- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие, сущность конкурентоспособности предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001539 |
Тема: | Понятие, сущность конкурентоспособности предприятия |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. В рыночной экономике одним из решающих факторов коммерческого успеха,как известно, является конкурентоспособность. Следовательно, основная цель хозяйствующих субъектов - обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как от этого напрямую зависит финансовое благосостояние организации. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Следовательно, в условиях жесткой конкуренции рыночные формы хозяйствования приводят к несостоятельности или временной неплатежеспособности отдельных субъектов хозяйствования. Существенное влияние на экономическое положение большинства предприятий в различных регионах мира оказал финансовый кризис конца 2008 года: кризис стал как временем серьезных испытаний для многих предприятий, так и редкой возможностью нового развития. Поскольку в ходе кризиса многие организации могут обанкротиться, то неизбежно произойдет как перераспределение рынка, так и возникновение новых возможностей для завоевания и удержания перспективных ниш. В современных условиях несоответствие стратегии предприятия изменениям во внешней среде является следствием нарушения платежеспособности.Любая ситуация, в которой предприятие не имеет времени, чтобы подготовиться к изменениям выступает кризисной. Чтобы избежать этого, нужно вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей. Способность бизнеса к долгосрочному выживанию и успеху тесно связана с его конкурентной стратегией, которая представляет собой долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, направленные на сохранение прежнего или достижение принципиально нового положения рынка конкретного товара или группы товаров. Это позволяет сделать вывод о необходимости постоянногопроведения работы по антикризисному управлению. В связи с этим, реальными возможностями для многих предприятий для занятия лидирующих мест на мировом рынке в условиях кризиса станет правильно разработанная и реализованная конкурентная стратегия. Таким образом, анализ проблем, связанных с конкурентной политикой организации в условиях кризиса, можно поставить в ряд наиболее актуальных. Цель дипломной работысостоит в разработке предложений и рекомендаций по развитию потенциала конкурентоспособности ИП «Карданов А.К.». Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: - изучить теоретические основы конкурентоспособности организации; - рассмотреть основные факторы, влияющие науровень конкурентоспособности организации; - изучить основные инструменты управления конкурентоспособностью; - изучить направления деятельности объекта исследования; - проанализировать современное состояние уровня конкурентоспособности объекта исследования и процесс продажи товаров; - разработать предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности объекта исследования. Объектом исследованияявляется ИП «Карданов А.К.» Предмет исследования–конкурентоспособность организации. Дипломная работасостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1.Понятие, сущность конкурентоспособности предприятия В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, в результате чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске как новых инструментов управления бизнесом, так и рычагов повышения конкурентоспособности.1 В связи с тем, что существуют различные точки зрения на понятие конкурентоспособности организации, рассмотрим основные определения. Конкурентоспособность – сложная экономическая категория. Поэтому и аспектов, подходов, ракурсов при исследовании проблемы может быть великое множество. Но это вовсе не означает, что они находятся в противоречии и взаимном отрицании. Напротив, они скорее дополняют друг друга, позволяют наиболее отчетливо увидеть определенную грань проблемы, в том числе и практическую2. В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя имеющиеся преимущества для достижения поставленных целей3. Сергеев А.А. отмечает, что это реальная и потенциальная способность компании проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, по «ценовым» и «неценовым» характеристикам в комплексе более привлекательные для потребителя, чем товары конкурентов.4 Прахова Т. предлагает рассматривать несколько уровней конкурентоспособности, справедливо полагая, что каждому из них присуща своя специфика (табл. 1)5. Таблица 1 Уровни конкурентоспособности и их характеристика По мнению Еленевой Ю.Я. - совокупность свойств и характеристик маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда при различных изменениях внешней и внутренней среды.6 Автор Васильева З.А. рассматривает понятие«конкурентоспособность предприятия» для потребителей, дляконкурентов, для инвесторов и для субъектов рынка – партнёров (рис. 1)7. Рисунок 1. Структура локальной подсистемы«Конкурентоспособность предприятия» С точки зрения ВасильевойЗ.А., при уточнении понятийного аппарата конкурентоспособности необходимо обращать внимание на следующие параметры (Приложение 1)8: • пороговое значение конкурентоспособности – наличие и эффективность использования освоенных ресурсов (факторов) на уровне, позволяющем считать субъект рынка конкурентоспособным; • потенциал роста конкурентоспособности – наличие инновационных ресурсов (технологии, ноу-хау, интеллектуальный потенциал); • скорость формирования инновационных факторов роста – наличие условий и механизмов (инновационная и предпринимательская привлекательность, риски) для наращивания потенциала роста конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности Фомин Б.Н.рассматривает в трех взаимосвязанных аспектах: уровне предприятия в целом, уровне производства и уровне продукции (рис. 2)9. Рисунок 2. Уровни конкурентоспособности предприятия Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения, непосредственно вытекающая из определения, естественно, поддерживается как зарубежными10, так и отечественными исследователями11. Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т.е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения». Во многих работах конкурентоспособность предприятия – это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».12 В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ожегова С.И. термин «конкурентоспособность» трактуется, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам.13 Экономист ФатхутдиновР.А., уточняя филологов, дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.14 Согласно Фатхутдинова Р.А. – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкурентоспособности как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей».15 ЗабелинП.В., Моисеева Н.К.еще более конкретны – это способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. 16 Экономисты ГpибoвB.Д., Гpyзинoв B.П. в работе «Конкурентоспособность предприятия» вводят понятие конкурентоспособности предприятия как его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.17 С точки зрения Яшина Н.С.конкурентоспособность предприятия (компании) – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции.18 Исследование конкурентоспособности предприятий, предлагаемое в экономической литературе авторами А. Вороновым, А. Дементьевой, И. Максимовым, М. Мельниковой, А. Семененко, С. Цветковой и др., позволило прийти к выводу о том, что чаще всего понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к «...способности предприятия производить конкурентоспособный товар».19 Согласно Савельевой Н.А. - многоаспектное понятие, характеризующее динамическое, управляемое свойство фирмы, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и слабостей, в том числе формируемых факторами внешней экономической среды и выраженное на внешнем и внутреннем рынках товаров, капитала и труда в рассматриваемый период времени.20 По мнению ВороноваД.С. -выступает обобщающей характеристикой деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.21 По Европейскому форуму по проблемам управления - реальная и потенциальная способность фирмы в соответствующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.22 По ГорьковуТ.и Шаповалову Г.- ее способность наиболее эффективно удовлетворять потребности потребителей; относительная оценка преимуществ фирм, организаций, продуктов и услуг, которая позволяет им с большей эффективностью удовлетворить потребности потребителей и приносить прибыль на вложенный капитал.23 По мнению Забелина П.В. - способность организации приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или превышение прибыльности в краткосрочном периоде над среднесрочной прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.24 По словарю Азоева Г.Л., Завьялова П.С., Лозовской Л.Ш. - как способность фирмы, конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.25 Конкурентоспособность предприятия - способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) по эффективности производственной деятельности и степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности.26 Конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.27 Конкурентоспособность организации – это умение организации проектировать, производить и реализовывать на рынке товар (услугу) наиболее успешно и полно по сравнению с предприятием-конкурентом, удовлетворяя потребности рынка и обеспечивая получение прибыли, расширенное воспроизводство, экономическое и социальное развитие. Если конкурентоспособность товара направлена на удовлетворение потребителей, то конкурентоспособность организации является более широким понятием – кроме удовлетворения потребностей рынка, она (конкурентоспособность) должна обеспечить эффективность и собственное развитие организации28. Согласно Румянцевой Е.Е. конкурентоспособность – наличие сильных, устойчивых позиций на рынке. Конкурентоспособность организации – одна из составляющих стратегии развития любой коммерческой организации. Применительно к оценке существующей конкурентоспособности организации выделяют три типа ситуаций: организация занимает лидирующие позиции на рынке; организация занимает позицию преследования лидеров; организация слабая во всех отношениях или находящаяся в состоянии кризиса.29 Котлер Ф. дает следующее определение - это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.30 Портер М. показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которое, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера (круга аналогичных предприятий). Он определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.31 Согласно М. Портеру - свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений. М.Портер главный аналитический инструмент конкурентоспособности любой организации считает – моделирование пяти главных конкурентоспособных сил (рис.3)32: соперничества между конкурирующими продавцами в отрасли; рыночных потоков компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей; потенциального появления новых конкурентов; рыночной власти и средств воздействия, используемых потребителями продукции. В коммерческой практике, как правило, происходи выбор из пяти возможных вариантов конкурентных стратегий организации: стратегии лидерства на основе низких издержек; стратегии дифференциации или индивидуализации; стратегии наилучшей стоимости; стратегии концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе низких издержек; стратегии концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе дифференциации (предложение узкому сегменту рынка товаров и услуг, индивидуализированных под его вкусы и потребности). Базой создания индивидуализирующего свой товар или услугу производителя является такая продукция, свойства которой значительно отличаются от свойств продукции конкурентов. Рисунок 3.Модель пяти сил конкуренции М. Портера Угроза прихода новых конкурентов, при оценке которой руководствуются понятием «барьера входа в отрасль», определяющаяся следующими факторами: 1. Экономия за счет масштабов. Как правило, организация, которая впервые появилась на рынке, начинает деятельность по сбыту нового продукта на масштабах намного меньшихтрадиционных производителей. Поэтому их производственные и маркетинговые затраты выше, что приводит при равенстве рыночных цен к получению меньшей прибыли, а может быть и убытков. 2. Привычность марки товара: потребители ориентированы на приобретение товаров определенных марок, следовательно, новым производителям надлежитсоздать свою марку, которая станет популярной среди новых потребителей. 3. Фиксированные затраты, связанные с входом в новую отрасль. 4. Затраты на новые основные фонды. 5. Доступ к системе товародвижения. На пути проникновения новых производителей в сбытовые сети традиционные производители могут создать барьеры. В данном случае новые товаропроизводителибудут вынуждены создавать свои каналы сбыта, требующих высоких затрат. 6. Доступ к отраслевой системе снабжения. 7. Отсутствие опыта производства данного вида продукта. 8. Возможные ответные действия предприятия отрасли (отказ в продаже патента и т. д.). Угроза товарозаменителей, при оценке которой учитываются: как характеристикипродукта-заменителя, так и его цены по отношению к традиционным продуктам; цена переключения на использование нового продукта; предрасположенность потребителя к замене продуктов. Сила позиции поставщиков, определяющая типом рынка, на котором функционируютпредприятия отрасли, находящиеся в менее выигрышной позиции по сравнению с поставщиками, диктующих свои условия предприятиям. Сила позиции поставщиков складывается за счет таких факторов как: разнообразие и качество поставляемых продуктов (услуг); наличие возможности смены поставщиков; величина объемов продукции, закупаемой у поставщиков (большие объемы закупок делают поставщиков более зависимыми от предприятия). Сила позиции покупателей, определяющаяся такими факторами как: а) возможность переключения на использование других продуктов; б) затраты, связанныес переключением; в) объем закупаемых продуктов. Профессионально и углубленно занимаясь проблематикой, Портер М.разработал получившую широкое признание методику анализа конкурентоспособности, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии – конкуренции на основе богатства). По мнению М.Портера, чем сильнее развита конкуренцияна внутреннем рынке страны и выше требования покупателей, тем больше вероятность успеха компаний из этой страны на международных рынках (и наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке приводит, как правило, к утрате конкурентных преимуществ).33 В Приложении 2приведена таблица, в которой раскрыта экономическая сущность понятия «конкурентоспособности организации». Изучение конкурентоспособности организации проводят по схеме, представленной на рисунке 4. Рисунок 4. Схема оценки конкурентоспособности организации34 Взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента отражена на рисунке 5. Рисунок 5. Ключевые характеристики состояния предприятия35 Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий (рис. 6):36 1. Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособности предприятия. 2. Следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии. 3. Основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции. 4. На тактическом уровне конкурентоспособности предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния. 5. На стратегическом уровне конкурентоспособности предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса. Таким образом, следования в заданных направлениях дадут фирме возможность определить «конкурентный» климат, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества. Рисунок 6. Критерии и методы конкурентоспособности предприятия37 Исходя из всего вышеизложенного можно сказать, что конкурентоспособность организации - это относительная величина, характеризующая реальную и потенциальную возможность организации в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары (работы, услуги), которые по значимым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов, и при этом в краткосрочной и долгосрочной перспективе достигать поставленных целей. 1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации На конкурентоспособность предприятия влияет множество факторов. Под определением «факторыконкурентоспособностипредпринимательских структур» понимаются явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, вызывающие изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.38 Рассмотренные нами в рамках темы литературные источники показали, что авторы по-разному представляют комплекс факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятий.39Так: М. Портер, считает, что вaжно отличать конкурентоспособность, обусловленную врожденными факторами и достигаемую благодаря другим источникам.40Так, все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов: - oснoвныe фaктoры – природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила; - рaзвитыe фaктoры – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, высокотехнологичные производства; - eстeствeнныe - природные ресурсы, географическое положение; - искусственно созданные - техника, технология, экономическая среда и др.41 В зависимости от степени специализации: - общие - система автомобильных дорог, дебитный капитал, персонал с высшим образованием; - специализированные– узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. М. Портер всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия подразделяет на: 1)Внешние: * конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране; * характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов); * развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами; * случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств); * экономические и организационно – административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей 2) Внутренние: * конкурентная стратегия предприятия; * параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке. По М. Портера внутренние факторы конкурентоспособности предприятия подразделятся на следующие группы: 1. Структурные. 2. Ресурсные. 3. Технические. 4. Экономические. Брулёв Е.С. предлагает следующую квалификацию факторов конкурентоспособности (табл. 2): Таблица 2 Факторы конкурентоспособности предприятий42 Группа факторов Подгруппы факторов Определяющие удовлетворенность потребителя Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций Определяющие интенсивность маркетинговых усилий Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг Определяющие качество менеджмента Эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия Зулькарнаев И.У. и Ильясова Л.Р всю совокупность факторов, влияющихна конкурентоспособность организации, разделяют на три группы43: 1. Цели, которые ставит перед собой организация; 2. Ресурсы, которыми располагает организация; 3. Факторы внешней среды. В работе Д. Хасби с позиций стратегического управления констатируется,что конкурентоспособность организации определяется следующими факторами44: 1. качеством продукции, 2. относительной ее ценой, 3. продвижением продукции на рынки, 4. мощностью сбытовой сети. Белоусов В.Л. возможные критерии конкурентоспособности организации группирует поотдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя,продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловуюактивность и эффективность деятельности45. Бичоева Д.С. выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия (табл.3)46: Таблица 3 Факторы конкурентоспособности пре?дпринимате?льских структур 1. Вне?шние? факторы 2.Внутре?нние? факторы 1.1. Экономиче?ская политика в стране? 2.1. Состояние? сре?дств производства 1.2. Соотноше?ние? спроса и пре?дложе?ния, насыще?нность це?ле?вого рынка. Наличие? полноце?нной конкуре?нтной сре?ды 2.2. Состояние? кадрового поте?нциала 1.3.Государстве?нная подде?ржка де?яте?льности пре?дпринимате?льских структур 2.3. Урове?нь ме?не?джме?нта 1.4. Доступность источников финансирования 2.4. Каче?ство товаров 2.5. Це?на товара 2.6. Марке?тинговая де?яте?льность 2.7. Инновационная де?яте?льность 2.8. Имидж организации К основным крите?риям конкуре?нтоспособности организации Максимов И. относит эффе?ктивность е?е? производстве?нной де?яте?льности, финансовое? положе?ние?, эффе?ктивностьорганизации сбыта и продвиже?ния товара на рынке?, конкуре?нтоспособность продукции47. Согласно Голубкову Е.П. конкуре?нтоспособность пре?дприятия характе?ризуе?тся основными факторами:48 1. Имидже?м фирмы. 2. Конце?пцие?й продукта, на которой базируе?тся де?яте?льность фирмы. 3. Каче?ством продуктов, уровне?м их соотве?тствия мировому, опре?де?ляющимся путе?м опросов или сравните?льных те?стов. 4. Уровне?м диве?рсификации производстве?нно–хозяйстве?нной де?яте?льности (видов бизне?са), разнообразие?м номе?нклатуры продуктов. 5. Суммарной рыночной доле?й главных видов бизне?са. 6. Мощностью научно-иссле?довате?льской и конструкторской базы, которая характе?ризуе?т возможности по разработке? новых продуктов. 7. Мощностью производстве?нной базы, которая характе?ризуе?т возможности пе?ре?страиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объе?мы выпуска освое?нных продуктов (число занятых, оснаще?нность основными фондами, их урове?нь и эффе?ктивность использования, структура изде?рже?к, в том числе? использование? фактора экономии в зависимости от объе?ма и особе?нносте?й выпуска). 8. Финансами, как собстве?нными, так и привле?кае?мыми со стороны. 9. Рыночной це?ной с уче?том возможных скидок или наце?нок. 10. Частотой и глубиной проводимых марке?тинговых иссле?дований, их бюдже?том. 11. Пре?дпродажной подготовкой, свиде?те?льствующе?й о способности фирмы привле?кать и уде?рживать потре?бите?ле?й за сче?т боле?е? глубокого удовле?творе?ния их потре?бносте?й. 12. Эффе?ктивностью сбыта с точки зре?ния используе?мых каналов товародвиже?ния. 13. Уровне?м стимулирования сбыта (работников сбытовых служб пре?дприятия, торговых организаций и потре?бите?ле?й). 14. Уровне?м ре?кламной де?яте?льности. 15. Уровне?м после?продажного обслуживания. 16. Политикой фирмы во вне?шне?й пре?дпринимате?льской сре?де?, которая характе?ризуе?т способность фирмы управлять в позитивном плане? своими отноше?ниями с государстве?нными и ме?стными властями, обще?стве?нными организациями, пре?ссой, насе?ле?ние?м и т. п. В узкомаспе?кте? конкуре?нтоспособность пре?дприятия зависит от ряда факторов, которые? можно разде?лить на три группы: - те?хнико-экономиче?ские? (каче?ство, продажная це?на и затраты на эксплуатацию (использование?) или потре?бле?ние? продукции или услуги); - комме?рче?ские?; - нормативно-правовые?. Таким образом, факторами конкуре?нтоспособности пре?дприятия являются пре?имуще?ства в использовании трудовых и производстве?нных ре?сурсов те?хниче?ского, те?хнологиче?ского, структурного и марке?тингового характе?ра; в стимулировании спроса на продукцию данного пре?дприятия; сравните?льно низкая се?бе?стоимость и высокое? каче?ство продукции; адаптивность и гибкость пре?дприятия в условиях рыночной не?опре?де?ле?нности и пре?дпринимате?льского риска; соотве?тствующая государстве?нная политика в области защиты и ре?гулирования конкуре?нции или подде?ржки товаропроизводите?ле?й. 1.3. Инструме?нты управле?ния конкуре?нтоспособностью К основным инструме?нтам управле?ния конкуре?нтоспособностью можно отне?сти49: 1) марке?тинговые? иссле?дования; 2) се?гме?нтация рынка ипозиционирование?; 3) управле?ние? товарным ассортиме?нтом; 4) управле?ние? це?нообразование?м; 5) управле?ние? продвиже?ние?м товара; 6) управле?ние? распре?де?ле?ние?м товара. Рассмотрим каждый инструме?нтуправле?ния конкуре?нтоспособностью. Марке?тинговые? иссле?дования — это систе?матиче?ский сбор, обработка и анализ данных по разным аспе?ктам марке?тинговой де?яте?льности организации в це?лях уме?ньше?ния не?опре?де?ле?нности, сопутствующе?й принятию управле?нче?ских ре?ше?ний (рис. 7). Марке?тинговые? иссле?дования проводятся фирмой с це?лью ре?ше?ния опре?де?ле?нной пробле?мы или их совокупности и разработки на этой основе? марке?тинговой страте?гии. Не?обходимость марке?тинговых иссле?дований связана с активным проце?ссом расшире?ния производства и появле?ния новых те?хнологий во все?х сфе?рах производства и обраще?ния товаров и услуг, информатизацие?й производства и распре?де?ле?ния продуктов, ростом социальных и культурных потре?бносте?й потре?бите?ле?й, с эволюцие?й марке?тинга как философии и инструме?нтария пре?дпринимате?льства. Рисунок 7. Соде?ржание? марке?тинговых иссле?дований как инструме?нта управле?ния конкуре?нтоспособностью Объе?ктами марке?тинговых иссле?дований могут быть50: 1. Рынок. Как правило, пре?дставляе?т наибольше?й инте?ре?с для марке?тологов и руководите?ле?й организаций. В основном зде?сь изучаются те?нде?нции и проце?ссы развития рынка, структура и ге?ография рынка, е?мкость, динамика продаж, состояние? конкуре?нции, барье?ры рынка, влияние? на рынок step-факторов, а также?, возможности и риски. 2. Потре?бите?ли. К ним относятся индивидуальные? потре?бите?ли, се?мьи, домашние? хозяйства, а также?, корпоративные? клие?нты. Пре?дме?том иссле?дования в данном случае? являются мотивационные? факторы, опре?де?ляющие? пове?де?ния потре?бите?ле?й на рынке?, структура потре?бле?ния, обе?спе?че?нность товарами, те?нде?нции покупате?льского спроса. 3. Конкуре?нты. В условиях же?сткой конкуре?нтной борьбы ре?зультаты такого рода иссле?дования позволяют занять выгодное? положе?ние? по сравне?нию с конкуре?нтами. В сфе?ру инте?ре?сов пре?дприятия попадают доля рынка конкуре?нтов, их слабые? и сильные? стороны, ре?акции потре?бите?ле?й на марке?тинговые? сре?дства конкуре?нтов, мате?риальный, производстве?нный, трудовой поте?нциал, а также?, организация управле?ния де?яте?льностью. 4. Товар. Основной це?лью иссле?дования являе?тся прове?рка соотве?тствия те?хнико-экономиче?ских показате?ле?й и каче?ства товаров запросам и тре?бованиям потре?бите?ле?й. Иссле?дования позволяют получить це?нные? данные? о потре?бите?льских свойствах товара: дизайн, упаковка, форма, цве?т, це?на, се?рвис, эргономика, функциональность. Данные? иссле?дования, также?, позволят разработать оптимальный товарный ассортиме?нт, повысить конкуре?нтоспособность и опре?де?лить основные? направле?ния де?яте?льности пре?дприятия. 5. Це?на. В каче?стве? объе?ктов иссле?дования зде?сь выступают изде?ржки по статьям калькуляции, сте?пе?нь влияния конкуре?нции (сравне?ние? те?хнико-экономиче?ских показате?ле?й и потре?бите?льских параме?тров товаров других пре?дприятий), пове?де?ние? и ре?акция потре?бите?ле?й на це?ны товаров (эластичность спрос). В ре?зультате? выбираются наиболе?е? оптимальные? соотноше?ния «затраты-це?ны» и «це?на-прибыль». 6. Товародвиже?ние? и потоки. Изучаются торговые? каналы, посре?дники, продавцы, формы и ме?тоды продажи, изде?ржки обраще?ния с це?лью выявить наиболе?е? эффе?ктивные? пути, способы и сре?дства опе?ративного дове?де?ния товара до коне?чного потре?бите?ля. 7. Систе?мы стимулирования сбыта и ре?кламы. Изуче?ние? пове?де?ния поставщиков, посре?дников, покупате?ле?й, эффе?ктивности ре?кламы позволяют установить наиболе?е? благоприятный пе?риод вре?ме?ни для стимулирования сбыта товаров, разработатьэффе?ктивную PR компанию, создать благоприятное? отноше?ние? к пре?дприятию и е?го товарам, разработать систе?му эффе?ктивных коммуникационных связе?й. 8. Ре?клама. Иссле?дования в этой области пре?дполагают апробацию сре?дств ре?кламы (пре?дварите?льное? испытание?), сопоставле?ние? фактиче?ских и ожидае?мых ре?зультатов от ре?кламы. Выше?указанные? данные? позволяют принимать ре?ше?ния по активизации ре?кламных кампаний, ве?сти поиск новых способов возде?йствия на потре?бите?ле?й, повысить инте?ре?с к продуктам. 9. Внутре?нняя сре?да организации. Ее? изуче?ние? ставит це?лью опре?де?ле?ние? ре?ального уровня конкуре?нтоспособности организации в ре?зультате? сопоставле?ния факторов вне?шне?й и внутре?нне?й сре?ды. Име?нно зде?сь даются полные? отве?ты на вопросы о том, что нужно сде?лать, чтобы де?яте?льность организации успе?шно адаптировалась к динамично развивающимся факторам вне?шне?й сре?ды. 10. Компле?ксное? иссле?дование?. С точки зре?ния объе?кта изуче?ния марке?тинговые? иссле?дования пре?дставляют компле?ксное? иссле?дование?. Так, оче?нь сложно отде?лить друг от друга такие? направле?ния (объе?кты) иссле?дования, как рынок, потре?бите?ль, конкуре?нт. Рынок не?мыслим бе?з конкуре?нтной борьбы, п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: