VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Познавательный интерес особенности формирования в младшем школьном возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007875
Тема: Познавательный интерес особенности формирования в младшем школьном возрасте
Содержание
6



Зарегистрировано №_____________

«___»__________2016 г.

________ _______________

                                                                                                                                      подпись  (расшифровка подписи)



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

( СОФ НИУ «БелГУ»)





Педагогический ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра педагогики и физической культуры





		



Формирование познавательного интереса посредством использования занимательных задач младших школьников





Курсовая работа

студентки заочной формы обучения 

направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 

профиль Начальное образование 

2 курса группы 92061364

Назиной Екатерины Александровны











Допущена к защите

«___»_________________2016  г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

доцент, к.п.н.

Л.И. Доценко

Оценка______________________

«___»____________2016 г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка подписи)





Старый ОСКОЛ 2016


	СОДЕРЖАНИЕ

	

	ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

	

	I. Теоретические основы использования занимательных задач как средства формирования познавательного интереса на уроках …………...……………7

	

	1.1. Занимательные задачи: сущность, типология и классификация………….7

	

	1.2. Психолого-педагогические особенности активации познавательной деятельности и значимость занимательных задач в формировании познавательного интереса…младших школьников …………….……………14

	

	1.3. Познавательный интерес: особенности формирования в младшем школьном возрасте ……..……………………………………………..……...20

	

	II. Педагогическое исследование формирования познавательного интереса посредством использования занимательных задач младших школьников………………………………………..……………………26

	

	2.1. Диагностика опыта работы класса по формированию познавательного интереса……………………………………………………………………..…27

	

	2.2. Описание урока математики в начальных классах с применением занимательных задач………….………………………………………………29

	

	2.3. Методические рекомендации по формированию познавательного интереса при использовании занимательных задач в начальных классах…………………………………………………………………..…….…32

	

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36

	

	БИБЛИОГРАФИЕСКИЙ СПИСОК………………...….………………..…37

	

	ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………..…………39

	

	


ВВЕДЕНИЕ



Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

Еще такие педагоги-классики, как Толстой, Л.Н., Ушинский, К.Д. и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру.

Занимательность в обучении представляет собой использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыки и изобразительных средств. Способствует занимательности в обучении непосредственное участие школьников в изготовлении учебных пособий и дидактического материала.

Воздействие на творческое воображение и любознательность детей достигается указанными средствами. В беседы и объяснения учителя включаются вопросы, которые касаются применения научных знаний в будущем, используются материалы из рассказов путешественников, очевидцев, важных событий, из жизни замечательных людей, факты и примеры из ближайшего окружения детей и т.д. В соответствии с возрастными особенностями учащихся осуществляется привлечение средств занимательности. Наибольшее значение элементы занимательности имеют в начальных классах, где у детей преобладает ещё непосредственный интерес к конкретному материалу.

Анализ литературы показал, что в настоящее время практически отсутствуют фундаментальные разработки, раскрывающие методические аспекты использования занимательных задач при обучении младших школьников. В основном это небольшие статьи, которые публикуются в учебно-методических пособиях, периодических изданиях и др.

Положительному влиянию на процесс обучения младших школьников может способствовать использование занимательных задач, делая школьные предметы более привлекательными, повышая мотивацию учащихся и способствуя их интеллектуальному, а так же творческому развитию.

Исследование является актуальным так же потому, что учитель начальной школы, прежде всего, должен научить детей учиться, развивать  и сохранить познавательную потребность учащихся, обеспечить необходимые для усвоения основ наук познавательные средства.

Исходя из актуальности проблемы для организации учебно-воспитательного процесса у младших школьников, в том числе для автора данного исследования, нами выбрана следующая тема курсовой работы: «Формирование познавательного интереса посредством использования  занимательных задач младших школьников».

Объект исследования: занимательные задачи.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса младших школьников. 

Целью нашего исследования является решение поставленных задач.

Задачи исследования: 

Изучить занимательные задачи: сущность, типологии и классификацию. 

Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников посредством занимательных задач

Рассмотреть познавательный интерес: особенности формирования в младшем школьном возрасте.

Осуществить педагогические исследование по изучению формирования познавательного интереса посредством использования занимательных задач младших школьников.

Гипотеза: формирование познавательного интереса наиболее эффективно осуществляется при помощи использования занимательных задач

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учителями начальной школы, ретроанализ собственной педагогической деятельности; методы самооценки и экспертной оценки; методы математической статистики, изучение нормативно-правовых документов в сфере образования.

Методологическую основу исследования составили: концепции активизации познавательной деятельности школьников (Г.И. Щукина, И.Я. Ланина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова), виды занимательных задач (Н.В. Макарова), занимательные логические задачи (Л.М . Лихтарников), формирование мотивации учения в школьном возрасте (А.К Маркова), развитие логического мышления детей (А.В. Басов Л.Ф. Тихомирова), формирование познавательных интересов младших школьников (Л.А. Друца), интерес в учебном процессе (А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко), уровни сформированности учебно-познавательного интереса (Е.В. Заика, Г.В. Репкина).

Практическая база исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Валуйки Белгородской области.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение,  библиографический список и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и база педагогического исследования; дана структура курсовой работы. 

В первом разделе «Теоретические основы использования занимательных задач как средства формирования познавательного интереса на уроках» рассмотрели занимательные задачи: сущность, типология и классификацию, психологию активации познавательной деятельности и значимость занимательных задач в формировании познавательного интереса, а так же познавательный интерес: особенности формирования в младшем школьном возрасте.

Во втором разделе «Педагогическое исследование формирования познавательного интереса посредством использования занимательных задач младших школьников» проанализировали диагностику опыта работы класса по формированию познавательного интереса, описание урока математики в начальных классах с применением занимательных задач и разработали методические рекомендации по формированию познавательного интереса при использовании занимательных задач в начальных классах.

Объем работы составляет 39 листов машинописного текста.

Библиографический список  состоит из 21 источника.




I. Теоретические основы использования занимательных задач как средства формирования познавательного интереса на уроках



Занимательные задач: сущность, типология и классификация



К занимательным задачам относят разнообразные головоломки, игры, фокусы и прочие увлекательные задачи, которые связанны с предметом и требующие для решения находчивости, смекалки и оригинальности мышления.

Занимательность в широком смысле - способность занять внимание и воображение. Обычно под «занимательным» подразумевают что-то увлекательное, интересное, притягивающее к себе. 

Итак, занимательные задачи -  нестандартные задачи, обычно с сюжетом, у которых условия и методы решения отличаются от обычных задач оригинальным построением, и вызывающих  у человека, решающего их, интерес. Немногочисленность занимательных математических задач относительна, но если целенаправленно искать их в учебниках,  можно найти огромное  количество.

Совокупность упражнений можно систематизировать на базе традиционной классификации заданий по формированию коммуникативно-речевых умений, в содержании которой заложены два основания: 

1) «содержательная задача», т. е. знания и умения, на формирование которых нацелены задания и упражнения; 

2) характер, способ учебной деятельности учащегося, определяемый заданием. 

Таким образом, все задания и упражнения можно разделить, по первому основанию, на упражнения, направленные на формирование умений анализировать и оценивать общение и упражнения, направленные на формирование умений общаться. 

По второму основанию задачи можно разделить на: аналитического и аналитико-синтетического характера, (требующих действий на основе общения, абстрагирования, систематизации, например, составление схем, таблиц, памяток) а так же задания и  упражнения, которые требуют осуществления отдельных конкретных коммуникативных умений [4, c.576].

Типы занимательных задач

В настоящее время существует огромное количество видов занимательных задач. Так, Макарова Н.В. выделяет:

загадки, 

ребусы, 

кроссворды,

чайнворды, 

исключение лишнего, 

одним росчерком пера, 

логические задачи [8, c.446].

Для более наглядного представления о типах занимательных задач следует воспользоваться такой типологией задач, которая объединила бы в себе все вышеизложенное и дополнила бы их. Например:

	задачи-рисунки, 

	логические мини-задачи, 

	логические задачи,

	задачи-шутки,

	арифметические задачи,

	комбинаторные задачи, 

	задачи на системы счисления,

	игровые стратегии,

	лингвистические задачи,

	задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов,

	задачи с неполным условием,

	загадки,

	ребусы,

	кроссворды,

	кросснамберы [10, c.13].

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Задачи-рисунки

Задачи-рисунки представляют собой рисунки или схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах. Составляя задачи-рисунки нужно, прежде всего, определить тему, согласно которой делается рисунок, выбирается загадываемый объект, определяется ракурс объекта, под которым обучаемые наблюдают объект наименее часто.

Логические мини-задачи

К ним относятся короткие по формулировке задачи; обычно состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать. 

Например:

Сколько символов может содержаться в сообщении из двухсимвольного алфавита? 

Какая программа служит для поиска и удаления компьютерных вирусов? 

Логические задачи

Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.

Например:

Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?

Наташа произнесла истинное утверждение. Лена повторила его дословно, и оно стало ложным. Что сказала Наташа?

Задачи-шутки

В некоторых ситуациях при их решении допускаются ответы также шутливого характера. Обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать. 

Например:

Воспитывая своего сына двоечника, папа изнашивает в год 2 брючных ремня. Сколько ремней износил папа за все 11 лет учёбы, если известно, что в пятом классе его сын дважды оставался на второй год [*].

У бабушки в шкафу спрятана банка варенья. В банке 650 г варенья. Внук Коля разведал, где банка, и каждый день съедает по 5 ложек. Сколько граммов варенья в банке обнаружит бабушка через 20 дней, если известно, что в каждую ложку, съеденную внуком  помещается  5 г варенья [19]?

Лингвистические задачи

Лингвистическая задача или самодостаточная задача представляет собой особый тип задачи, существенно отличаясь от задач и упражнений проверочного характера тем, что ее ответ достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. 

Например:

Попробуем читать звуки, из которых состоят слова пол, муж, шей, ель, ров, в обратном порядке. Сколько новых слов получится? 

Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее [21] ? 

Загадки

Любой объект можно описать при помощи слов. Загадка является одним из способов описания объекта.

Одни загадки описывают свойства объекта (какой он). 

Например:

 «Сам алый, сахарный,

 А кафтан зеленый, бархатный». 

(Арбуз) 

Другие загадки описывают характерные действия, которые совершает (или не совершает) сам объект или совершаются над ними. 

Например: 

«Не лает, не кусает, 

А в дом не пускает». 

Если это не собака, то, скорее всего, замок.

Иногда в загадках характеристики объекта описываются путем сравнения с другими объектами или противопоставления им. 

Пример сравнения: 

«Круглый, как донце, 

Горячий, как солнце, 

Как щечки румяный, 

Вкусней со сметаной». 

(Блин) 

Пример противопоставления: 

«Не дирижер, а во фраке, 

Птица, а не летает». 

(Пингвин)

Чаще встречаются загадки, описывающие характерные свойства и действия, а также окружающую среду объекта. 

Например: 

«Легкий, воздушный, ветру послушный… 

Не пускай его в полет – лопнет, хлопнет, пропадет!»

 (Воздушный шарик)

Некоторые загадки скорее похожи на головоломки. 

Например: 

«Каких камней нет в море?» 

(Сухих) 

«Что можно приготовить, но нельзя съесть?» 

(Урок)

Сопоставив исходную информацию с информацией об известных ему объектах, человек находит отгадку, называя описанный предмет. Процесс отгадывания – не что иное, как обработка информации, преобразование ее из исходного вида  в конечный.

Ребусы

Ребус – это загадка, в которой зашифровано с помощью рисунков, фигур или знаков какое-то слово. Ребус не содержит характеристик какого-либо объекта, а представляет «зашифрованную» рисунками и знаками информацию, как показано на рис. 1.1 и рис. 1.2

Например:

1.



 Рис.1.1

. Ребус «Доска»



2.

1.2.Рис.

 Ребус «Указка»

Кроссворды

Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

В кроссворде надо определить названия объектов по их краткому описанию. Однако одному описанию может соответствовать несколько объектов. И тогда начинает действовать правило: «В местах пересечений буквы должны совпадать» [3, c.83].

Таким образом, разгадывание кроссвордов – это обработка информации по определенным правилам. 

Чайнворд

 В чайнворде слова не пересекаются, но каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего.

Кросснамберы

Кросснамберы во многом имеют сходство с кроссвордами. Разница между ними только в том, что кросснамберы требуют очень специфической эрудиции - числовой.

Во всех задачах эту сетку предстоит заполнить числами (в каждую клетку вписывается одна цифра; никакое число не должно начинаться с нуля) [9, c.149] .

Итак, мы рассмотрели несколько классификаций и  типов занимательных задач, их состав, и раскрыли  сущность. Приходим к выводу, что занимательный материал оказывает большое влияние на развитие важнейших качеств личности,  снижает утомляемость учеников, создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований. Необходимым условием развития и формирования творческой личности школьников является отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению. Для этого целесообразно использовать на уроках занимательные задания.



Психолого-педагогические особенности активации познавательной деятельности и значимость занимательных задач в формировании познавательного интереса



В толковом словаре русского языка  Д. Н Ушакова  слово «интерес» имеет такие значения:

«Интерес, интереса, м. (от латин. interest - имеет чение). 1. только ед. внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-н. значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без интереса отнестись к чему-н. Это событие вызывает общий интерес. Занимательность, увлекательность. Рассказ, полный глубокого интереса. Важность, значение. Дело о растрате имеет общественный интерес. 2. Предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание (книжн.). Деловой интерес» [15]. 

В словаре русского языка С.И. Ожегова находится следующее определение слова "занимательный": способный занять внимание, воображение; интересный. В другом словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньева под "занимательным" понимают возбуждающий, вызывающий интерес, внимание; увлекательный.

Познавательный интерес – один из самых значимых свойств человека: познавать окружающий мир в стремлении проникать в его закономерности и многообразие. Занимательные задачи являются мощным инструментом развития человеческого интеллекта. Не зря люди передавали эти задачи устно и письменно через поколения.

Педагоги и деятели: А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко отводили ведущее место интересу в учебном процессе. Как  проблему активизации познавательной деятельности школьников в наше время рассматривают такие учёные, как И.Я. Ланина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, Г.И. Щукина, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова,. Они рассмотрели проблемы формирования познавательного интереса во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, а так же систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме.

В.Н. Липник писал, что избирательная направленность познавательного интереса всегда связана с отношением его к предмету интереса. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов данной предметной области обязательно связано и с отношением к ней [13, c.8].

«Важно, чтобы учащиеся активно и эмоционально работали на уроке, поскольку их отношение к учению проявляется не только в умственной и предметной деятельности, но и в эмоциях», - утверждал .И. Бугаев [5, c.16].

В современной психологии выявлена главная функция  психики – это «функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности». Она составляет основу для  структуры любой деятельности и не исключает познавательную [2, c.137].

Познавательная деятельность состоит из внутренних взаимосвязанных действий, где логическая последовательность определяет ее структуру.

Можно выделить следующие типы познавательного действия:

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры);

действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;

действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;

выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:

актуализация известных фактов;

накопление новых фактов.	

3. Действия по обобщению фактического материала:

первичные обобщения на основе сравнения;

новые обобщения.

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:

нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;

применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;

использование обобщений в измененных ситуациях  [12, c.91] .

Активация учения школьников должна рассматриваться как мобилизация учителем с помощью специальных средств нравственно-волевых, интеллектуальных и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень – воспроизводящая активность.

2. Второй уровень – интерпретирующая активность.

3. Третий уровень – творческий [12, c.85].

Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности [8, c.343] . 

Все принципы обучения неразрывно связаны друг с другом (принцип связи обучения с жизнью, принцип наглядности, принцип научности, принцип сознательности и прочности усвоения знаний, принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения).

Средства активизации учения школьников содержат: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить активность учеников, направленную на освоение ведущих знаний и методов деятельности. Проблема заключается в постоянном знании о незнании. Особую весомость для успешной реализации принципа активности в обучении несут в себе самостоятельные работы творческого характера.

Но в данный момент наиболее распространенным методом обучения является традиционный, который основное внимание сосредотачивает на изложении знаний в определенной системе,  построенной на принципах наглядности и доступности. Отметим, что еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность» [1, c.10].

От системы потребностей и мотивов учащихся зависит направление и уровень активности. От соотношения различных мотивов зависит выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

Мотивы можно разделить на две большие группы: познавательные мотивы и  мотивы достижения.

Стоит отметить, что система образования преимущественно ориентирована на стимуляцию мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.д. Не обходимо сделать так, что бы это служило познавательной мотивации, предполагая всестороннее развитие личности ученика. 

Если личность имеет сильные, глубокие мотивы, которые вызывают желание активного действия, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели, то любая деятельность будет протекать более эффективно и даст качественные результаты. 

Все перечисленное имеет прямое отношение к учебной деятельности, которая проходит  успешнее, при условии, что у учеников сформировано положительное отношение к учению, а так же если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

В процессе обучения важно обеспечивать положительные эмоции по отношению к учебной деятельности и к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью,  удивлением и т.д. К процессам познавательной деятельности (внимания, запоминания, осмысливания и т.п.) в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, делающие эти процессы интенсивными и, как следствие, более эффективными, что касается достигаемых целей.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения является метод стимулирования занимательностью. Он представляет собой введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это примеры о применении компьютеров в быту, занимательные рассказы об информатике. Разговор о занимательных фактах вызывает неизменный положительный отклик у учеников. Они с удовольствием самостоятельно подбирают примеры.

В роли метода, стимулирующего интерес к учению, выступает и метод занимательных аналогий. У учащихся интерес вызывают аналогии между изучаемыми объектами и объектами общественной жизни. 

Задания такого типа могут использоваться при актуализации или при повторении темы, а так же при проведении КВН и конкурсов и внеклассных мероприятий.

Задание учащимся: 

1 вариант. Даны компьютерные термины. Подберите аналогичные им из повседневной жизни человека. Например, графический планшет – карандаш и бумага.

2 вариант. Предлагаются термины или понятия, связанные с человеком или с его деятельностью. Подберите аналогичные им, связанные с персональным компьютером. 

1.	Внутренняя память – память человека.

2.	Внешняя память – запись на бумагу, магнитную пленку и т.д.

3.	Ввод информации – человек смотрит, слушает.

4.	Вывод информации – читает стихотворение наизусть, применяет правило правописания.

5.	Обработка информации – человек думает, решает пример.

6.	Принтер – рисующий, пишущий человек [10, c.58].

Необычность приводимых фактов, грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом прогрессе, при умелом сопоставлении данных и при убедительности примеров вызывают глубокое уважение к науке и эффекта удивления вызывает эмоциональные переживания.

Обычно привлекается новизна материал, так как занимательность связана с элементами неожиданности. От сюда следует, что уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. И с этой целью можно использовать различные приемы: проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям. В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы. 

Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям [17].

Пример:

4 центнера= 4000 килограмм

Доказательство: 

1 центнер = 100 килограмм

Следовательно, 4 центнера = 400 килограммов 

Получим: 400 = 4000

Парадокс…

7*7= 47 

Доказательство: 

7+7+7+7+7+7+7 = 49

Следовательно, 7*7 =49 

Получим: 49 = 47

Парадокс…

Также очень эффективно действует специальное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Например, “Как измерить площадь?”, чем стандартное и унылое “Единицы измерения площади”.[11, c. 115].

Таким образом, учитывая, что очень важно обеспечивать положительные эмоции детям для мотивации их к учебной деятельности благоразумно применять метод стимулирования занимательностью с разнообразными ее приемами и средствами.



Познавательный интерес: особенности формирования в младшем школьном возрасте



Что же привлекает младших школьников в содержании учения, до какого уровня развития могут подняться их интересы? Н. Г. Морозова дала такую характеристику возможностям младшего школьника: "В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом - познавательный. В старшем школьном возрасте непосредственный мотив, идущий от самой деятельности и побуждающий юношу заниматься интересующим его делом, обычно сопровождается рядом социальных мотивов"[6, c.5].

Щукина Г. И. считает, что интерес к познанию существенного также не характерен для младшего школьника, а начинает проявляться только у младших подростков [14, c.58].

У младших школьников интересы, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Их привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.

Однако, в условиях экспериментального обучения, где специально обращается внимание на происхождение, смысл, суть явлений, интерес к овладению самим способом действия проявляется очень ярко. Поэтому другие исследователи, такие как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова считают, что для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В. В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:

объектом усвоения должны быть теоретические понятия;

процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;

результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, и оценки [8, c.492].

Соблюдение всех этих условий способствует формированию внутренней мотивация, познавательных интересов.

Морозова М. Г.  утверждает, что интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета [6, c.56].

Первоклассники такой специфики пронаблюдать не могут, и интерес к математике, например, мотивируется тем, что "хорошо знать деление и умножение", "быстро и правильно считать", суметь решать задачи на различные правила". В такого рода интересе, считает М. Г. Морозова, по существу еще нет ничего специфического. Учащихся здесь привлекает то же, что и в других учебных предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым разнообразным содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовлетворение от интеллектуального напряжения. И только в IV классе ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного предмета. Taк, математика привлекает детей точностью, строгой последовательностью действий, где от одного действия зависят остальные. Дети начинают замечать логическую последовательность и закономерность математических действий.

Необходимо отличать понятия интерес и занимательность, вот занимательность соотносится с внешней привлекательностью предмета, действия или эффектным его преподнесением.

Занимательность чаще всего создается приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают от сути. Например, детей привлекали в основном конкретные действия животных, но не знания о них, хотя из книг можно было получить и знания о животных. Подлинный интерес к познавательному содержанию текста возникает только в тех случаях, когда линия действия персонажей была связана с поиском решения научной проблемы и все события развертывались вокруг этой проблемы.

Так же может быть и на уроке: яркие наглядные пособия, эффектное оформление, неожиданные опыты, занятные детали. В результате - эмоции, но нет узнавания нового, т. е. нет познавательного интереса в собственном смысле слова. Это не значит, что занимательность совсем не нужна. Важно только помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство. Желание посмотреть, даже рассмотреть, только с внешней стороны, не вникая в существо вопроса. Любопытство связано с положительными эмоциями, но внимание быстро угасает, если не возбуждается желание пойти дальше, понять, что это такое, как это возникло, какова его природа.

В то же время занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, т.к. она "способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого" [1, c. 134].

Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не является познавательным интересом.

Любовью к деятельности в качестве мотива может выступать стремление к конкретному результату: возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение, т.е. к целям, косвенным относительно самого учения. Но в качестве мотива может выступать и стремление овладеть самим процессом деятельности.

Сначала такой интерес к процессу учения (учебной деятельности) имеет элементарные проявления: ребенок заявляет, что он любит читать, писать, считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. По своему содержанию эта увлеченность процессом должна быть.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%