- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие, принципы и роль местного самоуправления в современном демократическом государстве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001682 |
Тема: | Понятие, принципы и роль местного самоуправления в современном демократическом государстве |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 4 1.1 Аналитический обзор литературы 4 1.2 Понятие и принципы местного самоуправления 5 1.3 Местное самоуправление как элемент конституционного строя. 16 1.4 Правовые основы местного самоуправления 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ 1 ГЛАВЫ…………….33 ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 1.1 Аналитический обзор литературы Отдельные аспекты исследуемых в диссертации проблем в том или ином виде рассматривались в трудах современных российских, белорусских и казахстанских авторов. Анализируя состояние диссертационной проработанности данных вопросов в Республике Казахстан необходимо подчеркнуть ее высокий уровень. Так, Шерипбаев А. М. в своей кандидатской диссертации, защищенной в Москве в 2004 г., на тему «Правовой статус местных органов власти: сравнительно правовой анализ законодательства Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Казахстан» анализирует понятие, содержание и принципы организации, а также историческое развитие местной власти в исследуемых странах. Также автором проводится сравнительный анализ систем местной власти в исследуемых странах. Сиддиков Р. Р. в своей докторской диссертации, защищенной в Москве в 1993 г., на тему «Местные органы власти и местное самоуправление: теоретические и организационно-правовые проблемы» проводит сравнительно-правовойанализ конституционного и специального законодательства о местных органах власти и местном самоуправлении в Российской Федерации, на Украине, в Казахстане, Узбекистане и других странах, входящих в СНГ. В диссертации на основе действующего законодательства анализируются бюджетные права местных представительных органов. Ряд положений и выводов диссертационного исследования приняты и использованы Комитетом Верховного Совета Республики Узбекистан по вопросам экономической реформы и развития самоуправления, Секретариатом Верховного Совета, аппаратом Президента и Кабинета Министров этой Республики при разработке законодательных актов о выборах депутатов местных Советов народных депутатов, о статусе народных депутатов, о реорганизации местных органов власти, применяются народными депутатами в процессе законотворческой деятельности, а также в практической работе местных органов власти и местного самоуправления. Вместе с тем анализу системы и компетенции органов управления по законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан в работе уделено внимание лишь вскользь. Комаров О. Е. в диссертации, защищенной в г. Алматы в 2010 г., на тему «Местное самоуправление как институт развития гражданского общества в Республике Казахстан: социологический анализ» анализирует социальные факторы развития местного самоуправления (по результатам социологических исследований в г. Павлодаре). Кроме того, автором исследуются теоретико-методологические основы формирования местного самоуправления как института развития гражданского общества, проводится анализ предпосылок институционализации местного самоуправления в Республике Казахстан, а также анализируется механизм формирования местного самоуправления как института развития гражданского общества в Казахстане. В то же время, учитывая, что данное исследование является диссертацией на соискание ученой степени кандидата социологических наук, следует подытожить, что автором оставлены без внимания вопросы правового регулирования и принципов построения системы органов местного самоуправления в Республике Казахстан. Мацупа Л.В. в своей диссертации на соискание степени кандидата юридических наук, защищенной в Челябинске в 2003 г., на тему «Конституционно-правовые основы деятельности маслихатов-местных представительных органов Республики Казахстан» анализирует правовые основы формирования местной представительной власти в Республике Казахстан, организационные формы деятельности местных представительных органов Республики Казахстан. Особо пристальное внимание в работе уделено компетенции маслихатов и проблемам ее совершенствования. Проблемам совершенствования законодательства о местном самоуправлении в Республики Казахстан уделялось внимание Сулейменовой Н.О. при подготовке научного исследования на международную научно-практическую конференцию «Право евразийских государств: опыт и перспективы». Поиск оптимальной модели взаимоотношений местныхпредставительных органов (маслихатов) и органовместногосамоуправленияв Республике Казахстан осуществлял Айтказинов Е.Б. В то же врем вопросы компетенции и направлений деятельности органов местного самоуправления в Республике Казахстан в качестве самостоятельного объекта исследования в работах казахских авторов не выступали, что и обусловило актуальность избранной темы исследования. Анализируя состояние теоретической проработанности вопросов местного самоуправления в Республике Беларусь, следует констатировать крайне малое число научных диссертаций, посвященных этим вопросам. Тишкевич М.Я. в своей диссертации на тему «Технология связей с общественностью в местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» исследует роль технологии связей с общественностью во взаимоотношениях граждан, социальных групп и государства на местном уровне управления и самоуправления. Также автором выработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию деятельности по связям с общественностью в местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь, включая анализ результативности взаимоотношений органов местной власти и граждан. Также Карамышев А. В в 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Правовые проблемы местного самоуправления в Республике Беларусь»; Курак А. И. в 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Диссертация на тему «Организационно-правовая деятельность органов местного управления, самоуправления и внутренних дел в обеспечении правопорядка». Демидова И. А.в диссертации на соискание степени кандидата наук на тему «Правовая культура публичных должностных лиц органов местного управления и самоуправления (доктрина, нормативная модель, практика»исследует правовую культуру публичных должностных лиц органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь как социально-правовое явление. Куневич Г.Г. подготовил монографию на тему «Территориальное общественное самоуправление в Беларуси». Также автор уделял внимание вопросам местного самоуправления в Республике Беларусь в своих работах: «Предложения по концепции реформирования системы местного самоуправления Республики Беларусь», «Вопросы местного самоуправления в актах Президента Республики Беларусь», «Роль местного самоуправления в устойчивом развитии Республики Беларусь» и др. Мельников А.П. в Сборнике научных трудов «Право и демократия» в своей научной статье «Особенности формирования местного самоуправления в Республике Беларусь» исследует вопросы исторического развития местного самоуправление на территории Беларуси, а также очерчивает направления реформирования органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Вопросам истории статуса органов местного самоуправления уделялось пристальное внимание в работах следующих исследователей: А.У. Астапчук «Земскія органы самакіравання ў Беларусі ў пачатку XX ст.» [8]; М. Атрушкевiч «Гарадское кiраванне на Беларусi ў канцы ХVШ – пачатку ХIХ стст.» [9]; А.I. Борка «Мясцовыя органы дзяржаўнага кiравання i самакiравання ў Заходняй Беларусi (1921–1939 гг.)» [12], «Органы городского самоуправления в Западной Беларуси (1921–1939 гг.) [12]. Собственно исследованию института местного самоуправления в Республики Беларусь посвящены следующие труды: 1. Д. М. Демичев «Местное самоуправление как важнейший элемент конституционного строя» [18]; 2. В.К. Сидорчук «Организация местного самоуправления» [39]; 3. Ю. Криворотько «Белорусская модель местного самоуправления: реальность и критика» [24]; 4. А.Г. Караткевич «Государство и местное самоуправление» [21]; 5. А. А. Гарбуз «Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь; 6. А. А. Аскерко «Комментарий к Закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [7]; 7. Е. Е. Богдан «Некоторые проблемы осуществления местного самоуправления», «Пути модернизации местного самоуправления в Республике Беларусь на базовом уровне» [11]; 8. Б. Батура «Местное самоуправление: пути развития»; 9. В. В. Акудович «Статус главы местного самоуправления»; 10. О. А. Антонова «Конституционные основы местного самоуправления: сравнительно–правовой анализ» [6]; 11. В.Н. Бирило «Правотворчество органов местного управления и самоуправления» [10] и др. Исследования вопросов международно–правового регулирования статуса органов местного самоуправления послящены работы В. Г. Тихини «Европейская хартия местного самоуправления и современные тенденции развития законодательства о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [41], Т. А. Лобанович «Гарантии местного самоуправления в свете Европейской хартии местного самоуправления» [27]. Вместе с тем анализ научной литературы по вопросу правового регулирования деятельности органов местного самоуправления показал, что в данная проблема разрабатывается и изучается недостаточно (особенно в Республике Беларусь). Остались теоретически неисследованными и законодательно неразрешенными следующие важные с теоретической и практической точек зрения вопросы: предоставление местным Советам депутатов права законодательной инициативы, дальнейшей оптимизации количества сельских и поселковых Советов, расширение их полномочий и др. Кроме того, до настоящего времени не проводилось самостоятельного исследования, направленного на сопоставление правового регулирования местного самоуправления в Республике Беларусь и Республике Казахстан. Именно эти и некоторые другие проблемы и предопределили выбор темы, предмет и задачи исследования. 1.2 Понятие и принципы местного самоуправления Термин «местное самоуправление» продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина «местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем. «Состояние и будущее местного самоуправления в стране в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, – справедливо пишет С. А. Авакьян. Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина «местное самоуправление» [2, c. 471]. В последнее время термин «самоуправление» используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. «Народное самоуправление», «общественное самоуправление», «производственное самоуправление» – все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Можно сказать, что местное самоуправление – подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом. Местное самоуправление – одна из основ конституционного устройства государства. В то же время следует разграничивать систему власти и управления с различными формами самоорганизации граждан. Местное самоуправление – важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру. Понятие «самоуправление» не имеет точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. В зарубежной научной литературе, законодательстве понятие «местное управление», как правило, используется как синоним самоуправления. В редких случаях оно применяется как обобщающее понятие и обозначает различные типы управления на местах, в том числе формируемую в централизованном порядке государственную администрацию. Остановимся на наиболее распространенных определениях понятия «местное самоуправление». Д. М Демичев рассматривает понятие «местное самоуправление» как одно из неотъемлемых коллективных прав населения соответствующей территории, которое отражает сложное и многообразное явление, становление и развитие которого неразрывно связано с историческими, политическими, экономическими, этническими, культурными особенностями и традициями территории [18, c. 522]. Так, В. В. Осмоловский полагал, что самоуправление на местах представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом [37, c. 12]. А. П. Мельников пишет, что местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства [28, c. 65]. А. Васильчиков дает несколько его определений. По его мнению, «самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества; это участие в известном размере допускается во всех государственных организациях и при самых централизованных формах правления». Местным жителям предоставляется все–таки весьма обширный и многосложный круг действий, преимущественно по тем предметам ведомства, которые могли бы обременить центральную администрацию чрезмерными расходами и заботами управления». Далее он отмечает, что самоуправление представляет собой систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления с соответствующими правами. Уточняя определение понятия «местное самоуправление», А. Васильчиков заметил, что «полное понятие о местном самоуправлении у тех народов, где оно действительно существует, сложилось из трех простых и непосредственных действий: раскладки податей, расходовании земских сборов, о местных судах и расправе» [14, c. 35]. А. Васильчиков рассматривает местное самоуправление как один из видов управления. «Самоуправлением, – пишет он, – называется такой порядок управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями – земскими обывателями» [14, c. 37]. Н.И. Лазаревский утверждал, что «самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением» [26, c. 131]. По мнению М. И. Пискотина«местное самоуправление»– это самоуправление граждан, населения сел, городов, поселков. Ими управляет не кто-то сверху, а они сами управляют своими местными делами» [38, c. 142]. В настоящее время, – в Республике Беларусь с местным самоуправлением сложилась парадоксальная ситуация. Оно провозглашено Конституцией Республики Беларусь, изданы указы Президента о реформе местного самоуправления и о его государственной поддержке. Между тем, на практике сегодня его гораздо меньше, чем было в годы советской власти, когда официальная идеология вообще отрицала принцип местного самоуправления, а Конституция не упоминала о нем. Термин «местное самоуправление» продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина«местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем. В последнее время термин «самоуправление» используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. «Народное самоуправление», «общественное самоуправление», «производственное самоуправление»– все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление в любом государстве, как справедливо отмечает М. И. Пискотин, служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении; развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел [38, c. 143]. Основной смысл местного самоуправления, в понимании М. И. Пискотина, в том, что центральная власть или власть субъекта государства концентрирует в своих руках соответственно лишь общегосударственные или региональные дела, решение же дел местного значения оставляется местным сообществам, т.е. населению соответствующих низовых административно–территориальных единиц [38, c. 145]. Проанализировав мнения ученых, можно сделать вывод, что местное самоуправление имеется лишь там, где в той или иной мере существует несколько обязательных условий и предпосылок, в том числе: * наличие представительных органов, избираемых населением; * выполнение основных исполнительных функций органами или должностными лицами, избираемыми непосредственно населением либо местным представительным органом; * сведение роли назначаемых сверху должностных лиц, если таковые имеются, к контролю за законностью деятельности органов местного самоуправления и выполнению некоторых общегосударственных или общерегиональных функций; * самостоятельность местных органов власти в ведении местных дел; * наличие местного бюджета с самостоятельными доходными источниками; * существование у местных органов власти «своего» имущества, необходимого для выполнения местными властями их задач и функций; * использование институтов непосредственной демократии, в первую очередь, референдумов и сходов, собраний граждан с решающими полномочиями; * развитие различных форм местного общественного самоуправления, разнообразных форм участия граждан в ведении местных дел. Это, по нашему мнению, достаточно полная, основанная на глубоком анализе законодательства и практики, характеристика самоуправления. Определение понятия «местное самоуправление» все чаще стало включаться в конституции и законодательные акты о местном самоуправлении. Впервые в нашей стране такое понятие был о определено как: «Местное (территориальное) самоуправление в СССР – это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно–территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы»[6, c. 61]. Понятие: «Местное (территориальное) самоуправление в Белорусской ССР – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы всех социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно–территориальных единиц на основе законов, собственной материально–финансовой базы и привлеченных средств»[11, c. 102]. Это, на наш взгляд, одно из удачных по содержанию и сущности определений местного самоуправления. В нем нашли отражение почти все элементы, присущие местному самоуправлению: человек, экономика, политика, культура, территория. И, что особенно важно, – соединение государственного и общественного начал. Современное понятие «местное самоуправление» рассматривается и раскрывается в следующих аспектах: 1. как форма народовластия; 2. как право граждан (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел; 3. как деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения; 4. как одна из разновидностей социального управления; 5. как одна из составляющих основ конституционного строя [29, c. 7]. Как форма народовластия, самоуправление вытекает из ст. 3 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей положение, о том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией [22]. Аналогичная норма закреплена и в ст. 3 Конституции Республики Казахстан [23]. Право граждан (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел вытекает в первую очередь из ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, где под «местным самоуправлением» понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [19, c. 1090]. Ст. 37 Конституции Республики Беларусь [22] и ст. 33 Конституции Республики Казахстан [23] закрепляют право граждан на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства на местном уровне обеспечивается проведением местных референдумов и обсуждением вопросов местного значения. Как деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения, самоуправление определяется в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь), где под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств [32]. В силу ст. 1 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»(далее – Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан») местное самоуправление — это деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами[31]. В Модельном законе СНГ указанный термин трактуется как «форма реализации власти народа, осуществляемая посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с конституцией и законами государства». Как одна из разновидностей социального управления, местное самоуправление выступает как управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица [15, c. 32]. Местное самоуправление как одна из составляющих основ конституционного строя вытекает из ст. 6 Конституции Республики Беларусь [22] и ст. 3 Конституции Республики Казахстан [23], где закреплено положение о том, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны и призваны взаимодействовать между собой, сдерживать и уравновешивать друг друга. Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органон, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее: * Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти. * Принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. * Принципы выступают в качестве, критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления. * Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. * Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы [25, c. 49]. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов работы местных органов самоуправления. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в качестве основных выделяет 12 принципов: 1. законность; 2. социальная справедливость; 3. защита прав и законных интересов граждан; 4. сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан; 5. единство и целостность системы местного управления и самоуправления; 6. взаимодействие органов местного управления и самоуправления; 7. разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления; 8. выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам; 9. гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения; 10. ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений; 11. обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции; 12. самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами [32]. В Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» принципы местного самоуправления не систематизированы и не закреплены, однако активно исследованы в теории конституционного и административного права. На основании анализа теоретических положений о сущности принципов местного самоуправления в Республике Казахстан можно выделить следующие принципы местного самоуправления относятся: А) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения [1, c. 9]. Нормы права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления в Республике Казахстан, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание: * самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, других форм прямого волеизъявления, а так же через выборные и другие органы местного самоуправления. * Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления. * Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц органов местного самоуправления обязательны для их исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет за ответственность и соответствии с законом [3, c. 13]. Б) Организационное обособление местного самоуправления его органов в системе управления государствам и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность местным органам самоуправления, не нарушая более общих законодательных положений, самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Структура органов местного самоуправления в Республике Казахстан определяется населением самостоятельно [1, c. 9]. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц органов местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. В Республике Казахстан законодательно закреплено, что: * образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; * осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; * должностные лица органов местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих; * решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда [4]. Вместе с тем законодательство Республики Казахстан не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. В) Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям [1, c. 9]. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции Республики Казахстан, законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления [4]. Г) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Данный принцип ответственности призван обеспечить: * эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению местных органов самоуправления; * учет и защиту интересов населения в деятельности органов местного самоуправления; * тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления [3, c. 14]. Реализация данного принципа предполагает использование населением различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Деятельность органов самоуправления должна исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций. В Республике Казахстан население вправе выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам на местном референдуме, а так же используя другие формы прямого волеизъявления, например отзыв выборного должностного лица [20, c. 111]. Д) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина Значение принципа соблюдения прав и свобод человека обусловлено тем, что Конституция Республики Казахстан признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. Осуществление принципа соблюдения прав и свобод человека обеспечивается: деятельностью по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Эти вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальнуюи др.. В данных областях местной жизни, отнесенных к ведению местных оранов самоуправления, происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан. Успешно и эффективно реализуя свои функции в этих сферах местной жизни, органы местного самоуправления способствуют осуществлению важнейших социально-экономических прав и свобод граждан [25, c. 59]. Е) Законность в организации деятельности местного самоуправления Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию Республики Казахстан и законы. Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Конституция Республики Казахстан устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Республики Казахстан и законами. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государства призывая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности и качестве принимаемых этими органами решений по вопросам местной жизни [42, c. 209]. Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления: – Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. – Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности конституционных принципов [42, c. 209]. Ж) Гласность деятельности местного самоуправления Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения. Устанавливаемая законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями [1, c. 11]. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. Осуществляется экономическая поддержка районных газет в целях обеспечения ко....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: