VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение конкурентоспособности локального ритейла на примере сети супермаркетов Кировский

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009603
Тема: Повышение конкурентоспособности локального ритейла на примере сети супермаркетов Кировский
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ	5
1.1 Сущность конкурентоспособности	5
1.2 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия	14
1.3 Методы разработки стратегии повышения конкурентоспособности	19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	25

ВВЕДЕНИЕ
     
     В данной дипломной работе исследуется тема: «Повышение конкурентоспособности локального ритейла на примере сети супермаркетов Кировский».
     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным и выпускать конкурентоспособную продукцию.
     Процесс повышения конкурентоспособности продукции достаточно сложен, и дело еще более усложняется тем, что внешняя среда, на которую ориентируется предприятие при производстве товаров, в современных условиях развивается чрезвычайно быстрыми темпами. В результате ни одно предприятие не застраховано от их резких изменений. И поэтому для обеспечения устойчивого развития работы предприятия их необходимо постоянно отслеживать и корректировать свои действия в зависимости от динамики изменений условий внешней среды.
     Рыночная конкуренция подстегивает российские предприятия выходить на другой уровень конкуренции. Но, к сожалению, многие отечественные предприятия попали в инновационную ловушку, что еще больше подрывает их конкурентоспособность.
     Конкуренция - это не негативное явление, и его нельзя отожествлять с абсолютно положительной архитектурой рыночной экономики. Конкуренция обеспечивает эффективную деятельность всех хозяйствующих субъектов и развитие национальной экономики в целом на основе рационально-оптимального удовлетворения потребностей целевого рынка. Однако избыток конкуренции может привести к серьезному рыночному дисбалансу: предложения увеличиваются - спрос остается неизменный - цена понижается (бриллианты имеют свою ценность, только благодаря своей стоимости).
     Для разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия необходимо сначала провести анализ данных параметров, а затем - выявить направления их совершенствования и представить предложения по внесению рекомендуемых изменений.
     Цель исследования - осуществить конкурентный анализ и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности локального ритейла на примере сети супермаркетов Кировский.
     Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     1. Изучить теоретические аспекты повышения конкурентоспособности;
     2. Провести анализ конкурентоспособности ЗАО Кировский;
     3. Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности торговой сети.
     Объектом исследования в данной работе является ЗАО Кировский.
     Предмет исследования: конкурентная среда предприятия.
     Методологические основы исследования заключаются в том, что за основу берется системный подход, а затем осуществляется его ситуационное применение. Первоначально рассматривается макросреда - то есть рыночная среда, окружающая исследуемое предприятие и определяется тип конкуренции, существующий на ней. Затем изучается непосредственно сущность вопроса - анализ всех параметров конкурентоспособности продукции предприятия и перспектив их улучшения. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия обобщают результаты исследований, синтезируя их, и формулируются с учетом данных работы конкретного предприятия.
     Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.
     Законодательная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей».
     В дипломной работе также использованы документы предприятия: годовые отчеты за 2014-2016 гг..
     Научная и практическая значимость данного исследования заключается в том, что ее результаты позволяют полно и доступно сформулировать основные положения конкурентного анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятия, а также определить и представить их конкретное воплощение в практической деятельности исследуемого предприятия - ЗАО Кировский. 
     При осуществлении исследования использовались методы анализа, синтеза, аналогии, экспертных оценок, статистики, наблюдения и другие.
     Структура квалификационной работы имеет следующую схему: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы и рисунки.
     

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность конкурентоспособности
     
     Конкуренция (от лат. «concurrentia» – столкновение, состязание) – широко известная и фундаментальная экономическая категория [6, С. 93]. 
     Динамика экономического развития мирового сообщества убедительно свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Более того, развитие экономики России свидетельствует о том, что непонимание значения конкуренции в рыночных отношениях и невнимание к ней грозят отставанием в уровне экономического развития страны. 
     Исследование показало, что теория конкуренции прошла длительный эволюционный путь развития. В процессе поиска верного научного определения понятий конкуренции и конкурентоспособности в разное время были высказаны не только оригинальные, но и довольно противоречивые суждения. Они совершенствовались в процессе развития товарного производства, изменения политической и экономической ситуации. 
     К научному пониманию сути и роли конкуренции экономическая наука шла очень медленно и долго. Теория рыночной конкуренции в XVIII-XXI вв. постоянно развивалась и совершенствовалась учеными известных экономических школ развитых стран мира. Начало этому процессу было положено физиократами, идеи которых получили развитие в трудах классиков и неоклассиков. В настоящее время данное научное направление развивается представителями новейших экономических школ [5, С. 131]. 
     Следует отметить, что в отечественной и зарубежной научной литературе даются трактовки трех видов конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. 
     Поведенческий – это первый подход к определению конкуренции в историческом плане, в рамках которого термин «конкуренция» понимается как процесс, в ходе которого предприятия борются друг с другом за потребителей своей продукции [8, С. 117]. 
     Структурный подход предполагает, что сущность конкуренции определяется типом рынка и господствующими на нем условиями. Данная трактовка конкуренции предполагает анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него [8, С. 121]. 
     Функциональный подход рассматривает сущность конкуренции с позиции ее роли в экономическом развитии. Эта трактовка конкуренции предполагает соперничество старого с новым, с инновациями [8, С. 125]. 
     Несмотря на то, что многие вопросы конкуренции уже довольно давно находятся в поле зрения зарубежных и отечественных экономистов, все же еще остается немало дискуссионных проблем по данной тематике, что актуализирует необходимость изучения и уточнения отдельных ее компонентов, важность которых приобрела особое значение в современный период глобализации экономики. Как справедливо отметил П. МакНалти: «Вероятно, среди всех концепций, используемых в экономической теории, наиболее фундаментальной и распространенной, и одновременно наименее удовлетворительно разработанной является концепция конкуренции».
     Российский ученый Г.В. Плеханов отмечал, что не существует четкого и общепринятого определения понятия «конкуренция». По мнению Г.В. Плеханова, понятие «конкуренция» принадлежит к числу самых расплывчатых и неясных. «Мы не имеем до сих пор, после многократных и многочисленных попыток различных авторов и продолжительной полемики в этом вопросе, никакой всеми признанной формулы, определяющей собой общее понятие «конкуренция» [30, С. 77]. 
     Сохранение научного интереса к изучению сущности конкуренции обусловлено осознанием того, что конкуренция является важнейшим элементом механизма функционирования рыночного хозяйства, определяющим эффективность использования общественного потенциала субъектами рынка. 
     В основном встречающиеся определения конкуренции характеризуют ее как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение экономически более выгодных условий производства, продажи и купли товаров и услуг. Чтобы глубже понять сущность конкуренции, проанализируем и обобщим некоторые определения конкуренции как экономической категории, встречающиеся в литературе, сформированные отечественными и зарубежными учеными (табл. 1).
     
     Таблица 1 – Определения категории «конкуренция»
Автор
Определение конкуренции
Й. Шумпетер [37, С. 108]
Конкуренция – соперничество старого с новым, побудительный мотив предпринимательской деятельности, которая не допускает дли- тельного существования прибавочной стоимости и уничтожает ее с помощью того же стимула – стремления к прибыли.
К. Маркс 
Конкуренция – есть не что иное, как внутренняя природа капитала, его существенное определение, проявляющееся и реализующееся во взаимном воздействии многих капиталов друг на друга, не что иное, как внутренняя тенденция, выступающая в форме внешней необходимости.
В.Д. Гончаров [14, С. 15]
Конкуренция – это система управления, планирования, претворения в жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, выработке, продаже продукции предприятием в соответствии с требованиями рынка
В.А. Клюкач [22, С. 238]
Конкуренция представляет экономическое соперничество предприятий, ведущееся на доступных сегментах товарного рынка за определенный объем платежеспособного спроса потребителей
В.И. Нечаев [28, С. 209]
Конкуренция - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать свой потенциал
А-Н.Д. Магомедов [24, С. 51] 
Конкуренция представляет собой борьбу на рынке с помощью изучения и прогнозирования деятельности хозяйствующих субъектов в области производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции с целью завоевания и расширения сегмента продуктового рынка и извлечения максимальной прибыли
В.З. Мазлоев, А.Н. Семин, Н.В.Боровских [25, С. 219]
Конкуренция – система экономических отношений между субъектами, действующими на микро-, мезо- и макроуровне в форме состязания за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья, ограниченный объем платежеспособного спроса покупателей.
     
     Официально принятым и законодательным в России можно считать термин, сформулированный в Законе РФ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [2]. 
     Объекты конкуренции – явления внешнего мира, за которые ведется соперничество, к ним можно отнести товары (услуги), факторы производства, инвестиционные ресурсы, потребительский спрос, информацию и власть. 
     Предметом конкуренции является все то, на что направлена деятельность субъектов конкуренции, чтобы завоевать объект конкуренции. 
     Необходимо отметить, что предложенные различными авторами определения понятия «конкуренция» характеризуют только один из множества ее аспектов. Исследуемая категория столь многогранна, что довольно сложно охватить ее сущность одним универсальным определением, которое раскрывает исчерпывающие знания об объекте. 
     Наиболее подходящим представляется определение конкуренции как борьбы хозяйствующих субъектов на рынке, основанную на максимально эффективном использовании их конкурентных преимуществ с целью достижения лидерства на рынке, а также за наиболее выгодные условия производства, купли, продажи товаров и услуг. 
     В широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. 
     В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна [38, С. 561] приводится следующее определение конкурентоспособности – «это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений». 
     Мазлоев В.З. и др. [24, С. 93] придерживаются мнения, что следует отдельно рассматривать конкурентоспособность субъекта и объекта конкурентных отношений. Конкурентоспособность субъекта – это степень его адаптации к конкурентной среде, умение воплощать конкурентные преимущества для удовлетворения своих целей. Конкурентоспособность объекта – это его способность удовлетворять потребности и выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. 
     В таблице 2 приведены определения конкурентоспособности как экономической категории, представленные в трудах зарубежных и отечественных экономистов. 
     
     Таблица 2 – Определения категории «конкурентоспособность»
Автор
Определение конкурентоспособности
Портер М. [33, С. 138]
Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Завьялов П. [19, С. 207]
Конкурентоспособность – концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей конкретного товаропроизводителя, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
М.И. Гельвановский [39, С. 55]
Обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов конкурентной борьбы
Фасхиев С.А. [41, С. 55]
Конкурентоспособность - реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей
Э.Н. Крылатых [40, С. 223]
Система свойств хозяйствующего субъекта (предприятия), произведенной продукции, отраслевых и региональных агропромышленных систем, обеспечивающих эффективную реализацию продукции (услуг) на внутренних и внешних рынках, а также устойчивое развитие производства
     
     В последнее время многие зарубежные и отечественные научные деятели, исследуя конкуренцию и конкурентоспособность предприятия, рассматривают их сквозь призму комплекса маркетинга. И действительно, при грамотном использовании всего комплекса маркетинга возможно добиться конкурентного преимущества организаций. Однако отметим, что использование всего комплекса - это очень затратное мероприятие и позволить его могут далеко не все предприятия, а точнее, единицы. Но тем не менее, с помощью маркетинга предприятия получают полезную информацию, способствующую принятию эффективных управленческих решений. Поэтому здесь, скорее всего, необходимо говорить о специфике деятельности предприятий (их предназначение, функции, принципы и т.д.), т.е. исходя из поставленных и решаемых задач предприятием и ведется маркетинговая работа (маркетинговый подход) [36, С. 315].
     На многих российских промышленных предприятиях маркетологи сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами, а именно: к сожалению, идеи маркетолога остаются на задворках структурных целей; введение внутренней статистической информации не способно предоставить полную информационную базу для адекватного реагирования маркетинга в условиях рыночной экономики; отсутствует возможность маркетингового отдела участвовать не только в управлении, но и в создании, совершенствовании продукции организации, что создает ослабление креативного мышления и ввод новых «фишек» для предприятия; отсутствует возможность задействовать все элементы маркетингамикса; слаб квалифицированный потенциал персонала в области маркетинга (теоретические навыки не подкреплены практикой, практика регрессирует развитие креативного мышления, в связи с обыденностью методов и механизмов); информационные данные ограниченны (информация поступает с опозданием, что в настоящее время неприемлемо для промышленных производителей); отсутствует четко структурируемое понимание роли и задач маркетинга; время зарождения идеи и время ее реализации, к сожалению, остается проблемой маркетинга, а не всего предприятия, а как говорится, «конкуренты не дремлют» [34, С. 255].
     На вышеуказанном затруднения маркетологов не заканчиваются, истоки проблемы кроются еще и в подготовке специалистов в образовательных учреждениях. Студенты, получая диплом о высшем образовании, совершенно не готовы к практической деятельности. Каждое новое поручение руководства вызывает в их глазах все больший и больший испуг от неопределенности, что порождено неполнотой и недостаточным уровнем их практических знаний в данной сфере. Дело в том, что маркетинг в университетах теоретизирован и, к сожалению, не рассматривается причинно- следственная связь (например, маркетинг - это явление и процесс; способ и решение; философия и методология; наука и искусство; управление и ремесло; теория и практика и т.д.).
     Великий экономический ум своего времени Ф. Найт отмечал, что степень предсказуемости деятельности предприятий возрастает лишь в том случае, если новые знания возникают в результате целенаправленных размышлений, исследований, наблюдений и экспериментов.
     Однако ситуация ухудшается еще тем, что, как ни хотелось бы говорить, но мы серьезно отстаем от маркетологов и менеджеров западных стран. Но так было не всегда. Во времена Советского Союза, после Второй мировой войны, государство умело использовало маркетинг для достижения своих целей, причем большинство граждан даже и не подозревали, что они являются их участниками. Так, на съездах народных депутатов СССР «неважно, по какому вопросу» все поднимали руку «за». Нехватка (отсутствие) продовольственных товаров позиционировалась как общее решение о повышении их стоимости, хотя участие в выборе повышения вы не принимали, однако так говорят, значит, все так решили, значит, так оно и есть. Данный случай напоминает стремление современного менеджмент-маркетинга развить корпоративизм и производительность труда в организации, дух общего дела, мотивационно-оринтированную деятельность сотрудника.
     Но следует отметить, что маркетинг в конкурентной среде в тот период даже не рассматривался. Уточним, что в те времена конкуренция проявлялась совсем в других ипостасях (все управленческие решения принимались административным аппаратом государства). Существовал лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота», невольно возникает вопрос: а где и кто является конкурентом данной организации? Ответ очевиден.
     Однако с приходом рыночной экономики дела обстоят иначе. Рыночная конкуренция подстегивает российские предприятия выходить на другой уровень конкуренции. Но, к сожалению, многие отечественные предприятия попали в инновационную ловушку, что еще больше подрывает их конкурентоспособность.
     Конкуренция - это не негативное явление, и его нельзя отожествлять с абсолютно положительной архитектурой рыночной экономики. Конкуренция обеспечивает эффективную деятельность всех хозяйствующих субъектов и развитие национальной экономики в целом на основе рационально-оптимального удовлетворения потребностей целевого рынка. Однако избыток конкуренции может привести к серьезному рыночному дисбалансу: предложения увеличиваются - спрос остается неизменный - цена понижается (бриллианты имеют свою ценность, только благодаря своей стоимости).
     Конкурентоспособность предприятий и страны в целом, на наш взгляд, должна формироваться на следующих постулатах [31, С. 264]: 
     - комплексно вести бизнес (весь спектр продукции / товарная иерархия, комплекс оказываемых услуг «у нас, как в Греции, есть все»); 
     - сотрудничать с предприятиями (что позволяет оказывать весь спектр услуг, способствует привлечению большего числа клиентов); 
     - постоянно стремиться к улучшению качества продукции и услуг; 
     - исследовать, производить инновации в производственной области; 
     - разрабатывать систему маркетинга, рассматривая маркетинг сквозь призму способов решения рыночных задач в целом и предприятия в частности, а также искусного управления им; 
     - развивать креативное мышление у сотрудников (идеи, модернизация, новизна); 
     - совершенствовать образовательную деятельность (университеты, институты, курсы повышения квалификации и т.д.), направленную на приобретение практических навыков и умений.
     На основе вышеизложенных определений можно сделать следующие выводы [26, С. 68]: 
     - большинство авторов рассматривают конкурентоспособность субъекта с точки зрения конкурентоспособности выпускаемой им продукции, соответствующей требованиям рынка; 
     - конкурентоспособность субъекта характеризуется эффективностью использования имеющихся ресурсов; 
     - конкурентоспособность является динамичным показателем, зависит от внешних и внутренних факторов; 
     - конкурентоспособность – это способность субъекта выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными субъектами на данном рынке, показывает уровень его развития по сравнению с конкурентами. 
     По нашему мнению конкурентоспособность - умение хозяйствующего субъекта соперничать на рынке за увеличение рыночной доли с целью повышения доходности и потенциальных возможностей долгосрочного развития деятельности. 

1.2  Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
     
     
     Анализ конкурентоспособности продукции дает возможность выявить слабые и сильные стороны конкурирующих компаний, и повысить конкурентоспособность своей продукции за счет повышения ее качества, внедрений инновационных методов и технологий. 
     Анализ конкурентоспособности любого субъекта (объекта) делится на качественный анализ и количественные оценки конкурентоспособности по отношению к конкретным соперникам, относительно которых оценивается уровень конкурентоспособности. 
     Экономический анализ предприятия в рыночных условиях предполагает знание и умение проводить анализ конкурентоспособности. Конкурентоспособность фирмы (предприятия) оценивается с помощью совокупности показателей. Единообразия и общих подходов к ним не существует. Для оценки конкурентоспособности товара и предприятия используются разные методики. Существующие методики часто оспариваются. Каждый показатель имеет определенные достоинства и слабые места. Но он лишь определяет текущую позицию организации. Конкурентоспособность нельзя принимать за показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Предложенные методики разных авторов, отличаясь друг от друга, охватывают различные стороны этого понятия, но не имеют законченной и комплексной структуры [35, С. 511]. 
     Для многих современных экономистов конкурентоспособность означает не столько важный для измерения показатель, сколько философию работы менеджмента, разнообразие стратегических и тактических приемов направленных на поиск преимуществ и их эффективное использование в конкурентной борьбе. Тем не менее, игнорировать количественные оценки конкурентоспособности, несмотря на их слабые места, современная компания не может. 
     Важной для конкурентоспособности фирмы является конкурентоспособность ее товаров и сравнение ее с конкурентоспособностью конкурентов. Долгое время в оценке конкурентоспособности предприятия главную роль отводили оценке конкурентоспособности ее товаров. Поэтому количественные показатели в этой области отработаны и унифицированы в большей мере.
     Установление совокупности качественных параметров товара – исходный пункт оценки его конкурентоспособности. Среди качественных показателей КС выделяются две категории параметров: «жесткие» и «мягкие». Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара. «Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара. 
     При применении метода оценки уровня КС предприятия в многономенклатурном производстве могут возникать сложности в оценке уровня КС каждого вида продукции: расчет потребует чрезмерных затрат труда и времени. Если оценить каждый вид продукции не представляется возможным, то следует использовать показатели только тех продуктов, которые имеют наибольший удельный вес в объемах производства и продаж или же провести оценку по группам продукции. 
     Конкурентоспособность товара включает [42, С. 85]: 
     * параметры, созданные в производстве и являющиеся свойствами товара;
     * параметры сбыта и сервиса товара, включая условия продажи, послепродажного обслуживания и ограничения потребителей; 
     * субъективное восприятие товара потребителем. 
     Специалисты по маркетингу отмечают следующую ошибку. Нередко анализ конкурентоспособности товара охватывает, в основном, показатели качества, и тогда оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара. 
     КС товара (предприятия) можно анализировать по двум направлениям. Это зависит от того, какая задача важнее: определение параметров, по которым мы более всего отстаем от конкурентов или общее представление о позиции нашего товара относительно товара-конкурента. Соответственно используется один из двух методов [29, С. 161]: 
     * дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базового образца, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых; 
     * маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра. 
     В настоящее время осознано, что количественные показатели КС предприятия не могут сводиться только к конкурентоспособности ее товаров. Например, предлагается привлечь еще две группы показателей. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и т.д.) в обобщенном виде отражают (хотя и косвенным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и т.д.) отражают уровень эффективности производства данной фирмы. Особенно это важно при определении потенциальной конкурентоспособности. 
     Можно привсти следующую классификацию современных количественных методов оценки КС [32, С. 218]: 
     * метод сумм, когда, например, суммируются темпы прироста отобранных показателей; 
     * средняя арифметическая взвешенная, когда темы прироста суммируются с учетом веса каждого показателя по какому-либо принципу; 
     * метод ранжирования или суммы мест, когда суммируются места, достигнутые предприятиями по отобранным показателям: наименьшая сумма мест означает первое место; 
     * метод балльной оценки, когда каждый показатель имеет свой весовой балл, и в баллах оцениваются приращения показателей по определенной шкале; 
     * различные методы рейтинговой оценки. 
     Большинство исследований опирается на описательные характеристики или балловые оценки. Такой подход часто используется при изучении потребительских предпочтений. При интервьюировании потребители оценивают потребительские свойства товара и его конкурентов в определенном диапазоне баллов. Затем специалисты подсчитывают среднеарифметические показатели по каждому свойству и интегральные показатели конкурентоспособности. Экономисты отмечают важный недостаток такого подхода – высокий уровень субъективизма. В то же время нельзя не учитывать и важное достоинство этого показателя, ведь он в большей степени отражает реальные требования покупателей, спрос и нужды, относительную полезность. В соответствии с ними вносятся корректировки в ожидания менеджеров и планирование. Второй подход – использование экспертных оценок. Достоинством является то, что оценка дается специалистами и может более объективно отражать конкурентные преимущества. В то же время и при этом подходе критике подвергается субъективность. Третий подход сводится к оценке экономической эффективности, как общей основы долгосрочной конкурентоспособности. Использование финансовой отчетности упрощает сбор информации о конкурентах, так как эти документы относятся к публичной отчетности и могут появляться в печатных или электронных изданиях. При данном функциональном подходе рассчитывают систему финансово-хозяйственных показателей (рентабельность, ликвидность, оборачиваемость и т.п.)., что позволяет расширить оценку КС предприятия, представить ее комплексно. И, наконец, в современных условиях для оценки конкурентоспособности отдельные исследователи начинают применять графические иллюстрации и другие математические методы и модели, что позволяет преодолеть некоторые недостатки других методов [16, С. 124]. 
     Исследователи количественных оценок КС и практики их применения отмечают, что в теоретическом плане разработка некой комплексной и применимой ко всем без исключения объектам методики представляется задачей очень трудоемкой и практически неосуществимой. Гораздо более значимые достижения могла бы иметь разработка наиболее общих положений по проведению данной оценки, которые легко адаптировались бы к особенностям разных объектов.

1.3 Методы разработки стратегии повышения конкурентоспособности 


     Конкурентные стратегии предприятия – это результирующие системной работы по выработке методов и способов повышения конкурентоспособности. Стратегии могут быть разными, в зависимости от рыночной ориентации предприятия. Общее для всех то, что они целенаправленно влияют на всю организацию и ее развитие в будущем. 
     Как правило, в приоритетах стратегического плана находится оптимизация структура компании и управление ею. Логика проста – от грамотных управленческих решений и их внедрений зависит успех выполнение любой лок Существует много стратегий, которые позволяют добиться достижения конкурентных преимуществ, но базовые конкурентные стратегии следующие [12, С. 309]: 
     1. Лидерство в издержках. 
     2. Дифференциация. 
     3. Фокусирование (концентрация). 
     4. Ранний выход на рынок (инновации). 
     5. Синергизм. 
     Выбор стратегии развития компании определяется положением компании на рынке, ее конкурентоспособностью, т.е. от конкретного состояния отдельных характеристик компании, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность, позволяющая выжить в окружающей бизнес среде, выжить как можно дольше и с прибылью. Поэтому для компании актуальным является вопрос определения стратегии дальнейшего развития с учетом ее позиции на рынке и возможностей реализации выбранного направления.
     Далее предлагается методический подход для выбора стратегии развития с учетом положения компании на кривой ее жизненного цикла. Для определения этапа, на котором находится компания предлагается использовать систему показателей, таких как мощность, организация работ, затраты, трудовой потенциал, качество работ, т.е. основных показателей, характеризующих ее конкурентоспособность. По величине этих показателей и темпов их изменения можно судить о положении предприятия на кривой жизненного цикла [9, С. 225]. 
     Современная организация характеризуется как открытая система, которая непрерывно взаимодействует с неопределенной окружающей бизнес средой через обмен ресурсами, продукцией, информацией и т.п., используя во всей полноте интеллектуальный и духовный потенциал персонала. Основной ее целью является выживание и развитие в изменяющейся бизнес среде с учетом особенностей этапа ее жизненного цикла.
     Выбор стратегии развития компании определяется положением компании на рынке, ее конкурентоспособностью, т.е. конкретным состоянием отдельных характеристик компании, достижение которых является для нее желательным и на это должна быть направлена ее деятельность, при этом основным фактором, обеспечивающим не только выживание компании, но и формирования возможностей для дальнейшего развития является интеллектуальный и профессиональный уровень трудового потенциала, т.к. именно он и определяет продолжительность жизненного цикла компании и особенно этапов роста и стабильности.
     Все этапы жизненного цикла компании можно сгруппировать по трем направлениям стратегического развития (табл. 3).
     
     Таблица 3 - Основные направления стратегического развития в соответствии с этапами жизненного цикла предприятия [9, С. 231]
Стратегии
Этапы жизненного цикла
Оценка
Стратегия «СОЗДАНИЕ БИЗНЕСА»
Ухаживание
Этап формирования бизнес-идей, использование творческого и интеллектуального уровня трудового потенциала компании.
Стратегия «РОСТА»
Младенчество
Формулирование бизнес-идеи с четким представлением о том, что делать и для кого делать. Определение рыночного сектора.

«Давай-давай»
Ответ на вопрос как делать и формирование мощности и команды исполнителей. Выход с малым выпуском продукции на выбранный сектор. Проверка правильности выбора вида деятельности.

Юность
Формирование управленческой структуры и мощности компании. Увеличение объема реализации.

Расцвет
Максимальное использование мощности компании. Увеличение доли рынка. Максимизация прибыли.
Стратегия «ЗАЩИТА СВОЕЙ ПОЗИЦИИ»
Стабильность
Удержание позиций на рынке. Стабилизация объемов производства. Рассмотрение возможностей повышения конкурентоспособности за счет углубления в рынок или поиск новых рынков. Диверсификация. Рассмотрение новых бизнес идей.

Аристократизм
Снижение прибыли. Основное внимание эффективности деятельности за счет ресурсосберегающих технологий. Организация реализации новой бизнес-идеи.

Ранняя бюрократия
Упадок деятельности. Снижение объемов работ. Высвобождение мощности или ее перевод в новое направление бизнеса.
Стратегия «ЗАКРЫТИЯ БИЗНЕСА» (сворачивание деятельности уход из бизнеса)
Бюрократия
Закрытие этого направления бизнеса с наименьшими потерями для компании.

Банкротство

     
     Сложность и многоаспектность проблемы разработки стратегии развития компании на определенном этапе ее жизненного цикла требует комплексной оценки конкурентного статуса компании и возможностей ее дальнейшего развития. Для проведения такой комплексной оц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44