VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002874
Тема: Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Современный этап развития рыночных взаимоотношений в мире отличается заметным усилением конкуренции. Основополагающими причинами ужесточения конкуренции между товаропроизводителями являются увеличение темпов научно-технического прогресса, привлечение инвестиций в целях обеспечения значительного роста производительности труда, внедрения инноваций и динамического развития современных информационных технологий.
     Эффективное функционирование предприятия в условиях такого высокого уровня конкуренции возможно исключительно при высоком уровне конкурентоспособности организации. Научно-технический прогресс становится предпосылкой внедрения наиболее современных технологий и методов планирования производства.
     Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики. Она существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности на всех уровнях. Обеспечение достаточного высокого уровня конкурентоспособности предприятий является одной из наиболее актуальных проблем современной России, ведь все предприятия и организации в некоторой степени сталкиваются с конкуренцией. Именно поэтому необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а также своевременно принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
     Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия, а также методические рекомендации для ее повышения. В качестве объекта исследования выступает ООО «Ростовский колбасный завод - Тавр». 
     Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в оценке конкурентоспособности ООО «РКЗ - Тавр» г. Ростова-на-Дону и определении путей ее повышения.
     В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения ВКР необходимо выполнить следующие задачи:
     - обосновать актуальность выбранной мной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием;
     - изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, а также справочную и научную литературу по данной теме;
     - провести анализ конкурентной среды ООО «РКЗ - Тавр»;
     - сделать выводы и разработать рекомендации о выборе стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.
     Основанием для проведения анализа является, главным образом, бухгалтерская документация за 2014-2016 гг. В первую очередь, это бухгалтерский баланс (форма № 1) и приложение к балансу (форма №5), отчет о финансовых результатах (форма № 2), а также Устав ООО «Ростовский колбасный завод – Тавр» (ред. 2009 г.). Кроме того, будут использованы Интернет-ресурсы и учебно-методическая литература.
     

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия
     
     В экономической литературе рассматривают три основных подхода к формулировке понятия конкуренции: первый определяет конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить предложение и спрос, второй - как состязательность на рынке, третий - как критерий, определяющий тип отраслевого рынка [2].
     Конкуренция представляет собой соперничество экономических субъектов, механизм борьбы рыночных структур за право найти своего постоянного покупателя, за возможность продать свой товар с большей выгодой, получив при этом максимальную прибыль.Присутствие конкурента на рынке создает эффект состязательности, поскольку продавцы соперничают за право лучше удовлетворить потребности покупателя.
     Именно конкуренция принуждает предприятия и поставщиков ресурсов наилучшим образом удовлетворять желания потребителей, при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта, вынуждает фирмы переходить к наиболее современным и эффективным технологиям производства, способствует общественному и техническому прогрессу, а также оживляет рынок [1].
     Главным признаком и основным законом рыночной экономики считается конкуренция. Она может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
     Рынок совершенной конкуренции характеризуется такими признаками, как высокая информированность покупателей, открытый доступ к достоверной информации о товаре или услуге, продуктовая однородность, существование большого количества производителей, а также отсутствие рыночных барьеров.
     Как известно, в реальной рыночной экономике свободной конкуренции практически не существует, поскольку на настоящих рынках все эти признаки в подавляющем числе случаев попросту отсутствуют. Обычно производители и продавцы воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, а также вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство же, в свою очередь, ограничивает доступ на рынок иностранных производителей.
     Рассмотрим классификацию рынков несовершенной конкуренции в таблице 1.
Таблица 1 - Типы рынков несовершенной конкуренции
      

Один продавец
Несколько продавцов
Много продавцов
Недифференцированный продукт
Чистая монополия
Чистая олигополия
Чистая конкуренция
Дифференцированный продукт

Дифференцированная олигополия
Монополистическая конкуренция
     
     Как видно из приведенной таблицы, различают два основных классификационных признака: дифференциация товара и количество продавцов на рынке. Под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами, определяющимися стандартами или заданными природой. Остальные же продукты, характеристики которых могут изменяться производителями, относятся непосредственно к категории дифференцированных.
     Чистая монополия характеризует рынок исключительно одного продавца, не имеющего непосредственных аналогов (к примеру, государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация). Цена в условиях чистой монополии устанавливается по-разному, поскольку государство может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие большое значение для потребителей с низкой материальной обеспеченностью, тогда как нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.
     Деятельность чистых или почти чистых монополистов обычно регулируется государством. В подобных случаях государство стремится к обеспечению установления таких цен, которые справедливы одновременно для производителей и потребителей. В случае же отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды.
     Негативным последствием чистой монополии является отсутствие у монополистического предприятия жизненно необходимых внешних стимулов к развитию, конкурентного давления, которое заставило бы его совершенствовать технологию, улучшать качество продукции, а также обновлять производство.
     Признаком олигополистической конкуренции принято считать ситуацию, когда в отрасли действует несколько крупных организаций. Для олигополии характерны следующие черты: продавцы являются крупными экономическими агентами; существуют значительные барьеры входа и выхода; небольшое число продавцов; предлагаемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.
     Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентном соперничестве обеспечиваются, прежде всего, за счет эффективных систем сервиса и сбыта, создания устойчивой и надежной репутации предприятия, а также проведения активных маркетинговых кампаний по продвижению продуктов.
     Поскольку в таком случае наблюдается наличие множества производителей, товары которых являются однородными, увеличивать цену выше рыночной нет необходимости. С другой стороны, снижать цены тоже не имеет смысла, поскольку фирма в состоянии продать всю производимую продукцию.
     Чистой конкуренции присущи следующие факторы: однородность продаваемой продукции; наличие большого количества продавцов и покупателей; ни один из продавцов или покупателей не в состоянии влиять непосредственно на рыночную цену.
     В условиях монополистической конкуренции фирмы реализуют дифференцированные версии одного базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении таких элементов, которые непосредственно важны для подавляющего большинства потребителей.С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма не переманит к себе покупателей от всех конкурентов, даже при условии снижения цен. В условиях монополистической конкуренции работают, например, рестораны, аптеки, производители многих потребительских товаров.
     Для монополистической конкуренции характерны следующие черты: тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять контроль над ценой реализации; продавцы соперничают, предлагая дифференцированный товар на рынке; на таком рынке действует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого предприятием и его конкурентами [3].
     Конкурентной средой является рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. На рынке проводится конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими подобную продукцию одним и тем же категориям покупателей.
     Конкурентная борьба представляет собой совокупность действий фирмы, направленных непосредственно на получение конкурентного преимущества, завоевание прочных позиций на рынке, а также вытеснение с него конкурента. На конкурентную борьбу влияют такие факторы, как темпы роста рынка, его размер, скорость обновления ассортимента производимой продукции, а также уровень стандартизации товаров.
     Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее сутью всегда является покорение большей, чем у конкурента, доли рынка или, по возможности, вытеснение его с рынка. Целью конкурентной борьбы считается достижение конкурентного преимущества, более прочной конкурентной позиции на рынке. Конкурентная позиция представляет собой сравнительную характеристику основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента[1].
     Исходя из этих условий, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия представляет собой состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику [2].
     Как показывает практика, наиболее часто финансового благополучия достигают предприятия с более значительным конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается реальная и потенциальная способность компании разрабатывать, производить, реализовывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные товары, которые превосходят по ценовым и качественным параметрам аналоги, пользуются более приоритетным спросом у потребителей.
     Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием трех следующих факторов: потребители довольны и готовы повторно покупать продукцию этого производителя; общество, партнеры и акционеры не имеют замечаний к фирме; работники гордятся своим участием в деятельности предприятия.
     Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя. В целях повышения конкурентоспособности предприятия важно поднять потенциал конкурентных преимуществ до уровня мировых товаропроизводителей, а также обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах [4].

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

     Фундаментальной проблемой современной рыночной экономики является повышение уровня конкурентоспособности предприятий, оптимизация их функционирования, а также способность к выживанию в рыночной среде. От решения этой проблемы в большей степени зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.
     Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность проектировать, производить, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам наиболее привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.
     Необходимо различать такие понятия, как конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции. Основные различия этих понятий заключаются в том, что конкурентоспособность организации применима по отношению к длительному промежутку времени в отличие от конкурентоспособности товара или услуги, а оценку деятельности предприятия осуществляет не только потребитель, но и сам производитель.
     Изучая понятие конкурентоспособности организации, необходимо уделить особое внимание ее классификации. Так, по степени реализации различают потенциальную и реальную конкурентоспособность организации. В зависимости от рынка, на котором работает организация можно выделить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность организации [5].
     Потенциальная конкурентоспособность организации характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала организации. Конкурентный потенциал организации представляет собой комплекс ресурсов, обеспечивающих высокое конкурентное положение на рынке. Реальная конкурентоспособность организации определяется показателем рыночной стоимости организации.
     В условиях идентичных факторов внешней среды для группы организаций, действующих в условиях одного рынка и занимающихся производством товаров и услуг одной отрасли, применимо понятие внутренней конкурентоспособности предприятия.
     В тот момент, когда предприятие принимает решение о выходе на внешний рынок, необходимо правильно и своевременно оценить внешнюю конкурентоспособность организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности организации базируется на схеме (рис. 1).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      
Рисунок 1 – Факторы,  влияющие на конкурентоспособность фирмы
      
     Под факторами конкурентоспособности следует понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, которые вызывают непосредственное изменение затрат на производство, а как результат приводящие к изменению уровня конкурентоспособности организации [5].
     Рассмотрим наиболее распространенную классификацию факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Деятельность любой организации находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи (внутренние факторы), так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии организации с внешней средой при решении той же задачи. 
     Под факторами внешней конкурентной среды следует понимать различные социально-экономические и организационные отношения, позволяющие организации создать такую продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна [6]. Внутренние же факторы представляют собой объективные параметры, которые определяют возможности организации по обеспечению конкурентоспособности.
     Факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В зависимости от оказываемого ими влияния они могут стать конкурентными преимуществами или конкурентными проблемами.
     Под конкурентными преимуществами организации понимают выигрышное состояние фактора влияния (или по сравнению с конкурентами и максимально возможное значение фактора), способствующее повышению конкурентоспособности организации.
     Рассмотрим классификацию основных конкурентных преимуществ предприятия, приведенные на рисунке 2.
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
Рисунок 2 - Классификация конкурентных преимуществ организации
     
     Преимущества низшего порядка определяются возможностью использовать ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия на рынке. Их называют низшими вследствие того, что они не обеспечивают устойчивого конкурентного положения, а легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения.
     Преимущества высшего порядка включают в себя оригинальную продукцию и квалифицированных специалистов, а также репутацию фирмы. Указанные преимущества достигаются с помощью уникальных технологий, повышения квалификации персонала, специализации производимых товаров с целью удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это достойную цену.
     Конкурентное преимущество может быть достигнуто как предложением покупателям товаров с более высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них особую значимость.
     Естественные конкурентные преимущества создаются во внешней среде (к примеру, наличие природных запасов сырья или большая емкость рынка). Созданные конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. 
     Во внешней среде такие преимущества создают система налогообложения, государственные меры по развитию сети Интернет, а также льготная политика кредитования. Во внутренней среде конкурентные преимущества предприятия достигаются при помощи внедрения эффективной системы управления конкурентоспособностью, сертификации выпускаемой продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам, наличие патента на технологию производства продукта, а также путем повышения квалификации персонала.
     Под тактическим преимуществом понимают определенный фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный период - не более одного года (к примеру, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, а также активная рекламная кампания).
     Стратегическим преимуществом является фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в долгосрочный период - более одного года (например, наличие патента, товарной марки, квалифицированных кадров).
     По факторам состояния рынка различают преимущества по конъюктуре рынка, его емкости, темпам роста, уровне конкуренции «на выходе» и «на входе» в рынок.
     
1.3. Способы повышения конкурентоспособности предприятия
     
     Современная рыночная ситуация значительно усложнена появлением большого количества новых предприятий и организаций, либерализацией импорта, образованием рынка капитала, акционерных предприятий. Неизбежность конкурентной борьбы между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. 
     В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.
     Конкуренция, как элемент экономической свободы, несет в себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия. В её условиях побеждает тот, кто при том же качестве товара имеет меньшие издержки или при тех же издержках производит продукцию более высокого качества [7]. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкурентному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка.
     Конкурентоспособность представляет собой философию работы в условиях рынка, которая ориентирует на понимание нужд потребителя и тенденций их развития, знание поведения и возможностей конкурентов, состояния и тенденций развития рынка, окружающей среды, умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента. 
     Чтобы сегодня создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать организацию и управление, но необходимо четко понимать, что является конечной целью. При этом главная задача состоит в умении определить и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в организации и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или реальных конкурентов. 
     Именно по этой причине многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.
     Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный их поиск как внутри предприятия, так и вне его определяют полный набор функций, выполняемых аппаратом управления предприятия, состав управленческих подразделений, их подходы к разработке хозяйственной стратегии [8]. Процесс формирования стратегии предприятия состоит в принятии решении по вопросам:
     - способов повышения и методов контроля качества продукции;
     - общего объема производственных мощностей, порядка их распределения по конкретным видам продукции;
     - выбора системы измерения показателей хозяйственной деятельности и стимулирования труда;
     - видов товаров, работ, услуг, которые должны производиться;
     - видов оборудования;
     - процессов разработки и освоения новых методов продажи и рекламы;
     - выбора кадровой политики и методов управления человеческими ресурсами;
     - создания оптимальной организационной структуры управления;
     - определения системы производственного планирования и контроля запасов.
     Повышение конкурентоспособности представляет собой стремление к успеху предприятия в сфере его производственной деятельности. Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, а именно совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода. 
     Одним из главных направлений повышения конкурентоспособности предприятия можно считать стратегическое управление. Однако основанный на стратегиях конкуренции подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий позволяет провести лишь общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия без точного количественного выражения результатов оценки, а значит, не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
     Ни одно предприятие не может достигнуть превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Управление маркетингом обеспечивает целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия и ее комплексность [9].
     Многолетний западный и отечественный опыт показывают, что предприятия, сосредоточенные только на получении прибыли, страдают близорукостью. Складывается довольно знакомая ситуация, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным или наоборот, имея убытки, предприятие четко и вовремя рассчитывается с поставщиками, государством и кредиторами.
     Таким образом, можно выделить ещё один путь улучшения устойчивости предприятия на рынке - не обособленную цель обеспечения рентабельности, а рост стоимости бизнеса. Если капитал будет преумножен, то можно утверждать, что предприятие твёрдо контролирует свой сегмент рынка [10].
     Исследования показывают, что рыночная стоимость бизнеса в значительной степени связана с показателем денежного потока. Это означает, что оценка и управление стоимостью предприятия являются главным инструментом обеспечения конкурентоспособности, поскольку соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки результатов.
     Конкурентоспособность продукции представляет собой также немаловажный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт такого товара обеспечивают наличие денежного потока.
     Существующие методики комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяют характеризовать конкурентоспособность предприятия на тактическом уровне. Стандартов оценки, как и единой методики, не существует, и каждое предприятие обладает собственными «индивидуальными» методиками.
     В теории и практике традиционно существует три подхода к оценке бизнеса: доходный, сравнительный и затратный подход. Наиболее адекватным подходом в оценке стоимости бизнеса является доходный. 
     Этот подход основывается на предположении о том, что стоимость предприятия может быть определена как сумма доходов, которые оно приносит своему владельцу.
     Итак, на любом предприятии необходимо создать целую систему обеспечения конкурентоспособности на стратегическом уровне на основе разработки механизма комплексной оценки всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение стоимости бизнеса [11].
     Внедрение системы обеспечения конкурентоспособности позволяет определить приоритеты и сбалансировать цели операционной, финансовой, инвестиционной, маркетинговой стратегий предприятия; комплексно и системно решать задачи разработки и оптимизации производственной, финансовой и инвестиционной политики; эффективно использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы; и в конечном итоге обеспечить конкурентоспособность предприятия.
     При этом управление стоимостью должно рассматриваться как интегрирующий процесс, направленный на обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет концентрации общих усилий на важнейших факторах стоимости. Так как оно лишь вносит системообразующую идею, кардинально изменяющую точку зрения на уже давно известные управленческие истины.
     По своей сущности товар или услуга является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой.
     Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия путем повышения конкурентоспособности выпускаемой им продукции, представлены на рисунке 3.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Рисунок 3 - Организационные меры по повышению конкурентоспособности предприятия
     
     Итак, проведя частичный анализ некоторых направлений повышения конкурентоспособности предприятия, приходим к выводу, что в настоящее время отсутствует общепринятая методика разрешения данного вопроса. В конечном счёте, таких вариантов множество.
     В сложившейся ситуации необходимо придерживаться основного принципа: проведя комплексную диагностику фирмы, и, ориентируясь на те или иные недочеты в её работе, выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям собственного предприятия, и органично вписать его в общую систему управления для создания крепкого фундамента устойчивой позиции на рынке.
     
1.4. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия

     В экономической литературе наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Будет правильным заметить, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Однако общепризнанной и универсальной методики в настоящее время комплексная оценка конкурентоспособности предприятия экономистами не выработана.
     Изучение условий конкуренции и конкурентов в отрасли необходимо предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, а также сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
     Колоссальный вклад в решение этих проблем внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как А.Н. Печенкин, Е.П. Голубков, П.С. Завьялов, А. Глухов, М. Портер, Е. Дихтль, Г.Л. Багиев,Ф. Котлер. Они разработали методические и теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Методы оценки могут быть использованы руководством для выявления возможностей и недостатков конкурентов, осуществления системного анализа рынков, на которых функционирует предприятие, оценки уровня своей конкурентоспособности в целях ее повышения путем эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ (рис. 4) [12].
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
Рисунок 4 – Общая схема оценки конкурентоспособности
       
     Выбор метода оценки конкурентоспособности предприятия является ключевым решением, которое должно удовлетворять функциональной полноте и достоверности оценки, а также уменьшать затраты времени и средств на ее определение.
     Все существующие в практике экономики и управления методы оценки конкурентоспособности различных объектов можно классифицировать по двум основным критериям: по степени объективности результатов оценки, а также по подходу к оценке - качественная или количественная. 
     К качественным методам оценки конкурентоспособности можно отнести модели стратегического анализа, объективные модели оценки конкурентных сил, а также субъективные матричные методы. Матричные модели сильно упрощены, а их субъективность обусловлена тем, что они отражают уровень конкурентоспособности предприятия лишь в строго ограниченных рамках отрасли, хотя и дают наглядные результаты оценки.
     К количественным методам оценки конкурентоспособности относятся субъективные методы экспертных оценок, базирующихся на профессионализме эксперта, его интуиции и видении, а также объективные расчетно-графические методы. Объективность последних объясняется тем, что для расчета уровня конкурентоспособности того или иного объекта используется перечень разнообразных оценочных критериев, на основе которых по фактическим данным производится расчет единичных, групповых, интегральных показателей конкурентоспособности [13].
     Группа матричных методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия путем построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. 
     С некоторыми изменениями данный подход можно встретить в работах И. Ансоффа (табл. 2), а также в разработках Бостонской консалтинговой группы (табл.3).
     
Таблица 2 - Матрица И.Ансоффа
                                         Продукт                       Рынок                                  
Действующий
Новый
Действующий 
Расширение на рынке
Развитие продукта
Новый 
Развитие рынка
Диверсификация 
     Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали - относительная доля предприятия на рынке.
     
Таблица 3 - Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы
                             Рыночная доля
Рост спроса
Высокая 
Низкая
Высокий 
«Звезды»
«Дикие кошки»
Низкий 
«Дойные коровы»
«Собаки»
      
     Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
     Преимущество метода состоит в том, что при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить достаточно высокую адекватность и объективность оценки. Недостатком метода является то, что он исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет за собой необходимость соответствующих исследований.
     Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения «цена-качество». К несомненным преимуществам таких методов можно отнести то, что они учитывают конкурентоспособность продукции предприятия. Недостатком данного метода является возможность получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия.
     Согласно теории эффективной конкуренции, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, в которых наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Суть подхода заключается в оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в процессе комплексного анализа способностей предприятия по приобретению конкурентных преимуществ оценивается экспертами непосредственно с позиции ограниченности ресурсов. К преимуществам данного подхода следует отнести учет разносторонних аспектов деятельности предприятия.
     Комплексные методы определены таковыми в силу того, что оценка конкурентоспособности предприятия в рамках каждого из методов ведется на основании выделения как текущей, так и потенциальной конкурентоспособности предприятия. К достоинствам подхода следует отнести то, что он учитывает не только уже достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем. В качестве недостатка данной группы методов следует отметить то, что конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности, воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет и недостатки соответствующих подходов [14].
     В процессе исследования оценки конкурентоспособности предприятия было доказано, что методы, основанные на теории эффективной конкуренции, являются наиболее эффективными. Предлагаемая оценка имеет в своей основе четко выраженный математический аппарат, что дает жесткую функциональную связь, и должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов.
     Таким образом, предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятий является простым и универсальным инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа[15].Оценка возможностей фирмы позволяет построить.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44