставщиках, подрядчиках, исполнителях информация в части их соответствия требованиям, установленным в законе, предъявляемых к участникам торгов для государственных и муниципальных нужд.
     Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблемы. 
     Теоретическая значимость заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут стать методологической базой для дальнейших исследований в области государственного регулирования контрактной системы в сфере закупок. 
     Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по модернизациинормативной базы о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государстенных и муниципальных нужд. 
     Апробация результатов исследования. На основе некоторых теоретических положений и выводов, сформулированных при проведении научного исследования, подготовлена научная статья для публикации в журнале «Культура. Наука. Образование». Статья планируется к опубликованию в № 3 2018 года. 
     Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Материал изложен на 99 листах. 
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРАКТНОЙСИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1.1. Правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок               товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
	История развития института государственного заказа, ныне государственных закупок, в России имеет более чем двухсотлентюю историю. Начал свое развитие данный институтв эпоху царствования Алексея Михайловича Романова. Тогдаактом, регулирующим отношения, связанные с государственным заказом считался«Указ царя о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей». М. А. Гайдукова указала в своей статье на то, что: «публичность, поиск исполнителей, заранее объявленные условия – такие признаки государственного заказа прослеживалисьв нем»3. 
	В Век Петра I были приняты такие правовые акты, координирующие сферу государственного заказа, какРегламент «Об управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся» (1722 г.)и Указ «О вызове подрядчиков для делания пороха» (1714 г.). Регламент Коммерц-Коллегии, в котором детально описывались процессрассмотрения поступивших предложений, порядок опубликования информации о торгах и выявление победителя среди нихбыл принят в 1732 году.
	Каждый период исторического развития России отличаетсяуникальными и специфичными чертами, что находит свое отражение в законодательстве о закупках. Попытки формирования нормативных правовых актов и действенных правовых механизмов реализации, регулирующих институт государственных закупок, предпринимались с начала 90-х гг. XX в. Однако положений, способных обеспечивающих полноценное координирование данной сферы, принимаемые законы не содержали. 
	Наиболее успешной попыткой законодателя привести осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в единую упорядоченную форму стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»4. Данный закон определил порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также позволил упорядочить и привести к единым принципам и правилам ранее разобщенные системы закупок, функционирующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
	Особенностями данного закона стали такие новшества, как установление конкурентного отбора претендентов на заключение государственных и муниципальных контрактов без проведения торгов, а такжепутем проведения торгов в форме аукцина или конкурса.
	12 декабря 2012 года в обращении к Федеральному Собранию Российской Федераации Президент РФ В. В. Путин заметил, что: «<…> настоящей «питательной зоной для коррупции стали государственные закупки».5Таким образом,  принятие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» означало глобальное изменение системы действенногоивного и прозрачного расходования бюджетных средств и всей контрактной системы в целом. Правовое регулирование публичных закупок должно иметьсоей целью создание открытой и правомерной среды для всех участников, обеспечивающей сбалансированность публичных и частных интересов, отметил законодатель.
	Новым механизмом правового регулирования данной системы стал вступивший в силу 1 января 2014 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»6 (далее – Закон о контрактной системе). В настоящее время именно он является ключевым нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим вопросы закупочной деятельности в части планирования и прогнозирования закупок, способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), особенностей заключения, исполнения и расторжения государственных (муниципальных) контрактов, мониторинга и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 
	Современная контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) представляет собой огромный массив нормативных актов. Он находит свое внешнее выражение в различных источниках права. 
	В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной сисеме в сфере закупок (далее – законодательство в сфере закупок) строится на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского и Бюджетного кодекса Российской Фдерации и складывается из Закона о контраткной системе и других федеральных законов, регламентирующих контрактные отношения. Содержащиеся в других федеральных законах положения должны согласовываться с нормами Закона о контрактной системе. 
	Первенство в данной иерархии занимает Конституция Российской Федерации7, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории страны. 
	В Конституции Российской Федерации нет прямо относящихся к контрактной системе в сфере закупок норм, но некоторое число положений имеют опосредованное отношение к рассматриваемому предмету исследования8. 
	В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации9 (далее – ГК РФ) определены основные начала гражданских правоотношений10.
	Существование Закона о контрактной системе прямо предусматривает группа норм второй части ГК РФ11.	
	Также Бюджетный кодекс Российской Федерации12(далее – БК РФ) регулирует отношения поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд13. 
	Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»14 (далее – Закон о защите конкуренции) является одним из главных законов, регулирующих основы правовой защиты прав участников системы государственных закупок. Например, в этом законе даны определения понятий необоснованно высокой цены финансовой услуги и необоснованно низкой цены финансовой услуги:« как цены финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию».
	Очень важную роль играет подлинность и актуальность документов при электронном документообороте, которые обеспечиваются благодаря использованию электронной подписи, которая заменяет собственноручную подпись. Необходимую правовую основу для такой заменысоздал Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»15. Преимущества использования электронной подписи заключаются в следующем: обеспечивается защита от изменений документа, удостоверение источника документа и невозможность отказа от авторства.
	Принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные со сферой действия Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, могут Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Подобными законотворческими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
	В рамках общих положений о функционировании контрактной системы закон предусматривает, что для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Порядок ее функционирования, требования к языковым и технологическим средствам устанавливаютсяПравительством Российской Федерации.
	Одним из основных актов, регулирующих порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также содержащий рекомендательные требования к форме и сроку действия коммерческих предложений, является приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».16
	С апреля 2017 года произошли серьезные изменения в рамках компетенции государственный органов по регулированию и контролю в области закупок17. 
	Однако, встает вопрос о получении официальных разъяснений о применении законодательства о закупках с этого периода. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. № 446 полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы Министерству финансов России18. При этом согласно действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов России не наделено полномочием по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов19.
	Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, является Федеральное казначейство20.
	В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по разъяснению юридическим и физическим лицам вопросов, отнесенных к компетенции Службы21.
	Официальными источниками правового регулирования контрактной системы в сфере закупок разъяснения положений законодательства о закупках не являются22, однако, как и судебная практика, разъяснения положений законодательства унифицируют правопонимание норм, а также способы их реализации на практике, так как данные правовые явления находятся в неразрывном единстве.   
	Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин вправе направить письменное обращение в соответствии с компетенцией государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица23. 
	По причине отсутствия у Министерства финансов России полномочий по даче разъяснений законодательства о закупках считаем необходимым внести в Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329 пункт 5.3.65 и изложить его в следующей редакции: «5.3.65. в пределах своей компетенции разъяснение положений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
	Комбинация публично-правовых и частно-правовых элементов правового регулирования является основной особенностью отношений в области государственных закупок. Для достижения цели в виде образования единого правового механизма регулирования отношений особое значение имеет координированиенорм внутриотраслевой принадлежности и норм различных отраслей законодательства24.На данном этаперазработана огромная нормативная правовая база разного уровня25. Наличие такого объемного массива очень затрудняет работу должностных лиц, кто непосредственно осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также имеет серьезное влияние на правоприменительную практику законодательства о закупках, так как отсутствуют универсальные механизмы понимания и применения норм.   
1.2 Принципы построения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
	В правовой литературе под принципами принято понимать основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Соответственно, принципами контрактной системы являются – основные идеи и руководящие начала, выражающие основные направления и сутьнапрвления государственной политики в данной сфере. В соответствии с ныне существующим законодательством контрактная система в сфере закупок основывается на принципах стимулирования инноваций, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
	Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок заключается в следующем: в Российской Федерации обеспечивается открытый и безвозмездныйдоступ к информации о закупках, который реализуется через общедоступную ЕИС. Убедительным представляется мнение исследователя Д. Казанцева: « Открытость всех закупочных процессов должна обеспечить ЕИСв сфере закупок..., регулированию которой в Законе уделено особое внимание. Открытыми должны стать все стадии закупочных отношений – от планирования закупочной деятельности и определения максимальной цены каждой закупки до исполнения заключенного по результатам размещения заказа госконтракта»26.Функции единой информационной системы закрепелны в статье 4 Закона о контракной системе27.Ответственность за регулирование работы ЕИС возложена на Правительство Российской Федерации.Правительством Российской Федерации во исполнение данного положения принят ряд постановлений28. Неправомерные действия должностных лиц, а также недействительность принятых ими решений влечет за собой несоблюдение рассматриваемого принципа.
	Следующий принцип контрактной системы – обеспечение конкуренции. По мнению А. В. Петренко, он является: «одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок»29. Суть данного принципа заключается в том, что контрактная система в сфере закупок имеет целью создание одинаковых условий для проведения здоровой конкуренции, так чтобы любое лицо, заинтересованное в участии в закупках, имело возможность стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Понятие конкуренции закреплено в Законе о защите конкуренции. Под конкуренцией понимается:«соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Сама конкуренция в этом случае должна базироваться на соблюдении начал добросовестной неценовой и ценовой конкуренции среди участников закупок длянахождения лучших условий исполнения контракта. Кроме того, заказчикам, их должностным лицам, комиссиям, а также участникам закупок запрещается совершать действия, которые могут привести к ограничению конкуренции и ограничивают число участников закупок. Также в статье 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия, которые могут привести или приводят к устранению, недопущению, ограничению конкуренции. 
	Е. Р. Бориосовой считает: «принцип профессионализма заказчика реализуется посредством профессионализма: работников контрольных органов, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссий заказчика, работников специализированных организаций, уполномоченных органов. Значит, принцип профессионализма распространяется назначительную часть участников контрактной системы, работающих с Законом о контрактной системе»30. 	
	Формирование контрактных служб заказчика считается основным способом реализации принципа профессионализма на практике, что определено статьей 38 Закона о контрактной системе. Контрактная служба заказчика создается либо в виде отдельного структурного подразделения или без образования такового. Совокупный годовой объем закупок, определяемый по плану-графику закупок, является единственным условием, с учетом которого приниматеся решение относительно выбора способа создания контрактной службы31.
	По нашему мнению, основа проявления принципа профессионализма заказчика заключается в наличии у должностного лица необходимого уровня подготовки. В частности, в части 6 статьи 38 Закона о контрактной системе установлено требование о наличиивысшего или дополнительного профессиональное образование в сфере закупок у работников, рабботающих в контрактной службе.
	Принцип профессионализма подразумевает, что работодатель должен осуществлять комплекс мероприятийпо повышению квалификации работников, участвующих в процессе осуществления закупок. Данное положение подтверждается нормами Трудового кодекса Российской Федерации32. 
	Отсюда следует, чтобазовым принципом контрактной системы является принцип профессионализма заказчика, так какпрофессионализм специалистов обусловливает качество полученных решений и, в конечном итоге, достижение важнейшей цели закупок – обеспечениемуниципальных и государственных нужд, а основным инструментом,улучшающим результативность механизма расходования бюджетных средств, можно назвать профессиональныйконтроль закполным циклом закупки. У любого заказчика есть потребность в компетентных специалистах, осуществляющихконтрольные и управленческие функциив сфере закупок, фактическивыстраивающих стратегию закупок, определяющихоптимальную процедуру осуществления закупки, а также принимающих на себя ответственность за нормальное исполнение контракта. 
	Заказчикам при планировании и осуществлении закупок, согласно принципу стимулирования инноваций,необходимо исходить из преимущества обеспечения государственных и муниципальных нужд посредствомприобретения высокотехнологичной и инновационной продукции. При этом в законе не определены понятия «инновационность» и «высокoтехнологичность». Однако, восполняя данный пробел, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был издан Приказ «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»33. Приказом определены критерии отнесения благ к инновационной и высокотехнологичной продукции. В соответствии с названным выше актом к основными условиями признания товара инновационным относятся: « использование при его производстве впервые внедренных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, который позволяет расширить область его использования. Высокотехнологичная продукция отличается тем, что должна создаваться предприятиями наукоемких отраслей, с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий и с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала». 
	Представляется необходимым систематизировать уже используемые критерии и сформулировать единые определения понятий «инновационная продукция» и «высокотехнологичная продукция», и закрепить их Законе о контрактной системе. Данное нововведение позволит правильно применять на практике требования к закупкам таких объектов.
	В основу контрактной системыположены единые принципы и подходы, предусмотренные Законом о контрактной системе, и позволяющиеудовлетворять как муниципальные, так и государственные нужды через планирование и осуществление закупок, мониторинг, аудити контроль в сфере закупок. Обжалование решений и действий уполномоченных лиц может явиться следствием несоблюдения данного принципа. 
	И закрепленные законодателем принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок. По общему правилу под результативностью необходимо понимать степень постижения запланированных итогов, а под эффективностью – соотношение между постигнутыми результатами и затраченными средствами. Усиление эффективности и результативности осуществления закупок– первостепенная цель регулирования отношений, направленных на удовлетворение муниципальных и государственных. Исходя из этого, норма, установленная частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, является значимой в иерархии положений, регламентирующих правоотношения в данной сфере. При планировании и осуществлении закупок государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, муниципальным органам, казенным учреждениям и иным юридическим лицамнеобходимо точно придерживаться целей, закрепленных Законом о контрактной системе. Данного принципа также придерживаются контролирующие органы и суды в правоприменительной практике. Предусмотрена личная ответственность для должностных лиц: уполномоченное лицо, вина за несоблюдение закона которого установлена, в зависимости от тяжести нарушения лично несет уголовную, дисциплинарную, административную или гражданскуюответственность. 
	На основе анализа системы принципов контрактных правоотношений можно сделать вывод о том, что она достаточно полно раскрывает цели Закона о контрактной системе. Однако целесообразно дополнить ее принципом добросовестности, так как данный принцип в сфере закупок обладает фундаментальным значением и, следовательно, заслуживает специального рассмотрения.
	Интересна точка зрения М. В. Шмелевойнасчет системы принципов контрактной системы в сфере .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44