- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие методов педагогического воздействия и их виды
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003640 |
Тема: | Понятие методов педагогического воздействия и их виды |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 1.1. Понятие методов педагогического воздействия и их виды . . . . . . . .7 1.2. Классификации методов педагогического воздействия . . . . . . . . . . .9 1.3. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 1.4. Функции методов обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 1.5. Основные принципы и приемы обучения пациентов с АГ . . . . . . .25 1.6. Значение «Школ здоровья» в жизни людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.1.Характеристика НУЗ «УП на ст. Красноуфимск ОАО « РЖД » . . 36 2.2. Материалы и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 2.3. Результаты анкетирования пациентов с АГ до обучения . . . . . . .42 2.4. Проведение школы здоровья для пациентов с АГ. . . . . . . . . . . . 43 2.5. Анализ полученных результатов после проведения занятий . . . . . . 2.6.Рекомендации по повышению приверженности к лечению у пациентов с А Г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Как в России, так и во всем мире, несмотря на высокий уровень медикаментозного обеспечения, проблема формирования мотивации к соблюдению диеты и выполнению врачебных рекомендаций у пациентов с артериальной гипертензией были и остаются актуальными. Широкая распространенность и высокая значимость данного заболевания заставляют обратить внимание не только на его лечение, но и на проведение огромной профилактической работы среди населения, имеющего симптомы артериальной гипертензии. Артериальная гипертензия (АГ) - одна из важных проблем мирового сообщества в целом и России, в частности, так как распространенность сердечно - сосудистых заболеваний среди прочих стоит на первом месте [20]. По данным официальной статистики, в России зарегистрировано около 22,4 млн. человек больных артериальной гипертонией, а это около 30% всего населения страны. В то же время результаты выборочного обследования населения показали, что в России истинное количество больных с артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше значительно больше и составляет более 41,6 млн. человек. Причем эти цифры неуклонно растут с каждым годом, месяцем, днем. И надо еще помнить также и о людях, не имеющих пока диагноза артериальная гипертония, но имеющих на себе хотя бы один фактор риска ее развития, а таких лиц 80%. [26]. Артериальная гипертензия широко распространяется в большинстве стран мира. По данным последнего эпидемиологического исследования в России 48% мужчин и 40% женщин имеют артериальную гипертензию. Распространенность артериальной гипертензии за последние 6 лет возросла с 40 до 44%, а к 2025 году прогнозируется увеличение числа людей, страдающих повышенным уровнем артериального давления до полутора миллиардов. Кроме того артериальная гипертензия занимает 1 место по смертности от сердечно - сосудистых заболеваний. Чаще всего пациенты умирают от осложнений [24]. Сегодня можно говорить о том, что заболеваемость АГ в России, как и в других развитых странах, принимает форму эпидемии. Согласно исследованиям, 7% мужчин 20-29 лет имеет проблемы в артериальным давлением, для категории 30-39 лет этот показатель увеличивается до 16,3%, для 40-49 лет он равен 26,9%, а для 50-54 лет – 34,4%. Не лучшая ситуация наблюдается и среди женщин, сегодня каждая пятая жительница РФ в возрасте 20-69 лет имеет какую-либо форму АГ. При этом в возрасте 30-39 лет примерно каждая 14-ая женщина болеет АГ [29]. России всего 23% больных контролируют свое артериальное давление (в США контроль АД составляет около 50%). Такая ситуация напрямую влияет на частоту развития сердечно-сосудистых осложнений и, как результат, на качество и продолжительность жизни. Так, к примеру, в Чехии за последние 12 лет смертность от острого нарушения мозгового кровообращения снизилась почти на 60%. Достичь этого удалось с одной стороны с помощью образовательной программы (школ здоровья), направленной на пропаганду здорового образа жизни и необходимости регулярного наблюдения за своим здоровьем, с другой стороны благодаря активной работы врача с пациентами: подбором адекватной гипотензивной терапии и повышением степени приверженности пациентов к лечению [24]. Создаются множество групп препаратов, изучается их действие, создаются многочисленные схемы лечения, комбинации лекарственных средств. Но к великому сожалению на сегодняшний день ни одному человеку с данным диагнозом не удалось полностью излечиться от этого недуга. Для многих данный диагноз звучит как приговор, эта болезнь не является болезнью «пожилых», оно не жалеет никого, и особенно прогрессивно может проявляться и у молодого поколения. Эти вопросы очень актуальны, поскольку на сегодняшний день артериальная гипертония прогрессирует и «молодеет». В связи с этим целью данной работы является: -Повышение мотивации к выполнению врачебных рекомендаций у пациентов с артериальной гипертензией, используя методы педагогического воздействия. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты методов педагогического воздействия на пациентов; 2. Проанализировать основные методы и приемы обучения пациентов с АГ; 3. Оценить уровень информированности (знаний) пациентов об АГ и провести «Школу здоровья по артериальной гипертензии» 4. Проанализировать результаты обучения после проведения «Школы здоровья» Объектом исследования - является методы педагогического воздействия на пациентов с артериальной гипертензией. Предмет исследования - процесс обучения пациентов с артериальной гипертензией. Методы исследования, использованные в работе: метод теоретического анализа литературы, социологический метод (анкетирование), метод сравнительного анализа и обобщения, статистический метод. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Красноуфимск ОАО « РЖД ». 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1.1. Понятие методов педагогического воздействия и их виды Реализацию целей образования называют педагогическим процессом. Систему образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и обучающихся, именуют методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальным понятием "методы воздействия на личность". Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы. Виды педагогического воздействия Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия; убеждение и внушение. Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле обучающегося. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно. Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы обучающийся сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом обучающегося. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера пациента. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности обучающегося. Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности. Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма [6]. Различают следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное. Педагог преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят [14]. Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания. По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение - внушение, при котором педагог дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается. Суть внушения через запрет состоит в том, что ученику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого [12]. В педагогической практике используется внушение через противопоставление. Педагог противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается преподаватель. Эффективность внушения через противопоставление зависит от тех же условий, что и любое другое внушение. Кроме того, необходимо, чтобы обучаемый верил, что значимый человек, с которым он соревнуется, действительно может сделать то, о чем говорит преподаватель. Так же существует внушение доверием. Оно возможно при условии высокого авторитета педагога, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие. Целесообразность использования внушения в педагогической практике объясняется тем, что оно результативно тогда, когда взывать к сознанию бесполезно. Например, при работе с негативными и критично настроенными людьми [5]. 1.2. Классификации методов педагогического воздействия Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка. В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Убеждение Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет педагога; опора на жизненный опыт обучающегося; искренность, конкретность и доступность убеждения; сочетание убеждения и практического приучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Упражнение и приучение Упражнение - это планомерно организованное выполнение обучающимися различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения учениками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: 1. упражнения в полезной деятельности; 2. режимные упражнения; 3. специальные упражнения. Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении обучающихся друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась учеником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться. Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим, который приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях обучающегося и, как следствие, на результатах его деятельности. Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение - это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. Обучение Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на: 1. методы приобретения новых знаний; 2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными. Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям Главная задача - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Наказание - один из самых старейших методов обучения и воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на темы педагогической практики тех лет. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Главное чувство наказанного - чувство отчужденности, отстраненности от других, от коллектива. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения на нездоровой основе [4]. Контроль и оценка Контроль и оценка призваны мотивировать учащихся к обучению, достижению определенных результатов в своей деятельности, формировать у него способности к самоконтролю и к самооцениванию. Однако то в какой форме, будет осуществляться это педагогическое воздействие, во многом определит желание либо нежелание учиться, негативное или позитивное отношение к самому процессу контроля, и в конечном итоге, повлияет на отношение к себе. Как составная часть процесса обучения контроль имеет: образовательную, воспитательную, развивающую, диагностическую, стимулирующую и управленческую функции. Образовательная функция заключается в том, что учитель систематически следит за учебной деятельностью, оказывает результаты этой деятельности и корректирует ее. Воспитательная функция заключается в том, что систематический контроль и оценка успешности способствует появления у учащихся сознательной дисциплины, настойчивости в работе, чувства ответственности, долга; привлечения учащихся к взаимоконтролю способствует формированию у них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения. Развивающая функция предполагает, что обоснование оценки учителем, самооценки и взаимооценки способствует развитию у учащихся логического мышления, в частности, умение анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, классификации и систематизации; в процессе контроля развивается память, совершенствуется мыслительная деятельность, речь тощ. Диагностическая функция заключается в том, что учитель проявляет успехи и недостатки в знаниях, умениях и навыках, выясняет их причины и определяет меры для повышения качества обучения, предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Стимулирующая функция предполагает, хорошо мотивированая и справедливая оценка успеваемости учащихся является важным импульсом в учебном труде, который перерастает в устойчивый мотив долга и ответственности Управленческая функция заключается в том, что на основе контроля учитель получает информацию о состоянии успеваемости, успехи и недостатки каждого обучающегося и это позволяет ему правильно скорректировать работу ученика и собственную деятельность - изменить методику преподавания, усовершенствовать организацию обучения. Все функции взаимосвязаны и имеют комплексный характер. Важное значение для науки представляет вопрос о содержании контроля, проверяется в обучении. В отечественной педагогике считается, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся они описываются как на дидактическом, над предметном уровне, так и на уровне предмета. В западной педагогике результаты проверки обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные [3]. 1. 3. Методы обучения Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей. Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой выступает классификация методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации в качестве дидактического инструментария [13]. Как многомерное образование, метод имеет много аспектов, взяв каждый из которых за основу, можно группировать методы в систему. В связи с этим существует много классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одной или нескольких общих признаков. Так, одни педагоги стали классифицировать методы по источникам знаний, другие - за дидактическими задачами, третьи - за логическими формами мышления, четвертые - за совокупностью этих признаков и т.д. Удачной можно определить только ту классификацию, которая согласуется с практикой обучения и служит почвой для реализации [3]. Методы обучения, в которых за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала, подразделяются на две группы: 1. репродуктивную (объяснительно-иллюстративный метод репродуктивный метод), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2. продуктивную (частично-поисковый и исследовательский методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Репродуктивные методы. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Продуктивные методы обучения. Важнейшее требование к высшей школе - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем. Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии): 1. создание проблемной ситуации; 2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач; 3. решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; 4. проверка решения проблемы. Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. [10]. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться к установлению единой и неизменной номенклатуры методов. Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения. Традиционная классификация методов обучения, которая основана еще в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. Общим признаком методов в ней есть: источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. С развитием культурного прогресса к ним присоединилось еще одно - книга, а в последние десятилетия все больше заявляет о себе не бумажное источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными ими системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический (опыты, упражнения, учебно-производительный труд), наглядный (иллюстрации, демонстрации, наблюдения учеников), словесный(объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия), работа с книгой (чтение, обзор, цитирование, изложение, составление плана), видео-метод. (табл. 1) Таблица 1 Классификация методов обучения Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видео- метод -Опыт -Упражнения -Учебно-производи-тельный труд -Иллюстрация -Демонстрация -Наблюдения учащихся -Объяснение -Разъяснение -Рассказ -Беседа -Инструктаж -Лекция -Дискуссия -Диспут -Чтение -Изучение Реферирование -Беглый просмотр -Цитирование -Изложение -Составление плана -Конспект -Просмотр -Обучение -Упражнения под контролем «электронного учителя» -Контроль Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. В настоящее время нередко называют их устаревшими, "неактивными". К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании обучающихся яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков. Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения [8]. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Лернер, М.Скаткин) Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной схеме обучения. Эта характеристика тесно переплетается с уровнями умственной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы: - объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); - репродуктивный; - проблемное изложение; - частью-поисковый, или эвристический метод; - исследовательский Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, обуславливает лишь запоминание готовых знаний и последующее их безошибочное воспроизведение, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень умственной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственной творческой деятельности, имеет место эвристический или еще более высокий - исследовательский метод обучения. Данная классификация получила широкое распространение [9]. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод относится к наиболее экономным способом передачи накопленного человечеством обобщенного и систематизированного опыта подрастающему поколению. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.) [11]. В репродуктивном методе обучения выделяют признаки: - знания учащимся предлагают в "готовом" виде; - учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; - ученики осознанно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; - необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений. Для приобретения учащимися умений, навыков и достижения второго уровня усвоения знаний учитель с помощью системы заданий организует многократное повторение сообщенных им знаний и продемонстрированных способов деятельности. Учитель дает задание, а ученики их выполняют - решают сходные задачи. Таким образом, воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя является главным признаком репродуктивного метода обучения. Этот метод предполагает организующую деятельность ученика. Для повышения эффективности репродуктивного метода методисты совместно с психологами разработали систему упражнений, а также программируемые материалы, которые обеспечивают обратную связь и самоконтроль. Заметное место занимает совершенствование способов инструктажа учеников. Важнейшим преимуществом данного метода является экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с наименьшими затратами усилий. Прочность знаний может быть достаточно высокой благодаря их многократного повторения. Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель выдвигает, формулирует проблему, сам ее решает, показывая путь решения в ее настоящих, но доступных для понимания учащихся противоречиях, раскрывает ход мысли в процессе решения вязания проблем. Назначение этого метода состоит в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, эмбриологию знания, а ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые выводы, но и следит за логикой доказательства, за течением мысли учителя или другого средства (кино, телевидение, книга), контролирует ее убежденность, убеждается в правильности такого анализа. У него возникают, вопрос относительно логики и убежденности, как доказательство, так и самого решения, он сам участвует в прогнозировании следующего шага мышления, опыта и т.д. Сущность частью поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: - знания учащимся необходимо приобретать самостоятельно; - учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; - учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, делают выводы, в результате чего го в них формируются осознанные прочные знания. Учитель конструирует задачи, делит его на вспомогательные, намечает план поиска, а сам план реализует ученик. Пользуясь этим методом, учитель использует разнообразные средства - устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты. Сущность исследовательского метода обучения предусматривает следующее: - учитель вместе с учениками формулирует проблему, на решение которой определяется определенный отрезок учебного времени; - знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно приобретают их в процессе решения (исследования) проблем, сравнивая различные варианты полученных ответов. Средства для достижения результата также определяют сами ученики; - деятельность учителя требует оперативного управления процессом решения проблемных задач; - учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предполагает творческое усвоение знаний, выполняет достаточно важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить теоретическое использование знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и использования, в-третьих, способствует формированию черт творческой деятельности; в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такой деятельности. В результате исследовательский метод способствует формированию полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний и формированию опыта творческой деятельности. Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся, направленной на решение новых для них проблем Ученики решают проблемы, которые уже решены обществом. В этом заключается большое учебное значение решения таких проблем. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учеников. Использование исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации учителя и соответствующей подготовки учащихся. Помимо данной классификации существуют много других классификаций методов обучения. Овладение методами обучения в ходе передачи знаний составляет одну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности к запоминанию новой информации у обучающихся не только формируются, но и развиваются. 1. 4. Функции методов обучения Принято выделять следующие общепедагогические функции методов обучения: учебную, воспитательную, развивающую, стимулирующе-мотивационную, контрольно-коррекционную. Учебная предусматривает способы поисков эффективного усвоения учащимися объема предусмотренных учебной программой знаний, умений и навыков Воспитательная, будучи связанной с учебной, реализуется в двух направлениях: 1) на основе использования воспитательных возможност....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: