VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007051
Тема: Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима
Содержание
6



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ



Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима



201_ г.







ОГЛАВЛЕНИЕ



	Введение	3

	1. Обряды и обычаи в культуре античности	5

	2. Мировоззрение древних греков и римлян	9

	3. Мировоззрение в античности: подходы к изучению	12

	4. Культура античности и современность	14

	Заключение	18

	Список использованной литературы	20



Введение

В книге Л. Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима», состоящей из серии очерков, посвященных описанию мировоззрения, быту и культуре жителей Древней Греции и Рима, автор прослеживает все этапы развития греческого и римского общества, их особенности, проводит сравнительный анализ. Благодаря этому перед нами возникает реальная и живая историческая картина того времени. Мы полагаем, что еще долго ученые и писатели будут обращаться к проблеме исследования античного общества, потому что это начало цивилизации, культуры и науки. Достижения и открытия древних греков и римлян используются повсеместно и по сей день.

Не удивительно, что за последние годы в нашей стране возрождается интерес к классической культуре. Старания восстановить утраченные отношения с европейской культурой принуждают обращаться к древней античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и преподавателей. Переиздаются сборники античных мифов, переводятся работы европейских исследователей, и так далее.

Роль религиозного фактора в существования античных обществ, разумеется, тяжело переоценить, как пишет Т.А. Казначеева, поэтому изучение проблем древнегреческой мифологии считается актуальной и необходимой составляющей изучения истории и культуры древних жителей античности. Исследование античной мифологии дает возможность осознать специфику мышления, характерные черты их бытия и миропонимания.

Актуальность и важность данной темы будет неизменно привлекать интерес ученых и социологов, потому что у обитателей Древней Греции и Рима было немало что перенято и позаимствовано. Так же актуальность античности складывается и тем, что история мифологии и степень ее воздействия на формирование общественно-политической и остальных сфер жизни сообщества в разные исторические эпохи считается одной из основных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима еще та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры и в ее следующем формировании.

Цель работы – выявление особенностей обычаев и нравов Древней Греции.

Задачи работы:

- охарактеризовать обряды и обычаи в культуре античности.

- рассмотреть мировоззрение древних греков и римлян.

- проанализировать подходы к изучению античного мировоззрения.

- изучить влияние античной культуры на современность.

1. Обряды и обычаи в культуре античности  

Основными столпами культуры эпохи античности являлись религия и мифология.  Мифология служила для греческого народа, её нельзя было отделить от жизни этих людей. Так же необходимо отметить в качестве столпов культуры эпохи античности и художественную культуру.

Древняя Греция являлась колыбелью всей европейской культуры и цивилизации. Именно здесь зарождаются все духовные, материальные и эстетические ценности,  которые в разной степени отразились почти во всех европейских народах.

Вся Греческая религия очень повлияла на формирование культуры эпохи античности. Все народы, в том числе и греческие, имели местные  общинные  культы,  богов-покровителей разных городов-полисов, земледельческих богов. Но уже в глубокой древности наблюдалось поглощение местных богов известными Греческими богами — Олимпийцами. Главной особенностью древнегреческой религии являлся антропоморфизм, заключавшийся в обожествлении людей, представлении о богах,  как о сильных, бессмертных людях. Главной частью являлось жертвоприношение. Так же существовали элементы культа, заключающиеся в возложении венков на алтари,  украшении статуй божеств,  их омовении,  пении молитвенных речей. 

Следующий столп культуры эпохи античности – это мифология.  Греческие мифы представляют собой не только мир религиозных представлений, это Греческий мир в целом, он богат историческими легендами и преданиями,  сказочными сюжетами,  литературными новеллами,  свободными вариациями на мифологические темы.  Но  из-за того, что эти разные элементы тяжело отделить друг от друга, необходимо рассматривать эту мифологию в целом. Мифы греков при всем разнообразии входящих элементов характеризуются одной особенностью, которая до сих пор  производит сильнейшее  впечатление на людей – она заключается в высокой художественности и гуманизме образов.

Важнейшим  элементом культуры эпохи античности является театр.  Он зародился на основе народных песен и танцев во  время празднования в честь Диониса. Из песен, которые исполняли в козлиных шкурах,  возникла трагедия, озорные и весёлые песни породили комедию. Государство поощряло театральные выступления, считая их школой воспитания.

5 — 4 век до нашей эры считается периодом расцвета культуры эпохи античности. В этот период в Афинах творили знаменитые греческие поэты трагического жанра, классики. К ним относили Эсхила,  называя  отцом  трагедии  за  такие шедевры как «Прикованный Прометей»,  «Персы»,  Софокла,  автора «Царь Эдип» и «Электра»,  Еврипида — автора «Медеи». 

Понятие нормы в культуре формируется уже в эпоху Древней Греции,  но завершается и полностью расцветает в римской античности.  Эта история богата историями  назидательного характера,  когда  люди в интересах социума и государства поступались своими родственными  чувствами.  Нормой нравственности было прославление людей, в первую очередь за верное служение отечеству и государству. Не напрасно нормой искусства риторики являлась такая форма организации речи, в  которой  преобладало общезначимое над индивидуальным. Что интересно, так это то, что даже на надгробиях писали социальные статусы и заслуги перед Римом. Только со 2 века нашей эры появлялись лирические, личные и семейного характера надписи.  Этикой и  эстетикой  подвигов назывались нормы античного общества и нормы культуры эпохи античности.

Понятие классики  символизирует общественное состояние, где индивидуальное, неповторимое,  и общественное предстаёт в состоянии динамичности, неустойчивости, но реальности равновесия. Классика, как один из принципов общественного развития является взаимодействием нормы и жизни. К примеру, рабовладение для Рима является естественным состоянием, в котором не развивается внутренний рынок,  нет такого спроса у потребителей,  которые могли бы потреблять различные производимые товары.

Культура Древнего Рима – в большинстве случаев является  продолжательницей  античных традиций Греции. Её  отличие заключается в религиозной сдержанности, внутренней суровости и внешней целесообразности.  Практицизм римского народа достойно выражается в градостроительстве,  юриспруденции, политике,  военном деле. Культура Древнего Рима продиктовала и определила культуру дальнейших эпох в Западной Европе.

Л. Винничук в своей работе «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» подробно касается вопросов быта, простых жизненных проявлений античного человека.

В этой книге не идет речи о том, как велась античная политика, не затрагиваются вопросы философии и поэзии. Наоборот, Л. Винничук разбирает именно античный быт, описывает, как древние греки и римляне посещали школу и театр, как вели себя на брачном пиру и в библиотеке, на безмятежных веселых празднествах и в пору ужасающих стихийных бедствий. 

Из книги мы узнаем, как античные люди считали часы и как они считали деньги, как путешествовали, как лечились, как называли своих детей. Но — что, может быть, еще интереснее — мы немало узнаем и об их внутреннем мире, о нравах, об идеалах и предрассудках, об отношениях между людьми, тогда, как и сегодня, несовершенных.

А еще в книге содержится несколько глав, подробно и очень интересно рассказывающих о книгах, свитках, копиистах, библиотеках и привычках книгочеев и собирателей книг в античности.

2. Мировоззрение древних греков и римлян 

Древнейшее население Италии существовало родами в территориальных общинах — пагах, вследствие соединения которых и появился город. Во главе древнего Рима стоял избранник-царь, соединяющий функции высшего жреца, полководца, законодателя и судьи, а при нем был сенат. В наибольшей степени существенные дела разрешало народное собрание.

В 510—509 гг. до н. э. появляется республика. Республиканское руководство сохранялось до 30—29 г. до н. э., впоследствии чего устанавливается Период империи. Рим в данные годы ведет практически постоянные победоносные войны и преобразуется из маленького города в столицу гигантской державы Средиземноморья, распространяющей собственное могущество на многочисленные периферии: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, ареалы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному ходу взаимопроникновения культур.

Богатая добыча триумфаторов, рассказы воинов, проникновение зажиточных людей в новоприобретенные периферии привели к революции на уровне повседневный культуры: изменялись понятия о роскоши, появлялись новейшие материальные и духовные потребности, появлялись ранее не известные нравы. Глобальное увлечение восточной роскошью возникло после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Боль-сока. Скоро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, аналогичные древнеегипетским.

Покорение эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции совершило перелом в культуре Рима. Римляне встретились с культурой, превосходившей глубиной и многообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», — произнесет позднее Гораций, древнеримский поэт. Римляне взялись исследовать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Состоятельные семьи высылали собственных сыновей в Афины, Эфес и остальные города Греции и Малой Азии прослушивать лекции знаменитых ораторов и философов. Это воздействовало на подъем римской интеллигенции. В обществе и в литературе возникли два новых комических типа: нелепые грекоманы и грозные притеснители эллинистических наук. Во многих семьях иностранная просвещенность смешивалась со староримскими обыкновениями и патриотическим гонором.

Как справедливо пишет Т.А. Казначеева, большинство исследователей сходятся во мнении, что история греко-римских отношений – это преклонение римлян перед греческой культурой. Римляне стремились достичь совершенства греческой культуры. Но, несмотря на порой открытое подражание, римляне вкладывали в неё и своё. Культура Древнего Рима тесно связана с культурой Древней Греции. Она продолжила многие эллинистические традиции, но вместе с тем выступила как совершенно новое самостоятельное явление.

Таким образом, в культуре Древнего Рима отчетливо прослеживается этрусское и древнее эллинистическое начало.

Вся история культурных взаимоотношений между Римом и Грецией с данной поры обнаруживает скрытое почтение римлян перед эллинистической культурой, стремление достигнуть ее безупречности, доходящее иногда до подражательства. Но, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее собственное содержание. Сведение эллинистической и римской культур стало в особенности видно во время империи. Тем не менее, для римлян навеки осталась недостижимой величественная гармония эллинистического искусства, поэтическая благородность его образов. Приземленность мышления, технические решения всколыхнули функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восторгаясь мастерством гримов, добиться их изящного баланса и поразительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего характеризовал ура-патриотизм — понятие о Риме как о высочайшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались стойкость, преданность, амбиция, сдержанность в собственной жизни, способность покоряться стальной дисциплине и закону. Ложь, недобросовестность, лицемерие почитались пороками, присущими рабам. Если эллин благоговел перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд архитектора, художника, выступление на сцене ненавидел, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его понятии находились только войны, политика, юриспруденция, историография и агрокультура.

















3. Мировоззрение в античности: подходы к изучению 

Т.А. Казначеева, описывая античное мировоззрение, ссылается на А.Ф. Лосева, говоря, что модель жизни в античности - это «стихийная, неразумная игрой вселенских сил, изливающая преизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий природный круговорот мировой материи. Эта игра придумана «высшим разумом, а боги и демоны – её созидатели и активные направители».

Она подчеркивает, что в период античности любой природный объект имел своего духа-защитника. Человек должен был расположить к себе духа того объекта, с которым он хотел взаимодействовать.

Л. Винничук подтверждает эти соображения и выделяет насыщенность греческого мировоззрения анимизмом, олицетворением и одушевлением сил природы. Так, как пишет Л. Винничук, «греки, например, считали покровителями и властителями воды Океана и Фетиду, а сами воды — реки, моря, родники — заселяли в своем воображении божествами-хранителями. В источниках должны были обитать нимфы — наяды, в морских глубинах царили тритоны и иные морские божества. Всем им греки приносили богатые жертвы, благодаря за ценный дар, каким была вода, или стараясь умилостивить таинственные силы, способные предохранить смертных от тех опасностей, которыми грозила слепая стихия. Зато распределение воды, обеспечение ею засушливых областей, использование ее для различных нужд — все это было уже делом самих людей, плодом их мысли и физических усилий».

Однако ключевым, как мы думаем, положением античного мировоззрения Т.А. Казначеева считает культ гения в Древнем Риме, «который сопоставляют с древнегреческим культом демона, а как коллективного покровителя – с культом ларов – божеств домашнего очага и семьи».

Л. Винничук смотрит на античный культ значительно шире. Говоря о Риме, она пишет про культ богов в целом. Так, например, «свадебные обряды в Риме были тесно связаны с культом богов — покровителей земли и ее плодов, то большое значение имел выбор сроков, в которые следовало справлять свадьбы. Римляне старались выбирать дни, считавшиеся, по местным поверьям, особенно благоприятными и счастливыми. Самым удачным временем для вступления в брак казалась жителям Италии вторая половина июня, а также период сбора урожая, когда божества, опекающие земледельцев, особенно благожелательны и добры к людям, одаряя их щедрыми плодами земли».

Также Л. Винничук отмечает, что важным элементом бытия и культуры древних греков, а следовательно, и воспитания молодежи являлась «агонистика», то есть «принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп в разных ситуациях, в разных областях жизни, с целью достижения наилучшего результата, признания, получения олимпийского венка».

Нельзя не отметить еще одно интересное наблюдение, которое сделала Л. Винничук. Она пишет о проникновении в Рим культа владык, свято чтимых и при жизни, и после смерти. «Первым из обожествленных правителей стал Гай Юлий Цезарь: об этом распорядился его наследник Октавиан Август, добившийся присвоения ему посмертного титула «божественный», a также посвятивший ему храм и назначивший жрецов его культа. В дальнейшем обожествление умерших императоров стало в Риме устойчивой традицией — многие из них после смерти стали зваться «божественными».

4. Культура античности и современность 

Как справедливо отмечает Л. Винничук, культура античности – это культура той эпохи, в которую всеми корнями уходит наша культура, наша цивилизация. С этим утверждением сложно не согласиться.

Античная культура — неповторимое явление, предоставившее общекультурные ценности практически во всех сферах духовной и материальной деятельности. Всего-навсего три поколения деятелей культуры Античной Греции сформировали искусство возвышенной классики, заложили азы европейской культуры и формы для воспроизведения на несколько тысячелетий.

Цивилизация Древнего Рима, которая в значительном продолжила древние традиции Греции, выделяется религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Утилитаризм римлян отыскал достойное отражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном ремесле. Цивилизация Древнего Рима в значительном обусловила культуру следующих веков в Западной Европе.

Императорский Рим сформировал целую образную систему, являющую собой силу, могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, увенчанные фресками и мозаиками, грандиозные скульптуры, «фамильные» портреты, конные монументы, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощной основой культуры дальнейших веков.

В кризисе, объявшем античный мир в III столетии н. э., можно найти начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V столетия можно трактовать как перипетии, ускорившие преобразование, придавшее ему разгон и серьёзно изменившее облик этого мира.

Стоит отметить, что важнейшим аспектом современного понимания сущности культуры является диалог и взаимодействие культур. Культура, с данной точки зрения, есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и возрождения этих культур. Философ В.С. Библер полагает, что временем этого общения является настоящее. В данном определении суть культуры в жизни человека проявляется в осмыслении различных культур в момент их взаимодействия, в котором культура самоидентифицируется.

Культуру эпохи, как бы далеко эта эпоха не стояла во времени от настоящего, нельзя замыкать как нечто вполне завершенное или умершее. Цельность культуры - это открытое единство. В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, неосознанными.

Античная культура не имеет носителей - реальных личностей, субъектов, но продолжает существовать в виде ценностей как реальный феномен, реконструируемый и интегрируемый последующими, более поздними культурами. 

«Ценности античной культуры вступают в диалог с ценностями современной культуры, и культура античности есть культура, только будучи включенной в современный диалог культур, и напротив, современная культура есть культура, только будучи одновременной с культурой античности, средних веков и нового времени» - пишет В.С. Библер. 

По мнению В.С. Библера, культуры всегда одновременны. В настоящем историческом периоде единовременны и античная и современная культуры - все виды античного культурного наследия аккумулируются, осознаются и реализуются в той мере, в какой в них испытывает потребность современная культурная эпоха. 

Использование ценностей происходит на основе объективных исторических качеств заимствования античной культурной системы и на основе тех характеристик, которые побуждают в них потребность. Заимствуя, современная эпоха осознает себя и видит в источнике заимствования – античности – созвучные себе аспекты.

Рассмотрим некоторые формы диалога культур античности и более поздних эпох. Западная Европа - это конгломерат стран и народов, которые занимают земли, некогда входившие в состав Римской империи, и которые в течение первых веков новой эры подверглись мощному социально-культурному и лингвистическому влиянию. Данный процесс принято именовать «романизацией». Язык Рима (латинский), на котором после падения Великого Города не говорила ни одна нация, стал международным языком церкви, права, медицины, средством коммуникации, обеспечившим взаимопонимание стран и поколений. Греческий язык использовался менее широко, но столь же интенсивно - так, основная научно-философская контроверза средних веков: мыслить бытие и материю в виде континуума или в виде дискретной сущности, строилась на противопоставлении идей Платона и Аристотеля.

Эпоха Возрождения в целом была названа так современниками, потому что основу ее культуры составляло воскрешение памятников античности – художественных произведений (скульптуры, фресок, архитектурных строений), рукописей, в которых воспроизводился мир античности, представлявшийся людям данной эпохи идеалом, нормой, недосягаемым образцом. В процессе анимации непреложных ценностей античной культуры, значимых для гуманистов эпохи Возрождения, следует отметить, прежде всего, стремление сохранить досуговые традиции античности, искаженные в период Средневековья, воссоздать гармонию духовного и физического развития человека в контексте свободного времени.

Особенно отчетливо воспроизведение непреходящих ценностей античного досуга прослеживается в ренессансных литературных источниках XIV-XVI веков. Традиции античной досуговой деятельности нашли отражение в произведениях Боккаччо, Сервантеса, Эразма Ротердамского и т. д. Значимым каналом передачи непреходящих ценностей античного досуга явились просветительские и образовательные учреждения, созданные гуманистами Возрождения. К ним следует отнести школы Гаспарио де Баринца и Гварино де Верона. 

Не менее интенсивно и выразительно шло использование античного социально-культурного опыта через проникновение его в плоть культур последующих эпох: Барокко, Абсолютизма, Просвещения и революции конца XVII века. Так, античная культурная экспансия выразилась в оправдании централизованной политики монархов в социально-культурной сфере XVII-XVIII веков опытом первых римских императоров, в повсеместном распространении палладианского канона в архитектуре, восходящего к социально-культурной теории и практике римского классицизма, в насыщении драматургии с античными сюжетами, в культивировании интеллектуализации, эстетизации.

В русской культуре ее диалог с культурой античности являлся постоянным, перманентно возобновляемым, неисчерпаемым. Античная энтелехия идеальной интеллектуальной и эстетической формы интегрировалась в России с христианской энтелехией, христианским восприятием социально-культурных явлений. 

Заключение

В завершение данной работы сделаем следующие выводы.

Основными столпами культуры эпохи античности являлись религия и мифология.  Мифология служила для греческого народа, её нельзя было отделить от жизни этих людей. Так же необходимо отметить в качестве столпов культуры эпохи античности и художественную культуру.

История греко-римских отношений – это преклонение римлян перед греческой культурой. Римляне стремились достичь совершенства греческой культуры. Но, несмотря на порой открытое подражание, римляне вкладывали в неё и своё. Культура Древнего Рима тесно связана с культурой Древней Греции. Она продолжила многие эллинистические традиции, но вместе с тем выступила как совершенно новое самостоятельное явление. Таким образом, в культуре Древнего Рима отчетливо прослеживается этрусское и древнее эллинистическое начало.

Т.А. Казначеева подчеркивает, что в период античности любой природный объект имел своего духа-защитника. Человек должен был расположить к себе духа того объекта, с которым он хотел взаимодействовать. Л. Винничук подтверждает эти соображения. Однако ключевым, как мы думаем, положением античного мировоззрения Т.А. Казначеева считает культ гения в Древнем Риме, который сопоставляют с древнегреческим культом демона, а как коллективного покровителя – с культом ларов – божеств домашнего очага и семьи. Л. Винничук смотрит на античный культ значительно шире. Говоря о Риме, она пишет про культ богов в целом.

Античная культура — неповторимое явление, предоставившее общекультурные ценности практически во всех сферах духовной и материальной деятельности. Всего-навсего три поколения деятелей культуры Античной Греции сформировали искусство возвышенной классики, заложили азы европейской культуры и формы для воспроизведения на несколько тысячелетий.





Список использованной литературы

Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. - М. : Знание, 1990. - 64 с.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польс. В.К. Ронина. - М. : Высш. шк., 1988. - 496 с. 

Казначеева Т.А. Античная картина мира в межкультурном аспекте: мировоззрение древних греков и древних римлян // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 2. - С. 208-213........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44