VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность конкурентоспособности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006966
Тема: Сущность конкурентоспособности предприятия
Содержание
Аннотация



























































Оглавление

	

	Введение	7

	1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия	10

	1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия	10

	1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия	20

	2 Анализ экономической деятельности предприятия	30

	2.1 Характеристика деятельности предприятия	30

	2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия	31

	2.3 Анализ себестоимости продукции и финансовых результатов	35

	3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия	37

	3.1. Оценка конкурентоспособности предприятия	37

	3.2 Повышение конкурентоспособности за счет внедрения маркетинговых мероприятий	47

	Заключение	55

	Список использованных источников	59

	Приложения	61

















Введение



Важнейшим рыночным механизмом товародвижения является конкуренция как метод борьбы участников рыночных отношений за рост объемов производства и реализации товаров, получение максимальной прибыли. Именно конкуренция является главным механизмом повышения эффективности хозяйственной деятельности, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение запросов потребителей и защиту их прав. Конкуренция выступает как внешняя побудительная сила, заставляющая товаропроизводителей учитывать интересы потребителей, повышать производительность труда, обеспечивать поиск наиболее эффективных методов реализации продукции, экономичности производства, расширять товарный ассортимент, улучшать качество продукции, снижать ее себестоимость и обеспечивать финансовую безопасность фирм.

Появление значительного количества предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, несовершенная система налогообложения, кредитования и расчётов, определенное развитие рыночной инфраструктуры в сфере финансово - кредитных отношений, - все это требует от субъектов хозяйствования умения грамотно оценивать финансовое состояние своего предприятия. Иначе они не смогут принимать правильные управленческие решения и их шансы на успех в конкурентной борьбе останутся минимальными.

Кроме того, любое инвестиционное решение партнеров предприятия по бизнесу базируется на основе данных оценки финансового состояния предприятия и целесообразности участия в инвестиционной деятельности. Следовательно, значение оценки финансового состояния предприятия состоит в том, что по ее результатам у субъектов хозяйствования в условиях меняющейся экономики появляется возможность более качественно осуществлять финансовое управление по обеспечению стабильного и поступательного развития предприятия, оперативно реагировать на изменения его рыночной среды, наблюдать за показателями, влияющими на платежеспособность и финансовое равновесие, определять меры по обеспечению повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Сегодняшний финансово-экономический кризис повлиял на результаты хозяйственной деятельности отечественных предприятий. Последствиями этого влияния стали падение объемов производства и реализации, снижение показателей прибыльности, конкурентоспособности предприятий. Эффективная деятельность предприятия в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов развития и повышения конкурентоспособности в значительной степени определяются уровнем инвестиционной активности и пространством инвестиционной деятельности. Содержание и обоснованность инвестиционной политики предприятия требует анализа теории и использования положительных практических результатов инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность является одним из наиболее важных факторов развития ресурсной базы воспроизводства инновационного типа в региональных хозяйственных системах. Данный интегрирующий фактор региональной экономики касается пропорционального развития ресурсного обеспечения воспроизводства и занимает приоритетное место с точки зрения инновационного инвестирования в экономики регионов.

Инвестиционная деятельность предприятия выступает необходимой и важной составляющей его хозяйственной деятельности, обеспечивает воспроизводство основного капитала и уменьшает риски благодаря диверсификации.

В настоящее время в России изучение и развитие теории конкуренции приобретает не только научное, но и практическое значение, поскольку требуется научное обоснование в определении государственной политики регулирования рыночных отношений. 

Проблеме конкурентного соперничества на рынке уделено внимание в работах классиков политэкономии: А. Смита, А. Маршалла, Д. Рикардо и др. Вопросы конкуренции изложены в работах отечественных ученых: Азоева Г.Л., Андреева Б.Ф., Юданова А.Ю. и др., а также зарубежных авторов: А. Чендлера, В. Лоренса, П. Самуэльсона, М. Портера и др. 

Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению конкурентоспособности предприятия.

Задачи исследования:

рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия;

охарактеризовать методы оценки конкурентоспособности предприятия;

дать общую характеристику исследуемого предприятия;

проанализировать технико-экономические показатели деятельности предприятия;

проанализировать себестоимость и финансовые результаты деятельности исследуемого предприятия;

оценить конкурентоспособность исследуемого предприятия;

разработать рекомендации по улучшению конкурентоспособности предприятия при помощи маркетинговых мероприятий.

Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «МЕТРО».

Предметом исследования выступает процесс управления и способы обеспечения конкурентоспособности фирмы.

В качестве информационной базы использовались отчетность ООО «МЕТРО», официальные рыночные обзоры.











1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия



1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия



Вопросы управления конкурентоспособностью касаются всех без исключения хозяйствующих субъектов. Обеспечение конкурентоспособности является важной проблемой, поиск решений которой связан с необходимостью совершенствования технических характеристик продукции, снижения издержек производства, улучшения показателей сбытовой деятельности, оптимизации маркетинговых действий, повышения уровня сервисного обслуживания.

При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности фирм-конкурентов могут быть использованы следующие критерии (рис. 1.1). 

Успех организации на рынке зависит от конкурентоспособности продукции, товаров, работ или услуг и конкурентоспособности предприятия в целом. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия принято дифференцировать по направлениям деятельности. 

В производственной сфере такими мероприятиями могут быть: развитие производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение ее качества и потребительских характеристик, оптимизация использования производственных площадей и оборудования, модернизация основных фондов, внедрение новых технологий, обеспечивающих снижение энергоемкости и материалоемкости и т.д. 

В финансовой сфере – создание аналитической основы принятия управленческих решений по созданию конкурентных преимуществ путем анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия, определения показателей рентабельности производства и оборачиваемости капитала; учет и контроль экономической и производственной деятельности по видам продукции и предприятию в целом; оценка эффективности инвестиционных проектов реконструкции предприятия, модернизации оборудования и обновлению выпускаемой продукции и т.д.



Рисунок 1 - Критерии управления конкурентоспособностью

В организационных вопросах важно использование на предприятии современных прогрессивных систем управления, оптимизация структуры самого предприятия, оптимизация связей между структурными элементами предприятия и с внешними структурами; получение оперативной и достоверной информации о тенденциях, динамике, основных конкурентах на рынке; проведение рекламных компаний; обеспечение узнаваемости брендов продукции; поддержание контактов руководителей предприятия в экономических, политических и общественных кругах. 

Наличие широкого перечня возможных направлений повышения конкурентоспособности предприятия привело к применению такого подхода в управлении этим процессом, как выделение ключевых факторов успеха. Именно их принято брать за основу при построении стратегии повышения конкурентоспособности. Они меняются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Как правило, для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны. 

Принято выделять факторы, связанные с технологией; с производством; с распределением; с маркетингом; с квалификацией; с возможностями организации (первоклассные информационные системы; способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия; компетентность в управлении и наличие управляющих «ноу-хау»); другие типы ключевых факторов, такие как: благоприятный имидж и репутация; удобное расположение; доступ к финансовому капиталу; патентная защита и т.д. 

Наконец, это вопросы экологической чистоты производственных процессов. В том числе, участие предприятия в природоохранных мероприятиях и инициативах. Наиболее важно такое участие для предприятий, расположенных в Москве, где крайне высока и разнообразна антропогенная нагрузка на окружающую природную среду.

С точки зрения сроков реализации действий по оценке, планированию и корректировке мероприятий повышения конкурентоспособности предприятия, принято говорить об оценке конкурентных преимуществ предприятия в целом и конкурентоспособности конкретного товара, выпускаемого предприятием. 

Оценка конкурентных преимуществ должна осуществляться на этапе технико-экономического обоснования инновационных и инвестиционных проектов, с последующим мониторингом в ходе производства и логистики, и оценкой реакции рынка на конкретный товар на стадии реализации. Таким образом, политика создания и наращивания конкурентных преимуществ требует, чтобы аналитическая работа осуществлялась в текущем режиме, а внесение корректировок – не реже одного раза в год, или в условиях резких изменений условий хозяйствования – по необходимости. Из этого следует, что важной характеристикой процесса разработки стратегии развития предприятия в целом и составляющей по развитию конкуренции, является его непрерывность, при общей привязке к срокам долгосрочного планирования.

В общем виде она может выглядеть следующим образом.

На начальном этапе собственники и высшее руководство определяют концепцию развития, разрабатывают общие принципы и цели развития компании, оцениваются возможности. В ряде исследований этот этап называется формированием стратегической логики

Это зона ответственности совета директоров или генерального директора предприятия. Итоговый документ – концепция развития.

Для осуществления такого массива аналитических и исследовательских работ в структуре предприятия может быть выделено специальное подразделение, состоящее из руководителя, привлекаемых по необходимости консультантов и профессионалов, и основных исполнителей из числа сотрудников предприятия. 

На начальном этапе работ результатом деятельности сотрудников этого подразделения является пакет документов по организации деятельности по стратегическому планированию. Далее, созданная команда, при поддержке руководства, компетентных сотрудников в различных структурах предприятия осуществляет собственно разработку стратегии предприятия. Итог – отчеты с результатами анализа внешних и внутренних факторов, описание сценариев развития, утвержденная стратегия развития.

Учитывая принятые стратегические ориентиры для предприятия в целом, свои планы разрабатывают структурные подразделения предприятия. Ответственные за разработку стратегических направлений и программ развития подразделений – руководители каждого из них. Заключительным этапом логично считать контроль за реализацией стратегии. Он заканчивается соответствующим отчетом, отражающим степень отклонения от сделанных прогнозных оценок, определением степени выполнения стратегических планов предприятия в целом и отдельных подразделений, обоснованием внесения необходимых корректировок.

Плановая документация– это обоснование совокупности стратегических решений, выработанных в процессе стратегического планирования. Важно отметить, что качественная разработка плановой документации требует в достаточно сжатые сроки перерабатывать огромные информационные потоки и вырабатывать оптимальные управленческие решения, что практически невозможно без применения современных методов автоматизации и управления производственными процессами.

Выполненные в ходе разработки стратегии исследования служат основой долгосрочных управленческих решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности с целью получения устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке.

Конкуренция является движущей силой развития рыночной экономики и главным инструментом эффективного распределения ресурсов по секторам экономики. 

Все хозяйствующие субъекты, выполняя свои функции, находятся в окружающей их среде, которая определяется наличием независимых покупателей и продавцов, имеющих право и возможность свободно выступать на рынке и покидать его. Считается что, чем больше участников рынка при установленной его емкости, тем острее проявляется соперничество между производителями. Вместе с тем, это спорный момент. Потребителю принадлежит особая роль в формировании конкурентного соперничества. Большие денежные доходы населения того или иного региона повышают привлекательность их для конкурентов и тем сильнее происходит конкурентная борьба между ними.

Необходимо сказать, что отечественными и зарубежными исследователями обоснованы главные условия и факторы формирования конкурентной среды в экономике, однако отсутствует системность в их объединении.

М. Портер рассматривает конкурентную среду как совокупность качественных и количественных показателей, характеризующих состояние развития конкуренции. Также им предложены свойства, формирующие среду для конкурирования фирм:

Факторы (квалифицированная рабочая сила определенного профиля, инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;

Условия спроса на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью;

Наличие или отсутствие родственных и поддерживающих отраслей;

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты.

Указанные свойства, вместе и в отдельности, создают конкурентную среду, в которой появляются и функционируют фирмы. За счет того, что среда в стране наиболее динамичная, местные фирмы добиваются успеха. Усложняющиеся задачи, поставленные перед фирмами, стимулируют их эффективнее использовать имеющиеся преимущества и искать новые. Те же свойства можно применить и к формированию региональной конкурентной среды.

Состояние и развитие конкурентной среды в экономике формируется под влиянием типа рыночной модели конкуренции, сложившегося в стране, регионе, и условий ее поддерживающих. Условия формирования конкурентной среды определяются как основные принципы, устанавливающие взаимоотношения на рынке. Факторами являются значимые обстоятельства, складывающиеся в определенный момент времени на конкретном рынке, в большой степени формирующие его состояние и динамику. Условия от факторов формирования конкурентной среды отличаются прежде всего:

обязательностью присутствия на рынке;

постоянством во времени;

фундаментальностью характера.

По отношению к существующей конкурентной среде факторы не являются обязательными, но они формируют уровень ее развития. Факторы в то же время подвержены регулированию государством. Органы власти имеют возможность регулировать формирование конкурентной среды в стране, регионе, товарном рынке при помощи организации условий и (или) образования и корректировки факторов конкурентной среды, и ограничения (увеличения) их влияния на развитие конкурентной среды.

Имеется достаточно много подходов к определению факторов конкурентной среды. Так, среди факторов выделяют следующие:

государственная политика в области регулирования конкуренции (доля государства в экономике, антимонопольная политика, стимулирование конкуренции и др.);

величина входных барьеров для новых предприятий (тип производства в отрасли и соответствующий уровень отраслевой себестоимости, степень дифференциации продукции, доступ к каналам распределения продукции, потребность в дополнительных капитальных вложениях, система поставок и др.);

воздействие потребителей (угроза потерять потребителей продукции, платежеспособность потребителей и др.);

влияние поставщиков при помощи цены и качества (небольшое количество поставщиков, которые имеют возможность выбирать себе клиентов; важность и дефицитность комплектующих; отсутствие заменителей комплектующих; невозможность самого предприятия производить комплектующие);

угрозы со стороны товаров-заменителей (количество товаров-заменителей, объем их производства, разница в ценах между оригиналом и заменителем).

Вместе с тем, есть и иные классификации факторов формирования конкурентной среды. Например, конкурентная среда региона ставится в зависимость от следующих факторов:

институциональной структуры (характеризуется степенью монополизации и видами структур региональных рынков; степенью дифференциации конкурирующих продуктов; наличием барьеров для входа на рынок; степенью диверсификации производства товаров; уровнем и структурой затрат на производство и сбыт товаров; инфраструктурой (банковской, складской, транспортной, информационной, биржевой));

пространственной организации (характеризуется территориальными и экономическими границами региональных рынков; региональной спецификой сферы производства и обращения; размещением и размерами рыночных зон; пространственной структурой товарных потоков; межрегиональными и международными связями региональных рынков);

организационно-правовых форм субъектов региона (характеризуется структурой хозяйствующих субъектов по формам собственности; формами организации организационно-управленческих, производственно-экономических и финансово-кредитных связей; наличием финансово-промышленных групп, ассоциаций, консорциумов, оптово-розничных объединений и др.);

форм и методов государственного регулирования в регионе (характеризуется антимонопольным, кредитно-денежным, валютно-финансовым, финансово-бюджетным, ценовым, таможенным регулированием).

Теорией экономической науки установлены основные условия формирования конкурентной среды на товарном рынке, однако используются различные подходы к выделению их значимости. Основными условиями возникновения конкурентного порядка является комплексная реализация шести «конституирующих принципов конкурентного порядка»: частная собственность, децентрализованное планирование и регулирование, полная хозяйственная и имущественная самостоятельность, ответственность, свободные договорные отношения на рынке, открытость рынка, стабильность денежного обращения. 

Частная собственность – базовое условие, которое обеспечивает возможность децентрализованного принятия решений непосредственно субъектами рынка (предпринимателями и т.д.) без вмешательства государственных инстанций. Конституирующим элементом условий развития конкурентной среды является децентрализованное планирование и регулирование. Открытость или доступность рынка – это гарантия доступа на рынок всех хозяйствующих субъектов как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Условие можно выразить как отсутствие или низкая степень преодолимости запретов входа на рынок потенциальных конкурентов, открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. 

Свобода договоров между хозяйствующими субъектами вытекает из их права децентрализовано принимать решения при исключении таких «обязательных» договоров, которые ограничивают или устраняют свободу договоров для других хозяйств. Важным условием возникновения конкурентной среды является свободный обмен товаров и ресурсов на договорной основе. Только свободный обмен между покупателями и продавцами, регулируемый государством, придает ему черты конкурентного рынка. 

Полная хозяйственная и имущественная самостоятельность, невозможность перекладывания риска на других и принятие чужого риска на себя. Экономическая обособленность подразумевает, что субъекты рынка автономны и независимы в принятии хозяйственных решений при определении объема, цены и места продажи товара. Стабильность денежного обращения, которая создается Центральным банком страны, обеспечивает народное хозяйство финансовыми ресурсами в зависимости от конъюнктурной ситуации. 

Именно Центральный банк страны должен делать, с одной стороны, предложение и доступность денег ограниченными, обеспечивая устойчивость финансовой системы; с другой – равные возможности рыночных субъектов по доступу к денежным ресурсам. Это способствует возникновению равных начальных условий деятельности рыночных субъектов, формированию экономической стабильности их деятельности на рынке, а как следствие, приводит к развитию свободной конкуренции и развитой конкурентной среды. 

Отсутствие контроля над ценами в значительной мере обеспечивается полной хозяйственной самостоятельностью, свободой договорных отношений на рынке, режимом частной собственности. В этих условиях государство призвано выполнять три функции по формированию конкурентной среды товарного рынка: 

созидательную – создание необходимых базовых условий функционирования конкурентной среды; 

регулирующую – прямое воздействие на состояние конкурентной среды, ее развитие; 

контролирующую – корректировка и учет макроэкономических факторов, снижение или усиление их влияния.



1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия



Исследование конкурентной среды рынка складывается из анализа тенденций появления новых конкурентов, товаров-заменителей, внутриотраслевой конкуренции. Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке.

Существующие подходы к оценке конкурентоспособности фирмы в конкурентной среде выделены в таблице 1.

Таблица 1 - Обзор подходов к оценке конкурентоспособности фирм в конкурентной среде

Подход

Описание

Матричный подход

Основан на оценке маркетинговой стратегии фирмы. Строится матрица конкурентных стратегий: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля фирмы на рынке. Подобный подход можно встретить в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее конкурентоспособными считаются те фирмы, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.



Преимущества:

-Высокая адекватность оценки при наличии достоверной маркетинговой информации.

Недостатки: 

 -Невозможность проведения анализа причин происходящего; 

- Высокая зависимость от наличия достоверной маркетинговой информации.

Подход, основанный на 

оценке конкурентоспособности 

продукции предприятия

Основан на суждении о том, что конкурентоспособность фирмы тем выше, чем выше конкурентоспособность производимой ею продукции. Соответственно анализ конкурентоспособности фирмы сводится к анализу конкурентоспособности продукции. Для его проведения используются различные маркетинговые и квалиметрические методы. По каждому оцениваемому параметру присваивается индекс, затем они суммируются и, исходя из этого, проводится расчет показателя конкурентоспособности в целом.



Преимущества: 

 Учет конкурентоспособности 

продукции.

Недостатки: 

 -Ограниченность, так как не затрагиваются другие аспекты деятельности фирмы; 

 -Учитывается только соотношение цена-качество, не принимая во внимание других характеристики продукции.

Подход, основанный на 

теории эффективной конкуренции

Основан на оценке способностей фирмы по обеспечению конкурентоспособности. Эксперты оценивают сформулированные в ходе предварительного анализа способности фирмы по достижению конкурентных преимуществ с точки зрения имеющихся ресурсов. Состав и структура оцениваемых способностей отличаются в зависимости от применяемой методики.



Преимущества:

Учет весьма разносторонних аспектов деятельности фирмы.

Недостатки: 

Отсутствие системного подхода.

Комплексный подход

Основан на суждении, что конкурентоспособность фирмы есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу



Преимущества:

Учитывается не только 

текущий уровень конкурентоспособности 

фирмы, но и динамика в будущем.

Недостатки:

Подход объединяет методы, используемые в других подходах.



Проанализировав существующие подходы к оценке конкурентоспособности можно отметить следующие недостатки: 

1. Большинство подходов базируется на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, упор при этом делается на создании их исчерпывающего перечня. Однако система факторов конкурентоспособности является открытой, а перечень ее элементов непостоянным. Таким образом, каким бы обширным не был их перечень, он все равно не будет исчерпывающим, а, следовательно, и оценка конкурентоспособности предприятия будет неадекватной 

2. Используемые для оценки экспертные методы характеризуются существенной субъективностью и условностью. Естественно, невозможно полностью избежать данных методов при проведении анализа, но их использование в качестве базовых может привести к слабой математической связи исходных факторов с оцениваемыми показателями конкурентоспособности. 

3. Ряд способов при оценке конкурентоспособности фирм базируется на сложных построениях: вводятся новые определения и характеристики, строятся матричные системы. В конечном итоге, часто не только невозможно осуществить точную количественную оценку того или иного анализируемого параметра, но и даже дать ему четкое определение. Это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий и не позволяет адекватно оценить конкурентоспособность фирмы. 

4. Среди недостатков можно также отметить интеграцию различных по природе технико-экономических показателей. Для этого вводятся коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов. Однако различные экономические факторы в различной степени влияют на конкурентоспособность в различных ситуациях, и поэтому при проведении анализа не всегда целесообразно установление единых весовых коэффициентов. 

Выделенные выше недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности фирм объясняют ограниченность практического применения большинства из них. Причина этому, на наш взгляд, отсутствие исчерпывающего определения понятия конкурентоспособности фирмы и критериев ее оценки. 

Практика оценки конкурентоспособности выделяет две группы методов оценки: количественные и качественные, систематизация которых представлена в таблице 2.





Таблица 2 - Систематизация методов, используемых при оценке конкурентоспособности предприятия

Качественные методы

Количественные методы



Матричные 

методы

Методы, основанные на расчете интегрального 

показателя конкуренто-способности

Методы 

математического 

моделирования, 

используемые при оценке конкуренто-способности

Статистически

е методы, 

используемые 

при оценке 

конкурен-

тоспособности

Прямые 

наблюдения

Матрица И. 

Ансоффа 

Матрица Д. 

Абеля 

Матрица Р. Купера

Теория желательности

Аналитическое и 

статистическое 

моделирование

Анализ 

временных 

рядов (в т.ч. 

трендовый 

анализ)

Теневое 

экранирование

Матрица BCG 

 Матрица ADL

Интегральный 

показатель Воронова 

А.А.

Одномерное и 

многомерное 

моделирование

Индексный 

метод

Составление 

поведенческих карт

Матрица GE/ 

McKinsey 

Матрица 

Shell/DPM

Интегральный метод с 

учетом весомости 

товаров и рынков 

(Фатхутдинов Р.А)

Линейное и нелинейное 

моделирование

Корреляционно- 

регрессионный анализ

Ситуационное 

исследование (Case – study)

Матрица 

конкурентных 

преимуществ 

(М. Портера)

Аддитивный метод 

Целиковой Л.В.

Динамическое и 

статическое моделирование

Факторный 

анализ

Экспертное 

интервью

SWOT – анализ и его 

производные 

SNW-анализ

Интегральный метод учета способности 

занимать определенную долю рынка 

(Абаева Н.П.)

Стационарное и 

нестационарное 

моделирование

Кластерный 

анализ

Глубинное 

интервью

Матрица Hofer 

– Schendel

Интегральный метод учета эффективности 

управления функциями 

производства 

(Максимова И.В.)

Распределенное и 

нераспределенное 

моделирование



Интервью с 

"крайними" 

категориями 

потребителей

Метод 

составления 

профиля объекта

Стоимостной метод 

Короткова А.М.

Дискретное и непрерывное 

моделирование



Фокус-

группа

Матрица 

SPACE

Метод определения 

средне-взвешенного 

показателя (Горбунова 

В.С.)

Детерминирован-ное и стохас-тическое 

моделирование



Метод дневника

GAP-анализ

Балльно - рейтинговый 

метод Подборновой 

Е.С.

Имитационное 

моделирование



Метод 

«Дельфи»

PIMS – анализ

Метод расчета 

интегрального 

показателя по 

источникам 

формирования 

конкуренто-

способности (Неганова 

И.С.)

Линейное и 

динамическое 

программирование



Мозговой 

штурм

Метод 111-555



Сетевые методы



Проекционный метод 

(ассоциа-тивный 

метод, методы 

завершения и конструирова-ния ситуации)





Метод дерева 

целей





Для дальнейшей оценки конкурентоспособности воспользуемся следующими методами:

Рейтингование исследуемого предприятия в сравнении с конкурентами.

Оценку будем осуществлять по 5-бальной шкале, где 5 – максимальная оценка.

Таблица 3 - Рейтинг конкурентов

Компания

Ассортимент

Время работы

Способы расчета с покупателем

Наличие электронной почты или сайта

Рейтинг

…













Количественная оценка конкурентоспособности методами использования не взвешенных рейтингов.

Принимается следующая шкала оценок: 1 - очень плохо; 10 - очень хорошо. 

Таблица 4 - Не взвешенная оценка конкурентной силы

Ключевые факторы успеха/ оценка силы

Компания 1

Компания 2

Компания 3

Компания 4

Ассортимент









Цена









Производственные возможности









Использование современных технологий









Маркетинг/ реклама









Обслуживание клиентов









Не взвешенная общая оценка











Далее распределяются факторы конкурентоспособности по весовым параметрам.

Таблица 5 - Весовые коэффициенты

Наименование показателя

Весовой коэффициент

Качество/характеристики товара



Цена



Производственные возможности



Грамотное использование технологии (технологические навыки)



Сбытовая сеть



Маркетинг/ реклама



Финансовое положение



Обслуживание клиентов



Итого

1,00

	

Далее оценку уровня определяют с помощью комплексного метода:



qi = () - если рост качества сопровождается ростом i-й характеристики Pi (прямая зависимость)

qi* = () - если рост качества сопровождается уменьшением i-й характеристики Pi (обратная зависимость)

qi – единичный относительный показатель качества

Piб – единичный показатель качества базового образца

mi – весовой коэффициент

K – средневзвешенный арифметический комплексный показатель.

Далее используется следующий показатель:



где Uн – групповой показатель нормативных параметров

Uт – групповой показатель параметров технического уровня

Uэ – групповой показатель экономических параметров

Для всех параметнров Uн = 1.

Определение группового показателя параметров технического уровня:



где lj = () - если прямая зависимость

li* = () – если обратная зависимость

?j – весовой коэффициент (для расчета используются весовые коэффициенты из табл. 5)

Определение группового показателя экономических параметров:



где Ц – цена покупки

ЦБ – цена базового образца

Определение интегрального показателя конкурентоспособности



3. SWOT-матрица.

Таблица 6 - SWOT-анализ

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны



Strength

Weakness







Внешняя среда

Возможности

Угрозы



Opportunities

Threats









4. На основе полученного SWOT-анализа формируется SWOT-синтез мероприятий. 

Таблица 7 - Таблица мероприятий

S-O



S-T



W-O



W-T





5. PEST-анализ.

6. Матрица КФУ.

7. Анализ 5 сил Портера.

По итогам главы можно сделать следующие выводы.

Понятие конкурентоспособности как экономической категории может быть рассмотрено с различных позиций, между которыми существует тесная взаимосвязь, например, конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. 

Конкурентоспособность предприятия – комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на внутреннем и внешнем рынке за определенный промежуток времени

Западные ученые определяют конкурентную среду как совокупность условий, предопределяемых структурными и поведенческими показателями, характеризующими степень конкурентности рынка.

Стратегии создания конкурентоспособного товара или услуги: 

добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке; 

отыскать новое применение выпускаемым товарам; 

своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия; 

найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами; 

осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей; 

регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом. 

Политика создания и наращивания конкурентных преимуществ требует, чтобы аналитическая работа осуществлялась в текущем режиме, а внесение корректировок – не реже одного раза в год, или в условиях резких изменений условий хозяйствования – по необходимости. Из этого следует, что важной характеристикой процесса разработки стратегии развития предприятия в целом и составляющей по развитию конкуренции, является его непрерывность, при общей привязке к срокам долгосрочного планирования.








.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44