- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие термина «налоговая система», общие принципы и сущность функционирования налоговых систем стран
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006721 |
Тема: | Понятие термина «налоговая система», общие принципы и сущность функционирования налоговых систем стран |
Содержание
1. Понятие термина «налоговая система», общие принципы и сущность функционирования налоговых систем стран 1.1. Состав и принципы налоговых систем В мировой практике существуют различные виды налоговых систем, каждая из которых имеет свои особенности и является «национальным лицом» той или иной страны. Наиболее яркими примерами таких стран являются налоговые системы Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции. Национальный облик налоговой системы во многом связан с традициями и историческими событиями, которые накладывают отпечаток на количественные и качественные характеристики. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государственная политика и социально-экономической ситуации на определенный период времени строится налоговая система, отражающая в себе определенные черты. Но вместе с тем существуют отдельные составляющие присущие налоговым системам всех стран. В широком смысле, налоговая система представляет собой совокупность: налогов, закрепленных законодательным путем; принципов, форм и методов их установления, внесения изменений и отмены; а также система мер, обеспечивающая исполнение и контроль за исполнением налогового законодательства. Главными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм. Система налогов представляет собой совокупность налогов, сборов и приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории страны в установленные для этого сроки. Как для России, так и зарубежных стран основными налогами, формирующие доходы бюджета являются: налог на прибыль (доход) юридических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж. Налоговый механизм - комплекс средств и методов организационно-правового характера направленных на выполнение налогового законодательства. Это более широкое понятие, система налогов, т.к. посредством налогового механизма осуществляется решение поставленных социально- экономических задач, диктуется налоговая политика государства, устанавливаются количественные и качественные характеристики налоговой системы страны. Механизм налогообложения опираясь на налоговое законодательство выступает главным звеном, определяя налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, субъекты и объекты налогообложения, системы льгот и сроки уплаты налогов и сборов и другие элементы налоговой системы. Принципы построения налоговых систем Налоговая система, являясь важнейшим звеном финансовой системы страны, выступает основополагающим инструментом осуществления финансово-экономической политики страны. В современном мире налоги выступают инструментом регулирования социально- экономических процессов, определяют политику сдерживания или стимулирования развития той или иной отрасли экономики и видов деятельности, поддерживают уровень занятости населения и общие темпы социально-экономического развития. В зависимости от принципов, на которых построена налоговая система определяется способность как отдельного налога так и всей системы целиком осуществлять возложенные на них функции по регулированию экономических и социальных задач. Под принципами налогообложения понимают фундаментальные идеи и положения, применяемые в сфере налогов. Условно, принципы налогообложения можно разделить на экономические, организационные и юридические. Впервые экономические принципы были сформулированы А. Смитов и звучали как принципы: 1) хозяйственной независимости и свобода; 2) справедливости; 3) определенности; 4) удобства; 5) экономии. С течением времени менялось трактовка и содержание принципов. Так, например, один из первостепенных принципов, принцип справедливости понимается по-разному, т.к. справедливость - это в первую очередь социально-нравственная и этическая категория и для экономики является субъективным и неоднозначным понятием. Существует два противоположных подхода к пониманию принципа справедливости в области налогообложения. Сущность первого заключается в построении налогов на базе вертикального и горизонтального равенства. Это означало бы тождество всех налогоплательщиков перед налогом вне зависимости от уровня, условий и способа получения дохода. А значит, такой подход исключает или приводит к минимуму наличие льгот, а уровень ставок должен стремиться к минимально возможному. С позиции второго подхода считается, что налоги должны носить дифференцированный характер, т.е. иметь систему льгот и различный уровень налоговых ставок в зависимости от величины дохода. При таком подходе принцип горизонтального и вертикального равенства достигается с помощью выравнивания уровня доходов всех налогоплательщиков. В такой ситуации уровень налоговых ставок не имеет решающее значение и может варьироваться от средних до высоких значений. Подводя итог, первая трактовка принципа налоговой справедливости заключается в равенстве и пропорциональном обложении доходов при единой налоговой ставке вне зависимости от величины полученного дохода, т.е. реализация вертикального и горизонтального тождества налогов. В противоположном случае таковой принцип осуществляется за счет принципа вертикальной справедливости, при котором существует раздельный подход к налогоплательщикам, находящимся в различных условиях. И принцип горизонтальной справедливости, который гласит, что субъекты, находящиеся в равных условиях имеют одинаковый уровень ответственности перед налогами. Способом реализации такого принципа является учреждение прогрессивного налогообложения, сущность которого заключается в повышении налоговых ставок пропорционально росту облагаемого дохода субъекта обложения. В мировой практике, в развитых странах наиболее широкое распространение имеют налоговые системы, основанные на вертикальных и горизонтальных принципах справедливости. Так, например, в США разделение ставок основных налогов применяется как в открытой форме, т.е. в виде прогрессивных налоговых ставок, так и в виде налоговых преференций, льгот в скрытой форме. Согласно мнению А. Смита принцип хозяйственной независимости и свободы заключается в праве налогоплательщика на частную собственность и является основополагающим. Переходя к третьему принципу налогообложения - соразмерности, необходимо упомянуть кривую Лаффера, которая отражает взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет, а также зависимость доходов поступающих в бюджет от налогового бремени (рис. 1) Где, ось r- определяет величина ставки налога, а ось R- отражает величину поступлений в бюджет. График кривой гласит, что поступления в бюджет увеличиваются с ростом ставки налогов до 50%, и сокращаются, если ставка свыше 50 %. Таким образом, принцип соразмерности отражает баланс между государственным бюджетом и интересами налогоплательщиков. Четвертый принцип, сформулированный А.Смитом – это принцип учета интересов налогоплательщиков. Который заключает в себе два принципа: с одной стороны это определенность, а с другой принцип удобства. Это значит, что налогоплательщику должны быть известны время, сумма и способ уплаты налога или сбора, т.е. иметь точную определенность. А также созданы все условия, для наиболее удобного для налогоплательщика времени и способа уплаты платежей. Еще одной стороной данного принципа является простота в исчислении и уплате налогов и сборов. Заключающий – принцип экономичности, который гласит, что между расходами по сбору и обслуживанию налогов и объемом платежей, поступающими в бюджет должна быть обратная зависимость. При минимальных издержках максимизировать доход от налоговых поступлений. Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Для эффективного исполнения своих функций налоговой системой, необходимо чтобы налоговые принципы не противоречили друг другу и работали в комплексе. 1.2 Функции налоговых систем Проводя сравнительный анализ налоговых систем различных стран, необходимо выделить функции, которые выполняют налоговые системы. Наиболее распространенным является выделение фискальной и регулирующей или экономической функции. Сущность экономической (регулирующей) функции заключается в том, что налоговая система выступает инструментом влияния не только на экономические процессы, но и непосредственно воздействует на ход социальных событий, происходящие в государстве. И при грамотном использовании данной функции могут быть достигнуты желаемые социально-экономические результаты. Особенностью функции является так называемый «экономический потенциал» налоговой системы – это способность воздействовать на тенденции развития национальной экономики. Исходя из определенных направлений влияния можно сформировать содержание понятия «экономический потенциал» и выделить четыре подхода, такие как: конкурентный, сущность которого заключается в наличии таких нормативно правовых актов и положений, которые уравнивают хозяйствующие субъекты и создают условия для справедливой конкуренции, а также дают возможность для бесперебойного функционирования всех законов рыночной экономики; инвестиционный, т.е. такой потенциал налоговой системы, который предоставляет возможность влиять на динамику и объем инвестиций в национальную экономику повышая или сокращая их размер в целом; региональный потенциал системы представляет собой множество способов, с помощью которых происходит распределение и перераспределение финансовых ресурсов в виде налоговых платежей между отдельными регионами с целью развития отдельных из них; отраслевой потенциал подразумевает совокупность мер определяющих направление развития конкретных отраслей национальной экономики в соответствии с поставленными целями и задачами. А также дает возможность поддерживать необходимые объемы производства первостепенных и необходимых видов товаров и услуг. Однако, в современных условиях российской экономики невозможна реализация всех перечисленных аспектов налогового потенциала, так как между ними прослеживается обратная зависимость и необходимо либо приоритетное выделение одного над другими, либо определение налогового потенциала отдельно взятых регионов и построение в соответствии с ним налоговой системы, отвечающей данным реалиям. Зародившаяся исторически, фискальная функция налоговой системы выступает в роли механизма по сбору налоговых платежей в государственный бюджет с целью реализации государством своих функций. Если детально рассматривать данную функцию, то необходимо выделить структуру распределения налогового бремени между основными группами налогоплательщиков и важнейшими объектами налогообложения. Таким образом, осуществление фискальной функции налоговой системы реализуется через: налогообложение доходов физических лиц, как основной источник формирование финансовых ресурсов государства; налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов) также как первостепенный источник пополнения государственного бюджета; налогообложение собственности (имущества), которое должно предусматривать особенности обложения в отношении физических и юридических лиц, а также учитывать структуру данного вида налоговых поступлений; акцизное налогообложение - такой вид обложения, который подлежит взиманию с физических лиц посредствам включения акциз в цену товаров и услуг. Рассмотрев первостепенные функции налоговой системы можно выделить противоречие при реализации экономической функции, которое заключается в том, что при высоком росте фискальной функции происходит эффект кривой Лаффера, что приводит к падению общего реального объема налоговых поступлений. Для этого определив налоговый потенциал, необходимо производить увеличение налогового бремени отдельных территорий посредствам роста налоговой базы и налогового потенциала территории. Т.е. необходимо сочетать характерный для России высокий удельный вес налогового бремени с высоким среднедушевым ВВП и доходом населения для корректного функционирования налоговой системы. Также стоит выделить связь между реализацией экономической и фискальной функции налоговой системы. Так необходимо ослабление фискальной функции и снижение уровня бремени в условиях поддержания необходимых темпов экономического развития той или иной отрасли экономики или региона. 1.3.Особенности становления налоговой системы России Различия в налоговых системах разных странах обусловлены историческими факторами и складываются под воздействием неодинаковых экономических, социальных и политических событий. Происходящие внутри государства процессы определяют отличия в составе и структуре налогов и сборов, порядке взимания, условиях и порядке предоставления налоговых льгот, уровне ставок и порядке расчета налоговой базы, а также полномочиях контрольных органов власти в области налогообложения. Все это определяет направление экономического развития и регулирования, которое определяется государственной властью. Факторы, определяющие структуру налоговой системы государства: форма государственного устройства; господствующие производственно-экономические отношения; уровень экономического развития; предпосылки исторического развития налоговой системы. Что же касаемо формирования современной налоговой системы России, то исторически сложившимися предпосылками ее формирования стал переход от социалистической плановой экономики к рыночной — в первой половине 90-х годов XX века. Появляется необходимость в создании новой налоговой базы, отвечающей совершенно новым экономическим отношениям. До перехода к рыночной экономике в России существовала одноуровневая система сбора налогов. Что означало предварительное поступление всех налоговых платежей в российский бюджет, а после происходило перераспределение в союзные бюджеты на установленные расходы. Создание новой налоговой системы повлекло за собой институциональные изменения в сфере отношений собственности. Происходит разгосударствление - сокращение функции государственных органов по управлению предприятиями и расширение прав последних в принятии экономических решений. Далее происходит приватизация – это преобразование государственной собственности в предприятия других форм собственности и переход государственной собственности в частную или приватизация в узком смысле. Такие кардинальные преобразования вызывают необходимость в действенной фискальной политике за счет смены централизованной на децентрализованную структурно-уровневую систему налоговых изъятий. Таким образом, происходит формирование трехуровневой системы налогообложения, имеющей деление на федеральный, региональный и муниципальный уровень и как следствие происходит усложнение субъектной структуры экономических отношений в сфере налогообложения. Но, несмотря на принятые реформы, становится ясно, что налоговая система не соответствует быстро происходящим изменениям в экономике. На протяжении ряда лет производятся многочисленные поправки в законодательство о налогах, которые решали лишь узкие вопросы и не всегда вносимые изменения носили, обоснованны характер. Примером того служит закон 1993г. О предоставлении права региональным и местным органам власти вводить неограниченное количество налогов. Что нарушало один из принципов налоговой системы - принцип единства. Таким образом, налоговая система России не только была неэффективна, но и стала тормозить экономическое развитие страны. Высокое налоговое бремя, перегруженность льготами, отсутствие упорядоченного законодательства позволяло обходить закон и скрывать доходы, создание теневой экономики - все это было характерно для конца 90-х годов. Растет роль фискальной функции, а поступления налогов в бюджет сокращаются, что приводит к росту дефицита бюджета. Налоги не справляются с ролью регулятора производства, и возникает необходимость внесения изменений в налоговую политику. Так с 1996 год отменен ряд льгот и налогов, искажающих суть налоговой системы, упразднено право региональных и местных органов власти устанавливать новые налоги и тем самым восстановлен принцип единства налоговой системы. Важнейшим этапом стало введение единого Налогового Кодекса. В современных условиях, налоговая система России это модель, скроенная из заимствованных частей от различных европейских стран и адаптированная к российской экономике. Такая система получилась перегруженной и сложной, имеет ряд недостатков, которые необходимо преодолеть, чтобы налоговая система заработала эффективно. На данный момент налоговая система претерпевает изменения и идет по пути адаптации к российским реалиям. Сейчас российская налоговая система не обеспечивает устойчивого экономического роста, не учитывает региональную специфику и особенности экономических и налоговых потенциалов. Так, в первую очередь, необходимо чтобы нововведения и все вносимые изменения в области налогов, налоговых ставок и порядка взимания налогов отвечали принципу экономической обоснованности, то есть не препятствовали реализации гражданами своих конституционных прав. И учитывались макро- и микроэкономические последствия как для бюджета или определенной отрасли экономики, так и для конкретного налогоплательщика, не были оторваны от реально существующей в стране ситуации. Преобладание силового подхода над партнерским во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами является исторически сложившейся и укоренившейся позицией. Сущностью налоговых органов при таком подходе является максимизация налоговых поступлений в бюджет за счет жестких методов налогового контроля, привлечение силовых структур для проведения налоговых проверок, налогового пресса. Такие приемы оказывают сильное воздействие на налогоплательщика и только усугубляет проблемы коррупции, стимулирует рост теневой экономики, снижает уровень деловой активности хозяйствующих субъектов. В последние годы все большую роль набирает налоговое администрирование, основанное на партнерском подходе, установлении баланса интересов и сотрудничества между налогоплательщиками и государством. Главной задачей налоговых органов выступает не контроль всех налогоплательщиков с точки зрения неуплаты налогов и привлечение нарушителей к ответственности, а своевременность, полнота уплаты налогов. Возрастает консультационная роль налоговых органов, возможность досудебного урегулирования споров. Но несмотря на привлекательность такого подхода, в России остаются барьеры препятствующие его внедрению: во-первых, отсутствие мотивации самих налоговых органов в проведении изменений принципов и методов налогового администрирования, во-вторых, недоверие налогоплательщиков по отношению к налоговым органам и слабая заинтересованность в получении финансовых выгод от неформальных договоренностей. Подводя итог, можно сказать, что, несмотря, на то, что с момента перехода к рыночной экономике, в России остаются пережитки командной системы, которые напрямую влияют на эффективность функционирования налоговой системы. Остаются открытыми проблемы отсутствия порядка в налоговом законодательстве, рост налогового бремени, перенасыщенность контрольными органами и в первую очередь низкий уровень налоговой сознательности граждан. Только преодолев эти и другие пережитки, можно рассматривать российскую налоговую систему как полноценную и адаптированную к экономическим реалиям государства. 2.1.Общие и отличительные черты налоговых систем России и европейских стран, на примере Германии В большинстве зарубежных стран степень налогово-правовой обстановки, определяет уровень экономической жизни. В развитых странах, таких как Германия, налоги и налоговое право имеют отличительные черты. И хотя Россия и Германия находятся на разных уровнях экономического развития, имеют ряд общих черт. Так, являясь федеративными государствами, имеют трехуровневую систему налогообложения. В России это федеральный, региональный и местный бюджеты, в Германии – федеральный, земельный и общинный бюджеты. Для налоговой системы Германии характерен принцип множественности налогов, в которой насчитывается более 50 налогов, чем отличается от Российской налоговой системы, всего 14 основных налогов и 5 специальных режимов. Уровень налогового бремени Германии сравнительно выше, чем в России, особенно в отношении граждан с высоким уровнем дохода, из чего следует, что налоговая система Германии прогрессивная, в отличие от России. Где действует принцип равенства и справедливости налогообложения, то есть все налогоплательщики равны между собой и уплачивают в бюджет одинаковые пропорции от своих доходов. Разветвленная налоговая система, в которой наиболее значимые налоговые поступления распределяются между двумя или тремя бюджетами, характерна для обеих стран. Например, поступления от подоходного налога с физических лиц распределяется в федеральный бюджет 42.5% , в бюджет соответствующей земли - аналогично федеральному, и 15% – в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на добавленную стоимость также распределяется между тремя бюджетами. А в связи с тем, что он служит регулирующим источником дохода, то соотношения распределения между бюджетами могут меняться с течением времени. В России же поступления по налогу на прибыль распределяется между федеральным бюджетом- 2% и бюджетом субъекта в размере 18%. В местный бюджет зачисляются такие налоги, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, 15% от поступлений НДФЛ и часть государственной пошлины. Можно заметить, что налоговая система не такая разветвленная и не связывает все три уровня бюджета между собой. Основные виды налогов в Германии: подоходный налог с физических лиц, налог на доходы корпорации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, поземельный налог, промысловый налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства, налог с дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Большая часть из них соответствует существующим российским налогам, поэтому можно произвести сравнительный анализ подоходного налога с физических лиц и его аналога налога на доходы физических лиц. Являясь вторым по доходности (составил 1 873,9 млрд.руб за январь-август 2016г.) после налога на прибыль организаций (1 935,3 млрд.руб за январь-август 2016г.1) в Германии данный вид налога является основным источником доходов государства. Отличительным является и то, что подоходный налог в Германии является прогрессивным налогом, а значит, ставка налога растет прямо пропорционально доходу налогоплательщиков. Начиная с доходов на сумму 8.652 евро и заканчивая суммой 250.401 евро подоходный налог для всех частных лиц повышается по прогрессивной шкале от 14% до 42%. Свыше 250.401евро подоходный налог составляет 45%. В России ставки колеблются от 13% до 35,% и зависят от вида полученного дохода и статуса резиденства. Сумма налога в обеих странах исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщиками являются физические лица, которые являются, как резидентами, так и нерезидентами. Однако в России статус резидента или нерезидента определяется количеством дней, проведенных в стране, а в Германии статус налогового резидента зависит от приобретения жилья или постоянного пребывание на территории страны........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: