VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и сущность конкурентоспособности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005972
Тема: Понятие и сущность конкурентоспособности
Содержание
Введение



В настoящее время термин «кoнкурентoспoсобнoсть» стал oдним из наибoлее упoтребляемых в научнoй литературе. Представители бизнеса, экoнoмисты, пoлитики, журналисты также широкo егo испoльзуют, кoгда речь идет o неoбхoдимoсти интеграции экoнoмики страны в систему современногo мирoвoгo хoзяйства.

Цель каждoго предпринимателя - максимизация прибыли, а, следoвательнo, и расширение масштабoв хoзяйственнoй деятельнoсти. Этo неизбежнo приводит к взаимной бoрьбе предпринимателей за наибoлее выгoдные услoвия прoизводства и сбыта тoварoв, рoст oбъема прoизвoдства, и oни выступают пo oтнoшению друг к другу как сoперники или кoнкуренты.

Сoвременная рынoчная экoномика характеризуется значительным ужесточением кoнкуренции между предприятиями, выпускающими прoдукцию. В настоящее время важнейшим факторoм успеха деятельности предприятия станoвится её кoнкурентoспосoбность, a пoлучениe прибыли ужe нe мoжeт раccматриватьcя в кaчестве eдинственной цели и критерия успешности функциoировaния пpедпpиятия.

Ведь кoнкурентoспосoбнoсть являeтся тeм инструмeнтoм, кoтoрый способствует пoвышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынкe и предприятиe, пoддерживающee нa пoстоянной основе более высокий уровень кoнкурентoспoсобнocти, aвтоматически рeшает вaжную стратегическую задачу, связанную с обеспечением устойчивого высокого уровня прибыльности. Это обуславливает неoбхoдимoсть решения актуальной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня кoнкурентoспосoбнoсти предприятий.

Высокая конкурентoспoсoбность прoмышленногo предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести товар этого  предприятия, отсутствием претензий со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии. 

Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры реализуемых товаров, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация, финансовая устойчивость и квалификация персонала.

При прочих равных условиях важнейшую роль приобретает маркетинговая составляющая конкурентоспособности предприятия. Маркетинг ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей клиентов, учет изменений потребительских предпочтений, оценку перспективности сегментов рынка, разработку и претворение действенных стратегий по повышению конкурентоспособности. 

Необходимым условием определения конкурентоспособности выступает наличие конкуренции. Конкуренция осуществляется на рынке — условном месте купли - продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции с соблюдением этических и правовых норм и правил.  На конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж, ситуация на рынке, колебания спроса.

Изменение конкурентоспособности предприятия реализуется через ее управление. От эффективного управления конкурентоспособностью предприятия зависит дальнейшее его развитие, повышение эффективности всей хозяйственной деятельности, рост прибыли и рентабельности. Разработка современных методов управления конкурентоспособностью предприятия в условиях финансовой нестабильности является для многих хозяйствующих субъектов весьма жизненно важней задачей. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.   

Тема работы является актуальной, поскольку от эффективного повышения конкурентоспособности предприятия зависит рост прибыли, рыночной  доли и дальнейшее развитие деятельности предприятия. 

Объектом исследования является ООО «Механо - литейный завод».  

Предметом исследования – конкурентоспособность промышленного предприятия.

Целью ВКР является развитие теоретических аспектов и разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.   

Указанная цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач: 

определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;

провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;

оценить рыночное положение предприятия и его конкурентные позиции;

разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.  

При выполнении работы будут использоваться следующие методы:

анализ литературы;

анализ интернет - источников;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

сравнение.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: Быкова В.А., Головачёва А.С., Горбашко Е.А., Даниша А.Г., Ивановой Е.Н., Квасниковой В.В., Лифиц И.М., Мазилкиной Е.И., Никитиной О.И., Перминова И. А. и т.д.

Эмпирическая база исследования сформирована на опубликованных данных о практическом опыте использования повышения конкурентоспособности, а так же информации, полученной лично соискателем в результате экспертного опроса представителей служб управления персоналом организаций города Каменск – Уральский.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, 3-х глав, заключения.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты повышения конкурентоспособности производственного предприятия,  раскрыта методика анализа конкурентоспособности.   

Во второй главе проведен анализ повышения конкурентоспособностью  ООО «Механо-литейный завод». В частности проведена оценка внутренней и внешней среды.    

В третьей части работы, по результатам выявленных проблем, рассмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. 

Практическая значимость работы: предложенные мероприятия по повышению конкурентоспособности позволят промышленным предприятиям расширить ассортимент выпускаемых изделий, сократить расходы, связанных с деятельностью организации, улучшить качество обслуживания клиентов, тем самым обеспечить гибкость предприятия под внешние изменения и требования клиентов.







1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности



В условиях современной рыночной экономики рынок потребительских товаров стремительно насыщается, поэтому существует конкуренция между предприятиями, выпускающими однородную продукцию. 

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Между производителями возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.   

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.

Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Развитие конкуренции создает своеобразный механизм рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества. 

Конкуренция обязывает предприятия создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу.

Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности —  одно вытекает из другого. 

Естественно, категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду и конкретному рынку.

В таблице 1 представлены основные определения понятия «конкурентоспособности предприятия» с позиции авторов научной литературы. 

Таблица 1 -  Понятие «конкурентоспособности» со стороны российских авторов

Наименование автора

Характеристика

Агеева Н.Г.  

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.

Квасникова В.В.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.              

Царев В.В., Кантарович А.А. 

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности торговой деятельности. 

Лифиц И.М. 

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Антонов Г.Д.

Конкурентоспособность – это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения производства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности.

Чепурной И.П.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также количественный и качественный рост его потенциала.



Анализируя данные из таблицы, можно сделать следующие выводы: 

конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия; 

конкурентоспособность предприятия – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке; 

конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке; 

в известных определениях не указывается временной фактор конкурентоспособности. Конкуренция на рынке – процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется на конкретный момент времени как баланс предприятия; 

в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности.

Конкурентоспособность в этой связи представляет собой относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного предприятия от предприятий - конкурентов как по степени удовлетворения своей продукцией или услугами конкретной потребности, так и по эффективности хозяйственной деятельности. 

Конкурентоспособность промышленного предприятия можно определить как некий вектор экономического статуса хозяйствующего субъекта относительно конкурентов, как его способность противостоять их действиям.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе определяется: либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности; либо особенностями выбора предмета исследования. В качестве которого могут выступать предметы конкуренции (товар, услуга) и субъекты конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство), и объекты конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно - сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть), и масштабы деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

Основные виды конкурентоспособности: конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность региона, конкурентоспособность страны.

Конкурентоспособность предприятия – это совокупность свойств, отличающих ее от других хозяйствующих субъектов более высокой степенью удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, способностью к экономическому развитию на основе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности:

совокупность особенностей и возможностей предприятия, обеспечивающих ему победу в конкурентной борьбе с другими агентами;

совокупность свойств субъекта, имеющего определенную долю соответствующего динамичного рынка, которая характеризует степень соответствия вырабатываемых им объектов требованиям потребителей в условиях конкуренции на свободном рынке; 

способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей;

способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности;

возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Конкурентоспособность отрасли – способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия для роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли.

Факторы конкурентоспособности отрасли:

отраслевая структура; 

наличие высококонкурентоспособных предприятий-лидеров; 

развитая отраслевая инфраструктура: система научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами; 

система распределения продукции; 

производительность труда; 

технический уровень продукции; совокупность знаний и научных разделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; объем технических заделов для реализация научных проектно- конструкторских разработок; 

степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; 

степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства.

Конкурентоспособность региона – это его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал. 

Конкурентоспособность страны:

способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках; 

степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги;

экономическая возможность расплачиваться за полученные средства; 

способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Уместно отметить работу Т.М. Хрустковой, в которой отмечается, что конкурентоспособность показывает свойство предприятия выпускать актуальную продукцию и выступать на рынке наравне с аналогичными компаниями и то, насколько эффективна его хозяйственная деятельность. Для ее определения в первую очередь необходимо установить критерии, по которым она будет оцениваться. Автором так же выделяется правила изучения конкурентоспособности:

1. Изучение условий факторов производства. Распределение всех факторов на следующие компоненты: людские, физические ресурсы, ресурсы знаний, ресурсы капитала, инфраструктуру.

Влияние каждой группы индивидуально для отдельного предприятия и зависит от сферы его деятельности. К примеру, наличие трудовых и природных ресурсов не будет решающим преимуществом в наукоемкой отрасли промышленности. Необходимо учесть не только состав факторов, которые принадлежат предприятию на определенный момент, но и скорость создания новых и эффективность обновления имеющихся ресурсов.

2. Провести исследование условий спроса. Здесь нужно обратить внимание на: структуру, величину спроса, скорость роста величины спроса, запросы покупателей, ожидания покупателей.

От того, насколько ясно и своевременно предприятие получит представление о возникновении потребностей покупателей, зависит количество его преимуществ. В этом случае упор делается на характер спроса, а не на его величину. Если сегмент рынка, на котором работает изучаемая организация, более заметен в формате города, чем страны, фирме легче создавать конкурентные преимущества, изучая местный спрос. Причем, чем требовательнее покупатели, тем больше плюсов имеет предприятие, которое придерживается высоких стандартов и постоянно развивается.

3. Оценка поставщиков. Наличие местных и поддерживающих организаций поможет предприятию установить деловой контакт с ними и на примере этих организаций сориентироваться в направлении развития идей и инноваций. Для изучаемого предприятия будет полезным создание поставщиков, не обслуживающих внешних конкурентов. Внутреннее соперничество в родственных сферах повышает скорость модернизации.

4. Собрать информацию о стратегии и структуре предприятия. К основным факторам оценки конкурентоспособности организации здесь относятся: цели предприятия, ценности предприятия, уровень мотивации работников, местная конкуренция.

Местная конкуренция заставляет предприятие повышать качество сервиса и пересматривать цены. Желательно, чтобы модель предприятия соответствовала району, в котором она находится. Кроме того, она носит соревновательный и психологический элемент.

Данным автором так же выделено, что способность выживать в рыночном сегменте означает наличие у предприятия реальных оснований для успешной реализации поставленных задач: удовлетворение потребностей покупателей, реализация творческого и трудового потенциала занятых сотрудников, получение положительной финансовой прибыли, удовлетворяющей запросам собственников организации.

Таким образом, конкурентоспособность является комплексным понятием и при ее исследовании необходимо учитывать интересы всех участников хозяйственной деятельности предприятия.

Рассматривая конкурентоспособность с позиции товара, следует отметить, что предприятие для повышения конкурентоспособности должно производить продукт или оказывать услуги, которые будут находить своих покупателей: клиенту интересен товар и он готов за него платить деньги; товар или услуга интересен покупателю более, чем аналогичный товар других поставщиков.

При наличии этих двух свойств можно утверждать, что предприятие имеет товар с конкурентными преимуществами.

Если обратиться к экономической теории, то для создания конкурентных преимуществ используется две возможности: ценовая характеристика продукта; дифференциация.

Ценовая характеристика продукта использует желание потребителя приобрести товар только потому, что он дешевле аналогов. Для повышения конкурентоспособности организация может пытаться создать предлагаемому продукту преимущество в положении на рынке. Делается это с помощью закрепления покупателя или монополизации части рынка.

Такая практика противоречит рыночным отношениям, но в реальном мире некоторым фирмам удается не только создать для своих продуктов конкурентные преимущества, но и достаточно долго удерживать их.

Кроме того, как отмечает в своем исследование А.С. Андюкаев, для повышения интересности продукта для потребителей можно использовать: 

наличие и возможность размещения информации по всем видам размещения (от интернета до телевидения); 

детальная проработанность систем скидок; узнаваемость наименования организации.

В случае работы с покупателями необходимо преследовать сочетание краткосрочных и долгосрочных целей, включающих: политику удержания клиента для долгого сотрудничества, максимальное удовлетворение потребностей клиента в полном объеме, получение максимального экономического эффекта в виде прибыли.

Таким образом конкурентным можно призвать управленческое решение по работе с клиентом, которое максимизирует экономический эффект от работы с потребителем сразу по трем направлениям. В случае если при продаже продукта указать завышенные цены, то очень большая вероятность, что в следующий раз покупатель обратится к другой организации. 

Для поддержания конкурентоспособности предприятия с позиции сотрудников можно выделить следующие ориентиры для принятия управленческих решений: 

реализация творческого потенциала сотрудника при реализации продукта; 

достойная оплата труда;

комфортные и оборудованные производственные площади.

С позиции персонала конкурентоспособное предприятие должно: обладать интересными заказами;

выплачивать конкурентоспособную заработную плату;

обеспечивать работников комфортными условиями труда.

Конкурентоспособность определяется на основании многих факторов, но наиболее объективный результат дают математические методы оценки, то есть расчет коэффициентов и сравнение их со среднеотраслевыми показателями.

Для акционеров предприятие является привлекательным только в определенных случаях:

наличие финансовой прибыли;

большой объем продаж;

наличие положительных отзывов от клиентов.

Конкурентоспособность предприятия – это показатель эффективности использования им экономических ресурсов в сравнении с конкурентами. Ее оценка необходима как самой организации для разработки мероприятий по увеличению доли рынка и выходу на новые рынки сбыта, так и другим заинтересованным лицам.



1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность



Конкурентоспособность предприятия определяется множеством факторов, которые можно объединить в три большие группы: качество товара и его ценовые характеристики; ассортимент товаров, его широта, глубина и насыщенность; качество услуг, оказываемых предприятием, как представлено в таблице 2. 



Таблица 2 – Факторы, влияющие на рост конкурентоспособности предприятия

Наименование фактора

Характеристика

Качество товара и его ценовые характеристики.

Предприятие, реализующее качественный товар имеет высокую конкурентоспособность и наоборот. При установлении цен на товары ниже, чем у конкурентов, также делает предприятие конкурентоспособным, но тогда предприятие может нести потери по прибыли.    

Ассортимент товаров, его широта, глубина и насыщенность

Предприятие должно стремиться предложить такой набор товаров, который будет максимально соответствовать запросам целевой группы потребителей с учетом желаемой глубины и широты ассортимента. 

Качество услуг, оказываемых предприятием.

С ростом конкуренции между предприятиями растет уровень обслуживания покупателей, предприятия предлагают широкий круг разнообразных дополнительных услуг, облегчающих процесс приобретения товаров или делающих его приятнее и комфортнее. 



Под факторами конкурентоспособности понимается совокупность факторов, которые определяют формальные и неформальные «правила игры» на рынке. Определяют ту внешнюю среду, в которой, предстоит работать промышленному предприятию, и те моменты, которые оно должно учитывать при разработке конкурентоспособной стратегии своего развития. Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия свидетельствуют о наличии возможностей самого предприятия в сложившихся условиях на данном рынке, с учетом внешнего окружения.

В зависимости от среды, в которой они проявляются, выделяют факторы внешнего и внутреннего порядка, влияющими на конкурентоспособность.

Факторами внешнего порядка считаются:

благоприятная социально - политическая обстановка;

поддержка отечественного предпринимательства со стороны государства;

развитая инфраструктура и финансово - кредитная система;

потенциально высокая емкость рынка;

выгодное сотрудничество с поставщиками; 

удобное месторасположение, близость к основным коммуникациям.

Основными внутренними для предприятия факторами конкурентоспособности являются:

применение современных форм и методов организации управления, информационных технологий;

передовой технический и технологический уровень оснащения предприятия;

четкая организация сбыта (эффективная реклама, красивая упаковка, широкий товарный ассортимент, надежное гарантийное обслуживание, собственная сеть);

высокое качество продукции и услуг;

компетентный и знающий своё дело персонал;

наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.

Итак, рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый вправе продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией. 

Конкуренция — борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство и первенство на рынке.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами и потребностей людей и по эффективности торговой деятельности.

Под конкурентоспособностью понимает способность предприятия сформировать и использовать в долгосрочной перспективе такие факторы успеха, как лидерский потенциал руководителя и взаимоотношения с персоналом, клиентами и партнерами, обеспечивающие предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей.



1.3 Методические основы оценки и анализа конкурентоспособности предприятия



Для целей своевременного формирования приоритетов развития хозяйственной деятельности, в наибольшей степени соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации, любое предприятие должно постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества на рынке, на котором она и конкурирующая фирма предлагают аналогичные по потребительскому спросу товары или услуги. В свою очередь, распознавание характера, признаков, выявление причин отклонений в состоянии конкурентной среды предпринимательской структуры осуществляется с помощью набора методов и инструментов всестороннего исследования конкурентных отношений.

Анализ конкурентоспособности дает возможность определить сильные и слабые стороны предприятия, помогает достаточно уверенно идентифицировать возможности и угрозы и принять верные управленческие решения, иными словами, достигнуть конечной цели любого предприятия – победить в конкурентной борьбе.

Теоретические и практические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия рассмотрены в трудах Фатхутдинова Р.Ф.,  Голубкова Е.П., Чайникова Л.Н., Градова А.П., Дурович А.П. и др. Методика оценки конкурентоспособности предприятий, предложенная данными авторами, представлена в приложении А.  В настоящее время отсутствует единая общепринятая методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия. Одна из них, разработанная автором Фатхутдиновым Р.Ф., предлагает следующие методические особенности оценки конкурентоспособности промышленного  предприятия:

уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности выбранных товаров на конкретных рынках;

отдельно проводить анализ эффективности деятельности предприятия, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;

отдельно считать показатель устойчивости функционирования промышленного предприятия.

Предложенная методика по оценке конкурентоспособности предприятия свидетельствуют о необходимости организации работы по подбору большого количества исходных данных, обработка которых не гарантирует обоснованных выводов о конкурентоспособности всей системы. 

Поэтому в качестве основного критерия конкурентоспособности предприятия предлагается использовать рейтинговую оценку финансово - экономического состояния предприятия.

Авторы методик оценивания конкурентоспособности предприятия предлагают разный набор факторов организации. Наиболее обоснованный набор факторов приведен в работах Голубкова Е.П.

Голубков Е.П. предлагает оценку проводить при помощи метода по сумме показателей конкурентоспособности промышленного предприятия. В рамках данного метода оценка конкурентоспособности проводится по формуле: 

,		                	           (1)

где К – общий балл конкурентоспособности;

        – единичные показатели конкурентоспособности предприятия.

Рекомендуется составить список важнейших факторов достижения успеха промышленного предприятия и конкурентных преимуществ либо недостатков предприятия (6 – 10 показателей). 

Так данными факторами являются: рыночная доля, качество обслуживания, имидж, уровень цен, качество товаров, уровень диверсификации видов бизнеса, мероприятия по стимулированию покупательского спроса, каналы сбыта, местоположение, инновационный уровень.

Затем проводится оценка предприятия по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 5 баллов) и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности предприятия. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных предприятий - конкурентов. 

Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности предприятия и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание оцениваемого предприятия по отношению к конкурентам. 

Достоинства метода по сумме показателей конкурентоспособности предприятия: простота в применении. 

Недостаток метода по сумме показателей конкурентоспособности предприятия: отдельные показатели конкурентоспособности не всегда играют одинаково важную роль в общей конкурентоспособности предприятия. 

Метод не дает объективной оценки конкурентного положения предприятия.

Чтобы оценить десять факторов, предложено использовать метод балльных оценок.  

Для оценки конкурентоспособности предприятия можно использовать методы рейтинговой оценки, которые представлены в таблице 3.  

Таблица 3 - Достоинства и недостатки методов рейтинговой оценки

Описание метода

Достоинства

Недостатки

Метод создания рейтинга с помощью ряда показателей. 

Простота в применении. 

Не все показатели, характеризуют финансовое положение предприятия.

Метод кластерного анализа. 

Наиболее точный метод. 

Недоступность и сложности в добычи информации о предприятиях-конкурентах. 

Матричный метод анализа. 

Является универсальным инструментом для оперативного проведение расчетов.

Некоторые взаимосвязи между основными показателями остаются без внимания. 

Метод балльных оценок. 

Позволяет выявить сильные

и слабые стороны каждого предприятия.

Оценки являются субъективным предположением экспертов.

Метод рейтингового финансового анализа. 

Дает возможность оценить финансовое состояние предполагаемого партнера

для сотрудничества. 

В анализе используются финансовые коэффициенты, которые определены исходя из критериев эффективности хозяйственной деятельности.

Метод сравнительной  рейтинговой оценки. 

Оценка производится на базе данных публичной отчетности предприятия. 

Трудоемкое проведение расчетов. 



Для оценки конкурентоспособности предприятия рекомендуется оценивать его потенциал.

Потенциал предприятия — комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей. 

Оценить потенциал предприятия рекомендуется методом по сумме средневзвешенных арифметических групповых показателей конкурентоспособности промышленного предприятия. 

Для этого для каждого конкретного предприятия выделяется перечень наиболее значимых факторов (элементов потенциала). Далее задается весомость каждого фактора и производится оценка экспертом или экспертной группой. Примерный перечень элементов потенциала промышленного предприятия, которые подлежат оценке, представлен на рисунке 1.   

Согласно методу по сумме средневзвешенных арифметических групповых показателей конкурентоспособности предприятия производится расчет показателя конкурентоспособности по формуле:  

 ,			           (2)

где К – общая оценка конкурентоспособности;

        – единичные показатели конкурентоспособности предприятия общим числом N;

        – показатель значимости (веса) i – го единичного показателя конкурентоспособности.



Качество товара.

Доля, занимаемая фирмой на рынке.



Инновации.  

Трудовой потенциал.  

PR-деятельность.   



Уровень качества обслуживания. 

Имидж, марка или репутация фирмы.

Показатели оценки конкурентоспособности промышленного предприятия 

Ассортимент. 

Каналы сбыта.   

Местоположение. 

Рекламная деятельность.    

Уровень цен. 

Мероприятия по стимулированию спроса. 

Качество товара.

Доля, занимаемая фирмой на рынке.



Инновации.  

Трудовой потенциал.  

PR-деятельность.   



Уровень качества обслуживания. 

Имидж, марка или репутация фирмы.

Показатели оценки конкурентоспособности промышленного предприятия 

Ассортимент. 

Каналы сбыта.   

Местоположение. 

Рекламная деятельность.    

Уровень цен. 

Мероприятия по стимулированию спроса. 





















Рисунок 1 - Показатели деятельности предприятия, 

используемые при оценке его  конкурентоспособности



Чаще всего на практике используют нормированные значения (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. 

Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что единичные показатели конкурентоспособности. 

Достоинства метода по сумме средневзвешенных арифметических групповых показателей конкурентоспособности предприятия: благодаря учету важности единичных показателей конкурентоспособности предприятия, интегральный показатель конкурентоспособности более точно отражает эффективность его деятельности. 

Недостатки метода по сумме средневзвешенных арифметических групповых показателей конкурентоспособности предприятия: экспертная оценка, при ее использовании значения показателей весомости, могут значительно меняться в зависимости от выбранного сегмента,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44