VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование банковского надзора в РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006027
Тема: Правовое регулирование банковского надзора в РФ
Содержание
кАВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

			ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

			«ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

			

			Юридический факультет

			Кафедра государственно-правовых дисциплин

			

			

			

			

			

			

Правовое регулирование банковского надзора в РФ



			БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

			по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

			

			

			

			

			

			

			

			

			

			Исполнитель:

			

			

			

			

			Образцов А.А.

			

			(подпись)

			

			

			

			

			

			

			Научный руководитель:

			

			профессор кафедры публичного права,

			д-р юрид. наук, профессор

			

			

			

			

			Логинов Е.А.

			

			

			(подпись)

			

			

			

			

			

			

									Решение о допуске к защите

									

									

									

									Заведующий кафедрой

									

									

									(подпись, Ф.И.О.)

									

									

									Дата защиты:

									

									

									Оценка:

									

									

									

Одинцово 2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ





	ВВЕДЕНИЕ	3



 Глава 1. Сановление и развитие банковского надзора: исторический и международный аспект…………………………………………………………7

1.1. История банковского надзора  зарубежных стран…....................................7

1.2. Становление и развитие института банковского надзора в России …….13

	

	Глава 2. Правовые основы организации банковского надзора в Российской Федерации………………………………………………………...21 

	2.1. Цели и принципы организации банковского надзора 	21

	2.2. Формы и современные правовые методы контрольно-надзорной деятельности Банка России	33

	

	 Глава 3. Государственно-правовые меры по совершенствованию банковского надзора в Российской Федерации	53

	3.1. Надзор за исполнением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма …………………………………………53 

	3.2. Система мер воздействия, применяемых Банком России при осуществлении банковского надзора…………………………………………..64

	

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	74

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	79









ВВЕДЕНИЕ

								

Актуальность темы исследования. В настоящее время , что экономическая функция государства , повышение эффективности  государственного регулирования  денежно-кредитных отношений и банковской деятельности наиболее важными 

За последнее десятилетие роль экономической функции государства стала превалировать над другими  функциями государства: череда мировых финансовых кризисов, нестабильность внутригосударственной банковской системы, не до конца сбалансированное регулирование денежно-кредитных отношений и банковской деятельности на первое место встают вопросы стабильности национальной валюты, устойчивого развития банковской системы, совершенствования форм и методов банковского надзора, внедрения консолидированного надзора за банковскими группами, банковскими холдингами и др. Это, в свою очередь, влечет значительное повышение роли Банка России как основного регулирующего и надзорного органа в банковской сфере
Задачи банковского надзора На первое место встает необходимость обеспечения стабильности национальной валюты – российского рубля, так как его возможности напрямую зависят от уровня надежности национальной финансовой системы, особое место в  устойчивости и стабильности системы занимают в том числе и методы банковского надзора.

 В течение всего периода реализации мероприятий в рамках утвержденной Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года  можно с уверенностью сказать о существенном изменении характеристик развития банковского сферы. Ключевым изменением является передача Банку России полномочий по надзору и контролю в сфере финансовых рынков, что свидетельствует о значительном расширении сферы его финансовой деятельности. 

Такие изменения находятся в полном соответствии с довольно динамичным развитием не только банков, но и широкого спектра банковских услуг. Однако проблемы, проявившиеся в банковской деятельности в ходе мирового финансового кризиса и введения экономических санкций против нашей страны, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора и, следовательно, о недостатках всей системы банковского надзора в целом. 

В сложившейся общемировой картине особое внимание уделяется очевидной необходимости осуществлять взаимовыгодное международное сотрудничество, целью которого является выработка международных стандартов в области банковского надзора, а также необходимость в полной мере имплементировать эти стандарты на уровне национального законодательства. 

В настоящее время координально меняется подход к осуществлению банковского надзора. Это уже не просто надзор за соблюдением кредитными организациями формальных показателей, это переход к принципам банковского надзора, определенных в международных соглашениях. 

Особое внимание начинает уделяться информационным технологиям, которые позволяют осуществлять более эффективный дистанционный надзор, новым подходам и методикам в надзоре, предусматривающим мотивировочное суждение. 

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления банковского надзора в Российской Федерации. 

Предметом исследования являются нормы права, в первую очередь, регулирующие осуществление банковского надзора в системе финансово- правового регулирования банковской деятельности, а также материалы правоприменительной и судебной практики.

Цель исследования заключается в выявлении теоретических и практических основ банковского надзора, а также его роли и места в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности в современных условиях и выработке на этой основе научно обоснованных  предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения в исследуемом направлении. 

Достижение намеченной цели обусловлено решением следующих задач:

 - исследование этапов становления и развития института банковского надзора в Российской Федерации; 

- рассмотрение и анализ принципов организации банковского надзора; 

- изучение особенностей финансово-правового статуса Банка России как органа банковского надзора; 

- определение методов осуществления надзорной деятельности, характерных для каждой формы банковского надзора;

- изучение специфики надзора за исполнением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- рассмотрение и анализ специфики мер принуждения, применяемых к кредитным организациям;

 - выработка рекомендаций по совершенствованию действующего 
законодательства для приведения его в соответствие с международными стандартами банковского надзора.

 Теоретическую основу исследования составляют труды современных представителей науки финансового права, в число которых входят: Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, А.Ю. Викулин, С.А. Голубев, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Е.Н. Пастушенко, Г.В. Петрова, Т.Э. Соколова, Г.П. Толстопятенко, Г.А. Тосунян, А.В. Турбанов, Н.И. Химичева Е.В. Черникова, С.О. Шохин и др.

								Методологическую основу исследования составляют современные методы теории познания, включая: исторический, сравнительно-правовой, социологический и иные традиционно использующиеся в науке методы познания.

								         Нормативную основу исследования составляют международно-правовые акты, Конституция РФ, банковское и валютное законодательство, межведомственные и ведомственные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в проведении анализа целей банковского надзора, принципов, форм и методов его осуществления, а также выявлению особенностей надзора за исполнением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Практическая значимость состоит в обобщении практического материала о работе механизма банковского надзора, его особенностей в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности в современных условиях.

								Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. 






Глава 1. Становление и развитие банковского надзора: исторический и международный аспект



1.1. История банковского надзора  зарубежных стран

 
          Изначально понимание надзора сводилось в основном к деятельности правоохранительных органов, заметно ограничивая сферу надзорной деятельности и не учитывая особые направления, осуществляемые иными органами власти. 

В развитых зарубежных странах в 60-х годах XX века  создается основной орган международного сотрудничества стран в части банковского регулирования и надзора – Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов. Для понимания сущности банковского надзора и основных тенденций его развития в современной России  необходимо подробно рассмотреть вопрос о становлении Базельского комитета. 

В 1974 г.  обанкротились три транснациональных банка: немецкий Bankhaus Herstatt, британский British-Israel Bank и американский Franklin National Bank. Сравнивая  Bankhaus Herstatt  с двумя другими банками,  немецкий Bankhaus Herstatt  не  был самым крупным и принятие решения органом надзора о приостановлении именно его деятельности, обусловленного наличием существенных убытков проявившихся в следствии совершения необдуманно рискованных валютных операций, приведших к конечном счете к  потрясениям на международном финансовом и валютном рынках. Возникшая  в межбанковской среде дестабилизация, возврат размещенных средств и досрочное прекращение ранее заключенных кредитных и валютных сделок были обусловлены отсутствием у международного сообщества сведений о контрагентах немецкого банка и возможных размерах потерь. Банкротство Bankhaus Herstatt стало  масштабным событием для надзорных органов, наглядно обратив внимание  на тесную взаимосвязь банковских систем отдельных государств. 

Одной из важнейших задач Базельского комитета выделяют пруденциальное регулирование деятельности банков, и, как не менее важной,  выполнение контрольной функции по проверке соблюдения ими установленных норм. В состав Базельского комитета входят представители уполномоченных органов следующих государств: Аргентины, Австралии, Бразилии, Бельгии, Великобритании, Гонконга, Германии, Индии, Испании, Италии, Индонезии,  Канады, Китая, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, России, США, Саудовской Аравии, Сингапура, Турции, Франции, Швеции, Швейцарии, ЮАР, Южной Кореи и Японии. 

Каждая страна-участница представлены своими центральными банками, полномочными органами, ответственными за пруденциальный надзор за деятельностью кредитных организаций. В настоящий момент председателем Базельского комитета является Стефан Ингвес – президент Банка Швеции. Постоянно действующий секретариат Базельского комитета состоит из специалистов банковского регулирования государств - членов Базельского комитета со  штаб-квартирой в г. Базеле (Швейцария). 

Основными задачами Базельского комитета являются разработка новых подходов в отношении банковского надзора и поиск путей совершенствования данной сферы на международном уровне. Базельский комитет разрабатывает стандарты, рекомендации и директивы для регулирующих органов государств-членов. Эти критерии не имеют юридически обязательной силы и не являются обязательными к выполнению по своей правовой природе, но всё же в большинстве случаев отражаются на уровне национального законодательства государств - членов Комитета. Представленные стандарты затрагивают различные аспекты банковского надзора. Среди них стоит отметить принципы банковского надзора иностранных филиалов, внутренний контроль, особенности надзора в сфере электронных платежных систем, а также методы оценки кредитных рисков.

За последние десятилетие основной задачей Базельского комитета стала выработка подходов и минимальных требований к достаточности капитала кредитных организаций. Пристальное внимание уделяется важности управления такими банковскими рисками, как риски потери ликвидности,  так же необходимости разработки принципов по оказанию помощи международным  действующим банкам по преодолению последствий мирового финансово- экономического кризиса. 

Органы банковского надзора выполняют контрольные функции, проверяя соблюдение банками установленных обязательных норм и применяя соответствующие меры при выявлении нарушений. При этом ключевое значение имеет подход, согласно которому главное предназначение банковского надзора заключается в предупреждении возникновения рисков, которые могут привести к дестабилизации финансовой системы. 

Основная работа по оценке национальной системы отдельной страны проводилась международными финансовыми институтами, конкретно -  Международным валютным фондом и Всемирным банком, в процессе реализации программы оценки финансовой сферы. 

Принципы банковского надзора, принятые Базельским комитетом, были одобрены органами банковского надзора на 17-й Международной конференции банковского надзора, которая прошла 13 - 14 сентября 2012 г. в г. Стамбул (Турция). Во время конференции были приняты во внимание некоторые ключевые тенденции, которые возникли в течение последних нескольких лет рыночных потрясений: 

- необходимость повышения интенсивности надзора и адекватности ресурсов для эффективной борьбы за сохранение системно значимых банков;

 - важность применения общесистемного, надзора за банками для оказания помощи в идентификации, анализе и принятии упреждающих мер для устранения системных рисков;

 - необходимость усиления акцента на эффективном антикризисном управлении, восстановлении и принятии мер по минимизации как вероятности, так и последствий банкротства банков. 

Формально подготовленные Базельским комитетом принципы не могли иметь юридической силы. По мнению самого Базельского комитета, он не обладает никакими признаками наднационального контролирующего органа. Комитет скорее формулирует широкие надзорные стандарты и руководящие принципы, предлагая использовать лучшую практику. Базельский комитет лишь ожидает, что отдельные органы и государства будут применять так, как лучше всего подходит для их собственных национальных систем. 

Вопрос регулирования деятельности кредитных организаций никогда не стоял в центре внимания и, пожалуй, не был столь значимым, каким он является в настоящее время. Важность регулирования деятельности банков сохраняет свою актуальность также еще и потому, что был оценен ущерб, который может быть нанесен мировой экономике в результате банковской несостоятельности. 

В 1988 г. Базельским комитетом был подготовлен так называемый Базель I ((Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала). 

 Впоследствии именно эти стандарты и заложили основу принципов международного банковского регулирования более чем в 100 странах. Базель I основывался на четырех фундаментальных принципах, актуальных и в настоящее время: 

1) минимальные требования к достаточности капитала; 

2) методы оценки кредитных рисков; 

3) отношение собственных средств банка к активам, взвешенным в соответствии с уровнем риска; 

4) взаимодействие органов банковского надзора. 

Ключевое положение документа, заключающееся в требовании сохранять банками свой совокупный капитал в размере не ниже 8% от взвешенных по риску активов, только сейчас претерпевает изменения. 

В июне 2004 г. Базельский комитет уже разработал новый документ - Базель II (Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы). Выделяют три компонента или три части, на которые разделен Базель II и которые, в свою очередь, взаимозависимы и тесно связаны друг с другом:

 1) минимальные требования к капиталу (заменяет Базель I, представляя расчет общих минимальных требований к капиталу банка) и возможные подходы к управлению рисками; 

2) надзорный процесс (утверждает стандарты для органов банковского надзора в применении Базеля II); 

3) рыночная дисциплина (дополняет предыдущие два компонента и позволяет требовать раскрытия информации от банков). 

В условиях современного финансового кризиса имеет место развитие принципов Базеля II. Справедливо отметить, что критики, которые относят отдельные аспекты финансового кризиса на счет компонентов Базеля II, должным образом не учитывают тот факт, что в момент возникновения кризиса концепция Базеля II в некоторых основных юрисдикциях не применялась вовсе, а в других юрисдикциях была далека от реализации. Однако было бы также справедливым отметить, что если бы компоненты Базеля II реализовывались большим числом государств и в течение более длительного периода до начала финансового кризиса, то вряд ли соглашение смогло бы предотвратить многие аспекты кризиса по мере их возникновения.

 В качестве антикризисной меры Базельский комитет предпочел развивать концепцию Базеля II, вместо того чтобы внести в нее принципиальные изменения. Было решено, что в действующей регулятивной базе Базеля II существует целый ряд недостатков, которые необходимо устранить, включая: 

а) преимущественную роль капитала за счет финансовых рычагов и ликвидности; 
          б) неспособность руководства компаний видеть общую картину; 

в) несоответствующие требования к капиталу в отношении торгового портфеля;

 г) недостатки в отношении подхода к секьюритизации. 

В 2010 г. на сайте Базельского комитета по банковскому надзору был опубликован пакет реформ, направленных на совершенствование регулирования деятельности банков с учетом уроков кризиса: «Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора» и «Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности» (Базель III). 

В сентябре 2011 г. Базельский комитет принял решение начать процесс перехода к Базелю III. По мнению самого Комитета, полное, своевременное и последовательное выполнение Базеля III станет фундаментом для стабильности глобальной банковской системы в поддержании доверия на рынке. Данный процесс необходим для того, чтобы обеспечить дополнительные стимулы для субъектов регулирования в их намерении реализовать стандарты в пределах согласованного времени.





1.2. Становление и развитие института банковского надзора в России 



Конец 80-х годов ХХ века связано с коренным реформированием общественно-экономического строя страны. 

Постановление Совета Министров СССР от 6 октября 1987 г. «О перестройке деятельности и организационной структуре Банков СССР» стало точкой отсчета следующей банковской реформы, проведение которой началось с преобразования всех специализированных банков в акционерные общества, для которых было характерно как можно более широкое размещение своих акций. 

На Госбанк СССР как главный банк страны, в функции которого входили координация деятельности специализированных банков СССР, управление денежно-кредитной системой, а также проведение единой эффективной кредитной политики, было возложено, в том числе полномочие контролировать все основные направления деятельности этих банков, анализировать проводимые меры в процессе перестройки деятельности банков и их учреждений в изменившихся условиях хозяйствования, а также при согласовании с Государственным комитетом СССР по статистике устанавливать список отчетности, которую специализированные банки должны были представлять в центре и на местах Госбанку СССР.

 Результатом таких изменений стало образование двухуровневой банковской системы. Последующая ликвидация специализированных банков стала важным этапом в процессе формирования современной банковской системы. Кроме того, стала развиваться сеть кооперативных, акционерных и коммерческих банков, что положило начало образованию системы частных кредитных организаций и упразднению монопольного права государства на осуществление банковской деятельности. 

Реорганизация кредитной системы привела к образованию в июле 1987 года новых специализированных банков (Сбербанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, Внешэкономбанк СССР). 

На Госбанк были возложены функции главного банка страны, в том числе разработка планов распределения кредитных вложений по всем кредитным организациям и сводного кредитного плана в целом. 

В сентябре 1988 г. был разработан четвертый Устав Госбанка СССР, согласно которому он становился организатором кредитных и расчетных отношений, единым эмиссионным центром, т.е. определялся как главный банк страны. 

Через год Приказом Госбанка СССР от 09.10.1989 г. № 92 «Об организационной структуре центрального аппарата Госбанка СССР», как отмечалось ранее, было создано Управление коммерческих и кооперативных банков Госбанка СССР, которое стало первым в СССР самостоятельным подразделением, уполномоченным осуществлять банковское регулирование и банковский надзор. 

Впоследствии, в связи с переходом на самофинансирование и хозяйственную самостоятельность специализированных банков, в обязанности Госбанка включили доведение до банков контрольных нормативов по объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям, размеру привлеченных депозитов, кредитных ресурсов, др. 

2 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», в соответствии с которым Банк России определялся как юридическое лицо, а также закреплялся его статус как главного банка РСФСР, подотчетного Верховному Совету РСФСР и наделенного правом законодательной инициативы. Законом устанавливались основные функции Банка в сфере денежно-кредитного регулирования и регулирования деятельности негосударственных кредитных учреждений, организации денежного обращения и внешнеэкономической деятельности. Кроме того, в Законе в главе VII были закреплены контрольно- надзорные полномочия Банка России в отношении соблюдения банками экономических нормативов и правильности применения банковского законодательства РСФСР.

 Банк России наделялся полномочием давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РСФСР о банках и установленных экономических нормативов. При выявлении нарушений установленных нормативов, неисполнения предписаний Банка России, непредставления или представления недостоверной отчетности, подведения итогов года с убытками, которые повлекли угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка. 

Кроме того, при обнаружении систематических нарушений Банк России предъявлял учредителям банков следующие требования:

- о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка; 

- о реорганизации банка; 

- о замене руководителей банка; 

- о ликвидации банка. 

Банк России был также вправе взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления, или отозвать лицензию на совершение банковских операций. 

2 декабря 1990 г. был принят Закон «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности), в котором были установлены основные понятия, категории и элементы банковской системы, порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, цели деятельности банков, а также закреплена норма, согласно которой на Банк России возложена обязанность осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций. 

В 2002 году был принят действующий в настоящее время Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России), закрепляющий в статье 56 положение, в соответствии с которым Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. 

Следует отметить, что в связи с принятием в последние два года ряда нормативных правовых актов объем полномочий Банка России существенно расширился. В настоящее время Банк России также осуществляет регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями в сфере финансовых рынков, а также надзор и наблюдение в национальной платежной системе. 

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов), в котором были определены правовые, организационные и финансовые основы регулирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в национальных банках, а также полномочия, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам. 

На современном этапе в системе страхования вкладов участвует подавляющее число банков, в которых сосредоточено практически 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях Российской Федерации. В связи с принятием Закона о страховании вкладов в качестве субъекта банковского надзора следует, на наш взгляд, рассматривать не только Банк России, но и Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое участвует в проведении проверок кредитных организаций и с 2008 года осуществляет полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций. 

Следует отметить, что специальным органом банковского регулирования и банковского надзора Банка России является действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора, который структурно состоит из руководителей Банка России, к функциям которых относится банковское регулирование и банковский надзор, и руководителей структурных подразделений Банка России, участвующих в реализации функций Банка России по осуществлению банковского надзора. Комитет банковского надзора в своей деятельности руководствуется федеральными законами, «Положением о Комитете банковского надзора Банка России», решениями Совета директоров Банка России и нормативными правовыми актами Банка России. К компетенции Комитета относятся вопросы, связанные с осуществлением:

1) регулирующих и надзорных функций Банка России в области банковской деятельности, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

2) отдельных функций Банка России в области финансового мониторинга и валютного контроля;

3) иных функций, возложенных на Комитет действующим законодательством. 

В 2011 году был принят Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС), который установил правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС), порядок оказания платежных услуг, деятельность субъектов НПС, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в НПС, играющей ключевую роль в экономике России. Полномочиями осуществлять надзор и наблюдение в НПС был наделен Банк России (глава 5 Закона о НПС), а одной из целей его деятельности стало обеспечение стабильности и развитие НПС.

Принятие Закона о НПС открыло новую страницу в развитии Банка России как органа банковского регулирования и надзора. Принимаемые впоследствии нормативные правовые акты в рамках реформирования банковского сектора были направлены на наделение Банка России функциями мегарегулятора и укрепление правовых основ реализации Банком России задач по банковскому надзору. 

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе в рамках банковского надзора, наделен правом издавать нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом правила подготовки нормативных актов устанавливаются Банком России самостоятельно. 

В структуре нормативных актов Банка России, регулирующих отношения, в которых Банк России выступает как орган банковского регулирования и надзора за кредитными организациями, особо следует выделить нормативные акты, направленные на осуществление банковского надзора посредством минимизации рисков, связанных с банковской деятельностью и обеспечением ликвидности кредитных организаций. 

В целом, риск-ориентированный подход в деятельности Банка России приобретает ключевое значение, особенно это касается работы по использованию Банком России дифференцированного подхода к проведению надзора за кредитными организациями исходя из их системной значимости, сложности проводимых операций, степени прозрачности деятельности и соблюдения правовых норм. 

В настоящее время в Банке России сфера повышенного организационного внимания охватывает свыше 200 банков так называемого «второго контура» надзора, в который входят не только все системно значимые кредитные организации, но также заметные по величине вкладов и активов на региональном уровне банки, отличающиеся по характеру бизнеса и специфике рисков от лидеров отрасли. 

Банк России продолжает выработку и реализацию совокупности мер, в числе которых обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, ведение учета и составление отчетности в соответствии с международной практикой, повышение требований к объему, содержанию и периодичности публикуемой информации. Особое внимание уделяется раскрытию информации о владельцах кредитных организаций, контролю за их финансовым состоянием, повышению требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации. 

Внесение изменения в 2014 г. в статью 8 Закона о банках и банковской деятельности стало важным шагом в процессе совершенствования банковского надзора, поскольку была установлена обязанность банков раскрывать информацию о квалификации и опыте работы руководства. Информация по утвержденному в данном законе перечню должна теперь размещаться на официальном сайте банка, при этом за несоблюдение этого требования банки несут ответственность. В соответствии с данной инициативой Банка России руководители указанных служб должны соответствовать определенным критериям (образование, стаж работы, деловая репутация), и кредитная организация самостоятельно определяет порядок контроля за соответствием должностных лиц требованиям Банка России. 

Банк России в настоящее время является регулятором, осуществляющим:

- банковский надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства РФ; 

- контроль за осуществлением валютных операций; 

- контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями; надзор и наблюдение в НПС. 

Для современного развития банковского сектора характерна тенденция расширения контрольно-надзорных полномочий Банка России и создание на его базе межинституционального регулятора, способного проводить эффективный мониторинг системного риска, который спровоцировал недавний финансово-экономический кризис в мире и по-прежнему ставит под угрозу стабильность мировой финансовой системы.



























Глава 2. Правовые основы организации банковского надзора в Российской Федерации



2.1. Цели и принципы организации банковского надзора


          Банковский надзор представляет собой публично-правовую деятельность, реализуемую центральным банком и (или) специальным публично-правовым органом (или несколькими органами), нацеленную на поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и, как следствие, поддержание стабильности всей финансовой системы и национальной денежной единицы, а также на защиту интересов вкладчиков и кредиторов. 

В настоящее время банковский надзор неотъемлем от современной банковской и финансовой системы государства, то есть является подсистемой финансовой системы. Специфика банковской деятельности, роль кредитных институтов в современной экономике, особенности их отношений с кредиторами и прежде всего с вкладчиками породили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных институтов. 

На сегодняшний день практически во всех странах функционируют органы банковского надзора, основной целью которых является поддержание стабильности и развития банковских систем, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Как справедливо отмечал Х. И. Мюллер, «цена плохого или не адекватного надзора в рыночной экономике чрезвычайно высока, следовательно, стоит направить значительные средства на эту деятельность, даже несмотря на то, что результат качественного надзора нельзя измерить количественно, и он поэтому не является наглядным». 

Реализация целей денежно-кредитной политики обуславливает значительное публичное воздействие на функционирование кредитных институтов и существование специальных органов, осуществляющих денежно-кредитную политику, воздействующих с помощью специфических способов (так называемых инструментов денежно-кредитной политики) на денежную массу, находящуюся в обращении, на темпы инфляции и, как следствие, на экономическое развитие, занятость и т.д. 

Банковский надзор выступает признанным фактором укрепления банковской системы. Следовательно, наряду со своей непосредственной задачей (защитой интересов вкладчиков и иных кредиторов банков), а точнее в рамках ее решения, надзор способствует решению конституционной — ключевой для Банка России — задачи обеспечения стабильности денежной единицы, а значит, и денежной системы

В банковской сфере государство защищает прежде всего публичный интерес. Как отмечал Ю. А. Тихомиров, понятие «публичный интерес» является родовым, включающим в себя более конкретные, видовые понятия. Признание, выражение и обеспечение разных общественных интересов по субъектам создают прочный конституционный фундамент, гарантируют выражение интересов в разных сферах жизни общества, отсюда вытекает правообразующая роль данной категории во всех отраслях публичного права. «Таким образом, публичный интерес есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития».

 Характеристики публичного интереса, защищаемого государством в банковской сфере, с учетом установленных законом целей деятельности Банка России, позволяют определить цели банковского надзора. Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. 

Цели банковского надзора тесно связаны с целями развития банковского сектора. Очевидно, что достижение задач развития банковского сектора возможно только при эффективно функционирующей системе банковского надзора. Повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора должны быть основными направлениями деятельности Правительства РФ и Банка России.

 Изменение модели развития б.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.