VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие туристской индустрии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001271
Тема: Понятие туристской индустрии
Содержание
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ 
1.1. Понятие туристской индустрии. Объекты туристской индустрии
     Существует множество определений индустрии туризма. Одно из первых и наиболее удачных определений  было дано Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 году. Согласно ей туристская индустрия - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. [Александрова А.Ю. Международый туризм. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.]
     Последовавшие затем попытки конкретизировать содержание понятия туристской индустрии и описать структуру туристского сектора натолкнулись на разного рода трудности. Они возникали из-за того, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. 
     Так, в работах В. И. Азара, В. А. Квартальнова и В. М. Козырева туристская индустрия определяется как: «... экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений». [Квартальнов В.А. Международный туризм: политика развития: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2003 – 147 с.]
     Лойко О.Т. рассматривал туристскую индустрию как: «совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материальной базы туризма». [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     24 ноября 1996 года был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которому  туристская индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков. [Об основах туристской деятельности: Федеральный закон № 132 – ФЗ от 24 ноября 1996 года// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/]
     Основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются: 
1. рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран, затраты на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье;
2. растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;
3. рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. 
4. развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;
5. развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;
6. развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных систем и информационных технологий, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов.
Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:
* организаторов туризма - туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);
* предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т. д.);
* предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
* специализированные транспортные предприятия;
* экскурсионные 	бюро;
* предприятия сферы досуга и развлечений.
* предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;
* государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).
Рассмотрим каждый компонент индустрии туризма более подробно.
     Организаторами туризма являются туроператоры и турагенты. Туроператор – это субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на основе лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. [Об основах туристской деятельности: Федеральный закон № 132 – ФЗ от 24 ноября 1996 года// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/]
     Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме. В процессе организации туров они устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, а также, в зависимости от характера тура, с культурно- просветительскими, развлекательными учреждениями, экскурсионными бюро. Туроператор может также продавать услуги раздельно, что делается либо для получения прибыли, либо по необходимости. 
     Достаточно часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных соглашений гостиницы и другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая тем самым их максимальную загрузку и получая от производителей туристских услуг значительные скидки. За счет стандартизации и массовости своего продукта туроператоры достигают снижения издержек обращения, что позволяет им предлагать на рынок продукты по конкурентоспособным ценам. Возникновение бизнеса туроператоров - следствие формирования массового туризма и усложнения туристского продукта. [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     Турагент - субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на основе лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. [Об основах туристской деятельности: Федеральный закон № 132 – ФЗ от 24 ноября 1996 года// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/]
Турагенты, по существу, выступают посредниками между туроператором, с одной стороны, и туристами - с другой. Турагент теоретически отличается от туроператора тем, что осуществляет посреднические услуги по розничной продаже разработанных туроператором туров либо занимается реализацией туристам отдельных видов услуг, устанавливая непосредственные связи с предприятиями туристской индустрии. Следовательно, кроме продажи туров деятельность турагента включает и другие посреднические операции: организацию продажи билетов на транспорт, бронирование мест в средствах размещения туристов, заказ экскурсий, оформление выездных, документов, страхование туристов, обмен валюты, продажа туристской литературы и сувениров и т. д.
     Таким образом, классический турагент не создает свои собственные туристские продукты, а занимается их перепродажей, получая за это комиссионное вознаграждение от туроператора или производителей туристских услуг. [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     Наряду со сбытом туристского продукта, важной функцией турагента является предоставление туристам информационных услуг. Турагенты информируют потенциальных покупателей о туристских регионах, расписании движения транспорта, вариантах размещения, действующих ценах и тарифах, предоставляют консультации относительно предполагаемой цели путешествия, дают советы по организации тура. Турагенты приближают туристский продукт к потребителю, делают его более доступным, а саму покупку менее обременительной для клиента.
     Если в теоретическом плане различие между туроператором и турагентом достаточно четкое, то на практике, как показывает мировой и отечественный опыт, эти две формы предприятия тесно взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга, образуя единое целое. [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     Одним из главных компонентов туристской индустрии являются экскурсионные бюро или фирмы, оказывающие экскурсионные услуги. Экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение. [Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг: ГОСТ Р 50681-94]
     В крупных туристско-экскурсионных организациях эти функции создания и предоставления экскурсионных услуг выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические. В малых и средних может функционировать один отдел - экскурсионно-методический. В отдельных случаях такая работа может выполняться группой методистов. Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг.
     В деятельности туристско-экскурсионных фирм наблюдаются существенные различия, которые обусловливаются их специализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и исполнителям услуг. [Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и политика. 2005. – 288 с.]
     Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, т. е. с исполнителями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, предприятия питания и др.), и с турфирмами - поставщиками туристов и экскурсантов. Для принимающих турфирм также характерно предоставление туристско-экскурсионных услуг местным жителям.
     Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для экскурсионного обслуживания на выездных маршрутах и хорошие связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими специализированными предприятиями, обеспечивающими исполнение услуг. [Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и политика. 2005. – 288 с.]
     Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги, т. е. выступают в качестве туроператоров.
     На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсионной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся в основном пассивным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой-партнером на взаимовыгодных условиях. [Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и политика. 2005. – 288 с.]. Экскурсионная фирма одновременно является турагентом, привлекая к работе экскурсоводов, руководителей туристско-экскурсионных групп, преподавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать также и в качестве продавца экскурсионных услуг, разработанных другим туроператором, создавать свой пакет туристско-экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.
     Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания - это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, и есть продукт экскурсионной фирмы. [Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг: ГОСТ Р 50681-94]
     Следующим компонентом туристской индустрии являются предприятия, предоставляющие услуги размещения, которое выступает неотъемлемой частью 	каждого 	тура. Под средствами размещения понимается объект туристской индустрии, включающий в себя здание (здания, часть здания, строения, сооружения), в которых расположены одно или несколько оборудованных жилых комнат или помещений, предназначенных для размещения и временного проживания туристов. [Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования: ГОСТ Р 51185-2014]
     На долю средств размещения приходится до 65 % лиц, занятых в туристской сфере, и около 68 % всех поступлений от туризма. [Александрова А.Ю. Международый туризм. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.].  Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательность туристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране. 
     Средства размещения подразделяются на два крупных блока: коллективные и индивидуальные.
     Коллективные средства размещения – это средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг средств размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. [Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования: ГОСТ Р 51185-2014]. К коллективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. 
     Индивидуальные средства размещения - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, для временного проживания и предоставления услуг средств размещения. [Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования: ГОСТ Р 51185-2014]. К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.
     Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны.
     Наряду с размещением, системообразующими в туризме выступают услуги питания, с помощью которых удовлетворяется физиологическая потребность туристов в пище. Для туристской индустрии характерны такие типы предприятий питания, как ресторан, кафе, бар, столовая. 
     Ресторан - предприятие питания, предоставляющее гостям широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий, в том числе фирменных и сложного приготовления. [Артемова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма: учеб. пособие. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 104 с.] Высокий уровень обслуживания в ресторанах обеспечивается квалифицированными поварами, официантами, метрдотелями и сочетается с организацией отдыха и развлечений. В структуре гостиничных комплексов может быть несколько ресторанов, а может не быть ни одного. В больших гостиницах, входящих в известные гостиничные цепи, обычно два ресторана - фешенебельный фирменный и небольшой с невысоким уровнем цен на блюда и напитки. В большинстве ресторанов предусматривается музыкальная программа и проведение концертов.
     Кафе - предприятие питания, предоставляющее гостям в сочетании с отдыхом и развлечениями ограниченный ассортимент блюд и напитков, мучных кондитерских изделий, кисломолочных продуктов. [Артемова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма: учеб. пособие. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 104 с.] Большинство гостиничных комплексов в своей структуре предпочитают иметь небольшое кафе.
     Бар - специализированное предприятие питания, предоставляющее гостям различные напитки, десерты, сладкие блюда и закуски. [Артемова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма: учеб. пособие. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 104 с.] В баре имеется возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку, развлечься.
     Столовая как предприятие питания часто встречается в структуре курортных гостиниц и предназначена для изготовления, реализации и организации потребления на месте различными слоями населения завтраков, обедов, ужинов, отпуска их на дом.
     При организации питания иностранных туристов следует по возможности учесть их исторически сложившиеся особенности питания и гастрономические предпочтения, обусловленные географическим положением, историей страны, экономикой, народными традициями и вероисповеданием. [Артемова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма: учеб. пособие. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 104 с.] Предприятия питания предлагают туристам разнообразные дополнительные услуги: организацию торжеств, питание в номере, сервис на этаже, мини-бары в номере и др. Туристы обеспечиваются питанием не только в местах пребывания, но и во время переездов на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также в автобусах.
     Следующий объект туристской индустрии – транспортные услуги. Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Законодательства ряда Европейских стран относят транспортные услуги к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место. [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     Однако многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому сезонный характер туризма создает серьезные проблемы для транспортных компаний.
     По категориям транспорт подразделяется на воздушный, водный и сухопутный.
     Воздушный транспорт включает: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки 	туристов. [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     Водный транспорт включает морской и каботажный, а также внутренний водный  транспорт. [Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.]
     На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной упор при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства). Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный и автомобильный (вместимостью до 8 человек). Движение сухопутного транспорта должно подчиняться расписанию регулярных перевозок, но могут осуществляться перевозки и вне расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий туристов по маршрутам аэропорт - город, вокзал - город (трансфер). Широко распространен прокат транспортных средств в стране пребывания.
     Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты, в частности, строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени. 
     Отдых, досуг, развлечения являются неотъемлемыми составляющими туристской индустрии. Развлекаясь, человек удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, то есть совокупности явлений, от которых зависит процесс развлечения. [Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристической деятельности: курс лекций. - : ООО «Мегапринт», 2011 – 159 с.]
     К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами служат предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности ? цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и др.
     Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения) также обеспечивают процессы развлечений. К ним же относятся занятия физической культурой (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах), посещения спортивно-зрелищных предприятий. [Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристической деятельности: курс лекций. - : ООО «Мегапринт», 2011 – 159 с.]. Приобщение к культурным ценностям, например, в библиотеках, музеях, на выставках, в клубных учреждениях, также сопровождается развлечением.
     Индустрия туризма включает производство и сбыт товаров и услуг различных отраслей народного хозяйства, выступающих в этом случае как туристские отрасли. Комплексность и многообразие рыночных отношений индустрии туризма обусловливает взаимный мультипликативный эффект развития как туристских отраслей, так и других отраслей общественного производства. Специфика индустрии туризма - в многообразии и комплексности прямого и косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых - отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг. [Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.]
     Если туристскую индустрию рассматривать в более широком плане, то это – самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как, кроме перечисленных субъектов, которые непосредственно связаны с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера. [Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.]. К таким отраслям относятся пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, производство сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства и т. д., а также сфера услуг, которыми пользуется турист.
     Таким образом, туристская индустрия – это сложное образование, обладающее собственной структурой. Важнейшая роль в индустрии туризма отводится услуге размещения туристов, услугам питания и услугам транспортного обслуживания туристов. 
     
1.2. Музей как объект туристской индустрии
     Музейный туризм есть специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. [Петрова Д.А. Роль музея в современной туристической деятельности//Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – г. Томск, 5-6 апреля, 2012 г. – 89-93 с.] Это направление в туризме возникло сравнительно недавно - в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в России, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности. Актуальность возрождения интереса к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего облика и внутреннего пространства, который притягивает к себе посетителя. 
     В современном мире наблюдается большая активность в области музейного строительства.  Во многих крупных городах рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки существующих музеев, создаются новые музеи, хранящие и репрезентирующие искусство - от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов. [Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 46 с.]
     В развитие музеев, в том числе в музейное строительство, вкладываются огромные деньги. Это, казалось бы, консервативное и спокойное учреждение с ошеломляющей скоростью, подобно крупной современной корпорации, встраивается в современные глобализационные процессы, принимает немыслимое прежде 	число 	посетителей. [Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 46 с.]
     Музей является одним из наиболее значимых, сложных по своей сути и многофункциональных социально культурных институтов. В современном мире музей становится все более открытым диалогу с личностью и обществом. [Семичева М.В. Музей в контексте глобальной индустрии туризма//Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. - № 2. – С. 131-134.]  В этих условиях туризм стал особой формой культурного потребления и приобщения широких масс к культуре. При всех издержках, музеи все более оказываются вовлеченными в сферу туризма. Как показывает мировая практика, творческое и продуманное включение музеев в систему туристской индустрии – это путь взаимовыгодного сотрудничества. Более того, возможности финансовой поддержки объектов культурного наследия все более зависят от включения их в туристические программы. [Семичева М.В. Музей в контексте глобальной индустрии туризма//Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. - № 2. – С. 131-134.].  Именно туризм позволяет ознакомиться с уникальными культурными ценностями большому числу людей, приезжающих не только из разных мест нашей страны, но и из-за рубежа. 
     Учитывая экономические изменения в обществе, сегодня музей не может позволить себе роскошь быть изолированным академическим учреждением, он должен «суетиться» вокруг довольных посетителей. Маркетинговые, социологические исследования стали привычным инструментом в музейных проектах, которые согласовываются не только с интересами хранителей и исследователей, но и учитывают такие факторы, как общественные тенденции, общественное мнение и ценности, интересы различных социальных и возрастных групп. [Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 46 с.]. Музейный туризм дает возможность «вывести» знаменитые коллекции в современное культурное пространство и интерпретировать их как специфическую форму интеллектуального, исторического и художественного наследия. [Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 46 с.]. Для осуществления современного музейного туризма необходима стройная система грамотного представления музейной коллекции по ряду параметров: 
* разработка специальных программ для разных возрастных категорий посетителей. 
* подготовка специальных циклов для представителей разных социальных групп. 
* создание программ, предполагающих включение туристов в процесс творческой деятельности внутри музея и на базе его коллекции. 
* создание синтетических программ с использованием возможностей не только художественной коллекции, но и других видов искусства внутри музея (музыкального сопровождения, концертного исполнения и т. п.).    [Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 46 с.]
* создание комплексных программ с привлечением других музеев, художественных и культурных центров и организаций. 
* создание интернациональных программ для любителей искусства и профессионалов.  [Романчук А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 46 с.]
     Для того чтобы привлечь в музей  посетителя, сделать музей полноценным туристическим объектом,  работники музеев должны  понимать, что музей существует не сам по себе. Его посещение - лишь элемент туристического пакета, включающего, помимо всего прочего, размещение в гостинице, хорошее питание, комфортабельный автобус, внимательного и знающего гида. [Белолипецкая Н.А. Музей как туристический объект // Учреждения культуры. – 2012. № 6. – С. 10-15]
     Если музей действительно стремится стать частью хороших туристических маршрутов и увеличить поток туристов, то необходимо пересмотреть внутримузейное отношение к посетителю. Как правило, в музее турист сталкивается с работниками гардероба, кассиром, смотрителями залов и экскурсоводами. Именно от них зависит, какое впечатление произведет на посетителей музей. 
     Деятельность музея как объекта туристской индустрии напрямую зависит от его успешного взаимодействия с туристскими фирмами. Порой, менеджерам туристских фирм сложно договариваться с музейными работниками в силу неопределенности полномочий и сферы ответственности последних. А если менеджеры не смогут договориться, то они автоматически исключат музей из туристического маршрута. Следовательно, система музейной работы требует трансформации. [Белолипецкая Н.А. Музей как туристический объект // Учреждения культуры. – 2012. № 6. – С. 10-15].
     Для организации работы с туристическими фирмами руководству музея необходимо:
* провести мониторинг туристических фирм, работающих в городе;
* тщательно изучить маршруты, которые предлагает каждая из этих фирм;
* сформировать коммерческое предложение с перечнем своих услуг (услугой должно являться именно экскурсионное и консультационное обслуживание);
* лично встретиться с руководством каждой из туристических фирм и ознакомить руководство и менеджеров со всеми экскурсионными маршрутами. При этом важно предложить готовое решение, подсказывающее, как включить услуги музея в уже разработанные туристической фирмой продукты;
* самое важное - выяснить, кто в каждой туристической фирме является ответственным за реализацию интересующих музей туристических маршрутов, и регулярно поддерживать отношения с этим человеком.
     При работе с турфирмами совершенно необязательно заключать договор. Часто  взаимодействие между музеем и турфирмой происходит следующим образом. Представитель туристской фирмы звонит координатору (диспетчеру, составляющему расписание экскурсий) и оставляет заявку, в которой указывает, сколько человек, какого числа и в котором часу будут в музее, а также, кто будет их сопровождать. Вместе с координатором они составляют программу пребывания группы в музее и отмечают в ней те экскурсии, которые посетит группа. Причем оговаривается не только дата, но и время начала каждой экскурсии. Затем диспетчер составляет расписание экскурсионных маршрутов на день с учетом принятых заказов и распределяет нагрузку среди экскурсоводов.
     Плата за бронирование экскурсий, как правило, не взимается. Конечно, бывают ситуации, когда группа не подъезжает в указанное время. Если это единичный случай, то музей не предпринимает никаких мер: действительно, возможны различные форс-мажорные обстоятельства, а наладить регулярные отношения с туристской фирмой не так просто. Но если турфирма регулярно бронирует экскурсии и не привозит группу, то диспетчер вносит ее в "черный список" и впредь не принимает бронь от ее представителей. Добросовестность турфирмы выражается только в том, что ее представители соблюдают устные договоренности с диспетчером. [Белолипецкая Н.А. Музей как туристический объект // Учреждения культуры. – 2012. № 6. – С. 10-15] Заключать письменный договор не имеет смысла, поскольку, как правило, менеджер турфирмы делает заказ на группу, которую только начал набирать, он бронирует экскурсию на максимально возможное количество человек, но не гарантирует, что оно действительно будет набрано. Это считается нормальной рабочей ситуацией, не требующей каких-либо дополнительных гарантий. [Белолипецкая Н.А. Музей как туристический объект // Учреждения культуры. – 2012. № 6. – С. 10-15]
     При подобном методе работы и музеи, и турфирмы заинтересованы в максимальном размере группы и отсутствии накладок при ее обслуживании. 
     Можно пошагово определить действия музея для превращения его в часть туристкой индустрии. Эти шаги имеет смысл условно разделить на внутренние и внешние. [Белолипецкая Н.А. Музей как туристический объект // Учреждения культуры. – 2012. № 6. – С. 10-15].
     Первым внутренним шагом является создание вывески музея. Иногда посетители даже не могут обнаружить вход. Чтобы избежать такой ситуации, над входом должна быть расположена четкая вывеска с крупными буквами, а вокруг музея - указатели, показывающие, где этот вход расположен. 
     Также необходимо создать понятную для посетителя навигацию и внутри музея. Посетитель не должен блуждать, часами искать гардероб, буфет, вход на основную экспозицию или на временные выставки. Везде должны быть указатели, пояснения, вывески, написанные крупными буквами. 
     Третий шаг – проведение инструктажа для смотрителей залов. Смотритель должен воспринимать себя как помощника посетителя, он всегда должен быть готов не выгнать туриста из зала, а проконсультировать его по вопросам работы музея и особенностям экспозиции. 
     Далее необходимо  пересмотреть экскурсионную программу. Нужно составить общий список всех экскурсий, лекций и программ, которые были разработаны в музее. Как показывает практика, в каждом музее можно насчитать десятки подобных тематических экскурсий. Методисту музея следует внимательно изучить этот список, вычеркнуть из него наименее интересное, специфическое, п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%