VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные подходы к пониманию сущности и содержания банковского надзора

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009430
Тема: Основные подходы к пониманию сущности и содержания банковского надзора
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

1.1. Основные подходы к пониманию сущности и содержания банковского надзора
     
     Рассматривая основные подходы к пониманию сущности и содержания банковского надзора, следует отметить, что в банковском законодательстве четко прописаны надзорные функции Банка России, но не дано правового определения банковского надзора. Неоднозначно к термину «банковский надзор» подходят ученые и практики. В этой связи для анализа и обобщения различных подходов к пониманию сущности банковского надзора необходимо обратиться к исследованию собственно понятия «надзор». 
     В финансовой науке под надзором понимается система периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления1. При этом в учебнике «Финансы» под редакцией А. Г. Грязновой надзор выступает как один из методов финансового контроля. По мнению В. В. Иванова, надзор также является методом (способом, приемом) осуществления финансового контроля и представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством2.
     Таким образом, если контроль в широком понимании - это составная часть управления экономическими объектами и процессами, включающая наблюдение за объектом в целях проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, то надзор, на взгляд авторов (обобщая ранее перечисленные подходы к трактовке этого понятия), представляет собой разновидность контрольных действий по периодическому наблюдению за состоянием проверяемого объекта в целях его соответствия пруденциальным (разумным) нормам деятельности. 
     Как было отмечено ранее, в современных условиях в законодательстве не прописано определение «банковский надзор». Вместе с тем этот термин активно используется в законах, нормативно-правовых актах, научной, учебной литературе, учеными и практиками. Толкование банковского надзора ввиду отсутствия его четкого определения в законодательстве имеет различную интерпретацию. 
     В литературных источниках можно найти  следующие определения, близкие друг другу, определения:
- банковский надзор - это комплекс мер по обеспечению режима законности в деятельности банков3;
- банковский надзор (регулирование) представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного управления денежного рынка, платежной системы4;
- банковское регулирование, надзор и контроль -это система мер, посредством которых государство через центральный банк и его подразделения на местах обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе5;
- надзор за деятельностью банков - комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его учреждениях6;
- банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов7.
     Несколько иная точка зрения изложена в учебнике «Банковское право РФ» под редакцией Г. А. Тосуняна, где банковский надзор - это «государственная функция, возложенная на Банк России непосредственно»8. 
     Существует группа ученых, связывающих понятие «банковский надзор» с банковским контролем. Так, по мнению А. М. Тавасиева, банковский надзор - это «процесс внешнего контроля, т. е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая характеристики как самой указанной деятельности, так и ее результаов в целях контроля за соблюдением банком и его сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов самого поднадзорного банка»9.
     Ряд авторов ключевым в понимании сущности банковского надзора видят процесс наблюдения. Так, по мнению А. Г. Братко, банковский надзор - это «наблюдение Банка России за исполнением и 
соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности»10. 
     Несмотря на разнообразие приводимых дефиниций понятия «банковский надзор», их сопоставление свидетельствует о том, что все они принципиально друг от друга не отличаются. 
      
1.2. Цели, задачи и принципы банковского надзора
     
     Вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали радикальных изменений. 
     Если не принимать в расчет различия в формулировках целей банковского надзора в отдельных странах, то они сводятся к следующим11: 
- поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков; 
- обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;
- защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам. 
     С момента возникновения банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и в соответствии с процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов и клиентов. 
     В число основных направлений и задач надзора и регулирования банковской деятельности входят12: 
- разработка и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях; 
- рассмотрение обращений и заявлений, поданных банками, включая обращения относительно лицензирования банковской деятельности; 
- мониторинг и наблюдение за банковской деятельностью – анализ финансового положения, контроль за соблюдением законодательства и выполнением кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений; инспекционные проверки на местах; 
- проведение встреч с руководством банка для рассмотрения и обсуждения вопросов, относящихся к надзору; 
- инициирование принудительных мер, требующих от банка введения новых политик, процедур и практических методов для исправления проблем, выявленных в банке. 
     Эти меры могут быть приняты в отношении физических лиц, связанных с банком, таких, как члены совета директоров, или против самого банка. 
     В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента13: 
- лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации; 
- надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций. 
     В целом ряде стран с развивающимися рынками банковский надзор включает третий компонент – финансовое оздоровление деятельности кредитных организаций и контроль за процедурами ликвидации кредитных организаций, лишенных лицензии. 
     Банковский надзор по своей природе всегда вторичен по отношению к банковской деятельности. Регулятор, осуществляя пруденциальный надзор за банками, призван обеспечивать условия для устойчивости как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом. В функции банковского надзора не входит осуществление всеобъемлющего контроля за банковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую деятельность финансовых посредников. Пруденциальная практика банковского надзора – это способ осуществления мониторинга и оценки рисков.
     Осуществление банковского надзора предполагает реализацию общеправовых и отраслевых принципов. 
     Общеправовые принципы основываются на положениях Конституции РФ, находя свое закрепление в нормах всех отраслей права, включают в себя такие принципы, как законность, федерализм, плановость, гласность. 
     Отраслевые принципы, в свою очередь, конкретизируют общеправовые принципы, отражая особенности предмета правового регулирования конкретной отрасли права. 
     Л. T. Казакбиева предлагает следующую классификацию принципов осуществления банковского надзора14:
- общеправовые принципы финансового права (законность; правовое равенство; признание норм и принципов международного права; обязательное рассмотрение жалоб и заявлений компетентными органами);
- принципы финансово-контрольной деятельности (систематичность и регулярность; установление доверительных отношений между проверяющим и проверяемым субъектами; закрепление в федеральном законе понятия надзорной деятельности, видов надзора, периодичности и сроков проведения проверок, прав и обязанностей участников надзорного правоотношения; порядок оформления результатов надзора; адекватность (наличие у поднадзорных органов адекватных правонарушениям мер реагирования, а также наличие критериев, позволяющих правильно (адекватно) выбрать необходимые из них));
- специальные принципы (принципы банковского надзора) (разумное сочетание централизованных и децентрализованных начал; тайна надзора; подвергаемость наиболее частому и пристальному надзору кредитных организаций: а) у которых имеются финансовые затруднения, б) часто совершающих правонарушения; экономический анализ; консолидированный надзор за банками, имеющими филиалы; сочетание внешнего надзора и надзора, осуществляемого непосредственно на местах; взаимодействие и сотрудничество между территориальными учреждениями Банка России и аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами); надзор за всеми рисками, имеющими место в деятельности кредитных организаций; усиление надзора за достоверностью бухгалтерской и иной отчетности кредитных организаций, особого надзора за депозитными операциями банков).
     Обозначенные автором принципы логичны, однако в целом небесспорны, например, принцип «демократического централизма» при осуществлении банковского надзора. По мнению Л. Т. Казакбиевой, данный принцип можно трактовать как принцип разумного сочетания централизованных и децентрализованных начал в банковском регулировании (управлении), что означает их распределение в централизованной системе Банка России с вертикальной структурой управления и наличием территориальных учреждений, выполняющих функции по осуществлению не только банковского надзора, но и банковского регулирования и некоторые другие функций Банка России. Однако согласно ст. 83 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят в том числе и территориальные учреждения, которые не могут самостоятельно действовать и выполняют только вспомогательные функции, а окончательные решения принимаются в Центральном аппарате Банка России. Полномочия территориальных учреждений, в том числе в сфере регулирования, надзора и осуществления проверок деятельности кредитных организаций, закреплены в Положении Банка России № 538-П от 11.04.2016 «О территориальных учреждениях Банка России», что позволяет судить о безосновательности какой-либо децентрализации.
     Т. Э. Рождественская выделяет следующие принципы банковского надзора15:
- общие (основополагающие, универсальные), лежащие в основе функционирования банковского надзора в Российской Федерации и закрепленные в Конституции РФ (принцип социального государства, принцип соразмерности (пропорциональности), принцип равенства условий экономической деятельности для всех ее участников, принцип поддержки конкуренции, принцип свободного экономического пространства);
- специальные (законность, соразмерность, эффективность, независимость, объективность и компетентность, имплементация международно-признанных норм (стандартов) в сфере банковского надзора);
- организационно-правовые (Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (Core Principles for Effective Banking Supervision), сформулированные Базельским комитетом по банковскому надзору).
     Принципы банковского надзора, разработанные Т. Э. Рождественской, обоснованы и обеспечивают взаимосвязь банковского надзора с другими видами финансового контроля и взаимодействие национальных органов банковского надзора с органами банковского надзора других государств.
     На основополагающих принципах основывается сам институт банковского надзора. Интересно, что Т. Э. Рождественская относит принцип законности к специальным принципам банковского надзора. Однако полагаем, что данный принцип следует отнести к общеотраслевым принципам, поскольку он пронизывает все структурные образования системы права, и как принцип права отражает закономерности взаимодействия особого регулятора общественных отношений (права) и законности (особого режима общественной жизни).
     Следует отметить, что разработка принципов банковского надзора играет важную роль в процессе совершенствования банковского надзора. Поэтому принципы банковского надзора следовало бы легально закрепить в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», т.е. актуален вопрос о развитии и совершенствовании правового регулирования банковского надзора.
     




ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Нормативно-правовое регулирование банковского надзора в РФ
     
     В современных условиях надзор за деятельностью банков осуществляется на основании двух федеральных законов: 
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (далее - Закон № 86-ФЗ) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; 
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых Банком России в соответствии с действующим законодательством. 
     Банк России, являясь органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, постоянно следит за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов, в частности установленных обязательных нормативов. 
     Главная цель банковского регулирования и надзора - это поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов. Для осуществления своих надзорных функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Он устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Банк России также вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
     Из перечисленного ранее следует, что Банк России в соответствии с законодательством имеет большие полномочия по осуществлению надзора 
за деятельностью кредитных организаций. Вместе с тем ни в Законе № 86-ФЗ), ни в Законе № 395-1 нет определения банковского надзора, а в качестве синонима используется термин «надзор за деятельностью кредитных организаций». 
     Вопросам правового регулирования банковского надзора (или надзора за деятельностью кредитных организаций) посвящены также разнообразные инструкции, указания, письма, перечень которых включает более 200 документов и представлен на официальном сайте Центробанка России.
     Агрессивная политика ряда банков оказала негативное влияние на их устойчивость, что особенно остро проявилось в условиях кризиса и потребовало принятия Правительством Российской Федерации и Банком России экстренных мер по обеспечению системной стабильности банковского сектора, позволивших преодолеть кризисные явления и сохранить доверие населения и организаций к банковской системе.
     Этим обусловлено интенсивное сотрудничество органов банковского надзора на национальном, а также на международном уровне. Порядок взаимодействия Банка России и Агентства по страхованию вкладов регулируется Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
     Таким образом, нормативно-правовое регулирование банковского надзора требует постоянного развития законодательства с учетом специфики надзорной деятельности и меняющихся условий его осуществления.

2.2. Анализ эффективности банковского надзора в 2011-2016 гг.
     
     Устойчивость, стабильность и динамичное развитие банковской системы являются одними из наиболее важных принципов развития любой национальной экономики в рыночных условиях хозяйствования. Существенная значимость банковского сектора в развитии экономики обусловливает необходимость организации эффективного банковского надзора как интегральной индикативной составляющей состояния банков в целях принятия регулятивных мер воздействия со стороны Банка России для устранения негативных тенденций в деятельности банков, корректировки и усиления мер, обеспечивающих их позитивное развитие. Эта гипотеза подтверждается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым главными целями Банка России как органа банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. 
     С момента создания в Российской Федерации современной двухуровневой банковской системы приоритетными задачами банковского надзора оставались повышение устойчивости кредитных организаций, определение реального качества активов и капитала кредитных организаций, а также обеспечение достоверности представляемой кредитными организациями отчетности. 
     Очевидно, что сам по себе надзор со стороны Банка России не может прямо влиять на улучшение позитивной составляющей результативности деятельности банков (финансовый результат, принятые риски, качество активов и другие показатели), зависящей непосредственно от результатов деятельности конкретных банков. Его влияние косвенно. Вместе с тем, оценивая на регулярной основе финансовое положение банков, отслеживая динамику оценочных показателей и финансового положения в целом, используя законодательное право, Банк России может применять к объектам надзора в случае необходимости меры надзорного реагирования, реализация которых банками способствует восстановлению их надежности. 
     Из всех аспектов банковского регулирования и банковского надзора, применяемых в Российской Федерации, наибольшую актуальность представляют дистанционный надзор и инспектирование кредитных организаций. Такой вывод основывается на том, что другие составляющие банковского регулирования и надзора (принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности, финансовое оздоровление и ликвидация кредитных организаций, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, надзорное реагирование) базируются на основе результатов дистанционного надзора и инспектирования. 
     Дистанционный надзор базируется главным образом на отчетности банков и дополняется другой доступной и полезной для надзорной деятельности информации. При этом первичный аналитический учет в банках, являющийся основой подготовки форм отчетности, представляемой в надзорные органы Банка России, может не быть достоверным. Факты недостоверности отчетности, равно как и ошибочные (либо умышленные с целью сокрытия реально высоких принятых рисков) решения органов управления банками (формально верно отраженные в отчетности), могут быть выявлены только в ходе инспекционных проверок. 
     Согласно Инструкции ЦБ РФ от 5 декабря 2013 г. № 147-И, инспекционные проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца. Основная цель проверки определена как «оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) её деятельности». Цель, в том числе, включает набор таких компонент, определяющих общую оценку банка, как оценка достоверности учета (отчетности), определение размера рисков, активов, пассивов, величины и достаточности собственных средств (капитала), оценка качества управления кредитной организации, оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации. При определении сроков проведения плановых проверок, их вида и типа учитываются риски, установленные оценками банка в ходе дистанционного надзора. Априори наиболее качественную оценку показателей устойчивости, экономического положения, финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации можно получить в ходе комплексной проверки, охватывающей все стороны деятельности банка. Вместе с тем этот вид проверок наиболее затратный и трудоемкий. 
     Важно отметить, что  проблемы действующей системы на проведение только комплексных проверок не адекватны выявляемым нарушениям. Поэтому в исследуемом периоде Банком России при осуществлении инспекционного надзора за деятельностью кредитных организаций развивались риск-ориентированные подходы, направленные на своевременное выявление, адекватную оценку и пруденциальные ограничения рисков, принимаемых кредитными организациями сверх предельно допустимых значений. При этом под риск-ориентированными подходами понимается проверка направлений (вопросов, операций) банковской деятельности, по которым, согласно оценкам дистанционного надзора, выявляются наиболее существенные фактически принятые банками (либо возможны потенциальные) риски потери активов, снижение эффективности деятельности, нарушения пруденциальных норм банковской деятельности, вовлечение в противоправную деятельность, что способно привести банки к потере их устойчивости. 
     Сведения о количественном составе банковского сектора, численности сотрудников надзорного блока, проверках, нагрузке проверок, ресурсном обеспечении надзорной деятельности приведены в табл. 1. 
     Таблица 1 - Отдельные количественные показатели банковского сектора и надзора в 2011-2016 гг.16
Год
Кол-во действующих кредитных организаций
Проведено проверок
Доля тематических в общем объеме проверок
Нагрузка проверок
Кол-во сотрудников в надзорном блоке
Ресурсное обеспечение надзора
Удельный вес просроченной задолженности, %


всего
в кредитных организациях
тематические проверки





2011
1108
1224
866
1079
0,88
1,1
4489
4,05
5,1
2012
1058
1079
753
976
0,9
1,02
4339
4,1
4,7
2013
1012
1143
-
1072
0,94
1,13
4189
4,14
3,9
2014
978
1118
692
1085
0,97
1,14
4468
4,57
3,7
2015
956
1029
648
1009
0,98
1,08
4473
4,68
3,5
2016
923
-
-
-
-
-
-
-
4,5
      
     Под нагрузкой проверок понимается среднее количество проверок на одну действующую кредитную организацию. Ресурсное обеспечение надзорной деятельности может характеризоваться фактическими трудозатратами на осуществление этого вида деятельности по банковскому сектору в расчете на календарный отчетный год. С учетом того, что штатная численность персонала надзорного блока устанавливается исходя из необходимых трудозатрат на выполнение закрепленных за надзорным блоком Банка России функций, принятый нами подход определения ресурсного обеспечения надзорной деятельности, такой как среднее количество сотрудников надзорного блока в расчете на одну действующую кредитную организацию, вполне обоснован. Изменение этого показателя при относительно стабильном нормативно-методическом, материально-техническом и программно-прикладном обеспечении рабочих мест сотрудников надзорного блока оказывает прямое воздействие на качество надзора, масштабность и глубину проверок. 
     За исследуемый период нагрузка проверок сократилась, доля тематических проверок в общем их объеме и ресурсное обеспечение увеличились, что свидетельствует о проведении Банком России мероприятий по повышению качества надзора. О том, что надзорные процедуры носят масштабный характер, подразумевают тщательный анализ деятельности кредитных учреждений, свидетельствуют объемные детальные аудиторские заключение по итогам проверок (пример аудиторского заключения представлен в Приложении). 
     В целях усиления уровня качества банковского надзора Банком России уделялось существенное внимание его кадровому обеспечению (табл. 2). 
     Таблица 2 - Качественные показатели персонала надзорного блока в 2011-2015 гг.17
Показатель
Годы

2011
2012
2013
2014
2015
Общее количество сотрудников
4489
4339
4186
4468
4473
Доля сотрудников с высшим профессиональным образованием, %
95,8
97,3
97,6
98,2
98,6
Доля сотрудников с опытом работы в банковской сфере свыше трёх лет, %
91,6
92,4
93,6
93,8
82,5
Доля сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет
64,2
63,9
63,5
62,2
63,3
Доля сотрудников, прошедших дополнительное обучение, %
46,9
34,8
57,3
36,6
55,2

     В период с 2011 по 2015 г. (сведения за 2016 г. не публиковались; учитывая отсутствие информации об изменениях численного состава сотрудников Банка России, можно предположить, что численность существенно не сокращалась) численность сотрудников в надзорном блоке практически не сокращалась. Подавляющее большинство специалистов имели высшее профессиональное образование (от 95,8 % в 2011 г. до 98,6 % в 2015 г.), опыт работы в банковской системе свыше трех лет (не менее 82,5 %), возраст от 30 до 50 лет (не менее 62 %). 
     В период с 2013 по 2015 г. в рамках учебных мероприятий проходили дополнительное обучение от 35 до 55 % персонала. Всё это свидетельствуют о достаточно высоком профессиональном уровне специалистов надзорного блока и их потенциале в рамках выполняемых функциональных обязанностей. 
     Эту гипотезу подтверждают публикации о результатах проведенных инспекционных проверок и принятых к банкам мерах надзорного реагирования (табл. 3 и 4). 
     Таблица 3 - Сведения о результатах инспекционных проверок в 2011-2015 гг.18 
Показатель
Годы

2011
2012
2013
2014
2015
Количество проведенных проверок
1224
1079
11243
1118
1029
Количество нарушений
16422
14841
-
-
-
Характер наиболее часто выявляемых нарушений:
- связаны с невыполнением требований федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, %;
- допущены при проведении кредитных операций, %;
- связаны с организацией работы по ведению бухгалтерского учета, %;
- связаны с недостоверностью учета и отчетности, %;
- связаны с невыполнением требований валютного законодательства, %;
- связаны с невыполнением порядка совершения кассовых операций, %;





24,2


22,6


7,0

8,7

6,0

4,1





19,8


29,5


5,9

-

6,2

6,1





24,3


30,7


7,0

-

5,3

4,0





15,8


37,2


4,9

-

6,4

5,1





14,2


40,2


7,7

-

-

-
Среднее количество нарущений в расчете на проверку
10
11
13
14
-
     
     
     Таблица 4 - Сведения о мерах воздействия по результатам надзора в 2011-2015 гг.19
Показатель
Годы

2011
2012
2013
2014
2015
Предупредительные меры, в том числе:
 1580
1545
1504
-
1420
- направление письменной информации в адрес руководства
1071
1031
994
да
896
- проведены совещания
509
514
510
-
524
Принудительные меры, в том числе:
-
-
1045
801
1036
- предъявление требований об устранении нарушений
-
-
616
454
575
- предъявление штрафных санкций
-
-
280
192
171
- введение ограничения отдельных операций
-
-
76
94
194
- запрет на осуществление отдельных банковских операций
-
-
42
34
45
- запрет на открытие филиалов
-
-
31
27
51

     Инспекционные проверки исследуемого периода, а также приведенные сведения о мерах воздействия к кредитным организациям по результатам надзора свидетельствуют о достаточно высокой результативности банковского надзора. Вместе с тем эти данные, в совокупности с количеством отзывов лицензий у кредитных организаций, свидетельствуют и об отсутствии существенного позитивного тренда влияния принимаемых мер воздействия на снижение в деятельности банков негативных факторов. В ходе инспекционных проверок продолжало иметь место выявление большого количество нарушений с трендом роста среднего количества нарушений в расчете на одну проверку. 
     При таких обстоятельствах Банком России постоянно принимались меры, направленные на обеспечение надлежащего уровня, повышение эффективности организации и качества надзора. Среди основных мероприятий можно отметить следующие: 
- организация надзора по принципам рискориентированного надзора, включающим в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций; при этом особое внимание уделялось выявлению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, идентификации принимаемых ими рисков, оценке качества управления банками, оценке реальных перспектив решения проблем собственниками и руководством кредитной организации; 
- обеспечение транспарентности деятельности отдельных кредитных организаций и банковского сектора в целом, раскрытие банками информации о своей деятельности на официальном сайте Банка России; 
- сохранение численности и повышение качественного состава сотрудников надзорного блока; 
- повышение уровня организационно-методического обеспечения работы надзорных подразделений; 
- системное проведение анализа состояния дистанционного надзора в территориальных учреждениях Банка России, контроль адекватности и своевременности принимаемых ими решений; 
- координация деятельности территориальных учреждений; 
- контроль за качеством проверок кредитных организаций (их филиалов), проведенных инспекционными подразделениями, подготовка рекомендаций по организации инспекционной деятельности и устранению выявленных недостатков; 
- разработка и внедрение технологических карт проверок кредитных организаций для оптимизации и рационализации труда инспекторов; 
- организация практики заслушиваний территориальных учреждений в целях улучшения качества актов проверок; 
- создание в центральном аппарате Банка России «второго контура» надзора за системно значимыми банками (осуществление сотрудниками центрального аппарата части функций по непосредственному надзору за указанными банками во взаимодействии с соответствующими территориальными учреждениями Банка России, которые продолжают осуществлять надзорные функции), имеющими значение для устойчивости банковского сектора на федеральном либо региональном уровне; 
- назначение в рамках дистанционного надзора кураторов в банки; 
- совершенствование форм отчетности, используемой в надзорных целях; 
- внедрение практики учета при осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций результатов анализа их отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности; 
- централизация инспекционной деятельности, направленная на снижение инспекционной нагрузки на кредитные организации, повышение независимости инспекторов, маневрирование инспекционными ресурсами, обмен опытом, улучшение взаимодействия подразделений инспектирования и надзора; 
- частичная автоматизация задач надзорного блока Банка России в рамках разработки системы по регулированию и развитию банковского сектора; в том числе проведение работ по автоматизации инспекционной деятельности в целях аналитического и информационного обеспечения инспекционной деятельности, повышения производительности труда членов рабочих групп, снижения в ходе проверок трудоемкости анализа данных бухгалтерского учета и иной информации о деятельности кредитной организации; 
- усиление внимания к степени прозрачности деятельности банков, кооперативности их руководства и собственников с учетом уроков кризиса и состояния внешних условий, изучения фактов проведения ими в существенных масштабах операций, лишенных очевидного экономического смысла и создающих реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков;
- введение института уполномоченных представителей Банка России в крупные банки; 
- внедрение в практику работы Главной инспекции Банка России внутреннего контроля в целях минимизации правовых рисков, повышения качества актов проверок, обеспечения своевременного информирования руководства Банка России о предварительных результатах проверок; 
- основными элементами внутреннего контроля стали мониторинг текущих результатов проверок кредитных организаций и анализ качества актов проверок кредитных организаций; 
- обобщение по результатам анализа материалов проверок и доведение до сведения инспекционных подразделений информации об отдельных схемах, применяемых кредитными организациями для сокрытия нарушений законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. 
     Проведенная Банком России в исследуемом периоде надзорная деятельность в рамках дистанционного надзора и инспектирования, безусловно, оказала позитивное влияние на поддержание устойчивости банковского сектора. 
     Вместе с тем сохранение постоянных, сохраняющихся в исследуемом периоде факторов неустойчивости отдельных банков и банковского сектора, кризисных явлений в экономике, введение основными экономическими партнерами - государствами секторальных экономических санкций, коснувшихся и банковского сектора, вызывают необходимость дальнейшего повышения качества надзора, требуют выявления и устранения недостатков в надзоре. 


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА И ПУТИ ИЗ РЕШЕНИЯ

3.1. Актуальные проблемы осуществления банковского надзора
     
     Произошедший финансовый кризис выявил несколько концептуальных и взаимосвязанных проблем в банковской сфере, которые носят системный характер. Одна из них касается сложившейся методологии банковского надзора, которая в современных условиях не в полной мере обеспечивает пруденциальную составляющую надзора. 
     Применение в банковском надзоре преимущественно формализованных и стандартизированных методик и обусловило эту проблему.
     В рамках новой стратегии развития банковского сектора РФ и совершенствования банковского надзора Банком России все активнее внедряются содержательные подходы в оценке деяте.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.