- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие «сенсорное развитие» как предмет психолого-педагогических исследований
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004232 |
Тема: | Понятие «сенсорное развитие» как предмет психолого-педагогических исследований |
Содержание
Введение Ранний дошкольный возраст - это период интенсивного знания находящегося вокруг общества. Данное период связи с различными объектами, если дошкольник раннего дошкольного возраста имеет контакт с ними, узнает их качества, особенности. Сенсорное формирование детей раннего дошкольного возраста - данное формирование его развития и восприятия взглядов о более основных свойствах объектов, их состояние в пространстве, форме, цвете, величине, а кроме того запахе и вкусе. Чувствительный, чувственный навык считается основой знания общества. Чем меньше дошкольник, этим более значимости в его существования содержит чувственный опыт. В периоде раннего дошкольного возраста знакомство с особенностями объектов представляет основную значимость. Верная ориентирование ребенка в окружающем может быть достигнута вследствие своеобразных операций согласно обследованию величины, формы и цвета объектов, таким образом, как данное дает возможность обучить правильно, воспринимать объекты, акцентировать их главные свойства и качества. Однако множественные изучения демонстрируют, то, что понимание у ребенка раннего дошкольного возраста носит небольшой, неправильный, неполный и нецеленаправленный характер. У ребенка раннего дошкольного возраста имеется неполноценность в овладении воспринимающими эталонами (структура, величина, форма, цвет, характеристика запахов и звуков). Значимость воспринимающего формирования детей раннего дошкольного возраста с целью его будущей жизни выставляет пред концепцией и опытным путем дошкольного обучения проблему исследования и применения более результативных средств и способов воспринимающего обучения в детском саду. Ведущим видом деятельности и главной конфигурацией работы с ребенком раннего дошкольного возраста считается игра. Анализ состояния разработанности этой трудности в психолого-педагогической науке приводит к следующему заключению: несмотря на то многочисленными учеными изобретены определенные способы и способы освоения детьми раннего дошкольного возраста находящегося вокруг общества, однако, частично представлены работы, в которых отыскало отображение воздействия дидактических игр в воспринимающее формирование ребенка раннего дошкольного возраста. Воспитательные способности дидактических игр в развитие воспринимающего формирования ребенка раннего дошкольного возраста мало исследованы. Актуальность деятельность обусловливается необходимостью в наиболее детальном выявлении трудности применения дидактических игр в равной степени как средства сенсорного развития у ребенка раннего дошкольного возраста. Данное условие определило подбор проблемы изучения: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста». Цель выпускной квалификационной работы - на теоретическом уровне проанализировать и опытным путем раскрыть результативность применения дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. В согласовании с целью изучения были определены следующие задачи: 1. На базе рассмотрения психолого-преподавательской литературы выявить суть определений «воспринимающее развитие», «дидактическая игра». 2. Провести диагностику сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста. 3. Обосновать, осуществить и опытным путем проверить педагогические требование увеличения результативности применения дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации с целью родителей, работников ДОО. Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: дидактические игры выступают эффективным средством сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Для постановления установленных проблем применялись разнообразные способы изучения: исследование психолого-педагогической литературы согласно проблеме изучения, наблюдение за ребенком в ходе коллективной игры, опрос педагогов, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и высококачественный анализ полученных данных. Организация исследования. Поставленные задачи обусловили выделение 3-х взаимозависимых стадий деятельность: I период - изучение и анализ литературы согласно теме исследования II период - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов; проведение формирующего эксперимента, сосредоточенного только на сенсорное развитие для детей раннего дошкольного возраста согласно средствам дидактических игр. III период - контрольный эксперимент, составление общих выводов согласно исследованию. Теоретическая основа исследования: теория развития высших психических функций личности, обусловливающих сенсорное развитие нравственных, умственных областей ребёнка (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.). Научно-методологической базой этой работы считаются работы, посвященные дидактическим играм, последующих авторов: З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова, А. Н. Давидчук, Л. Селихова, Н. В. Лабутина, И. А. Анатольевна, Н. П. Гусева и прочие. Теория игровой деятельности равно как главного условия развития и формирования детей раннего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, С.И. Заморев, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин и др.). Теоретическая значимость работы: уточнены определения «сенсорное развитие», «дидактическая игра». Практическая значимость работы заключается в исследованию комплекса дидактических игр, нацеленных в сенсорное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Использованные материалы исследования имеют все шансы быть применены в практике работы специалистами ДОО. База исследования: МБДОУ №11 города Мурманска. Испытуемыми выступали дети раннего дошкольного возраста, возраст которых составил 3-4 года. В исследовании приняли участие 23 ребенка, из них 10 девочек, 13 мальчиков. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в родительских собраниях МБДОУ №11 (с 13.03.17 – 17.03.17) и собраниях работников МБДОУ №11 (с 20.03.17 – 24.03.17). Структура работы состоит из трёх глав, введения, списка использованной литературы (70 наименований), решения, приложений. Во введении обусловлена актуальность исследования, установлены задача, проблемы, объект и предмет дипломной работы, раскрыта её структура. В первой главе «Теоретические аспекты развития сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» исследованы теоретические аспекты проблемы сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта сущность дидактических игр в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста, предоставлена их классификация и педагогическое руководство. Во второй главе «Педагогические условия сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» описаны аспекты обстоятельства сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Описано значение дидактических игр в формировании сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Предоставлено теоретическое обоснование проблемы. В третьей главе «Экспериментальное исследование работы по раскрытию сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста по средствам дидактических игр» описан ход организации и методика экспериментального исследования, направленного на изучение сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста по средствам дидактических игр. Разработан комплекс игр, способствующих развитию данных качеств. Экспериментально доказана состоятельность выдвинутой гипотезы. В заключении приведены выводы согласно изучению, раскрыта перспектива дальнейшей работы над проблемой исследования. Глава I. Теоретические аспекты развития сенсорных представлений у детей раннего возраста 1.1. Понятие «сенсорное развитие» как предмет психолого-педагогических исследований Раннее детство - особенный период становления органов, систем и, в первую очередь в целом, функции мозга. Ранний дошкольный возраст - наиболее благоприятное время с целью сенсорного воспитания, в отсутствии которого нереально стандартное развитие интеллектуальных возможностей детей. Данный период значим сцелью улучшения работы органовчувств, накопления взглядов об окружающем мире, распознавания творческих возможностей [9; 267]. Сенсорное развитие детей - это развитие его восприятия и формирование взглядов о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значимость сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте сложно пересмотреть. Непосредственно данный возраст более благосклонен с целью улучшения работы органов чувств, накоплении представлений о окружающем мире. Сенсорное развитие подразумевает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха. Сенсорное развитие так же включает в себя развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания = развитие обонятельных и вкусовых ощущений [50; 59]. В условиях целенаправленной содержательной деятельности развитие ощущений и восприятий совершается эффективнее, таким образом, как не только создаются благоприятные условия для этого, но и возникает потребность в овладении звуком, цветом, формой, пространственными ориентировками. Прежде чем нарисовать какой-то предмет, необходимо выделить его форму, определить её сходство с определенной геометрической фигурой; целью этого чтобы поиграть в веселую музыкальную игру, необходимо вслушаться в музыку, уловить мелодию, либо силу звучания, либо высоту звуков. С целью установления качеств и свойств предметов ребенка учат обследовать их. Обследование - это специально созданное восприятие с целью дальнейшего применения его результатов в той либо другой деятельности. В ходе обследования детиучатся поочередно выделять форму, величину, пространственные взаимоотношения, цвет. Одна из задач сенсорного развития - формирование у человека представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами считаются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в звучании нот. В случае если дошкольник знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему проще ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с эталонами и именует цвет, форму, величину предметов, пространственное расположение их. Обучение обследованию производится с учетом возраста детей: младшим предоставляются предметы, наиболее простые согласно форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, в отсутствии лишних деталей; мелодии простые, с диаметрально противоположной силой звучания, высотой звуков, темпом исполнения разных частей. В психологии выделяют ряд основных положений о сущности восприятия и его развитии [26; 57]. Первое положение. В психологии ощущение и восприятие рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета либо предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его отличительных черт. Второе положение. Развитие восприятия у человека рассматривается как процесс освоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов. Таким образом, можно говорить о тесной связи и взаимообусловленности сенсорного развития детей и развития разных видов его деятельности. Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые в области дошкольной педагогики – Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина полагали, то, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития считается одной из основных сторон дошкольного воспитания. А. П. Усова свидетельствовала, то, что значительная часть накопленного умственного багажа ребенка раннего дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором основная роль относится мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется в его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями. В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного развития, над определением принципов, методов и содержания которой трудились ряд исследователей – А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина. Проблемой сенсорного развития занимались ученые дошкольной педагогики: Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева. 1.2. Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания ребенка. Выступающие зарубежные ученые в сфере дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) объективно полагали, то чтосенсорное воспитание, нацеленное на предоставление полноценного сенсорного развития, считается одной с главных сторондошкольного воспитания [8; 143]. Ребенок в жизни встречается с разнообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с творениями художества - музыкой, живописью, скульптурой. И безусловно, любойдошкольник, в том числе и в отсутствии направленного воспитания, таким образом либо по другому, принимает все без исключения данное. Однако в случае если овладение совершается спонтанно, в отсутствии рационального педагогическогоруководства взрослых, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Тут - в таком случае прибывает на помощь сенсорное развитие - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой [63; 251]. По словам Л.А. Венгера и В.С. Мухиной, сенсорное развитие имеет огромное значение с целью развития детей, усовершенствование его чувственного познания окружающего мира, развитие у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Все это устанавливает уровень развития сенсорной культуры детей [51; 226]. В раннем дошкольном возрасте, в случае если сформированы все без исключения требуемые требование, у ребёнкапрослеживается активное развитие сенсорных способностей, характеризующих степень развития восприятия. Преобладающим в сенсорном развитии считается понимание предметов. Эффективное ознакомление с предметами, их особенностями приводит к появлению образов восприятия. В начале 2-го года жизни точность и осмысленность восприятия не слишком велики. Дошкольник, действуя с предметами, нередко ориентируется на единичные, бросающиеся в глазапризнаки, а никак не в сочетание сенсорных характеристик (таким образом и пушистый воротник, и меховую шапку некто именует «киской» и т.п.). По словам Л. А. Венгера, огромное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах - общепризнанных внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем) [42;112]. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. В содержании ознакомления ребенка со свойствами предметов должно быть введено, в первую очередь в целом, выделение цвета, формы, величины как специальных свойств предметов, без которого никак не могут быть сформированы полноценные представления. Акцентирование свойств сначала, когда дети ещё никак не обладают общепринятыми эталонными представлениями, проходит посредством соотнесения предметов между собой [41; 191]. Ведущей в раннем детстве считается предметная деятельность, по этой причине сенсорные задания целесообразно включатьнепосредственно в данный вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов считается важным обстоятельством выполнения предметных действий. В качестве подобных действий имеют все шансы представлять раскладывание предметовв 2 категории, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков - втулочек в отверстие доски (отмеченные виды действийизображены в работах Е.И. Радиной) [46; 140]. Н.Н. Поддъяков показывал, то что при решении разных сенсорных заданий значимым как оказалось подготовка ребенкавнешним приемам сравнения объектов, к примеру накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием согласно одной линии при знакомстве с величиной и, в конечном итоге, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуюсь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих осуществлять зрительное сопоставление объектов согласно их свойствам [22; 409]. Главной проблемой сенсорного воспитания, согласно суждению Л.А. Венгера, считается в таком случае, то что дети обязаны научиться акцентировать, цвет, форму и величину как специальные признаки предметов, накапливать представления о главных разновидностях цвета и формы и о взаимоотношении между 2-мя предметами согласно величине [37; 43]. В данном возрасте у ребенка формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях согласно величине между несколькими предметами. Позже необходимо знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями согласно величине, возникающих среди элементами ряда, состоящего из наибольшего количества предметов. В то же время с формированием эталонов следует обучать ребенка методам обследования предметов: их группировке согласно цвету и форме вокруг образцов - эталонов, поочередному осмотру и описанию формы, выполнению все наиболее трудных глазомерных действий. В конечном итоге, в качестве особой задачи выступает потребность развивать у ребенка аналитическое восприятие. Главной характерной чертой сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста считается осваивание приемов прикладывания, сравнивания, сравнения цвета, формы, величины [52; 176]. А.П. Усова свидетельствовала, то что в раннем возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень усиленно. При этом правильное представление о предметах проще формируется в ходе их прямого восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного в процессе различного рода с данными предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей существенно опережает развитие мышления, по этой причине в обучении детей раннего дошкольного возраста обширно применяется принцип наглядности [47; электронный ресурс]. Ребенок в любом возрастном периоде как оказалось, более сентиментален к тем или иным воздействиям. В данной взаимосвязи любая возрастная ступень оказываться подходящей с целью последующего нервно-психологического развития и многостороннего воспитания дошкольника: чем меньше дошкольник, тем наибольшее значение в его жизни обладает чувствительный опыт, представляющийся основой сенсорного развития. Таким образом, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить ребенка четко, полно и расчленено воспринимать предметы, их различные свойства и отношения (цвет, форму, величину т. д.). Сенсорное развитие, направленное на формирование полного восприятия окружающей действительности, служит базой познания мира, 1 ступенью которого считается чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, то есть того насколько дошкольник слышит, видит, осязает окружающее. 1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста Исследования восприятия ребенка раннего дошкольного возраста, проводившиеся А.В. Запорожцем и его последователями А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым выявили, то что сенсорное воспитание подразумевает, преждевсего, точную организацию предметно- пространственной развивающей образовательной среды, что считается одним изусловий сенсорного развития ребенка [12; 136]. Проблема организации развивающей среды в полном рассматривалась, в той или иной степени, многочисленными учеными в различные исторические периоды. Особую значимость предметной среды в становления личности ребёнка акцентируют внимание в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, А.В. Петровский. Н.А. Рауцкая, В.С. Мухина и др. [27; 128]. Г.А. Широкова показала, то что проблема оснащения развивающей среды в группах раннего дошкольного возрастарассмотрен недостаточным образом. Практическая деятельность последних лет с целой очевидностью показала, особуюзначимость для ребенка раннего дошкольного возраста социальных условий жизни, складывающихся с общения, обучающихигр, развивающего влияния окружающей среды всего того, что общепринято считать культурой воспитания. При этомсовременный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В разнообразной предметной среде ребёнок не только лишь познаёт свойства, качества, назначение этих либо другихпредметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого считается установление контактов со сверстниками в период игровых действий. Таким образом наступает процесс формирования простых навыков коммуникации, основная роль в котором отводится педагогу. Он образец для подражания, через него совершается передачаобщечеловеческих нравственных норм и правил. Привлекая интерес ребенка, пробуждая их заинтересованность, педагог закладывает первоначальные основы в развитииподобного значимого качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок с удовольствиемпринимет участие в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях дошкольник, приученный слушать взрослого, смотреть нато, что ему демонстрируют, овладевает определенными знаниями. Он почти все узнает о различных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и улучшается его восприятие [48; 328]. По Г.А. Широковой, критериями, обеспечивающими максимальную результативность в сенсорном развитии детей раннегодошкольного возраста считаются: формирование предметно развивающей среды, способствующей развитиювоспринимающего обучения ребенка посредством забаву; классификация нравоучительных игр в планировании; индивидуально дифференцированный подход; формирование сенсорного восприятия в любом виде деятельности посредствомигровую форму, психологическая комфортность ребенка, обеспечивающая эмоциональное благополучие [63; 251]. Результативностью работы считаются увеличение уровня развития сенсорного воспитания детей, формированиеположительно - эмоционального настроя, умение контактировать со сверстниками и взрослыми, отличать основныегеометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра. Специально созданные требование в процессе проведения занятий и в повседневной жизни дают возможность обеспечитьнакопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Кроме того формировать элементарныепредставления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результатестановится допустимым формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, значение, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок еще никак не обладает речью в достаточной мере, по этой причине главнымисредствами выражения мысли и чувств считаются непосредственные действия [51; 176]. В повседневной жизни детям необходимо предоставлять вероятность следить за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное развитие в этом возрастном этапе - основное требование познавательного развития, верной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся обществе, эмоциональной отзывчивости, возможности приниматькрасоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем считается одной с основных возможностей человека, основего полноценного развития. Применение «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку напрасно заявлять о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их отличают уже впервые 2-3 месяца.На втором году жизнидети усваивают форму как признак предметов: они свободно выбирают необходимые детали с целью строительного наборадля «крыши» и т.д. [63; 251]. Словарный запас весьма урезан и очень сильно отстаёт от развития восприятия, по этой причине наравне с «опредмеченными» словами-названиями форм дети свободно усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа«такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное использование текстов, обозначающих цвет, весьма непростой и сложный процесс, формирование его завершается только лишь к 5 годам [16; 59]. При выборе дидактических материалов следует стремиться к равной насыщенности цвета. В случае если красный цвет яркий, то такими же яркими, яркими обязаны являться и оранжевый, жёлтый, и зелёный и прочие цвета. В обратном случае ребёнокс патологией цветового восприятия способен разбираться никак не на сам цвет, а в его насыщенность [46; 140]. Постепенность, очередность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанноговозраста, таким образом и для более старших. В течение 2-го года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребят прослеживается позитивное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он долгоманипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметрыпредметного мира [62; 197]. Для ребенка 3 года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорногоразвития. В этот возрастной период сенсорное развитие считается, с одной стороны, как и прежде, главной линией развития, а с другой стороны, все без исключения остальные линии развития основываются на сенсорной основе [71; 156]. В взаимосвязи с этим следует создавать условия с целью активного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, таким образом и в повседневной жизни. При этом немаловажно, для того чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов существовали не только лишь обширными, но и систематизированными. Уже после 3-х лет главное место в сенсорном воспитании занимает знакомство ребенка с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Принимая во внимание стремительный переход в развитии речи, следует принимать во внимание желание ребенка к воссозданию вслед за взрослым слов - названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. В следствии систематической работы по сенсорному развитию ребенка раннего дошкольного возраста у них как оказалосьсформированными умения и навыки, указывающие о соответствующем уровне развития восприятия [36; 16]. Дети благополучно выделяют и принимают во внимание цвет, форму, величину, фактуру и прочие признаки предметов и явлений присутствие выполнении ряда практических действий. Целью нашей работы в этом направлении существовало создание оптимальных условий с целью развития сенсорныхпредставлений ребенка раннего дошкольного возраста в повседневной жизни. Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач: Развитие ребенка, обогащение их сенсорного опыта посредством выделения формы, цвета и величины предметов. Упражнение детей в установлении сходства и отличия между предметами. Формирование у ребенка умения называть свойства предметов. Работа выстраивалась согласно 3 тенденциям: 1.3.1. воспитательно-образовательная работа с ребенком; 1.3.2. обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды; 1.3.3. организация взаимодействия с родителями. На втором году жизни главная задача заключается в предоставлении ребенку, достаточного богатства и разнообразиявнешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Если у ребенка начинают формироваться хватательные движения. Сенсорное воспитание в данный промежуток главной вид деятельности. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится важным не только лишь с целью развития деятельности органовчувств, но и с целью развития нормального общего физического и психического развития детей [24; 29]. На 2-3 г. жизни дошкольник ещё никак не готов к освоению сенсорных эталонов, у него ещё только лишь начинаютнакапливаться представление о величине, форме, цвете и иных свойствах предметов, а накопление данных представленийпротекает через игру, через игровые ситуации, в которые я вношу те цели, те задачи, те умения, какие следует усвоитьдетям. Вследствие заинтересованности ребенка в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активнойпознавательной деятельности осваивают способы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей междупредметами согласно их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, устанавливают последовательность и результативность собственных действий, постигают начало логики. Это в результате может помочь им переключиться собычного восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни [6; 240]. Таким образом, создавая особые условий в воспитательно-образовательном процессе мы обеспечиваем накапливаниеребенком различных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. И за счет этих условий у них оказывается сформированными умения и навыки, указывающие о соответствующем уровне развития восприятия, то что упрощает последующее обучение детей [28; 157]. Глава II. Особенности применения дидактических игр как средства сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста 2.1. Сущность понятия «дидактическая игра» Одним со значимых средств сенсорного развития считается дидактическая игра. Согласно суждению ряда создателей, главнаяотличительная черта дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они содействуют развитиюпознавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собою базу обучения. Однако ребенкапритягивает в игре никак не обучающая задача, что в ней заложена, а вероятность показать активность, осуществитьигровое действие, достичь итога, одержать победу. Но в случае если участник игры никак не овладеет знаниями, умственными операциями, какие установлены обучающей задачей, он никак не сумеет благополучно осуществить игровые действия. Вероятность обучать маленьких детей с помощью активной интересной для них деятельности - характернаяотличительная черта дидактических игр [17; 285]. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая считается для маленького ребенка более оптимальной формойобучения. Традиция обширного применения дидактических игр в целях воспитания и обучения ребенка, сформировавшаяся в дошкольной педагогике, приобрела собственное развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был уверен, то что задачаначального образования заключается никак не в учении в обычном значении этого слова, а в организации игры. В исследованную Фридрихом Фребелем концепцию дидактических игр вошли игры с различными игрушками, материалами(мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и другим). Неотъемлемым компонентом многих дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем [60; 128]. Е.И. Тихеева, писатель одной из первых российских педагогических систем дошкольного воспитания, сообщила о новейшемраскладе к дидактическим играм. Согласно суждению Е. И. Тихеевой они (дидактические игры) считаются только одним изкомпонентов воспитательно-образовательной работы с ребенком наравне с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх уходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики детей. Они учитывают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), усовершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие уменияориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение данных задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) вызвало перемены содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева создала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и на сегодняшний день применяются в дошкольных организациях. Л.А. Венгер создал концепцию дидактических игр согласно сенсорному воспитанию, что была ориентирована на обучениеребенка точно, подробно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) [61; 197]. В последнее время поиски ученых З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и прочие проходят в направлениисоздания серии иг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: