VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и основы защиты населения при чрезвычайных ситуациях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001903
Тема: Понятие и основы защиты населения при чрезвычайных ситуациях
Содержание
Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера




























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ	4
1.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций	4
1.2. Режим «чрезвычайного положения». Основные понятия и основания его установления в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера	18
1.3. Защита населения в чрезвычайных условиях природного характера	23
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА	31
2.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного характера	31
(в данном пункте нужно описать нормативно-правовую базу, перечислить все законы, приказы, постановления, регламентирующие деятельность органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного характера)	31
2.2. Задачи и полномочия органов внутренних дел, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера	40
2.3. Практика применения нормативно-правовых документов сотрудниками ОВД при ликвидации чрезвычайных ситуаций	45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ	61
3.1. Отдельные проблемыправового регулирования деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера	61
3.2. Предложения о совершенствовании деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера	66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	73
Приложение 1. Видычрезвычайных ситуаций	77
Приложение 2	78





ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы работы.Сложившаяся тенденция на увеличение глобальных чрезвычайных ситуаций природного характера требует существенной концентрации материальных и человеческих ресурсов, предполагает проведение масштабных мер чрезвычайного характера. К наиболее сложным из таковых относятся эвакуационные мероприятия. По нашему мнению, эвакуация населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в настоящее время не учитывает сложившиеся реалии и транспортные проблемы. Кроме того, проводимые реформы в силовой составляющей государства привели к перераспределению функций, которое не определено в нормативно-правовых документах. Основной целью государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на современном этапе является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научного обоснования критериев приемлемого риска.
     В работе рассматриваются отдельные вопросы, связанные с правовой и организационной составляющей обеспечения безопасной эвакуации население из районов чрезвычайных ситуаций.
     Целью работы является характеристика деятельности полиции в чрезвычайных условиях природного характера.
     Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
     1.Проанализировать понятие и виды чрезвычайных ситуаций;
     2. Рассмотреть режим «чрезвычайного положения». Основные понятия и основания его установления в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;
     3. Проанализировать защитунаселения в чрезвычайных условиях природного характера;	
     4.Охарактеризовать нормативно-правовуюбазу, регламентирующую деятельность органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного характера;	
     5. Рассмотреть задачи и полномочия органов внутренних дел, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера;	
     6. Проанализировать практику применения нормативно-правовых документов сотрудниками ОВД при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     7. Выявить отдельные проблемыправового регулирования деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;
     8. Проанализировать предложения о совершенствовании деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.
     Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают при осуществлении полицией деятельности в чрезвычайных условиях природного характера.
     Предметом изучения являются нормы права, которые содержатся в нормативных актах и определяют порядок действий полиции.
     Методологическая основа работы состоит из диалектического метода познания, формально-юридического, правового анализа, дедуктивного метода, обобщения ит.д.
     Степень научной разработанности. Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий такими авторами как .М. Бондаря, В.А. Минаева, А.О. Фаддеева и др.
     Структура работы построена с учётом поставленных задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.




ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1.Понятие и виды чрезвычайных ситуаций

     Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России разработана Концепция создания и развития Российской системы гражданской защиты (РСГЗ), в которой отражены целесообразность, возможность и принципы создания РСГЗ, ее основные задачи, организационные основы и порядок функционирования, финансовое обеспечение и этапы создания и развития. Авторы концепции считают, что одним из наиболее реальных путей развития системы гражданской обороны и РСЧС, наряду с совершенствованием их отдельных элементов, является интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - РСЧС.
    Учитывая законодательный пробел в определении понятия «чрезвычайная ситуация» отечественными учеными предпринимались неоднократные попытки сформулировать соответствующую дефиницию1.
    Наиболее точно «чрезвычайную ситуацию» определил профессор С.А. Старостин: «Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного явления социального, природного или техногенного характера, создающая реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства или уже повлекшая многочисленные жертвы, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей, ущерб окружающей природной среде и для ликвидации которой требуются неотложные и специальные меры правового, организационного и иного характера»2.
    Позиция С.А. Старостина более предпочтительна, чем позиция иных авторов, так как профессор не только шире определяет источник чрезвычайной ситуации (опасные явления природного, техногенного и социального характера), но и говорит о необходимости принятия неотложных и специальных мер, что является важным для системы РСГЗ.
    Обобщив основные характеристики, признаки чрезвычайных ситуаций, опасности и негативные последствия, С.А. Старостин выделил следующие "критерии чрезвычайности":
    - многочисленные жертвы людей или угроза их жизни и здоровью;
    - ущерб (угроза) окружающей природной среде;
    - значительные материальные потери;
    - нарушение условий жизнедеятельности людей.
    Есть и более узкое определение «чрезвычайной ситуации» на каком-либо объекте - состояние, при котором в результате возникновения его источника непосредственно на объекте и прилегающей к нему территории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности, возникает угроза жизни и здоровью населения, наносится значительный материальный ущерб зданиям, сооружениям и коммуникациям этого объекта3.
    Обобщив различные трактовки понятия «чрезвычайная ситуация», выделим присущие ей общие признаки и элементы:
    - обстановка на определенной территории (объекте);
    - причинами сложившейся обстановки являются события различного характера - природного, техногенного, социального, комбинированного;
    - наличие реализованной или еще не реализованной угрозы, объектами которой выступает государство (конституционный строй, территориальная целостность, суверенитет), общество (материальные и духовные ценности), личность (ее интересы, права и свободы);
    - необходимость принятия правовых, организационных и иных неотложных мер.
    Кроме термина «чрезвычайная ситуация» в законодательстве, теории и практике используются иные близкие к исследуемому понятию термины.
    Соотнесем понятие «чрезвычайные ситуации» с другими близкими понятиями, такими как «чрезвычайные обстоятельства», «кризисные ситуации», «риск».
    Прежде всего проанализируем такой термин, как «чрезвычайные обстоятельства».
    Трудовой кодекс РФ при обозначении специфики выполнения работ в условиях чрезвычайных обстоятельств определяет последние как бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст. 4).
    В Гражданском кодексе РФ чрезвычайные обстоятельства конкретизированы как непреодолимая сила (ст. 401), а в Налоговом кодексе РФ отождествляются со стихийными бедствиями или другими непреодолимыми обстоятельствами, которые устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в СМИ, другими способами, не нуждаются в специальных средствах доказывания (п. 1 ст. 111).
    В Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе «чрезвычайными обстоятельствами» являются стихийные бедствия, режим чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации.
    Ограничимся приведенными федеральными нормативными правовыми актами для того, чтобы сделать вывод о неопределенном и противоречивом состоянии проблемы на этом уровне.
    Профессор М.П. Киреев предложил в ведомственных нормативных правовых актах МВД России заменить термин «чрезвычайные обстоятельства» на термин «кризисные ситуации», под которыми понимать «ситуации, угрожающие суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов и требующие принятия от общества и государства энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению».
    Есть и другие определения понятия "кризисная ситуация" - "это возникающая на территории Российской Федерации или в отдельных местностях территории субъекта российской федерации чрезвычайная обстановка крайней степени сложности, характеризующаяся обострением межгосударственных или/(и) внутригосударственных противоречий, опасными для суверенитета и территориальной целостности страны, человека и среды его обитания процессами и явлениями, которые представляют угрозу национальной или/(и) общественной безопасности, препятствуют нормальной работе различных институтов власти и объектов жизнеобеспечения и требуют принятия федеральными органами исполнительной власти, включая органы внутренних дел, иными компетентными органами срочных организационных, правовых, силовых и иных мер по ее локализации, ликвидации последствий и нормализации обстановки4. Аргументируя, что кризисные ситуации вызываются различными причинами, у них нет четко выраженных признаков, авторы указанной дефиниции проводят условную классификацию видов кризисных ситуаций: 1) кризисные ситуации природного и техногенного свойства; 2) кризисные ситуации криминального характера; 3) кризисная ситуация военного (вооруженного) конфликта.
    В работах ученых Степанов А.Г.,А.Ф. Майдыков изучающих проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, находим иное понимание термина "кризисная ситуация" - как состояние, характеризующееся наличием обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации. К таким обстоятельствам в области природной и техногенной безопасности относятся возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемий, эпизоотий в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Чрезвычайные ситуации могут являться причиной и следствием кризисных ситуаций. Выделяются критерии возможности перерастания чрезвычайной ситуации в кризисную: множественность поражающих факторов; затрагивание массового сознания целых слоев населения; неопределенность времени и способов разрешения чрезвычайной ситуации; потребность в разрешении широкого круга экономических, финансовых, административных и социально-психологических проблем; возможность перерастания чрезвычайной ситуации в социальную проблему с неясными перспективами разрешения.
    Приведенный термин используется в названии органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, созданного Указом Президента РФ от 23.10.2008 N 1515 "О федеральном государственном учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях"5.
    В рассматриваемом аспекте нельзя не затронуть определение понятия "особые условия", которое получило широкое распространение в практической деятельности ОВД. Профессор А.Ф. Майдыков считает, что чрезвычайные обстоятельства и ситуации создают особые условия для деятельности органов внутренних дел, под которыми следует понимать повышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природного, биологического, социального и техногенного характера и требующую от ОВД для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и ресурсного обеспечения.
    Близким по содержанию к особым условиям является термин "режим особых условий в исправительном учреждении", который может быть введен в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении (ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
     Классификация природных чрезвычайных ситуаций 
Таблица 1
      
Вид природной чрезвычайной ситуации
Опасные явления
Космогенная
Падение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури
Геофизическая
Землетрясения, извержения вулканов
Геологическая (экзогенная геологическая)
Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лесовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури
Метеорологическая
Бури (9 - 11 баллов), ураганы (12 - 15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки)
Гидрометеорологическая
Крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки
Морская гидрологическая
Тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов
Гидрологическая
Высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление)
Природные пожары
Лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых
      
     Взаконодательныхииныхнормативныхправовыхактах,регулирующих отношения государственных органов власти и управления всех уровней, должностных лиц предприятий, организаций, граждан в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, закреплены и широко применяются на практике следующие термины и понятия: наводнения, землетрясения, природные пожары, сильные ветры (циклоны, ураганы,тайфуны,бури,смерчи)идр.,атакжестихийныебедствияили чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
     Их сравнительный анализ дает основание сделать следующий вывод, что они соотносятся между собой как единичное, особенное и общее. Вместе с тем, несмотря на различные терминологические названия, они иногда понимаются и употребляются в литературе и на практике как синонимы. Фактически между ними ставится знак равенства. Так, конкретноенормальное природное явление (землетрясение, наводнение, сильный ветер (буря, ураган, и др.)), понимаются, как стихийные бедствия, а стихийные бедствия, как чрезвычайные ситуации природного характера.Врядеслучаевземлетрясениеилинаводнениесразужесчитаются чрезвычайной ситуацией природного характера. Вместестем,междуэтимипонятиямисуществуютразличияна содержательном уровне.
     Длятакихутвержденийтребуетсядополнительнаяаргументация.Преждевсегонеобходимоответитьнаследующиевопросы:
     Во-первых, при каких обстоятельствах, всегда ли, конкретное аномальное природное явление (землетрясение, наводнение и т.д.) является стихийным бедствием? 
     Во-вторых, когда, при каких условиях землетрясение (наводнение, природный пожар, буря и т.д.) становятся чрезвычайными ситуациями природного характера? Под стихийными бедствиямипонимаются опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождениятакихмасштабов,которыевызываюткатастрофическиеситуации, характеризующиесявнезапнымнарушениемжизнедеятельностинаселения, разрушениемиуничтожениемматериальныхценностей,поражениемигибелью людей и животных. 
     Придерживаясь в целом этого понятия, тем не менее обращаем внимание на слова «внезапным нарушением жизнедеятельности населения». На наш взгляд, этонесовсемточно.Этисловаотсекаютрядстихийныхбедствий,которые прогнозируются, имеют свою периодичность возникновения и развития. Получается, чтоеслистихийное бедствиепрогнозируемое,медленнонадвигающееся,но неотвратимое до уровня катастрофичности с ожидаемыми тяжкими последствиями, то оно не является стихийным бедствием?
     Конкретноеаномальноеприродноеявлениестановится стихийным бедствием лишь тогда, когда оно происходит в местах проживания людей,негативно затрагивает их жизнедеятельность, наносит материальный ущерб, а то и гибель людей, их ранения и увечья.
     Если же землетрясение, наводнение, ураган и т.д. происходят вбезлюдной местности,гдеотсутствуетинфраструктураилюди,тоонитакиостаются аномальными природными явлениями, а не стихийными бедствиями и уж тем более не чрезвычайными ситуациями природного характера.
     Для того, чтобы стихийное бедствие приобрело характер чрезвычайной ситуации природного характера необходимы,ещесопутствующие факторы и последствия, а именно:
     ? масштабность стихийного бедствия;
     ? уничтожение материальных ценностей;
     ?вынужденность эвакуации многих людей;
     ? многочисленностьпотерьлюдей(травмы, увечья,ранения),атоиих гибель;
     ? дезорганизация общественной жизни региона.
     Разрушение жилищной и промышленной инфраструктуры, коммуникаций, выход из строя средств связииэлектроэнергетики,пожары,взрывына промышленных предприятиях, разрушение плотин, дамб с затоплением местности, радиоактивноеихимическоезаражениеместностиврезультатеразрушения объектов использования и мест хранения приводит к масштабным чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера одновременно. Чрезвычайнаяситуацияприродногоитехногенногохарактера- это обстановканаопределеннойтерритории,сложившаясяврезультатеаварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     В данном определении, на наш взгляд, не хватает дополнительных факторов и последствий,полнеехарактеризующихчрезвычайную ситуациюприродного характера,например,масштабности,реальнойопасностиприродногоявления,вынужденностиэвакуационныхмероприятий,многочисленностилюдскихпотерь, дезорганизации общественной жизни.
     Кроме того, в данном определении законодателем допущена некая вольность илинеточность.Говоряочрезвычайнойситуацииприродногоитехногенного характера,какобобстановке,сложившейсянаопределеннойтерритории,в результате, например, стихийного бедствия, нам уже нет необходимости употреблять слова «могут повлечь» тяжкие последствия. Надо считать их уже свершившимся фактом.Ведьстихийныебедствия,какродовоепонятиеконкретныханомальных природных явлений (землетрясение, наводнение, ураган и т.д.) уже понимается нам и как«опасныеявления,вызывающиекатастрофическуюситуацию, характеризующуюсяразрушениемиуничтожениемматериальныхценностей, поражением и гибелью людей и животных».
     Длительность и опасность катастрофических природных явлений, требующих масштабных работ по ликвидации их последствий, длительность дезорганизации всей общественной жизни региона, невозможность местных органов власти и управления решить собственными силами возникшие проблемы – приводят к кризисной ситуации, вызваннойчрезвычайнойситуациейприродногохарактера,требующей федерального вмешательства, введения особого правового режима чрезвычайного положения,примененияобъединеннойгруппировкисилисредств,установления временных мер, ограничивающих права граждан и юридических лиц.
     Возникновение и развитие конкретных природных аномальных явлений,т.е.наводнений,землетрясений,урагановит.д.сопределенными неблагоприятнымипоследствиямидляграждан,приводиткпониманию,чтоэто стихийное бедствие, которое в процессе неблагоприятного развития приобретает чертычрезвычайной ситуацииприродного характера или чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
     Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера, вызванные различными видами стихийных бедствий, развиваются во времени и пространстве, нередко с тяжкими последствиями,втомчислесбольшимиматериальнымиилюдскими потерями.
     Характеризуя развитие ЧС природного характера с учетом временного фактора необходимо прежде всего говорить о быстроте и динамизме их возникновения и развития, об их непредсказуемости, силе и, следовательно, опасности для территорий и проживающего населения.
     Вэтомсмысленепрогнозируемыеразрушительныестихийныебедствия (например,землетрясения),приводящиекЧСприродногохарактера,являются наиболее опасными, ибо, как правило, не имеют временного периода, необходимого дляобеспеченияготовностикдействиямвусловияхреальноговозникновенияи развития ЧС природного характера.[А1][А2]
     В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством. В условиях возникшей чрезвычайной ситуации и в процессе ее ликвидации решение данных задач приобретает особую актуальность, что предопределяется комплексом обязанностей органов внутренних дел, определенных в ст. 9 указанного Федерального закона:
     - предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
     - оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
     - принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
     - выявлять и раскрывать преступления;
     - обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
     - принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;
     - участвовать, в соответствии с законом, в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
     В соответствии с Приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции", утвердившим Устав патрульно-постовой службы полиции, к основным функциям строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции относится в том числе осуществляемое совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.
     Понятие неотложных мер в данном нормативном правовом акте не раскрывается. Для составления представления о таких мерах можно обратиться к ранее действовавшему Уставу патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. N 17 "О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции".
     При возникновении чрезвычайных ситуаций патрульно-постовой службе вменяется в обязанность принять следующие неотложные мероприятия:
     1) при пожаре: немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по горрайлиноргану и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества; принять меры по установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев; при наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара;
     2) при возникновении крушений, катастроф и аварий: доложить о случившемся дежурному, должностным лицам; принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения; организовать тушение пожара; не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий; обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования; в необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия;
     3) при наводнении, паводке: доложить дежурному и запросить решение, оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления; принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим; обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра;
     4) при эпидемиях и эпизоотиях: оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания; соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону; организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей;
     5) при землетрясении: выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками милиции; обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов; принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара;
     6) во время метелей, ураганов и снежных заносов: доложить обстановку дежурному, усилить наблюдение за движением транспорта и пешеходов, предупреждать водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности; оказать помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии; содействовать в мобилизации трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки улиц, дорог и занесенных домов.
     Согласно Уставу патрульно-постовой службы полиции командир отдельного подразделения патрульно-постовой службы (полка, батальона, роты, взвода, отделения) обязан обеспечивать поддержание постоянной готовности подразделения патрульно-постовой службы к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.
     Заместитель командира отдельного подразделения патрульно-постовой службы по службе принимает участие в разработке плана территориального органа МВД России на районном уровне по действиям в чрезвычайных обстоятельствах в части использования сил и средств подразделения, а также схемы оповещения личного состава.
     Порядок несения службы нарядами патрульно-постовой службы в период проведения массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных обстоятельств определяется приказами начальника территориального органа МВД России на районном уровне и МВД России.
    Перечисленные основания введения режима особых условий не охватывают всех чрезвычайных ситуаций.
    Вместе с тем результаты отечественного и зарубежного опыта, научных исследований едины в том, что для преодоления чрезвычайных ситуаций должен существовать некий особый правовой режим деятельности государственных органов, который бы позволял в кратчайшие сроки и максимально эффективно восстанавливать нарушенный общественный порядок и законность, предоставлял бы дополнительные права для этого государственным органам, ограничивая при этом права и свободы граждан.
    При чрезвычайном положении требуется иное нормативно-правовое воздействие, отличное от повседневного, иное также и по сравнению с чрезвычайной ситуацией. Можно сказать, что в этом случае ситуация имеет более высокую степень «чрезвычайности».

1.2. Режим «чрезвычайного положения». Основные понятия и основания его установленияв условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

     Содержание особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и предусматривает необходимость проведения взятых в комплексе экономических, политических, административных, военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству 
     Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" в ст. 1 дает определение чрезвычайного положения. В соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанной статье также отмечается, что введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Статья 3 этого Федерального конституционного закона определяет, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
    Российское законодательство содержит и иные меры, обеспечивающие правовой режим зон чрезвычайных ситуаций. Например, Лесным кодексом Россиипри проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на лесных участках, расположенных в границах зоны чрезвычайной ситуации, допускается по решению компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов (ст. 53.6).
    В федеральном законе "Об охране окружающей среды" размещена специальная глава "Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций", и создание таких зон непосредственно связано с охраной природы, во всяком случае, когда речь идет о зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуациях. Наличие территорий с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, последствием которого являются ухудшение здоровья населения, деградация и разрушение естественных экосистем, является нарушением конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. В связи с этим заслуживает внимания существующая среди ученых-экологов точка зрения о том, что массив норм о правовом режиме зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций (зон экологического неблагополучия) можно рассматривать как "формирующийся" институт экологического права. Именно такой подход - рассмотрение норм "через призму" правового института, как представляется, позволяет системно взглянуть на существующие проблемы правового воздействия на соответствующие отношения, провести мониторинг норм, восполнить существующие дефекты (пробелы) и создать "рабочий механизм" правового регулирования6.
    В целях обеспечения нормальной эксплуатации земельных и водных ресурсов, объектов капитального строительства, безопасности населения в генеральных планах поселений и городских округов могут устанавливаться зоны негативного воздействия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, в которых вводятся особые условия землепользования. Как правило, эти зоны могут быть обусловлены наличием потенциально опасных объектов, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. Кроме того, необходимо учитывать возможность развити.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44