VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Познавательные опыты как средство формирования метапредметных результатов обучения (на примере темы «Основные классы неорганических соединений»)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009992
Тема: Познавательные опыты как средство формирования метапредметных результатов обучения (на примере темы «Основные классы неорганических соединений»)
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»
Институт естественных наук
Кафедра методики преподавания биологии, химии и географии






Познавательные опыты как средство формирования метапредметных результатов обучения (на примере темы «Основные классы неорганических соединений»)
(Курсовая работа по дисциплине «Методология и методы исследований в области теории и методики обучения»)





Выполнил:
Студент 3 курса группы Б-Х-14
Саввинова С.И.
Руководитель: к.п.н доцент Андреева М.П




Якутск - 2017 

СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC
1.1. Современные требования к образовательным результатам: личностные, метапредметные и предметные
1.2. Метапредметные образовательные результаты в обучении химии 
1.3. Метапредметность изучения темы «Основные классы неорганических соединений»  
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТАНОВКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Принципы отбора познавательных опытов, направленных на формирование метапредметных результатов обучения
2.2. Педагогический опыт применения познавательных опытов и их роль в формировании метапредметных образовательных результатов при изучении темы «Основные классы неорганических соединений»
2.3. Разработка материалов для педагогического эксперимента. 
Выводы
Литература











ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования. 
     Актуальность познавательных опытов я вижу в том, что ученик современной школы нуждается в формировании метапредметных результатов, как способность к творческому мышлению, практических, исследовательских умений. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития.
     В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. 
     Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества и школы в творчески развитой личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности и недостаточной сформированностью данного качества у выпускников общеобразовательных учреждений; между учебными целями, поставленными школьной программой и недостаточной мотивацией школьников к процессу обучения.
	Объектом исследования является учебно- воспитательный процесс.
     Предмет исследования – познавательный опыт как способ формирования метапредметных результатов в обучении химии. 
     Цель исследования. Выявление методических путей и условий развития метапредметных результатов обучения при изучении темы «Основные классы неорганических соединений».
     Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
     1. Изучить научной и научно- методическую литературу по проблеме развития метапредметных результатов в процессе обучения химии. 
2. Выяснить потенциал познавательных опытов для формирования метапредметных результатов в обучении химии. 
3. Выполнить отбор познавательных опытов в формировании метапредметных результатов при изучении темы «Основные классы неорганических соединений»
4. Определить методические условия развития метапредметных образовательных результатов при изучении «Основные классы неорганических соединений».
   Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, анкетирование, педагогический эксперимент.
        Методологические основы.  Гуманистическая педагогика, ФГОС, теория развивающего обучения, познавательная деятельность, концепция школьного химического образования, деятельностный подход.
     Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и 5 параграфов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
     

ГЛАВА 1. Современное школьное химическое образование в условиях реализации ФГОС

1. Современные требования к образовательным результатам: личностные, метапредметные и предметные.
     Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) существенно отличаются от предыдущих. Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы учащимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. По новым требованиям, метапредметные образовательные результаты учащихся должны не только проверять и оценивать, но и в начале обеспечить. Однако, не в самих ФГОС, не в научной литературе чёткого определения этому понятию нет. В связи с этим, мы можем констатировать наличие проблемы неопределенности основных аспектов метапредметности, а также методического обеспечения ее развития у школьников.
     По мнению А.В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта» [7], что особо подчеркивает актуальность темы данного исследования.
     Использование метапредметного подхода позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая современные вопросы, задачи и проблемы.
     Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
     Для учителя химии, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановка проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей.
     Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе. Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются: 
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ, 
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования), 
3. Требования к условиям реализации образовательных программ. 
В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; 
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; 3.
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24] 
     Предметные результаты обучения
      Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». [2] В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.
     Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.
     К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей. 
     Метапредметные результаты обучения 
     В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7] В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 2.  Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 8. Смысловое чтение; 
 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [3, с. 9–10]
 В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57]. 
     Существуют разные подходы к пониманию этого понятия: 
1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 
2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. 
  Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:
   - личностные, 
   - регулятивные,
   -  познавательной направленности и 
   - коммуникативные. 
   Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения. Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.
   Личностные результаты обучения 
     Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. 
     Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].
      Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 
     Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. 
     Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.

     Анализ возможностей обоснования метапредметного подхода к формированию системы знаний о человеке как одного из принципов современного учебников позволил констатировать:
     • внедрение метапредметного подхода как одного из принципов современного учебников должно опираться на специальные программы развития образования, однако исследований, которые определяли бы перспективы развития системы образования на основе индивидуализации, хватает;
     • внедрение личностно ориентированного обучения, происходит сегодня в стране, осуществляется без должного учета необходимости модернизации траектории развития непрерывного образования в целостной образовательной системе - чем снижается эффективность практической направленности системы образования, вместо усиления ее влияния на развитие личностно-социальных отношений. Хватает разработок теоретических основ развития метапредметных связей. Руководящие документы в сфере образования, деятельность школ «нового типа» (гимназии, лицеи, колледже, специализированные школы), зарубежный опыт выступали условием определения состояния изученности обозначенной проблемы и источником разработки метапредметный подхода к формированию системы знаний о человека как одного из принципов современного учебников.
     Согласно принципу человекоцентризма в образовании именно человек является основным субъектом своего образования. Итак, смысл образования заключается в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека о себе и окружающему миру. 
     В школьной практике применения межпредметных связей используется широко, однако содержанием учебников эти связи подкрепляется неубедительно и фрагментарно, слабо переносятся в плоскость знаний о человеке.
     
1.2.	Метапредметные образовательные результаты в обучении химии
     Метапредметный подход как инновационный в отечественной практике одновременно служит инструментом фундаментализации содержания образования, предметной интеграции. Хотя проблема формирования системы знаний была и остается актуальной, однако цели и задачи школы кардинально меняются, уходим от знаниевой парадигмы к личноориентированной. 
     Ученики должны осознавать, что алгебра и геометрия являются прикладными науками, тоже необходимы в жизни. Когда знания учебных предметов «олюднятся», приобретут необходимого смысла, то и у учащихся появится желание учиться.
     Метапредметы отличаются от предметов традиционного цикла. Основная мировоззренческая идея метапредметного подхода - научить учащихся думать и мыслить. Содержание существующих учебных предметов исключает развитие самостоятельного мышления. Метапредметы сочетают идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по предметности. Изучая традиционные предметы, ученик в основном просто запоминает важнейшие определения понятий. На занятиях по метапредметам он размышляет, прослеживает происхождение важнейших понятий, определяющих определенную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. Как результат - перед ним раскрывается процесс возникновения того или иного знания. Таким образом, ученик «переоткрывает» открытия, уже осуществленное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования определенного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Выполнив задание на различном учебном материале (например, на материале биологии, литературе и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он совершил, как он мыслительно действовал, когда восстанавливал генезис того или иного понятия (по биологии или по химии, по истории или по физике). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на различные предметные материалы, он выделил одни и те же знания. 
     Метапредмет - это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Предлагается мыследеятельный тип интегрирования традиционного учебного материала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в систему знаний. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, связанные с неразрешимыми проблемами. На метапредмете «Задачи» учащиеся получают знания о различных типах задач и способы их решения. По его изучению у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического рассуждения учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техники перевода проблем в задачи и т.п.
      Формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительно-деятельносный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. 
     Видим решение использования метапредметных связей на уроках химии в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, дидактической многомерной технологий в образовательном процессе.
     Метапредметными результатами обучения должны быть:
     • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
     • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
     • формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию в словесных, образных, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
     • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, новых информационных технологий для решения познавательных задач;
     • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность слышать собеседника, понимать его взгляды, признавать право другого человека на другие мысли;
     • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами и методами решения проблем;
     • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, преподавать и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
   К основным метапредметным образовательным результатам обучения химии относятся:
•	умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
   •	умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
   •	умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
   •	умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
   •	владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
   •	умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
   •	умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
   •	умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
   •	умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
   •	формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
   •	формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [8].
   Таким образом, метапредметные образовательные результаты, формируемые в ходе выполнения познавательных задач, это - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов; конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.
     
1.3. Метапредметность изучения темы «Основные классы неорганических соединений»
     Сегодня к образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя научить учащихся мыслить творчески, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. 
     В настоящее время в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный подход.
     Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
     Выделяют несколько метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.
     Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. 
     В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями. 
     Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.
     На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения. 
     Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. 
     Химия — это наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей. 
     Так одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество.
     Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии.
      
     Рассмотрим тему "Основные классы неорганических соединений". Существует 4 основных классов неорганических соединений:
     -оксиды;
     -основания;
     -кислоты;
     -соли.
     Включает в себе такие лабораторные опыты:
1. Химические свойства основных и кислотных оксидов.
2. Условия необратимого протекания реакций обмена.
3. Химические свойства кислот и оснований.
4. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
5. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
6. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.
  Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Чтобы успешно преподавать химию, учителю необходимо овладеть школьным химическим экспериментом, в результате которого учащиеся приобретают необходимые знания и умения.
  Школьный химический эксперимент можно разделить на демонстрационный, когда эксперимент показывает учитель, и ученический, выполняемый учащимися. В свою очередь ученический эксперимент подразделяют на два вида: лабораторные опыты, проводимые учащимися в процессе приобретения или закрепления новых знаний; практические работы, которые учащиеся проделывают в виде экспериментального решения задач после прохождения конкретной темы.
  При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету.
  Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может быть достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения новых знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. Они глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы только в том случае, если эксперимент поражает воображение и сильно влияет на эмоциональную сферу. Но для того, чтобы эксперимент не приобрел развлекательный характер, учащимся с самого начала должна быть ясна цель проводимых опытов. Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, исправлять ошибки в знаниях учащихся, а также позволяет формировать научную картину мировоззрения школьников.

     
     
     







ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТАНОВКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1 Принципы отбора познавательных опытов, направленных на формирование метапредметных результатов обучения
     Можно выделить следующие принципы отбора содержания естественнонаучного образования наиболее существенные для нашего исследования:
1.Принцип научности, заключается в обязательном соответствии проектируемого содержания курса естествознания требованиям естествознания как науки. В соответствии с данным принципом, при отборе учебного материала необходимо выбрать оптимальное соотношение между фундаментальными теоретическими и прикладными знаниями, инвариантной и вариативной частями учебного материала, исторически сложившимся содержанием образования и необходимостью введения элементов, обеспечивающих полноценное развитие детей. Включать в курс те естественнонаучные идеи, понятия и положения, которые уже апробированы практикой. Содержание естественнонаучного образования должно отражать структуру науки естествознания, иметь свое теоретическое ядро, свои методы и прикладные элементы и соответствовать особенностям и закономерностям образовательного процесса в начальной школе. Трактовка понятий, терминология и символика, используемые при определении содержания, должны быть общепринятыми в науке и ее приложениях, и адаптированы для детей младшего школьного возраста.
2. Принцип практической направленности - содержание учебного материала должно иметь возможность достаточно широкого применения как для формирования необходимых естественнонаучных умений и навыков, так и для практических задач, возникающих в действительности, окружающей ребенка. 
3. Принцип доступности, предполагает, что содержание естественнонаучного образования должно быть доступным и посильным школьникам, их возрасту, способностям и уровню развития, что позволяет обратиться к наивысшей границе интеллектуальных возможностей детей с целью ее постоянного повышения. На основе данного принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала. Процесс обучения должен опираться на наглядно-интуитивные представления, терминология должна быть посильной и целесообразной.
4. Принцип стартового уровня образования, который определяет минимальный уровень знаний, умений и навыков обучаемого, необходимый для эффективного обучения естествознанию. 

2.2. Педагогический опыт применения познавательных опытов и их роль в формировании метапредметных образовательных результатов при изучении темы «Основные классы неорганических соединений»
     Тема «Основные классы неорганических соединений» (8 класс) является основополагающей для дальнейшего изучения неорганической химии в средней и старшей школе. Данная тема включает в себя изучение важнейших классов неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты и соли) и заканчивается уроком рефлексии. Данный урок направлен на закрепление знаний об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре, а также на приобретение навыков распределения химических веществ по классам. Этот урок является очень важным, так как позволяет качественно подготовиться к контрольной работе «Основные классы неорганических соединений». Основными образовательными (предметными) целями этого урока являются: формирование умения принять изученные понятия и алгоритмы, формирование умения фиксировать затруднения учащихся в деятельности, выявлять их причины и реализовывать пути выхода из затруднений. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни. Наибольшее внимание на уроке уделяется групповой работе, а также работе в парах, направленной на выявление пробелов в знаниях и ликвидацию их путем самостоятельного выбора одного из предложенных выходов из затруднения.
Тема урока
Ме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%