VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовая природа, понятие и призкаки унитарных предприятий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010776
Тема: Правовая природа, понятие и призкаки унитарных предприятий
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

      В отечественной правовой науке юридическая личность государственных предприятий и многочисленные связанные с ней вопросы и проблемы (включая более общие вопросы и проблемы юридического лица как участника гражданского оборота, осуществления права государственной собственности и оперативного управления, правового обеспечения хозяйственной деятельности и хозяйственного расчета и др.) исследовались уже начиная с 20-х гг. Свое подробное отражение и разрешение они получили в трудах С. И. Аскназия, С. Н. Братуся, А. В. Венедиктова, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, Ю. Х. Калмыкова, С. М. Корнеева, В. В. Лаптева, В. К. Мамутова, Б. С. Мартынова, В. А. Мусина, А. А. Собчака, Ю. К. Толстого, Е. А. Флейшиц, Б. Б. Черепахина, В. С. Якушева и многих других отечественных авторов. 
      Государственные предприятия сегодня совместно с муниципальными предприятиями именуются предприятиями унитарными (от unitaire <фр.>, unitas <лат.> - «единство»). Современные государственные и муниципальные унитарные предприятия - одна из форм коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая интересы публичного бизнеса. Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение унитарных предприятий помимо кодекса определяется законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ1.
      Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (как правило, публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Термин "унитарное" подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками, ибо никто, кроме учредителя, не участвовал в его образовании. При этом юридическим лицом признается именно предприятие, а не его "трудовой коллектив", не являющийся субъектом гражданских правоотношений. Тем самым юридически и логически удовлетворительно решается вопрос о существовании так называемых коллективных или народных предприятий (или "предприятий, принадлежащих их работникам"). Это политэкономическое понятие не является самостоятельной юридической (гражданско-правовой) категорией, ибо в действительности речь идет об акционерных и других хозяйственных обществах, участниками которых также (или даже преимущественно) являются их же наемные работники, в том числе получившие акции (доли, паи) на льготных условиях. Хозяйственные общества не меняют при этом своей юридической природы, а на унитарных, прежде всего государственных, предприятиях такая ситуация в принципе исключается. 
      Таким образом, унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК). Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо не собственник, не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников2.
      Унитарные предприятия, будучи основной организационно-правовой формой обеспечения интересов публичного сектора экономики, сегодня имеют ограниченную сферу существования: рыночные отношения заметно и объективно сократили число столь распространенных в советский период государственных предприятий, снизили их удельный вес и значение в экономике. Не случайно, что закон об унитарных предприятиях ограничивает их существование особыми сферами социально-экономической жизни общества и целями использования отдельных видов имущества (например, обеспечение государственной безопасности, решение социальных задач, производство продукции, изъятой из оборота или ограниченной в обороте, и др.).
      В соответствии с Гражданским кодеком РФ государственными и муниципальными унитарными предприятиями признаются организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Также в Федеральном законе № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено понятие и сущность деятельности унитарных предприятий. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:  
      - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, к которым относятся федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные предприятия; 
      - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, к которым относятся федеральные казенные предприятия, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие3. 
      Унитарные предприятия создаются в форме казенного предприятия, имущество которого находится в государственной собственности, и дочернего предприятия, которому государственное имущество передается в хозяйственное ведение. Один из специалистов в области управления государственными предприятиями Е.А. Суханов полагает, что казенные предприятия, выступают как отдельные субъекты хозяйствования, аргументируя тем, что у них «более ограниченно, чем у обычных унитарных предприятий, право оперативного управления на закрепленное за ними государственное имущество», однако отмечает, что «казенные предприятия согласно правилам статьи 115 Гражданского кодекса РФ могут пользоваться весьма узкими возможностями в имущественном обороте, согласно статьям 296 - 297 Гражданского кодекса РФ, основанным на их строго целевой правоспособности»4. 
      В этой связи казенные предприятия несут полную ответственность по долгам в пределах оцененного у них имущества, а не только денежных средств в отличие от других субъектов права оперативного управления, что, в частности, дает основания считать их самостоятельными участниками оборота. Однако стоит отметить, что учреждения и казенные предприятия имеют различные зоны ответственности и функции, указывающиеся в их учредительных документах.
      Необходимо теоретическое исследование правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий, что предопределяется несколькими причинами.
      Во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. 
      Во-вторых, государственное и муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальные образования, вступают не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.
1 Правовая природа, понятие и призкаки унитарных предприятий

1.1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
      
      Сегодня правовое положение унитарных предприятий определяется рядом законодательных актов, в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также нормативными актами Правительства РФ и Минэкономразвития РФ.
      Основополагающим нормативным актом, закрепляющим основы правового статуса унитарных предприятий как разновидности юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).
      Так, в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В зависимости от характера участия учредителей юридического лица в образовании имущества юридического лица, они могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (п. 2 ст. 28 ГК РФ). 
      Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус унитарных предприятий.
      На основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
      Помимо отношений, прямо названных в ст. 1 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», данный закон регулирует отношения, связанные с имуществом и уставным фондом унитарного предприятия (ст. 11-19 гл. 3), определяет статус руководителя такого предприятия, устанавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки, а также о совершаемых в особом порядке сделках, признаваемых крупными, и регламентирует ряд других важных отношений (ст. 21-28 гл. 4). Указанные отношения могут регулироваться не только этим законом, но и другими нормативными правовыми актами с соблюдением правил п. 1 ст. 37 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
      
1.2 ПОНЯТИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

      Унитарный - означает единый, объединенный, составляющий одно целое. Слово «унитарный», используемое в русском языке, является заимствованным (лат. unitas — единство). В европейских языках значением «единство» обладают похожие по написанию и произношению слова, например: во французском - «unitaire», в английском - «unity». 
      Можно согласиться с А. П. Фоковым, указывающим: «Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками, ибо никто, кроме учредителя, не участвовал в его образовании»5. 
      Слово «унитарное» встречается в кодифицированном гражданском законодательстве только в словосочетании, т. е. совместно с «предприятием», и не порождает многозначности при толковании. Само по себе включение слова «унитарный» в состав сложного составного термина, по мнению Н. В. Ласкина, является корректным6.
      Обратимся к специально-юридическому значению терминов «предприятие» и «унитарное предприятие». Как это следует из п. 1 ст. 132 ГК РФ, предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, при этом существенно, что сам законодатель вводит в структуру определения оговорку, что речь идет об объекте гражданских прав, а не субъекте правоотношений. 
      Что касается использования термина «предприятие» в структуре названия рассматриваемой организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц, следует заметить отсутствие прямой связи между легальным значением данного термина и функцией, которую он выполняет в структуре сложного названия. Далеко не каждое унитарное предприятие может ассоциироваться с обособленным имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности, например, когда производственная деятельность невозможна в силу причин объективного характера - разрушения производственных помещений, оборудования и т. д.7 По мнению Е. А. Суханова, данное понятие имеет технико-экономический характер, несет «экономическое значение, обозначая некий абстрактный производственный комплекс - товаропроизводителя. Впрочем, следует заметить, что и сам Е. А. Суханов указывал на обоснованность сохранения данного понятия в переходный период: «Сохранение этого понятия в нашем законодательстве должно быть обусловлено исключительно сохранением (до завершения процесса приватизации и других социально-экономических преобразований) такого рода организаций в государственной и муниципальной собственности (ст. ст. 113–115 ГК РФ 1994 г.). Здесь наличие такой конструкции позволяет сохранить принцип единства фонда имущества, принадлежащего тому или иному собственнику (государству, муниципальному образованию)»8.
      В специальном юридическом смысле «унитарное предприятие» не является разновидностью «предприятия». Имущественный комплекс унитарных предприятий всегда составляет федеральную собственность, собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность (по крайней мере в большей своей части, 50 % и более), и они находятся в ведении и непосредственном подчинении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальных органов исполнительной власти соответственно, которые и утверждают их уставы9.
      По своей правовой природе унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, своего рода переходной формой, и, по мнению ученых, данный термин должен переместиться в раздел об объектах гражданских прав - ст. 132 ГК РФ10. Такая своеобразная организационно-правовая форма представляет собой исключение, сохраненное законодателем на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Данная ситуация обусловлена особенностями развития экономики в советский период, когда госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами. Государство как единый собственник огромного имущества создавало свои предприятия, утверждало их уставы, определяя объем и характер их правоспособности, назначало их органы управления и, по сути, руководило всей их деятельностью, формально не отвечая за ее результаты11.
      В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение (оперативное управление) учрежденному предприятию в целях повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. При этом важно отметить, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать, как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
      На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права резко идет на убыль: их место занимают хозяйственные общества и товарищества. Государственная политика направлена на сужение самостоятельности унитарных предприятий, конечной целью которой является исключение права хозяйственного ведения из отечественного законодательства и закрепление неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления. Тем не менее это не означает полного исчезновения унитарных предприятий из гражданского оборота, поскольку в определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой государством12.
      Исходя из рассмотренной информации, унитарное предприятие – это особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
      
1.3 ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

      Исходя из предложенной законодателем дефиниции унитарного предприятия и термина "унитарное" (от лат. unitas - единство) означающего единое, объединенное, составляющее одно целое, можно определить основные признаки таких предприятий, характеризующие особенности их правового статуса. В унитарном предприятии такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.
      Во-первых, унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). При этом в п. 2 ст. 50 ГК РФ четко определены организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть коммерческими организациями, среди них - и унитарные предприятия.
      Во-вторых, как всякое юридическое лицо, унитарные предприятия наделены определенным объемом правоспособности. Так, унитарные предприятия могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде. Однако объем правоспособности унитарного предприятия, по сравнению с иными юридическими лицами, существенно ограничен, что обусловлено особым правовым статусом данной организационно-правовой формы юридического лица.
      В-третьих, это особый правовой статус имущества унитарных предприятий, характеризующийся следующими чертами:
      а) отсутствием права собственности на имущество: имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предполагает, что унитарное предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему на праве хозяйственного ведения имуществом в рамках, определяемых ГК РФ. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. Законодательством установлены определенные ограничения права хозяйственного ведения, связанные с распоряжением недвижимым имуществом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Более того, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК РФ).
      Право оперативного управления означает возможность унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом не только в пределах, установленных законом, но и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Распоряжение закрепленным на праве оперативного управления имуществом, в том числе и отчуждение, возможно только лишь с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления предполагает возможность самостоятельной реализации производимой продукции, при этом порядок распределения доходов определяется собственником его имущества. Собственник имущества также вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное на праве оперативного управления за унитарным предприятием либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ст. ст. 296 - 297 ГК РФ). Право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает в момент передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям, а прекращается либо по общим основаниям, либо по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества. В случае смены собственника, переданного или закрепленного имущества предприятия и учреждения, сохраняют право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее им имущество;
      б) собственниками имущества унитарного предприятия могут быть только либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование. Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. Однако, учитывая специфику вышеперечисленных субъектов, они, с одной стороны, являются юридически равными по отношению к иным участникам гражданских правоотношений, а с другой - обладают властными полномочиями публичного характера. Вступая в гражданские правоотношения, связанные с созданием юридического лица, публично-правовое образование реализует свои правомочия собственника государственного (муниципального) имущества13. Вместе с тем создание юридического лица, имущество которого принадлежит ему на праве собственности, фактически является одним из способов приватизации государственного (муниципального) имущества14. Поэтому государство как субъект публично-правового воздействия продолжает выполнять свои регулирующие и контрольные функции, надзирая за надлежащим использованием государственного имущества и строго ограничивая рамками закона возможности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере учредительской деятельности15.
      Исходя из того, что собственниками имущества унитарных предприятий могут быть только вышеназванные публично-правовые образования, законодатель устанавливает требование, согласно которому в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Сообразно этому все другие субъекты гражданско-правовых отношений не могут выступать собственниками имущества унитарных предприятий и соответственно их учредителями.
      От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. ст. 2, 124 - 125 ГК РФ). Так, федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие полномочия в отношении:
      - подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к преобразованию в открытые акционерные общества, 100% акций которых подлежит сохранению в федеральной собственности;
      - подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности;
      - федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
      Важно отметить, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с учетом предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, осуществляет вышеуказанные полномочия в отношении иных федеральных государственных унитарных предприятий.
      в) неделимостью имущества унитарных предприятий. Само название данных предприятий подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками, поскольку в переводе с латинского термин "унитарный" - "unitas" означает единство. Неделимость имущества не только означает невозможность распределения его по вкладам (долям, паям), но и обуславливает неделимость уставного фонда в унитарных предприятиях, созданных на праве хозяйственного ведения, наличие только одного единоличного учредителя и, соответственно, единоличного собственника имущества. Неделимость имущества унитарных предприятий порождает и законодательные запреты. Это, прежде всего, запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, а также запрет создания унитарными предприятиями дочерних предприятий.
      Исходя из п. 1 ст. 105 ГК РФ дочерними признаются хозяйственные общества, в которых другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом;
      г) наличием самостоятельного баланса. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, что и конкретизируется в абз. 7 п. 1 статьи 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Баланс, являясь основной формой бухгалтерской отчетности промышленных компаний и предприятий, характеризующей в денежном выражении состояние источников формирования и направления вложений капитала на определенную дату, отражает объем капитала и его структуру: по составу, размещению или основным направлениям вложения (актив), по источникам образования (пассив). Итоги актива и пассива, равные друг другу, показывают общий размер капитала, находящегося в распоряжении компании на момент составления баланса.
      Таким образом, объединив все вышеперечисленные особенности, можно сформулировать более развернутое определение унитарных предприятий. Итак, унитарные предприятия - это коммерческие государственные или муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которые от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, имеющие на самостоятельном балансе неделимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям16.
      Особенности унитарного предприятия:
      - в форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные предприятия; 
      - имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 
      - орган управления унитарным предприятием – руководитель – назначается собственником; 
      - унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; 
      - собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия; 
      - унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества; 
      - учредительным документом является устав.
      
2 ВИДЫ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ 

      Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании. Статья 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет виды унитарных предприятий в зависимости от вещного права на их имущество, т.е. в зависимости от того, на праве хозяйственного ведения закреплено имущество за унитарным предприятием или на праве оперативного управления. Исходя из данного критерия, законодатель выделяет два вида унитарных предприятий:
      - государственное предприятие (федеральное или субъекта РФ, в зависимости от собственника имущества) или муниципальное предприятие - основанное на праве хозяйственного ведения;
      - казенное предприятие (федеральное или субъекта РФ) или муниципальное казенное предприятие - основанное на праве оперативного управления.
      Как любое юридическое лицо, ведущее внутреннее делопроизводство, унитарные предприятия, независимо от того, основаны они на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны иметь круглую печать, оттиском которой удостоверяются подписи уполномоченных лиц унитарных предприятий, а соответствующие локальные акты приобретают юридическую силу.
      В пункте 3 статьи 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указаны обязательные реквизиты круглой печати унитарного предприятия: полное фирменное наименование и место нахождения унитарного предприятия. При этом данные реквизиты указываются на русском языке, в силу того, что он признается государственным языком РФ на всей ее территории и подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности (подп. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"). Однако официальное делопроизводство в республиках ведется также на государственных языках данных республик.
      Кроме того, в необходимых случаях официальное делопроизводство в субъектах РФ наряду с государственным языком РФ, государственными языками республик может вестись на языках народов РФ на территориях их компактного проживания (ст. 6 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11.12.2002)). Ввиду этого печать унитарного предприятия может содержать его фирменное наименование и на языках народов России, и даже на иностранном языке.
      Унитарное предприятие также может иметь штампы, т.е. разновидность печати, обычно прямоугольной формы, с названием предприятия, адресом и т.п., бланки - бумажный носитель информации с напечатанным названием учреждения, фирмы или с частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме. Кроме указанных атрибутов делопроизводства, унитарное предприятие вправе иметь собственную эмблему, т.е. символ, указывающий на принадлежность унитарного предприятия к тому или иному органу.
      Товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, а знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами работ или оказываемых ими услуг. В качестве товарных знаков могут быть любые словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании (§ 2 гл. 76 ГК РФ).
      Унитарные предприятия имеют ряд ограничений, связанных с вопросами учреждения других юридических лиц. Так, например, они не могут быть учредителями (участниками) кредитных организаций, тогда как их участие в иных коммерческих, а также в некоммерческих организациях возможно только с санкции собственника их имущества (ст. 6 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Кроме того, закон безоговорочно запрещает унитарным предприятиям создавать т. н. дочерние предприятия17.
      Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления (п. 2 ст. 114, п. 2 ст. 115 ГК, п. 1 ст. 9 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Статьей 9 Федерального закона № 161-ФЗ расшифровывается обязательное содержание устава унитарного предприятия. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия утвержден приказом Минэкономразвития России от 25.08.2005 № 205. Устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом, должен содержать: наименование предприятия; его местонахождение; цели, предмет, виды деятельности предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения18.
      В таблице 1 приведена сравнительная характеристика правового положения унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и предприятий, основанных на праве оперативного управления, в соответствии с последними редакциями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 161-ФЗ.
      Исходя из представленной в таблице 1 информации, предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают большей свободой действий, чем казенные предприятия и в большинстве случаев самостоятельно несут ответственность за результаты своей деятельности. 
      Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником. Трудовые договоры с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий заключаются на конкурсной основе. Порядок отчетности руководителей унитарных предприятий определен постановлением Правительства РФ от 04.10.1999 № 1116, которым утверждены список и формы необходимых документов, содержание отчета и доклада руководителя унитарного предприятия. Статьей 20 Федерального закона № 161-ФЗ предусмотрен ряд правомочий собственника. В частности, он может устанавливать виды деятельности унитарного предприятия, определять порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности, вносить изменения в устав предприятия, утверждать его отчеты и отчетность, контролировать сохранность и использование имущества, давать согласие на совершение крупных сделок. Правом.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44