- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятия морфемики и изучаемые ею объекты
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006498 |
Тема: | Понятия морфемики и изучаемые ею объекты |
Содержание
Теоретическая глава 1.1 Понятия морфемики и изучаемые ею объекты 1.2 Характеристика морфем русского языка 1.3 Морфемная структура слова 1.1 Понятия морфемики и изучаемые ею объекты Морфемные подсистемы (словоизменительная и словообразовательная) присутствуют только в тех языках, в которых слова составляются из морфем. Для некоторых языков выделение морфологического уровня как самостоятельной подсистемы языка является неправомерным. Обратимся к семантике морфем и отметим, что морфемы делятся на классы, не всегда укладывающиеся в единую систему. Так, корневые морфемы выступают носителями основного лексического значения слова, в то время как словообразовательные морфемы привносят в значение слова некоторые добавочные компоненты (например, в русском языке – ехать и переехать). При этом словоизменительные морфемы указывают на синтаксические позиции каждой словоформы в предложении (например, в русском языке в далеком океане и даль океана). Различные классы морфем изучают в различных отделах лингвистики — в словообразовании, лексикологии, морфологии. Значение морфемы нельзя определить вне целого слова и вне отношения к самой семантике корня. Например, в русском языке показатель «а» несет в себе разнообразные функции в таких словоформах как вела, стена, мороза, тормоза. Е.С. Кубрякова, занимающаяся изучением этой проблемы, показала, при понимании морфемы как знака, который имеет сове собственное означаемое, никак не удастся рассматривать это значение и рассмотреть эти морфемы как отдельные сущности. Так, для определения значения морфемы, необходимо присутствие слова, основы слова и парадигмы, потому что само понятие морфемы является производным от понятия слова. Она отмечает, что на это указывает также существование связанных морфем, остаточных фрагментов слов и интерфиксов. [Кубрякова 1974]. Морфема не способна функционировать самостоятельно в качестве значимой единицы; она играет строевую роль в составе слова и словоформы. Так, морфема, по сути, не является элементом определенной языковой системы или подсистемы. Морфема всегда выступает как часть словоформы, ее нужно изучать в составе слова, когда оно рассматривается в аспекте своей морфологической членимости. Членимость слова - особое морфологическое свойство слова, характеризующее специфику его внутреннего строения. Это процесс выделения в слове морфем – способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы, – устанавливаемая в ходе применения процедур морфемного членения. Словообразовательно мотивированные - это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол - столик ‘маленький стол’, белый - белеть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов. Согласно роли, которую исполняет морфема в слове, выделяют корневую морфему и служебную (аффиксальную). Корневая морфема является обязательной частью слова, составляя его лексическую базу, и выражается корнем слова. Согласно роли в образовании слова Аффиксы не являются обязательной частью слова и исполняют функцию оформления слова, как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Это: приставка (префикс), суффикс, интерфикс (соединительная гласная), окончание, постфикс. Словообразующие морфемы Формообразующие морфемы Рис.1.2. По роли в образовании слова Словообразующая морфема изменяет лексическое значение слова и служит для образования новых слов. Согласно степени участия в процессе образования словФормообразующая морфема служит для образования формы одного и того же слова. Непродуктивные морфемы Продуктивные морфемы Рис. 1.3 По степени участия в процессе образования слов Таким образом, изучая лексико-семантические группировки лексических единиц, их словообразовательные связи и рассматривая морфологическую структуру лексем, парадигматику слов, ученый имеет дело с одним и тем де элементом языковой системы — со словом. Разумеется, отсутствие морфем в некоторых языках, таких как вьетнамский или китайский, является веским аргументом для отрицания существования морфемного уровня и единой подсистемы морфем как составных частей языковой системы [Попова, Стернин 2007 : 262-265]. Ю.С. Маслов полагает, что значение морфемы представляет собой преимущественно только некоторый полуфабрикат, так называемую «молекулу смысла». Вне лексемы значение морфемы остается диффузным, его очень тяжело определить. Однако, существует возможность выделить 2 два основных класса значений, обслуживающиеся морфемами. Речь идет о противопоставлении синтаксических и лексических значений, которое уже давно замечено языковедами и закреплено в таких терминах как номинативностъ — предикативность и слово — предложение. В философии это противопоставление представлено дихотомией - элемент — структурное отношение [Маслов 1978]. Еще один отечественный лингвист, академик В.В. Виноградов утверждал, что в морфологии нет абсолютно ничего, чего нет или раньше не было в лексике и синтаксисе [Виноградов 2001]. Действительно, анализируя значения, которые выражаются в слове с помощью разных морфем, нельзя обнаружить никакие другие значения, кроме синтаксических и лексических. Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени. Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-). Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание. Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а). Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут. Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут. От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения. От основы настоящего/простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова. У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый. Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми. Корневые морфемы имеют конкретные лексические значения, а словообразовательные морфемы обладают групповыми лексическими значениями типа значений признака, действия, деятеля, устройства, детеныша и пр. Словоизменительные морфемы обладают возможностью выражать лексические значения более высокого уровня абстрагированности. Например, значения класса или рода имен существительных, времени и числа глаголов, вещественности, собирательности, одушевленности или неодушевленности. Наиболее абстрактными морфемными лексическими значениями считаются значения частей речи. Часто словоизменительные морфемы имеют синтаксические значения, которые могут быть 2х типов – синтаксические значения, которые отражают отношения в объективном мире (временные, пространственные и др.), и синтаксические значения, которые отражают отношения, устанавливаемые между образами внешнего мира в мозгу человека (отношения тождества, сравнения, различия, соответствия и предикативные отношения). Синтаксические значения отражаются, к примеру, в падежных флексиях, обозначающих отношения между участниками конкретной ситуации (объект действия, инструмент, деятель, место действия и др.). Определенные наборы падежных морфем и значения, которые ими выражаются, варьируются от языка к языку. К примеру, число падежных морфем разнится от 40 в отдельных дагестанских языках до их абсолютного отсутствия в аналитических языках. Национальная особенность языковой системы заключается в том, какие именно синтаксические и лексические значения закреплены в словоизменительных морфемах. В отборе подобных значений нет никакой обязательности, здесь часто проявляется игра фантазии, случай, и поэтому морфологические группировки слов в разных языках так существенно различаются. Морфемное оформление синтаксических и лексических категорий является факультативным и относится к особенностям техники языка. А в таких языках, как вьетнамский или китайский, то есть там, где отсутствуют словоизменительные морфемы, эти значения могут выражаться на лексическом или интонационном уровнях [Попова, Стернин 2007 : 262-290]. При сравнении разных языков очень часто открывается тот факт, что морфемным средствам одного языка могут соответствовать лексические средства в другом. Так, в славянских языках аспектуальные значения выражаются с помощью форм вида глагола, а в германских языках — с помощью лексических средств. Морфемным средствам одного языка соответствуют синтаксические средства другого. К примеру, падежным формам в русском языке соответствуют предлоги в английском языке или позиция слова в предложении в аналитических языках. Однако, и в одном языке встречаются случаи употребления лексических и морфологических или синтаксических и морфологических средств для выражения одного и того же значения. Например, в русском языке значение времени может выражаться как глагольными морфологическими формами, так и на уровне лексики, то есть с помощью наречий времени. Значение модальности может передаваться морфологическими формами наклонений, на уровне синтаксиса – с помощью сочетания слов в предикативном единстве - и на уровне лексики – с помощью добавления таких слов как «мог», «обязан», «нужно» и пр. В германских языках присутствует целый класс модальных глаголов, то есть особый вид лексических средств выражения значения модальности. Как правило, лексемы, которые выбираются для передачи синтаксических значений, позже становятся служебными словами, то есть уже синтаксическими средствами. Например, такие предлоги как «со стороны кого-нибудь», «в соответствии с», «в свете чего-либо» и др. Новый класс отношений изменяет природу лексических средств, и из самостоятельных слов они превращаются в служебные. Итак, не существует особой «морфологической» семантики. Морфемы являются проявлением языковой техники, а не обязательным элементом языковой системы. В сфере морфологии находятся наибольшие различия между языками, и именно поэтому морфемное устройство лексической единицы и способы употребления морфем в структуре лексемы легли в основу первой типологической классификации языков всего мира. Различают сильные и слабые позиции морфем, которые полностью определяются сильными и слабыми позициями фонем, которые в них входят. В синтетических языках, к которым относится русский язык, в составе слова происходят изменения фонем на стыках морфем. Часто изменения на стыках достигают наиболее высокой степени слияния морфем, это ведет к потере границ между морфемами и утрате связей между этимологически родственными лексемами. В языках, в которых нет письменности, подобные превращения морфем приводят к относительно быстрой потере связей между родственными словами и морфемами и вызывают изменения в фонетической системе и формальной стороне лексики. В письменных языках, особенно в тех, где существует орфография, которая построена на морфологическом принципе, требующем единства написания морфемы абсолютно в любом ее положении в слове, способность различать морфемы превращается в условие грамотности. Подобное знание нужно в первую очередь ученым, которые исследуют этимологию слов и выявляют словообразовательные парадигмы. Данные практические и теоретические нужды делают разумным выделение особого отдела морфологии – морфемики -, занимающегося изучением границ между морфемами в слове. Фонетические изменения, которые происходят на стыках морфем в слове, изучает отдел языкознания, морфонология, тесно связанная с морфемикой и фонологией. Морфемика предлагает рекомендации, как правильно разделять слово на морфемы, а морфонология обучает ориентированию в сложных случаях трансформации фонем на стыках морфем. Эти отделы изучают план выражения лексемы, то есть звуковые особенности слова в зависимости от составляющих его морфем. Морфонология и морфемика собой представляют полезные и важные отделы лингвистики с практической точки зрения, однако они изучают все те же словоформы с точки зрения именно морфемного состава, а не морфемы как отдельные самостоятельные единицы «морфологического уровня» языковой системы [Попова, Стернин 2007 : 262-290]. Принимая во внимание все вышеописанное, можно сделать вывод, что невозможно выделить в языке отдельный единый морфологический уровень. Кроме этого в соответствии с наличием тех или иных морфем лексическая единица вступает в соотношения с другими словами, которые имеют такие же морфемы. Основываясь на этих соотношениях, выделяют словообразовательную и словоизменительную языковые подсистемы. 1.2 Характеристика морфем русского языка Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. Основными способами словообразования в русском языке являются: 1. Приставочный (префиксальный) способ (префиксация) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. бежать ? добежать, яхта ? суперъяхта, 2. Суффиксальный способ (суффиксация) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. читать ? читатель, океан ? океанарий, Особым видом суффиксального способа является нулевая суффиксация (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий ? синь, тихий ? тишь, входить ? вход, бегать ? бег. 3. Постфиксальный способ (постфиксация) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. где ? где-то, кто ? кто-нибудь. 4. Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ (префиксация в сочетании с суффиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. город ? пригородный, звук ? озвучить, 5. Приставочно-постфиксальный (префиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. есть ? наесться, читать ? вчитаться, 6. Суффиксально-постфиксальный способ (суффиксация в сочетании с постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. куст ? куститься, невеста ? невеститься, 7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный (префиксально-суффиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. смех ? насмехаться, банкрот ? обанкротиться. 8. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. светлый и разовый ? светло-розовый, овощ и хранилище ? овощехранилище, 9. Сложно-суффиксальный (суффиксально-сложный, сложение в сочетании с суффиксацией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. орден и носить ? орденоносец, голова и ломать ? головоломка. 10. Сращение (слияние) – способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию. высоко оплачиваемый ? высокооплачиваемый, мало исследованный ? малоисследованный, 11. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). запись актов гражданского состояния ? загс, агропромышленный комплекс ? АПК, 12. Усечение – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу (вне границ морфем). специалист ? спец, заместитель ? зам. Словообразовательная модель – это схема построения производных слов, которые относятся к одному словообразовательному типу. Словообразовательный тип - это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Например, глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант - суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Показателем продуктивности подтипа является наличие неологизмов иокказионализмов. Неологизмы - это новые слова, вошедшие в общее употребление: космодром, расстыковка, цементовоз, дискотека, нефтехимия, личностный. Окказионализмы - это индивидуальные новообразования, не вошедшие в общее употребление: громадьё. Ряд однокоренных слов, из которых каждое последующее непосредственно мотивировано предшествующим, представляет собой словообразовательную цепочку. Словообразовательная цепочка состоит из непосредственно и опосредованно мотивирующих слов: учить - учитель - учительница, соль - солить - посолить. Исходным (открывающим) словом цепочки является немотивированное слово. Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Группировки лексем с общим корнем, получившие название словообразовательные гнезда, традиционно выступали предметом лингвистических исследований. Позже начали анализировать словообразовательные ряды - группировки лексических единиц с одинаковыми аффиксами. Выяснилось, что по общности словообразовательного значения словообразовательные ряды можно сгруппировать в словообразовательные типы. Отметим, что словообразовательное значение может возникнуть только в соотношении производящей и производной лексемы. Такие группировки слов с единым словообразовательным значением и одинаковой морфемой являются самыми мелкими парадигматическими объединениями, из которых возникает словообразовательная подсистема любого языка. При этом производящее и производные слова играют роль элемента в своей подсистеме. Семантика отношений между производящим и производным лексемами, которые формируют словообразовательное значение, отличается значительной сложностью. Кубрякова разработала следующие модели семантической структуры отдельных производных слов (см. след.стр.): В производном слове присутствует отсылочная часть, которая указывает на производящее слово, и формирующая часть, определяющая морфологическую природу рассматриваемой лексической единицы. Отсылочная часть определяет, на основе какого именно смыслового признака было дано название (так называемый «ономасиологический признак»), а формирующая часть показывает, чему конкретно давалось название — признаку, предмету и пр. (так называемый «ономасиологический базис»). Между ономасиологическим признаком и ономасиологическим базисом устанавливается определенное отношение, которое иногда может обладать специальным показателем (или маркером) в виде словообразовательной морфемы. Модель 1 По мнению Кубряковой, в основе словообразовательного значения лежит тысячелетний опыт людей и их умение обобщать различные факты, абстрагировать и классифицировать разнообразные типы связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира [Кубрякова 1997]. Интересным в этом отношении оказывается идея В.И. Абаева о том, что из каждого слова, которое мы употребляем, глядят на нас не сорок веков, а по меньшей мере сорок тысячелетий» [Абаев 1948 : 14]. Количество всех словообразовательных значений сравнительно невелико, и благодаря им лексемы достаточно строго можно сгруппировать как в словообразовательные ряды, так и в словообразовательные гнезда. Словообразовательные ряды с различными морфемами, но едиными словообразовательными значениями объединяют в словообразовательные категории и типы. Е. В. Аликаева предлагает модели подсистем словообразовательных гнезд. Словообразовательное гнездо разветвляется на субстантивные, глагольные и атрибутивные ветви, в свою очередь от которых ответвляются все новые и новые веточки. Структуру словообразовательного гнезда называют многосвязной, то есть в ней отсутствует единый центр управления, а каждая ветвь тем или иным образом взаимодействует с другой, но не обязательно с каждой из них. Словообразовательный ряд строится в виде многоугольника, в вершинах которого лежат одноаффиксные слова, а хорды и ребра которого представляют связи между ними. Компоненты, составляющие словообразовательный ряд, не связаны между собой отношениями производности. Ряды, которые имеют много составляющих, по своей форме приближаются к кругам. Словообразовательные ряды формируют некоторый скелет, на который как бы нанизываются словообразовательные гнезда. Данную модель называют скелетной (то есть конкретно многосвязной). Гнезда и ряды закрепляют значения, являющиеся релевантными для словообразования. Развитие происходит именно в гнездах, а ряды в свою очередь имеют функцию фиксации языковой системы. Благодаря взаимодействию гнезд и рядов обеспечивается единство всей словообразовательной подсистемы [Аликаева 1995 : 55-63]. Системные отношения, которые связывают словообразовательные ряды, можно подтвердить тем, что по существующим образцам, которые хранятся в мозгу человека, говорящий в нужный момент быстро создает порой даже одноразовые номинации. Особенностью словообразовательной подсистемы лексики является большое число различного рода нерегулярностей. Так, значительная степень абстрактности и обобщенности словообразовательного значения приводит иногда к созданию различных номинаций по одной модели, в результате чего возникают омонимы. Формально совпадающие словообразовательные ряды могут обладать разными, хотя и связанными друг с другом словообразовательными значениями. Системная организация словоизменительных типов и рядов как бы «содержит свободные места», которые не заняты конкретными лексемами. Парадигма определяет место для семемы в языковой системе и ее семный состав, что в свою очередь делает возможным функционирование потенциальных семем в лексико-семантической системе. О том, что потенциальные семемы на самом деле являются семемами, говорит возможность их компонентного анализа, а также часто само наличие просторечных или шутливых номинаций определенных семем, которые не соответствуют литературной норме, но, однако, существуют в речи. Причины данного устройства словообразовательной системы (лакуны, аномалии, нерегулярности) объясняются в труде И. С. Улуханова [Улуханов 2012]: морфонологические (несочетаемость фонем на стыках морфем); семантические. В. М. Никитевич называет такие объединения деривационными полями [Никитевич 1985] На самом деле, словообразовательные типы принципиально не отличаются от лексико-семантических полей, в которых лексические единицы связываются по архисеме. К тому же словообразовательные поля не обладают единой морфологической приметой, они формируются на основе различных моделей на протяжении существенного исторического периода [Ревзина 1979]. Во всех звеньях словообразовательной подсистемы отношения лексем отличаются большой сложностью. Организация словообразовательной подсистемы в целом не вполне прояснена, хотя сделано уже многое. Приведем некоторые преобразования, которые исторически сложились в морфемике: Опрощение – это такое изменение, когда производная основа, ранее распадавшаяся на морфемы, становится непроизводной, не членимой. Другими словами этот процесс также называют деэтимологизацией, этот термин подчеркивает разрыв связей между словами по происхождению. Причины опрощения: 1) разрыв смысловых связей между исторически однокоренными словами: народ и род, косынка и косая, чернила и черный, пир и пить, ловить и ловкий, череп и черепаха, вкус и кусать. 2) исчезновение из словарного состава литературного языка исторически производящего слова: кольцо и *коло, тучный и *тук ('сало, жир'). 3) фонетические изменения в слове: облако от обвлако; влачить, волочить, обволакивать; затхлый от задъхлый (в результате падения редуцированных в слабой позиции, [д] перед глухим [х] ассимилировалось в [т], и слово потеряло связь со словами дохнуть, задохнуться, дышать и т. п.). Процесс опрощения происходит и в наше время в существительных типа ножка (стола), носик (чайника), глазок (дверной), где суффиксы -к-, -ок- скоро перестанут выделяться, так как они имеют значения уменьшительности, а в семантике этих слов такие значения отсутствуют. Переразложение – это когда членимое слово остается членимым, но границы между морфемами перемещаются. Усложнение - превращение ранее не членимой, непроизводной основы слова в членимую, производную. Усложнение - процесс, прямо противоположный опрощению. Усложнение происходит в словах, как правило, заимствованных русским языком из других языков. зонтик (голландск. zondek): по аналогии со словами домик, садик появляется слово зонт, а основа зонтик стала члениться на морфемы зонт- и -ик-; фляжка, + фляга – фляжка. Декорреляция - изменение характера или значения морфемы в слове. Слово ловец образовано от существительного ловъ (охота). В связи с утратой современным русским языком слова ловъ слово ловец стало соотноситься, со словом ловить. Диффузия - взаимопроникновение морфем: печь образовано от *пекти, где -чь- является и частью корня, и частью формообразовательного аффикса: течь, беречь. Замещение - одна морфема замещает другую. 1.3 Морфемная структура слова По словоизменительным морфемам, представленными флексиями, в языках, имеющих систему морфем, все лексические единицы можно четко разделить на большие классы, которые объединяются на основе одинаковых парадигм словоизменения. Такие классы слов были выделены еще в античной грамматике и получили название - части речи. Флексия является одним из видов постфиксов. Под этим термином понимают такие окончания, которые маркируют не только конец слова и исполняют функцию пограничного сигнала, но и характеризуют саму форму как такую, которая готова к использованию в составе синтаксической конструкции. Если аффикс выступает в роли флексии, то его позиция является конечной, замыкающей. Функции флексии Словообразовательная функция – окончания участвуют в образовании притяжательных прилагательных, совместно с суффиксами участвуют в образовании целого массива существительных; участвуют в образовании субстантивированных прилагательных и причастий, где также проявляется функциональный синкретизм окончаний. Различительная, дифференцирующая функция – сигнализируют о принадлежности существительных к муж., жен., средн., парному роду, о принадлежности к склонению, об отношении существительных к singularia tantum или pluralia tantum. Синтаксическая функция – окончание выражает синтаксические отношения между словоформами в словосочетании и предложении, между словоформами и фрагментами текста в абзаце, тексте; Словоизменительная – флексия служит для образования грамматических форм слова: числа, падежа; лица, наклонения рода, падежа, варианта склонения. Рис. 4.1. Функции флексии. Части речи охватывают все лексические единицы языка, имеющего морфемы, и создают наиболее четко выраженную подсистему объединений лексем, хотя одна часть речи может включать тысячи лексем. В качестве элемента подсистемы частей речи выступает сама часть речи, под которым понимают особый класс слов, который выделяется по общности парадигм словоизменения. Тем не менее данная общность не всегда отчетливо видна, что осложняет выделение отдельной части речи и установление ее места и границ в соотношении с остальными частями речи. Существует несколько подходов к выделению частей речи. Согласно традиционному подходу выделяют части речи по самому общему лексическому значению или по тому, какой логической категории (субстанции, признака или действия) соответствует конкретная единица. Есть и прямо противоположный подход, при котором части речи выделяют по грамматическим показателям и по набору словоизменительных морфем. Принятый в современной лингвистики подход определяет часть речи определяется на основе общего для всех входящих в нее слов значения, на основе ее парадигматики и с учетом ее синтаксических возможностей. Главный признак для определения частей речи четко можно выделить при сравнении классов слов во флективных языках с классами слов в изолирующих языках, в которых нет словоизменительных аффиксов. Различия логико-семантических классов лексических единиц в аналитических языках выражаются посредством корневых морфем и синтаксических позиций в предложении. В языках, имеющих систему аффиксов, некоторые наиболее обобщенные лексические значения помечаются словоизменительными аффиксами. Именно такой морфемный показатель помогает оформить и закрепить деление лексем на классы частей речи, проводит между ними глубокие формальные различия. Учение о частях речи имеет смысл лишь для языков со словоизменительными аффиксами. В том случае, если в языке их нет, то деление лексем на классы обязательно сливается с лексико-семантическими классификациями. Но и в морфемных языках разделение слов на части речи не всегда бывает логически безупречным и последовательным, потому что морфемное оформление не может охватить абсолютно все лексические единицы одной и той же части речи. В системе частей речи максимально четко с помощью парадигматических классов оформляются существительные и глаголы. Эти 2 класса слов резко противопоставлены друг другу. Остальные классы слов (наречия, числительные, прилагательные, служебные слова и др.) формируются на их основе. Отдельная часть речи, как элемент системы, представляет собой очень сложное образование. Это класс слов, которые объединяются общим лексическим значением очень высокого уровня абстракции и целой системой словоизменительных парадигматических рядов, в определенной мере охватывающих лексические единицы данного класса. Организация одной части речи представляет собой подобие полевой модели языковой системы, в которой ядро образуется группами слов, обладающих всей системой словоформ конкретной части речи. Лексемы с неполной парадигмой формируют периферию поля. Грамматические категории и лексико-грамматические разряды лексических единиц структурно организуют не только каждую отдельно взятую часть речи. Некоторые из них помогают объединить в один ряд слова разных частей речи. Это позволяет обеспечить структурную организацию всей системы частей речи конкретного языка. Группировки лексем по общим морфемам сложились в разных языках позже всех остальных. Выражаемые ими значения максимально абстрактны и вырваны из объективных отношений вещей в мире. Какие именно значения приобрели морфемное оформление, зависело от фантазии конкретного народа и особенностей языковых средств, которыми он располагал. Поэтому системы группировок лексем по морфемным показателям в различных языках очень мало соотносятся, а постижение этих группировок представляет собой большие трудности. Это условие делает исследование системы частей речи с ее грамматическими категориями чрезвычайно важным в практическом аспекте. Распределение словоформ по разным частям речи является самой глобальной классификацией лексем, которая охватывает их все без исключения. Отметим, что внутри частей речи существуют более мелкие лексико-грамматические разряды, охватывающие только ограниченные группы лексем. Не опираясь на морфемные показатели, лексикологи говорят о выделении лексико-семантических полей, а внутри них - лексико-семантических разрядов и групп, в составе которых обнаруживаются самые мелкие объединения лексем — синонимические ряды, родо-видовые и антонимические пары. Путем выяснения количества и качества оппозиций внутри любой лексико-семантической группы и их взаимопересечения, лингвисты предполагают в итоге получить модель вообще всей лексической подсистемы языка. Итак, морфология представляет собой наиболее устойчивый и глубинный ярус системы языка. Эта область лингвистики строго организована и обладает категориями и понятиями, которые развиваются по внутренним законам. В сфере морфологии заложена национальная специфика любого языка. Морфология – это основа, каркас, на котором располагаются остальные звенья языковой системы. В заключение отметим, что в нашей в работе модели лексико-семантические, деривационные поля и части речи описываются как раздельные подсистемы. В языковом же сознании они тесно пересекаются и переплетаются, так что одна и та же словоформа в одно и то же время входит во все 3 подсистемы. Модель лексикона, на наш взгляд, должна быть объемной и голографической. Однако до сих пор такой модели не существует. Каждый лексико-грамматически....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- рассмотрение и анализ методики изучения морфемики, систематизация приёмов формирования словообразовательных понятий у младших школьников на начальном этапе преподавания русского языка
- Рассмотрение и анализ методики изучения морфемики, систематизация приёмов формирования понятий по теме «Морфемика» у младших школьников на начальном этапе преподавания русского языка
- Объекты земельных правоотношений