- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие коллективизма
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011839 |
Тема: | Понятие коллективизма |
Содержание
Содержание По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. 1.1. Понятие коллективизма в спорте 3 1.2. Проявление коллективизма 5 1.3. Этнопсихологические особенности спортивной деятельности 18 1.4. Этнические аспекты индивидуализации спортивной подготовки спортсменов 20 Глава 1. Теоретические основы коллективизма как характеристики спортивной деятельности По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. 1.1. Понятие коллективизма в спорте По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. Коллективизм - общность людей, их солидарность, совместное сотрудничество, преданность общественным интересам. Совместные занятия физическими упражнениями, спортивные тренировки, командные выступления в спортивных соревнованиях сплачивают людей, укрепляют дух единства, общность интересов, развивают коллективизм, чувство дружбы и товарищества, самостоятельность, инициативность, высокую дисциплину и организованность, стремление к новым достижениям. Коллективный характер воспитания способствует проявлению всех способностей личности, мобилизации всех ее сил для достижения наивысшего результата. В этом отношении огромную ценность представляет командный принцип спортивных соревнований. Спорт является мощным стимулом совершенствования человеческой личности, воспитания и развития чувства коллективной ответственности всех и ответственности каждого за достижения коллектива. Высокие спортивные достижения коллектива становятся возможными в результате сознательной дисциплины, организованности, моральной и идейной сплоченности людей, высоких общественных устремлений каждого члена коллектива. В процессе коллективной спортивной деятельности формируется чувство социалистического гуманизма, общественного долга, чуткость, отзывчивость, великодушие, заботливое отношение к людям[4, с. 65]. Забота о высоких достижениях коллектива вызывает чувство моральной ответственности каждого за свои действия, развивает творческую инициативу, стремление к новым достижениям. Коллективная спортивная деятельность заставляет разбираться в поступках и действиях каждого члена коллектива, оценивать их, содействует развитию критики и самокритики, уважению достоинств и осуждению недостатков. В процессе спортивных соревнований спортивная борьба протекает остро, напряженно. Нужны большая активность каждого члена коллектива в подготовке к соревнованиям и проявление максимальной энергии в состязании, чтобы добиться успеха. Честь коллектива служит моральным принципом, обязывающим добросовестно готовиться к состязанию, проявлять при этом большое трудолюбие и добывать победу ценой огромных напряжений, преодолением больших трудностей, а нередко и проявлять высокое мужество. Сознание спортсменом своего долга перед коллективом обязывает к соблюдению установленных в спорте норм морального поведения, преодолению трудностей, возникающих на пути к победе. Выполнение долга перед коллективом возвышает чувство собственного достоинства. Успех коллектива вызывает чувство достоинства у всего коллектива, побуждает к более высокой деятельности каждого из его членов. Неудачи коллектива по вине отдельных его членов, отрицательные действия и поступки вызывают осуждение со стороны коллектива. Коллектив, принимая необходимые меры воздействия, помогает им избавиться от недостатков и подняться до уровня передовых людей [11, с. 27]. Решение коллективом любого вопроса, касающегося действий члена коллектива, создает могучую силу общественного мнения, способную повлиять на личность, а вместе с тем и на коллектив. Коллективизм в игровых действиях, в командных соревнованиях проявляется особенно ярко. Спортивные правила расширяют круг моральных представлений, обязывают быть вежливым и, вместе с тем, требовательным к себе и др., воспитывают уважение к достоинствам личности. Понимание смысла, значения правил соревнований и выполнение их необходимо для воспитания сознательной дисциплины, вежливого, гуманного отношения к людям. Общность интересов спортивного коллектива объединяет людей, укрепляет чувство дружбы и товарищества. Трудности достижения спортивной победы закаляют волю. Все эти особенности коллективной спортивной деятельности накладывают отпечаток на личность спортсмена, на его характер, затрагивают самые различные стороны его психики. Чувство коллективизма неотделимо от соблюдения требований спортивной этики и моральных норм общественного поведения [20, с. 17]. Для победителя и его товарищей спортивная победа служит стимулом для дальнейшего совершенствования. Коллективизм, затрагивающий все стороны личности спортсмена, является движущей силой в борьбе за рекорды в спорте и в труде. Использование воспитывающего влияния коллектива и общественных организаций всецело зависит от руководителя спортивного коллектива, от его серьезного, вдумчивого отношения к своим обязанностям, от его культуры и умения организовать коллектив. Многие славные победы советских спортсменов в международных соревнованиях - результат не только спортивного мастерства, но и высокого патриотизма спортсменов, их сплоченности, готовности всегда и везде отстаивать честь и достоинство своей Родины [6, с. 35]. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в спорте это и тренировки и спортивные выступления. Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, п Формирование коллективизма, сплочение людей, в том числе и спортсменов, происходит при совместной деятельности и в 1.2. Проявление коллективизма 2. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. 3. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. 4. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодействия является методологически определенным, так как субъект деятельности, ее предмет и средства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этническое сообщество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инструментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллективов. Проблема определения социально-психологических характеристик групп (коллективов) как факторов результативного социального взаимодействия стала интенсивно изучаться в отечественной социальной психологии в 1960-1970-х годах. Одним из первых к этой проблеме обратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психологические характеристики группового субъекта, он подчеркивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаимодействии, именно в нем группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъекта, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый — «общественный» блок— включает в себя социальную направленность, организованность и подготовленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй — «личностный» блок — объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность и отражает три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей. В третий — блок «общих качеств» — были включены такие социально-психологические характеристики контактного группового субъекта, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность [7, с. 60]. Выделенные социально-психологические феномены, возникающие в процессе межличностного взаимодействия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социальную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическую сферу группового сознания. «Организованность» этнической группы раскрывает ее способность к самоуправлению, к оптимальным функционально-ролевым взаимоотношениям. «Подготовленность» может рассматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимодействию на основе необходимых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллектуальная коммуникативность» может характеризовать межличностное восприятие и установление взаимопонимания между участниками взаимодействия в процессе общения. «Эмоциональная коммуникативность» определяет эмоциональность межличностных связей членов группы, динамику эмоционального настроя и его потенциалы. «Волевая коммуникативность» рассматривается как способность этнической группы противостоять трудностям и препятствиям, как своеобразная стрессоустойчи-вость, надежность в экстремальных ситуациях.\ «Интегративность» выступает мерой единства, слитности, общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удовлетворенность группой, комфортность в ней. «Референтность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном групповых этнических ценностей. «Лидерство» — влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интро-групповая активность» выступает мерой активности этнофоров. «Интергрупповая активность» означает влияние одной этнической группы на иные [22, с. 34]. Другое направление исследований характеристик коллективного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллективный субъект, согласно этой концепции, выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, состоящая из различных по степени опосре-дованности процессом совместной деятельности элементов. В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность. Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказывают главным образом те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущую роль занятий и целей доминирующей этнической группы в данном сообществе. На успешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходят не только в ее структурно-формальных параметрах, но и в специфических для нее отношениях, возникающих в процессе совместной коллективной деятельности. Решая вопрос о соответствии системы критериев (показателей, признаков) эффективности деятельности группы, необходимо различать два уровня такого соответствия: нормативный и сверхнормативный, т. е. соответствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не только им, но и высшим морально-нравственным ожиданиям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, «пассионарность этноса» (или, образно, «локомотив этногенеза») как способность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака — пассионарии — не могут рассчитать последствий своих поступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо много пассионариев, т. е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого, можно сформулировать и закон этногенеза: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напряжения», т.е. количеству имеющейся в этнической системе пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психологии пассионарность можно рассматривать как уровень активности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик [7, с. 54]. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности, раскрывающих ее динамический (процессуальный) характер, исследователями, в частности А. Л. Журавлевым, выделяются: целенаправленность, мотивированность, структурированность, согласованность, интегративность, организованность, результативность, пространственные и временные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта. Целенаправленность как ведущая социально-психологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскрывает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Целенаправленность определяется групповыми интересами, социальными установками, убеждениями, идеалами. Таким образом, применительно к этническим процессам целенаправленность выражает прежде всего реально существующие тенденции в жизнедеятельности этнического коллектива и является важнейшей чертой его портрета [11, с. 65]. Мотивированность как характеристика коллективного субъекта представляет собой активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности. Она формируется в результате интеграции индивидуальных мотивов, их взаимного «сложения» и «переплетения» и выражается в активной заинтересованности членов коллектива в совместной деятельности. Сплочение этнической группы способствует формированию и укреплению ее этнического самосознания, которое может проявляться в различных действиях (например, ритуальных, предполагающих одинаковое понимание всеми членами группы обрядовой символики). Данное свойство, таким образом, характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллективного субъекта. Структурированность совместной деятельности коллективного субъекта означает четкость и конкретность распределения между членами коллектива функций, прав и обязанностей, ответственности, т. е. определенность его структуры. Параметрами структурированности можно считать тип распределения обязанностей в коллективе, характер его статусно-ролевой структуры, соответствие организационной структуры деятельности организационным отношениям. Применительно к этническим процессам структурированность этноса может объяснить такое явление, как культурная и этническая нетождественность, характерная для многих этнических групп, что особенно четко проявляется в межэтническом взаимодействии (например, в виде этноцентризма). Важными характеристиками коллективной деятельности выступают согласованность и интегративность. Без взаимной сработанности, сплоченности членов этнической группы трудно рассчитывать на общую результативность взаимодействия. Следующая характеристика коллективного субъекта— организованность, т. е. упорядоченность, подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписаниями, при этом основными параметрами организованности коллективного субъекта выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятельности. Необходимым условием взаимодействия является единое пространственно-временное пребывание и функционирование его участников. Без наличия единого пространства и одновременности выполнения работы разными людьми не может развертываться совместная групповая деятельность [10, с. 61]. Интегральной характеристикой совместной деятельности является результативность. Она определяет не только уровни развития всех перечисленных выше характеристик коллективной деятельности и ее субъекта, но и конкретные результаты совместной деятельности. Параметр «результативность» может быть использован для анализа «истории отдельных этносов» (по Л. Н. Гумилеву), объясняя различные фазы этногенеза: от возникновения, подъема до упадка, умирания этноса. Завершая рассмотрение наиболее известных подходов к выделению социально-психологических характеристик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концептуальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики группового субъекта взаимодействия, в том числе и этнического, большинством исследователей предлагается использовать его направленность. Это ставит перед этнической психологией задачу раскрыть понятие направленность этноса как интегральный фактор регуляции этно-социального взаимодействия. Как известно, регуляция социального поведения детерминирована социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традиционно принято выделять следующие группы социогенных потребностей: 1) потребность в сотрудничестве, кооперации, совместных коллективных действиях, взаимопомощи; 2) потребность в лидерстве, руководстве; 3) потребность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями; 4) потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации и тесно связанная с ней потребность в уважении, престиже, успехе. По отношению к этническим группам их можно проиллюстрировать следующим образом. Например, потребность в самоуважении стала «ахиллесовой пятой» возрождающейся самостоятельности новых государств на территории бывшего Советского Союза. Так, стремление эстонцев и латышей к сохранению своей самобытности толкает национальный истеблишмент к ограничению прав и гражданских свобод проживающих с ними инонаций, в частности русских. Последствия подобных действий нетрудно предсказать: от русских они вряд ли избавятся, учитывая, что Россия переживает кризис и приток сотен тысяч новых граждан усложнит и без того непростую ситуацию, а вот дестабилизировать положение в самой Эстонии или Латвии вполне смогут [9, с. 35]. Другой иллюстрацией могут послужить сравнительно недавние события в Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе. Пассионарность граждан этих территорий проявилась в самоотверженной защите своих возможностей в удовлетворении социогенных потребностей, а результатом стало достижение реального суверенитета. Пассионарность этнического субъекта проявляется не только в его способности находиться в гомеостатиче-ском состоянии по отношению к социальному окружению и своему социальному положению и адекватно реагировать на возникающие при этом ситуации, но и как направленность субъекта, выступает регулятором такой адекватности. Многие авторы понимают групповую этносоциальную направленность как средство согласования индивидуальных и социальных целей, необходимость которого вытекает из объективных закономерностей достижения общих целей при конкурирующих или несовпадающих личных потребностях отдельных членов этнической группы либо этнического сообщества. Таким образом, проблема этно-социального субъекта предполагает более углубленное поле изучения — «этническое поле субъекта» или «этническое поле индивида» [1, с. 65]. Этническое поле субъекта может быть представлено в виде трехуровневой структуры, компоненты которой обозначаются такими понятиями, как «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для государства». «Этническое для себя» — это существующая у любого человека система этнических иерархий и этнических экспектаций, которая не обязательно вербализована и осознаваема, напротив, она может не осознаваться в течение всей жизнедеятельности. Но, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую неконгруэнтность, субъект в своем поведении будет исходить из системы этнических иерархий и этнических экспектаций. «Этническое для социума» означает, что для официальных учреждений все мы можем представлять только одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и действия в социальном взаимодействии. С «этнический для государства» мы сталкиваемся в том случае, когда, например, житель России, оказавшись за рубежом, независимо от своей подлинной национальности предстает для окружающих как «русский». Этот же механизм действует, более того культивируется, в США: латиноамериканец, англичанин или русский по происхождению, приняв гражданство США, предстает в любой стране мира как «американец». Итак, по отношению к представителю другой национальности индивид действует как человек этнический, проявляя разные компоненты своей личности и прежде всего систему социальных установок (аттитюдов). Такое положение было подтверждено в эксперименте Лапьера [12, с. 25]. Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм этнического взаимодействия не является однозначным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социального развития этнического субъекта и формой организации его взаимодействия с другими субъектами. Это позволяет нам предположить наличие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегрирующим фактором в этническом коллективном взаимодействии, по нашему мнению, является социальная направленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехкомпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной активности), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление симпатий и антипатий к нему) и практический (последовательное поведение по отношению к объекту) компоненты. Каждый из них отличается собственным набором психологических характеристик этнического субъекта социального взаимодействия. Когнитивный компонент раскрывается через целенаправленность и мотивированность, аффективный компонент — через эмоциональность и стрессоустойчивость, практический компонент — через интегративность, организованность и коллективность. Целенаправленность может быть определена как характеристика этнического субъекта, отражающая его готовность к достижению групповых целей этносоциального взаимодействия. Цель взаимодействия является исходным пунктом развертывания всех форм внутригрупповой активности, это организующее и системообразующее начало взаимодействия. Цель взаимодействия можно рассматривать как феномен опережающего отражения, как идеальное представление будущего результата, которое определяет характер и способы этносоциаль-ного взаимодействия [11, с. 65]. Мотивированностъ как характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтересованного отношения к этносоциальному взаимодействию. Она представляет собой особую сопряженность мотивов в конкретной социальной ситуации, процесс осознания субъектом потребности в достижении этносоциальных групповых целей. Эмоциональность проявляется в отношениях к взаимодействию и формируется под влиянием сложившихся обстоятельств, которые приобретают эмоциональную значимость для этнической группы (сообщества, коллектива) и избирательно вызывают позитивное или негативное отношение членов такой группы к различным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности членов группы реализацией этносоциальных целей. Стрессоустойчивость как характеристика этнического субъекта и как фактор взаимодействия обусловлена способностью субъекта согласованно и быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включенности членов этнической группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмоциональной напряженности, уровнем социально-психологического развития и организованности этнической группы, степенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанное гей по нейтрализации дисфункций, подавлению деструктивных проявлений [12, с. 45]. Интегративность раскрывает генезис интегративных процессов в этнических группах, коллективах, сообществах и представляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодействии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процессов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечивают необходимые для этноса монолитность, структурированность, согласованность, позволяющие рассматривать его как единое целое. Многие социальные психологи имеют тенденцию выводить особенности интеграционных процессов из группового общения и взаимодействия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегративных феноменов этнического субъекта, таких, например, как психологический климат, межличностные отношения и т. д. Выделение организованности в качестве показателя социальной направленности этнического субъекта и фактора взаимодействия обусловлено особенностями процессов самоуправления и самоорганизации группы, коллектива, сообщества на всех этапах их жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что организованность этнического субъекта связана прежде всего с функционально-ролевыми взаимодействиями, поскольку каждый член этнической группы занимает определенное место в ее иерархической структуре. Групповой этнический субъект, как и любой другой, наряду с официальной имеет и неофициальную структуру, наличие которой во многом обусловлено лидерскими процессами, а само лидерство выступает как фактор организованности этнической группы. Наконец, коллективность характеризуется рядом показателей, внутренне присущих деятельности этнического коллектива, но имеющих разную степень выраженности. «Инициативность» предполагает выход членов этнического коллектива за определенные нормативные ограничения, неизбежные в любом виде деятельности. «Заинтересованность» позволяет определить степень мотивированности каждого этнофора в совместной деятельности. «Дисциплинированность» проявляется в отношении этнофора к нормативным ограничениям, к целесообразности и справедливости требований, к соблюдению правопорядка как ценности. «Ответственность» раскрывается через совпадение интересов и стремлений членов этнического коллектива в принятии ответственности за результаты совместной деятельности. «Добросовестность» отражает соответствие реального поведения этнофора его функционально-ролевым обязанностям, соответствие поведения и деятельности нормативным предписаниям, которые функционируют в виде традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками образ жизни этнического коллектива. «Требовательность» означает степень должного отношения этнофора к этническим и социальным нормам, регулирующим поведение и деятельность. «Бережливость» («экономность») раскрывает органическое единство социальной и хозяйственной сторон жизнедеятельности этнического коллективного субъекта, опосредует отношение членов этнического коллектива к процессу и результатам своей деятельности и является показателем их экономической воспитанности. «Критичность» характеризует отношение к недостаткам и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации совместной деятельности, так и в межличностных отношениях. «Соревновательная активность» оценивает степень включенности участников в совместную деятельность для достижения целей, поставленных перед этнической группой, коллективом, причем ценность целей определяется этнической группой в сравнении с результатами аналогичной деятельности других групп [4, с. 65]. В заключение отметим, что степень проявления выделенных нами характеристик обусловлена следующими психологическими факторами: -устойчивостью основных интересов членов этнического коллектива в совместной и социальной деятельности; - наличием развитых межличностных отношений; - причастностью к этническому коллективу, активным участием в совместной и социальной деятельности; - наличием в этническом коллективе достаточно развитой системы самоуправления и самоорганизации; - наличием реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только совместную деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятельности этнической группы (коллектива) [47, с. 44]. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. 1.3. Этнопсихологические особенности спортивной деятельности По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. По результатам рассмотренного материала можно сделать вывод о том, что учет национальных особенностей спортсменов в спорте способствует эффективно организации тренировочного процесса с учетом личностных особенностей каждого. В процессе подготовки спортсменов все еще недостаточно учитывается роль различных этнокультурных факторов, конкретных культурно-исторических традиций, а также их этнопсихологические особенности. В спортивной педагогике до сих пор недостаточно специальных исследований по этой проблеме. Намечены лишь некоторые теоретико-методологические подходы общекультурологического характера, но они не базируются на репрезентативных данных экспериментальных и....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: