- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ поступления налогов в федеральный бюджет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012353 |
Тема: | Анализ поступления налогов в федеральный бюджет |
Содержание
2.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы. Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета. Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры. Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДП) на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ. Вместе с тем, изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели. В то же время современное состояние функционирования налоговых доходов федерального бюджета далеко от совершенства. Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана: — государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в федеральный бюджет; — отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов. В таких условиях формирование налоговых доходов федерального бюджета может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики. В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, тенденций изменений, наличествовавших в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также возможные пути их решения. Далее подробнее остановимся на оценки и анализе состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014–2016 годы. Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014–2016 годы представлена в таблице 1. Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014–2016 годы представлена в таблице 1. [1,2] Показатели 2014 год (исполн.) 2015 год (исполн.) Отклонение 2015 года от 2014 г. 2016 (закон) Отклонение 2016 года от 2015 г. +; - % +; - % Налоговые доходы 7821,3 8455,9 545,8 7,0 9303,3 735,6 9,2 Из них: Налог на прибыль организаций 410,1 480,4 71,5 18,4 436,5 -56,4 -11,7 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1752,4 1718,4 -31,1 -1,8 1818,2 97,0 5,8 НДС на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ 2140,4 2364,4 172,1 7,8 2594,8 240,5 10,6 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 524,7 463,3 -29,6 -5,8 523,4 32,3 6,6 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2884,9 3270,7 385,2 13,5 3685,2 414,7 12,7 Налог на добычу полезных ископаемых: 2858,8 3246,4 386,7 13,9 3685,2 417,3 12,7 Нефть 2462,3 2794,4 333,1 13,4 3075,3 277,6 9,9 Газ горючий природный 358,3 349,1 -47,4 -2,1 445,2 95,2 27,7 Газовый конденсат 16,0 70,4 54.4 342,4 109,0 38,4 54,9 Государственная пошлина 90,6 102,1 10,4 11,5 228,7 -892,3 -0,9 Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 1,3 0,9 -0,3 -40,2 0,6 -58,7 -8,3 В ходе анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составят 9 202,6 млрд рублей или 67% объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на террито- -рию Российской Федерации, акцизы. _________________ 1 Федеральный закон от 30 сентября 2015 года №273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Феде-рации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О при- остановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ре- сурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 20.04.2018 года). 2 Федеральный закон от 14.12.2015 года №359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 20.04.2018 года) На основе данных таблицы 1 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014– 2016 годы, представленной на диаграмме 1. Диаграмма 1. Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014–2016 гг., в % По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5%, дополнительные поступления налога могут составить порядка 6,8 млрд рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имеются риски недопоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд рублей. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена диаграмме 2. Диаграмма 2. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014–2016 годы, в млрд руб. [3] Налог на прибыль организаций прогнозируется получить в объеме 426,3 млрд рублей в 2016 году, что на 56,4 млрд рублей, или на 11,7%, меньше оценки поступления налога в 2015 году. Имеется резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5 млрд рублей, или 45% аналогичного показателя 2015 года (1210,0 млрд рублей). Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме №5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0.9%), а по состоянию на ______________ 3 Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin. ru/ — (дата обращения 20.04.2018 года). 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом может составить 45,3 млн. рублей. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на диаграмме 3. Диаграмма 3. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета за период 2014–2016 гг., в млрд руб. [4] Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, прогнозируется в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд .рублей, или на 10,2% больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей ______________ 4 Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin. ru/ — (дата обращения 20.04.2018 года). (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год — оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96%) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиа- перелетам и пригородному железнодорожному сообщению. При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составляет 48%, а доля налоговых вычетов — 44,53%. Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2016 году составляет 92,76%. При определении начисленного налога (48% ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2%), а при определении налоговых вычетов — сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04%) [5]. Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности Федеральной налоговой службы России (далее по тексту — ФНС России) №1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95%, а доля вычетов в начисленном налоге — 92,96%, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год. Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3% до 94%, за 2014 год он составил 93,65%. Расчетный уровень собираемости НДС принят на 2016 год в размере 96%, рассчитанном по оценке 2015 года (96%). ______________ 5 Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin. ru/ — (дата обращения 20.04.2018 года). Прогноз по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6%, больше оценки поступления акцизов на 2015 год [5]. Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 100228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9%, меньше оценки поступления в 2015 году. Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджет- ной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета. При формировании оценки поступлений государственной пошлины учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. №221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года. В соответствии с письмом Минфина России от 24 июля 2015 г. №21–01–09/42738 прогноз поступлений доходов, формируется и представляется в Минфин России на основании форм обоснований прогноза поступлений доходов (далее по тексту — формы ОПД), в то же время в случае невозможности отразить расчет в соответствующей форме ОПД главным администратором доходов в исключительных случаях заполняется только сводный раздел указан- ной формы и обеспечивается прикрепление к электронной форме ОПД архива, содержащего файлы расчетов и файлы с описанием используемой методики прогнозирования [5]. Так, например, ФНС России при прогнозировании поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий заполнены сводные расчеты без использования форм ОПД и не прикреплены файлы с расчетами прогноза поступлений. Аналогичная ситуация сложилась при прогнозировании поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет Ространснадзор, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий Минздравом России. Счетной палатой был произведен расчет прогноза поступлений государственной пошлины, поступающей в федеральный бюджет, и выявлены резервы поступления доходов в общей сумме 2392,5 млн рублей [6]. Таким образом, в ходе проведённого анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014–2016 годы, можно сделать вывод, основным фактором снижения налоговых доходов является сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6% ВВП в 2014 году до 3,1% в 2016 году. При этом надо учитывать, что порядка 88–89% поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10% — пошлинами на экспорт газа. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказывается сравнительно небольшим: увеличение с 4% ВВП в 2014 году до 4,4% ВВП в 2016 году в условиях падения цен на нефть (с 97,6 ______________ 5 Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ — (дата обращения 20.04.2018 года). 6 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 21.04.2018 года). долл./барр. нефти марки Urals до прогнозируемых 53 долл./барр. по итогам 2015 г. и 50 долл./барр. на 2016 год) [6]. Также можно отметить прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7 до 0,5% ВВП 362 «Молодой учёный» . № 28 (132) Экономика и управление. Декабрь, 2016 в 2015–2016 годы, однако этот налог обеспечивает лишь 3–4% общей суммы налоговых доходов федерального бюджета. В то же время поступления НДС (еще одного значимого для федерального бюджета налога на- ряду с НДПИ и экспортными пошлинами) прогнозируются в 2015–2016 годы на стабильном уровне в 5,5–5,6% ВВП (в 2014 году — 5,5% ВВП). В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2015–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть [7]. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны. Следует отметить, что проблема формирования доходной части федерального бюджета — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. _____________ 6 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 21.04.2018 года). 7 Аналитический доклад Я.М. Миркина, зав. отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН «Главные риски 2016 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: www.mirkin.ru/ — (дата обращения: 21.04.2018). 3.1 Проблемы налогообложения на современном этапе РФ На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога. Создание устойчивой налоговой системы есть главная задача, стоящая перед государством. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов. Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой. Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов: - экономическая безграмотность налогоплательщиков; - менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов; - недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних. В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС. Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения. Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется. При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором- головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль. Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки). Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы. Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы: 1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. 2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц. 3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей. 4. Растет неэффективность существующих льгот. 5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики. 6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов. 7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы. В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения. Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения. Рассмотрим каждый из данных факторов. Так, высокая степень зависимости от внешнеторговой конъюнктуры находит свое выражение, прежде всего в том, что в российской экономике обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части бюджета поставками сырья на экспорт, а именно, нефти и газа. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, а в январе — апреле текущего года она составила уже 52,9 %. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015 году составят 7,717 триллиона рублей, что на 5,8 процента превысит прогнозную оценку нефтегазовых доходов бюджета на 2014 год, а в 2016 году, согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят уже 8,032 триллиона рублей. При этом планируется, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет будет снижаться с 51 процента в 2015 году до 50,8 процента в 2016 году и до 49,6 процента в 2017 году. При этом от цен на нефть зависят не только нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины), но и поступления других, прежде всего прямых, налогов. В связи с удорожанием добычи нефти и газа на новых месторождениях, падение доходов бюджета составит около 2,5 % ВВП в период до 2020 г. Другим фактором, влияющим на развитие российской налоговой системы, являются демографические тенденции, обусловливающие необходимость адаптации политики к старению населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 %, а к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения страны. Это приведет к росту расходов на здравоохранение, на социальное и пенсионное обеспечение. Другой проблемой российской налоговой системы является то, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам, что делает невозможным обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию налоговой системы. Анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран иллюстрирует наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения. Так, в налоговом законодательстве существуют льготы и освобождения, имеющие практически индивидуальный характер, так например, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга. Также следует отметить льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др. Вышеперечисленные проблемы налоговой системы РФ доказывают необходимость ее реформирования, основными целями которого должны быть сбалансированность бюджета, повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма. Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал. 3.2 Предложения по возможному реформированию налоговой системы РФ В последние годы все чаще высказываются мнения о необходимости кардинального изменения налоговой системы. В программе мер по налоговой политике до 2020 г. говорится о двух возможных направлениях: — совершенствовании существующей налоговой системы; — о ее структурной перестройке. В связи с этим многие экономисты придерживаются позиции неприемлемости кардинальной ломки и видоизменения существующей налоговой системы. Во-первых, с позиций всех участников принципиально важно обеспечивать преемственность и стабильность налоговой системы. Это гораздо важнее, чем налоговые эксперименты с заранее неопределенным результатом. Во-вторых, существующая налоговая система адаптирована к структуре российской экономики и вполне удовлетворительно выполняет свою фискальную функцию. В-третьих, налоговая система демонстрирует повышательный тренд налогового бремени в период устойчивого экономического роста и понижательный тренд — в период экономического спада (кризиса). В-четвертых, наблюдается заметное улучшение налогового администрирования. На роль количественного показателя качества налогового администрирования может претендовать показатель «налоговых ножниц». «Налоговые ножницы» — это показатель, напрямую свидетельствующий об уровне налоговой дисциплины, эффективности функционирования системы налогового администрирования, состояния экономики. В-пятых, достаточно сбалансированной можно признать эффективную налоговую нагрузку на отдельные элементы ВВП: на оплату труда (с учетом страховых взносов), на валовую прибыль в экономике, на фактическое конечное потребление. Реформирования требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. На данный момент основные обсуждаемые пути повышения фискальной эффективности НДС следующие: — отмена возмещения НДС из бюджета; — изменение методологии расчета налоговой базы по НДС; — введение механизма электронных счетов фактур; — введение системы регистрации плательщиков НДС; — введение специальных НДС-счетов. Таким образом, для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить точечные изменения, способствующие более полному развитию экономики. Существующая налоговая система — своего рода тормоз экономического развития нашей страны и причина разрушения российской промышленности. Министр экономического развития А.В. Улюкаев считает нашу налоговую систему одной из лучших в мире, однако именно из-за налогов в России производить невыгодно. В первую очередь необходимо реформировать систему подоходного налогообложения. Россия — единственная из стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других с «плоской» шкалой подоходного налога. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога — обязательное условие развития экономики. Предлагаемая шкала не затронет «средний класс». Для абсолютного большинства населения налоги будут ниже и лишь для 1% — выше. При этом бюджет получит дополнительно 2–3 трлн. руб. Необходимо снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Даже двойное снижение налогового бремени бюджет не почувствует. А предприятия оживут и выйдут из тени. Запутанность налоговых процедур мешает работать. Ситуация ухудшается с каждым днем. Именно это заставило предпринимателей обратиться к президенту России с просьбой хотя бы на несколько лет объявить мораторий на налоговые новации. Если упростить налоговую отчетность и сократить объем деклараций, которые составляют 40–50 страниц. Это существенно улучшит предпринимательский климат в нашей стране. Современная налоговая система России разрушает производство, и способствует коррупции. Принимаемые меры правительства, должного эффекта не дают. К положительным проявлениям можно отнести отказ от повышения в 2015 году НДФЛ и НДС, о чем сообщил вице-премьер И. Шувалов 15 сентября с.г. Ранее правительство собиралось эти меры ввести. В совершенствовании нуждается вся российская система налогообложения. Но в первую очередь надо улучшить налоговое администрирование, подоходное налогообложение, налог на добавленную стоимость и амортизационную политику. Сегодняшняя налоговая система, с одной стороны, не стимулирует производство и не дает спокойно спать налогоплательщикам, с другой — не обеспечивает собираемость налогов. Например, собираемость главных налогов на производство — подоходного налога, социальных взносов и НДС в России не превышает 50%. Решению проблем способствовало бы повышение прозрачности и сокращение объема налогового отчета, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, существенное снижение ставки НДС и расчет этого налога «прямым» способом (т. е. умножением добавленной стоимости на ставку налога), отмена возмещения НДС при экс- порте сырья и материалов, составляющих более 90% российского экспорта (для справки: в 2012 году возмещение НДС экспортерам составило 1,3 трлн. руб. При этом экспорт с 2000 по 2012 год вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз). Как известно, нефть и газ — кормильцы России. Сегодня компании сами добывают сырье и сами его продают. Государству они платят налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины, составляющих сырьевую ренту. Эксперты Московского экономического форума предлагают изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его по мировым ценам без использования оффшоров и посредников. За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка «ЛУКОЙЛа» и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 миллиона баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче. Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях. Пока этот порядок не принят, дополнительные доходы бюджет мог бы получить за счет снижения издержек добывающих компаний. Также, чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует: 1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно; 2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами; 3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций. Т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: