VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Пожилые люди как объект социальной работы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000373
Тема: Пожилые люди как объект социальной работы
Содержание
1.1 Пожилые люди как объект социальной работы
     
     Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.
     Так, по данным ООН, в настоящее время число пожилых людей на планете составляет 516 млн. человек, однако к середине 21-го века оно увеличится до 1,53 млрд. человек. При этом больше всего, почти в пять раз, вырастет число людей старше 85 лет - с 40 млн. в настоящее время до 219 млн. через ближайшие 30 лет. Две трети престарелых, большая часть из которых приходится на развитые страны, составят женщины. По сравнение с 1950 г. численность пожилых людей возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [8, с. 131-132]. Как сообщает официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ, только за последний год численность пожилых людей в России возросла на 667 тыс. человек и составила порядка 33 млн. человек или 23,1% в общей численности населения. [10, с. 126].
     Главными причинами старения населения являются: снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин - на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни [43, с. 75].
     Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения - хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. 
     Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75-80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, - например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. [17, с. 263].
     В соответствии с классификацией ВОЗ, к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - в возрасте 75-89 лет, к долгожителям - люди в возрасте 90 лет и старше [7, с. 43].
     В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран - 65 лет (в России - 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин) [6, с. 177].
     К пожилым, указывает М.Я. Сонин, относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [32, с. 103].
     Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.
     Другой показатель состояния здоровья - активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых. В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей [32, с. 108].
     Ранжирование заболеваемости следующее: доминируют (1-е место) сердечнососудистые заболевания, 2-е место занимают заболевания костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, 3-е мест - заболевания органов дыхания, 4-е - заболевания органов пищеварения, 5-е - заболевания эндокринной системы, 6-е - заболевания нервной системы, 7-е - заболевания мочеполовой системы, 8-е - онкологические заболевания [5, с. 5-11].
     К сожалению, до сих пор большинству российских пенсионеров недоступно качественное медицинское обслуживание. 
     Особенностью России является то, что среди 32 млн. лиц пожилого и старческого возраста 10,8 млн. человек являются инвалидами [5, с. 12].
     Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Материальное положение - проблема пожилых людей, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Если у пожилых людей есть семья, они находят какой-то выход, чтобы справиться с возникающими проблемами. Если пожилой человек одинок, то, несмотря на все надбавки, они не могут обеспечить себе достойную жизнь.
     Пожилые граждане в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность. Старея, человек не может расстаться с потребностями и мотивами молодости. В России продолжают работать всего лишь небольшое число пенсионеров - 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин[9, с. 28]. 
     Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Это связано, прежде всего, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями, с пониженной двигательной активностью. Для пенсионеров находится работа, не требующая особой квалификации и малооплачиваемая. Пожилые люди чувствуют свою невостребованность в социуме, встревожены уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Особенно эта проблема касается одиноких пожилых людей, которым ждать помощи остается только от государства. Материальная жизнь у большинства одиноких пожилых людей ограничена до уровня выживания, они довольствуются тем, что имеют.
     По данным В. Д. Шапиро, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям, хотели бы работать 60% пенсионеров [48, с. 128].
     Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, как показывает теория и практика социальной работы, прежде всего, негативно сказывается на моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает сопротивляемость организма к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей социальной среды.
     Семья для пожилого остается самым надежным прибежищем. Примечательно, что пожилые люди в большей степени получают моральную поддержку и помощь во время болезни от детей и родственников. На фоне развития мирового финансового кризиса социально-психологическая поддержка для пожилых людей особенно значима, т.к. они находятся в менее выгодном материальном и моральном положении, по сравнению с другими слоями общества [16, с. 59].
     Для пожилых людей семейные и родственные узы являются важной поддержкой, но социологические опросы, проведенные в России в 2012-2013 годы, показали, что жалобы на одиночество у пожилых людей занимают первое место,так, у лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100% [15, с. 4-5].
     В то время как, по данным исследования Э.В.Карюхина, в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2%. В некоторых регионах численность одиноких пожилых людей достигает уже 30% от общего числа пожилых [11, с. 6-12].
     Одиноко проживающие люди склонны к более пессимистической оценке жизненной перспективы: в будущем они предвидят больше неприятных событий, чем пожилые люди, проживающие в семье. Учитывая, что число одиноко проживающих людей постоянно увеличивается во многих развитых странах мира, в том числе и в нашей стране, ученые все в большей степени стараются привлечь внимание к социально-демографическим предпосылкам одиночества.
     Одиночество пожилого человека усугубляет все его проблемы в силу отсутствия членов семьи и родственников, способных оказать материальную или психологическую поддержку.
     Проблема одиночества пожилых людей - это еще и проблема невостребованности их обществом. Имеется в виду одиночество не только по условиям проживания, но и по ощущению своей ненужности, когда человек считает, что его недопоняли, недооценили. Это порождает негативные эмоции и депрессию. 
     Одиночество пожилых людей усиливаются отчужденностью от более молодых поколений. В обществе наблюдается проявление геронтофобии (враждебные чувства по отношению к старым людям) и эйджизм (предрассудки по отношению к старикам) [12, с. 5-6].
     Негативные установки по отношению к пожилым и старым людям оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. По данным отечественных исследователей у одиноких людей в возрасте 65-75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессией, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль - уйти из жизни самому [19, с. 256].
     При наличии большего количества свободного времени пожилые люди больше читают, активно смотрят телевизор и слушают радио. Четвертая часть пожилых занята любимым делом, больше трети из них предпочитают прогулки (кроме села, где сама жизнь наполовину проходит на природе и связана с работами на огороде и уходом за скотом). Опять же, кроме села, многие пожилые коротают время в телефонных разговорах - таких более трети. Довольно активно пожилые посещают церковь и театры, кино (последнее, естественно, кроме села) [26, с. 58-59].
     По самооценке пожилые люди на селе оценивают свой отдых как пассивный, из-за того, что сама сельская жизнь с тяжелым физическим трудом, с невысокими возможностями провести время разнообразно и из-за малого набора таких возможностей представляется пожилому на селе как малоподвижная, пассивная жизнь.
     Проведенный Яновским Г.Д. опрос показал, что территориальные различия жизни пожилых определяются, в основном, различиями в условиях жизни города и села: разница - в доступности медицинской помощи, бытовых условиях проживания (наличие различных коммуникаций и т.п.), возможностях проведения досуга, наконец, в уровне образования и предпочтений в системе ценностей [16, с. 59-71].
     Отказаться от привычного стиля жизни, обрести ее новый смысл, новое содержание - это центральная задача для пожилого человека.
     Состав пожилых людей в РФ как было указано ранее, различный. Среди пожилых людей есть те, которые отягощены различными физическими и психическим заболеваниями, имеют инвалидность, не могут вести более активный образ жизни. Другие имеют потенциал и стремятся себя реализовать в активной деятельности, продолжают работать, стремятся трудоустроиться; третьи реализуют свой потенциал в общественно-полезной деятельности; четвертые переходят на пассивный образ жизни. Даже среди пожилых людей, имеющих инвалидность, есть увлечения, хобби, которые позволяют им себя чувствовать нужными [14, с. 29-33].
     В российском обществе пока не создано условий для реализации потенциала старшего поколения, в тоже время и общество не готово воспользоваться потенциалом пожилых людей - нет системы и соответствующих механизмов. Но, тем не менее, эта проблема в настоящее время обозначена на государственном уровне, ведутся различные научные исследования в теории и практике социальной работы, психология развития, геронтологии и т.п. [18, с. 129].
     Одним из направлений социальной работы с пожилыми людьми является использование их собственного потенциала. Эта задача решается путем привлечения наиболее активных людей к работе с такими же пожилыми людьми как они сами. Создание клубов, студий, кружков, мастер - классов для пожилых людей - эти и другие механизмы достаточно хорошо используются в отдельных регионах страны [40, с. 176].
     Известно, что общественные объединения граждан являются более гибкими и мобильными, с высокой инициативой и восприимчивостью к новым изменяющимся условиям. Находясь в одинаковых условиях с нуждающимися и социально незащищенными пожилыми людьми, представители этих объединений более глубоко и предметно знают их потребности, нужды; имеют больше возможностей для поддержания постоянных контактов с каждым пожилым человеком, помогая ему словом и делом. Именно эти организации способны реализовывать в своей деятельности общинный характер социальных услуг, реализовывать соседские взаимоотношения между людьми, что традиционно ценится пожилыми людьми значительно выше, чем формальные отношения с социальным «чиновником».
     С другой стороны, общественные объединения граждан и неправительственные организации имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет «перекрывать» разнообразные социальные потребности пожилых людей, существенно разнообразить ту помощь, которая им так необходима.
     Кроме того, необходимо иметь в виду и тот факт социальной жизни, что всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций, общественных объединений граждан является важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы граждан, формой объединения не только молодых, но и пожилых людей, включения их в активную социальную деятельности вне сферы их служебной деятельности.
     Использование их потенциала на основе активного участия в пожилых людей в общественной жизни и в восстановлении их социального статуса нуждается в определенном государственном или муниципальном финансировании. Вполне возможна и, по-видимому, необходима реализация системы социального заказа на выполнение той или иной программы; региональный или муниципальный грант, спонсорская помощь деятельности общественных объединений пожилых людей и т.д. В любом случае, поиск механизмов развития активности общественных объединений пожилых людей зависит от политической воли и творчества региональных и муниципальных руководителей.
     Развитие инфраструктуры социальной работы с пожилыми людьми является задачей рутинной повседневной работы соответствующих служб и специалистов, практической задачей организаторской и управленческой деятельности. Следовательно, основные приоритеты социальной работы лежат в плоскости налаживания практической работы с ними по месту их проживания [50, с. 56].
     Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем и каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом; и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.
     Таким образом, основной целью социальной работы с пожилыми людьми должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал, это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. 

     
1.2 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации
     
     Чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении, а также хорошо знать законодательную базу. Результатом развития законодательства о социальной работе с лицами пожилого возраста за последние годы является создание достаточно прочной системы социального обеспечения населения.
     Нормативно-правовой базой для работы с пожилыми людьми на мировом уровне являются международные документы: ООН, ВОЗ, МОТ, конвенция о правах пожилого человека.
     Концептуальные взгляды Организации Объединенных Наций на место и роль пожилых людей были отражены в Принципах ООН в отношении пожилых лиц, принятых Генеральной Ассамблеей в 1991г. Эти принципы предусматривают обеспечение пожилых граждан: [27, с. 9-102].
     - продовольствием, жильем, одеждой и медицинским обслуживанием; возможностью заниматься приносящей доход деятельностью, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, находиться как можно дольше в домашних условиях; возможностью активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики и создавать свои движения и ассоциации;
     - уходом и заботой со стороны семьи и общины, медицинским обслуживанием в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний; возможностью получать социальные и правовые услуги, услуги попечительских учреждений; возможностью пользоваться в любом социальном учреждении правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;
     - возможностью всесторонней реализации своего потенциала, то есть доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;
     - возможностью вести достойный и безопасный образ жизни, то есть, не подвергаясь эксплуатации, физическому или психологическому насилию, а также иметь право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.
     Особые интересы пожилых людей нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ): [20, с. 98].
     - о минимальных нормах социального обеспечения и установлении прожиточного минимума (1952 г.);
     - об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.);
     - о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.);
     - о пожилых трудящихся (1980 г.)
     В заключительных документах (Декларации и Программе действий) Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, проходившей в Копенгагене 6-12 марта 1995г., Главы государств и правительств взяли на себя обязательства обеспечения более благоприятных условий для пожилых людей как одной из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям [20, с. 109].
     Правовое обеспечение граждан пожилого возраста в Российской Федерации на федеральном уровне регламентируется прежде всего Конституцией РФ, в которой в соответствии со ст. 41 пожилые люди имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Конституция РФ включает и право на социальное обеспечение (п.2 ст.39). Ст. 39 конкретизирует это положение, указывая на объективные обстоятельства и случаи, закрепляя их законом. К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан [1].
     Наличие же соответствующих федеральных законов и целевых программ является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение. К основным федеральным законам относятся:
     - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 23 декабря 2013 года N 442-ФЗ определяет, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].
     - Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. устанавливает «правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом» [21, с. 28].
     - Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ регулирует «отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе» [2].
     В соответствии с Законом, деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на следующих принципах: [22, с. 123].
     - соблюдения прав человека и гражданина;
     - предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
     - обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
     - преемственности всех видов социального обслуживания;
     - ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
     - приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
     - ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
     К лицам пожилого возраста, имеющим право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством, относятся женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению [2]. В Законе подробно изложены перечень услуг, входящих в социальное обслуживание; принципы деятельности в сфере социального обслуживания; условия организации в сфере социального обслуживания; формы и виды социально-медицинского обслуживания. Именно на основании этого Закона в России созданы многие центры социального обслуживания, поскольку в нем подробно рассмотрены цели, задачи, принципы организации деятельности этих центров [2].
     - Федеральный закон от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями на 6 апреля 2015 года)определяет гарантии социальной защиты ветеранов в РФ (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий) в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь. Определены категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда [21, с. 87].
     - Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ установлено, что пенсионные отношения регулируются лишь этим законом, то есть изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий закон [25, с. 92].
     Целью данного закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.
     Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии. Трудовых пенсий, т.е. пенсий, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, четыре вида: [25, с. 96].
     - по старости;
     - по инвалидности;
     - по случаю потери кормильца;
     - за выслугу лет.
     Соответственно в законе названы основания для назначения этих пенсий.
     Постановлением Правительства РФ «О федеральном перечне гарантировано государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг [4].
     Определенное значение имеют такие законодательные акты, как приказ Минздрава РФ «О создании отделений социально-медицинской помощи на дому» от 27.12.1994г., постановление Правительства РФ от 25.11.1995г «О федеральном перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» [13, с. 62-65].
     Федеральные целевые программы должны создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых пожилой человек, как и любой гражданин, имеет право на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, медицинской, производственной и хозяйственной инфраструктур.В федеральной программе «Старшее поколение» разработаны мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности граждан старшего поколения (обеспечение правовой защиты; совершенствование охраны здоровья; поддержание жизнеспособности и активности; повышение материальной обеспеченности; оптимизация среды жизнедеятельности; предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья; создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей и личностного потенциала в пожилом возрасте); мероприятия по улучшению условий функционирования государственных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых людей (научно-методологическое обеспечение, проведение научных исследований, совершенствование статистической базы, информатизация проблем старения населения) [42, с. 68].
     Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.
     На региональном уровне действуют законодательные акты и программы, основанные на федеральных законах, но определяются спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. На территории Приморского края социальная работа с пожилыми людьми регулируется Законом Забайкальского края от 8.12.2014г. №1095-33К «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услугна территории Забайкальского», и другими документами.
     Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. 
     Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющие систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. 

1.3 Формы и методы социальной работы с пожилыми людьми в сельской местности
     
     Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста – социальная реабилитация – это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала, успешно преодолевается использованием специальных технологий, среди которых наиболее распространенными являются трудотерапия и арт-терапия [25, с. 74].
     Трудотерапия – активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми людьми используются несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления:
     * общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реабилитации.
     * обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, т.к. ее цель – устранение беспомощности старого человека.
     * восстановительная (функциональная). Цель – воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобранные виды трудовой деятельности.
     * развлекательная (терапия занятостью). Ее цель – уменьшение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вынужденным продолжительным пребыванием в ограниченном пространстве.
     * профессиональная направленность на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии. С помощью специальных социальных служб по трудоустройству пожилых и инвалидов их обеспечивают работой с уменьшением ее объема, темпа и нормы выработки.
     Арт-терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование и др.) не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт-терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и других социальных учреждениях.
     Неотъемлемым элементом системы социального обеспечения пожилых и престарелых граждан выступает социальное обслуживание. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находившихся в трудной жизненной ситуации. Если пенсионное обеспечение направлено на удовлетворение материальных потребностей пожилых людей, то социальное обслуживание выступает технологией решения личностных проблем пожилого человека начиная от проблемы общения, взаимодействия с другими людьми и до получения социально-бытовых и иных услуг [23, с. 41].
     Основные законы, составившие правовую базу для функционирования системы социального обслуживания: Федеральный закон от 28.12.2013 г.№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2.08.95 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
     К числу учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, относят: геронтологические центры, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи на дому, центры психолого-педагогической помощи, специальные дом для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания, отделения дневного пребывания.
     Формы социального обслуживания пожилых людей: стационарное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
     Социальное обслуживание на дому. Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Основная цель службы социальной помощи на дому – максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. Поэтому социальное обслуживание на дому является приоритетной моделью социального обслуживания пожилых и престарелых людей [10, с. 57].
     Службой социальной помощи на дому услуги пожилым гражданам предоставляются в соответствии с Законом «О социальном обслуживании граждан» и Федеральным Законом РФ от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
     Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, а в городской местности – не менее 120 пожилых и инвалидов.
     Основными направлениями деятельности отделения социального обслуживания на дому являются:
     * выявление и учет пожилых людей, нуждающихся в обслуживании (составляется картотека учета);
     * оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи;
     * содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ.
     Срочная социальная помощь. Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке.
     Объем социальных услуг установлен федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрены следующие услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, в том числе по телефону доверия; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями. К таким видам можно отнести бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечение дровами, углем [7, с. 68].
     Полустационарное социальное обслуживание
     Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям. Они созда.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%