- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие, виды и модели рыночного равновесия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009105 |
Тема: | Понятие, виды и модели рыночного равновесия |
Содержание
Содержание Введение 3 1. Понятие, особенности, модели и механизмы рыночного равновесия 5 1.1. Понятие и особенности рыночного равновесия 5 1.2. Рыночное равновесие: виды и механизмы установления 15 2. Статистика и устойчивость рыночного равновесия в изменяющихся рыночных условиях……………………………………………………………..18 2.1. Рыночное равновесие: сравнительная статика и устойчивость 18 2.2. Переход к новому рыночному равновесию 24 Заключение 30 Список литературы 32 Введение Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия. Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Опыт рыночных преобразований в России является ярким примером проявления нестабильности экономики на макроуровне. Несмотря на тот факт, что на протяжении всего пореформенного и последующего периодов государство провозглашало курс на достижение макроэкономической стабилизации, периоды относительной стабильности в России постоянно сменяются периодами кризиса и стагнаций. После непродолжительного периода относительной устойчивости состояния экономики России с 2005 гг. уже во второй половине 2008 года в стране разразился тотальный финансово-экономический кризис в рамках мирового кризиса, который не удается полностью стабилизировать до сих пор. В связи с этим возникает закономерный вопрос о принципиальной возможности достижения стабильности рыночного равновесия и необходимости вмешательства государства в рыночный механизм установления равновесия. Объект – рыночное равновесие как экономическая категория. Предмет – понятие, виды и модели рыночного равновесия. Цель – изучить специфику рыночного равновесия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть виды и механизмы рыночного равновесия; * описать переход к новому рыночному равновесию; * рассмотреть сравнительную статику и устойчивость рыночного равновесия; * проанализировать процесс и возможности государственного регулирования конкурентных рынков. 1. Понятие, особенности, модели и механизмы рыночного равновесия 1.1. Понятие и особенности рыночного равновесия Суть проблемы стабильности равновесия сводится к вопросу о том, нуждается ли рынок во внешних воздействиях или нет. Когда рыночное равновесие обладает свойством стабильности, рынок автоматически восстанавливает равновесие и не нуждается во внешних воздействиях. Однако когда рыночное равновесие является нестабильным, возникает настоятельная необходимость в его регулировании с целью приближения к равновесному состоянию, что служит экономическим обоснованием для вмешательства в рыночный механизм и применения для этого инструментов экономической политики. На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения. Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг. Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым. [10, c. 88] Рыночное равновесие и рыночная цена – состояние рынка и уровень цен, отражающие равенство спроса и предложения. Точка равновесия находится в пункте пересечения кривых спроса и предложения. Соответствующая точке равновесия ценаполучает название равновесной цены, ибо именно при этом ее уровне уравновешиваются спрос и предложение. Более высокая цена вызывает превышение предложения над спросом, в результате чего нарастает конкурентная борьба между продавцами, что в конечном счете ведет к снижению цены. Превышение же спроса над предложением обусловливает конкурентную борьбу между покупателями, которая действует в сторону повышения цены. Свободная рыночная конкуренция ведет к равновесию спроса и предложения и, следовательно, к равновесному уровню цен. Однако точка равновесия и равновесная цена модифицируются под воздействием ряда других факторов. Например, изменение уровней доходов семей, наличие товаров-заменителей, цены которых могут успешно конкурировать. Рыночное равновесие бывает мгновенным (при неизменном предложении), кратковременным (при изменении объемов производства при том же числе фирм и предприятий) и длительным (в случае, когда фирмы и предприятия, а также экономическая конъюнктура адаптировались к новому уровню спроса). На экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке – равновесным предложением. Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены. Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характер. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка. На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения. Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг. Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. [2, c. 47] В ином случае равновесие является неустойчивым. Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется. На состояние рынка оказывает прямое влияние проводимая государством налоговая политика. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к действию следующего механизма. Налоги регулируют доходы социальных слоев населения. Дополнительные поступления влияют на покупательную способность сектора негосударственной экономики. При этом повышение налогов приводит к снижению доходов предприятий и домашних хозяйств и их возможностей потребления и сбережений. Снижение ставок налогов положительно влияет на доход домашних хозяйств и предприятий, что приводит к стимулированию спроса. Налоги представляют собой издержки, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей, а затем и на потребителей. Не важно, платит налог продавец или покупатель, в любом случае это влияет на состояние кривых спроса и предложения. Если платит покупатель, падает спрос; если продавец – снижается предложение Рыночное равновесие и рыночная цена – состояние рынка и уровень цен, отражающие равенство спроса и предложения. Точка равновесия находится в пункте пересечения кривых спроса и предложения. Соответствующая точке равновесия цена получает название равновесной цены, ибо именно при этом ее уровне уравновешиваются спрос и предложение. Более высокая цена вызывает превышение предложения над спросом, в результате чего нарастает конкурентная борьба между продавцами, что в конечном счете ведет к снижению цены. Превышение же спроса над предложением обусловливает конкурентную борьбу между покупателями, которая действует в сторону повышения цены. Свободная рыночная конкуренция ведет к равновесию спроса и предложения и, следовательно, к равновесному уровню цен. Однако точка равновесия и равновесная цена модифицируются под воздействием ряда других факторов. Например, изменение уровней доходов семей, наличие товаров-заменителей, цены которых могут успешно конкурировать. Рыночное равновесие бывает мгновенным (при неизменном предложении), кратковременным (при изменении объемов производства при том же числе фирм и предприятий) и длительным (в случае, когда фирмы и предприятия, а также экономическая конъюнктура адаптировались к новому уровню спроса). [14, c. 112] В любой экономической системе равновесие отражает такой баланс сил, при котором переменные не увеличиваются и не уменьшаются. Понятно, что в реальной, а значит, постоянно изменяющейся экономике такой баланс может быть лишь моментом в постоянном движении. Для объясняющей же модели именно этот момент становится объектом достижения. Рыночное равновесие существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества товаров, которые продаются. Если рынок находится в равновесии, то цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать. Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения при определенной цене. Кривые спроса и предложения позволяют найти ответы на вопросы: как много блага будет потреблять домашнее хозяйство по каждой возможной цены; сколько товаров готова будет предложить для продажи фирма при различных ценах. Различают два состояния рыночного равновесия: частичную и общую. Состояние, когда на отдельном рынке совокупный спрос равен совокупному предложению, называют частичной рыночным равновесием. То есть, должна существовать такое значение равновесной цены (P *), при котором кривые спроса и предложения имеют как минимум одну общую точку (равновесный объем Q *) при положительном значении цены. Если при определенном значении цены P> P * объем предложения будет больше объема спроса, не все рационально действующие деловые единицы смогут реализовать свои оптимальные планы производства, при P 0. [4, c. 98] В этой ситуации за любой цене объем предложения будет расти до бесконечности, он будет всегда больше объема спроса, потому что желание деловых единиц максимизировать прибыль будет побуждать их к неограниченному наращиванию объемов выпуска. Только при P = 0 объем спроса станет больше объема пропозиции. Частичная рыночное равновесие может характеризоваться единственностью и неединственностью. Единственность частичной рыночного равновесия имеет место, когда существует лишь одна точка пересечения графиков рыночного спроса и предложения. Она может быть обеспечена только в том случае, когда выполняются все предположения относительно вкусов индивидов, а производственным функциям всех производителей присуща убывающая отдача от масштабов производства. Существуют случаи, когда имеют место несколько общих точек функций рыночного спроса и предложения, а значит, существуют несколько групп рыночного равновесия, т.е. частичная рыночное равновесие характеризуется неединственностью. Частичное рыночное равновесие может быть стабильной или нестабильной. Если рынок, на котором возможно существование равновесия, выведен из состояния последней и возвращается к исходному состоянию, то частичное рыночное равновесие является стабильной, если нет – то нестабильной. Состояние равновесия, при котором, в отличие от частичного рыночного равновесия, все рынки находятся в состоянии равновесия, называют общей рыночным равновесием. Существуют две основные модели общего рыночного равновесия – неоклассическая (или Вальраса) и неокейнсианская. Неоклассическая модель включает модель без производства и модель с производством. При модели без производства вне рассмотрения остаются рынки ресурсов, а исследуется только обмен потребительских благ по их имеющегося запаса. Пусть на рынке действуют два индивида, которые хотят максимизировать свою функцию полезности при условии, что каждый из них имеет определенный запас потребительских благ. Оптимум индивида как потребителя будет иметь место в том случае, когда предельная норма замещения равна соотношению цен. Очевидно, что при данных Избранное объем спроса индивида на каждое благо зависит от соотношения цен или относительной цены. Поскольку каждый индивид имеет выходной запас благ, для рынка имеет значение лишь разница между тем, что он, и тем, что он хочет употребить согласно своей функцией спроса, т.е. индивидуальной функцией избыточного спроса. Если для какого-то из благ функция избыточного спроса при относительной цене больше нуля, то он желает потреблять его больше; если наоборот, то меньше. Удовлетворить свою потребность в дополнительных единицах желаемого блага индивид может только одним путем: обменивая на него часть запаса того блага, в котором его потребность не такая насущная. Каждый из двух индивидов максимизирует свою функцию полезности при заданном исходным запасом бюджетном ограничении. Отсюда можно определить спрос (что является функцией от цен благ) каждого из этих индивидов. Ситуацию на рынке и процесс обмена между индивидами анализируют с помощью диаграммы (коробки) Эджворта. Если в точке исходного распределения предельные нормы замещения обоих индивидов не равны, это означает, что существует возможность улучшить состояние каждого из них за счет обмена. [7, c. 124] Установление равновесия происходит за счет того, что, согласно гипотезе приспособления цен, повышается цена одного блага и снижается цена другого, соответственно процесс взаимного изменения цен и приспособления к ним планов потребления продолжается до тех пор, пока на каждом рынке не исчезает избыточный спрос, то есть не устанавливается рыночное равновесие. Отсюда можно сформулировать условие общего рыночного равновесия: сумма стоимостных оценок избыточного спроса на всех рынках должна равняться 0. Данное условие также известно как закон Вальраса. Из закона Вальраса с необходимостью вытекают следующие выводы для совершенных рынков: а) если на одном из рынков имеет место избыточное предложение, то на другом должно быть избыточный спрос б) если рынок находится в состоянии равновесия, то и другой рынок также находится в состоянии равновесия. В модели с производством предполагается, что домохозяйство поставляет на рынок определенный объем производственного фактора (труд), получая за это заработную плату, и получает прибыль, максимизируя свою функцию полезности. Фирма, принадлежащая домохозяйству, максимизирует свою прибыль при данной технологии с ресурсами-заменителями. Таким образом, домохозяйство должно максимизировать функцию полезности при определенном бюджетном ограничении. Фирма максимизирует функцию прибыли при определенной технологии. Общее равновесие будет иметь место тогда, когда избыточные попить на рынке продуктов и рынка ресурсов будут равны 0. То есть, исходя из закона Вальраса, можно считать, что, если на рынке потребительских благ имеет место равновесие, то рынок ресурсов также должны находиться в состоянии равновесия: если на рынке потребительских благ имеет место неравновесие, то и на рынке труда не будет равновесия. Согласно неоклассической теории, состояние неполной занятости ресурсов (в данном случае безработицы) не может быть длительным, а если не ставки заработной платы, то цены благ начнут изменяться в желательном направлении, пока не установится равновесие. В противоположность подхода Вальраса, в основе которого лежит предположение о том, что сначала устанавливаются равновесные рыночные цены, а потом начинаются акты купли-продажи, неокейнсианская теория общего рыночного равновесия исходит из того, что хозяйственные трансакции могут начинаться до того, как установится рыночное равновесие. В этих условиях не все хозяйственные единицы смогут реализовать свои планы; произойдет смена функций спроса и предложения. На рынке может иметь место ситуация неравновесия: потенциальный спрос будет превышать реальный спрос. Однако производитель в своих планах ориентируется на реальный спрос. Таким образом, на рынке труда будет существовать неравновесие (объем спроса на труд меньше объема предложения), тогда как на рынке продуктов будет иметь место равновесие: производители продают на рынке именно столько единиц благ, сколько способны приобрести потребители. Установка общего рыночного равновесия возможно лишь в долгосрочном аспекте или вмешательства внешних по рынку сил (например, осуществление государством политики занятости). Неравновесная интерпретация макроанализа резко выступает против трактовки кейнсианской модели, получившей большое распространение в ортодоксальном кейнсианстве как модели, в которой институциональные или какие-то другие внеэкономические факторы сдерживают действие ценового механизма; модели, в своей теоретической основе мало чем отличается от неоклассической кроме того, что постулирует негибкость цен (фиксированность номинальной заработной платы и т.д..). В действительности же кейнсианская теория исходит из других предпосылок. Проблема безработицы, разногласия с неоклассиками по вопросу определения процентных ставок и в области теории денег действительно возникают из различных представлений о рыночном механизме, но это совсем не та «несовершенство рынка», о которой идет речь в неоклассической теории. В неоклассической теории есть раздел, который анализирует недостатки рыночного механизма. Но эти недостатки носят микроэкономический характер и возникают из специфических условий производства или потребления отдельных товаров и услуг, наличия внешних эффектов, фактора монополии и т.д. Поэтому и способом решения этих недостатков является целенаправленная политика совершенствования конкурентного механизма. Разъясним этот момент более подробно. За исключением отдельных отраслей со слишком ярко выраженным эффектом масштаба (тенденцией к естественной монополии) или внешними эффектами, учитывая это, должны быть поставлены под государственный (селективный) контроль, неоклассическая теория предполагает, что функционирование конкурентного рыночного механизма обеспечит установление равновесных цен и максимальную сбалансированность народного хозяйства. Это, в свою очередь, опирается на модель, в которой существует вальрасовский «аукционер». В этой модели на каждую сообщенную «аукционеров» цену экономические агенты реагируют, составляя свои планы купли-продажи товаров и услуг. «Аукционеров», сравнивая эти планы, корректирует цены до тех пор, пока спрос и предложение не совпадут на всех рынках. Лишь после того, как равновесная система цен «нащупан», начинают реально осуществляться сделки. Иначе говоря, характерной чертой равновесного анализа является совпадение планов и их реализация, возможность всегда купить и продать желаемое количество по установившейся равновесной рыночной цене. Тех пор, пока равновесная система цен неизвестна, экономика находится как бы в застывшем состоянии, хозяйственная деятельность за «неправильными» ценами никогда не осуществляется. Нет, таким образом, никакой проблемы в том, что ценовые сигналы передают хозяйственным агентам неправильную или искаженную информацию о намерениях других агентов. Нет, тем самым, и существенной неопределенности. Последняя проявляется через рынок в отношении природных условий, технологии и других внешних факторов, но, как только эти условия изменяются, хозяйственная деятельность замирает, заново происходит «нащупывание» равновесных цен, и только после этого экономика возобновляет движение. Не нужно, очевидно, снова повторять, что такая абстракция высшей степени полезна для анализа тенденции к существованию равновесия, постоянно присуща любой рыночной экономической системе. Однако столь же очевидно и то, что свести всю экономическую реальность к этому невозможно. Макроэкономический анализ может претендовать на особое место в экономической теории, только порвав с равновесной моделью и обратившись к другому аспекту экономической действительности. Именно в этом и заключается, по мнению экономистов, суть революции, произведенной Кейнсом. В реальной действительности, кроме осуществления рынке (как тенденции) функций «аукционера», оказываются много факторов, осложняющих этот процесс. К таким факторам относится, во-первых, то, что на практике экономика не успевает за нахождением равновесной системы цен, но сделки осуществляются и за «неправильными» ценам. Во-вторых, постоянно существующая возможность сделок по «неправильными» ценам порождена и вызвана не изменением внешних условий, а внутренне присущей системе неопределенностью, от которой каждый экономический агент стремится застраховать себя в максимальной степени (или, наоборот, попытаться получить для себя выгоду). [11, c. 134] 1.2. Рыночное равновесие: виды и механизмы установления Что касается вопроса о механизме установления рыночного равновесия, то существуют два подхода к его объяснению. Один был дан швейцарским экономистом Леоном Вальрасом и называется моделью установления равновесия по Вальрасу, другой – английским экономистом Альфредом Маршаллом и называется моделью установления равновесия по Маршаллу. Подход Вальраса заключается в том, что в основу установления рыночного равновесия положено выполнение равенства QD = Qs, а определяющая роль в его установлении закрепляется за количественными характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления избытков спроса и предложения. Графическая интерпретация такого подхода приведена на рисунке 1.1. Рис. 1.1. Равновесие по Вальрасу В случае возникновения избытка предложения над спросом, например, равного Qs1 – Qd1, часть благ не найдет сбыта. Между продавцами неизбежно возникнет конкуренция за потребителя, которая будет оказывать давление на рыночную цену Р1 в сторону ее понижения до Рe. В результате конкуренции часть производителей, затраты которых превышают снижающуюся цену, будут вытесняться с рынка, а рыночное предложение будет сокращаться. Напротив, при избытке спроса на рынке возникнет дефицит блага, допустим Qd2 – Qs2, конкуренция возникнет уже среди потребителей. Цена Р2 блага будет повышаться до Рe, а рыночный спрос будет уменьшаться, так как часть потребителей, чья оценка выгод от потребления блага невелика, перестанут предъявлять спрос на благо. И в первом, и во втором случаях будет наблюдаться тяготение объемов предложения и спроса к равновесию, которое достигается в точке пересечения линий рыночного спроса и предложения (Qе). Результатом этого станет установление равновесной цены Ре, при которой ни у потребителей, ни у производителей нет внутренних стимулов к нарушению этого состояния. Подход Маршалла сводится к тому, что условием установления рыночного равновесия является выполнение равенства PD = Ps, а определяющая роль в установлении рыночного равновесия закрепляется за ценовыми характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления превышения цены спроса над ценой предложения или цены предложения над ценой спроса. Графическая интерпретация этого подхода приведена на рисунке 1.2. Рис. 1.2. Равновесие по Маршаллу. Когда, как при Q1 цена спроса Рd1 превышает цену предложения Рs1, продавцы будут получать избыточный доход, что станет стимулом для увеличения предложения. Увеличение предложения приведет к снижению цены, которое будет происходить до тех пор, пока предельные затраты по производству не уравняются с получаемыми ими предельными выгодами в форме цены, то есть до Рe. Сходный процесс, только в противоположном направлении, будет наблюдаться в случае превышения цены предложения над ценой спроса (Рs2gt; Pd2). He находя сбыта (Q2 gt; Qe), продавцы будут вынуждены снижать цену, а часть из них покинет рынок и предложение уменьшится. В итоге на рынке останутся те продавцы, которые способны обеспечить производство блага с издержками, равными рыночной цене. Равенство цены спроса и цены предложения (PD = Ps) дает равновесную цену Рe и равновесный объем Qe. [5, c. 65] Для выявления закономерностей изменения равновесных состояний рынка и вызванных этим последствий используется метод сравнительной статики, заключающийся в сравнении двух или более равновесных состояний, различия между которыми вызваны изменениями внешних переменных. Этот метод не позволяет проследить сам процесс перехода от одного равновесного состояния к другому, но он весьма полезен в плане интерпретации происходящих изменений. Применение метода сравнительной статики основывается на сдвигах линий рыночного спроса и предложения, которые вызываются воздействием неценовых параметров спроса и предложения (рис.1.3.). [8, c. 104] Рис. 1.3. Воздействие изменения спроса и предложения на рыночную ситуацию. 2. Статистика и устойчивость рыночного равновесия в изменяющихся рыночных условиях 2.1. Рыночное равновесие: сравнительная статика и устойчивость На конкурентных рынках уровень цен устанавливается на основе действия законов спроса и предложения. В соответствии с законом спроса при повышении рыночной цены товара потребители будут готовы купить все меньшее его количество и, наоборот, если цена снижается, то покупатели готовы приобретать больше данного блага. Исключением являются так называемые товары Гиффена, для которых цена и объем потребления изменяются в одном и том же направлении. Закон предложения гласит, что при увеличении рыночной цены товара предприятия будут готовы произвести все больший объем продукции. Из закона предложения, так же, как и из закона спроса, есть исключения. Это так называемые отрасли с убывающими издержками в долгосрочном аспекте, для которых отраслевое предложение снижается при росте и возрастает при падении рыночной цены; а также отрасли с постоянными издержками в долгосрочном аспекте, для которых отраслевое предложение не меняется при вариациях цен. Таким образом, рыночный спрос, как правило, представляет собой убывающую, а рыночное предложение – возрастающую зависимость объема покупаемой и продаваемой продукции от уровня цены. Рыночное равновесие будет наблюдаться при таких условиях, когда цена, по которой покупатели будут готовы купить данное количество товара, то есть цена спроса, совпадает с ценой, по которой производители будут готовы его продать - ценой предложения (P* на рис. 2.1); а также когда при существующем уровне рыночной цены объем продукции, который покупатели будут готовы приобрести, то есть величина спроса, совпадет с объемом товара, который производители будут готовы продать – величиной предложения (Q* на рис. 2.1). В силу действия законов спроса и предложения, рыночное равновесие будет устойчивым. Если цена окажется выше равновесного уровня (P1 в левой части рис. 2.1), то объем предлагаемой продукции окажется больше количества, на которое будет предъявлен спрос, часть произведенной продукции не найдет сбыта – на рынке возникнет излишек продукции в размере [CD] – что заставит производителей снижать цены до равновесного уровня. При понижении цены ниже равновесной (P2 в левой части рис. 2.1) на рынке возникнет дефицит продукции [AB=Q] что позволит продавцам повысить цену до равновесного уровня. [12, c. 52] Справедливы и аналогичные рассуждения, проведенные в отношении объемов спроса и предложения. Если объем предложения продукции на рынке окажется меньше равновесного (Q1 на правом рис. ниже), то уровень рыночной цены повысится, установившись на уровне цены спроса ( P-f > Р-f), что послужит стимулом для предприятий наращивать объем производства до тех пор, пока рыночное предложение не сравняется с величиной спроса. Соответственно, если на рынке возникнет избыток предложения по отношению к спросу, то конкуренция между продавцами приведет к падению цены, что заставит предприятия сокращать выпуск товара до тех пор, пока объем производимой продукции не сравняется с величиной спроса. Неценовыми факторами спроса являются: * Вкусы и предпочтения покупателей. * Доходы. * Цены товаров-субститутов и комплиментарных благ. * Количество покупателей. * Ценовые ожидания. Неценовые факторы предложения включают в себя: * Цены факторов производства; * Технологию; * Государственное регулирование (нормативы качества,безопасности и т.п.); * Количество производителей на рынке; * Ценовые ожидания. Конкурентный рынок является эффективным, поскольку функции спроса и предложения отражают все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением данного блага. Любое отклонение от конкурентного равновесия снижает благосостояние потребителей и производителей. Функция спроса показывает максимальные цены, которые потребители готовы заплатить за каждое, данное количество товара, или резервные цены покупателей. Резервная цена (помноженная на добавочное количество приобретаемого товара) дает приращение совокупной выгоды потребителей. Сумма таких приращений (заштрихованная площадь на рис. 2.2) формирует совокупный выигрыш потребителей на конкурентном рынке. [1, c. 17] В случае непрерывной функции спроса совокупная готовность потребителей заплатить за товар (совокупная выгода) будет представлена площадью 0AEQ. Фактические расходы потребителей заданы прямоугольником 0PEQ. Потребительский излишек (чистая выгода) – это суммарная разница между резервными и фактически уплаченными ценами. Она представляет собой треугольник PAE (рис. 2.2). Пусть, например, функция рыночного спроса имеет вид Q = 50/P. Допустим, что цена упала с 5 до 1 (ден.ед.). Тогда увеличение выигрыша потребителя составит (рис. 2.4): Функция предложения показывает наименьшие цены, по которым производители готовы продать товар, или резервные цены продавцов (обычно равные предельным издержкам производства). [9, c. 161] Резервная цена (помноженная на дополнительную проданную единицу товара) задает приращение совокупных отраслевых издержек производства. Сумма таких приращений (заштрихованная площадь на рис. 2.3) представляет собой совокупные отраслевые издержки производства данного количества товара на конкурентном рынке. Если функция предложения является непрерывной, то издержки производства будут равны площади 0BEQ*. Совокупная выручка производителей характеризуется прямоугольником 0P*EQ*. Выигрыш, или излишек, производителей представляет собой совокупную разность между фактическими ценами (выручкой) и резервными ценами производителей по каждой проданной единице продукции. Графически он задается треугольником BP*E (рис. 2.3) . Рисунок 2.2. Готовность потребителей платить за товар. Рисунок 2.3. Издержки производства Допустим, например, на рынке установилась цена на уровне 4 (ден. ед.) при равновесном объеме продаж Q* = 3 0. Пусть функция отраслевого предложения характеризуется следующей зависимостью: Тогда выигрыш производителей на данном рынке равен (рис. 2.5): \\ Совокупный выигрыш экономических агентов на конкурентном рынке (TS) = излишек потребителей (CS) + выигрыш производителей (PS). В состоянии рыночного равновесия совукупный выигрыш максимален, поскольку реализуется весь потенциал взаимовыгодного обмена. [3, c. 114] Рисунок 2.4. Изменение потребительского излишка: пример Рисунок 2.5. Пример расчета выигрыша производителей 2.2. Переход к новому рыночному равновесию Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют сформулировать правила перехода к новому равновесию, которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения: * расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага; * сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага; * расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага; * сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага. Более сложен механизм установления рыночного равновесия при одновременном сдвиге линий спроса и предложения. В этом случае могут наблюдаться разнообразные комбинации их сдвига. Переход к новому рыночному равновесию – это процесс приспособления участников рынка к изменившимся рыночным условиям. Поэтому характер изменений будет зависеть от адаптационных возможностей участников рынка, которые во многом определяются временным фактором. Это позволяет отслеживать влияние фактора времени даже в статической модели рыночного равновесия. Так как характер изменений зависит от скорости реагирования на них участников рынка, то в рамках адаптационного процесса можно выделить мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Рис.2.6. Мгновенное (а), краткосрочное (б), долгосрочное (в) равновесие на рынке свежей рыбы. Мгновенный период – это период времени, в течение которого невозможно изменить ни один из факторов производства. Это означает, что рыночное предложение никак не реагирует на внешние воздействия и остается заданным при любом уровне спроса. Графическая модель рыночного равновесия для мгновенного периода приведена на рисунке 2.6.а. Она показывает, что равновесный объем задается величиной предложения S и остается неизменным (Q0) при любом уровне цены. Равновесная цена фактически является ценой спроса, так как зависит исключительно от изменений спроса: для D0 – Р0, для D1 – Р?. [13, c. 155] Краткосрочный период – это период времени, в течение которого производитель может изменить количество применяемых переменных факторов производства (количество сырья, численность работников и др.), но не производственные мощности (производственные площади и производственное оборудование). Так, например, высокая цена на рыбу будет побуждать владельцев рыболовецких судов чаще выходить в море, нанимая больше матросов и выставляя ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: