- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Технология ролевой игры как средство достижения предметных результатов обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011743 |
Тема: | Технология ролевой игры как средство достижения предметных результатов обучения |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» Кафедра методики преподавания географии Миронова Надежда Сергеевна Технология ролевой игры как средство достижения предметных результатов обучения (на примере изучения начального курса географии) Магистерская диссертация Магистерская диссертация защищена «__» ________ 2017 г. с оценкой _______ Председатель ГЭК_______ Содержание Введение………………………………………………………………… ...2 Глава 1. Теоретические основы применения технологии ролевой игры в образовании ………………………...……………………………6 Генезис игры и трактовка этого понятия…………………………......6 Механизмы игры, активизирующие деятельность учащихся……...17 Особенности ролевой игры как педагогической технологии……...21 Выводы к главе 1………………………………………………………….28 Глава 2. Методические условия реализации технологии ролевой игры……………………………………………………….………………30 2.1 Возрастные особенности учащихся 5-6 классов………..............................................................................................30 2.2 Особенности начального курса географии, открывающие широкие возможности для использования технологии ролевой игры……………………………………….………………………………..34 2.3 Система ролевых игр в начальном курсе географии………………………………………………………………….11 Выводы к главе 2………………………………………………………….41 Введение. Современный мир быстро меняется, предъявляя к человеку все новые требования. Вслед за этим изменяются и требования к школе, и то, что долгое время было на первом месте – передача знаний – отходит на второй план, уступая место воспитанию и развитию личности, её социализации как основным задачам современной школы. Эту задачу призваны решить реализуемые на разных ступенях образования федеральные государственные образовательные стандарты, ориентированные, прежде всего, на достижение личностных требований: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».[102] Достижение перечисленных личностных результатов немыслимо без формирования у школьников познавательного интереса и развития их коммуникативных способностей. В проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации указан ряд существующих методических проблем. Среди них –несовершенство методик и приемов формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению географии.[103] В практике школьного географического образования недостаточно используются практикоориентированные технологии, основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым навыкам. Требуют раскрытия идеи индивидуальности, творческой инициативы.[103] Современное географическое образование переходит от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных социокультурных условиях. Обеспечить такой переход призван системно-деятельностный подход. Данный подход обеспечивает, в первую очередь, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному развитию (парадигма «образование в течение всей жизни»). [141] Системно-деятельностный подход призван обеспечить активную учебно-познавательную деятельность. Такая деятельность предусматривает применение в образованном процессе разнообразных педагогических технологий, активных методов и форм обучения, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, творческому, инициативному освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.[141] Одной из педагогических технологий, позволяющих достичь личностных результатов обучения и реализовать системно-деятельностный подход, является технология ролевой игры. Это одна из наиболее часто упоминаемых в методической литературе технологии обучения, основное назначение которой – моделирование той или иной ситуации, а также формирование приёмов сотрудничества и взаимодействия (социализирующий эффект). [145] Технология ролевой игры служит одним из самых эффективных способов заинтересовать учащихся. В ролевой игреученик получает возможность актуализировать имеющиеся знания и умения и овладеть новыми. В процессе ролевой игры развиваются активность, самостоятельность, творчество и инициатива учащихся, так как ролевая игра построена на интересе, увлеченности, эмоциональной привлекательности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. Все это служит формированию у школьников устойчивого познавательного интереса, а также развитию их коммуникативных качеств, социализации учащихся.[67, 105, 145] К сожалению, сегодня не представляется возможным в полной мере использовать технологию ролевой игры в школе, во многом по причине современной методической подготовки учителя географии, требующей серьезных качественных изменений. [141] Сложившееся ещё в 1970-80х гг. в практической педагогике отрицательное отношение к игре как к учебному процессу (игра рассматривалась лишь как форма досуга), сегодня во многом является тормозом для внедрения активных методов и форм обучения. В ходе проведенного автором констатирующего этапа педагогического эксперимента сравнительный анализ успеваемости в 5-6 классах показал, что там, где ученики познают предмет играя, выше активность на уроке, повышен интерес к предмету, и, наоборот, там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы. На сегодняшний день в педагогической и методической литературе многими авторами достаточно широко представлены теоретические обоснования необходимости использования технологии игрового обучения как личностно-ориентированной технологии и методики применения этой технологии в педагогической практике. [7, 29, 36, 42, 57, 67, 75, 104, 105, 106] В диссертационном исследовании Зотовой А.М. на тему «Технология длительной учебной игры на уроках географии в основной школе» указано, что «игровая деятельность способствует повышению текущей успеваемости по предмету, а также формированию мотивации учащихся к изучению географии, опыта творческой деятельности и коммуникативных навыков».[106] Брюхова С.В. в статье «Ролевые игры в методике обучения географии учащихся подросткового возраста» отмечает, что «игра – средство воспитания и обучения детей. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приёмами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному освоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы».[104] Литвинова Т.Н. в статье «Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии» делает вывод о том, что «игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие коммуникативные способности учащихся».[105] Таким образом, на основе анализа педагогической и методической литературы, нормативных документов и практики работы отечественной школы были выделены следующие противоречия: между сложившимся в России консервативным взглядом на урок как форму передачи содержания образования и требованиями современных нормативных документов, рассматривающих урок как средство развития школьников, их познавательных сил и возможностей; между значительным количеством теоретических обоснований необходимости использования технологии игрового обучения и недостаточным вниманием к внедрению технологии ролевой игры в процесс обучения географии в практике работы массовой школы. Цель исследования–разработка (системы уроков?)методических условий реализации технологии ролевой игры как средства достижения предметных результатов в начальном курсе географии. Объект исследования:процесс обучения начальному курсу географии. Предмет исследования: методические условия реализации технологии ролевой игры в обучении начальному курсу географии. Гипотеза исследования. Достижение предметных результатов обучения начальному курсу географии посредством реализации технологии ролевой игры будет возможно, если: будут выявлены возрастные особенности учащихся 5-6 классов; будет разработано содержание ролевых игр применительно к начальному курсу географии; использование технологии ролевой игры будет иметь системный характер. Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: Выявить теоретические основы применения технологии ролевой игры в образовании. Определить современное состояние проблемы применения технологии ролевой игры на уроках географии в 5-6 классах. Разработать и теоретически обосновать методические условия реализации технологии ролевой игры в начальном курсе географии. Разработать инструментарий, необходимый для проверки эффективности технологии ролевой игры на уроках географии в 5-6 классах. Экспериментально подтвердить эффективность технологии ролевой игры для достижения предметных результатов обучения начальному курсу географии. Теоретико-методологическую основу исследования составили: ??? Методы исследования: Теоретические – анализ проблемы реализации технологии ролевой игры в обучении начальному курсу географии на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также образовательных стандартов, проекта Концепции развития географического образования, программ и учебников по географии 5-6 классов, с целью выявления в них объективных возможностей использования технологии ролевой игры в обучении начальному курсу географии; Эмпирические – наблюдение за деятельностью учащихся и преподавателей, анкетирование, опрос, тестирование; обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент; Статистические – математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента. Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью влияния технологии ролевой игры в обучении начальному курсу географии на мотивацию учащихся и последующего достижения предметных результатов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют методику и теоретические основы реализации технологии ролевой игры в обучении начальному курсу географии. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических условий реализации технологии ролевой игры и разработке системы уроков в рамках технологии ролевой игры, которые могут быть использованы в практике работы учителей географии. Опытно-экспериментальная база исследования–Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №27 г. Химки. Экспериментальная работа проходила в несколько этапов: 1 этап – констатирующее исследование. Определение состояния проблемы реализации технологии ролевой игрыв теории и практике работы учителей географии; разработка методики и технологии педагогического исследования. 2 этап – поисковыйэксперимент. Разработка системы уроков в рамках технологии ролевой игры применительно к начальному курсу географии. 3 этап – проведение формирующего педагогического эксперимента в соответствии с разработанной технологией в муниципальномбюджетном образовательном учреждении среднейобразовательной школы №27 г. Химки. 4 этап – заключительный. Анализ и интерпретация полученных результатов всего исследования, обобщение результатов, формулирование выводов. Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 49 наименований, приложений. Основной объем работы –64 страницы. Глава 1. Теоретические основы применения технологии ролевой игры в образовании Генезис игры и трактовка этого понятия Игра – это один из древнейших видов деятельности, её история начинается на заре развития общества. Ещё первобытные люди применяли подобие игры в своей ежедневной деятельности. Тогда игры присутствовали в виде ритуальных мероприятий, в ходе которых передавали опыт охоты, рыболовства и других жизненно важных процессов существования человеческих племен и родов.[7] Одни из первых научных подходов к игре обнаружены в трудах древних греков, где игра представлялась как нечто священное, что изливает переизбыток энергии на человека и что игра может свершаться ради какой-то цели.[7] Ребенок с момента своего рождения тесно связан с игровой деятельностью. В процессе игры он познает окружающую действительность, знакомится с миром взрослых. В игре в полной мере проявляется свободная творческая деятельность ребенка, в которой участвуют и развиваются разнообразные компоненты его психики: мышление, память, воображение, внимание, речь и др.[7] Игра оказывает большое и существенное влияние на развитие личности ребенка в целом. В этой сфере ребенок одновременно получает удовольствие и развивается. Удовольствие и радость возникают не только от каких-либо достигнутых результатов, но и от самого участия в игре. В этом и заключается ее уникальность.[7] В. Даль понятие «игра» трактует как забаву, потеху, веселье, шутку, «…приятное упражнение, занятие скуки ради», занятие чем-то для забавы, от безделья.[19] Новейший философский словарь даёт следующее определение понятию «игра»: «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей з рамки его актуальных социальных ролей».[20] «Словарь современного русского литературного языка» рассматривает понятие игры как занятие, основанное на определенных правилах и условиях.[21] «Малый толковый словарь русского языка» трактует понятие «игра» как «занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования…спортивное состязание… Массовые соревнования по многим видам спорта… действия, преследующие тайную цель».[22] В «Большой советской энциклопедии» термин «игра» рассматривается с акцентом на педагогический аспект – как «одно из средств умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания детей. В процессе игры дети проявляют своеобразную творческую деятельность, в которой участвуют разнообразные компоненты психики детей… Этим определяется большое влияние дидактических игр на развитие личности ребенка в целом – его характера, воли, моральных черт».[23] В «Педагогическом энциклопедическом словаре» игра рассматривается как один из основных видов деятельности ребенка, как важнейшее средство воспитания, и форма познания окружающего мира.[24] По «Малой советской энциклопедии» детские игры рассматриваются как одно из средств «умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания детей».[26] Из обзора определений понятия «игра» в различных словарях видно, что подходы к трактовке понятия «игра» различны и неоднозначны. В одних случаях «игра» это вид отдыха, забавы, как вид деятельности человека и животных, в других случаях, в понятие «игра» вкладывается некоторое психолого-педагогическое содержание. Подходы и взгляды философов, психологов и педагогов к вопросу генезиса игры и к трактовке этого понятия также весьма различны. А.Г. Пичугина в своей диссертации на тему «Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения базового курса химии» выделяет три теории происхождения игры: биологическую, социальную и психолого-педагогическую теорию.[7] Рисунок 1. Теории происхождения игры (составлено автором) Сторонники «биологической» теориивозникновения игр на первое место ставят физиологические мотивы личности в этом виде деятельности. Для Ф. Шиллера, немецкого поэта, представителя романтизма в литературе, философа,игра есть наслаждение. Игра предполагает освобождение от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения, от гнета собственных потребностей и страстного принуждения: она есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение избытка жизненных сил человека. Игра, по мнению поэта и философа, несет наслаждение и гармонию существования. Игра есть эстетическая деятельность, игра есть чистое искусство.[25] Г. Спенсер, будучи одним из родоначальников эволюционизма,внёс в понимание термина «игра» эволюционный подход. «Низшие роды животных имеют ту общую им всем черту, что все их силы расходуются на выполнение отправлений, имеющих существенное значение для жизни. Они беспрерывно заняты отыскиванием пищи, убеганием от врагов, постройкою убежищ и заготовкою крова и пищи для своего потомства. Но по мере того, как мы поднимаемся к животным высших типов, имеющим более действенные или успешные и более многочисленные способности, мы начинаем находить, что время и сила не поглощаются у них сполна на удовлетворение непосредственных нужд. Лучшее питание, следствие превосходства организации, доставляет иногда избыток сил… Таким образом, у более высокоразвитых животных дело стоит так, что энергия, требующая здесь в каком-либо случае, оказывается часто в некотором избытке над непосредственными нуждами; и что здесь оказывается часто, то в той способности, то в другой, известный неизрасходованный остаток, который дозволяет восстановлению, следующему за тратой, привести данную способность в продолжение ее отдыха в состояние высокой действительности или успешности».[1] Игра по З. Фрейду (1925) – это естественное психотерапевтическое средство против неврозов.[2] В своих рассуждениях о природе детской игры он на первый план ставит физиологические мотивы, считая главным в этом занятии – получение удовольствия. Проводя наблюдения за игрой ребенка, анализируя причины появления игры, он делает вывод, что дети, как правило, повторяют в игре все то, что произвело на них большое впечатление в повседневной жизни. В. Штернпризнавал обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни, вместе с тем считая игру явлением биологическим по своей природе. «Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой; но общие формы игры остаются неизменными».[2] К. Гроссразвивал идею о том, что игра является способом проявления инстинктных внутренних сил и влечений. По К. Гроссу, игра – это «изначальная школа поведения». К. Гросс пишет: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть». [3] К. Гросс констатирует, что игра имеет характер предупреждения, и в этом он видит ее биологический смысл. Свою теорию игры Ф. Бойдентайкстроит исходя из принципов, противоположных положениям К.Гросса. По Ф.Бойтендайку существо, будь то ребенок или молодое животное, играет потому, что еще молодо. Особенности игры Ф. Бойтендайк выводит и связывает, во-первых, с особенностями динамики поведения в детстве, во-вторых, с особенностями отношений данного вида животных с условиями его жизни, в-третьих, с основными жизненными влечениями. «Игра есть всегда игра с чем-либо» - заявляет Бойтендайк, - «а не только сопровождающееся удовольствием движение».[4] Обобщая выше сказанное, сторонники «биологической» теории возникновения игр (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, З. Фрейд, В Штерн, К. Гросс, Ф Бойтендайк) сопоставляют детские игры с играми животных и рассматривают, в целом, как инстинктное влечение, забаву, отдых, досуг, как определенный выход бесполезной энергии, не израсходованной в жизни, в труде, как способ совершенствования тех или иных навыков. По их мнению, деятельность в игре может происходить только за счёт внутренних сил организма и чрезмерной энергии, она реализует влечение и присущие детенышу особенности динамики. Следовательно, игра не может иметь определенной практической цели и выполняет лишь физиологические функции, и поэтому она имеет биологическое происхождение. По мнению сторонников такого подхода, игру нельзя рассматривать как деятельность, направленную на решение социальных задач. Ребенок во время игры полностью захвачен забавой, и для него этот процесс является жизнью, в которой он находит удовлетворение всех своих влечений и интересов, получая при этом удовольствие и отдых. Сторонники «социальной» теории возникновения игры считают, что приоритетным в этом вопросе является характер общественных отношений. Значение игровой деятельности, согласно «социальной» теории, заключается в адаптации к общественной жизни, получении трудовых умений и навыков, подготовке к дальнейшей жизни и т.д.[7] С.Л. Рубинштейн, рассматривая основные виды деятельности человека, являющиеся по его мнению, и основными этапами формирования сознания, создаёт классификацию генетического характера: в процессе онтогенетического развития человека происходит смена одного вида деятельности другим, хотя возможны и такие состояния, даже отдельные переходные периоды, в которых противоречиво совмещаются вновь возникающие и «отмирающие» виды деятельности человека. С.Л. Рубинштейн создает известную триаду: игра, учение, труд. Ранний онтогенез и эволюция психики маленького ребенка целиком связаны с развитием игры под руководством взрослых, в процессе контакт с которыми закладываются определенные элементы психической готовности ребенка к учению. В первые годы начального обучения учение уже становится ведущей формой деятельности, но всё же совмещается с некоторыми элементами игры, хотя и преобразованной учением. В процессе учения как основной деятельности детей и подростков в условиях обучения постепенно формируется готовность к труду, который становится основной формой деятельности взрослого человека. Такова вкратце концепция основных видов деятельности в процессе онтогенеза человека, выдвинутая С.Л. Рубинштейном.[4] Иное отношение к месту игровой деятельности в развитии человека у Б.Г. Ананьева, который не согласен с концепцией смены одного вида деятельности другим. Б.Г. Ананьев рассматривает игру как особую форму деятельности, которая имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, и даже пожилом возрасте существуют разнообразные проявления игры и меняющиеся виды «любительства» в области спорта, искусства, коллекционирования и т.д.[4] Обращая внимание на бесчисленные варианты игровой деятельности, появившиеся в процессе развития человека, Б.Г. Ананьев приходит к выводу, что как игра, так и учение, явились результатом взаимосвязи труда и познания, и в последующем важными средствами эволюции этих форм.[4] По мнению Г.В. Плеханова, игры произошли из практической деятельности людей и возникли в ответ на общественные запросы ребенка. У «детей подражание действиям взрослых возникает как следствие влияния общественной среды, а не как инстинктивное чувство». Г.В. Плеханов писал: «Труд старше искусства и вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения улитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения».[4] По А.Н. Леонтьеву, игра – это деятельность, которая характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом процессе. А.Н. Леонтьев относится к игре как к мыслительной деятельности ребенка, считая, что игры животных характеризуются инстинктной деятельностью, а игра ребенка предметной деятельностью, которая «составляя основу сознания ребенком мира человеческих предметов, определяет сбой содержание игры…»[4] Д.Б. Эльконин утверждал, что игра возникает на определенном этапе развития человека, как одна из основных форм развития психических функций ребенка и как способ познания ребенком мира взрослых. Производя анализ большого исторического этнографического материала, автор предполагал, что игра в ходе развития общества появляется относительно поздно. На ее возникновение и развитие существенное влияние оказали рост производительных сил и изменение общественных отношений. В ходе этих социально-экономических изменений появились такие виды труда и такие способы трудовых действий, которые были недоступны маленьким детям и требовали их специальной подготовки. Так создавалась общественная необходимость в подготовке подрастающего поколения к будущей общественно полезной деятельности. В этих условиях, по предположению Д.Б. Эльконина, и возникла детская игра, сначала в форме игры-упражнения, а позднее в форме сюжетно-ролевой игры с е особым содержанием и особым воспитательным значением. Таким образом, автором подчеркиваются социальные мотивы и структура игры.[4] Л.С. Выготский подчеркивает, что игра – это живой социальный коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Благодаря играм, по мнению Л.С. Выготского, в психике ребенка возникают новообразования, что возносит игру на гребень волны, делая ее девятым валом развития дошкольного возраста. Но в школьном возрасте игра не умирает, отмечает Л.С. Выготский, а имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде.[4] По мнению Л.С. Выготского, сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний. Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке. В игре ребенок опирается на реальные действия. Игра в себе содержит все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития.[5] Немецкий психолог В. Вундтстоял у истоков разработки теории игры. «Игра – это дитя труда, – писал В. Вундт. – Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научится ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, – продолжает В. Вундт, – устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд».[6] Психолог и психотерапевт А.С. Спиваковская рассматривает игру как деятельность, отделившуюся от продуктивной трудовой деятельности и представляющую сбой воспроизведение отношений между людьми. Детская игра, по ее мнению, возникла в ходе исторического развития общества в результате изменений места ребенка в системе общественных отношений, мотив игры лежит в самом ее содержании. А.С. Спиваковская придерживается точки зрения, что игра социальна по своему происхождению и по своей природе. [8] Таким образом, сторонники «социальной» теории возникновения игры считают, что в отличие от животных, окультуренная игра является отражением труда и других видов деятельности. «Мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещевом результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности».[11] Игра, в целом, является не только развлечением и забавой, она тесно взаимосвязана с трудом, поэтому могла возникнуть в ответ на общественную потребность, следовательно, имеет социальный генезис и характер. «Игра социальна по своему происхождению, по своей природе, и именно поэтому она социальна по своему содержанию».[12] В трудах сторонников «социальной» теории возникновения игры подчеркивается особая значимость последней для формирования конкретных трудовых навыков. «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игра имеет генетическую связь совсем видами деятельности человека и выступает как специфическая форма познания, труда, общения».[13] Авторы «психолого-педагогической» теорииотдают предпочтение факторам обучения, воспитания и развития личности в игре. В процессе игры, согласно «психолого-педагогической теории» возникновения игры, значение игры для ребенка заключается в формировании знаний, умений, навыков и развитие личности ребенка. [14] Игра выполняет исключительно важные функции в филогенезе и культурной эволюции: через неё передаются и закрепляются культурные традиции, в ней складывается привычка следовать общественным нормам и обычаям. Игра формирует коммуникативные и ценностно-ориентационные способности личности.[42] Польский педагог Я.Корчак отмечал в своих трудах, что детские игры являются подражанием деятельности взрослых и они «не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым».[15] Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский, считал, что игра «есть свободная деятельность детяти… В ней формируютсявсе стороны души человеческой: его разум, его сердце и его воля. Игра для ребенка не игра, а действительность». [16] Советский педагог-новатор, В.А. Сухомлинский, считал игру самым серьезным делом для ребенка: через игру ребенок познает окружающую действительность, раскрывает свои творческие способности, в игре происходит развитие умственных способностей, творческого воображения, фантазии ребенка.[17] По мнению педагога Н. П. Аникеевой игра это «способ проявления внутреннего психологического опыта», в игре человек способен раскрыть свои склонности и познавательные возможности. Игра является порождением деятельности, «посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир». [18] Педагог О.С. Газман определял детские игры как «занятия, субъективно значимые, приятные, самостоятельные, добровольные…, имеющие аналог в реальной действительности, но отличающиеся неутилитарностью и небуквальностью воспроизведения, возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития каких-либо функция или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения».[9] Основатель психологии спорта П.А. Рудик рассматривает игру как «проявление собственной потребности ребенка к деятельности, в которой он познает и преображает окружающую действительность, одновременно развивая все присущие ему способности».[10] Игра, по его мнению, способствует «сенсорному развитию» детей. Таким образом, авторы «психолого-педагогической» теории возникновения игры раскрывают функциональные возможности последней, ее влияние на развитие и воспитание личности ребенка. Они отрицают мнение, что игра служит для детей лишь формой деятельности, в которой они получают только наслаждение и удовольствие. По их утверждению, игра является сознательной деятельностью ребенка, в которой происходит нравственное воспитание, развитие его души, интересов, совершенствуются их практические умения и навыки, познается мир.[18] Таблица 1. Определение понятия «игра» в разных теориях происхождения игры (составлено автором) повторяет рисунок 1!!!!!! Теория Определение Авторы Источник Биологическая Игра – это забава Ф.Шиллер, Г.Спенсер, З.Фрейд и др. [25, 1, 2, 3, 4] Социальная Игра – это формирование трудовых навыков С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Г.В.Плеханов и др. [7, 4, 5, 6, 8] Психолого-педагогическая Игра – это развитие качеств личности Я.Корчак, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и др. [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 9 10, 18] Итак, как видно из таблицы 1, одни авторы рассматривают игру как забаву, удовольствие, отдых, другие авторы видят в игре способ формирования определенных трудовых навыков, третьи отдают предпочтение факторам обучения, воспитания и развития личности в игре. Таким образом, на сегодняшний день существует множество трактовок понятия «игра». Но абсолютно все авторы уверены, что игра это неотъемлемая часть жизни человека. Отметим, что сжатые формулировки не могут отразить сложного феномена игры во всей полноте. Игра это нечто большее, чем может предположить себе человек. Механизмы игры, активизирующие деятельность учащихся Все больше педагогов признают игру полноправной участницей школьного образования. Для достижения высоких результатов в учении все чаще применяют игру как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский писал, что не следует заставлять ученика «сидеть как можно больше над книгой, а воспитывать разум, развивать мозг, укреплять умственные способности ребенка, учить мыслить – об этом никогда нельзя забывать». [27] Учителю необходимо владеть приемами и технологиями, которые делали бы учебу более легкой, эффективной, смогли бы заинтересовать и увлечь ученика, добиться высоких результатов в учении. В школьном возрасте игровая деятельность перестает быть ведущей, но это не значит, что она совсем уходит из жизни ребенка. На разных этапах своего развития детям свойственны различные игры, соответствующие их возрасту, уровню развития, интересам и т.д., но на каждом из них они испытывают желание и «страсть к игре, и надо ее удовлетворять».[28] Прежде всего, явным механизмом, обеспечивающим активизацию учебно-познавательной деятельности школьника, является эмоциональная сторона любой игры.[29] С.Н. Скаткин, М.Г. Яновская, Ю.П. Азаров, С.Л. Соловейчик, Ш.А. Амонашвили обращают внимание, что игра – одно из средств, способствующих повышению эмоциональности обучения. И.П. Павлов указывал на огромную роль эмоций в продуктивной работе коры головного мозга, доказав, что положительные эмоции тонизируют работу коры головного мозга, а отрицательные – тормозят, угнетают. Психологи убеждены, что побудителем и вдохновителем человеческой деятельности служат положительные эмоции. К сожалению, на сегодняшний день учебный процесс дает мало положительных эмоций, зачастую вызывая у учеников лишь скуку, страх и другие отрицательные переживания, мешающие успешно учиться и достигать высоких как предметных, так и ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: