VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конкуренция как элемент рыночного механизма

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000336
Тема: Конкуренция как элемент рыночного механизма
Содержание
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….1
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА01
1.1 Понятие конкуренции……………………………………………...………….2
1.2 Критерии и подходы к классификации конкуренции………...……………..2
1.3 Ценовая и неценовая конкуренция…………………………...………………3
1.4 Виды конкуренции и применение их в мировой практик02
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЦЕНОВОЙ И НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………...………….4
    2.1 Особенности ценовой конкуренции на современных рынках……………..2
    2.2 Конкурентоспособность российской промышлености: ценовые и неценовые факторы………………………………………………………………….1
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ…...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..16



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
    В настоящее время все чаще и чаще используется конкуренция в основном ценовая, так как на рынках все больше и больше появляется новых товаров, а для проникновения на рынок с новым товаром используются в основном ценовая конкуренция. Так же конкуренция используется еще для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
    Но методы ценовой конкуренции иногда невозможно применить, и на смену ей на рынке приходит неценовая конкуренция. Такой вид конкуренции чаще всего применяется на рынке автомобилей, на мебельном рынке. В данном случае лидирующие позиции можно удержать не за счет снижения цены, а за счет улучшения качества обслуживания, качества товаров, снижения металлоемкости.
    Можно сделать вывод, что конкуренция обеспечивает для потребителей возможность выбора и огромное количество товаров в настоящее время. Конкуренция в настоящее время является самым актуальным вопросом на любом рынке товаров и услуг.
Освещенность проблемы:
    Тема конкуренции получила широкое распространение как в экономической литературе так и в литературе по маркетингу. Практически в любой книге раскрыты все основные понятия и виды конкуренции, а также ее методы, пути завоевания клиентов. Также практическое применение конкуренции в настоящее время очень часто используется. Практически на всех рынках товар и услуг применяется тот или иной вид конкуренции. Конкуренция хорошо рассмотрена в книгах Котлера Ф., Голубкова Е.П., Амблер Тим приводит практические исследования конкуренции. Кроме научной литературы конкуренция получила широкое распространение в периодической литературе, где приводятся маркетинговые исследования на различных рынках, и оценивается степень конкуренции той или иной продукции.

    
     
     


     ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
     1.1 Понятие конкуренции
     Термин "конкуренция" происходит от латинского слова concurentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его значение происходит от французского слова courir - бегать, concurrence - совместные бега с соперником.
     Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение приобретает с появлением и образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими.
     Конкуренция - это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Это борьба между производителями одинаковой продукции за покупателя.
     Стремление предпринимателя получить максимум личного дохода и удовлетворить свой личный интерес побуждает его на свой страх и риск выбрать, где и когда, что и сколько производить.
     Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае предприниматели одной отрасли хозяйства соперничают между собой за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. В результате этой борьбы устанавливается единая рыночная цена на данный вид продукции, т.к. все предприятия этой отрасли вынуждены продавать продукцию по практически одинаковой цене. В случае межотраслевой конкуренции борьба происходит в разных отраслях. Она влияет на изменение направления вложения капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений. Это значит, что происходит перераспределение капитала в наиболее выгодные отрасли. В результате этого снижается рыночная цена, увеличивается размер производства и сбыта товара, и, следовательно, увеличивается прибыль предприятия этой отрасли.
     
     
     1.2 Критерии и подходы  к классификации  конкуренции
     Различают свободную и монопольную конкуренцию.
     Свободная конкуренция ведется посредством снижения цены, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Она характеризуется очень большим числом независимо действующих фирм, стандартизированным, однородным типом продукта, отсутствием контроля над ценой со стороны других фирм и государства, свободным вступлением в отрасль и выходом из нее. Модель свободной конкуренции является в основном теоретической и на практике встречается довольно редко.
     Монопольная конкуренция характеризуется большим числом фирм, разнообразным типом продукции, существованием небольшого контроля над ценой, сравнительно легкими условиями вступления в отрасль.
     В настоящее время наиболее распространенным типом конкуренции является конкуренция качества, отвечающая в наибольшей мере интересам потребителей и обществу в целом. Она предполагает соперничество производителей товаров на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг, более эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых сбытовых услуг, применения маркетинга.
     Конкуренция также делится: 
     1.Функциональную - когда конкурируют фирмы, которые выпускают непохожие товары, но эти товары выполняют одну и ту же функцию для потребителя.
     2.Видовую - предприятие выпускает товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся одним или несколькими принципиально важными параметрами.
     3.Предметную - предприятие выпускает по сути идентичную продукцию, отличающуюся только качеством, а может быть даже одинакового качества.
     Конкуренция представляет собой регулирующую силу на рынке. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. С помощью установления соответствующих цен она сообщает об изменениях в потреблении и вызывает соответствующую реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его.


     1.3 Ценовая и неценовая  конкуренция
     Ценовая конкуренция:
     Ценовая конкуренция - это есть такое соперничество продавцов, когда каждый стремится выиграть за счёт более приемлемой для покупателя цены, Проще говоря, продавец старается предложить товар по цене, ниже конкурентной.
     Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.
     При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, 
правительство следит за ценовыми стратегиями.
     Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот производитель, у которого есть реальные шансы снизить себестоимость продукции.
     Механизм ценовой конкуренции следующий. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных цен. Конкуренты не могут последовать за ней, они не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. В случае, когда экономическая мощь конкурентов одинаковая, применяется маневрирование ценами. Оно заключается в предоставлении покупателям различных скидок, снижении цен на продукцию, установление на товары разного качества одинаковой цены или их сближении.
     Неценовая конкуренция:
     Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
     Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.
     Например, фирма старается привлечь потенциальных покупателей более красивой упаковкой или же предложить потребителю более выгодные, по сравнению с конкурентом условия. Важнейшим элементом неценовой конкуренции является реклама. Реклама может помочь фирме увеличить долю рынка, привлечь потребителей.
     При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.
     При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.
     Соотношение ценовой и неценовой конкуренции.
     1) Ценовая и неценовая конкуренция являются взаимозаменяемыми. Я имею ввиду то, что возможна следующая ситуация: 2е конкурирующие фирмы - А и Б. Цена на продукцию у А ниже, чем у Б, но Б предлагает бесплатную доставку и предоставляет гарантию не на год, как А, а на два. Таким образом ситуация в ценах уравновешивается неценовыми факторами.
     2) Неценовая конкуренция при более глубоком и полном рассмотрении является ценовой. Проще всего прийти к этому заключению, изучив пути финансирования неценовых факторов (рекламы, послепродажного обслуживания и т.д.). Пример: фирма А предлагает определённый товар по определённой цене, фирма Б предлагает тот же товар по такой же цене, но предлагает бесплатно доставить его в пределах города. Все остальные показатели у фирм не отличаются. Следовательно, "чистая цена" у Б меньше.
      
     1.4 Виды конкуренции и применение их в мировой практике
     Роль конкуренции, особенно ценовой, в последние два десятилетия значительно возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарных рынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других ведущих производителей.
     Участники транснациональных олигополий, обладающие примерно одинаковым потенциалом и в равной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенстве финансово-технологических ресурсов конкурирующих компаний использование ценовых методов борьбы обходится слишком дорого, а главное, практически не может привести ее инициаторов к победе.
     Фронтальное наступление на основе снижения цен внутри транснациональных олигополий применяется обычно лишь при возникновении радикальных сдвигов в соотношении сил, когда резко возросшая конкурентоспособность отдельных ТНК дает им возможность перекраивать сферы влияния (например, японские автомобильные и электротехнические фирмы на рынке США).
     Формы и методы конкуренции. В зависимости от применяемых методов различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную конкуренцию.
     Ценовая конкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями и аутсайдерами. Основные ее виды: открытая и скрытая.
     Открытая ценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:аутсайдерами в соперничестве с фирмами-монополиями, когда они не имеют средств неценовой конкуренции;
     крупными фирмами в ответ на действия конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Это характерно для рынков многих новых товаров (например, на рынке запоминающих устройств американские фирмы снизили цены:"Дэйтадженерал"  на 68%, "ПеркинЭлмер"  на 61%, "Хьюлетт Паккард"  на 37%);
     фирмами-монополиями как установление барьера против выхода на рынок новых потенциальных конкурентов, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка. Здесь осуществляется временное понижение цен, после которого цены вновь повышаются иногда до уровня выше прежнего;
     внутренними картелями стран-импортеров путем согласования уровня импортных цен;
     крупными компаниями при выходе на новые для них рынки с целью захвата монопольных позиций, дающих возможность диктовать условия сбыта. Это наиболее характерно для рынков товаров с еще неустоявшейся фирменной структурой, в производстве которых функционирует большое число фирм. Здесь отмечаются внезапные резкие снижения цен, особенно на новые товары (обычно фирмы объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%). Основная причина такого снижения цен  попытка расширить долю фирмы на рынке.
     Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.
     Особенно обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").
     Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка и сохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных производст венных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом.
     Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).
     Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи. Предоставляются следующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);
     -открытые скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по определенным условиям контракта (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);
     -тайные скидки за особый характер отношений с партнером при предоставлении простого права на продажу на определенной территории, при продаже товара служащим фирмы-партнера и др.;
     -скидки за "лояльность", предоставляемые фирмами за отказ покупателей от предложений конкурентов;
     -скидки постоянным покупателям.
     Предоставление лучших условий продажи  это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:
     -повышения качества товара при неизменной цене (технических параметров: полезного эффекта и пр.), что фактически свидетельствует о снижении цены товара;
     -удлинения срока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают на рынке легковые автомобили с одинаковыми техническими характеристиками и уровнем цен, но одна из них предлагает более длительный срок гарантии, то, поскольку стоимость гарантийного обслуживания входит в цену, речь идет о предложении товара по более низкой цене);
     -предоставления денежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки);
     -предоставления кредита в форме отсрочки платежа на более длительный срок (иногда на весь период испытательного срока эксплуатации оборудования).
     -предоставления более коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю возможность быстрее использовать капитал в товарной форме, затратить меньше средств на заем капитала в банке и за счет этого получить дополнительную прибыль. Поэтому поставщик товара при более коротких сроках поставки фиксирует более высокую цену;
     -использования смешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентных правительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду с коммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижать процентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.
     Неценовая конкуренция. Использование методов неценовой конкуренции позволяет крупнейшим фирмам проводить на рынке более гибкую политику. Можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:
     -законные средства конкуренции;
     -полулегальные методы борьбы с соперниками;
     -методы ограничения действий других конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия.
     Законные средства конкуренции включают:
     -конкуренцию по продукту, когда в процессе дифференциации существующего продукта происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;
     -конкуренцию по предоставлению услуг, имеющую особое значение на рынке машин и оборудования. В комплекс услуг входит предоставление рекламных материалов, передача технической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставление услуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды.
     Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:
     -экономический шпионаж;
     -подкуп должностных лиц в государственном аппарате и в конкурирующих фирмах;
     -практику заключения нелегальных сделок;
     -практику ограничения конкуренции, содержащую богатый арсенал средств, призванных обеспечить диктат фирмы-монополии на рынке с целью установления на нем наиболее выгодных условий деятельности. Сюда относится, в частности, практика проталкивания внутрифирменных стандартов в качестве национальных и международных, навязывание выгодных для себя оговорок при продаже прав на использование торговых марок или патентов.



     2. РАЗВИТИЕ ЦЕНОВОЙ И НЕЦОНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
     2.1. Особенности ценовой  конкуренции на  современных рынках
     В условиях развития современной экономики вопросы конкурентной борьбы приобретают особенную актуальность. Это связано с рядом различных факторов, среди которых следует особо выделить стремительный рост информационных и коммуникационных технологий, позволяющих потребителю иметь информацию о большом количестве возможных продавцов; глобализацию мировой экономики, делающей возможной поставку относительно недорогих товаров из отдалённых регионов, либерализацию международной торговли. Эти факторы определяют увеличение числа и плотности контактов конкурирующих видов продукции на одних и тех же рынках, а также, весьма часто – ослабление позиций местных производителей, не способных соперничать на своих рынках с продукцией транснациональных корпораций и крупнейших производителей. Обострение конкуренции, развитие которого можно прогнозировать и на будущее, делает актуальным вопрос о том, какие силы может противопоставить этому отдельный производитель, как он должен действовать в сложившейся обстановке.
     Ответы на этот и аналогичные ему вопросы актуализируют проблему изучения различных видов конкуренции, а также того, как та или иная выбранная стратегия может отразиться на благополучии и будущем развитии предприятия. Особенностью большинства российских рынков является то, что уровень доходов потенциальных потребителей часто достаточно низок, при этом в обществе активно формируются принципы западного образа жизни, соответствующие стандарты потребления и оценки продукции. Поэтому на данной стадии развития экономики одним из важнейших становится вопрос о цене на различные виды аналогичной по качеству продукции.
     Как известно, неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его. К числу различных неценовых методов относят все маркетинговые методы управления предприятием. В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке того или иного товара, можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:
          1) Желания-конкуренты. Существует большое количество альтернативных способов вложения потенциальным покупателем своих денежных средств;
          2) Функциональная конкуренция. Существует большое количество альтернативных способов удовлетворения одной и той же потребности;
          3) Межфирменная конкуренция. Является конкуренцией наиболее эффективных способов удовлетворения существующих потребностей;
          4) Межтоварная конкуренция. Является конкуренцией внутри товарного ряда продукции одной и той же фирмы, обычно выступает с целью создания имитации значительного потребительского выбора. 
          5) Незаконные методы неценовой конкуренции. К ним относятся: промышленный шпионаж, переманивание специалистов, производство поддельных товаров.
     В более сжатом виде можно заключить, что неценовая конкуренция представляет собой «рыночный подход, при котором стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются». 
Ценовая конкуренция развивается на рынке в тесной связи с условиями и практикой неценовой конкуренции, выступает по отношению к последней в зависимости от обстоятельств, ситуации на рынке и проводимой политики, как подчинённой, так и доминирующей. Это – метод, основанный на цене. Ценовая конкуренция «восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар…, завоёвывал желаемую долю рынка». В условиях современного рынка «война цен» является одним из видов конкурентной борьбы с соперником, причём такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер. «Война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы себестоимости товара. В целом ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния компаний. Поэтому компании избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Она применяется в настоящее время обычно в следующих случаях: фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; для проникновения на рынки с новыми товарами; для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены поднимают непропорционально мало». При этом необходимо отметить, что в условиях функционирования различных рынков степень значимости ценовой конкуренции может существенно различаться. В качестве обобщающего определения ценовой конкуренции можно привести следующее: «Конкуренция, основанная на привлечении покупателей за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов». 
Рамками, ограничивающими возможности ценовой конкуренции, являются, с одной стороны, себестоимость продукции, с другой стороны – институциональные особенности рынка, определяющие специфическую структуру продавцов и покупателей и, соответственно, – предложения и спроса. 
Цена реализации складывается из себестоимости произведённой продукции, косвенных налогов, включаемых в цену, и прибыли, которую предполагает получить продавец. При этом уровень цен задаётся на рынке соотношением спроса и предложения, что определяет тот или иной уровень рентабельности активов и рентабельности произведённой предприятием продукции. 
На сегодняшний день самой распространённой ценовой стратегией, которую выбирают около 80% компаний, – «следование за рынком». Предприятия, которые ее используют, устанавливают цены на свою продукцию, ориентируясь на некий усредненный прайс-лист. Впрочем, осознанным выбором назвать это трудно. Чаще всего действовать по-другому просто невозможно. Как правило, «быть как все» приходится тем, кто работает на массовых рынках, где очень высока конкуренция. Данное положение в полной мере относится и к мясному рынку. В сложившейся ситуации покупатели очень болезненно реагируют на всякое заметное подорожание товара, что не позволяет завышать цены, а конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж, что делает опасной другую стратегию ценообразования – «внедрение на рынок». 
Говоря о реализации ценовых мероприятий в рамках конкурентной борьбы, необходимо сказать, что в основном ценообразованием на российских предприятиях занимаются совершенно различные органы и лица: директор, бухгалтер, экономист, менеджер по продажам, менеджер по поставкам, специалист отдела маркетинга и пр. 
К сожалению, еще мало прецедентов, по крайней мере, в региональной практике, использования именно профессиональных аналитиков-консультантов, которые обладают специальными навыками и опытом грамотного ценообразования, способных учесть весь спектр воздействующих на цену факторов. Поэтому не редки случаи, когда предприятия впадают в крайности, выстраивая свою ценовую политику. 
Вот перечень таких крайностей, с которыми можно столкнуться в практической деятельности: 
– Практически все предприятия используют только ценовую конкурентную стратегию с учетом своей себестоимости – конкурентную борьбу на основе цен, но не качества. Соответственно, цены устанавливаются либо на уровне ведущего на рынке конкурента, либо на уровне средних среди конкурентов цен, либо на уровне ниже всех конкурентов. 
– Есть предприятия, бездумно использующие стратегию ценового демпинга. В отдельных сферах (например, предоставление телекоммуникационных услуг передачи данных) последний метод может иметь преобладающее значение. Естественно подобное «ценообразование» за короткий срок способно привести предприятие не только к коренным изменениям в ценовой политике, но и фатальным последствиям. 
– Часть предприятий используют только метод «Себестоимость +». Их цены мало коррелируют с существующим на рынке уровнем. Учитывается себестоимость и маржа, которую предприниматель хотел бы получить. 
К профессиональным консультантам по ценообразованию обращаются те предприниматели, которые хотят оптимизировать эффективность своих инвестиций, повысить вероятность их окупаемости в самые короткие сроки. Крупные предприятия могут ввести в штат специальную должность и содержать специалиста на постоянной основе. Это обоснованно, когда у предприятия большой ассортимент продукции и услуг, когда объем их продаж и цены зависят от сезонного фактора и прочих внешних факторов. Например, когда закупка материалов, услуг и продажа готовой продукции, производятся в разной валюте. И приходится выстраивать отдельную стратегию отслеживания курсов и реагирования на их изменения. Мелкие и средние предприятия, как правило, нуждаются в разовых услугах, прибегают к ним время от времени. 
Последним, при выборе специалиста для построения ценовой политики, необходимо соблюдать следующие условия: 
1. Консультант обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми профессиональными навыками. 
2. Консультант должен быть независимым от предприятия: от традиций, бытующих в организации, от политики управленческого аппарата. 
Таким образом, вопросы управления ценообразованием в рамках ценовой конкуренции целесообразно решать с использованием профессиональных сотрудников. В случае невозможности содержания подобных сотрудников рекомендуется прибегать к аутсортингу данной функции.
      
      
     2.2 Конкурентоспособность  российской промышленности: ценовые  и неценовые факторы
     В современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя). 
     Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции того или иного производителя чаще всего (осознанно или неосознанно) оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или, что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней. В своих ценовых «нишах» начинает «работать» еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не поддающихся формализации и количественной оценке. Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности «абсолютной», последняя всегда не конкретна и относительна.
     Приоритетной задачей, стоящей перед отечественной экономикой, является повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, к числу которых относятся промышленные предприятия и отрасли.
     Активизация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов невозможна без выпуска качественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей международным стандартам, подтвержденным международными сертификатами. Современное же состояние большинства российских предприятий не соответствует научно-техническому уровню экономически развитых стран. Обладая громадным потенциалом всех видов экономических ресурсов, российская экономика занимает, однако, весьма скромное место в мировом разделении труда. 
     Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности Россия в 2007 г. находилась на 58 месте в мире (из 131 страны). В этом отношении наша страна уступала Турции (53 место), Индии (48 место) и Китаю (34 место), опережая только Бразилию (72 место). Это показывает, что при недостаточно высокой общей конкурентоспособностью, Россия отличается еще более низкой конкурентоспособностью бизнеса.
     Прогнозы относительно замедления роста экономики и промышленного производства в 2009 году оправдались. В целом за 2009 г. темпы прироста ВВП снизились до 6, 4 %, а промышленности - до 4 % против 7, 2 и 8, 3 % в 2007 г. соответственно. При этом динамика прироста физических объемов экспорта в целом соответствовала динамике промышленного производства, а в темпах прироста импорта существенных изменений не наблюдалось.
     Формально в 2009 г. модель экономического роста «облагородилась»: вклад добывающих отраслей в прирост промышленности снизился до 9 % (против 23-25 % в предшествующие два года), тогда как вклад «обработки» вырос до впечатляющей величины - более 80 %. Тем не менее говорить об улучшении структуры экономического роста в России преждевременно.
     Перспективы экономического роста в России в значительной мере связаны с возможностью восстановления высоких темпов роста физических объемов экспорта (прежде всего сырьевого) и с динамикой конкурентоспособности обрабатывающего сектора экономики.
     Замедление роста товарного экспорта в 2009 г. связано с тремя товарными группами - "топливо" (с 11 % прироста в 2008 г. до 3 % в 2009 г.), "металлы" (с 17 до 7 %) и "машины и оборудование" (с 8 до 3 %). Столь резкое и серьезное замедление роста объемов российского экспорта на фоне увеличения на треть ценовой привлекательности экспортных рынков может говорить как о временном характере спада (если он вызван резким изменением тактических ориентиров крупнейших компаний), так и о возникновении серьезных ограничений в экспортной инфраструктуре или в сырьевой базе.
     В топливной промышленности, по имеющимся оценкам, катастрофических ограничений в трубопроводной экспортной инфраструктуре пока нет, и замедление роста экспорта было связано, с одной стороны, с перестройкой организационной структуры ряда крупнейших предприятий отрасли, а с другой стороны, с неопределенностью на фоне роста предельной налоговой нагрузки. Опережающий добычу рост экспорта в предшествующие годы достигался в значительной степени за счет альтернативных видов транспорта, в то же время его предельная прибыль (с учетом высокого налогового бремени "нефтянки" и возросших рисков смены собственника) была достаточно низкой.
     Что касается металлургии, то замедление роста экспорта связано в основном со снижением вывоза меди на 8 % (к 2008 г.), а также с умеренными темпами роста (если не стагнацией) экспорта черных металлов, в частности из-за увеличения производства в Китае. Эти факторы выглядят более серьезным ограничением наращивания экспорта в краткосрочном периоде, чем в топливной промышленности.
     Экспорт машиностроительной продукции мог снизиться не только в силу циклической конъюнктуры мирового рынка вооружений, но также из-за обсуждаемой реорганизации российского ОПК.
     При этом теоретически выход на более высокие, чем в 2009 г., темпы роста экспорта возможен, однако маловероятен в силу высокого уровня неопре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44