VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Самовосприятие как объект психолого-педагогических исследований

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006053
Тема: Самовосприятие как объект психолого-педагогических исследований
Содержание
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

САМОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ НАХОДЯЩИХСЯ В СИТУАЦИИ ПОВТОРНОГО БРАКА РОДИТЕЛЕЙ



1.1. Самовосприятие как объект  психолого-педагогических исследований



           В настоящее время проблема самовосприятия личности является достаточно актуальной как в отечественной так и в зарубежной психологии.

          В большом психологическом словаре самовосприятие определяется как процесс ориентации человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.

          Понятие «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. В отечественной и в зарубежной философской и психологической литературе этот феномен рассматривается в общетеоретическом плане (теория личности и самопознания) и в связи с конкретными закономерностями развития личности (И.С. Кон).

           В основном понятие самовосприятия разрабатывалось в контексте различных концепций западной психологии Д. Бем, С. Беер, X. Кляйн и др., которые исследовали влияние и особенности формирования самовосприятия личности в процессах социального взаимодействия [3; 29; 38]. 

          Элементы самовосприятия так же прослеживаются и в других фундаментальных психологических направлениях. В психоанализе самовосприятие прослеживается как основной процесс формирования Эго по З. Фрейду, К. Хорни рассматривает самовосприятие как элемент формирования «образа Я», в Эго-психологии самовосприятие рассматривается как элемент формирования Эго-идентичности по Э. Эриксону. Гуманистическая психология К. Роджерса связывает самовосприятие с Я-концепцией [25].

Подробно о самовосприятие говорит в своих работах  американсканский психолог Д. Бема. Под термином «самовосприятие» он обозначает склонности людей (на основании рефлексии собственных устойчивых предпочтений и поведенческих паттернов) делать обобщающий вывод о тех или иных своих личностных особенностях. Например, человек бурно реагирующий на несогласие с собственной точкой зрения, может характеризовать себя как вспыльчивого, эмоционального и т. п. [3].

Д. Бем различает два типа поведения: «искусственное», зависящее от факторов окружающей среды, и «естественное», которое не зависит от подобных факторов и поэтому может свидетельствовать о внутренних состояниях человека. Автор считает, что способы познания внутреннего мира других людей не отличаются от способов самопознания. По критерию произвольности поведения Д. Бем различает два основных типа личности: кумулятивный тип, опирающийся на аккумуляцию временного опыта, и произвольный тип, опирающийся на текущий опыт социальных взаимодействий [3]. Также автором была  проведена серия экспериментов, которые подтвердили его гипотезу о том, что человек может судить о себе как наблюдатель своего поведения и контролирующих это поведение ситуационных факторов. Первоначально автор данной теории разделяет суждение на два типа в зависимости от давления ситуации на личность: takt-суждения, которые вызываются отношением субъекта к характеристикам объекта, и mand-суждения, которые вызываются не самим объектом, а какими-то внешними признаками, хотя в повседневной жизни чаще всего встречаются суждения, которые включают у себя оба типа. Процентное соотношение суждений двух типов определяет степень доверия к источнику информации [15].



Резюмируя выше изложенную точку зрения мы можем сделать вывод о том, что модель самовосприятия включает в себя поступок, который формирует отношение, основанное на базе этого поступка, и отличается от модели диссонансного состояния (начальное отношение к объекту ведет к определенному поступку, на основе которого возникает новое отношение, соответствующее поведению и отличающееся от начального отношения). Основным пунктом расхождения в этих моделях является начальное отношение, или отношение, которое известно деятелю и не известно наблюдателю [33]. Д. Бем и его коллеги экспериментально показали, что модель теории когнитивного соответствия имеет явный недостаток, а также сумели доказать, что субъект чаще оценивает себя и свое поведение, ориентируясь на внешние признаки.

Следом за Д. Бемом многие исследователи стали изучать феноменологию явления самовосприятия, проводя огромное количество экспериментов, выводы которых были одинаковы: индивид строит свои суждения исходя из собственного поведения, как известно, поведение наблюдается не только действующим лицом, но и посторонними наблюдателями. Теория самовосприятия считает, что, когда наши установки нестойки, мы просто ведем наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки [3; 35].

Теория самовосприятия – концепция самопознания и развития социальных установок личности, в т. ч. Я-концепции, согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения других людей.

Таким образом, самовосприятие – это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми, это отражение в сознании человека его самого (рефлексия), своего поведения, мыслей, чувств. То есть самовосприятие связано с мышлением, памятью, вниманием, мотивацией и имеет определенную эмоционально-аффективную окраску.

Одновременно К. Роджерс и А. Маслоу в качестве особенностей самовосприятия самоактуализированной (полноценно функционирующей) личности отмечали: яркую индивидуальность, большую открытость переживаниям, объективность, отсутствие (или снижение активности действия) психологических защит, неоценочный характер восприятия, реальное (неискаженное) Я и т. д. [20; 25].

Это может приводить к более критическому (не идеализированному) представлению о себе в прошлом и настоящем времени, отходу от традиционных идеалов [20; 25].

Многими авторами  самовосприятие и Я-концепция рассматриваются в контексте теории самосознания [26; 29]. 

         Концепции самосознания, разработанные отечественными психологами, имеют в своей основе солидный методологический подход.

Существует множество трудов авторов, освещающих методологический аспект становления «Я» в контексте более общей проблемы развития личности: Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Ё.В. Шорохова.    

      В отечественной науке понятие Я-концепции стало использоваться значительно позже, и соотношение его с понятием самосознания до сих пор точно не определено.

        С точки зрения Л.С. Рубинштейна: «Самосознание -это осознание себя субъектом деятельности, сложное, интегративное, прижизненно формирующееся свойство психической деятельности личности, осознание собственных действий, результатов, поступков, мыслей, мотивов, ценностей, оценка себя и своего места в жизни. Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития, при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития» (С.Л. Рубинштейн, 1989, т.2, с. 244).

       Одной из подробно рассматриваемых в отечественной психологической науке проблем является соотношение сознания и самосознания в их временном аспекте, т.е. первичность и вторичность их возникновения.

      Первый подход к данному вопросу начинается с работ В.М. Бехтерева (1888), полагавшего, что в онтогенезе возникает сначала ощущение себя, выделение себя из среды, представление о себе самом и лишь затем появляется представление о предметной действительности. Таким образом, постулируется первичность самосознания.

      Противоположная точка зрения представлена мнением Е.В. Шороховой (1966), считавшей, что самосознание личности представляет собой более высокий уровень психической жизни человека, нежели предметное сознание.

      Самосознание возникает из развивающегося и усложняющегося предметного сознания, в основе которого находится общение, развитие речи и различные формы деятельности.

       Третью точку зрения выразил П.Р. Чамата (1966), обозначив одновременность существования «Я» и окружающей его среды, одновременность отражения предметности этой среды в развивающемся сознании, и отделения своего «Я» от этой среды в развивающемся самосознании.

         С точки зрения И.И. Чесноковой (1977), рассматривавшей принцип единства сознания и деятельности, также являвшийся одним из методологических постулатов отечественной психологии, самосознание фиксирует итог психического развития личности на конкретном этапе для самой же личности. С другой стороны, самосознание, в качестве внутреннего регулятора поведения, влияет на дальнейшее развитие личности, являясь тем условием развития личности, которое обеспечивает равновесие внешних влияний и внутренних состояний личности, а также форм ее поведения.

       Идея саморегулирующей функции самосознания встречалась неоднократно и была подробно рассмотрена в работах АЛ. Корнилова (1995), Ю.А. Миславского (1991), А.К. Осницкого (1986).

       Многочисленные исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.), подробно анализировавшие возможные источники самосознания, выделили два основных:

         - практическая деятельность человека;

          - общение.

         В качестве основного условия развития самосознания человека ВЫШЕ перечисленные исследователи называют собственную активность субъекта деятельности и общения.

          В психологических трудах, исследующих этапы формирования самосознания человека, отмечалось, что оно не возникает одновременно с появлением индивида на свет.

         Так, И.С.Кон (1984) выделил следующие этапы:

1. переход младенца от реактивности к активности и связанное с этим формирование механизмов психической саморегуляции;

3. распознавание ребенком образа и личного местоимения;

4. эволюция детских самооценок;

5. формирование сознательного «Я» и социальное определение личности.

          Выделяемые И.С.Коном этапы формирования самосознания вполне могут быть рассмотрены как этапы формирования Я-концепции.

        Существуют различные мнения по поводу сроков возникновения самосознающей личности:

          - С.Л. Рубинштейн определял возникновения самосознающей личности с момента овладения ребенком собственным телом и произвольными движениями;

         - Л. С. Выготский считал, что это происходит в ролевой игре;

         - Б.Г. Ананьев связывал возникновение самосознающей личности с выделением ребенком своих действий из всей структуры предметной деятельности и переходом от спонтанности к целенаправленным поступкам;

        - А.Н. Леонтьев полагал, что зарождение самосознания личности происходит только в подростковом возрасте.

        О различных аспектах формирования личности, о складывании Я-образов и о факторах, от которых зависят эти процессы, писал А.В. Петровский (1992).

        Он выделил три фазы развития личности:

        1. фаза - адаптации - усвоение норм и ценностей, присущих той группе, где оказался индивид;

       2. фаза - индивидуализации - обретение отличительных черт и особенностей, выделяющих индивида из группы;

       3. фаза - интеграции - достижение гармоничной согласованности различных черт в личности, позволяющей управлять своим поведением и подчинять его целям дальнейшего развития личности.

       По мнению А.В. Петровского «Я-образ», происходящий от сопоставления себя с другими людьми, может раскладываться на «реальное Я», «желаемое Я», «фантастическое Я», «представляемое Я», «идеальное Я», но в каждом из них присутствует учет мнений окружающих, желание достигнуть успеха вообще и, в чьих-то глазах, в частности.

«Я-идеальное» выражает запреты и нормы, принятые в обществе.

«Я - желаемое» - воплощение удачного поведения в значимых обстоятельствах.

«Я - реальное» - отражение того, каким себя человек видит на самом деле (но, глядя в «зеркала», критерии, полученные от других).

«Я - представляемое» - то, каким, по мнению человека, его видят другие.

          Кроме «Я-образа», каждый человек реально оценивает свои качества и достижения, - так формируется самооценка.

          А.В. Петровский специально оговаривал тот факт, что каждая оценка в самооценке и каждое представление в «Я-образе» существовали когда-то в реальных контактах с окружающими.

        А так как зарождалось все это в детстве, то именно родители давали оценки, приведшие к адекватной или неадекватной, завышенной или заниженной самооценке, к достижимому или недосягаемому «Я - желаемому», к близкому или далекому «Я - представляемому». Описываемая А.В. Петровским система «Я-образов» и самооценок человека может быть определена как Я- концепция.

       Большое внимание в отечественной психологической литературе было уделено рассмотрению этапов генезиса самосознания:

      - в дошкольном возрасте (Р.Б.Стеркина, 1977);

      - в младшем школьном возрасте (О.В.Хухлаева, 1990);

      - в подростковом возрасте (В.П.Землянухин, 1990, А.М.Прихожан, Н.И.Гуткина, 1987);

     - в раннем юношеском возрасте (И.С.Кон, 1989; А.Ф.Шадура, 1991; Е.В.Некрасова, 1988).

       В.С.Мерлиным (1970) была предпринята попытка объединить разрозненные исследования и вывести компоненты самосознания, являющиеся одновременно фазами его развития. Он выделил четыре главных компонента:

     1. Сознание тождественности;

     2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

     3. Осознание своих психических свойств;

       4. Социально-нравственная самооценка.

       Обозначенные компоненты самосознания могут также быть рассмотрены в качестве компонентов Я-концепции.

       В разнообразных исследованиях структуры самосознания авторами (В.С.Мухина, 1991; Д.Б.Олыпанский, 1984; О.В.Хухлаева, 1990 и др.) было выделено от 2 до 12 компонентов этой структуры.

       К примеру, В.С.Мухина выделила блоки структуры самосознания:

- имя собственное + местоимение Я + физический облик;

- притязание на признание;

- половая идентификация;

- время личности (прошлое, настоящее, будущее);

- права и обязанности личности.

        И.С. Кон и И.И. Чеснокова выделяли три основных компонента структуры самосознания:

1. Когнитивный;

2. Аффективный;

3. Поведенческий.

        Ещё одну структуру описывает теория диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова (1975):

      - нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживаниях установки;

       - второй - осознание и самооценка отдельных качеств и свойств;

       - третий целостный образ «Я» (Я-концепция), который складывается на основе частных самооценок и парциальных образов «Я»;

       - четвертый - Я-концепция вписывается в систему ценностей, целей и средств, необходимых для достижения этих целей.

        В этом случае Я-концепция понимается как сложная установочная система, в которой выделяется несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности и самоуважения.

        Анализ выделяемых в литературе механизмов самосознания создает достаточно противоречивую картину; называются механизмы самоощущения и самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа, идентификация и самоконтроль. Все исследователи сходятся на важности рефлексии как высшего механизма самосознания.

         В.В. Столин (1985) обнаружил механизм защиты самоотношения - блокирование антипатии к себе: падение симпатии не ведет к возрастанию антипатии.

      Е.Т. Соколова (1989) с помощью методики управляемой проекции (МУП) выделила две генеральных стратегии защиты эмоционально-ценностного отношения к себе:

       1. He-Я оказывается воплощением антиидеалов (отсутствие идентификации является оправданием несовершенства Я, т.е. чем хуже He-Я, тем лучше Я);

       2. He-Я рассматривается как недостижимый идеал для неуспешного, слабого, невезучего, но очень нравственного Я.

       При этом существует однозначно прямая связь между идентификацией и чувством симпатии к себе.

       Изучая такой компонент самосознания (или Я-концепции) как образ физического «Я» и его взаимосвязь с самоотношением, Е.Т. Соколова пришла к выводу о том, что степень когнитивной дифференцированности образа «Я» определяется характером связи осознаваемых качеств и аффективным отношением к этим качествам.

      Низкая дифференцированность характеризуется слитностью самих качеств с отношением к ним и приводит к зависимости самоотношения от внешних оценок и аффективных компонентов.

        Исследуя соотношение образа физического «Я» и самоотношения, Е.Т. Соколова выявила различия в самосознании подростков, страдающих от проблемы лишнего веса:

        - в тех случаях, когда подростка в семье принимали таким, как он есть, поддерживали и без напряжения относились к его внешнему виду - в самосознании подростка формировались механизмы, поддерживающие высокий уровень самооценки и симпатии;

       - в случаях, если подросток не получал дома достаточной поддержки и принятия, то отсутствие самопринятия и низкая самооценка удерживались аффективными реакциями на внешние оценки.

      Следует отметить, что феномены, описываемые Е.Т. Соколовой в связи с изучением таких компонентов самосознания, как образ физического «Я» и его взаимосвязь с самоотношением, вполне укладываются в описание понятия Я-концепции  и её структуры, состоящей из представлений о себе (образов «Я») и отношений к себе (самоотношение).

      Также совпадает прослеживаемая взаимосвязь самопринятия с получаемой дома поддержкой и принятием.

И.И. Чеснокова, рассматривая связь самосознания с самопознанием, определяет самосознание «как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов, через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование, в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов». (1977, с.89).

Она выделяет два уровня самопознания, первый - соотнесение себя с другим (система Я-Другой), второй - соотнесение себя нынешнего с собой прошлым (система Я-Я).

       По мнению И.И. Чесноковой, самоотношение как уровень осознанности переживания может варьироваться от неотчетливых эмоциональных реакций до полностью осознанного эмоциональноценностного отношения к себе.

       Некоторые исследователи, ссылаясь на то, что в определении структуры «Я» до сих пор существует множество разночтений, а анализ структуры «Я» иногда подменяется структурой самого анализа, предлагают представить «Я» как «иерархически организованную часть психического опыта - единый континуум, разворачивающийся от глубинного самоощущения, до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. Здесь нет конечного числа уровней репрезентации «Я». Можно говорить лишь о срезах, каждый из которых представляет собой некоторую систему регуляции: глубинные слои организуют самоощущение; более осознанные слои - систему поведенческих установок, вербализованные, концептуализированные слои презентируются в форме суждений человека о себе»,- О.Н. Аристова, Е.С. Шилыптейн, (1998, с. 11).

        Вопросами функционирования и возникновения психологической защиты «Я» занимался ряд ученых.

А.И. Захаров (1988) считал, что специфика проявлений защитных механизмов заключается в непроизвольных формах психической реакции, имеющей в качестве мотивационной цели исчезновение беспокойства, вызванного чувством существования неприятной для личности конфликтной ситуации (для детей - в первую очередь в отношениях с родителями).

      Неприятность означенной конфликтной ситуации состоит в угрозе, которой подвергается устойчивость Я-концепции.

      В этом случае, по мнению А.И. Захарова, происходит следующее:

      1. Наличие угрозы приводит к мобилизации защиты для поддержки «Я»;

      2. Реальность, не совмещающаяся с «Я-образом» человека, не имеет доступа к осознаванию;

          3. Возможен перенос, замещение объекта чувств, в которых человек не сознается сам себе, ощущая их моральную и социальную неприемлимость;

         4. Для контроля над чувствами используются механизмы интеллектуализации.

         Проблематику формирования защиты в контексте развития личности, исследовал Д.Б. Олыыанский (1986). Он говорил о том, что ребенок, видя себя в других и затем, идентифицируясь с этим окружением, переводит требования окружающих в свои, тем самым, подстраиваясь под ожидания значимых людей.

        Известен феномен, согласно которому маленький ребенок видит себя таким, каков он есть на самом деле; взрослея, он начинает становиться таким, каким его хотят видеть родители; а в итоге он начинает приобретать самостоятельность в видении себя, но эта самостоятельность далеко не всегда соотносится с действительностью.

       Д.Б. Ольшанский считает, что для того, чтобы не происходило утраты уверенности в собственных силах и не возникало ощущение опасности от окружающего мира, приводящее к возникновению психологической защиты, нужно, чтобы колебания самооценки, адекватно реагирующей на реальные события, не влияли на такие составляющие Я-концепции как самоуважение, самопринятие индивида.

         Взаимосвязь самопринятия и Я-концепции в русле концепции К. Роджерса в своих исследованиях личности и сущности человека подробно рассматривает А.Б.Орлов (1995). Он подчеркивает трудности интеграции нового опыта и принятия своих чувств, входящих в противоречие с ригидными и не конгруэнтными элементами Я-концепции.

        Одной из современных и наиболее развернутых концепций самосознания в отечественной психологии является концепция, разработанная В.В. Столиным (1983).

         Он выделил три типа феноменов самосознания:

1. Феномены субъективного уподобления и дифференциации;

2. Феномены самопознания и структурации феноменологического «Я»;

3. Феномены функции самосознания в деятельности, общении и развитии индивида.

        Помимо типов, В.В. Столиным были описаны уровни самосознания с их функциями:

1. Организм, находящийся в среде; функции - самовыделение и принятие себя в расчет.

2. Индивид, занятый деятельностью; функции - уподобление и дифференциация.

3. Личность, участвующая в сочетании видов деятельности, поглощенная смыслом бытия, отношением прошлого, настоящего, будущего.

        В качестве единицы самосознания личности Столин вводит понятие «конфликтный личностный смысл». С его точки зрения, после совершения поступка происходит запуск самопознания в когнитивной и эмоциональной сферах.

        В результате этого запуска личность признает или отрицает факт сделанного поступка и делает личностный выбор в отношении к этому поступку и к самому себе, меняя привычное самоотношение.

       В процессе изучения когнитивной и эмоциональной составляющей смысла «Я» В.В.Столин выделяет трехмерность отношения к себе в виде трех уровней самосознания (отношение к себе, отношение к другому, воспринимаемое отношение к себе другого). Также он выводит размерность эмоционально-ценностного отношения через параметры:

- симпатия - антипатия;

- уважение - неуважение;

- близость - отдаленность.

        В.В. Столин создает методику и описывает результаты исследования отношения к себе в структуре внутреннего диалога.

       Тема значимого другого в общении, в частности тема детско-родительского общения и отношений тоже затрагивается В.В. Столиным в его исследовании. Он выделяет несколько критериев, которые усваиваются ребенком из внешнего мира, в частности, от родителей; в дальнейшем эти критерии конструируют самосознание ребенка. К ним относятся:

        1. Ценностно-нормативные параметры, к которым относятся как стандарты достижений, так и морально-этические нормы. По этим параметрам ребенок начинает оценивать сам себя.

        2. Образ самого себя как обладателя свойств, качеств и черт характера, способностей к деятельности и т.д.

        3. Отношения к ребенку и эмоционально-интеллектуальные оценки родителей, которые в дальнейшем определяют самовосприятие и самооценку ребенка.

        4. Самооценка других людей, в первую очередь родителей, которая может быть воспринята и усвоена ребенком как собственная.

        5. Различные способы регулирования поведения ребенка родителями и другими взрослыми людьми, которые позднее присваиваются и используются для саморегуляции. Любые негативные оценки - способностей, возможностей, интеллекта, готовности к достижению эталона, равно как несоответствие нормам и критериям, заложенным родителями в самосознании ребенка, может привести к возникновению и упрочению психологической защиты.

       В.В. Столин отмечает некоторые особенности формирования родителями самосознания и личности ребенка. Отношение родителей, способное возникнуть еще до рождения ребенка, предшествует формированию «Я» и транслируется ребенку прямым или косвенным образом. Родители определяют уровень притязаний, ставя перед ребенком задачи одного из двух разрядов - достижимые или не достижимые. Если родители ставят перед ребенком реальные задачи, то он привыкает верно оценивать собственные силы, а удачи повышают уверенность. Если же родители ориентируют ребенка на недостижимый результат, у него повышаются требования к себе, растет уровень притязания, но снижается самооценка и утрачивается вера в собственные силы. Родители могут транслировать ребенку способ контроля, и, тем самым, научить его самоконтролю; но если их контроль основывался на чувстве страха (боязни наказания) или чувстве вины (боязни утраты расположения), то и самоконтроль ребенка будет состоять в избегании риска внутреннего наказания или в состоянии самобичевания.

      Таким образом, многие из методов, применяемых родителями в общении и воспитании детей, становятся конструктами самосознания ребенка.

      В.В. Столин также рассматривал проблемы соотношения понятий самосознания и Я-концепции. С его точки зрения «Я- концепция - не просто продукт самосознания, (представление о себе), но фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое определяет направление его деятельностей, поведение в структуре выбора, контакты с людьми» (1987, стр. 245).

        В.В. Столин поддерживает идею двух тезисов, позволяющих понять ряд принципиальных методологических проблем; это тезис о знании о себе и об отношении к себе как о двух аспектах Я-концепции  и тезис о ее осознаваемой и не осознаваемой частях. Таким образом, исходно признается различие между содержанием, то есть знаниями и представлениями о себе, (в том числе оценка степени выраженности тех или иных качеств), - и самоотношением, как переживанием, относительно устойчивым чувством, пронизывающим самопринятие.

       Основываясь на этих тезисах, В.В. Столин делает выводы о том, что основой самоотношения становится потребность в самореализации, что самоотношение активно защищается личностью, и что защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения.

        В дальнейшем под руководством В.В. Столина происходят исследования самосознании и самоотношения, в том числе углубленное изучение внутреннего диалога в самосознании.

       Так Л.А. Кириллов (1992) в своей работе приходит к выводу о том, что в зависимости от типа акцентуации характера, диалогические по своей природе и структуре процессы познания себя и становления эмоционально-ценностного отношения к себе реализуются качественно различными вариантами внутреннего диалога самосознания.

        А.В. Визгина (1987) пишет о том, что выраженность диалогизированности внутреннего диалога связана с такими особенностями самосознания личности, как неустойчивость представлений о себе, дезинтегрированность образа «Я», самонепонимание, стремление к самоизменению.

       Современные отечественные работы, связанные с вопросами самосознания, как и на Западе, начинают тяготеть к практической, прикладной, в том числе психотерапевтической, направленности.

        Н.С. Бурлакова (1996) в своей работе выделяет и описывает системообразующие особенности внутреннего диалога, диагносцирующие дезинтегрированность структур самосознания. По ее мнению, особенностью психотерапевтической работы со значимым Другим, является развертывание внутреннего диалога, в ходе которого монологические высказывания трансформируются в диалогические отношения.

        Основываясь на мнениях К. Роджерса и В.В. Столина, понятие «Я-концепции» определяется как целостная устойчивая система, состоящая из представлений о себе, включающих Я-образы и оценку степени выраженности тех или иных свойств личности, а так же из эмоциональных отношений к самому себе (в том числе самоотношения, базирующегося на самопринятии).

      Функционально Я-концепция преломляет восприятие нового опыта, других людей и их отношения и таким образом определяет поведение.

      Я-концепция рассматривается как продукт «самосознания» (В.В. Столин), которое может быть определено как процесс опосредованного познания себя, (собственных действий и результатов, мыслей и поступков, целей и мотивов), являющийся прижизненно формирующимся свойством психической деятельности, не отделимым от линии развития личности. При этом самосознание также является относительно поздним продуктом развития сознания (С.Л. Рубинштейн, 1998, с.636).

      «Самоотношение» - составная часть Я-концепции, относительно устойчивое чувство, основывающееся на переживании степени своей безусловной ценности и самопринятия. Самоотношение существует как в аспектах оцениваемых - самоуважение, саморуководство, самопоследовательность, самопонимание, так и в не оцениваемых (безоценочных) - самопринятие, аутосимпатия, самоинтерес (близость к себе), уверенность в себе, ожидание положительного отношения от других, склонность к самообвинению. При этом под оценкой понимается наличие внешнего эталона для сравнения, а безоценочность характеризуется отсутствием соотнесения с внешними эталонами.

          «Осознавание» (Ф.Перлз, Д.Стивенс) представляет собой процесс фокусированного внимания и восприятия своих чувств, мыслей, телесных ощущений в отношениях с людьми или во взаимосвязи с окружающим миром, переживаемых в данный конкретный момент.

      Результатом процесса осознавания становятся изменения восприятия нового опыта, таким образом, осознавание связано с такой функцией Я-концепции как преломление восприятия нового опыта и детерминацией поведения (Э.Польстер). «Осознавание себя» отличается от «самосознания» как временными характеристиками: осознавание сиюминутно и дискретно, тогда как самосознание связано с протяженностью всего времени развития личности; так и тем, что самосознание является продуктом сознания (С.Л.Рубинштейн, 1998, с.636), а осознавание связывает две сферы психического мира человека - сознание и бессознательное.

Самосознание в психологии это существующая в сознании человека система представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе, и оценочную или самооценку. Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым.

Структура самосознания включает относительно стабильные личностные образования и комплекс психических процессов (процессуальная составляющая самосознания).

Под самовосприятием понимается триединство сторон процессуальной составляющей самосознания: познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой, или регулятивной. То есть, самовосприятие – это процесс формирования собственных представлений о себе.

В психологии в обобщенную структуру самовосприятия входят соотношения «Я как реальность», «Я как ценность», «Я как возможность» [18]. 

«Я как реальность» говорит о восприятии реального Я, которое определяется мировоззрением человека, его самооценкой и образом самого себя. «Я как ценность» - об идеальном представлении человека о себе, т.е. образе, которому человек хотел бы соответствовать. Социальное самовосприятие человека - образ, который он хочет иметь в глазах окружающих его людей. В своих действиях любой человек, так или иначе, руководствуется самовосприятием, предметом которого могут стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других проявлений. На основе собственных представлений о себе он не только строит своё поведение, но и интерпретирует индивидуальный опыт.  

Конечным продуктом процесса самовосприятия является Я-концепция, которая может быть представлена как относительно стабильное многоуровневое образование, включающее представления индивида о себе, сопряжённое с их оценкой [2; 4]. 

Формирование адекватного самовосприятия начинается с формирования правильной самооценки [2]. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Таким образом, самооценка является важным регулятором поведения личности. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.

Выделяют два вида самооценки [27]:

- текущая (непостоянная, изменяющаяся и зависит от результата в какой-либо деятельности);

- личностная (постоянная, практически неизменяющаяся, формируется в утробном развитии).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний представляет собой стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным [13; 18; 24]. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.

Уровень притязаний человека зависит от его веры в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний оказывает положительное влияние на поведение человека, поскольку предполагает веру в свои возможности, в себя, что помогает ему противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным, тем самым уровень притязаний напрямую связан с самооценкой данного конкретного человека.

Выше.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%