VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение конкурентоспособности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000658
Тема: Повышение конкурентоспособности предприятия
Содержание
Министерство  образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА» (АлтГТУ)

Институт интенсивного образования
Институт развития дополнительного профессионального образования
Кафедра Менеджмент в бизнесе

ББК 65.305.735-132                                                              Допустить к защите в ГАК
Зав. каф. МБ                 Болховитина Е.Н.
                                    «___» _____________ 2015 г.
Повышение конкурентоспособности предприятия
 (на примере ЗАО «Табунский элеватор»)

Пояснительная записка
к дипломной работе

ДР080507.79.000 ПЗ     

обозначение документа

Дипломник группы           Х(з) – МО-92   	А.П.Черцов	
и.о., фамилия
Руководитель                                                                                               
проекта ____________________доцент, к.т.н.________________Н.Н.Горлова
                                                    должность, ученое звание                                           и.о., фамилия

Консультанты:
     _______________________________________________________________________
раздел проекта                    должность, ученое звание                подпись                 и.о., фамилия
     _______________________________________________________________________
 раздел проекта                    должность, ученое звание                подпись                 и.о., фамилия
нормоконтроль                 ст. преподаватель                           Л.А.Толстопятова
раздел проекта                    должность, ученое звание                подпись                 и.о., фамилия


БАРНАУЛ 2015
    
    Реферат
    
     Данная дипломная работа содержит 69 листов пояснительной записки, 9 рисунков, 15 таблиц, 2 приложения. Дипломная работа выполнена с использованием 51 источника.
     Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, производство, совершенствование, зернопереработка.
     Цель дипломной работы заключается разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции.
     Задачи, поставленные при написании дипломной работы:
     - рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товара на предприятии,
     - провести анализ хозяйственной и экономической деятельности предприятия;
     - выявить проблемы зерноперерабатывающего предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности продукции. 
     Объектом исследования дипломной работы выбрано зерноперерабатывающее предприятие ЗАО «Табунский элеватор».
     Предметом исследования являются методы и пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
     Период исследования составил: 2012-2014 г.
     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
     В первой главе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности продукции.
     Во второй главе представлена краткая характеристика ЗАО «Табунский элеватор» и проведен анализ финансово-экономической деятельности предприятия.
     В третьей главе предложены и оценены мероприятия по повышению конкурентоспособности производимой продукции ЗАО «Табунский элеватор». 
     
     
     
     












    Содержание 
    
Введение …………………………………………………………………………...…..
4
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия…………………..
6
1.1Понятие конкурентоспособности ……………………………………………….
6
1.2 Параметры конкурентоспособности ……………………………….................
12
1.3Методы оценки конкурентоспособности ………………………………………
15
1.4Пути повышения конкурентоспособности …………………………………….
20
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО «Табунский элеватор»……………………………………………………………………………..

25
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Табунский элеватор»…………………………...
25
2.2 Организационно - управленческая структура предприятия………………...
26
2.3Анализ персонала…………………………………………………………………..
29
2.4 Производственная деятельность ЗАО «Табунского элеватора»………………..
34
2.5  Анализ финансовых показателей предприятия…………………………………
38
2.6 Оценка конкурентоспособности предприятия…………………………………..
40
2.7 Анализ отрасли ……………………………………………………………………
44
2.8 SWOT – анализ…………………………………………………………………….
46
3 Разработка рекомендаций на мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия………………………………………………

50
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятия………………………
50
3.2 Повышение качества муки за счет использования современных технологий...
55
3.3Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………………….
57
Заключение……………………………………………………………………………..
60
Список использованных источников…………………………………………………
62
Приложение А-Задание на дипломную работу……………………………………...
66
Приложение Б- Прайс-лист…………………………………………………………...
69
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Введение
     
     В последние годы вопрос повышения конкурентоспособности продукции и услуг звучит все чаще. Не сказать, что эти вопросы не волновали ранее, безусловно, волновали, но в последние годы актуальность конкурентоспособности продукции и услуг обусловлена ужесточением конкуренции как внутри страны, так и за пределами. Кризисные явления в экономике лишь еще более усилили конкуренцию на фоне сокращения спроса на продукцию и услуги и стремление компаний к повышению собственного уровня конкурентоспособности. Естественно, не стоят на месте и потребители, предъявляющие все более высокие требования к товарам и услугам. Предпочтения потребителей имеет особое значение в конкурентоспособности, их мотивы, ценности, стимулы влияют на процесс совершения покупки и выбор товара. Все это свидетельствует о целесообразности, как с научной, так и с практической точек зрения, развития теории и методологии оценки конкурентоспособности предприятия, разработки теоретико-методологических основ построения систем обеспечения ее повышения на основе соответствующих методов и механизмов.
     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
     На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара.
     	Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования конкурентоспособности продукции отечественных производителей в конкурентной среде, так как активное вхождение на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных с каждым днем растет, а также растут и запросы потребителей.
     Цель дипломной работы заключается разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции.
     Задачи, поставленные при написании дипломной работы:
     - рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товара на предприятии,
     - провести анализ хозяйственной и экономической деятельности предприятия;
     - выявить проблемы зерноперерабатывающего предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности продукции. 
     Объектом исследования дипломной работы выбрано зерноперерабатывающее предприятие ЗАО «Табунский элеватор».
     Предметом исследования являются методы и пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
     Практическая значимость выводов и предложений, обоснованных в дипломной работе, заключается в возможности их использования в ЗАО «Табунский элеватор» с целью повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
     Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов таких, как Кудрявцев К.А., Ларионова Г., Радулов Д.Д., нормативные и законодательные акты РФ. 
     Методологической базой являются методы финансового анализа, экономико-математические методы, методы стратегического анализа.
     
     
1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции
     
     1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
     
     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
     Предлагается следующее определение конкурентоспособности - комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов [3, с. 145].
     Словари дают следующие толкования этого слова:
     1) «…конкурентоспособность товара – совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [4, с. 452];
     2) «…конкурентоспособность товара – способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [11, с. 234].
     По нашему мнению, все эти определения имеют один общий недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: качество цена потребления.
     Данное определение, а именно: «…конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и / или реальную) выдержать конкуренцию», – более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность [18, с. 83].
     Конкурентоспособность – более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
     Исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.
     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения:
     1) конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.;
     2) покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комплекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории;
     3) как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
     Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены.
     В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции:
     по состоянию рынка выделяют: 
     - совершенная (свободная);
     - несовершенная, регулирующая. 
     Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также предполагает следующее:
     1) объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
     2) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
     3) покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
     4) продавцы действуют независимо друг от друга;
     5) доступ на рынок никем и ничем не ограничен [19, с. 22].
     Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность [7, с. 9].
     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».
     По способам соперничества выделяют: 
     - ценовую;
     - неценовую. 
     Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
     1) продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
     2) продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
     3) первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу [19, с. 24].
     Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). 
     Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки. 
     Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
     Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
     К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.
     Главным фактором ценовой и неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом влияют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена.
     Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией.
     Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.
     При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках.
     Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспособности.
     Однако прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.
     На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.
     На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.
     На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента.
     Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя.  В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
     Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
     По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок.  Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.
     Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность  товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему представлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит  и такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, то есть состояние расширенных характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брэндинг и так далее).
     Учитывая важность сервисного обслуживания в качестве орудия конкуренции, многие фирмы учреждают у себя внушительные отделы, которые работают с жалобами и замечаниями клиентов, занимаются вопросами кредитования, материально-технического обеспечения, технического обслуживания и информации. Многие фирма выделяют специальные телефонные линии для оперативного принятия мер по жалобам клиентов. Собрав статистические данные о типах претензий и жалоб, отдел сервисного обслуживания клиентов может настоять на внесении необходимых изменений в конструкцию и систему контроля качества товара, в практику его продажи под интенсивным давлением и т. п. Сохранение благорасположения уже существующих потребителей обходится дешевле, чем привлечение новых или попытки вернуть ранее потерянных. На большинстве товаров, указан номер телефона, по которому потребитель может позвонить бесплатно и получить необходимую ему информацию или совет. Предоставление всех этих услуг должно быть скоординировано и направлено на обеспечение потребительской удовлетворенности и создание приверженности к фирме [47, с. 23].
     Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки: цена – качество – сервис - маркетинговое окружение (таблица 1).
     
     Таблица 1 - Основные факторы конкурентоспособности товара
Фактор
Характеристика факторов
1
2
Цена 
Соотношение уровня цены с ценами конкурентов.
Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов.
Привлекательность для потребителей системы скидок.
Качество 
Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации и т.д.)
Престижность, дизайн, экологичность товара.
 Сервис 
Качество поставки товара.
Уровень торгового обслуживания.
Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию.



Продолжение таблицы 1
1
2
Маркетинговое окружение
Уровень организации маркетинг-логистика.
Эффективность рекламных мероприятий.
Уровень дизайна и содержательности упаковки.
Разработка брэндинга товара.
Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара.
Возможность покупки товара с помощью средств мультимедия технологий.
     
     По словам Левитта конкуренция по-новому?это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих заводах и фабриках, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещей. Фирма должна постоянно искать эффективные пути подкрепления своего товарного предложения [47, с. 25].
     
     1.2 Параметры конкурентоспособности продукции
     
     Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.
     Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим) (рисунок 1).
     Потребительские параметры характеризуют потребительские свойства товара, из них складывается его полезный эффект; они представляют набор «жестких» и «мягких» параметров. Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.
     Экономические параметры характеризуют экономические свойства товара - формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
     Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1 – Параметры конкурентоспособности товара
     
     «Жесткие» параметры представляют комплекс регламентируемых показателей. Они включают следующие характеристики:
     - технические — это параметры назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические параметры (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), конструктивные параметры (технологические решения, надежность, долговечность);
     - нормативные — параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, действующим на рынке, где данный товар предполагается продавать.
     «Мягкие» параметры характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т.п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.
     В настоящее время, когда рынок заполнен множеством товаров, у которых «жесткие» параметры в значительной степени схожи, возрастает роль «мягких» параметров, придающих товарам своеобразие и привлекательность.
     Экономические параметры связаны с затратами покупателя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода эксплуатации (потребления). Сюда входят цена изделия, расходы на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание, налоги, страховые взносы и т.д. Среди экономических параметров можно назвать также действующую систему скидок, условия поставок и платежей, сроки и условия гарантий и т.д.
     Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
     1) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
     2) соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
     3) соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара;
     4) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением [23, с. 118].
     Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и «уровень качества» нельзя, поскольку «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.
     Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.
     Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей – уровень конкурентоспособности.
     На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов [23, с. 119].
     Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно жесткие, которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара).
     
     1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции
     
     Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
     В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам: 
     - противоположности целей и средств субъектов рынка; 
     - учета особенностей различных сегментов рынка; 
     - квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований; 
     - преимущественно рационального поведения субъектов рынка. 
     Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции. 
     В связи с этим отношения потребителя и производителя можно выразить матрицей противоположности целей и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (таблица 2). 
     
     Таблица 2 - Матрица противоположнос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.