VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Налоговая система понятие и элементы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000541
Тема: Налоговая система понятие и элементы
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»

Институт права
Кафедра конституционного и муниципального права

Направление  030900.62 «Юриспруденция»


ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тип работы
             БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


Тема
Налоговая система: понятие и элементы



Студент
Филатов Д.В.





Ф.И.О.

подпись

дата
Руководитель
Переверзева Е.В.





Ф.И.О.

подпись

дата
Рецензент
Антропов И.В.





Ф.И.О.

подпись

дата
Председатель комиссии по предзащите
Давыдова М.Л.





Ф.И.О.

подпись

дата













Волгоград  2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….2

Глава 1. Сущность и роль налоговой системы Российской Федерации
1.1 Понятие налоговой системы и ее элементов..............................................5
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………..……..13
Глава 2. Правовое регулирование, как средство обеспечения развития налоговой системы Российской Федерации
2.1Правовое регулирование органов налогового администрирования…….27
2.2 Контрольные и охранительные финансовые мероприятия как средства обеспечения развития налоговой системы………………………….………….39
2.3Совершенствование правового регулирования налоговой системы ………………………………………………………………………………….....50

Заключение……………………………………………………………………...59

Список использованных источников……………………………………….62












     Введение
	На современном этапе приоритетным направлением в сфере налоговой политики выступает создание, не только стабильной, но и эффективной налоговой системы.
	 В последние 15 лет Российская Федерация, с учётом всех событий в экономической жизни страны, остро столкнулась с вопросом создания условий и предпосылок для усовершенствования финансово-налоговой системы. Особо актуальным представляется необходимость улучшения финансово-правового механизма обеспечения положительной динамики развития налоговой системы в условиях мирового кризиса и политики санкции, которая ставит под угрозу, как федеральную, так и региональную финансовую стабильность.
	Степень научной разработанности проблемы. Вопросам совершенствования налоговой системы посвящены труды таких учёных, как: Берник В.Р.,  Горбунов О.Н., Ивлиева М.Ф, Кашин В.А., Кулеш В.А., Кучеров И.И., Никонов А.А., Соколов Э.Д., Герасименко С.А. и др.
	С учётом смежности темы в исследование были вовлечены, в том числе, труды учёных экономистов, таких, как: Сякин Р.Ф., Пансков В.Г, Петров А.В., Липник Л.Г., Евстигнеев Е.Н., Цветков В.А. и др.
	Целю моего исследования выступает проведение комплексного анализа в рамках правовой регламентации налоговой системы посредством изучения их нормативно-правовой базы, практического опыта и научных доктрин, а также обнаружение наиболее существенных закономерностей и актуальных проблем в данной сфере.
	Исполнение поставленной цели требует решения следующих задач:
	-	исследовать правовую сущность, налоговой системы;
	-	изучить элементы и структуру налоговой системы и его содержание и сформировать;
	-	определить основные тенденции и этапы развития налоговой системы в России;
	-	исследовать проблему соотношения необходимых и достаточных правовых условий и средств обеспечения развития налоговой системы;
	-	сформулировать основные направления реформирования налоговой системы.
	Объектом исследования выступают комплекс общественных отношений, образующихся в рамках осуществления финансовой деятельности государства, в лице уполномоченных органов.
	Предметом исследования выступает комбинация правовых норм тех отраслей законодательства, посредством которых осуществляется нормативная регламентация налоговой системы государства.
	В качестве методологической основы обозначены такие методы, как: историко-правовой, логический, структурный, системный, технико-юридический и др.
	Структурно работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка литературы.














     Глава 1. Сущность и роль налоговой системы Российской Федерации
     1.1 Понятие налоговой системы и ее элементов
     Понятие «налоговая система» является дискуссионным для представителей многих отраслей науки, в том числе и для юриспруденции. Несмотря на популярность этого термина, с учётом большой распространённости, всё же, разные авторы обозначают отличный друг от друга подход при формулировании рассматриваемого термина. 
     Следует подчеркнуть, что с позиции механизма правового регулирования налогообложения, было бы примечательно вывести понятие «налоговой системы». Благодаря этому впоследствии можно было бы обозначить элементы налоговой системы, с определением места и роли каждого из них. И как итог мы получили бы научную базу для нормативного закрепления правовой базы регулирования вопросов налогообложения.
     Действующие нормативные акты не содержат официального определения «налоговая система». Понятие налоговой системе впервые было дано законодателем  в Законе РФ №2118 от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", под которой предлагалось пониматьсовокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. 
     Официальная дефиниция, отраженная в Законе РФ №2118 от 27.12.1991 г., подвергалась критике как со стороны ученых правоведов и экономистов, так и со стороныпрактических работников.Основной причиной критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно приравнять платежи неналогового характера к налоговым платежам1.
     
     Данное законодательное формулирование налоговой системы создало практику по установлению налогов, противоречащую ст. 57 Конституции РФ, что, в свою очередь, привело к тому, что в государстве к 1994 году дополнительно было предусмотрено не менее 70 видов налогов регионального и локального уровня, и это сверх того, что было предусмотрено в названном законе2.
     В то же время ряд авторов определяют налоговую систему,  придерживаясь "узкого" подхода в понимании. Так, Н.В. Миляков представляет налоговую системукак совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Автор обращает внимание на то, что отраженноев Налоговом кодексом РФ словосочетание "система налогов и сборов" ипонятие "налоговая система" - синонимы3.
     В научной литературе правоведами многократно отмечалась некорректность отождествления понятия "система налогов" с понятием "налоговая система". Хотя и следует признать, по своей сути эти понятия очень близки.
     С позиции философской науки система – это комплекс элементов, которые, взаимодействуя, создают целостность. Отсюда, система налогов – это установленная комбинация налоговых платежей, в определённом комплексе по группам и признакам. Таким образом, понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов».Система налогов является  совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном налоговом законе порядке, а налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных систем, действующих в налоговой сфере. Аналогичная позиция выявляется в результате правового анализа положений Налогового кодекса РФ.Согласно норм Налогового кодекса РФ в систему налогов и сборов в Российской Федерации входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, а также государственные и таможенные пошлины. Правовой анализнорм Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что термин «налоговая система» используется в более широком понимании, что,безусловно, является положительным вектором в развитии доктрины и практического использования.
     В том числе, на неравнозначность понятий «система налогов и сборов» и«налоговая система» указывает авторский коллектив Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко, определяя систему налогов как совокупность отдельных налогов, обладающую организационно-правовым и экономическим единством, а налоговую систему как совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения4. Аналогичной позиции в понимании налоговой системы придерживается и С.Г. Пепеляев.Автор обращает внимание на то, что понятие "налоговая система" характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы5.
     Имеющиеся в специальной литературе определения налоговой системы многообразны, однако значительная их часть исходит из установления тех или иных элементов налоговой системы.
     Так, под налоговой системой И.И. Кучеров понимает основанную на конкретных принципах систему урегулированных правовыми нормами общественных отношений, складывающихся на основании установления и взимания налогов и сборов. При этом, названный учёный в структуре налоговой системы выделяет следующие подсистемы и составы:
     - состав налогооблагающих субъектов;
     - состав налогоплательщиков;
     - систему налогов и сборов;
     - систему органов, обеспечивающих налоговое администрирование и налоговую безопасность6.
     Налоговая система, – это взаимосвязь комплекса существующих в стране общественных, образующихся по вопросу налогооблажения, - пишет А.В. Брызгалин. Учёный к элементам налоговой системы относит характеристику налоговой системы с позиции экономики; направления развития в области налоговой политики; систему, как налогового законодательства, так и налоговых органов; принципы таковых; методику и формы налогового контроля; ответственность субъектов правоотношений в рамках налоговых взаимодействий и т.д.7.
     К.С. Бельский говорит о том, что под налоговой системой следует понимать комбинацию взаимосвязанных элементов в отрасли налогооблажения8.
     Э.Д. Соколова отмечает, что под налоговой системой государства следует понимать правовую форму налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, то есть налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения9.
     Налоговая система, - пишет В.Н. Иванова, - структурно сложное правовое, социально-экономическое явления, в рамках которой следует выделить следующие элементы:
     - юридическая конструкция налога;
     - систему налогооблажения и нормотворческую деятельность;
     - субъект контроля;
     - налоговая культура граждан и т.д.10.
     Также, существует немало дефиниций налоговой системы данные учёными экономистами и финансистами.
     Так, С.В. Браулин подмечает, что налоговая система – это закреплённая в отраслевом законодательстве совокупность платежей, элементов, методов и принципов налогооблажения, вытекающие отсюда права и обязанности субъектов налоговых отношений11.
     Д.Г. Черник формулирует налоговую систему, как сложное образование, состоящее из подсистем, таких, как налогооблажение и администрирование12.
     А.В. Толкушин в понятие налоговой системы включает комбинацию взымаемых налогов и сборов, а также формы и методики её построения13.
     Т.Ф. Юткина под анализируемым понятием обозначает комплекс налогов, сборов и пошлин, подлежащих взиманию на территории страны в соответствии с налоговым законодательством, а также общность норм и правил, определяющих права и обязанности сторон14.
     Налоговая система, - пишет И.А. Майбуров, - это общность основных её элементов, которые находятся в тесной взаимосвязи по отношению друг к другу. К таким элементам следует отнести законодательную базу, комплекс налогов и сборов, субъектов процесса в анализируемой системе и т.д.15.
     Г.Б. Поляк подчёркивает, что налоговая система – это комбинация федеральных, региональных и локальных налогов, принципов их построения и уплаты, а также осуществления контроля16.
     Налоговая система –указывает В.Г. Пансков- совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства17.
     Доктор экономических наук Л.Н. Лыкова утверждает, что налоговая система любого государства представляет собой:
     во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
     во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;
     в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов18.
     По мнению же В.В. Коровкина возможны два подхода к определению налоговой системы. Первый подход исходит из определения сущности и функционального назначения системы.Согласно такому подходу налоговая система определяется как императивная структура организации взаимоотношений между сувереном в лице государства и налогоплательщиками,то есть как система отправления государственно-властных функций при формировании казны.
     Второй подход к определению налоговой системы основывается на определении ее содержания. Так, придерживаясьданного подхода налоговая система- взаимосвязанная совокупность всех существенных условий налогообложения, действующих в данной стране в данный конкретный период времени19.
     М.Н. Карасев указывает, что налоговая система, опосредуя большую часть или большинство общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения, является формальным выражением налоговой политики государства. Автор делает вывод о возможности характеристики налоговой системы с двух позиций. С одной стороны, как совокупности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений20.
     На наш взгляд, налоговая система включается в себя три подсистемы – правовую, политическую и экономическую. Они взаимосвязаны, и одновременно, как-бы, независимые.
     Основываясь на классическом понимании любой системы как комплекса элементов, которые взаимодействуя друг с другом, образуют некое единство, можно предположить, что элементы налоговой системы имеют конкретную связь между собой, и едины как в целях, так и в принципах.
     Фундаментом структуры налоговой системы выступают такие принципы, как:
     - целесообразности (логическая обоснованность отмены и ввода налогов; не превышение расходов по взиманию налога, самого размера налогом; соблюдение сроков процесса);
     - гибкости (субъекты налоговых правоотношений должны быть гибкими в своих действиях);
     - ответственности (орган, взимающий налог и налогоплательщик должны проявлять чувства ответственности в своих действиях).
     Не совсем верным представляется позиция тех учёных, которые ставят в один ряд с понятием налоговая система такое понятие, как налогообложение.
     Термин налогообложение часто приводится в тексте налогового законодательства. И, тем не менее, отсутствует его законодательное определение.  В дореволюционный период, в науке, при толковании термина налогообложение подходили буквально, определяя последнее, как – обложение налогом. Однако более правильным представляется действующий, широкий подход, когда анализируемый термин раскрывается, как комплекс предусмотренных процессов по взиманию налогов и сборов, включая порядок исчисления и уплаты, а также осуществление контроля, с соблюдением прав и интересов субъектов данных правоотношений.
     С учётом проведённого анализа, на наш взгляд, оптимальным выглядит следующее определение налоговой системы. Налоговая система – это комплекс видов налогообложения, а в их рамках налогов и сборов, построенных на основании правил и процедур их установления и взимания. 
     В действие налоговую систему и систему налогообложения приводит налоговый механизм.Как пишет С.В. Барулин, - «налоговый механизм – это комплекс закреплённых налогово правовыми нормами элементов, методики и форм управления процессом в рамках действующей системы»21.
     С содержательной стороны налоговый механизм это и комбинация организационно финансовых отношений, и – конкретная налоговая техника.
     Как категория управления налоговый механизм включает в себяследующие элементы, наполняющие его конкретным практическимсодержанием: налоговое планирование (прогнозирование), организация исполнения налоговых бюджетов, налоговое регулирование, налоговый контроль22.Через эти элементы налогового механизма непосредственноприводится в действие налоговая система и реализуется налоговаяполитика государства по всем ее направлениям.
     С учетом конкретной экономической ситуации государствоможет вносить либо частичные изменения в налоговую систему, либокардинально менять ее, т.е. осуществлять налоговую реформу.Нынешний этап характерен для России проведением налоговойреформы. Главными принципами ее осуществления являютсяснижение налогового бремени, особенно для малого бизнеса,упрощение налоговой системы, повышение качестваадминистрирования, выравнивание условий налогообложения для всехналогоплательщиков. Осуществление налоговой реформы призваноспособствовать экономическому росту, развитиюпредпринимательства.
     Подводя итог, можно сделать вывод о том, что категория «налоговая система» активно и широко обсуждалась учеными начиная с 1995 г. в связи с принятием 27 декабря 1991 г. законна РФ №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который характеризовал налоговую систему через совокупность налогов и сборов. 
     Имеющиеся точки зрения ученых в отношении категории налоговая система, можно выделить в две позиции. Согласно первой позиции, налоговая система – это совокупность всех платежей, имеющих обязательных характер. В соответствии со вторым подходом налоговая система включает в себя не только совокупность налогов и сборов, но и иные элементы. Налоговая системапредставляет собой более широкое понятие, чем системаналогообложения и система налогов, поскольку последние являютсялишь ее составными частями.
     
     1.2 Элементы налоговой системы
     Правовой анализ научной и учебной литературы по налоговому праву позволяет обобщить точки зрения ученых к двум позициям относительно содержания элементов налоговой системы. Согласно первой позиции, так называемого «узкого» подхода, элементами налоговой системы являются все платежи, имеющие обязательный характер. В соответствии со второй позицией, «широкого» подхода, налоговая система включает в себя не только совокупность налогов и сборов, но и иные элементы.
     Позиции авторов о налоговой системе, содержащей не только платежи, имеющие обязательный характер, но и иные элементы, достаточно многообразны. Как уже отмечалось ранее, И.И. Кучеров относит к элементам налоговой системе не только налоговые платежи, но также всех субъектов налоговых правоотношений23. 
     Иной автор, А.М. Науменко, относит к элементам налоговой системы налоговое законодательство, принципы налогообложения, систему налоговых платежей, состав участников налоговых правоотношений и их правовой статус, систему органов налогового администрирования, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений24. Характеризуя налоговую систему, С.Г. Пепеляева относит к ее элементам принципы налогообложения, порядок установления и введения налогов, систему налогов, порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, права и обязанности участников налоговых отношений, формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых отношений, а также способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений25. 
     Исследовав плюрализм позиций правоведовможно утверждать об отсутствии единого научного подхода по вопросу состава элементов налоговой системы. По нашему мнению, вряд ли можно согласиться с авторами, которые рассматривают в качестве одного из элементов налоговой системы налоговое законодательство. Налоговое законодательство является элементом российского законодательства и отражает необходимые юридические условия для функционирования налоговой системы в целом.
     Система органов налогового администрирования также, на наш взгляд, также не относится к элементам налоговой системы, так как данные органы, участвуя в финансовой деятельности государства, входят в систему органов исполнительной власти и непосредственно осуществляют налоговую деятельность, в результате которой формируется налоговая система государства26.
     Включение в налоговую систему в качестве элементов форм и методов налогового контроля также, на наш взгляд, является недостаточно корректным. Формы и методы налогового контроля носят по отношению к налоговой системе внешний характер, так как, являясь элементами института налогового контроля, обеспечивают функционирование налоговой системы в соответствии с налоговым законодательством.
     Таким образом, к элементам налоговой системы следует отнести систему налогов и сборов, принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, правовой статус (права, обязанности и ответственность) участников налоговых отношений, способы защиты прав и интересов участников налоговых правоотношений27.
     Для полного уяснения сути элементов налоговой системы, необходимо дать полную характеристику каждого из них.
     Система налогов и сборовкак элемент налоговой системы нашла законодательное регулирование во второй главе Налогового кодекса РФ. В тоже время, нормы права не дают четкого определения данного правового института. Правовой анализ положений действующего законодательства в совокупностипозволяет сделать вывод, что в Российской Федерациипредусмотрено деление всех налоговых платежей на налоги и сборы, а также их видовое разделение на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. 
     В Российской Федерации федеральные налоги устанавливаются федеральным отраслевым законом, и подлежат общеобязательному применению на всей территории государства.В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ к федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых.
     Региональные же налоги, несмотря на их установления, также, НК РФ, вводятся в действие законами конкретного субъекта федерации, и имеет юридическую силу на территории исключительно данного субъекта. При этом, субъект федерации самостоятельно устанавливает налоговые льготы; налоговую ставку (федеральный центр в Кодексе предлагает минимальные и максимальные границы, в рамках которых субъект сам устанавливает величину); сроки, в которые налог подлежит уплате; форму налоговой отчётности.Региональными налогами являются транспортный налог, налог на игорный бизнес,налог на имущество организаций.
     Последней ступенью в этой иерархии выступают местные налоги, которые устанавливаются актами органов местного самоуправления, имеющие юридическую силу в рамках территориальных границ соответствующего муниципального образования.К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц. Торговый сбор, как разновидность местного налога, может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г. В иных муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона
     При этом следует отметить, что уполномоченные органы региональной или местной власти вводят в действие налоги, которые предусмотрены в соответствующем перечне НК РФ, носящий закрытый характер.
     Указанное видовое деление платежей подразумевает их распределение по уровням власти, а также управления. Несмотря на статус собственных налогов, не совсем это означает их поступление в соответствующие бюджеты в полном объёме. Крупные налоги могут иметь характер регулирующих, и распределяться во все уровни бюджетной системы.
     На основании такого классификатора, как способ взимания налоги можно характеризовать как прямые и косвенные.Под прямыми налогами подразумеваются такие налоги, которые уплачиваются с доходов, ресурсов и имуществ, и в свою очередь делятся на реальные и личные. Реальные налоги действуют в отношении предполагаемых доходов того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог и т.д.). Личные же налоги, взымаются уже не с предполагаемых, а с действительно полученных конкретных доходов (налог на прибыль организаций, НДФЛ и т.д.).Особенность косвенных налогов заключается в том, что последние являются составной частью продажной рыночной цены товаров. То есть они оплачиваются также из доходов потребителя, но не прямым, а косвенным путём (НДС, акциз и т.д.).
     Следует подчеркнуть, что вышеприведённая модель является довольно-таки «консервативной», поскольку в современных реалиях налоговых систем очень мало чисто прямых или чисто косвенных налогов. В этой связи С.В. Барулин предлагает делить налог на личные и косвенные на бизнес. Однако в подобной позиции есть слабые стороны. Например, такой личный налог как налог на прибыльорганизаций входит в цену товара и перелагается на конечногопотребителя, то есть формально может быть отнесен к косвеннымналогам на бизнес.
     Более рациональным представляется деление налога на перелагаемые (косвенные, и те, которые включены в цену), и неперелагаемые (прямые).
     Налоговые платежи также нужно разделить на разовые, регулярные, общие и целевые.Разовые это те платежи, которые уплачиваются единовременно, по мере возникновения основания для их взимания. Для них не предусмотрен налоговый период (госпошлина, таможенные платежи и т.д.).Регулярные сборы осуществляются на постоянной основе и в установленные сроки.Общие налоги это те, которые изымаются без конкретной цели и таковых в налоговой системе большинство.
     Вторым элементом налоговой системы являются принципы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 году. Автор выделялследующие основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения28.
     В статье 3 Налогового кодекса РФ законодатель определил основные правовые начала о налогах и сборах, что фактически позволяет данной норме определять принципы налогообложения.
     Принципы налогообложения, как один из элементов налоговой системы, как правило, - основные исходные положения системы налогообложения.В тоже время, данное определение не является однозначным, так как правовая категория «принципы налогообложения» неоднократно являлась темой для дискуссий в кругах правоведов.
     Так, И.А. Майбуров принципы налогообложения характеризует как базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения, то есть,как принципы построения налоговой системы29.Подобную характеристику принципам налогообложения можно встретить в трудах А.В. Демина. Автор характеризует данную правовую категорию как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства30.
     Нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться в правовой практике на основе базовых идей, отраженных в принципах налогообложения.Следовательно, принципы налоговой системы являются основополагающим фундаментом при формировании налогово-правовой политики государства и их значение для правоприменительной практики трудно переоценить. 
     Конституционный Суд РФ разъяснил, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации31.
     Правовой анализ статьи 3 НК РФ позволяет выделить ряд основных начал законодательства о налогах и сборах.
     В соответствии с п.1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Таким образом, одним из принципов налогообложения является всеобщность и равенство налогообложения. При этом п. 1 ст. 3 НК РФ корреспондирует со ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная норма характеризует принцип правового характера налоговых взаимоотношений.
     В силу п. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.В данной норме отражен принцип недопущения дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
     В п. 3 ст.3 НК РФ законодатель отразил, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание. То есть, в данной норме отражен принцип недопущения произвольного установления и взимания налогов и сборов. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
     В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
     В п. 5. ст. 3 НК РФ отражено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.Данной нормой, законодатель закрепил принцип императивности установления налогов и сборов за Налоговым кодексом РФ.
     При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В силу п. 6 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
     В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются исключительно в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
     Таким образом, правовой анализ положений ст. 3 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что действующим законодательством закреплены следующие принципы налогообложения: всеобщность и равенство налогообложения, законность налогообложения, экономическая обоснованность налогов, определенность налогообложения, единство налоговой системы РФ.
     В юридической литературе темой для дискуссийявилась необходимость разделения таких правовых категорий как «принципы налогообложения» и «принципы налогового права». Так, Е.А. Лопатниковасправедливо указывает, что принципами налогообложения являются руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер, в то время как принципы налогового права - руководящие идеи, получившие правовое закрепление32.
     Д.А. Смирнов характеризует принципы налогового права как совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования33.
     Принципы налогового права - исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений, отражает в своих работахД.В. Тютин34.
     Таким образом, принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя35: экономические принципы, организационные принципы, а также юридические принципы.
     Следующим элементом налоговой системы является порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, императивное право регулирования которого принадлежит законодательству о налогах и сборах.
     Установление налога и сбора означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения. 
     В соответствии со ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. К таким элементам налогообложения законодатель отнес объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
     Правовой анализ налогового законодательства позволяет отнести к объектам налогообложения операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. 
     При оплате различных налогов обязанность исчисления суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, относится либо к непосредственной обязанности налогоплательщика, либо – к обязанности налогового органа, который направляет соответствующие уведомление и требование налогоплательщику. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Исчисление налоговой базы по итогам каждого налогово.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44