- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие, сущность и виды суверенитета
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000615 |
Тема: | Понятие, сущность и виды суверенитета |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Суверенитет входит в число основных признаков государства. Однако, в настоящее время в современном мире наиболее активно устанавливается новый мировой порядок в ходе процесса глобализации. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что не только ученые и политические деятели, но и обычные граждане с активной гражданской позицией обсуждают вопросы изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета в его традиционном понимании. В современном мире происходят процессы усиления взаимных связей и, как следствие, взаимозависимости между странами, что ведёт, с одной стороны, к усилению позиций наднациональных органов, которым такие государства частично передают свои суверенные права (в качестве примера можно привести— Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, Таможенный союз и др.), с другой — к признанию ряда проблем (например, естественные права человека) выходящими за рамки исключительной юрисдикции отдельных государств и регулирующимися международным сообществом (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). Перспективным направлением развития науки является уточнение понятия, сущности и видов суверенитета с учетом межгосударственных интеграционных процессов. Глобализация способствует сокращению и изменению состояния суверенитета государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств сознательно и добровольно идет на его уменьшение. Целями настоящего исследования выступил анализ политических и юридических аспектов суверенитета, исследование его современного состояния и значения во внутригосударственных и международных отношениях, исходя из политико-юридической сущности данного явления. Задачи исследования: -рассмотреть понятия, сущности и видов суверенитета; -проанализировать состояния государственного суверенитета Российской Федерации и его особенностей; -выявить принципы и свойства государственного суверенитета, а также его политического и юридического значения; -сформулировать перспективы развития государственного суверенитета Российской Федерации в современных условиях. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате возникновения и осуществления суверенитета как политико-правового феномена. Предметом исследования является суверенитет как политико-юридическая категория, его место и роль в современном мире, взаимодействие политической и юридической сторон государственного суверенитета, особенности суверенитета современного российского государства вследствие распада Союза Советских Социалистических Республик и тенденции развития его основ. Методы исследования включают общенаучные методы познания, основные положения диалектического метода познания реальной действительности. В качестве частных научных методов использованы историко-правовой, сравнительно-правовой анализ, конкретно-социологический, статистический. Научная новизна исследования. Феномен суверенитета - как политическая и правовая категория, характеризующая государство и определяющее его право на проведение самостоятельной (независимой от другой государственной и иной власти) внешней и внутренней политики требует пересмотра с учетом общепризнанных международных принципов и норм публичного права. Кроме того, в данной работе предлагаются новые подходы к решению отдельных актуальных проблем института юридического суверенитета, имеющего место, как в теории, так и в правоприменительной практике. Теоретическая значимость исследования.Положения, исследованные в работе, вносят определенный вклад в развитие теории государственного суверенитета в сфере регламентации юридической трактовки независимого государства и могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в этой области. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе предложения могут быть использованы в деятельности органов государственной власти, при подготовке учебной и учебно-методической литературы по рассматриваемой теме и в учебном процессе для формирования у студентов. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка источников и литературы. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ 1.1. Понятие, сущность и виды суверенитета Суверенитет вначале возник как историческое явление в ходе борьбы европейских монархов и князей за независимость, а затем – из стремления положить конец этой междоусобице. С течением времени и формированием государств по национальному признаку понятие суверенитета нашло свое отражение в политической теории и практике, чем окончательно превратилось в отличительный признак государства. Как и любая категория в современном праве суверенитет имеет свое определение, понятие и виды. Понятие суверенитета впервые было введено в XVI веке французским политиком и учёным – юристом Жаном Боденом и означало, прежде всего, неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Известный российский ученый на рубеже XIX-XX веков Н.Н. Палиенко, изучавший идеи суверенитета и их историческое развитие указывал, что по определению Ж. Бодена «суверенитет - это постоянная, высшая, независимая, несвязанную законами абсолютную власть надъ гражданами и подданными. Эта власть абсолютна, такъ какъ она не ограничена ни другой властью, ни временемъ, ни законами, ничъмъ, кромъ законов Бога и природы, слъдовательно, это власть вполнъ независимая извнъ»1. Однако, активно развивающаяся экономика Западной Европы вызвала в свою очередь необходимость реформы и политической системы общества. Что на практике означало утрату римским папой верховной власти согласно каноническому праву и признание светских суверенных прав согласно документам Вестфальского мира (1648 год) за всеми европейскими государствами, включая вассалов Священной Римской империи.В дальнейшем ученые указанному понятию абсолютного суверенитета присвоили имя собственное - «вестфальский» суверенитет. Доктрине абсолютного суверенитета, естественно с особенностями из-за местных условий, по мнению Н.И. Палиенко были привержены выдающиеся ученые средних веков такие как Гобссъ, Гразвинкель, Горнъ, Спиноза. Таким образом, было положено начало современной международной политической системе, в которой суверенитет является необходимым атрибутом каждого государства. Согласно материалов Википедии - свободной энциклопедии суверените?т (фр. souverainetй - верховная власть, верховенство, господство) - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина. Таким образом на основании изложенного следует вывод, что суверенитет изучают: политология - наука о политике, политических процессах, системах и партиях; теория государства и права - наука изучает суверенитет как признак государства с точки зрения права. Общим для перечисленных дисциплин является то, что они изучают государство, как политико-правовой феномен. В то же время, Л.А. Морозова считает, что «обе науки изучают государство по-разному: предмет политологии составляют отношения людей по поводу власти в обществе, т. е. не только в государстве, но и в других социальных образованиях; теория государства и права рассматривает государство как публично-правовую общность, обладающую определенными признаками (суверенитетом, государственной казной, монопольным правом на принятие общеобязательных для исполнения актов и др.)2. Что касается официального толкования, то в настоящее время Конституционный суд Российской Федерации трактует понятие суверенитета как «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус»3. Известный зарубежный ученый - политолог Э. Хейвуд дает следующее определение суверенитету - это «понятие, выражающее идею абсолютной и неограниченной власти государства в пределах собственных границ»4. Аналогичной позиции придерживаются и ученые - юристы, так Л.А. Морозова дает определение государственному суверенитету, как «верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами».5 Таким образом, мнения ученых юристов и политологов по существу понятия «суверенитет» практически совпадают. Кроме того, Э. Хейвуд различает понятия правового и политического суверенитета. Так, первый «относится к высшей законодательной власти государства его безоговорочному праву требовать от граждан исполнения законов»6. Второй же «относится к неограниченной политической власти государства его способности, обладая монополией на применение принудительных средств, обеспечивать гражданское повиновение»7. То же мнение высказывает и ученый – юрист Малько А.В.8 Кроме того, Л.П. Рассказов, выделяет наряду с государственным суверенитетом «понятия народного и национального суверенитета»9. Таким образом, общепризнанными видами суверенитета являются: государственный, национальный и народный. Далее в дипломной работе будут рассмотрены сущность каждого из них. Н.А. Власенко относил суверенитет к обязательному признаку государства. При этом под государственным суверенитетом он понимал «свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами»10. Что на практике означает - государственная власть единолично осуществляет правотворческие и правоприменительные функции на соответствующей территории. Внешний фактор суверенитета проявляется в самостоятельном осуществлении внешней политики и участии в межгосударственном сотрудничестве. Государственный суверенитет имеет свои символы - герб, флаг, гимн. В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, существует понятие национального суверенитета, закрепленного в ч. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года и понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Существо его заключается в политической свободе нации и предоставлении ей суверенного права избирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Национальный суверенитет не является изначальным и обеспечивается социально-экономическим и политическим устройством общества, т.е. по своему существу он является декларированным международным сообществом принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своего места на карте мира и потребностей, объективно вытекающих из условий её существования и развития. Указанное право может реализовываться нацией, как в форме собственного государства, так и путём вхождения в состав федерации (конфедерации) как более крупного государственного образования. В качестве примера необходимо привести наше государство, где указанный принцип закреплен в преамбуле и ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации. То обстоятельство, что в основном законе не закреплено понятие нации объясняется оговоркой в преамбуле «мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Однако, в соответствии с преамбулой Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании Союзного государства» согласно которому, «руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан», указанные государства создают новый субъект международного публичного права. В то же время анализ существующих не только правовых актов, но и социологических опросов населения указанных стран не содержит каких-либо сведений об объявленных волеизъявлениях двух народов. Следующим рассматриваемым понятием будет народный суверенитет, сущность которого заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный носитель государственной власти, так и как источник государственного суверенитета. Указанные нормы подтверждаются ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Кроме того, ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека определено, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Таким образом, из анализа изложенного материала следует, что суверенитет относится к числу тех научных категорий, которые кроме первоначального или исходного смысла стал обладать множеством других значений. На практике ученые, как политологи, так и юристы понимают под суверенитетом не только статус, но и принцип, и свойство государства, и отношения власти с другими субъектами публичного и частного права. Кроме того, понятия народного суверенитета и государственного суверенитета имеют разные содержания, поскольку первый обозначает высшую власть внутри самого государства, а второй верховенство власти самого государства. Понятие национального суверенитета является, по сути, частным случаем народного суверенитета. 1.2. Основы, принципы и свойства государственного суверенитета, а также его политическое и юридическое значение Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые основы. Экономической основой государственного суверенитета является контролируемая территория, наличие государственной собственности, историко-культурное достояние и т.д. Политической основой суверенитета является существование стабильного, устоявшегося государства, наличие легитимной политической власти. Правовой основой суверенитета являются конституция, законы, декларации, общепризнанные нормы и принципы международного права, устанавливающие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. В то же время, единственным документом международного публичного права позволяющим классифицировать субъект последнего является Конвенция Монтевидео 1933 года в которой закреплены четыре признака государства, как субъекта международного права: постоянное население; определённая территория; собственное правительство; способность к вступлению в отношения с другими государствами. По мнению Л.А. Морозовой перечисленные признаки составляют «политико-юридическую характеристику государства»11.Однако, необходимо учитывать, что международные принципы и нормы права с учетом стремительно изменяющейся политической и экономической обстановки в мире постоянно совершенствуются. Современная наука считает, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Перечисленные принципы государственного суверенитета выражается через закрепленные в конституции и законах нормы: единство правового пространства; неприкосновенность и целостность территории государства; единое экономическое пространство; наличие единых вооруженных сил; право на защиту суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту государственных интересов и интересов граждан как внутри государства, так и за его пределами (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая деятельность); монополия на управление национальной экономикой и др. Кроме того, под принципами суверенитета необходимо понимать те основные исходные положения, которые определяют сущность суверенитета как политико-правового феномена. К ним относятся: - суверенитет является обязательным признаком государства. Сущность названного принципа заключается в том, что государство может существовать только при наличии суверенитета, а суверенитет существует только в рамках соответствующего государства. - суверенитет должен быть реальным, т.е. должен присутствовать у государства фактически, а не только объявленным и закрепленным в правовых актах; - объемность суверенных прав. Сущность названного принципа заключается в том, что исчерпывающего перечня суверенных прав не существует, так как носитель суверенитета волен принимать любые решения на основании закона и имеемой необходимости в соответствии с внешними условиями и внутренними ресурсами (экономическими, природными, технологическими и т.д.); - политико-юридический характер государственного суверенитета, сущность которого заключается в том, что государственный суверенитет имеет как юридический, так и политический аспекты, которые в совокупности и формируют понятие суверенитета. Где формой выступает юридический аспект, а содержанием — политический. Государственный суверенитет характеризуют такие свойства, как верховенство государственной власти, ее единство, независимость и неограниченность. Верховенство государственной власти означает подчинение государственной власти только конституции, естественному праву и законам. Также верховенство государственной власти означает, что на территорию государства не распространяет свою юрисдикцию другая, конкурирующая власть. Таким образом, исключается многовластие и признается легитимность и высшая юридическая сила правовых актов, издаваемых органами государственной власти. Обобщенно можно сказать, что верховенство власти выражается в универсальности: только решения государственной власти распространяют свое действие на население и общественные организации соответствующей страны; исключительном праве - возможности отмены или признания ничтожным любого противоправного проявления другой власти; специальных средствах воздействия и обеспечения (идеологического, принудительного характера и др.), которыми не располагает никакая другая общественная сила. Верховенство государственной власти проявляется и в том, что она устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений и граждан. В суверенном государстве государственная власть основана на праве и ограничена только правом. При этом из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей. Верховенство государственной власти делает ее единственной легитимной властью, исключая тем самым предпосылки для существования наряду с суверенной государственной властью политической власти иного порядка. Верховенство государственной власти предусматривает неделимость (неотчуждаемость) суверенитета - свойства государственной власти, которого нельзя лишить, разделить и т.п. Единство государственной власти - это свойство, сущность которого заключается в иерархическом построении в единую систему органов государственной власти. Единство системы государственной власти - это императивное требование к государственной целостности. Юридически формальные признаки единства государственной власти включены в совокупную компетенцию органов государственной власти. Свойство единства последней заключается в единой правовой политике, в особенности в правотворчестве, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства). Единство структуры органов государственной власти допускает кроме того их соподчиненность и централизованность. Независимость власти - это свойство, которое означает свободное от внешнего влияния осуществление государственной власти ее носителем, то есть носитель суверенитета должен иметь возможность самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее независимо от власти другого государства. Неограниченность власти - это свойство, которое означает, что верховная власть не может быть связана в своих действиях внешними ограничениями. Названное свойство проявляется, прежде всего, в верховенстве и неукоснительности правовых норм; исходящих от суверена, на территории соответствующего государства. С другой стороны Е. Кузнецова считает, что «мы продолжаем применять к анализу современной политической реальности понятие суверенитета образца XVI-XVII веков, когда не существовало ни системы международного права, ни движения за права человека, когда стандарты государственного управления не соответствовали современным представлениям о нормах демократии и свободы»12. На необходимость изменения понимания сущности суверенитета указывает и З.М. Дашдамиров так, по мнению российского ученого «неправильность в понимании признаков суверенитета исходит также и … освобождает государственную власть от контроля, возводит в закон произвол»13. Изменения в традиционном понимании термина «государственный суверенитет» объясняется следующим. С 1957 по 2007 годы 27 европейских государств добровольно объединились для совместного решения политических и экономических проблем, при этом они уступили часть суверенитета наднациональным органам управления Европейского союза. Проблема обеспечения государственного суверенитета, в его традиционном понимании, стала в какой-то мере камнем преткновения и в процессе развития названной европейской интеграции. Одной из причин отказа от идеи объединения Европы в федеративной форме стало то, что многие политические лидеры европейских стран «основывались на твердом фундаменте примата национального суверенитета и приверженности национальной идее, недопустимости ущемления государственного суверенитета путем создания неких наднациональных образований»14. Особенностью XX и начала ХХI века стал процесс формирования мировой политики в новом качестве, так как правоотношения между государствами и международными организациями в ходе конфликтов и сотрудничества оказывают существенное влияние на весь остальной мир. Наиболее показательными будут примеры: двух мировых войн и, как следствие, создание Лиги наций и Организации объединенных наций соответственно; распад стран социалистического блока – распространение на последних влияния стран Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейского Союза (ЕС); военные операции против Югославии, Ирака и Афганистана; явление получившие название «арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Стало очевидным, что основы политической жизни, заложенные еще Вестфальским договором 1648 года, меняются. Под сомнения ставится сам принцип деления политики на внутренние и внешние вопросы, столь привычный прежде. Эти сложные и многосторонние изменения получили название «глобализации». В то же время сущность так называемого «вестфальского» суверенитета заключается в недопустимости внешнего вмешательства во внутренние дела государства. Государство, суверенитет которого является признанным другими государствами, является членом сообщества других суверенных государств и получает, таким образом, иммунитет против указанного вмешательства. Внутренний суверенитет, таким образом, остается неприкосновенным. В рамках «вестфальского» суверенитета последний рассматривается как универсальная ценность и незыблемое понятие, а государство, соответственно, суверенно лишь на том основании, что оно является соответствующим субъектом международного права. Кроме того, рост численности государств, прежде всего, за счет бывших колоний европейских стран на территории Азии и Африки не обладающих соответствующими политическими, экономическими и правовыми основами для обеспечения государственного суверенитета в полном объеме, вызвал резкий всплеск негативных процессов в обществе, таких как безработица и, как следствие, бедность среди населения, эпидемии, вооруженные конфликты, преступность и наркомания. Указанные процессы вызвали в свою очередь очередное «великое переселение народов». Изменение расового состава относительно благополучных европейских стран, а также Соединенных Штатов Америки наглядно представлено при просмотре и сравнительном анализе художественных фильмов снятых в перечисленных странах, к примеру, в 70-80-х годах прошлого века и начале нынешнего, а также расового состава национальных сборных по различным видам спорта. Указанное обстоятельство вызвало недовольство со стороны коренного населения развитых стран, что потребовало, в свою очередь, пересмотра традиционных взглядов в политике и праве. Развитые страны, руководствуясь декларированными принципами демократических ценностей, а также основных прав и свобод человека, были вынуждены оказывать политическую, экономическую и правовую поддержку «развивающимся» странам. Тем самым, ставя под сомнение правомерность применения термина «государственный суверенитет» в его традиционном «вестфальском» понимании. Также нельзя не учитывать наличие радиационного, биологического и химического оружия в странах с неустойчивой политической, экономической и правовой системах, что вызывает озабоченность стран – участниц Организации Североатлантического договора, и в первую очередь – Соединенных Штатов Америки. На практике это приводит к различным вмешательствам во внутренние дела государств, таких как Ирак, Иран, Корейская народная демократическая республика и т.п. Указанное обстоятельство также является подтверждением того, что термин «государственный суверенитет» в его традиционном «вестфальском» понимании требует не только переосмысления учеными – политологами и учеными – юристами, но и закрепления его в международном публичном праве. Таким образом, на основании изложенного следует, что государственный суверенитет имеет экономические, политические и правовые основы. От качества перечисленных основ государственного суверенитета зависит фактическое наличие последнего. При недостаточном уровне развития основ и неблагоприятных условиях в общественной и политической жизни страны нельзя говорить о действительном наличии суверенитета у государства. Суверенитет является понятием полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Кроме того, суверенитет и есть тот критерий, которым отличается государство от иных образований в международном публичном праве. Феномен государственного суверенитета имеет как юридический, так и политический аспекты, которые в совокупности и формируют понятие суверенитета. Юридический аспект выступает формой, а содержанием политический. 1.3. Проблема распространения суверенитета на спорные территории На сегодняшний день существует большое количество территорий, которые не принадлежать никакому государству. Но это не означает что на них нету спроса, наоборот между государствами ведутся ожесточенные споры по поводу обладания той или иной территорией. Эти территории не являются суверенными, следовательно на них не распространяется власть международного сообщества. В большинстве случаев они заселены, и граждане проживающее на данной территории не могут пользоваться всем комплексом своих естественных прав. Одной из разновидностей такого рода территорий являются территории со спорным суверенитетом. Когда в XX веке международная правовая система начала преобретать более стройный и логический порядок, остро встал вопрос о признании такого рода территорий. Начиная с 1919-ого года, когда полным ходом пошел процесс переустройства системы международных отношений, а именно создание Лиги Наций, проведение глобальных международных конференций и тому подобное, организаторы этих реформ столкнулись с большими трудностями относительно критериев доступа к участию тех или иных мероприятий для существующих государств. На VII Панамериканской конференции в Монтевидео, была предпринята попытка разработки концепции суверенитета. Согласно конвенции подписанной на этой конференции в 1933-ем году, государства должны обладать следующими свойствами для признания суверенными: 1. наличие определенной территории 2. проживающее на этой территории более или менее постоянное население 3. наличие эффективно действующего правительства 4. суверенитет должен быть подтвержден другими государствами 15. В ситуации, когда на определенную территорию претендует сразу несколько стран, ООН придает данной стране статус несамоуправляющей и назначает страну, которая будет управлять данной территорией, но это не значит, что эта страна получает суверенитет над спорной территорией. Таким образом, спорная территория остается не суверенной, наподобие территории особого международно-правового режима, как Антарктика, которая в соответствии с Договором об Антарктике, подписанным 1 декабря 1959 года, не принадлежит ни одному государству16. В качестве примеров таких территорий можно упомянуть Фолклендские (Мальвинские) острова, острова Токелау, Каймановы острова, Бермудские острова, Гибралтар, Монсеррат, Виргинские острова США, Западная Сахара, Новая Каледония и другие. Кроме несамоуправляющих территорий существуют целые государства, которые тоже не обладают всей полнотой суверенитета. Но на этот раз спор ведется не между двумя суверенными государствами, а между непризнанным государством и тем государством, в состав которого входит территория непризнанного государства. Проще говоря, спорная территория обладает суверенитетом, но он оспаривается с позиций международного права. К таким территориям относятся: республики Абхазия и Южная Осетия, Турецкая республика Северного Кипра, Республика Косово, Свободный Кашмир, Палестина, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Сомалиленд и некоторые другие. Данные территории даже признаются некоторыми государствами, но с точки зрения классического международного права они не являются независимыми, суверенными государствами. В настоящее время в рамках международного права нет каких-либо принципов регулирующих признаки суверенитета. Суверенитет является свойством присущим государству, а так как государство состоит из таких элементов как территория, население и власть, то давайте обратимся к первому элементу, характеризирующему государство-территория. В современном международном праве под территорией в широком смысле этого слова понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела17. В средние века государства, которые находили острова в океане, захватывали их, основываясь на праве первооткрывателей. Учитывая информационную возможность того времени, очень часто получалось так, что один и тот же остров присваивали себе несколько государств, думая что они являются первооткрывателями данного острова, а когда дело доходило до архипелагов, то получалось так что разные острова одного архипелага принадлежали разным государствам. Это приводило к тому, что между государствами начинались споры, относительно принадлежности того или иного острова. Кроме споров по поводу никому не принадлежащих территорий, существуют споры относительно распространения суверенитета на территорию принадлежащую государству. Имеется в виду признания суверенитета непризнанных государств, вследствие чего они могут стать полноправными субъектами международного права. Яркими примерами таких споров являются вопрос Южной Осетии, Косовская проблема, проблема северного Кипра, и, конечно же, проблема Нагорного Карабаха. Эти споры являются наглядным примером того, что вопрос по поводу суверенитета государства является гораздо более опасным и разрушительным, нежели вопрос никому не принадлежащих территорий. Если вопрос по поводу генезиса и раскрытия сущности понятия суверенитет я рассматривал сквозь призму политологического знания, то данный феномен будет рассмотрен с юридической точки зрения. Сначала нужно определиться по поводу определения понятия непризнанное государство. Непризнанным принято считать государственное образование, не обладающее международной правосубъектностью, но обладающее всеми другими признаками государства. «Понятие «непризнанное государство» является более точным при обозначении реальных феноменов региона европейской периферии, чем широко употребляемые термины: «непризнанные территории», «самопровозглашенные государства», «самопровозглашенные республики»18. Последние имеют, скорее, эмоциональное наполнение и указывают на один из существенных признаков государства: территорию, не признанность, самопровозглашение»19. Очень остро встал вопрос признания большого количества государств во времена так называемого парада суверенитетов (1988-1991 гг.). После распада СССР встал вопрос суверенитета новоиспеченных государств, был подписан Варшавский договор, был создан Совет Экономической Взаимопомощи. Получилось так, что при распаде социалистического блока ряд государств получил международное признание и они стали полноправными субъектами международного права, а часть государств, в том числе и Карабах, не получили свой суверенитет, так как существовали спорные вопросы по поводу признания территорий. Когда рассматривается вопрос по поводу включения некой территории в состав уже существующего государствам, то там все понятно, спор идет между несколькими признанными государствами, то есть полноправными субъектами международного права. Но в данном случае речь идет о возникновении совершенно нового субъекта мирового сообщества, и поэтому встает вопрос о его признании со стороны других участников международной арены. Мы уже выяснили что споры относительно территорий, ранее никому не принадлежащих разрешаются в суде. Данный метод описывается в работе З. В. Силаевой: «Мировое сообщество в лице ООН может лишь назначить страну-администратора и признать территорию несамоуправляющейся территорией, под контролем страны-администратора. Но это не означает, что страна-администратор получает суверенитет над данной территорией. Страна-администратор лишь помогает правительству территории эффективно управлять ей. Как это происходит с Фолклендскими островами: Великобритания, которая назначена страной администратором не получила суверенитет, а получила полномочия помогать развитию островов»20. Но проблема распространения суверенитета решается не только в суде. Когда дело касается признания независимости....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: