- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовые нормативно-технические и организационные основы инженерной защиты населения и территорий от ЧС
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000075 |
Тема: | Правовые нормативно-технические и организационные основы инженерной защиты населения и территорий от ЧС |
Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт Факультет Техносферной безопаснос Кафедра Техносферной безопасности КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Инженерная защита в ЧС на тему: « Правовые, нормативно-технические и организационные основы инженерной защиты населения и территорий от ЧС» Уровень образования: бакалавриат Направление: Техносферная безопасность Профиль: Защита в чрезвычайных ситуациях Выполнила: Студентка 4 курса Форма обучения: заочная Дорохова Ирина Сергеевна (ФИО полностью) Москва 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5 2 ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 13 3 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ОБРАЗУЮЩИХ ОСНОВУ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС 25 4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС В РФ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43 ВВЕДЕНИЕ Современный мир иногда напоминает старую автомобильную дорогу: древний потрескавшийся асфальт, выбоина, на скорую руку заделанная заплаткой, или вдруг — длинная неровная трещина на полтора километра, залитая липким гудроном. Складывается впечатление, что проблемы нашей цивилизационной трассы начинают решаться только тогда, когда происходит авария, когда гибнут люди, разрушаются дома, ломается дорогостоящая техника. Нет смысла приводить устрашающие примеры и надеяться на министерство чрезвычайных ситуаций или его аналоги. В былые времена не продумывать риски долгосрочной эксплуатации крупных инфраструктурных объектов было непозволительной роскошью, в современную эпоху это просто недопустимо. В индустриальном обществе основные факторы, приводящие к авариям и катастрофам — случайные человеческие ошибки, технические и технологические сбои, аварии, вызванные недостаточным знанием технических процессов, природные катастрофы, военные действия. В постиндустриальном обществе к ним добавились антропогенные ошибки, вызванные низким уровнем подготовки персонала и его недостаточной компетентностью, технические и технологические сбои, вызванные грубым нарушением технологий, экономический саботаж, общественное давление, конфессиональный и политический терроризм. Инженерная защита территорий на разных фазах социально-экономического развития решает различные задачи. Проблемы защиты в предыдущих эпохах рассматриваются как неотъемлемая часть безопасности жизни. Они могут считаться незначимыми, однако провал в этой области ставит под угрозу жизнь людей и их деятельность. Новые угрозы воспринимаются изначально как малозначимые и некритичные, но затем — как прямая и серьезная угроза. Таким образом, инженерная защита на каждом новом социальном этапе усложняется, так как должна противостоять новым угрозам. В наше непростое время, изобилующее различного рода авариями, катастрофами и катаклизмами, особенно важно создать и отрегулировать эффективную систему защиты населения и территорий от подобного рода обстоятельств. Как сообщает Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий каждый год в России случается порядка 230 - 250 ситуаций чрезвычайного характера, связанных только с опасными природными явлениями1. Характер проблемы требует наличия слаженной системы инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Актуальность данной проблемы обусловила цель данной работы - рассмотреть правовые, нормативно-технические и организационные основы инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Задачи работы: изложить специфику организации инженерной защиты населения; раскрыть правовые механизмы инженерной защиты населения; дать анализ нормативно-технических документов образующих основу инженерной защиты населения и территорий от ЧС; раскрыть специфику организации мероприятий по инженерной защите населения и территорий от ЧС в РФ. 1 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Об актуальности рассмотрения организационных основ инженерной защиты территорий и населения говорит статистика катастроф. Средства массовой информации изобилуют сообщениями о природных и техногенных авариях и катастрофах, а также о террористических актах и вооруженных конфликтах. Во многих странах мира в течение последних десятилетий произошли крупнейшие чрезвычайные ситуации природного характера, унесшие жизни людей, нанесшие масштабный ущерб населению и территориям государств. Среди них крупнейшие землетрясения в 2004 г. в Индонезии (погибло 227 898 человек, ущерб составил 10 млрд. долл.), в 2008 г. в Китае (погибло 87 652 человек, ущерб свыше 120 млрд. долл.); в марте 2011 г. произошло землетрясение на о. Хонсю в Японии (погибло 15,5 тыс. человек, ущерб составил 198 - 309 млрд. долл.). В августе 2005 г. произошел самый разрушительный ураган в истории США, в результате которого погибло 1836 жителей, экономический ущерб составил 125 млрд. долл. Согласно ежегодному Государственному докладу МЧС РФ «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году», на территории Российской Федерации только в 2013 г. произошло 332 чрезвычайные ситуации, в том числе локальных — 155, муниципальных — 123, межмуниципальных — 11, региональных — 39, федеральных — 4. В результате ЧС погибло 631 чел., пострадало 208 439 чел. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (121), Южном (51) и Центральном (50) федеральных округах. В 2013 году произошло 166 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 574, пострадало 1 542 чел.; 114 ЧС природного характера — погибло 6, пострадало 206 292 чел.; 45 биолого-социальных ЧС — пострадало 362 чел., гибели людей не допущено. В 7 террористических актах погиб 51 чел., пострадало 243 чел. На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ, авария- ми на тепловых сетях в холодное время года, внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород, гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод. Также, согласно Докладу Российская Федерация, имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Как страна, имеющая развитую экономику и соответствующую инфраструктуру, она также подвержена потенциальному воздействию широкого спектра различных угроз и опасностей техногенного характера. К сожалению, в 2013 г. Многие из опасностей и угроз природного и техногенного характера имели место в силу различных причин их возникновения. При этом в 2013 г. получили дальнейшее развитие организация, методы и способы управления и проведения спасательных работ и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Защита населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС) — это система взаимоувязанных по целям, задачам, месту, времени проведения и привлекаемым ресурсам, мероприятий направленных на предупреждение, снижение риска возникновения ЧС, уменьшение ущерба и потерь и ликвидацию их последствий. Создание требуемой степени безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных мер приемлемого риска, а также обеспечение национальной безопасности и устойчивого развития экономики страны является главной целью государственной политики РФ в сфере защиты населения и территорий от ЧС. Для реализации целей государственной политики создана и продолжает эффективно функционировать Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая усилия центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Координацию деятельности всех элементов РСЧС по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий2. Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условия, возникновения ЧС являются: - инженерная защита, т.е. укрытие людей в защитных сооружениях; - эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС; - использование средств индивидуальной защиты3. С целью защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций применяются различные приемы и средства. Особое значение всегда придавалось укрытию населения в защитных сооружениях. Использование всевозможных фортификационных построек для защиты конфликтующих сторон имеет свою давнюю историю. Защитные сооружения применялись практически во всех вооруженных конфликтах в прошлом, начиная с глубокой древности. Войны, которые довелось пережить русскому народу, чаще всего носили оборонительный характер. Такие войны требовали защиты населения, и как следствие укрепления населенных пунктов. Весьма рано отечественные инженеры стали использовать для этих целей камень и другие подсобные материалы, были выработаны особые конструкции деревянных ограждений и деревоземляных укрытий4. Инженерная защита населения это способ защиты населения путем укрытия его в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий5. Инженерная защита населения и техники наиболее эффективно достигается путем их укрытия в защитных сооружениях6. Инженерная защита населения реализуется посредством строительства коллективных средств защиты, расположение и вместимость которых соответствует требованиям своевременного заполнения их населением, нуждающимся в укрытиях от угроз военного времени и поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, а защитные свойства отвечают требованиям, сохранения жизни, здоровья и работоспособности укрывшимся людям в течение гарантированного срока их пребывания в этих сооружениях, включая - период экстремальных воздействий, представляющих смертельную опасность для незащищенных субъектов. Рассмотрим организационные принципы и положения, которыми необходимо руководствоваться при создании системы коллективных средств защиты. При необходимости в период ЧС и во время войны необходимо предусматривать требуемой число защитных сооружений ГО. В мирные периоды защитные сооружения ГО в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики, и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (так называемый, принцип «двойного назначения»). Проектирование защитных сооружений следует осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений ГО и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве. Нормативные документы, регулирующие проектирование защитных сооружений представлены в третьей главе данной работы. Все защитные сооружения подразделяются: - по срокам строительства: быстровозводимые т возводимые заблаговременно; - по назначению: для размещения органов управления и медицинских учреждений и для защиты населения; - по месту расположения: отдельно стоящие, встроенные, метрополитены, в горных выработках; - по защитным свойствам: убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также простейшие укрытия — щели (открытые и перекрытые) (рис. 3)7. Рис. 1. Виды защитных сооружений Убежища являются основным видом укрытий. Убежища создаются для защиты людей и материальных средств от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, химически токсичных веществ, биологически опасных средств, продуктов горения, высоких температур. Сегодня убежища представляют собой достаточно сложные в техническом плане постройки, оборудованные различными инженерными комплексами, коммуникациями, средствами, которые гарантируют условия пребывания в них людей в течение длительного времени (не менее двух суток) 8. В сравнении с убежищами устройство противорадиационных укрытий достаточно просто. К ним относятся не только заблаговременно построенные сооружения, но и хозяйственные постройки (например, погреба, подполья, овощехранилища), приспособленные под укрытия, и обычные жилые строения. Такие укрытия сооружаются для защиты людей от воздействия химически токсичных веществ, биологических средств поражения, радиации, радиоактивной пыли, ударной волны, светового излучения. Защитные сооружения обслуживаются специальными формированиями, личный состав которых готовит убежища к приему людей, организует их заполнение, обеспечивает правильную эксплуатацию, а при выходе их из строя — эвакуацию людей. Командир формирования обязан знать правила эксплуатации оборудования, размещенного в убежище. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации спецформирования готовят защитные сооружения к приему укрываемых, а с поступлением сигналов оповещения следят за его равномерным заполнением, после чего закрывают все входы и переключают систему воздухоснабжения на режим фильтровентиляции9. К сооружениям инженерной защиты относятся: береговые укрепления, набережные, дренажные устройства и штольни, закрытые водостоки и водовыпуски, насосные станции, противооползневые и противообвальные сооружения. Защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них для остального населения - в районах жилой и общественной застройки. Защитные сооружения ГО необходимо приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых. Защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока. Создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами - исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами (в настоящее время - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации). Убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений ГО. Эти схемы разрабатываются в разделах «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» в составе градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, а также проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений. Системы жизнеобеспечения защитных сооружений должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 48 часов (за исключением защитных сооружений, размещаемых в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения). Сбор населения следует устанавливать, отталкиваясь от времени заполнения: для убежищ - до 15 мин для противорадиационных укрытий - до 30 мин. Накопление необходимого количества защитных сооружений осуществляется заблаговременно в мирное время. На объектах экономики и в населенных пунктах в одном из защитных сооружений должен быть оборудован пункт управления объекта (города, района города, населенного пункта), оснащенный вычислительной техникой, средствами связи, оповещения, сбора информации об обстановке. В защитных сооружениях учреждений здравоохранения, действующих в мирное время и имеющих в своем составе коечный фонд, и лечебных учреждений, развертываемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать основные функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса. При реконструкции и эксплуатации существующих защитных сооружений ГО не допускается снижение требований, строительных норм и правил, в соответствии с которыми эти сооружения были запроектированы. 2 ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В истории России правовое регулирование общественных отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) всегда относилось к числу важнейших национальных задач, непосредственное исполнение которых возлагалось на первых лиц органов власти. Рассмотрим специфику правового регулирования вопроса инженерной защиты населения в ЧС. Сегодня различного рода катастрофы, аварии, кризисы являются одними из основных проблем государства. Величина экономических потерь приносимых катаклизмами техногенного и природного происхождения ежегодно превосходит сотни миллионов рублей. Природные риски, появляющиеся в результате экономической деятельности, опасные природные явления, а также крупные техногенные катастрофы являются источниками событий чрезвычайного характера Весьма вероятную угрозу для населения и объектов хозяйственной деятельности представляют сейсмические явления. В сейсмоопасных зонах находится большое количество производственных объектов и жилых зданий, имеющих дефицит сейсмостойкости, и проживает довольно большая часть населения РФ. Каждый год происходят паводки при половодьях. Весомый урон наносят затопления и повреждение коммуникаций, гидротехнических сооружений и построек. Результаты оценки суммарного ущерба и риска (социального и экономического) от паводка показывают, что эти величины с каждым годом имеют устойчивую тенденцию роста. Зачастую, это является следствием того, что из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, угроза для жизни населения, проживающих в паводкоопасных районах. Определенную опасность во многих населенных пунктах представляют объекты коммунального хозяйства. Существенное влияние на гарантированное и качественное обеспечение населения водой, светом, теплом оказывает техническое состояние инженерных сетей. Исследование причин аварийности на объектах коммунального хозяйства показал, что 36 % аварий происходит вследствие ветхости объектов. Урон от аварий на объектах теплоснабжения составляет сотни миллионов рублей. Высокую угрозу несут радиационно и химически опасные объекты. При этом достаточно сильное влияние на аварийность с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов, который составляет в среднем 50 процентов. Больше всего изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ зачастую превышает 70 %10. Риск и степень опасности могут быть существенно уменьшены за счет четкой правовой базы, регламентирующей вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Изменение конституционных основ Российского государства, переход к рыночной экономике, демократизации, учет норм международного права потребовали принятия новых законодательных и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан и организаций на защиту от чрезвычайных ситуаций различного характера, адекватное реагирование на них государственной и муниципальной администрации и оказание помощи пострадавшим. В современном законодательстве закреплен новый статус гражданской обороны, ориентированный на защиту населения от всего спектра угроз мирного и военного времени, уточнены полномочия руководителей всех уровней исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе от пожаров. Основы правового регулирования мер безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований ГО, мер по обеспечению предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мер по противодействию террористическим актам регламентированы внушительным рядом соответствующих нормативных правовых актов, среди которых отметим основные: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон описывает организационно-правовые нормы в сфере защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений12. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Закон описывает задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны13. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремизму". Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О борьбе с терроризмом". Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок организации работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом. Также законом определены полномочия и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с организацией борьбы с терроризмом. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"; Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2009 г. N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы"; Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам"14. Приказ МЧС России от 21.07.2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время». Настоящий Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ». Согласно п. 2.1. приватизация объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, запрещена. В частности, к таким объектам относятся - Защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны, материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения (п. 2.1.37). Основной задачей в области гражданской обороны по защите населения является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (ст. 2). Статьей 9 определены полномочия организаций в области гражданской обороны. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Целями рассматриваемого Федерального закона являются (ст. 3): - предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций; - разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Определены основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 4). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно Указу Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области безопасности людей на водных объектах, установлено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий15. Поскольку, как уже говорилось выше, предупреждение ЧС является комплексным мероприятием, в Российской Федерации разрабатываются планы и правила предупреждения конкретных видов ЧС, в которых закрепляются силы и средства, на которые возложены данные задачи, источники финансирования, конкретно предпринимаемые меры. В частности, Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" утверждены соответствующие Правила. Кроме того, Приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. N 105 утверждены Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Данные Требования определяют организацию системы мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения). Практически для каждого вида чрезвычайных ситуаций разработан план и комплекс мероприятий по их предупреждению, что в идеале и должно приводить к решению поставленных задач, а именно к минимизации количества ЧС. По данным МЧС РФ на сегодняшний день продолжается работа по совершенствованию нормативно правового регулирования в области повышения готовности сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), организации оповещения и информирования населения, повышения уровня промышленной безопасности, а также безопасности жизнедеятельности населения РФ. В частности, за 2013 год на федеральном уровне принято 11 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации, более 30 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, и более 40 подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в указанной области. В 2013 году решались вопросы совершенствования государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом «О гражданской обороне» установлены обязанности по созданию и поддержанию в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, а также локальные системы оповещения. В 2013 году было продолжено совершенствование нормативной правовой базы в области организации оповещения и информирования населения, в том числе и в области создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Первым федеральным законом в 2013 году в области обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 стал Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 22 Федерального закона «О пожарной безопасности», направленный на нормативно-правовое регулирование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применительно к функционированию и эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Ряд принятых в 2013 году нормативных правовых актов был посвящен совершенствованию сил и средств РСЧС с целью повышения эффективности их функционирования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержден перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС, к которым отнесены силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, приведен перечень выполняемых ими задач. МЧС России предписано обеспечить в установленном порядке автоматизированный учет, хранение и обновление данных о силах и средствах постоянной готовности РСЧС, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в установленном порядке утвердить перечни сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем РСЧС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 693 утвержден «Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций», в который включены должности и специальности работников военизированных горноспасательных частей, находящихся в ведении МЧС России, противофонтанных частей, газоспасательной службы, газоспасательных формирований. Большое внимание в 2013 году было уделено вопросам обеспечения промышленной безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» закреплены обязанности по созданию организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, вспомогательных горноспасательных команд из числа своих работников. В 2013 году были приняты нормативные правовые акты, направленные на повышение социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В субъектах Российской Федерации постоянно осуществлялась работа по актуализации издаваемых нормативных правовых актов. Так, в 2013 году законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации было принято около 1800 нормативных правовых актов, из них — 123 закона субъектов Российской Федерации. В соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждени....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: