- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование внешнеторгового оборота между Россией и Китаем
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001665 |
Тема: | Правовое регулирование внешнеторгового оборота между Россией и Китаем |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра истории государства и права Тема: « Правовое регулирование внешнеторгового оборота между Россией и Китаем » Курсовая работа студента II курса дневного отделения, 210 гр., Кулик Ксении Владиславовны Научный руководитель – доцент кафедры предпринимательского права Молотников А. Е. Дата сдачи курсовой работы: «___» ___________ 201_г. День защиты: «___»_____________ 201__г. Оценка: _____________________ Москва 2017 г. Содержание: Введение_________________________________________________________3 Глава 1. История развития торговли________________________________4 1.1. Формы приграничного сотрудничества____________________________6 1.2. Принципы китайской внешней торговли___________________________7 1.3. Интересы России и Китая_______________________________________9 Глава 2. Общая характеристика российско-китайской торговли______11 2.1. Нормативно-правовое регулирование приграничного сотрудничества_13 2.2. Состояние двусторонней торговли_______________________________16 2.3. Инвестиционное сотрудничество________________________________17 Глава 3. Особенности государственного регулирования внешнеторговых связей КНР с Россией_____________________________________________17 Глава 4. Роль России и Китая в глобальной евразийской экономике___21 Глава 5. Модели развития внешнеторговых связей России и Китая___23 5.1. Приграничная торговля________________________________________23 5.2. Инфраструктура в приграничных районах_________________________25 5.3. Инвестиционно-инновационная модель взаимной торговли__________27 5.4. Фискальная политика_________________________________________29 5.5. Экономическое содержание____________________________________29 Заключение____________________________________________________31 Библиография _________________________________________________31 Введение: Под внешней торговлей обычно понимается торговля между разными странами, в таком понимании она возникла уже очень давно, еще в глубокой древности. В современном мире понятие внешней торговли кроется в словосочетании: «внешнеэкономическая торговая деятельность». Эти понятия абсолютно тождественны. Итак, внешняя торговля или же внешнеэкономическая торговая деятельность является одной из самых важных, ведущих направлений народнохозяйственного управления. Таким образом становится понятно, что ее главными функциям являются: организация и кооперация и руководство всем пластом деятельности, которым тем или иным образом связан с товарообменом на мировой рынке. Ведь разные станы заинтересованы не только в сбыте своего собственного товара и получение за него прибыли, но и в получении определённых товаров, которых по разным причинам в этом государстве нет, из других стран. Другими словами, каждая страна специализируется на производстве только тех товаров, для которых необходимо применения фактора, находящегося в большом количестве, а потому дешевом. Такие товары обычно экспортируются, а импортируются те, для производства которых больше подходят факторы других стран. То есть становится видно, что внешняя торговля - тема всегда актуальная. Но актуальность данной работы заключается еще и в том, что акцент ставится на правовом окрасе: дается правовой комментарий и правовой взгляд на соответствующие детали и моменты данной темы. Однако внешняя торговля не только является актуальной для исследовательских работ, но и с практической точки зрения она необходима для нормального функционирования стран и мира в целом. Цель данной работы заключается в том, чтобы провести правовое исследование внешнеторговых отношений между Россией и Китаем. При проведении подобного исследования представляется разумным ради его точности провести еще и исторический анализ, так же выделить отдельно принципы торговли и ее особенности. Сложно указать новизну этой работы, потому что на сегодняшний день исследований по данному поводу проводится огромное количество, а по сему говорить со 100-процентной уверенностью о новизне не представляется возможным. При рассмотрения вопросы торговли между РФ и КНР были использованы труды Цзян Фэна, В.Е. Петровского, В.Я. Портякова, Атанов Н. И., Верхоланцева, К.В., также значительное количество электронных ресурсов и некоторое количество НПА. Глава 1. История развития торговли Развитие внешней торговли между Россией(СССР) и Китаем началось одновременно с установлением дипломатических отношений: 2 октября 1949 года. В Китая развитие торговли прошло несколько этапов – от самоорганизации до развития в соответствии с современными требованиями. Принято выделать шесть этапов1: 1. Начальный этап. Как известно в 1949 года был создан так называемый «новы» Китай. Он является отправной точкой в становлении и развитии внешнеэкономической деятельности между Россией и КНР. Акцент на развитии торговых отношений именно с Россией был сделан в интересах населения: дать людям, особенно тем, кто живет в приграничных зонах, нормальную жизнь. Был открыт специальный пункт пропуска как наземного, так и вводного транспорта в Хоргосе, также установлена единица учета бартерной торговли и режим торговли в рублях. Экспортировались товары в области животноводства, а импортировались - в области материалов и оборудования. В конце 50-ых годов началось становление розничной торговли, стало заметно явное увеличение экспорта и импорта; были разработаны специальный свод правил для бартерной торговли; рубль стал стабильной единицей расчета. 2. Этап застоя. Пограничный пункт пропуска был закрыт, соответственно все торговые отношения были прерваны. Этот этап продлился 7 лет. 3. Восстановление. Она началось в 80-ых годах благодаря обмену официальными письмами между Россией и КНР, это поспособствовало постепенному восстановлению торговых отношений. Как итог этого этапа – по обоюдному согласию государств были открыты 4 пограничных пункта, таким образом был в восстановлен объем продаж. 4. Этап быстрого развития. Начался в 90-е после того, как было принято решение об открытии границ между Россией и Китаем. Также было подписано большое количество различных соглашений в самых разных сферах, к примеру, в сферах экономики, техники, торговли и т.д.. Это все способствовало сильному увеличению в двусторонней торговле. Этот этап характеризуется увеличением денежных потоков и стремительным развитием торговли(особенно приграничной). Причем особенно важно подчеркнуть, что изменения произошли при практически неизменной структуре. 5. Перестройка. Характеризуется депрессией2 в области торговли из-за постоянно изменяющейся экономической и политической ситуации в России и финансового кризиса в Азии. 6. Этап устойчивого развития. Благодаря стабилизации и экономической, и политической ситуации в России развитие торговых отношений вновь стремительно улучшается. При сравнительном анализе всех вышеперечисленных этапов можно сказать, что это именно на этом этапе торговля находится на пике своего развития. Важным доказательством данного утверждения является тот факт, что система российско-китайский торговых отношения показывает стабильно высокий результат, в то время как большинство стан АРТ испытают значительные трудности от последствий международного финансового кризиса.3 На сегодняшний день торговое сотрудничество продолжает развиваться. Говоря об экономических отношениям между Россией и Китаем, нельзя не упомянуть и о политических, так как они между собой неразрывно связаны. Одним из самых главных нормативно-правовых актов является договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2001 года.4 Он рассчитан на 20 лет и охватывает разные сферы российско-китайских отношений: сотрудничество в области торгово-экономической, военно-технической, энергетической и других. Один раз в четыре года принимаются планы действий по реквизиции положений данного документа. Предусмотрена взаимопомощь в борьбе в терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Причем почти во всех вышеперечисленных областях имеются дополнительные межправительственные и межведомственные соглашения. Связь между государствами носит регулярный характер, так как встречи проводятся не реже 3-ех раз в год, и депутатский группы регулярно обмениваются делегациями. . В целом китайско-российские отношения характеризуются высокой интенсивностью контактов. Соответственно и торгово-экономические отношения тоже имеют положительную характеристику. 1.1 Формы трансграничного сотрудничества Трансграничное сотрудничество - довольно-таки новое явление. Оно появилось и обрело свою актуальность, даже необходимость в условиях ускоряющихся процессов интеграции и регионализации. Трансграничное сотрудничество помогает интенсификации социокультурных, экономических и политических связей межу отдельными регионами государств5. Выделяют следующие вили(формы) трансграничного сотрудничества:6 1)зоны приграничной торговли 2)туристические зоны 3)торговые зоны 4)трансграничные промышленные зоны Из всех вышеперечисленных зон необходимо выделить лишь одну, а именно: зону приграничного экономического сотрудничества(ЗПЭС). Так как она является одной из самых распространенных практик приграничного сотрудничества Китая с другими странами. Причем КНР ставит высокие ставки на ЗПЭС: создает условия развития, условия для экспорта и импорта, продвижение свой экономической политики и т.д.. На сегодняшний день функционируют 15 ЗПЭС, 4 из которых ориентированы на бизнес с Россией7. В соответствии с данными целями КНР создает необходимую правовую базу. Например, «Положение о торговле с пересечением границы для жителей приграничных регионов» No42-1996 г.; «Дополнительные положения о дальнейшем развитии приграничной торговли» No844-1998 г. РФ пытается в этом деле не отставать от Китая: создается и расширяется в свою очередь российская правовая база. Например, закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической торговой деятельности». 1.2. Принципы китайской внешней торговли Ради полного и точного изучения выбранной темы, необходимо обратить особое внимание на принципы торговли, которым следует КНР. Принципы были сформированы еще в 1949 году. Этому вопросу экономики и торговли в будущем уделялось очень много внимания, так как это не только сугубо доктринальный вопрос, но и практический тоже. Итак, внешняя торговля КНР базируется на следующих принципах8: 1. Государственный контроль внешней торговли. В 1949 году была создана жесткая централизованная система управления внешней торговлей. Было опубликовано большое количество законов и декретов, которые регулируют почти все аспекты внешнеэкономической деятельности. Регулировалось управление в сферах сортировки, лицензирования экспорта и импорта, контроля иностранной валюты, установление ценовой политики, налоговой политик и т.д.. Созданы специально уполномоченные на то органы управления. 2. Принцип равноправия и взаимовыгодности. На этих принципах базируется развитие КНР коммерческих и торговых связей с другими государствами. Этот принцип выделился отдельно из китайской политики «мирного сосуществования». Этот принцип даже закреплен в первой китайской конституции. Причём важно отметить, что Китай следует этому принципу беспрекословно в независимости от того, с каким конкретно государством ведётся внешняя торговля. 3. Ориентация на собственные силы. Идея состоят в том, что несмотря на тот факт, что Россия и другие страны, с которым ведется торговля, создают благоприятные условия для Китая, Китаю необходимо создать свою целостную хозяйственную систему. И неправильно будет полагаться лишь на международную помощь и поддержку, однако с другой стороны Китай категорически отказывается от политики «закрытых дверей». Нужна золотая середина. 4. Основа развития внешнеторговой деятельности - собственное производство. Необходимо преодолеть изначально слабое производство, чтобы гарантировать поставку по экспорту. Эту задачу ставят на первый план, как основу торговли в целом. 5. Единое планирование и регулирования внутренней и внешней политики. Цель: удовлетворить основные потребности своего населения и гарантировать поставки по внешнеторговым обязательствам. Постоянное и последовательное соблюдение данных принципов позволило КНР создать благоприятные условия для китайского внешнеторгового курса и политик относительно других дружественных Китаю стран. 1.3. Интересы России и Китая Необходимо отметить, что успешное и позитивное развитие китайско-российских отношения возможно лишь при уважении и осуществлении интересов обоих государств. 9 В интересах Китая: 1)модернизировать район, граничащий с Россией: оснастить его транспортом, обеспечить с его помощью выход китайский товаров на транссибирскую магистраль и оттуда соответственно во все страны Европы. 2)найти новых потребителей китайских товаров на российском рынке, расширить возможности сбыта своих товаров 3)путем договоров и соглашений не допустить прекращения поступлений в Китай газа, нефти, леса и других природных ресурсов 4)стимулировать обмен интеллектуальными ресурсами В интересах России: 1)продолжение развития внешней торговли путем импорта потребительской и инвестиционной продукции и экспорта национального товара по выгодным ценам 2)минимизировать транспортные издержки 3)развитие розничного производства при использовании трудовых ресурсов Китая; последующий экспорт товаров данных товаров в Китай 4)увеличение торговли в сфере услуг, акцентируя внимание в первую очередь на инженерии и обмене технологиями на коммерческой основе Стоит понимать, что это не интересы, которые просто написаны на листе бумаги и забыты, наоборот, к их реализации стремятся как Россия, так и Китай. Например, российская компания «Сибур» и китайская корпорация «Sinopec» намереваются создавать совместные предприятия по производству каучука. Важны условия сделки: российская компания получает китайские ноу-хау в обмен на доступ к местным рынкам сбыта. Говоря об интересах обеих сторон, нельзя не сказать, что каждая сторона осуществляет защиту своих национальных интересов. Это само собой разумеется.10 К примеру, Минпромторг проводит специальные защитные исследования по вопросам китайского импорта. 11 В свою очередь Китай также проводит различные расследования относительно российских товаров. В целях защиты своих интересов и развития и укрепления сотрудничества между Россией и Китаем была создана система компенсационных, антидемпинговых и специальных защитных мер при импорте и экспорте товаров. 12 К примеру, действуют специальные пошлины на стеклосети, на трубы из коррозионностойкой стали и прочее. Также действует антидемпинговая пошлина на подшипники качения, подшипниковые трубы и прочее. В отношении каждой ограничительной меры существует специальное постановление от Правительства РФ. Можно сказать, что применение дифференцированных пошлин для разных компания – очень частая практика. Но несмотря на это использование и применение различных средств государственного регулирования внешней торговли, это лишь развивает и цивилизует ее, также помогает поддерживать международный порядок и не является доказательством каких бы то ни было противоречий и конфликтных ситуация между Россией и Китаем. Ради этих целей были созданы специальные политические и экономические представительства. Политические: посольство РФ в КНР; Генконсульство РФ в Гуанчжоу, в Шэньяне, Гонконге. Экономические представительства: Торговое представительство РФ в КНР; Отделение Торгпредства РФ в Шанхае; Представительство торгово-промышленной палаты в Пекине; Региональное представительство Торгово-промышленной палаты в Восточной Азии. Глава 2. Общая характеристика российско-китайской торговли Российско-китайское сотрудничество в области внешней торговли динамично и успешно развивается. 13 Для объективной и справедливой оценки внешнеэкономической деятельности России и Китая необходима специальная система показателей, которая позволяет изучить внешнеэкономические связи обеих стран, а также охарактеризовать сотрудничество и с другими странами. Нельзя применять отдельно один или иной показатель, так как они исказят реальность. Поэтому и необходима система показателей. Ведь она сможет объективно и комплексно описать темпы и пропорции развития торговли, географическое размещение, широту ассортимента и т.д.. В систему входят абсолютные показатели: внешнеторговый оборот, сальдо, экспорт, импорт, прибыль; и относительные показатели – уровень товарной специализации оборота, динамика внешней торговли за промежуток времени, структура, концентрация оборота. В основу российско-китайского сотрудничества заложен ряд объективных условий, такие как: богатые природные ресурсы, широкие и емкие потребительские рынки, длительная история сотрудничества, благодаря которым был накоплен определенный опыт, также значительная взаимодополняемость экономических систем и протяженная совместная граница. Все эти факторы сделали возможным и выгодным развитие внешнеторговых отношений. В настоящее время Россия находится на 16 месте в рейтинге партнеров КНР.14 Однако из всех факторов развития особенное внимание уделяется географической близости и исторически сложившейся обстановки. Географическая близость стала поворотным моментом в создании единой логистической цепочки реализации и продвижения всех видов товаров и услуг, которые производятся в обеих странах. А исторически сложившаяся обстановка в сфере экономических отношений позволяет успешно наращивать объем взаимной торговли.15 К примеру, в 1995 году объем торговли был равен 4,9 млрд долл., а в 2010 – 56,8 млрд долл., причем необходимо понимать, что это произошло в условиях разразившего кризиса 2008-2009 годов. К 2011 году объем и импорта, и экспорта лишь возрастал. 16 Однако уже к 2015 году было заметно понижение объемов продаж и в целом ухудшение динамики торговли. По мнению российских и китайских экономистов этот спад был вызван целым рядом объективных причин, которые берут свое начало еще в 2014 году17: 1. Политический фактор, выраженный в общей геополитической напряженности. Это было вызвано в первую очередь ситуацией в Украине, наложением экономических санкций западных стран в отношении РФ, снижение спроса за рубежом, ухудшением общих внешнеторговых условий, экономически сложности, возникшие на уровне мировой экономики из-за постоянно растущего государственного долга США и стран ЕС, нестабильно цен и рейтингов на финансовом рынке. 2. Спад темпов экономического роста. Причем в некоторых странах спад дошел до уровня стагнации, даже деградации. 3. Падение мировых цен на сырьевую группу товаров, таких как: газ, нефть, энергоносители). 4. Увеличение давления нисходящего тренда в КНР. Важно, что подобная отрицательная динамика наблюдалась не только в отношении России, и в отношении остальных внешнеторговых партнеров. 5. Снижение темпов покупательской способности в РФ в отношении китайских товаров по причине резкого изменения курса рубля в отношении к китайскому юаню, да и к основным мировым валютам. Основными и, пожалуй, единственными элементами внешнеторговых отношения являются: 1)приграничная торговля 2)двустороння торговля 3)инвестиции 2.1. Нормативно-правовое регулирование приграничного сотрудничества Приграничная торговля между РФ и КНР – «это один из видов малого и среднего предпринимательства, стимулирующий развитие экономики, создающий предпосылки для расширения и совершенствования экономики». 18 Если опираться на российское законодательство, то «приграничная торговля - один из особых режимов внешнеторговой деятельности с сопредельными иностранными государствами». 19 Говоря о сущности ее – «это удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах при региональном сотрудничестве приграничных областей».20 Приграничное сотрудничество включает в себя помимо непосредственно приграничной торговли еще большое количество иных сфер деятельности, такие как: создание совместных предприятий, инвестирование, кооперативное производите и прочее. Но, разумеется, самое главное место занимает именно приграничная торговля. Важно отметить, что это не пустые слова, так как данное положение было отражено в Концепции приграничного сотрудничества в РФ. 21 В ней сказано, что основным направлением развития приграничного сотрудничества является приграничная торговля. В РФ нашел отдельное закрепление статус приграничных территорий. 22 приграничные территории – это «территории государства, прилегающие в государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями». Вопросы приграничной торговли, ее регулирование относится к предметам совместной деятельности РФ и ее субъектов. Здесь особенно важным является тот факт, что субъекты уполномочена самостоятельно заключать соглашения с сопредельными регионами соседствующих государств. Для регулирования отдельных аспектов внешнеторговой деятельности были приняты дополнительные нормативно-правовые акты: «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О международном коммерческом арбитраже»; «О таможенном тарифе».23 Разумеется, можно также использовать и ГК РФ, и Налоговый кодекс и прочее. Что касается экономического смыла приграничной торговли, то он заключается в «изъятии товаров из обычного режима осуществления внешнеторговой деятельности и не взимании таможенных пошлин и налогов с товара, произведенных и потребляемых на приграничной территории соответствующих государств, которая определяется межгосударственными соглашениями и обычно представляет собой полосу шириной 15-20 км по обе стороны прилегающей к государственной границе».24 В основе приграничной торговли лежат в первую очередь ресурсы, также товары и услуги. Причем интересно, что вся прибыль, получаемая в ходе торговых отношений, идет в распоряжение местных органов власти, но должна использоваться только в торговой сфере(например, рад пополнения оборудования и технологий). Но помимо решений вопросов, непосредственно касающихся приграничной торговли, необходимо решать и иные вопросы, такие как: развитие инфраструктуры, создание новых пунктов пропуска граждан, транспорта и товаров через границу и многое другое. Благодаря анализу всех нормативно-правовых актов можно седлать вывод, что в целом со стороны КНР не наблюдается особых проблем в сотрудничестве и в приграничной торговле. Так как в КНР ее развивают и стимулируют, а в РФ были созданы лишь минимально необходимые институциональные рамки. Но вот говоря о РФ, то исследовали выделяют следующие проблемы и тенденции25: 1. Резкое уменьшение степени конкурентоспособности китайских товаров на российском рынке. 2. Динамичная ревальвация юаня и доля зарплаты в цене китайской продукции. Однако это негативно влияет на платежеспособный спрос российского населения. 3. Проблемы присутствия Китая на российском рынке. Акцент ставится на неявных формах присутствия. К примеру, «демонстрационный эффект успехов китайской экономики». Это способствует формированию в РФ негативных взглядов: «почему у нас не так?!». 4. Проблемы миграционного характера. С этими проблемы связывают также повышения уровня преступности на российских приграничных территориях. 2.2. Состояние двусторонней торговли Ни для кого не секрет, что Россия заинтересована не только в приграничной торговле, но и в двусторонней также. Исследователи выделяю два фактора подобной заинтересованности26: 1) Территориальная удаленность от экономически развитой европейкой части 2) Наличие более выгодных и перспективных рынков Несмотря на то, что РФ далеко не ведущий торговый партер Китая, Китай все же заинтересован в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией. Это связано с тем фактом, что показатели успешного и резкого роста экономики остались в прошлом, и на сегодняшний день Китай столкнулся с проблему замедления роста. В этом аспекте российский рынок для Китая - наиболее выгодный, дешевый и лучший поставщик особенно в сфере углеводородного сырья(именно к нему КНР проявляет наибольший интерес). Однако двусторонние отношения развивались скачкообразно.27 В конце 2000-ых был заметен невооруженным глазом резкий спад объема двусторонних торгово-экономических отношений, даже на региональном уровне. Такой спад был продиктован проводимой КНР политикой макро регулирования экономики. Именно это направление политики повлияло на уменьшение спроса на российское промышленное сырье и оборудование. В свою очередь Россия начала повышать таможенные пошлины и ужесточать систему лицензирования, таким образом было ограничена бартерная торговля. Вскоре огромный ценовой разрыв стал сокращаться , так как Китая испытывал острую необходимость в сырье из России. На сегодняшний день двусторонняя торговля идет довольно успешно, непрерывно при этом развиваясь и изменяясь. 2.3. Инвестиционное сотрудничество Несмотря на стабильно благоприятные как политические, так и экономические отношения развитие инвестиционного сотрудничества находится не на том уровне, на котором могло бы быть.28 Но важно отметить, что уже между руководителями государств имеет некая задача по увеличению прямых инвестиций. К примеру, в 2012 года объем инвестиция значительно увеличился, как и с последующие года. В целом объектами инвестирования были выбраны: лесное хозяйство, полезные ископаемые, энергетика, торговля со стороны Китая, а со стороны РФ - строительство, производственная отрасль и транспортные перевозки. Важный шагом, предпринятым странами для развития инвестиционного сотрудничества, было подписание целого пакта документов, соглашений в Шанхае 20-21 мая 2014 года. После его подписание число инвестиций резко возросло и продолжает расти. Глава 3. Особенности государственного регулирования внешнеторговых связей КНР с Россией Каждое государство в силу исторического развития, географического расположения, самобытности народа, культуры и традиций несет в себе неповторимо. Соответственно у каждой страны разный подход к ведению внешней торговли, к построению внешнеторговых отношений. Россия и Китай не исключения. Разные исследователи выделяют самые разные особенности, но некоторые из них принимаются почти всеми29. 1. Особенности, связанные с государственным устройством. КНР – унитарное государство с плановой экономикой, с активным государственным вмешательством и контролем. По этой причине местные власти(в первую очередь ставится акцент на местные власти приграничных территорий) в Китае наделены крайне малым набором полномочий в сфере внешнеторговой деятельности. Субъекты же в РФ обладают большим кругом полномочий, однако здесь проблема заключается уже в том, что местные власти часто обделяются государственной помощью и поддержкой. Именно Китайское руководство путем принятия различных законов на местном уровне создало благоприятную атмосферу для иностранных инвесторов, для ведения торговли. В РФ эти озабочены в большинстве своем лишь местные власти непосредственно. 2. Переход приоритета с обычной бартерной торговли на нормальные денежные расчёты в валюте третьих стран(имеется в виду американские доллары, хотя изначально использовались швейцарские франки). 3. Выработка институционных основ и организационной структуры взаимодействия. Деятельность в данном направлении занимает важное место во внешнеторговых отношения двух стран. В КНР была проведена, к примеру, систематизация пунктов пропуска. При систематизации учитывались уровень развития транспортной и производственной инфраструктуры и объем груза и пассажиров. В РФ данному вопросу, к сожалению, уделяется меньше внимания. Отдельным важный элементом организационный структуры являются ярмарки, проводимые в пограничных районах. Ярмарки были созданы ради создания максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций в проблемные развивающиеся районы, ради ускорения темпов развития торговых отношений. Несмотря на довольно пренебрежительно отношения в ярмаркам из опыта проведения ясно, что они стали надежным и современным методом экономического воздействия как на приграничную торговлю, так и на двустороннюю. Потому что смогли настроить и улучшить непосредственный контакт между производителем и потребителем. 4. Развитие регионального сотрудничества. Постоянное совершенствование торговых отношений между Россией и Китаем путем разработки политических установок и законодательства обуславливает непрерывное и устойчивое развитие регионального сотрудничества. Доказательством служит два приграничных города: Хэйхе и Благовещенск. Они стали одними из первых городов, которые нашли компромисс в сфере контроля грузов и пассажиров. Компромисс заключался в утверждении общего, удобного для каждой страны графика работы, таким образом стабилизировался режим транспортировки грузов и пассажиров. Благодаря этому значительно повысилась эффективность всех таможенных операций. Важно также отметить, что ради улучшения торговых отношений были приняты разного рода законодательные акты местного уровня как в Китае, так и в РФ. К примеру, были урегулированы вопросы защиты и обеспечения легальной деятельности российских граждан на приграничных территориях КНР и китайских граждан на приграничной российской территории.30 Также китайского государство, а именно руководство провинции Хейлуцзян выдвинуло новые положения о целях развития внешнеторговой деятельности и предложило новую стратегию под названием «Пяти дальнейших продвижений»: 1) начать целенаправленное продвижение от приграничного торговли во внутренние районы РФ и дальше в страны Европы 2)переход к широкому технико-экономическому сотрудничеству 3)переход к сотрудничеству на основе всеобъемлющей региональной интеграции от сотрудничества разрозненных предприятий. 4)переход от примитивной торговли к модели современной глобализации 5)переход от частичного к масштабному использованию международных инвестиций. Для реализации данной стратегии в провинция Хейлуцзян было принято постановление «О стратегическом переходе на новый уровень стимулирования торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с Россией». Благодаря данному постановлению объём двусторонней торговли увеличился почти вдвое31. Также начались разработки проектов по созданию торгово-промышленных комплексов на границе, многофункциональных производственно-технологических баз, инвестиционных корпораций. Последние создавались с целью увеличения импорта энергетического сырья. Резюмируя, можно сказать, что все законодательные акты в целом представляют собой детально проработанную, многоплановую, зрелую концепцию комплексного использования приграничных ресурсов страны(для РФ – Китай, для Китая – РФ). Но, разумеется, это концепция претерпевает различные изменения: в концу 90-фх годов для КНР российский рынок был лишь способом, механизмом решения краткосрочных задач. В основном это задачи касались только приграничных территорий, например, смягчение социальных проблем региона или поддержание экономики региона и т.д.. На сегодняшний день такое отношения претерпевает изменения: «происходит корректировка политики в соответствии с общестрановыми задачами модернизации китайской экономики на основе инновационных механизмов развития, модификации структура внешней торговли, повышение в ней доли высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью»32. 5. Интеллектуальное сотрудничество. Подобный интерес появился примерно во второй половине нулевых годов 21 века и непрерывно продолжал расти. Итогом такого непрерывного роста стала первая ярмарка российско-китайского сотрудничества с области привлечения интеллектуальных ресурсов из России в Китай и наоборот. Это выставка состоялась по инициативе с китайской стороны, а именно благодаря управлению кадров и управлению по делам иностранных специалистов. На этой ярмарке было предложено более 5000 разнообразны проектов из самых разных сфер, после успешного проведения этой ярмарки состоялась еще одна, но уже в сфере научно-технических достижений, и скорее она имела вид выставки. В результате появилась даже некая традиция проводить подобные ярмарки, на который впоследствии часто стали заключатся разные договоры, соглашения по предлагаемым проектам. Перечисленные особенности российско-китайских торговых отношений обусловлены в первую очередь довольно низкой динамикой роста экономики РФ, также медленными и несвоевременными изменениями в ее структуре. Смотря на динамику можно утверждать, что российская продукция по сравнению с китайской теряет конкурентоспособность, а это является причиной увлечения роли экспорта из России в Китай, даже зависимости от него. Глава 4. Роль России и Китая в глобальной евразийской экономике Дружественные станы – Россия и Китай являются на сегодняшний день одними из крупнейших евразийских государств. Они имеют быстро развивающиеся партнерские отношения, оказывают большое влияние на региональное и всемирное развитие в международных отношениях. Стратегическая задача, поставленная перед странами, состоит в том, чтобы превратить высококлассное политическое преимущество в деловое сотрудничество во всех остальных областях. Россия в евразийской глобальной экономике занимаем очень высокое место. Такой «высоте полёта» страна обязана прежде всего своим природным ресурсам, в частности природным энергоносителям.33 А Китай сейчас является мировой производственной базой, соответственно его потребности в экспорте энергетических ресурсов крайне высоки. Естественно, данный факт играет очень большую роль в определении места крупнейших соседствующий стран в мировой экономике. Говоря о месте или роли той или иной страны на мировой арене, необходимо упомянуть США, как одного из самых главных и влиятельных игроков, претендующего на роль новой сверхдержавы мира. Не секрет, что на сегодняшний день международная обстановка находится в шатком и нестабильном положении, и многие исследователи считают причиной этому США. По факту речь идет о попытках передела мировых энергетических запасов. Итак, в 70-80-е года двадцатого столетия резко увеличилось влияние стран Азиатско-Тихоокеанского региона(в основном Китая), и это заметно пошатнуло вес Америки на мировой арене. Выдвигается гипотеза, что на пути передела энергетических ресурсов по плана США стоят именно Россия и Китай. Данная гипотеза вполне имеет право на существование и выдерживает критику, так как расстановки сил именно такова. И экономическая мило России и Китая все больше увеличивается с каждым годом. К примеру, Китай является постоянным членов Совета Безопасности ООН; РФ и КНР входят в различные международные организации как регионального, так и глобального уровня. Также страны сейчас живут в эпоху экономической конкуренции(нельзя сказать, что когда-то ее не существовало, но в современной экономической обстановке конкуренция стран выходит на первый план). Конкурентоспособность экономики - «вопрос организации экономической деятельности, формирования рыночной структуры эффективной конкуренции и организационной структуры».34 Способность государства укреплять и совершенствовать конкурентоспособность - решающий фактор мод....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: