VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006831
Тема: Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»





Институт права и национальной безопасности

Кафедра гражданского права









Допущена к защите

Заведующий кафедрой, д.ю.н., доцент

___________ /С.В. Рыбакова

 «___» ______________2017г.















Казначеев Александр Игоревич

Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация)







Студент  3 года обучения 

направления подготовки

40.04.01 «Юриспруденция»

заочной формы обучения

Научный руководитель

Заведующий кафедрой, д.ю.н., доцент

Рыбакова Светлана Викторовна









Тамбов 2017

Содержание





Реферат…………………………………………………………………………….3

Обозначения и сокращения……………………………………………………....4

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теоретические аспекты института лицензирования в юридической науке Российской Федерации………………………………………………………….10

1.1 Формирование института лицензирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………………...10

1.2 Правовая природа института лицензирования и его место в системе права России..…………………………………………………………………………...18

2 Общая характеристика правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности…………………………………………………………28

2.1 Лицензионное производство: понятие и стадии…………………………...28

2.2 Правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами…………………………………………………………37

2.3 Проблемы совершенствования лицензионной деятельности и пути их решения……………………………………………………………………………..43

3 Административный контроль (надзор)  государственных органов за соблюдением правил лицензирования отдельных видов деятельности…………….54

3.1 Лицензионный контроль: особенности организационно-правового регулирования………………………………………………………………………...54

3.2 Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности……………………..68

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованных источников…………………………………………...86







РЕФЕРАТ

	

	

	Казначеев А.И. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности: магистерская диссертация; Тамбов. гос. ун-т. имени Г.Р. Державина; кафедра гражданского права; магистерская программа «Предпринимательское право. Коммерческое право». Тамбов, 2017. 95 с.

	

	Ключевые слова: институт лицензирования, лицензионное производство, лицензионный контроль, предпринимательская деятельность, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии, правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Предмет работы – лицензирование отдельных видов деятельности как комплексный правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Цель – выявление и исследование особенностей правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности. 

Основные задачи: проанализировать теоретические аспекты формирования института лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, определить его место в система права России; рассмотреть основные стадии лицензионного производства; выявить проблемы совершенствования лицензионной деятельности и пути их решения; исследовать особенности организационно-правового регулирования в сфере лицензионного контроля; рассмотреть такие административные меры, как приостановление и аннулирование лицензии. 

Рассмотрены особенности правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности, раскрыты основные понятия и методы регулирования. Выявлены основные проблемы, возникающие в процессе лицензирования и намечены пути их решения.



ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ





ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

г. – год

др. – другое

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 

пр. – прочие 

п. – пункт 

РФ – Российская Федерация

ред. – редакция

СРО – саморегулируемая организация

ст. –  статья

т.д. – так далее

т.е. – то есть

т.к. – так как

т.п. – тому подобное

т.ч. – том числе

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

ч. – часть

















ВВЕДЕНИЕ





Актуальность темы работы. Лицензирование предпринимательской деятельности, являясь одним из основных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности, традиционно используемых во всех странах с рыночной экономикой, направлено на охрану публичных, общезначимых интересов.

Рассмотрение лицензирования в контексте правового института, определение его места в системе права России, особенностей правового регулирования порядка лицензирования, выявление правовой природы и недостатков современного лицензирования, прогнозирование перспектив развития, вызывает повышенный интерес со стороны ученых.

В последние годы  режим лицензирования претерпел значительные изменения, направленные на совершенствование процесса лицензирования в Российской Федерации, сокращался перечень лицензируемых видов деятельности, активно принимались соответствующие административные регламенты, в деятельность лицензирующих органов внедрялись электронные технологии.

	Однако в процессе правоприменительной практики, механизм лицензирования подвергается критике ввиду его очевидных недостатков. 

	Созданный действующим законодательством административно-правовой механизм лицензирования отдельных видов деятельности не обеспечивает эффективного решения задач, стоящих перед этим институтом в условиях рыночной экономики, существенным недостатком является то, что функционирование лицензионного механизма не защищено в должной мере от коррупционного взаимодействия субъектов лицензионных правоотношений, также имеет место правовая неопределенность в понимании многих существенных моментов лицензирования. 

	Для эффективного развития экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Избыток лицензируемых видов деятельности порождает административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой.  Государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. Для решения этой задачи необходимо переосмысление содержания правового регулирования лицензирования, при этом важны детальная правовая регламентация указанного явления на федеральном уровне и единый законодательный подход к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

	Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и контроля отдельных сфер экономической деятельности.

Предметом работы является правовой институт лицензирования отдельных видов деятельности в современной России.

Цель работы состоит в выявлении и исследовании особенностей правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности. 

В рамках поставленной цели определены следующие задачи работы:

- проанализировать историю формирование института лицензирования предпринимательской деятельности;

- изучить правовую природу института лицензирования и его место в системе права России;

- рассмотреть понятие и стадии лицензионного производства;

- выявить правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;

-исследовать проблемы совершенствования лицензионной деятельности и пути их решении;

- проанализировать административный контроль (надзор) государственных органов за соблюдением правил лицензирования отдельных видов деятельности;

- рассмотреть виды юридической ответственности и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

	Теоретическое значение работы состоит в комплексном исследовании правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности. Действующее законодательство недостаточно регулирует вопросы, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, поэтому на практике возникает много вопросов касающихся прав и обязанностей сторон лицензионных правоотношений, правовых последствий несоблюдения требований законодательства о лицензировании. 

	Практическое значение работы заключается в формулировке предложений, которые  могут быть использованы при разработке новых и совершенствовании действующих нормативных актов по лицензированию, в практической деятельности лицензирующих органов и для дальнейшей научной разработки проблем правового регулирования. 

	В результате проведенного исследования сделаны основные выводы: 

1. Правовой институт лицензирования по своей природе является комплексным, вбирающим в себя нормы публичного и частного права. Специфика данного института проявляется в доминирующей роли административно-правовых норм по отношению к нормам других отраслей права, формирующих исследуемый институт. Основным методом регулирования общественных отношений в рамках данного института является императивный метод, существенно ограничивающий автономию воли субъектов, предписывающий определенную модель поведения. 

2. Лицензирование предпринимательской деятельности выступает инструментом разрешительной государственной политики, определенным рычагом воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении ими отдельных видов деятельности.

3. Лицензионный контроль представляет собой административно-правовую процедуру, направленную на предотвращение или выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования, состоящую из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении принудительных мер к лицензиату.

4. Условием законной деятельности хозяйствующих субъектов является соблюдение правил лицензирования. За неисполнение данной обязанности к нарушителям, в зависимости от характера правонарушения в сфере лицензирования, степени его общественной опасности, размера причиненного ущерба, может быть применен тот или иной вид юридической ответственности: гражданская, административная, уголовная, дисциплинарная и т.д.  

Теоретической основой работы явились труды известных советских и современных ученых таких, как: А.Б. Багандов, Н.Н. Бакурова, Е.В. Боголюбова, Н.П. Военкова, К.А. Гузанов, И.В. Данилова, О.Н. Ермолова, И.В. Ершова,  А.В. Забелин, В.В. Кванина, С.С. Купреев, В.И. Майоров, О.М. Олейник, А.А. Савостин, В.В. Семенихин, Е.И. Спектр, С.А. Старостин, Л.А. Тихомирова, М.А. Шишов, и другие.

Нормативная основа исследования: в работе, прежде всего, проанализированы нормативные правовые акты в сфере лицензирования, в частности Федеральный закон от  04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»; Постановления Правительства относящиеся к тому или иному виду деятельности, подлежащему лицензированию; Постановление Главы администрации Тамбовской области от 01.10.2014г.  № 94 «Об утверждении Положения об управлении по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области», также было рассмотрено действующее гражданское, административное, уголовное законодательство, регламентирующее отношения, возникающие в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. 

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, различных инстанций отдельных арбитражных судов, отчеты и иная информация, размещенная на официальных сайтах указанных и других органов.

Методология исследования: в процессе исследования использовались общенаучные методы, частнонаучные методы, сравнительно-правовой и историко-правовой методы в сочетании с комплексным и системным анализом.

	Апробация работы. Результаты магистерской диссертации были представлены в виде участия в научных конференциях: XV Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития науки и технологий» (30.06.2016, г. Белгород), Международная научно-практическая конференция «Человек, общество и культура в XX1 веке» (30.10.2017, г. Белгород), а также отражены в следующих публикациях:

	1.Булгаков В.В., Казначеев А.И. Некоммерческие организации: понятие и особенности // Современные тенденции развития науки и технологий: периодический научный сборник. 2016. № 6. С. 58-62. 

	2. Казначеев А.И. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности: проблемы и перспективы развития // Современные тенденции развития науки и технологий: периодический научный сборник. 2017. № 10 (часть 4). С. 65-68. 

Структура работы включает введение, три главы, подразделенные на девять параграфов, заключение и список использованных источников.

1 Теоретические аспекты института лицензирования в юридической науке Российской Федерации



1.1 Формирование института лицензирования предпринимательской деятельности





Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

Условно можно выделить четыре этапа становления и развития института лицензирования, рассмотрим каждый из них:

1 этап. Впервые Постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства утверждается порядок ведения лицензируемой деятельности (устанавливающий единые требования), а также перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и перечень органов, уполномоченных на ведение лицензируемой деятельности.

Указанным Постановлением Правительства РФ определялся общий порядок ведения лицензионной деятельности. Вместе с тем документ содержал некоторые ограничения.

Во-первых, до утверждения положений о лицензировании указанных в Постановлении видов деятельности лицензирование осуществлялось в соответствии с действующими нормативными актами.

Во-вторых, действие настоящего Постановления не распространялось на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых устанавливался законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами Президента Российской Федерации.

В итоге получалось, что законодательство в сфере лицензионной деятельности охватывало разнообразный по характеру и содержанию перечень нормативных правовых актов. Собственно порядок лицензирования определялся не законом (в отличие от ныне действующего законодательства), а подзаконными нормативными правовыми актами. По общему правилу положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждались Правительством РФ. Анализ ряда таких подзаконных нормативных правовых актов позволяет приходить к выводам о том, что они были весьма противоречивы. И здесь прослеживается отсутствие единства правового пространства.

К тому же согласно указанному Постановлению Правительства РФ был достаточно разнообразный перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. К ним относились федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если обратиться к перечню органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, можно обнаружить достаточно разнообразный по характеру осуществляемых полномочий (министерства, комитеты, агентства, службы, комиссии, инспекции) круг федеральных органов исполнительной власти. 

Достаточно широкий перечень видов деятельности, на осуществление которых требовалась лицензия, устанавливался за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

В первоначальной редакции Постановления к нему относилось более двадцати видов деятельности, среди которых: сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России), медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, деятельность ломбардов, эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов, деятельность по оказанию ритуальных услуг, организация и проведение местных лотерей, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений, риелторская деятельность, оказание платных услуг в содействии занятости граждан негосударственными организациями (при наличии заключения органов Федеральной службы занятости России), публичный показ кино- и видеофильмов, ветеринарная деятельность, деятельность по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс России) и автозаправочных станций, в том числе передвижных, деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, образовательная деятельность в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего педагогического, среднего индустриально-педагогического образования, проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель, организация спортивного и любительского лова и добычи ценных видов рыб, водных животных и растений, пассажирские перевозки автомобильным транспортом (кроме международных), строительство, реконструкция, ремонт, содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений (кроме федеральных), обследование состояния, консервация, реставрация и ремонт памятников истории и культуры местного значения, розничная торговля грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами.

Кроме того, Постановление предусматривало возможность передачи федеральными органами исполнительной власти полномочий по лицензированию соответствующих видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Право на передачу таких полномочий должно было определяться в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно действующему законодательству передача таких полномочий осуществляется только федеральными законами.

2 этап обусловлен принятием Федерального закона от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон). Надо отметить, что это первый Закон в истории российского законодательства, который бы регулировал подобную сферу общественных отношений.

В Законе определялась цель и сфера применения, основные принципы осуществления лицензирования, предлагался основной понятийный аппарат, порядок выдачи лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензии.

Федеральный закон достаточно конкретно формулировал определения и субъектный состав. Впервые в законный оборот вводятся такие термины как «лицензирующий орган», «соискатель лицензии», «лицензиат», «лицензия», «лицензирование» и др. 

Интересную позицию законодатель занимал в отношении определения «лицензионные требования и условия» - это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В отличие от предыдущего документа, исследуемый Закон конкретизировал сферы деятельности, на которые его действие не распространялось. Однако, в отличие от последующего Федерального закона, в этом Законе определялись всего лишь пять таких сфер: внешнеторговая деятельность, таможенная деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, и отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Впервые Закон определял, что вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Для лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, дополнительная процедура регистрации заменялась процедурой уведомления.

Отдельная статья посвящалась осуществлению надзора, проводимого наряду с лицензирующим органом, также государственными надзорными и контрольными органами. Примечательно, что законодатель предусматривал осуществление надзора только за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиата. На соискателя лицензии данные требования не распространялись.

По сравнению с предыдущим документом значительно увеличивался перечень видов деятельности, на осуществление которых требовалось получение лицензии, - от восьмидесяти семи до более двухсот.

3 этап обусловлен принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Существенно меняется сфера применения Закона.

Во-первых, в отличие от предыдущего Федерального закона значительно увеличивается перечень видов деятельности, на которые действие Закона не распространяется.

Во-вторых, органы местного самоуправления выводятся из числа самостоятельных субъектов регулируемых Законом общественных отношений. Кроме того, законодатель вывел их из числа лицензирующих органов.

Некоторые коррективы касаются понятийного аппарата.

Так, например, в состав лицензирующих органов входит исключительно исполнительная ветвь государственной власти федерального и регионального уровня.

Лицензионные требования и условия законодатель раскрывает как «совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности».

Так же как и предыдущие нормативные правовые акты, Закон предусматривает возможность передачи федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ осуществления своих полномочий, но уже соглашением.

Согласно требованиям исследуемого Закона контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется исключительно лицензирующим органом. 

Стоит отметить, что выделенный третий этап - самый продолжительный и реформаторский этап формирования института лицензирования в системе российского законодательства. Происходящие в течение десяти лет политические, экономические и правовые изменения не могли не отразиться на содержании и сущности процесса лицензирования. В течение всего этого периода неоднократно пересматривались как материальные, так и процессуальные нормы, регулирующие данную сферу общественных отношений. Изменялась сфера применения Закона, перечень лицензируемых видов деятельности и лицензирующих органов, сроки рассмотрения лицензионных материалов и принятия соответствующих решений, порядок приостановления и аннулирования ранее выданных лицензий, а также ряд других не менее важных вопросов. 

4 этап обусловлен принятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существенно изменилась сфера применения Закона. 

Во-первых, изменяется предмет регулирования настоящего Федерального закона - это «отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности». 

Во-вторых, сокращается перечень видов деятельности (до 11), лицензирование которых осуществляется в порядке, предусмотренном иными федеральными законами. Такое существенное снижение объясняется прежде всего объединением лицензируемых видов деятельности в укрупненные группы по сферам экономической деятельности. 

В-третьих, отдельными федеральными законами определяются особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии трех видов деятельности: 1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; 2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; 3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В Федеральном законе содержится новая норма, определяющая цели и задачи лицензирования отдельных видов деятельности. Законодатель вводит дополнительную статью – «Лицензионные требования», определяя их содержание.

Федеральный закон определяет иной порядок организации и осуществления лицензионного контроля, особый предмет и особых субъектов проверки. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 Закона № 99-ФЗ. Закон четко разграничивает субъектов, в отношении которых осуществляется лицензионный контроль: соискатели лицензии; лицензиат, представивший заявление о переоформлении лицензии; лицензиат.

В дальнейшем существенных изменений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности не произошло, отдельными Федеральными законами более детально дополняются и конкретизируются те или иные положения закона.

Таким образом, в стране в целях стимулирования развития предпринимательской деятельности институт лицензирования постоянно развивается, ведется активная работа по законодательному реформированию процедур лицензирования, посредством сокращения числа видов деятельности, подлежащих лицензированию, упорядочиванию существующих норм и правил в данной сфере. 



1.2 Правовая природа института лицензирования и его место в системе права России



Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста государства является обеспечение оптимального баланса интересов частных и публичных. Представляется, что последовательное проведение линии на либерализацию отношений государства с предпринимательским сектором и устранение излишнего и неэффективного административного регулирования хозяйственной деятельности должно способствовать созданию благоприятных условий для увеличения и развития предпринимательского сегмента.

Для достижения данной задачи государство постоянно оказывает регулирующее воздействие на экономику. К способам такого регулирования, в частности, относятся лицензирование, сертификация, аттестация, аккредитация, государственная регистрация, осуществление валютного контроля, проведение налоговой и антимонопольной политики и т.д. Трудно представить развитие рыночных отношений без использования и применения в экономической жизни страны указанных инструментариев.

Лицензирование есть один из методов административно-правового режима, способ воздействия государства на хозяйствующих субъектов посредством легитимации конкретного вида предпринимательской деятельности и признания права ею заниматься путем выдачи специального разрешения - лицензии физическому или юридическому лицу в целях обеспечения общественной безопасности. То есть лицензия является правовым средством административного государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Применение данного метода на практике связано с надзорно-принудительными воздействиями на хозяйствующего субъекта. Таким образом, государство признает за данным субъектом право на ведение определенной деятельности, но вместе с тем осуществляет административный надзор за осуществлением разрешительной деятельности и может приостанавливать и даже прекращать ее в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований.

По мнению некоторых исследователей, основными эффектами лицензирования являются избирательный допуск лиц к осуществлению лицензируемой деятельности, усиление ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, использование государством полученных в процессе лицензирования информации и средств, ограничение конкуренции, укрупнение структуры рынка. 

В отношении лицензирования существует мнение, что лицензирование как правовой режим осуществления отдельных видов деятельности предполагает государственное подтверждение права на ведение хозяйственной деятельности. Таким образом, введенное ограничение на занятия отдельными видами деятельности, определенными законом, является одним из факторов, ограничивающих экономическую свободу.  Учитывая изложенное, среди многих ученых и практиков бытует мнение о необходимости замены лицензирования альтернативными мерами государственного регулирования и саморегулирования. 

Так, Е.П. Сухов отмечает, что введение в правовой механизм воздействия на предпринимательство института саморегулирования может рассматриваться как необходимое звено модернизации предпринимательского законодательства с целью становления в России гражданского общества, построенного на принципах автономии и самоуправления. Саморегулирование, по его мнению, призвано устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти.

В литературе распространена точка зрения о том, что институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование. В связи с этим наряду с лицензией наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности.

Действительно, по внешним признакам реформирования системы управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов можно сделать подобный вывод: количество видов лицензируемой деятельности сокращается, количество саморегулируемых организаций с обязательным членством возрастает.

Необходимо отметить, что позиция о замене институтом саморегулируемых организаций лицензирования справедлива в отношении закрытого перечня экономической деятельности, в которых требование о наличии лицензии для осуществления определенных видов деятельности сменилось необходимостью вступать в саморегулируемые организации соответствующего вида. 

Между тем практика функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации содержит примеры, когда погоня за учетом отраслевых особенностей негативно сказалась на регулятивном механизме. Примером может послужить конструкция законодательного закрепления деятельности первых саморегулируемых организаций в сфере ценных бумаг, которая получилась сложной и неоднозначной, другим ярким примером наличия существенных особенностей в регулировании деятельности отраслевых саморегулируемых организаций является регулирование в строительной сфере.

Говорить о полной замене лицензирования альтернативными способами, в частности саморегулированием преждевременно, так как внедренные в экономическую сферу сравнительно недавно институт саморегулирования еще достаточно не утвердился на российском рынке, а в ряде случаев показали и отрицательные аспекты своей деятельности.

Рассмотрение лицензирования в контексте правового института вызывает повышенный интерес со стороны ученых, поскольку данный вопрос является предметом исследования не только науки административного права, но и права гражданского, а также предпринимательского.

Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида или рода обеспечить цельное относительно законченное регулирование. Это значит, что правовой институт должен обладать полным набором норм, при помощи которых возможно охватить все существенные моменты регулирования соответствующего участка. Нормы о лицензировании объединены общим назначением и, как думается, вследствие этого, несмотря на свой разноотраслевой характер, образуют правовой институт. Эта позиция позволяет признать за совокупностью норм о лицензировании статуса правового института. Вместе с тем, возникает проблема относительно места такого института в системе права.

В научной сфере вопрос об отраслевой принадлежности института лицензирования является сложным, варианты его разрешения носят ярко выраженный полярный характер. Существующие точки зрения ученых относительно правовой природы института лицензирования можно условно подразделить на несколько групп.

Одни ученые подчеркивают отраслевой характер института лицензирования, полагая, что он по своему содержанию является простым институтом, объединяющим юридические нормы одной отрасли права. Однако при определении конкретной отрасли, к компетенции которой относится правовой институт лицензирования, представители данной точки зрения не могут прийти к единому мнению.

К примеру, П. Злотник, Г. Злотник полагают, что поскольку определение видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, относится к характеристике правоспособности хозяйствующих субъектов, то лицензирование является институтом гражданского права.

В противовес вышеуказанной точке зрения О.М. Олейник указывает, что конструирование института лицензирования в масштабах гражданского права не представляется возможным как с теоретической, так и с практической позиции, поскольку предмет и метод регулирования выходят за рамки цивилистики. Автор определяет лицензирование как правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством видов предпринимательской деятельности, предполагающий, во-первых, государственное подтверждение и определение пределов права на ведение предпринимательской деятельности, во-вторых, государственный контроль над осуществлением определенного вида предпринимательской деятельности и, в-третьих, возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства.

В данном определении речь идет о праве, которое появляется у предпринимателя при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права. Если рассматривать лицензирование как .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.