VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие рыночного равновесия.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016747
Тема: Понятие рыночного равновесия.
Содержание
   Введение
   Глава I. Понятие рыночного равновесия
   1.1 Понятие рыночного равновесия
   1.2 Виды рыночного равновесия
   1.3 Модели рыночного равновесия
   1.3.3 Применение модели рыночного равновесия
   1.3.2 Паутинообразная модель
   1.3.1. Модели равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу
   Глава 2. Рыночное равновесие 
   2.1 Понятие рыночного равновесия
   2.2 Реакция рынка на изменение спроса и предложения
   2.3 Нарушение рыночного равновесия
   Заключение
   Список используемой литературы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


   Введение
   На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
   Важнейшими величинами в микроэкономике являются спрос и предложение. Спрос — это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить. Предложение — это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Результатом влияния этих двух величин друг на друга является рыночное равновесие.
   Целью данной работы является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия.
   Курсовая работа состоит из двух глав: теоретические аспекты вопроса и практические примеры рыночного равновесия.
   


  
  Глава 1 . Понятие рыночного равновесия
   1.1 Понятие рыночного равновесия
   Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение  находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой  и равновесным объемом. Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения 
вызывают изменение рыночного равновесия.
   Чтобы избежать изменения, производители могут сократить предложени, что приведет к сокращению объема.
   Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса  превышает объем предложения, возникает дефицит товара. Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока дефицит не станет нулевым.
   Закон убывающей предельной полезности объясняет отрицательный наклон кривой спроса. То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.
   С помощью кривой спроса можно определить излишек потребителя - это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар  и реальной рыночной ценой данного товара.
   Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов. Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае мы говорим, что рынок находится в состоянии равновесия. Словарь определяет слово " равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
   Смысл равновесия: в точке равновесия совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению. Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия.
   Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена- цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
   Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия.

   1.2 Виды рыночного равновесия
   В экономике различают три вида равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.
   1. Мгновенное равновесие - предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.
   2. Краткосрочное равновесие - предложение растет, но количество предприятий неизменно.
   3. Длительное равновесие - изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.
   Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют - устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, и объем спроса, и предложения, то равновесие называют - неустойчивым. Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.
   Виды устойчивости:
   1. абсолютная;
   2. относительная;
   3. локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
   4. глобальная (устанавливается при любых колебаниях).
   
   
   
   
   1.3. Модели рыночного равновесия
   1.3.1. Модели равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу
   Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена Р1> РE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке - избыток предложения (при цене Р1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены РE и избыток исчезает. Если рыночная цена Р2> РE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене Р2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до РE и дефицит исчезает. 
    
   Рис.2.5. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу
   Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2 рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров - продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. 
   Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены РE вплоть до самой максимальной Рmаx, но приобретают товар именно по рыночной цене рис.2.7. 
   Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой РE, то есть площадь РmаxE РE. Излишек потребителя - это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры РminEQE, а излишек производителя составляет площадь РEEРmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены РE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.
   1.3.2 Паутинообразная модель
   Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.
   Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (АB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает.
    
   Устойчивое  и неустойчивое равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания вокруг него.
   Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
   Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.
   1.3.3 Применение модели рыночного равновесия
   Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.
   
   
   
   Глава 2. Понятие рыночного равновесия
2.1 Понятие рыночного равновесия
   На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.
   Для более подробного раскрытия понятий приведем график (рис.5). Для чего совместим кривые спроса и предложения одного и того же товара на этом графике. Линия D есть графическое изображение спроса от цены, линия S – графическое изображение функции предложения от цены. Точка их пересечения – это точка равновесия E. В данной ситуации объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd= Ps), то есть рынок сбалансирован. Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным. Координатами точки пересечения кривых спроса и предложения E является равновесная цена Peи равновесный объем производства Qre. В таких условиях производителям данного товара невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, так как товар не найдет спроса. В свою очередь покупатели этого товара именно на такой объем предложения и рассчитывали, цена предложения их также устраивает.
   Рассмотренная нами модель, иллюстрирующая одновременное взаимодействие спроса и предложения определенного товара, получила в экономической теории название модели частичного рыночного равновесия (равновесия на рынке одного товара).
   
   Рис. 3.1. – Рыночное равновесие по Вальрасу
   Приведенная характеристика равновесия в экономической теории известна как "равновесие по Вальрасу" (швейцарский экономист). Существует и другой подход к описанию равновесия — "равновесие по Маршаллу". Отличие этих моделей в следующем: если Вальрас делает акцент на соотношении величины спроса и величины предложения в установлении равновесия, то Маршалл — на соотношении цены спроса и цены предложения в данном процессе.
   Равновесие по Маршаллу можно проиллюстрировать на следующем графике (рис. 3.2.).
   Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.
   

   
   Рис. 3.2.– Рыночное равновесие по Маршаллу
   Модель Маршалла больше применима к анализу установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем обе модели показывают естественную способность рынка "самонастраиваться" путем непрерывного "поиска" соответствий между спросом и предложением.
   Рисунок 3.1. и 3.2. иллюстрируют единственность рыночного равновесия, когда линии рыночного спроса и рыночного предложения пересекаются в единственной точке Е.
   Точка пересечения кривых спроса(D) и предложения(S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена.
   Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом.
   Словарь определяет слово " равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
   Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается вновь; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода времени. Если в экономической системе, выведенной по каким-либо причинам из равновесия, имеются факторы, возвращающие ее в исходное равновесное состояние, то такое равновесие стабильно; при отсутствии подобных факторов равновесие является нестабильным.
   В условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей.
   При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.
   2.2 Реакция рынка на изменение спроса и предложения
   Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ее изменение. Мы уже выяснили, что множество факторов ведет к изменению спроса и предложения, что будет выражаться в сдвиге кривых спроса и предложения, либо только одной из них в ту или другую сторону, либо обеих сразу в одном или противоположных направлениях. Эти движения кривых спроса и предложения неизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены.
   Рассмотрим конкретные примеры.
   
   
   
   Рис.3.3.
   Рис.3.4.
   Изменение спроса (предложение остается неизменным) — рис. 3.3.
   Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, это приводит к росту как равновесной цены (P1> P0), так и равновесного количества (Q1> Q0).
   Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, что ведет к снижению и равновесной цены (Р2 < Р0), и равновесного количества (Q2< Q0).
   Изменение предложения (спрос остается неизменным)– рис. 3.4.
   Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Это приводит к уменьшению равновесной цены (Р1 < Р0), но увеличению равновесного количества (Q 1 > Q 0).
   Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Это приводит к росту равновесной цены (Р2 > Р0), но уменьшению равновесного количества (Q2 Q0), а равновесная цена останется прежней.
   б) Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени (рис. 3.6.). При одновременном сокращении спроса и предложения равновесная цена не изменится, а равновесное количество снизится ( Q1 < Q0).
   
   
   Рис.3.5.
   Рис.3.6.
   Спрос и предложение увеличиваются
   Спрос и предложение сокращаются
   2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях
   а) Спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции (рис. 3.7.). Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменят равновесного количества, но приведут к росту равновесной цены (Р1 > Р0).
   
   
   
   Рис.3.7 Спрос увеличиваются, а предложение сокращается.
   Рис.3.8. Спрос сокращаются, а предложение увеличивается.
   б) Спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции (рис.3.8.). В этом случае равновесное количество также не изменится, а равновесная цена снизится (Р1< Р0).

   
   
   
   
   
   
2.3 Нарушение рыночного равновесия
   Однако на рынке могут возникнуть неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены, - это ситуации дефицита и избытка (перепроизводства). Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства.
   Так, при более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены.
   При цене (Р1), ниже равновесной, спрос превышает предложение и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке E достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо параметры, определяющие спрос и предложение.
   Рассмотренные ситуации неблагоприятно влияют не только на субъектов рынка и рыночную конъюнктуру, но и имеют общественные последствия: в первом случае - нежелательные запасы товаров, снижение доходов производителей за счет уменьшения количества покупаемых товаров; во втором случае - появление «черного рынка», снижение качества товаров, возникновение очередей и нормированного потребления (например, «талоны на продукты»).
   Механизм и последствия принудительного установления цены государством внешне выглядит справедливым распределением доходов в пользу малоимущих слоев населения. Однако с точки зрения экономической теории такое распределение совершенно нерационально, ибо не является эффективным средством ни выравнивания доходов, ни увеличения производства недостающих товаров. Решить эти задачи проще и дешевле с помощью рыночного механизма спроса и предложения, объективно стимулирующего необходимые обществу пропорции распределения через цену равновесия.
   Потребители купили бы больше товара, чем предлагается. Возникает дефицит. Если бы не законодательное, принудительное установление низкой цены, покупатели, возможно, предпочли бы заплатить более высокую цену, чем обходиться без данного товара. Это обусловливает возможность появления спекулятивных цен на теневом рынке в дефицитной экономике. Данная система не может сохраниться длительное время (будучи вынужденной мерой), так как не устраняет главную причину дефицита - недостаточное производство товара, необходимого потребителю, ибо низкая государственная цена не может заставить производителя не только увеличивать, но даже и продолжать производство этого товара.
   Подобные ситуации были характерны для командно-административной системы нашей страны. В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара влечет за собой увеличение объема спроса. Но совсем по-другому ведет себя предложение, объем которого определяется не рынком, а плановыми органами. Величина предложения здесь остается неизменной независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения - в командной экономике она является вертикальной, а при рыночной - отлогой. При государственной системе распределения, при ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления, как показал опыт нашей страны, оказалась неспособной своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка Волкова Е.Н. К вопросу о современных тенденциях развития потребительского спроса в России // Российское предпринимательство . - №5. - 2007. - С. 49..
   Избыток или дефицит продукции может возникнуть не только в условиях плановой экономики, но и в условиях смешанной экономики, базирующейся на рыночном механизме. Дефицит или излишки продукции могут быть порождены вмешательством государства в процессы рыночного ценообразования. Подобная ситуация возникает, если правительство вводит так называемые потолок цен и низший уровень цены на ту или иную продукцию.
   Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
   Конкуренция, колебания спроса и предложения приводят к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределяется между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка.
   Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг соответствующих функций и изменение первоначальных параметров равновесия до нового уровня. Рыночный механизм обеспечивает изменение цен на свободном рынке до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока на рынке не сравняются предлагаемое и требуемое количество товаров. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избытка товарной массы и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ее изменить. Спрос и предложение не всегда являются уравновешенными на реальном рынке, однако можно говорить о существовании тенденции к равновесию.
   Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
   Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения.
   Конечно, равенство спроса и предложения - это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.
   Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия.
   
   
   
   
   
   
   Заключение
   Из выше сказанного следует, что при характеристике рынка как экономической категории следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка - спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена - «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе я также выделил функции и проблемы отечественного рынка. Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению. Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, - различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу. Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж. Однако в том и другом случае возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при введении дотаций сумма последних превышает приращение суммарных излишков участников рыночных сделок. Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
    1.Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 530с.            
   2.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. / В.З. Баликоев - М.: Приор, 2007. - 528с. 
   3.Борисов Е.А., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: справочник. М.: 2008. - 455 с. 
   4.Булатов А.С., Экономика. М.: Экономисть, 2005. - 734 с.
    5.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. М.: ПИТЕР,2003. - 416с. 
   6.Войтов А.Г. Экономика: общий курс. / А.Г. Войтов - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. - 493с. 
   7.Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. (перевод с англ. под ред. Фроловой Н.Л.) М.: ЮНИТИ, 2001.- 767с.
    8.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1997. - 497с. 
   9.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2010. - 512с. 
   10.Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Р.М. Гусейнов -, В.А. Семенихина. - М.: Омега Л, 2012. 
   11.Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 364с. 
   12.Иохин В.Я. Экономическая теория. / В.Я. Иохин - М.: Юрист, 2007. - 864с.
    13.Киреев, А.П. Микроэкономика для продвинутых: задачи и решения: Учебное пособие / А.П. Киреев, П.А. Киреев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 160с. 
   14.Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. М.: Гелиос АРВ, 2005. - 337с. 
   15.Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 720с. 
   16.«Курс экономической теории», Чепурина М.Н, Киселева Е.А и др., 6-е издание.- Киров: «АСА», 2009.- 848 с. 
   17.Мэнкью, Н.Г. Микроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 544с. 
   18.Розанова, Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: Учебник для бакалавров / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 985с. 
   19.Экономика. / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А. К. Большакова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008.-792 с. 
   20.«Экономикс», Сломан Дж. Пер. с англ. с 5-го изд. Под ред. Лукина С.В.-СПб.:Питер,2005.-832с.

   
   
   
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.