VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Перспективы развития местного самоуправления в России на современном этапе модернизации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005862
Тема: Перспективы развития местного самоуправления в России на современном этапе модернизации
Содержание
6



3



3



Негосударственное образовательное частное учреждение 

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра «Государственное и муниципальное управление»

	

	Форма обучения  Очная

	Направление «Государственное и муниципальное управление»

	

	

	

	ВЫПУСКНАЯ 

	КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

	на тему: «Перспективы развития местного самоуправления в России на современном этапе модернизации»

	

	

	

	Выполнил

	Студент 4 курса

	Галкин Игорь Владимирович

		___________________

	(подпись)

	Научный руководитель

	____________________ 

	____________________

	

		___________________

	(подпись)

	

	

	«Допустить к защите

	в Государственной экзаменационной комиссии»

	Заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление»

	к. полит. н., доцент Высоцкий Иван Владимирович

	

		______________________________

	(подпись)

	«____» __________________2017 г.

	

	

	

	

	Москва 2017

	Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего образования

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

	

	Форма обучения  Очная

	Направление «Государственное  и муниципальное управление 					                                                                                                   

	«УТВЕРЖДАЮ»

	Зав. кафедрой «Государственное и

	 муниципальное управление»

	И.В. Высоцкий

	 _______________________

	«__»______________ 2017 г.

	

	ЗАДАНИЕ

	на выпускную квалификационную  работу студента

	______________Галкина Игоря Владимировича_______________

	(фамилия, имя, отчество)

	

	1. Тема работы: «Перспективы развития местного самоуправления в России на современном этапе модернизации»

Утверждена приказом по НОЧУ ВО МЭИ  № ____________________от ________________

2. Срок сдачи студентом законченной работы______________________________________

	3. Основные источники, необходимые для написания работы: законодательные и нормативные правовые акты, учебная и научная литература по избранной теме работы, официальные сайты органов государственной власти.

4. Перечень подлежащих разработке вопросов: определить понятие и сущность местного самоуправления; описать теории местного самоуправления; исследовать организационно-правовые основы местного самоуправления в современной России; провести анализ развития местного самоуправления в РФ на современном этапе; выявить проблемы разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти; исследовать ответственность органов местного самоуправления; определить пути совершенствования института местного самоуправления в РФ; определить направления оптимизации разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти; выработать предложения по развитию местного самоуправления в России.

	5. Перечень  табличного  и графического материала: ________________________________

6. Дата выдачи задания________________________________________________________

Руководитель________________________________________________________________

                                                                    (подпись)

Задание принято к исполнению ____________________________________________

                                                                                               (дата)



                                                                             _________________________________

                                                                                                             (подпись студента)



Содержание



	Введение	3

	ГЛАВА 1. Понятие и сущность местного самоуправления	7

		1.1.	Теории местного самоуправления	7

		1.2.	Организационно-правовые основы местного самоуправления в современной России	13

	ГЛАВА 2. Анализ развития местного самоуправления в РФ на современном этапе	20

	2.1 Проблема разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти	20

	2.2. Ответственность органов местного самоуправления	42

	ГЛАВА 3. Пути совершенствования института местного самоуправления в РФ	46

	3.1 Направления оптимизации разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти	46

	3.2 Предложения по развитию местного самоуправления в России	51

	Заключение	59

	Библиография	65





Введение



Актуальность темы исследования. В системе местного самоуправления (МСУ) формы прямого волеизъявления граждан играют важнейшую роль. Народовластие является главным связующим звеном между гражданами, проживающими на территориях муниципальных образований, и выборными органами. Через формы непосредственной демократии население формирует органы местного самоуправления, решает вопросы местного значения, выражает свое мнение по ключевым вопросам экономического и социального развития территории. В ряде случаев, данные формы являются и эффективным способом оценки деятельности выборных органов. 

По мере продвижения по демократическому пути развития диалог населения и органов муниципальных образований будет приобретать все большее значение. Очевидным является то, что эффективность и результативность управления муниципальным образованием может быть достигнута лишь за счет обеспечения участия граждан в решении местных задач и поощрения инициатив населения.

Актуальность исследования обусловлена важностью задачи, стоящей перед нашим государством, которая заключается в формировании и развитии гражданского общества. Под гражданским обществом, в самом общем смысле, понимается общество, при котором создаются и обеспечиваются условия для соблюдения прав и свобод человека, развития гражданской ответственности и реального участия граждан в осуществлении власти и управления. Одним из его главных признаков является развитая демократия. 

Согласно Конституции РФ носитель суверенитета и источник власти  народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы власти. Установление институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления играет важную роль в общественной жизни. 

Формы прямого волеизъявления граждан обеспечивают реализацию прав граждан на прямое осуществление власти в муниципальном образовании, на территории которого они проживают, и являются основой местного самоуправления.

Выбранная для исследования тема принципиально важна для понимания смысла муниципального управления, его целей, признаков, принципов и той роли, которую играют формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.

Степень научной разработанности темы. Проблеме местного самоуправления как форме народовластия в современной России посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Среди них можно выделить работы таких авторов, как: Неустроев А.Н., Точиев М.Б., Точиева Л.К., Шугрина Е.С., Гадоев Б.С., ласенко Е.Е., Михеев Д.С., Хачеритлов М.Ж., Хашагульгов М.Х., Мержо М.Ш., Реброва Т.П., Алямкин С.Н., Масловская М.В.

Особый интерес представляет статья Бабошиной Е. и Маллакурбанова А. «Участие граждан в осуществлении местного самоуправления» как форма народовластия, в которой исследуются актуальные вопросы совершенствования принципов местного самоуправления как формы народовластия в современной России.

Помимо этих трудов, следует обратить внимание на статьи в различных журналах, авторов которых также интересовала тема местного самоуправления как формы народовластия в современной России.

Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данного исследования.

Объект исследования – институт местного самоуправления в РФ. Предмет – организационно-правовые формы местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель – выявить перспективы развития местного самоуправления в России на современном этапе модернизации.

Задачи:

определить понятие и сущность местного самоуправления;

описать теории местного самоуправления;

исследовать организационно-правовые основы местного самоуправления в современной России;

провести анализ развития местного самоуправления в РФ на современном этапе;

выявить проблемы разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти;

исследовать ответственность органов местного самоуправления;

определить пути совершенствования института местного самоуправления в РФ;

определить направления оптимизации разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти;

выработать предложения по развитию местного самоуправления в России.

	В выпускной квалификационной работе использовались общенаучные и специальные методы исследования, такие как: анализ, синтез, индукция, логический метод, метод моделирования, сравнительный метод.

	По структуре работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографии.




ГЛАВА 1. Понятие и сущность местного самоуправления



Теории местного самоуправления



Местное самоуправление представляет собой основу любого демократического государства. Это важнейший принцип организации власти и гражданского общества. Данный принцип принят и в РФ в качестве конституционного положения. Данное положение развивается и конкретизируется в ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

ФЗ №131-ФЗ определил, что местное самоуправление представляет собой форму осуществления населением власти в пределах, установленных законодательством.

Приведенное определение является сложносоставным. В нем объединены три позиции, уточняющие институт муниципального права.

Таким образом, приведем возможные подходы к пониманию местного самоуправления: 

-	основа конституционного строя; 

-	 право населения на самостоятельное решение местных вопросов; 

-	форма народовластия; 

-	вид социального управления; 

-	институт гражданского общества.

Как уже указывалось, местное самоуправление – это конституционное положение, основа конституционного строя РФ. Данный принцип ставят в один ряд с принципом разделения властей. Ч. 2. ст. 3 Конституции РФ содержит указание на то, что население осуществляет власть как непосредственно, так и посредством органов государственной и местной власти.

Ст. 12 Конституции РФ содержит три положения, касающиеся местного самоуправления:

признание и гарантирование местного самоуправления в России;

самостоятельность местного самоуправления;

органы местного самоуправления не входят в состав органов государственной власти РФ и самостоятельны в пределах своих полномочий.

Так, местное самоуправление – это уровень самостоятельного осуществления своей власти населением, а не общественный институт. Существуют и организационные основания обособления муниципальной власти от государственной.

Кроме горизонтального разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), существует и вертикальный уровень (ст. 5, 11, 12 Конституции РФ).

В ст. 133 Конституции РФ установлен запрет на ограничение местного самоуправления.

Рассмотрим концепции местного самоуправления  свободной общины, хозяйственную теорию местного самоуправления, политическую теорию самоуправления и т.д.

Основой теории свободной общины являются идеи естественного права. Согласно ей, община обладает неотчуждаемым правом заведовать собственными делами, ввиду ее более раннего происхождения по сравнению с государством и, следовательно, ее независимостью от него в хозяйственных делах.

Данная концепция считается устаревшей ввиду того, что полного невмешательства в муниципальную сферу не существует ни в одной стране.

В общественной теории главным аспектом является природа деятельности органов власти – хозяйственная ее сторона.

По мнению дореволюционного государствоведа Н.М., общественная теория подразумевает, что местное общество само способно видеть свои интересы и потребности и достигать их. 

Однако на деле оказалось сложным разделить общинные и государственные дела.

Другой дореволюционный государствовед Б.Н. Чичерин указал, что государству нужно единство действий, поэтому местное самоуправление должно быть согласовано с государственным управлением. Отдельные территории имеют свои потребности, которые лучше удовлетворять на местном уровне. 

Государственная теория утверждает, что местное самоуправление  это форма организации местного государственного управления. Полномочия местных органов переданы ему государством с целью повышения их эффективности. Отсюда их схожесть с государственными полномочиями. 

В рамках данной теории выделяют политическое и юридическое направление. Политическое направление разрабатывал Р. Гнейст. Согласно данному направлению основой самостоятельности местного самоуправления является порядок формирования – с помощью населения. Данная деятельность должна осуществляться богатыми и обеспеченными людьми, что исключит коррупцию, взяточничество и использование полномочий с выгодой для себя.

Юридическое направление разрабатывал Л. Штейн. Согласно ему основанием самостоятельности органов местного самоуправления является факт передачи им государственных полномочий.

Теория дуализма рассматривает двойственный характер местного самоуправления:

самостоятельное решение местных дел;

осуществление на местном уровне определенных функций. 

O.A. Петухов указывает следующее, что успех становления местного самоуправления зависит от равности сил государственного и местного формирования. 

Муниципальное образование – это объект муниципального управления, важный вид управленческой деятельности, имеющий ряд особенностей, определяющих его специфику и отличающих его от государственного управления и корпоративного менеджмента. 

Данные особенности четко обозначил В.Б. Зотов. Первое отличие содержится в самой цели муниципального управления. В отличие от других видов управленческой деятельности, оно направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей жителей муниципального образования, обеспечение и поддержание их жизнедеятельности с учетом их интересов, где конечным результатом должно стать повышение качества жизни людей, то есть, муниципальное управление преследует социальные цели. 

В качестве второй особенности важно отметить роль, которую играет человек в муниципальном управлении. Жители муниципального образования – это и цель, и объект, и субъект муниципального управления. Именно на желания, потребности, волю населения опираются органы местного самоуправления.

Третье отличие заключается в том, что в силу привязанности человека к месту проживания и большей сложности смены места жительства, чем места работы, человек заинтересован в его обустройстве и получении муниципальных услуг должного качества. В.Б. Зотов сравнивает местное сообщество с акционерным обществом, члены которого стремятся реализовать общие для всех интересы. 

Четвертая характерная черта управления муниципальным образованием – большое количество стоящих перед ним локальных и частных проблем. Учитывая ограниченность финансовых и иных ресурсов, можно представить сложность, которую представляет для органов местного самоуправления выбор стратегических приоритетов развития. Государственное управление, как известно, в большей степени ориентировано на решение именно стратегических проблем.

Таким образом, мы видим, что управление муниципальным образованием – это сложная управленческая деятельность, имеющая свои характерные особенности. Органы муниципальной власти в огромной степени зависят от населения, играющего роль и субъекта, и объекта управления. Очевидно, что у государственного и муниципального управления, несмотря на большое сходство, имеется множество различий. Государство осуществляет законодательное регулирование, которое является его основным инструментом, вместе с четко регламентированными процедурами и инструкциями, полагаясь на возможность легитимного принуждения и силового регулирования. Муниципалитет же может действовать лишь в соответствии с законодательными предписаниями, в качестве инструмента осуществляет регулярное администрирование хозяйства муниципального образования, ориентируется главным образом на способы согласования интересов и корпоративное участие, при отсутствии силовых структур. 

Явные различия перечисленных видов управленческой деятельности, не будут исключать возможность заимствования и применения в муниципальном управлении методов, свойственных и государственному, и корпоративному управлению: экономических, административно-распорядительных, социально-психологических и других.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что муниципальное управление является одним из важнейших видов управленческой деятельности и имеет ряд особенностей, существенно отличающих его от государственного управления и корпоративного менеджмента. Данные отличия содержатся в целях муниципального управления, роли человека в управленческой деятельности, характере стоящих перед муниципальными органами проблем, уровне ответственности за принятые решения, инструментах регулирования и др. Ни в одном другом виде управленческой деятельности нет такой зависимости субъекта управления, то есть органов муниципальной власти, от воли и интересов населения, являющегося одновременно и субъектом, и объектом управления. Механизм принуждения муниципального управления главным образом ориентируется на методы согласования интересов и корпоративного участия. 

Важно подчеркнуть, что в изученной научной и учебной литературе практически не выделяются признаки муниципального управления: рассматриваются только признаки местного самоуправления, но данные понятия не являются синонимами. Характерные черты данного вида управленческой деятельности были выявлены лишь на основании сравнения с другими видами управления. В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на то, что обозначение характерных признаков муниципального управления принципиально важно для понимания сущности управления муниципальным образованием. Признаки муниципального управления включают элементы, которые свойственны только данному виду управленческой деятельности и которые характеризуют ее как единую систему со своими характерными чертами, субъектами, формами и способами деятельности, самостоятельностью или относительностью материально-финансовой основы. 

Таким образом, наиболее применим в современных условиях именно дуалистический подход.

Местное самоуправление представляет собой самостоятельную инициативную деятельность в сфере решения местных вопросов. Система местного самоуправления является подсистемой политической системы государства и основой местной власти.





Организационно-правовые основы местного самоуправления в современной России



В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» оговорено право граждан на осуществление местного самоуправления. Согласно данному постановлению право на осуществление местного самоуправления может быть реализовано путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления.

Отсюда следует, что Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения законов Курской области, согласно которым население с помощью референдума могло отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Отсюда можно указать на существование двух видов публичной власти.

К государственной власти относятся федеральные и региональные государственные структуры. Муниципальная власть представлена органами местного самоуправления.

Определение местного самоуправления, данное в ФЗ-131 по сути усиливает роль субъекта местного самоуправления – населения в решении местных вопросов посредством органов местного самоуправления или непосредственно.

Интересен признак местного самоуправления – «под свою (населения) ответственность» (ст. 1 ФЗ-131).

Данная формулировка не вполне корректна, поскольку для данного положения отсутствует определение в законодательстве, в т.ч. в названии главы 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью» Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. Кроме того, данное положение не используется больше нигде в мире.

Население – это все жители данной территории, включая несовершеннолетних и недееспособных, которые неделиктоспособны, т.е. не могут нести ответственность.

Ст.3 Европейской хартии местного самоуправления 1985г. понимает местное самоуправление как право и способность органов местной власти управлять местными делами под свою ответственность и в рамках закона в интересах местного населения.

Определение, данное европейской хартией особенно указывает на то, что местное самоуправление – это управление, осуществляемое местной властью – ответственная деятельность органов местного самоуправления. В отечественном законодательстве же акцент сделан на ответственности населения.

Местное самоуправление можно вывести в качестве права граждан Российской Федерации. Согласно ст 3 ФЗ № 131-ФЗ граждане РФ осуществляют местное самоуправление через участие в местных референдумах, муниципальных выборах и других форм прямого волеизъявления, выборные и иные органы местного самоуправления.

Граждане равны в своих правах независим от расы, пола, национальности, принадлежности к общественным объединениям и др. Данные права могут быть ограничены законом в той мере, которая необходима для защиты государственного строя РФ и национальной безопасности.

По словам Президента РФ В.В.Путина, «местная власть должна быть устроена так – а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой… Сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны».

Прогресс в 20 в. – это признание прав и свобод человека и гражданина. Выражением этого прогресса стало определение минимального объема указанных прав и свобод, который необходимо обеспечить в каждой стране. Средствами в данном случае являлись международные правовые акты, обязательные для всех стран.

26 июня 1945 г. был принят Устав Организации Объединенных Наций, в котором в качестве цели была указана реализация международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам всех людей, без различия расы, пола, языка и религии. 

Российская Федерация стремится к реализации провозглашенного принципа гуманизма, являющегося основой развития конституционного строя и местного самоуправления. 

Отсюда следует, что органы и должностные лица местного самоуправления должны стремиться к осуществлению цели  обеспечению прав и свобод человека и гражданина, созданию всех необходимых условий для их реализации и защиты.

Понятие управления является одним из самых широких и дискуссионных, объединяющим множество различных трактовок, философских и правовых подходов к его определению.

В самом общем смысле управление можно определить как адресное целенаправленное воздействие на заранее обозначенный объект для достижения определенных изменений его состояния. Данное воздействие будет включать в себя сбор, обработку и анализ необходимой информации с последующим установлением определенной цели, планированием и выработкой соответствующих решений, организацией их выполнения и последующим контролем за реализацией принятых мер.

В качестве наиболее универсального определения управления, которое могло бы быть отнесено к самым различным формам организации общества на протяжении его исторического развития, можно рассмотреть управление как совокупность целенаправленных действий одних людей (управляющих), которые тем или иным способом организуют деятельность или отдельные действия других людей (управляемых) для достижения назначенных первыми целей. 

Согласно ч 4 ст 15 Конституции РФ источниками муниципального права являются нормы и принципы международного права, договоры, ратифицированные РФ, являющиеся составной частью правовой системы государства.

Международный договор, ратифицированный РФ, имеет большую юридическую силу, чем национальные акты. Такими международными документами, ратифицированными РФ, являются:

Европейская хартия местного самоуправления;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

 Обобщающий принцип Хартии  это принцип субсидиарности, подразумевающий целесообразность сохранения полномочий вышестоящего уровня власти при их эффективном исполнении. Данные полномочия должны исполняться на уровне, максимально близком к населению.

Также можно отметить международные акты, не ратифицированные РФ, среди которых:

- Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве с дополнительными протоколами, признающими право местных и региональных властей на трансграничное сотрудничество для содействия развитию муниципальных служб и охраны окружающей среды;

- Европейская конвенция об участии иностранных граждан в общественной жизни на местном уровне. В данном документе закрепляются принципы предоставления гражданских и политических прав иностранным гражданам, апатридам и бипатридам, постоянно проживающим на территории другого государства. Устанавливается право таких граждан принимать участие в местных выборах;

- Европейская хартия городов, в которой устанавливаются права граждан в европейских городах в сфере городского управления, градостроительства, транспорта, коммунального хозяйства, спорта, экологии, а также обеспечения безопасности граждан;

- Хартия об участии молодежи в жизни городов и регионов  руководство по поддержке молодежи в проявлении активности в реализации социальных изменений.

Следует описать также модельное законодательство СНГ:

Декларация о принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества;

Модельный закон об общих принципах организации местного самоуправления. 

Данные документы также определяют роль и принципы местного самоуправления и границы участия населения. В данных документах установлены основы и гарантии местного самоуправления стран СНГ:

организационные,

правовые;

экономические;

финансовые. 

Источниками муниципального права являются законодательные акты различного уровня, а также международные акты, например, Европейская хартия местного самоуправления 1985г. В России такими актами являются Конституция, ФЗ-131, уставы местных органов власти.

Принципы местного самоуправления – это условия существования местного самоуправления, в которых отражаются требования объективных закономерностей и тенденций развития местного самоуправления.

На основании принципов местного самоуправления определяется построение и функционирование муниципальной власти. 

На основании принципов местного самоуправления становится возможным понять черты, признаки и характеристики местного самоуправления.

На основании принципов местного самоуправления возможно определить эффективность организации местного самоуправления и его деятельности. Принципы местного самоуправления обеспечивают преемственность органов местного самоуправления.

Правовой основой принципов местного самоуправления является Хартия местного самоуправления, Конституция РФ, закон № 131-ФЗ.

В зарубежном местном самоуправлении данные принципы не догматичны и постоянно изменяются. Современной тенденцией в изменении принципов является их унификация и взаимопроникновение различных положений на основе норм международного права.

В России принципами местного самоуправления являются:

самостоятельности, закрепленный Конституцией РФ. Органы местного самоуправления самостоятельны в рамках своей компетенции, определенной в Конституции РФ и договорами. Не допускается назначение на муниципальную должность органами государственной власти;

сочетания представительной демократии и прямого волеизъявления граждан (референдума, выборов, сходов, опросов, обращений и др.);

независимость муниципалитетов друг от друга;

обязательность наличия представительного органа или формы народовластия, заменяющей его – схода граждан;

приоритет представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления, как выражающих волю населения;

гласность, прозрачность и открытость органов местного самоуправления.

Местное самоуправление можно представить как сложное многоаспектное явление государственной и общественной жизни. Данное явление исследуют историки, правоведы, социологи, экономисты и др. Данные исследования начались еще в середине XIX века., когда происходило обсуждение государственных реформ и введения земских учреждений. 




ГЛАВА 2. Анализ развития местного самоуправления в РФ на современном этапе



2.1 Проблема разграничения компетенций между органами местного самоуправления и органами государственной власти



К местному самоуправлению относятся полномочия, закрепленные ФЗ №131-ФЗ. Вопросы местного значения согласно ФЗ-131 подразделяются в зависимости от типа муниципального образования: вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14); вопросы местного значения муниципального района (ст. 15); вопросы местного значения городского округа (ст. 16).

Вопросы местного значения – это вопросы, относящиеся исключительно к данной территории и населению муниципального образования.

Согласно ФЗ-131 органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в ФЗ-131, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им), если это участие предусмотрено федеральными законами, решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов. Иной порядок не допускается (ст. 19 131-ФЗ).

Согласно ст. 75 ФЗ-131 отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае:

1) если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

3) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

Решение о временном осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта в форме указа.

Опыт развитых стран и отечественная история России убедительно свидетельствуют о том, что важнейшим и неотъемлемым элементом гражданского общества является местное самоуправление.

Современное состояние исследований муниципальной практики нельзя охарактеризовать как удовлетворительное. Данная проблема как научная не отражена в полной мере в имеющейся на сегодняшний день литературе по вопросам местного самоуправления. 

Рассмотрим проблему разграничения компетенций между уровнями публичной власти. Основные разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления определены ФЗ-131 и законами субъектов федерации о местном самоуправлении.

Вопросы компетенции представительных органов муниципальных образований со стороны субъектов РФ законодательно еще не совсем проработаны. В законах субъектов часто упоминается, что предметы ведения – это компетенция местного самоуправления. Однако, их определение очень расплывчато.

Основой разграничения компетенции между муниципальной и государственной властью является разграничение собственности и материально-финансовых ресурсов. Это означает, что компетенции  объем полномочий и предметов ведения  должны соответствовать объему имеющейся собственности. В противном случае компетенция окажется невостребованной.

Следует говорить о необходимости принятия закона, который бы разделил собственность на федеральную, региональную и местную согласно уровням власти. Также требуется четко разграничить источники доходов бюджетов различных уровней.

На сегодняшний день средств для осуществления компетенций муниципалитетом недостаточно. Этот ход передачи компетенций на нижний уровень без финансового обеспечения снимает ответственность с государственных органов власти.

Для финансового обеспечения требуется доля дохода федерального бюджета не менее 30-35 %. Это обеспечит сбалансированное распределение собственности и материально-финансовых ресурсов и компетенции, что повысит эффективность управления в обществе и государстве.

Кроме того, проблема заключается в преобладании государственно-административных методов управления, что противоречит модели рыночных отношений и мешает развитию экономики. Данная проблема влечет за собой разрыв между обществом и государством. Для решения данной проблемы следует снизить вмешательство в вопросы местного самоуправления, наделить его достаточным объемом собственности, материально-финансовых ресурсов и трансфертами.

В подтверждение этого в ст. 3 Конституции РФ указывается, что народ РФ – это источник власти. Народ может реализовать свою власть, но для этого нужна собственность, поскольку любая власть основывается на собственности. Если передать несвойственные государственной власти компете.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.