- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Пожилые и старые люди как социальные группа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000378 |
Тема: | Пожилые и старые люди как социальные группа |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1. Пожилые и старые люди как социальные группа 8 1.1. Старость как феномен социальной жизни 8 1.2. Социальные характеристики старости 11 Глава 2. Особенности методик работы с пожилыми людьми 18 2.1. Традиционные методы работы с пожилыми людьми……………………..18 2.2 Инновационные методы работы 25 Заключение 55 Список литературы 56 Введение Актуальность исследования. Направление работы с пожилыми людьми является одним из основных для социальной работы. Более того, в нашей стране традиционно велика доля пожилых людей, что также делает данную проблему крайне важной. За прошедшее время система работы с пожилыми людьми приобрела завершенные черты, что воплощалось в относительно устоявшемся комплексе мер по реализации помощи пожилому населения. Однако на современном этапе приходится говорить о том, что традиционных методов работы уже не достаточно. Те изменения, которые привносит в повседневную жизнь информационное общество, настолько глобальны, что не представляется возможным просто их игнорировать. Все это в равной мере касается и пожилых людей, их места в новой социальной структуре, социальном благополучии, наконец их собственного представления о своем месте в мире. Эти проблемы закономерно поднимают вопрос об обновлении того инструментария, который сложился в данной сфере. Это позволяет говорить о так называемых инновационных методах работы с пожилыми людьми. Главная задача таких методов – изменить саму систему работы с пожилыми людьми так, чтобы с одной стороны социальная помощь данной категории лиц стала более эффективной, с другой пожилые люди смогли бы успешно адаптироваться к тем сложным изменениям, в которых им приходится жить и которые чужды им, как никакой другой социальной группе. В настоящее время актуальность использования инновационных методов работы с пожилыми людьми в рамках социальной помощи определяется рядом факторов: - необходимостью модернизации методов социальной работы с учетом новых общественных реалий; - неопределенностью самого понятия инновационных методов, их характеристик, сферы применения; - вопросом об эффективности таких методов именно в отношении пожилых людей, как специфической социальной группы. Степень разработанности. Проблема пожилых людей как специфической категории населения представляется весьма разработанной не только в рамках социальной работы, но и в рамках других социальных наук. Важными для анализа проблемы оказались теоретические представления о пожилых людях в обществе и культуре в работах таких зарубежных авторов, как Э. Россет, Э. Гидденс, Д. Берто, И. Берто-Вьям, Э. Дюркгейм, М. Мид, Т. Парсонс и другие.1 В отечественной социологии проблемы пожилых людей исследуются такими авторами, как М.Д. Александрова, В.Д. Альперович, И.Г. Беленькая, П.П. Великий, М.Э. Елютина, С.А. Жукова, Т.З. Козлова, О.В. Краснова, Г.П. Медведева, Е.Ф. Молевич, П.В. Пучков.2 Большое значение сохраняют также физиологические аспекты старости, раскрытые в работах Л.А. Гаврилова, Ю.К. Дупленко, В.В. Фролькиса.3Изучение влияния социальных структур и социальных изменений наположение пожилых людей изучается в работах Б.Д. Бреева, Т.А. Демченко, И.Б. Орловой, Б.С. Хорева.4Геронтология как отрасль философии рассмотрена Т.В. Карсаевской и А.Т. Шаталовым. Проблемам межпоколенческого взаимодействия посвящены труды Б. Дубина, В.Т. Лисовского, И. Медведевой, С.Г. Спасибенко, Н.В. Шахматовой, Т. Шишовой.5 Мало исследованы такие аспекты геронтологической проблематики, как специфика взаимоотношения пожилых людей и общества (С.С. Балабанова, Н.В. Панина, А.В. Писарев, З.М. Саралиева, Н.Н. Сачук, Л.И. Соловьева), их внутрисемейное положение (Т.А. Добровольская, О.В. Краснова, Г.А. Парахонская, Н.Б. Шабалина), практики социального исключения (М.Э. Елютина, И.Е. Левченко).6 Немного работ, направленных на изучение качества досуга пожилых людей (В.Д. Патрушев), их социального самочувствия (Н.Г. Ковалева), особенностей мировоззренческих позиций и политических предпочтений (О.В. Красильникова), задействованности во властных структурах (О.В. Крыштановская, Ю.В. Хуторянский).7 Цель работы – выявить возможности использования инновационных методов социальной работы с пожилыми людьми. Задачи: - описать феномен старости и его атрибутивные характеристики; - рассмотреть пожилых людей как специфическую социальную группу; - дать представление о традиционных и инновационных методах работы с пожилыми людьми; - реализовать опытно-экспериментальную программу на основе инновационных методов в рамках организации по работе с пожилыми людьми; - провести мониторинг реализации программы и сделать выводы по возможности применения инновационных методов по работе с пожилыми людьми. Объект работы – система социальной работы с пожилыми людьми. Предмет работы –особенности реализации новых инновационных методов работы с пожилыми людьми. Гипотеза исследования. Анализ соответствующих исследований позволил сделать предположение, что на современном этапе развития технологий социальной работы внедрение инновационных методов практически неизбежно.Преположим, что пока инновационные методы могут отличаться непоследовательностью использования, отсутствием четкой цели реализации, не учетом специфики работы с пожилыми людьми. Иными словами, на данном этапе инновационные методы еще требуют доработки и оптимизации для эффективного использования. Теоретическими и методологическими основаниями исследования выступили работыпо изучению старости и работы с пожилыми людьми Б. Дубина, О.В. Красильникова, Н.В. Панина и других исследователей. Теоретическая и практическая значимость. Значимость данной работы определяется углублением знаний относительнопроблем старости и социального положения пожилых людей, а также возможностью использования материалов данной работы при чтении учебных курсов по социальной работе и геронтологии. Положения, выносимые на защиту: 1. Пожилые люди представляют собой специфическую социальную группу, которая отличается инертностью, социальной пассивностью и консерватизмом. Также ее характерной чертой является необходимость сторонней помощи со стороны государственных и иных структур для полноценной жизнедеятельности. 2. Специфические черты пожилых людей как социальной группы делают их специфическим объектом социальной работы, одним из важнейших направлений деятельности всей системы социальной защиты. Условно все группы методов работы с пожилыми людьми можно разделить на традиционные и инновационные. 3. Главная черта инновационных методов заключается в том, что они направлены на личность пожилого человека, провоцируют его активную позицию и включение в социальные связи. В их рамках отсутствует собственно понятие социальной помощи, основной акцент делается на сопровождение самостоятельного развития пожилого человека. 4. На современном этапе инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми отличатся некоторой незавершенностью, отсутствием адаптации к специфики работы с пожилыми людьми, многие методы имеют характер простого заимствования из смежных научных дисциплин. Инновационные методы находятся на стадии становления и пока не могут считаться базовыми в отношении работы с лицами преклонного возраста. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка литературы. Глава 1. Пожилые и старые люди как социальные группа 1.1. Старость как феномен социальной жизни В современной науке понятие пожилого возраста человека часто отождествляется с понятием старости. Старость рассматривается как период в жизни человека от утраты возможности организма к продолжению рода до его смерти.8 Отметим, что само понятие старости носит объективный характер, но в отношении индивидуального случая могут быть существенные отклонения от общей нормы потери способности деторождения и среднего возраста смерти. В этом отношении наиболее применимы средние показатели для каждого возраста. Условно старость можно разделить на несколько возрастных периодов в жизни человека: * Преклонный возраст 55-75 для мужчин,65-75 для женщин * Старческий возраст — 75—90 для мужчин, 75—90 для женщин * Возраст долгожительства — более 90 лет.9 При этом стоит учитывать, что само понятие старости и пожилого человека имеет еще и культурный контекст, зависящий от социальных норм и традиций. Так в некоторых странах человек считается старым, если он имеет внуков, при этом его возраст в данном случае часто вовсе не учитывается. В других культурах принято рассматривать старость как чисто возрастную характеристику, что принято, например, в странах Запада и России. В рамках данной работы представляется наиболее целесообразным принять именно возрастную классификацию. С одной стороны, это позволить соблюсти отечественную научную традицию, опирающуюся на возрастное понимание старости. С другой стороны цели настоящего исследования определяют значимость объективных критериев оценки старости. В данном случае культурный критерий порождает множество зависимостей от социальных традиций, возрастной критерий при всей своей относительно в данном случае более объективен. В социальном отношении доля пожилых людей составляет примерно 11% от всего населения, что делает пожилых людей значимой социальной группой, требующей отдельного внимания со стороны государственных и социальных служб. С понятием старости тесно сопряжено и понятие инвалидности, хотя эти понятия и имеют очевидные различия. Под инвалидом понимается человек, который имеет ограничения для своей жизнедеятельности в силу наличия физических, сенсорных или психических отклонений.10 В силу специфики статуса инвалида, его определения имеет четкие формальные критерии в различных странах, которые определяются государственными органами и находятся под жестким контролем. В мировой практике существует несколько основания для классификации инвалидности. В отечественной системе принята классификации по группам в зависимости от степени ограничений, которые есть у человека в отношении его полноценного развития и существования в обществе. В основе классификации лежат различные виды ограничений человека, которые не позволяют ему полноценно осуществлять свою жизнедеятельность. Принято выделять следующие ограничения: - ограничения двигательного аппарата; - ограничения физиологических функций (кровообращение, дыхание и т.д.); - ограничения сенсорных возможностей; - ограничения психических функций.11 На основании данной классификации определяются группы инвалидности. К первой группе инвалидности относятся лица, которые не могут самостоятельно осуществлять некоторые функции своей жизнедеятельности, им, как правило, требуется постоянная помощь других лиц. Ко второй группе относятся люди, которые могут осуществлять свою жизнедеятельность со значительными ограничениями и при помощи дополнительных средств. К третьей группе относятся лица, которые могут самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность, но при этом имеют некоторые ограничения, перечисленные выше.12 Отдельной категорией выступают дети-инвалиды. К ним относятся лица, имеющие указанные ограничения до 18 лет. В данном случае следует отличать эту группу от так называемых инвалидов детства. В случае инвалидов детства сама причина инвалидности возникает до совершеннолетия лица. Инвалидность выступает важнейшей категорией социальной защиты населения, что определяет жёсткую регламентацию определения различных групп инвалидности. Как правило, все категории инвалидов так или иначе определяются государством. Стоит подчеркнуть, что понятия инвалидность и старость не являются тождественными. Они могут пересекаться, но совершенно не обязательно совпадать. Отметим, однако, что старость в силу своих физиологических особенностей часто порождает возникновение определенных ограничений в жизнедеятельности человека, что закономерно порождает и возникновение инвалидности человека. Таким образом, значительная часть пожилых людей имеет при этом и некоторую группу инвалидности. Социальное значение пожилых людей как социальной группы и инвалидов представляется очевидным. С учетом того, что государственное управление проблемами пожилых людей и инвалидов имеет приоритетное значение, существует целая система учреждения по проблемам пожилых людей и инвалидов. 1.2. Социальные характеристики старости Старость является социальным феноменом – только социальные отношения с устойчивыми элементами взаимопомощи делают старость возможной, так как вне таковых пожилой человек, будучи в известной степени несамостоятельным, не может существовать, и лишь в развитой институциональной системе, какими являются сложные общества, возможна достойная старость.13 Ученые выделяют несколько социальных типов старости. Благополучной старости, характеризующейся социальной и психологической адаптированностью, соответствуют четыре типа: 1) активно-творческая старость: пожилые люди, не обращая внимания на свой возраст, продолжают работать, участвуют в общественной жизни, передают свой опыт молодым, ведут активный образ жизни; 2) комфортная старость: энергия направляется не вовне, а на устройство собственной жизни – на отдых, спорт, чтение, посещение театров и др.; 3) смыслом жизни становится семья, которой отдаются все силы. Таким людям (чаще всего это женщины) некогда скучать, однако, удовлетворенность жизнью ниже, чем у представителей первых двух типов; 4) в центре внимания стариков собственное здоровье, забота о котором (диета, зарядка, лекарства, отдых и т.д.) становится основной целью. Чрезмерное внимание к своему здоровью приводит к развитию определенной мнительности, к поиску болезней.14 Вариант неблагополучной старости представлен двумя социально-психологическими типами: 1) агрессивные старики, критикующие всех и вся. Они не видят и не хотят видеть своих недостатков, претензии предъявляют окружающим, противопоставляя себя всем людям. 2) пожилые люди, которым, по их мнению, не удалась собственная жизнь, в чем они винят только себя. «Самоедство» может привести к депрессии; такие старики несчастны; у них, как правило, низкая самооценка.15 Вместе с тем надо заметить, что в реальной жизни не всегда четко выделяется тот или иной социальный тип старости. Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества. И как таковая она представлена соответствующей возрастной социально-демографической группой («поколением») стариков, т.е. совокупностью лиц с признаками биологической старости, так или иначе общественно адаптированных к ней. Одной из важнейших и древнейших функций пожилых людей была религиозная. Следует оговориться, что старики, разумеется, не обладали полной монополией в этой области коллективного знания, но ключевая роль опыта и авторитет возраста давала им известное преимущество. Шаман (одновременно и знахарь, и посредник между миром духов, природой и племенем16) был одной из ключевых фигур первобытного коллектива, нередко более почитаемой и уважаемой, чем вождь. Возможно, само возникновение религиозных практик стало возможным в результате обобщения знаний стариков и придания им сакрального характера на основе их личного авторитета. С развитием этой области знаний роль и функции шаманов (колдунов, знахарей и т.п.) все более увеличивались. Такая широко распространенная религия, как даосизм, во многом ориентирована именно на оставляющих активную жизнь в обществе пожилых людей. И китайская, и в еще большей степени индийская культурные традиции поощряют подобный вариант отказа от внешней активности к концу жизни, переход к философскому осмыслению прожитого.17 В средневековых трактатах понятие возрастов жизни занимает значительное место; здесь позднему возрасту приличествуют занятия наукой, обращение к богу; как особый период выделяется дряхлость, старческий распад. В Новое время в европейских урбанизированных культурах с разрушением общины и широким распространением вторичных групп в условиях фабричного производства и капиталистических отношений система коллективной поддержки нетрудоспособных приходит в упадок, усиливается дискриминация по половозрастным признакам, а нуклеарные семьи уже не в силах обеспечить своим старшим членам достойную старость.18 Общественная поддержка пожилых в начале эпохи была незначительна при все увеличивающемся разрыве между поколениями в мировоззренческих позициях. В эпоху Возрождения эвтаназия и суицид в пожилом возрасте снова оправдываются, в отличие от средневековой Европы, что демонстрирует невысокую ценность поздних возрастов жизни в рассматриваемый период. Положение представителей третьего возраста в урбанистических индустриальных культурах изначально было маргинальным – в обществах с жесткой сословной иерархией, определявшей судьбу человека, ценность ранних возрастов была существенно ниже; в этом смысле рост уровня социальной мобильности негативно сказался на престиже пожилых.19 В этой ситуации центральную роль в поддержке нетрудоспособных начинает играть государство. Со второй половины XIX века геронтология начинает оформляться в самостоятельную науку, появляются первые серьезные статистические исследования по старости.20 С этого же времени начинает осуществляться действительная социальная забота о нетрудоспособных. Со временем помощь престарелым стала считаться не благотворительностью, а общественным долгом. Изменилось само содержание слова «старость» - если раньше под ней подразумевалась нетрудоспособность, то теперь это законодательно оформленный формализованный возрастной порог, после которого человек имеет право на пенсионное обеспечение.21 Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно чувствуют себя нетрудоспособные люди. Социальная обусловленность продолжительности жизни стала сегодня столь очевидна, что порой заслоняет все остальные аспекты этой проблемы.22 Исходя из феноменологических подходов (А. Шюц23) следует выделить и лингвистическую составляющую, фиксирующую обращение к языковым структурам, с помощью которых возможно социологическое описание отношения к старости, конструирование ее значений. Старость устойчиво ассоциируется с мудростью, знаниями: например, в немецком языке слова «weise» (мудрый) и «weiss» (седой) явно родственны. В разговорной речи русское слово «старик» по отношению к представителю молодого поколения обычно содержит скрытую апелляцию к некоторому жизненному опыту, которым якобы обладает адресат («старик, ну ты же все понимаешь…» и т.п.). Большая часть почетных или вежливых обращений в европейской культуре (Signor, Sire, Seigneur и т.п.) первоначально означали «старший, старейший», то же значение имеет восточное слово «шейх», так как идеи старости и могущества в предыдущие эпохи мыслились как взаимосвязанные. Можно предположить, что здесь имеет место поляризация отношения к старости, либо превозносящая возможности пожилого человека, либо вытесняющая его на периферию социальной жизни, что связано, по всей видимости, с экстраординарностью старости – в общественном сознании она непременно наделяется какими-либо особенными (положительными или отрицательными) качествами. К близким выводам можно прийти и в результате анализа фольклорных материалов. В загадках, пословицах и поговорках в иносказательной форме обыгрываются типичные (как правило, внешние) характеристики пожилого человека: борода, облысение, малоподвижность, состояние здоровья. Обычно пожилой человек фигурирует в сказках в качестве второстепенного персонажа (нередко обладающего магическими качествами); в подавляющем большинстве случаев он оказывается положительным, либо нейтральным. В качестве отрицательного персонажа он выступает гораздо реже. Чаще всего пожилой сказочный герой оказывается волшебником или мудрецом, покровительствующим главному действующему лицу. Обычным видом помощи является совет, даже встреченный по пути пожилой персонаж оказывается носителем полезной информации, облегчающей герою путь к цели или борьбу с врагом. Иногда совет (информация) бывает сообщена как награда за положительный поступок, или имеет место передача волшебного предмета («клубочек», шапка-невидимка, а также оружие и богатырский конь). В целом в фольклорных источниках старость воспринимается и описывается двояко, как неоднозначное явление; негативная составляющая образа старости связана, прежде всего, с внешней непривлекательностью и нетрудособностью. Позитивная составляющая старости всецело покоится на ее интеллектуальных ресурсах – старость устойчиво ассоциируется с мудростью и знаниями – характерна вошедшая в разговорную речь из сказок фраза: «Много будешь знать, скоро состаришься!». Отметим, таким образом, что понятие старости и ее характеристики имеют очевидную зависимость от социальных условий. Важнейшей социальной характеристикой старости выступает та социальная роль, которую играют люди пожилого возраста, которая определяется как основной носитель социального опыта и знаний. При этом существует определенная система отношения к старости со стороны других социальных и возрастных групп. Причем, это отношения не всегда описывается только в рамках заботы и охранения. Возможны варианты, при которых старость рассматривается как обуза и старики приобретают маргинальный статус, как это имеет место быть в традиционной культуре индуизма. Тем не менее, сочетание этих двух параметров, носителя социального опыта и адресата целого комплекса социального этикета, создает уникальный комплекс социальных характеристик старости и пожилых людей как социальной группы. Пожалуй, в этом отношении социальных групп, подобных пожилым людям, просто нет. Очевидно, что специфика характеристик старости определяет специфику методов работы с пожилыми людьми. Глава 2. Особенности методик работы с пожилыми людьми 2.1. Традиционные методы работы с пожилыми людьми В силу специфики своих характеристик пожилые люди традиционно рассматриваются как один из важнейших объектов социальной работы. Работа с пожилыми людьми ведется довольно долгое время. На этом основании мы можем говорить об определенных традиционных методах работы с пожилыми людьми. Данные методы, как правило, реализуются в рамках специальных учреждений. К учреждениям и предприятиям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: • комплексные центры социального обслуживания населения; • территориальные центры социальной помощи семье и детям; • центры социального обслуживания; • социально-реабилитационные центры для несовершенно летних; • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; • социальные приюты для детей и подростков; • центры психолого-педагогической помощи населению; • центры экстренной психологической помощи по телефону; • центры (отделения) социальной помощи на дому; • дома ночного пребывания; • специальные дома для одиноких престарелых; • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); • геронтологические центры; • иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги.24 В настоящее время имеется большая необходимость в изучении инвалидности в рамках социальных учреждений, какие источники питают проблему инвалидности в целом, в чем причины инвалидности, как инвалидность зависит от возраста и влияет на старость. Это необходимо в связи с интенсивным ростом пожилых людей в нашем государстве. Необходимо в связи с тем, что рост инвалидности оказывает самое отрицательное влияние на общество, его институты и общности, особенно на семью, на его нравственно психологическую атмосферу в целом. Отношение к пожилым и инвалидам как бы является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. Социальная работа в рамках соответствующих учреждений, безусловно, должна способствовать профилактике отношения к старикам и инвалидам со стороны общества. Однако сегодня данный вид деятельности развит крайне слабо и часто просто не соответствует суровым реалиям. Хотя огромный потенциал данного вида профилактики представляется очевидным. Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы социальной защиты населения.Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является комплекс социальной защиты населения. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В подобной ситуации люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры, снижается уровень культуры. В таких условиях огромное значение приобретает социокультурная работа с населением, которая потенциально позволяет нормализовать ситуацию в культурной сфере. В первую очередь это касается самих социальных работников, которые служат проводниками для указанных процессов. Проблема социокультурной работы с населением имеет широкое научное осмысление и рассматривалась специалистами не только в данной области, но и самым обширным кругом исследователей. В данном контексте встает проблема социальной защиты социальных работников, так как осуществление их функций предполагает определенный социальный риск. Стоит отметить, что данная тема получила довольно широкое освещение в рамках теории социальной работы. Здесь мы можем отметить таких исследователей, как С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко. Помимо этого важны работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегубова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, Г. П. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова.25 На современном этапе в связи с коренными трансформациями в отечественном социуме наблюдается противоречие между устоявшимися формами социокультурной работы с населением и новыми нормами культуры и социального поведения. Иными словами, привычные формы социокультурной работы с населением просто не отвечают современным реалиям. Этот факт определяет необходимость модернизации социокультурной работы с населением, что выступает главным залогом ее эффективности в современных условиях. Социальная защита — система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. На современно этапе работа учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов имеет законодательные основы и регламентацию. На этом базисе принято выделять следующие виды таких учреждений: 1. Специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 2. Комплексные учреждения социального обслуживания 3. Иные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них.26 Также принято выделять государственные и негосударственные учреждения по обслуживанию граждан. Однако отметим, что в нашей стране заметно преобладание именно первого вида организаций. Представленный спектр видов учреждений по работе с пожилыми людьми и инвалидами позволяет нам говорить о высокой специфики подобного рода работы. Это определяет отличия от общей социальной работы с населением. Одной из особенностей выступает низкая материальная обеспеченность инвалидов и пожилых людей. В рамках отечественных реалий, что приходится признавать существует достаточно большая доля различных социальных групп, испытывающих материальные затруднения того ил иного рода. При этом, как правило, именно эти группы (пенсионеры, дети, люди, находящиеся за чертой бедности и т.д.) испытывают также и проблемы с получением медицинских услуг. В данной статье рассматривается самый широкий диапазон социальных групп подобного плана. Отдельный акцент делается на детях и людях пожилого возраста, для которых получения качественных медицинских услуг наиболее затруднено. Отметим, что в настоящее время к малообеспеченному населению, которое испытывает проблемы с получением медицинских услуг, можно отнести значительную часть населения. Однако наиболее незащищенные социальные группы в этом отношении - это люди пожилого возраста и дети, о чем и был поднят вопрос в рамках данной статьи. Именно эти категории населения являются наиболее незащищенными в отношении получения медицинских услуг именно по той причине, что не могут себя позволить, за редким исключением, эквивалентную платную медицинскую помощь. При этом именно эти же категории нуждаются в данном виде услуг больше остальных в силу особенностей своего здоровья. Таким образом, в рамках одной из важнейших социальных сфер, прямо влияющих на уровень и качество социального благополучия, скалывается противоречивая ситуация, которая существенно, если не критически, снижает социальную значимость здравоохранения и ставит под угрозу благополучие данных социальных групп. В рамках медицинской отрасли в целом существует множество различных программ государственного значения. То, что обычно принято называть социальными сферами, как уже давно показано практикой, просто не могут адекватно и полноценно существовать и развиваться без государственной поддержки. Грамотная и взвешенная государственная политика, особенно в медицинской отрасли, является непременным условиям развития. Относительно указанных категорий лиц в рамках государственных программ существуют специальные меры, есть отраслевые решения соответствующих государственных органов. С формальной точки зрения государственная поддержка медицинской сферы достаточно широкая и постоянно развивается, однако на практике ситуация совершенно иная. Создается впечатление, что большинство из всех государственных медицинских программ просто не работает. Положение малоимущих групп населения в плане получения медицинских услуг за последние несколько лет существенно не изменилось. При этом за тот же период было принято множество новых программ в данной отрасли. Остается не понятной судьба такого известного национального проекта, как «Здоровье». Во-первых, он не был реализован до конца, во-вторых, его развитие в настоящее время, по сути, приостановлено, а его содержательная часть была просто перенесена на другие проекты. Отметим, что подобная ситуация прослеживается не только в медицинской сфере, но и практически во всех отраслях социальной сферы. Для урегулирования ситуации в данном отношении представляется необходимым не только некоторая последовательность государственных решений и концептуальный подход к тем изменениям, которые необходимы для улучшений ситуации. Для подобного рода действия представляется необходимым некоторое представление об общем фоне социального благополучия. Очевидно, что любые разговоры об определенной модели социального благополучия изначально предполагают некоторую идеализацию, оторванность от реального положения дел, утопизм. Однако без построения подобных теорий нет и четкого понимания дальнейшего развития общества. Отметим наиболее существенные особенности специфических учреждений по работе с инвалидами и пожилыми людьми. Во-первых, стоит учитывать высокую здравоохранительную загруженность таких учреждений. Во многом их деятельность сосредоточена на охране здоровья своих клиентов, что является приоритетом в данном случае по сравнению с другими учреждениями социальной защиты. Второй особенностью выступает тот факт, что клиенты таких учреждений часто требуют посторонней помощи и постоянной заботы со стороны других лиц. Это имеет место быть и в учреждениях социальной защиты иного профиля, но в данном случае эта особенность проявляет себя практически повсеместно. В-третьих, значительная доля данных слоев населения остается малоимущей, что также создает определенную специфику. Именно это является главным фактором того, что в нашей стране основная доля таких учреждений приходится на государственные структуры. В целом же стоит сказать, что специфику учреждений по работе с инвалидами и пожилыми людьми создает сочетания указанных факторов. По отдельности каждый их перечисленных факторов имеет место быть и в социальной работе с другими слоями населения, но в целом они превалируют только для данных категорий населения. Таким образом, традиционные методы работы с пожилыми людьми с одной стороны ориентированы на их реализацию в рамках специальных учреждений, что требует обученный персонал и специальные условия, с другой стороны они нацелены на массовое воплощения, иными словами работа происходит с группой, отсутствует личностная ориентация в этом виде социальной работы. Нельзя сказать, что традиционные методы не эффективны, они имеют и имели определенные результат. К тому же за давностью их использования накопился большой опыт их применения, что так или иначе повышает эффективность их реализации. Но при этом очевидны и минусы таких методов очевидны (необходимость специальных учреждений и подготовленного персонала, отсутствие индивидуального подхода), что и является главным фактором развития новых методов работы с пожилыми людьми. 2.2 Инновационные методы работы Современные методы работы с пожилыми пока еще не утвердились в единую систему, которая охватывала бы всю отрасль. Инновационные методы в этом отношении пока остаются экспериментальными, рекомендации размытыми. Нет пока никаких гарантий того, что новые методы окажутся эффективнее традиционных и вообще станут частью массовой социальной работы с пожилыми людьми. На современном этапе развития научного знания существует множество подходов к пониманию работы с пожилыми. Это в свою очередь порождает многообразие методов по социальной работе с пожилыми людьми. Однако уже сегодня можно говорить об одной яркой особенности новой методологии. Если традиционные методы делали акцент в основном на том, чтобы помогать пожилым лю....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: