- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие «ноу - хау»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009988 |
Тема: | Понятие «ноу - хау» |
Содержание
ОМЮК « ОМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА по гражданскому праву на тему ПОНЯТИЕ « НОУ - ХАУ » Выполнила студентка Группы П-9-252 Обучающаяся по специальности Правоохранительная деятельность Бояркина Вероника Андреевна К защите_____________________________ (допущена,не допущена) Научный руководитель_________________ Дата защиты:_________ Оценка _________ Омск - 20__ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НОУ-ХАУ 1.1. История Ноу-Хау 1.2.Понятие Ноу-Хау ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОУ-ХАУ 2.1. Особенности правового режима Ноу-Хау 2.2. Передача Ноу-Хау 2.3. Защита Ноу-Хау ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день практически каждый субъект предпринимательской деятельности формирует свой объем конфиденциальной информации, называя ее коммерческой тайной, не всегда четко понимая, что же стоит за этим определением. Кроме того, законодатель в качестве сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, перечислил лишь ту информацию, засекречивание которой может нанести ущерб правам и законным интересам граждан и государства, и практически совсем не разъяснил, какая информация может являться коммерческой тайной. Указанная тема является актуальной также потому, что, несмотря на принятие соответствующего Федерального закона, включение коммерческой тайны в гражданский оборот регулирует достаточно малое количество правовых норм, что влечет за собой необходимость теоретического анализа данной проблемы. Следует отметить также тот факт, что, исходя из норм действующего российского законодательства, достаточно сложно разграничить такие понятия, как «коммерческая тайна» и «ноу-хау». Секреты промысла и торговли сформировались гораздо позже, чем другие результаты интеллектуальной деятельности, и их охрана не получила пока четкого правового оформления и в развернутом виде нигде не закреплена. Следует так же отметить тот факт, что Гражданский кодекс РФ, хотя и содержит определение коммерческой тайны, не называет ее среди объектов гражданских прав, указывая в качестве последнего информацию, что является более широким по объему понятием. В гражданском праве существует два вида информации, которая является объектом гражданских правоотношений: коммерческая информация и информация организационного характера. Информации организационного характера в отличие от коммерческой информации носит упорядочивающий (технический) характер и служит поддержанию нормального развития некоторых отношений. К ней относится: информация о товаре, информация об использовании предмета договора подряда, информация, предоставляемая экспедитору по договору транспортной экспедиции, информация, предоставляемая вкладчику, об обеспеченности возврата вклада и т.д. Коммерческая информация по своей гражданско-правовой природе подлежит разделению на две категории: информация, которая является объектом оборота (товаром), а также корпоративная информация, объектом гражданского оборота не являющаяся. В современном обществе информация становится наиболее важным, наиболее значимым товаром. Именно поэтому необходимым критерием классификации коммерческой информации является ее товарный характер, способность быть объектом гражданского оборота. Данный критерий классификации отвечает требованиям и потребностям гражданского права, помогает решить многие правовые проблемы, ибо отнесение той, или иной информации к одной из двух групп определяет особенности их правового режима. Во время проведения своей исследовательской работы, я опиралась на труды многих правоведов, как настоящего, так и прошлого времени. При работе я использовала труды таких ученых, как Дозорцева В.А., Еременко В.И, Ефимцевой Т.В, Зверевой Е.А, Зенина И.А, Котиа С.Т., Мозолина В.П, Беловой Д.А, Химичук Е.В, а так же Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ (в ред. От 24.07.2007) «О коммерческой тайне». Целью работы является анализ и исследование ноу-хау, как объекта гражданских правоотношений. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся при установлении в отношении информации режима коммерческой тайны, включении информации, составляющей коммерческую тайну, в гражданский оборот путем заключения соответствующих договоров, а также правовые нормы, регулирующие указанные отношения и практика их применения. Предметом исследования является правовое регулирование коммерческой тайны и ноу-хау как объекта гражданских правоотношений. Задачи работы, проделанной мною, заключаются в раскрытии темы ноу-хау в Гражданском праве во всех содержаниях и смыслах этого понятия и проблем, связанных с его применением на практике законодательства. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НОУ-ХАУ 1.1. История Ноу-Хау В течение тысячелетий объектом рыночных отношений были материальные вещи, ограниченные в пространстве, - земля и другие природные ресурсы, результаты материального производства. Был построен и соответствующий характеру объекта правовой механизм. Чуть более двух столетий назад в экономическом обороте начали участвовать результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные по своей сути. Естественно, что на первом этапе правовое регулирование стало строиться по модели, максимально приближенной к уже известной, приспособленной для материальных объектов, обособление которых, необходимое для их участия в обороте, осуществляется по внешней различаемости, когда результат характеризуется или просто своей формой (объекты авторского права), или содержанием, формализованным определенным образом (объекты патентного права). Стали охраняться только результаты интеллектуальной деятельности, которые удовлетворяют этому требованию, могут быть выделены по внешним признакам. Но вскоре выяснилось, что это только промежуточный этап, существуют результаты интеллектуальной деятельности, никак не формализуемые и тем не менее участвующие в экономическом обороте, которые обособляются иным образом, прежде всего путем сохранения в секрете от неопределенного круга участников открытого рынка. Для таких объектов нужен свой, последовательно выражающий свойства нематериальных результатов интеллектуальной деятельности правовой механизм. 1.2. Понятие Ноу-Хау Понятие «ноу-хау» происходит от слова, заимствованного в английском языке во второй половине 20 века, означающее умения, достижения, лучший опыт, секрет производства, а также документально оформленной информации обо всём этом вместе взятом. Такой спектр значений заложен в истоках самого слова. Дословное значение know-how – знать как. Знать – обладать информацией как – совершать определенное действие. Термин know-how первый раз был упомянут в США в 1838 году в определенном значении значении technical expertise – техническое знание, или опыт. Более близкое по значению слово в русском языке – сказка: сказ как. В конце ХХ века слово постепенно стало приобретать значение «изобретение» и в этом смысле становится наиболее синонимичным понятию инновация. Расширяется и начальный смысл значений – к ноу-хау как к новейшим достижениям и новейшему опыту еще и относят в современном понятии не только достижения и опыт в технике и производстве, но и в любой другой области знаний и деятельности. Рассмотрим, более детально, что значит ноу-хау. Содержание понятия коммерциализируется. Другими словами, оно приобретает экономический смысл: ноу-хау — это те только необычные знания, умения и технологии, сколько такие особые знания, умения и технологии, которые могут стать предметом купли-продажи и применяться для достижения конкурентоспособности. Слово приобретает также и методическое значение: ноу-хау – это своего рода определенный набор информационных подходов и приемов для успешного ведения дела в какой-нибудь сфере, области или профессии. В ноу-хау начинают входить патенты и лицензии, а также любую секретную информацию, обуславливающую первенство в какой-то сфере, в первую очередь, в сфере бизнеса, а также экономики. В современном понятии в теории и на практике достаточно распространено используется понятие «ноу-хау». Но одновременно с этим существует определенный парадокс: не смотря на то, что данный термин общеизвестен, в различных случаях в него вкладывается порой совсем различный смысл. Можно говорить о том, что общепринятого определения рассматриваемого термина (как во всем мире, так и внутри нашего государства) нет. Именно поэтому хочется еще раз обратиться к данной существующей проблеме. Подразумевается, что для наиболее полного анализа возможного варианта наполнения содержания термина «ноу-хау» нужно взять во внимание все возможные причины его возникновения и введения в обиход. Изначально такое исследование показало, что данные причины можно разделить на три: 1. обсуждаемый термин наиболее удобен в использовании и призван заменить какой-либо из уже существующих в законодательстве терминов; 2. данный термин имеет другое наполнение по сравнению с подобными, уже существующими, терминами, и нужность его появления вызвана тем, что он: в первую очередь призван объединить несколько групп в одну, либо, наоборот, обязан выделить конкретную ведущую группу объектов внутри одной определенной, уже обозначенной другими видами юридических понятий, группы; 3. в силу его частого использования как в теории, так и в обиходе, в научных работах, при заключении договоров и в ряде других случаев. Такой термин постепенно и закономерно начинает восприниматься и применяться законодательством. Стоит обратить особое внимание на причины введения в оборот исследуемого термина. Для начала можно обратиться к первой возможной причине возникновения термина «ноу-хау». Допустимо сопоставить его звучание с другими, в наибольшем количестве случаев становящимся с ним на один ряд, понятиями, к примеру, такими как коммерческая тайна или секреты промысла, секреты производства, а также конфиденциальная информация. Стоит отметить, что он, конечно, не проигрывает им в комфорте использования. Данный термин лаконичен, удобно произносим и также он звучит одинаково в разных языках, что конечно, же является плюсом, именно во внешнеэкономической деятельности всевозможных субъектов. Однако такие обстоятельства навряд ли можно назвать как единственно верную причину появления термина «ноу-хау». Именно поэтому следует учесть и другие, уже перечисленные обстоятельства, которые могли бы по праву «поддерживать на плаву» объяснение, которое до сих пор не имеет единого общепризнанного определения. Если говорить об особом наполнении приведенного термина, необходимо учитывать саму историю появления, а также использования понятия «ноу-хау» и в определенной мере опираться именно на нее. Общепринято и известно, что впервые этот термин был применен в 1916 г. на одном из судебных дел в США и дословно эти слова переводятся «знаю как». В мире, на различных уровнях постоянно предпринимались попытки дать лично определение «ноу-хау», которое в дальнейшем стало бы принято всеми субъектами, пользующимися этим понятием. При этом совокупный смысл таких определений закономерно видоизменялся в сторону роста объема содержания рассматриваемого понятия. Если первоначально в понятии сведений, относимых к ноу-хау, назывались только секретные сведения,например, технического характера, непосредственно связанные с производственным процессом, то в постепенном развитии под ноу-хау в большинстве случаев начали понимать знания и опыт абсолютно любого характера. Кроме этого, далеко не во всех определениях секретность называлась в качестве обязательного признака информации, относимой к ноу-хау. В законодательстве РФ термин «ноу-хау» появился гораздо позже, чем в западных странах, и в некоторой степени его понимание строилось с учетом опыта других, соседних государств. Количество правовых актов, которые непосредственно действуют на территории нашего государства и если даже прекратили свое действие, среди них, использующих понятие ноу-хау, совсем невелико. Изначально данное понятие стало воспринято подзаконными актами, и только после этого стало использоваться и в законах. Анализ данных актов вместе с анализом первоначальных отклоненных проектов ФЗ «О коммерческой тайне» и проектов части ГК РФ, которая в свою очередь должна была быть направлена к интеллектуальной собственности, дает все основания говорить о том, что законодатель, конечно же, признает существование термина «ноу-хау» именно для обозначения конкретной информации определенного рода, но это понятие остается неразвитым и используется в каждом отдельном случае в качестве синонима другого термина (например, профессиональные секреты) или не упоминается совсем. Данное положение дает основание и текст ФЗ «О коммерческой тайне», принятого в 2004 г., является самым значимым правовым актом за последнее время в рассматриваемой области. Тут, как и в большинстве других актов, понятие «ноу-хау» сравнивается с понятием «секреты производства» и непосредственно связывается с информацией, которая в свою очередь составляет коммерческую тайну. Закон дает следующее определение: «Информация, составляющая коммерческую тайну, содержащая научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или другую информацию в том числе и ноу — хау, которая имеет определенную действительную или потенциальную коммерческую ценность по причине ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законных правах и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». Понятие «ноу-хау» в таком Законе больше не встречается. Именно поэтому можно смело утверждать, что его применение в качестве синонима понятия «секреты производства» — дань уже привычной традиции, а не обоснованная позиция самого законодателя. Из всего этого можно сделать вывод, что данное определение требует дальнейшей проработки. В связи с этим, следует учитывать и определения рассматриваемого термина, которые приведены в правовых актах различных уровней, и доктринальные определения такого понятия, предлагавшиеся в различные моменты времени, специалистами в своих научных работах, направленных на ноу-хау и смежным с ним понятиям. Кроме этого, нельзя не учесть и мнения лиц, которые пользуются этим понятием на практике. Обратимся теперь к ранее изложенной идее о возможном ином, в сравнении с другими существующими понятиями, содержании понятия «ноу-хау». Учитывая сказанное ранее, первый самый возможный вариант в этом конкретном случае — объединение сразу нескольких групп объектов в одну. Говоря об этом, нужно сразу подчеркнуть, что слияемые объекты должны иметь одинаковую природу, в противном случае слияние разных понятий единым термином приведет только к их неоправданному смешению. Именно из-за этого недопустимо объединять, например, отдельные навыки или умение каждого человека, неотделимые от него самого, и профессиональную информацию, которая может быть передана другому лицу, называя их совсем различными типами «ноу-хау». Если учесть мнения различных исследователей, можно определить такой вариант слияния понятием «ноу-хау» совсем различных объектов, как объединение их в рамках обсуждаемого термина секретной и не секретной информации. В другом большинстве случаев к ноу-хау относят также и не общеизвестные, не общедоступные, конфиденциальные или же секретные сведения. Следует, что эти понятия имеют идентичный смысл. Большое число правоведов в разные моменты времени предлагали считать, что уровень конфиденциальности информации, содержащий ноу-хау, может быть совсем различен: знания могут быть только секретными, а могут также быть и секретными частично. ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОУ-ХАУ 2.1. Особенности правового режима Ноу-Хау Правовой режим ноу-хау обладает некоторыми особенностями, которые существенно отличают его от режимов охраны иных результатов интеллектуальной деятельности, в частности объектов патентного права. Во-первых, устанавливая правовой режим изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, законодатель четко определяет объект охраны, выделяя из массы сведений те данные, в отношении которых может возникнуть исключительное право. Так, в качестве изобретения охрану могут получить только технические решения, относящиеся к продукту (в частности, к устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (к процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Напротив, закрепляя правовой режим ноу-хау, законодатель не определяет конкретный перечень сведений, которые могут получить охрану. В качестве секретов производства охраняются самые разнообразные сведения, которые дают их обладателю определенные преимущества перед конкурентами, позволяя экономить время, материальные средства, людские ресурсы: технические знания, которые могут быть использованы в производстве определенной продукции, при выполнении определенных работ (сведения о наиболее рациональных способе, процессе, материалах, устройстве); коммерческая информация, например о сырьевых рынках и рынках сбыта определенной продукции; сведения о наиболее оптимальных способах организации производства (например, межцеховой кооперации), ведения бизнеса и т. д. Сведения, составляющие ноу-хау, представляют собой как результат новой разработки, так и накопленные со временем знания, опыт и навыки. В качестве секрета производства могут в том числе охраняться патентоспособные решения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1370 ГК РФ работодатель вправе сохранить информацию о служебном изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне. Аналогичное решение может быть принято в отношении селекционного достижения (ст. 1430 ГК РФ). Научно-технические решения, не отвечающие условиям патентоспособности, но представляющие коммерческую ценность для их обладателей, также могут охраняться с использованием режима ноу-хау. Дать исчерпывающий перечень сведений, которые могут получить охрану в качестве ноу-хау, не представляется возможным. Однако в этом нет необходимости. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) обладатель информации вправе по своему усмотрению определить состав сведений, которые будут охраняться в режиме коммерческой тайны (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О коммерческой тайне"). Но усмотрение обладателя сведений ограничено в законодательном порядке в соответствии со ст. 5 Закона о коммерческой тайне. В целях обеспечения интересов участников имущественного оборота, общества и государства установлен перечень сведений, которые не могут составлять содержание ноу-хау. К их числу отнесены сведения, содержащиеся в учредительных документах; информация о лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности; данные о загрязнении окружающей среды, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и иные, обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами. Таким образом, в сфере патентного права объект охраны определяется законодателем. В свою очередь, правовой режим ноу-хау характеризуется тем, что объект охраны определяет в каждом конкретном случае обладатель информации (п. 1 ст. 4 Закона о коммерческой тайне), выделяя из массы сведений те данные, которые имеют для него коммерческую ценность и в отношении которых он заинтересован приобрести исключительное право. Во-вторых, в законодательном порядке закреплены различные требования, которым должны соответствовать сведения для предоставления им правовой охраны в качестве объектов патентного права и в качестве секретов производства. Так, патентная охрана предоставляется сведениям, содержащим техническое решение и отвечающим требованиям новизны, промышленной применимости (полезные модели) и имеющим изобретательский уровень (изобретения), а также сведениям, содержащим художественно-конструкторское решение и отвечающим требованиям новизны и оригинальности (промышленные образцы). Охрана в режиме ноу-хау предоставляется сведениям, соответствующим иным критериям охраноспособности. В качестве секрета производства охраняются сведения, если они: 1) имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. Сведения, составляющие ноу-хау, не должны быть общеизвестными. Факт того, что они известны отдельным лицам, кроме обладателя (например, работникам, контрагентам), не препятствует предоставлению им правовой охраны в качестве ноу-хау. Неизвестность сведений, составляющих секрет производства, позволяет их обладателю занять лидирующее положение среди конкурентов. В этом состоит коммерческая ценность ноу-хау; 2) к ним нет свободного доступа на законном основании. Сведения, составляющие ноу-хау, не должны быть общедоступными. Они характеризуются тем, что третьи лица лишены возможности ознакомиться с их содержанием на законном основании, а лица, допущенные к ним, обязаны сохранять их в тайне; 3) обладателем сведений предпринимаются меры по сохранению их конфиденциальности. Обладатель сведений должен установить в отношении их режим коммерческой тайны, что предполагает осуществление им ряда мер. Он должен идентифицировать объект охраны путем четкого определения перечня и состава сведений, составляющих ноу-хау. Кроме того, конфиденциальная информация должна быть зафиксирована на материальных носителях, на которые, в свою очередь, наносится гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя сведений. Идентификация объекта необходима для обеспечения его охраны, в частности для защиты прав обладателя ноу-хау в случае их нарушения контрагентами и третьими лицами. При несанкционированном использовании третьим лицом сведений, составляющих содержание ноу-хау, суду для защиты интересов правообладателя необходимо будет установить: наличие у обладателя сведений исключительного права на их использование, а значит, соответствие этих сведений условиям охраноспособности; идентичность использованных на практике сведений тем данным, в отношении которых обладателем установлен режим коммерческой тайны. Для установления указанных фактов суду необходимо иметь четкое представление о содержании объекта охраны, сформировать которое невозможно, если сведения, составляющие содержание ноу-хау, не зафиксированы на материальном носителе. Однако обладателю необходимо не только определить сведения, составляющие ноу-хау, но и ознакомить с их перечнем лиц, которым обеспечивается доступ к ним и которые обязаны сохранять их конфиденциальность. Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Закона о коммерческой тайне работодатель обязан ознакомить под расписку работника, доступ которого к ноу-хау необходим для выполнения трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. Обладатель должен установить порядок использования сведений, составляющих ноу-хау, а также обеспечить контроль за соблюдением такого порядка, ограничив тем самым доступ к секретам производства. Причем с указанным порядком, а также мерами ответственности должны ознакомиться под расписку работники, которые используют секреты производства при выполнении своих трудовых обязанностей (подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона о коммерческой тайне). Обладателю необходимо вести учет лиц, которым с его согласия или на ином законном основании стали известны сведения, составляющие содержание ноу-хау, в результате доступа к ним, их предоставления или передачи. Обладатель должен регулировать отношения по использованию секретов производства его работниками и контрагентами путем включения соответствующих условий в содержание трудовых и гражданско-правовых договоров. В договоре должен быть указан перечень сведений, составляющих ноу-хау, закреплена обязанность контрагента не разглашать их третьим лицам и не использовать в личных целях без согласия обладателя, а также установлена ответственность за ее несоблюдение. Принятие указанных мер приводит к установлению режима коммерческой тайны. Таким образом, в законодательном порядке закреплены специальные критерии охраноспособности ноу-хау: необщеизвестность, необщедоступность составляющих его сведений, а также установление в отношении их режима коммерческой тайны. В-третьих, и патентная охрана, и охрана в режиме ноу-хау предоставляется только тем сведениям, которые отвечают критериям охраноспособности, закрепленным в нормах Гражданского кодекса РФ. В свою очередь, факт соответствия сведений условиям охраноспособности устанавливается по-разному в зависимости от вида предоставляемой охраны. Факт соответствия изобретений и промышленных образцов условиям патентоспособности устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности прежде осуществления государственной регистрации изобретения (промышленного образца) и выдачи патента на него (п. 2 ст. 1386, ст. 1387 ГК РФ). Секреты производства (ноу-хау) не подлежат государственной регистрации, в связи с чем проверка соответствия сведений условиям охраноспособности, закрепленным в ст. 1465 ГК РФ, компетентными государственными органами не осуществляется. Факт соответствия сведений требованиям необщеизвестности и необщедоступности определяется их обладателем, когда он вводит в отношении их режим коммерческой тайны с целью приобретения исключительного права на них. В-четвертых, по общему правилу лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности, принадлежит комплекс имущественных и личных неимущественных прав на него (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Характерной особенностью правового режима ноу-хау является то, что факту авторства не придается юридического значения. У лица, творческим трудом которого были получены сведения, не возникает право авторства и иные личные неимущественные права, что представляется вполне обоснованным. Сведения, составляющие ноу-хау, так же как и объекты патентного права, могут быть получены одновременно и независимо друг от друга разными лицами. Автором изобретения, полезной модели и промышленного образца считается лицо, указанное в качестве такового в патенте, который выдается на основании государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности. Иными словами, авторство на объекты патентного права признается государством. Секреты производства в отличие от объектов патентного права государственной регистрации не подлежат, поэтому установление авторства на них не представляется возможным. В-пятых, исключительное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец возникает в результате регистрационных действий, осуществляемых государством в лице федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В свою очередь, в основе возникновения исключительного права на ноу-хау лежат действия обладателя сведений по установлению в отношении их режима коммерческой тайны. Монополия в отношении секретов производства устанавливается исключительно по усмотрению их обладателя. В-шестых, интерес автора результата интеллектуальной деятельности состоит в монопольном использовании продукта творческого труда, а также в получении вознаграждения за его использование третьими лицами. Напротив, общество заинтересовано в свободном и безвозмездном использовании достижений в области науки и техники. Чтобы защитить интересы и отдельных авторов, и общества в целом, законодатель закрепляет конкретный срок действия исключительного права. В течение этого срока государство в лице компетентных органов гарантирует правообладателю монопольное использование объекта в обмен на раскрытие его сущности и передачу его в общественное достояние по истечении срока охраны. Так, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не регистрирует и не выдает патенты на технические решения, уже охраняемые в качестве изобретений или полезных моделей, если даже результат достигнут третьим лицом добросовестно и независимо от правообладателя. В отличие от иных результатов интеллектуальной деятельности содержание секретов производства держится в секрете, их переход в общественное достояние законодательством не предусмотрен. Ноу-хау служит исключительно коммерческим интересам его правообладателя. В связи с этим монопольное использование секретов производства обеспечивается самим правообладателем путем установления и поддержания режима коммерческой тайны. Государство не гарантирует монополию субъекта в отношении сведений, составляющих ноу-хау. Если третье лицо добросовестно и независимо от правообладателя ноу-хау станет обладателем аналогичных сведений, у него возникнет в отношении их самостоятельное исключительное право (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока его обладатель принимает меры по обеспечению конфиденциальности сведений. Как только обладатель секрета производства утратит интерес к его сохранению в тайне и снимет ограничения доступа к нему, исключительное право на ноу-хау у данного правообладателя прекратится. Исключительное право на секрет производства прекращается также в случае, если сведения становятся общеизвестными и общедоступными в результате действий третьих лиц. Причем с момента утраты конфиденциальности сведений исключительное право на ноу-хау прекращается сразу же у всех правообладателей (ст. 1467 ГК РФ). Поскольку существование исключительного права на ноу-хау зависит от действий третьих лиц и усмотрения правообладателя, т. е. обусловлено действием субъективных факторов, конкретный срок его действия законодателем не определен. Обладателем исключительного права на секрет производства (ноу-хау) признается лицо, которое владеет сведениями, составляющими секрет производства, ограничило доступ к ним и установило в отношении их режим коммерческой тайны (п. 4 ст. 3 Закона о коммерческой тайне), т. е. обеспечило фактическую монополию в отношении сведений. Как правило, субъектом исключительного права на ноу-хау является лицо, обладающее материальным ресурсом, благодаря которому были получены сведения, составляющие ноу-хау. Например, исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю (п. 1 ст. 1470 ГК РФ), которому принадлежит и ресурс, использованный работником при получении сведений. Если секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соглашением не предусмотрено иное (ст. 1471 ГК РФ). Указанное правило соблюдается и в этом случае, поскольку работы выполняются по общему правилу иждивением подрядчика. Исключительное право на секрет производства может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. В последнем случае на стороне правообладателя возникает множественность лиц, отношения между которыми регулируются п. 3 ст. 1229 ГК РФ. Возможна также ситуация, когда на один и тот же секрет производства разным лицам одновременно принадлежат самостоятельные исключительные права (п. 4 ст. 1229 ГК РФ). Лицо приобретает самостоятельное исключительное право на охраняемый секрет производства, если оно добросовестно и независимо от других правообладателей стало обладателем аналогичных сведений (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Существование нескольких самостоятельных исключительных прав на один и тот же результат интеллектуальной деятельности является исключением из общего правила, согласно которому исключительное право предоставляет обладателю монополию на объект. Данное исключение обусловлено тем, что секреты производства не подлежат государственной регистрации, их содержание не раскрывается. В связи с этим третье лицо может самостоятельно получить сведения, уже охраняемые в качестве ноу-хау, и начать их использование, не подозревая о существовании других правообладателей. В качестве субъекта исключительного права на ноу-хау может выступать как физическое и юридическое лицо, так и публично-правовое образование, что прямо следует из положений ст. 1471 ГК РФ. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для обладания исключительным правом на ноу-хау в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Они могут обладать правом на секрет производства на тех же основаниях, что и российские юридические и физические лица в силу абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Исключительное право, принадлежащее обладателю ноу-хау, имеет собственное содержание, включающее правомочия, осуществляемые в отношении: использования сведений, составляющих ноу-хау, любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений; запрета другим лицам использовать сведения, составляющие ноу-хау, без согласия правообладателя, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1466 ГК РФ, когда другое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на секрет производства; распоряжения исключительным правом на ноу-хау. Распорядиться исключительным правом на ноу-хау можно путем передачи самого права либо посредством предоставления контрагенту права использования секретов производства в установленных договором пределах. Передача права на ноу-хау влечет прекращение исключительного права у прежнего правообладателя и его возникновение у приобретателя. Передача права осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468 ГК РФ). В силу данного договора одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права на этот секрет производства. Договор об отчуждении исключительного права на ноу-хау может быть как реальным, так и консенсуальным. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор является возмездным, что следует из п. 3 ст. 1234 ГК РФ. Существенными условиями договора являются условия о предмете, а также размере вознаграждения или порядке его определения, если договор носит возмездный характер. Условие о предмете следует считать согласованным, если определен перечень и состав сведений, право на которые передается. Договор должен быть заключен в простой письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность. При предоставлении права использования секретов производства исключительное право сохраняе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: