VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие информационно-консультационных услуг, принципы и способы их реализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007371
Тема: Понятие информационно-консультационных услуг, принципы и способы их реализации
Содержание
1.Понятие информационно-консультационных услуг, принципы и способы их реализации.





Факторами прямого влияния на развитие и функционирование предприятия является доступ к информационным и консультационным ресурсам.

Переход от «ресурсного» к «информационному» обществу означает переход к общественно-хозяйственной связи, основанной на производстве, распространении и спросе на информацию, необходимую для эффективного функционирования как микро- так и макроэкономических систем. Стремительное развитие информационного общества в первую очередь вызвано двумя взаимосвязанными причинами - долговременными тенденциями экономического развития и технологическими процессами. Развитие информационного общества - это в настоящее время общая тенденция, как для развитых, так и для развивающихся стран.

В рыночной экономике производителям товаров и услуг для успешного функционирования нужна информация о конкурентах, потребителях, поставщиках сырья, технологиях, ценах, ситуации на товарных рынках и рынках капитала, общей экономической и политической конъюнктуре, тенденции развития экономики, науки и техники, правовых условиях хозяйствования и др. Доступ к такой информации они могут получить в результате приобретения необходимых информационных продуктов (услуг) на рынке информации.

На сегодняшний день в экономической литературе считается, что услуга - это конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляется либо в виде товара, или непосредственно - деятельности. Главный признак услуги - ее «неосязаемость», то есть невозможность продемонстрировать услугу в ее непосредственном оказании. Услуги делятся на материальные и нематериальные. Материальная услуга заключается в том, что деятельность направлена на определенную материю (неживую вещь или живую, в частности человеческий организм). При предоставлении услуги нематериального характера деятельность направлена на нематериальное благо, например, в информационной услуге - на передачу информации.

Отчуждение информации выражается в сообщении заинтересованному лицу, то есть это своего рода механизм распоряжения, который может включать передачу сведений определенному лицу или распространение их в общее ознакомление. Распространение - это уже сообщение сведений, которые не охраняются исключительным правом. Специального права на предоставление общедоступных сведений нет. Такую возможность имеет каждый, кто этими сведениями фактически «владеет»; круг этих лиц юридически не ограничен. Для общедоступных сведений действует право на предоставление информационного обслуживания, которое реализуется через обязательства.

Передача сведений имеет иной смысл, так как в первую очередь для товарного обращения нужна монополия. Во время передачи информации кроме информации передаются и права на эту информацию. Отчуждение информации отличается от отчуждения материальных объектов. Передавая информацию, в договоре стороны могут договориться о невозможности использования информации предыдущим носителем прав или невозможность иной передачи, однако лицо оставляет ее в памяти.

На информационном рынке передача и предоставление информации могут происходить двумя путями: 

а) заключением договоров на ее передачу, когда передается информация и права на ее (чаще всего это нераскрытая информация, не изъята из гражданского оборота); 

б) заключением договоров об оказании информационных услуг (речь идет уже об общедоступной информации).

Большинство ученых в своих исследования приходят к выводу, что информация, знания и информационные технологии - это неотъемлемый элемент, основа и цель деятельности развития всех стран.

Главным продуктом информационного общества является информация и интеллектуальная собственность, а характерными чертами этого общества являются: рост информатизации и роли информационных технологий в общественных и хозяйственных отношениях; повышение роли информационных ресурсов, стремление к их созданию. Информационное общество - это, фактически, общество, в котором развитие общественных и, в первую очередь, производственных отношений, осуществляется при условии, что основная часть валового внутреннего продукта производится не за счет материального производства, а на основе создания и распространения новейших информационных технологий, информационных продуктов, то есть результатов интеллектуального труда граждан.

Возможность оперативного получения достоверной, полной и разносторонней информации является, прежде всего, необходимым условием успешного развития любого вида бизнеса, отрасли. В кризисной экономической ситуации информационные и консультационные услуги пользуются большим спросом, поскольку есть большой риск, связанный с сотрудничеством с недобросовестными партнерами, или наличием трудностей осуществления любого вида деятельности без получения необходимого информационного и консультационного обеспечения.

Следует определить, что информация тесно взаимосвязана с консультацией. Фактически, они являются составляющими единого процесса, так как без использования информации невозможно дать консультацию по любому вопросу. С другой стороны, консультация имеет вид реализованной информации, донесена до конечного потребителя, который является ее заказчиком. Из этого делаем вывод, что понятие «информационные услуги» и «консультационные услуги» взаимосвязаны. Однако, более глубокий анализ показывает, что консультационные услуги значительно более сложный вид экономической деятельности, чем обычное информационное консультирование.

Информация и консультация, несмотря на свое сходство, имеют ряд отличий и специфических особенностей. Результатом консультационных услуг, в отличие от информационных, является предоставление заказчику нужной ему информации и предоставления к ней разъяснений и рекомендаций по ее использованию в процессе формирования управленческих решений относительно выходов из определенных ситуаций, повышения эффективности деятельности предприятия. Консультационные услуги характеризуются, с одной стороны, своей независимостью, так как предоставляют автономные консалтинговые фирмы, которые обслуживают коммерческие или некоммерческие организации, а также и физических лиц. С другой стороны, - это профессионально оказанные услуги, так как в консультационной сфере задействованы аналитики из разных сфер экономической деятельности, которые отличаются своим профессионализмом. Информационные услуги включают в себя только данные статистического, информационного, общественно-известного или конфиденциального характера, в то время как консультация состоит из проанализированной информации и передачи собственных знаний консультанта.

Становление и развитие социального института консалтинга имеет свою уникальную историю. Объективными предпосылками становления такого института выступают социально-экономические и инновационные преобразования, ориентированные на развитие экономики знаний, процессы информатизации общества, смену «технологических волн», овладение новыми технологиями управления.

В	зарубежной и отечественной литературе существуют различные определения консультирования как особого вида профессиональной деятельности. Учитывая профессиональный аспект, выделим наиболее распространенные определения консалтинга. Обнаружилось, что в большинстве случаев консалтинг и консультирование выступают как тождественные понятия. Поэтому в	дальнейшем мы будем обращаться как к понятию «консалтинг», так и к «консультированию». Далее более подробно рассмотрим эти понятия.

По мнению А. П. Посадского и С. В. Хайниша, консалтинг следует рассматривать как «…профессиональную помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством, руководящего и управленческого персонала различных организаций в решении проблем их функционировании и развития, осуществляемую в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений». В. Ш. Рапопорт понимает под консалтингом разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях. Р. К. Юксвярав, М. Я. Хабакук, Я. А. Лейманн полагают, что консалтинг – это деятельность и профессия, содержанием которых является помощь руководителям в решении проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта. И. Прокопенко дает определение консалтинга как услуги, оказываемой независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем. О. К. Елмашев считает консалтинг эффективной формой рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта. Л. Саврук и Р. Красюк полагают, что консультирование – это сервисная услуга, обеспечивающая клиента независимым и объективным советом, предоставляемым специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.

Из вышеприведенных определений видно, что под консалтингом понимается определенный вид специализированной деятельности, направленный на оказание помощи и поддержки руководителей. Главным «орудием» консультантов становятся знания и информация в решении актуальных управленческих проблем.

Европейская федерация ассоциаций консультантов по управлению (FEAKO) определяет консалтинг как предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. Данное определение, на наш взгляд, не дает всесторонней характеристики рассматриваемого термина. Остается не ясным, кто и кому предоставляет независимые советы и помощь, насколько профессиональными являются эти советы.

Существуют и другие определения консалтинга. Так, по мнению К. Д. Чакырова, консультирование – это «… высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области». В данном определении есть четкое указание на то, какая именно помощь оказывается в процессе консультирования, кто оказывает консультационные услуги, кому эти услуги оказываются. Однако не указаны основные механизмы и организационные формы, в которых осуществляется такая поддержка.

На сегодняшний день существуют десятки определений консультирования, появление которых связано с интенсивным развитием рынка товаров и услуг. Приведем одно из таких определений. По мнению Э. Ю. Рубиной, консалтинг – «…это специфический вид совместной интеллектуальной деятельности консультанта и консультируемого, в процессе которой происходит оказание услуги по оптимизации способов реализации интересов консультируемого в сферах целеполагания, деятельности по достижению целей, а также мониторинга качества и эффективности этой деятельности. Консультационные услуги имеют товарную форму и составляют особый сектор рынка товаров и услуг». Нельзя не согласиться с содержанием данного определения, поскольку в нем учитывается тот факт, что консалтинг представляет собой специфический вид интеллектуальной деятельности.

В	экономической литературе под консалтингом понимается «…обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы». Из вышеприведенного определения видно, что оно содержит подробное описание того, что именно получает клиент в	результате оказания ему консалтинговой услуги. Однако не ясно, кто создает условия для обеспечения клиента специализированным опытом, техникой поведения и т. д.

Существует также мнение, что «…консультирование – это специфический вид деятельности, под которым понимается предоставление услуг по диагностике проблем, определению практических путей возможного их решения в клиентской бизнес – организации специально подготовленными, обладающими необходимым практическим и образовательным опытом, управленческими консультантами». На наш взгляд, последнее определение представляется более полным. Оно содержит указание на субъекты услуги, которые, как отмечается, предоставляют специально подготовленные консультанты, а получателем этих услуг является бизнес-организация.

Обнаружилось, что отечественная наука до сих пор не выработала единого подхода к определению понятия «консалтинг».

С	точки зрения практической направленности ни в одном из них консалтинг не рассматривается как социологическая категория для обозначения динамично развивающейся системы социальных взаимосвязей и взаимоотношений, связанных с накоплением, сохранением и развитием профессиональных знаний, направленных на принятие оптимальных решений и эффективное функционирование организации.

В качестве основных смысловых единиц в вышеприведенных определениях присутствуют – «новые знания», «профессиональное содействие» и «научно обоснованные решения». Среди других содержательных определений следует выделить понятие В. И. Алешниковой, которая вводит термин бизнес-консалтинга, определяя его как обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы.

Таким образом, мы видим, что основной целью консалтинговой деятельности является деятельность по оказанию профессиональных услуг, направленных на разрешение управленческих и деловых проблем, выявление и использование новых возможностей в рамках действующей нормативно-законодательной базы.

В экономической литературе также существуют разные авторские подходы к определению понятия «рынок информационно-консультационных услуг».

Так, по мнению А.Ф. Нагайцева, Л.Г. Муратова, рынок информационно-консультационных услуг — это совокупность экономических отношений между потребителями и производителями услуг в процессе производства и потребления информационно-консультационных услуг.

Другая группа авторов (И.В. Бухтоярова и Г.И. Юрьева) определяет данный рынок как систему хозяйственных связей, а также как совокупность взаимодействующих элементов, составляющих синергетическое образование, объединенное информационными связями и процессами, направленными на достижение определенных целей.

Ряд авторов (Е.Л. Скворцова, Е.Г. Ойхман, А.М. Карминский),  рассматривает рынок информационно-консультационных услуг как механизм взаимодействия между реальными покупателями и потенциальными покупателями и продавцами, охватывающий такие сферы деятельности, как бухгалтерский учет, аудит, финансовые, налоговые и юридические, страховые услуги, бизнес-консультирование, маркетинговые исследования, научно-технические разработки, сертификация и лицензирование продукции, материально-техническое и программное обеспечение, обучение персонала и др.

М.В. Кошелева и Г.Е. Джонес рассматривают определение понятия «рынок информационно-консультационных услуг» как сложный процесс удовлетворения экономических субъектов.

Нам представляется, что рынок информационно-консультационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных взаимоотношений и хозяйственных связей между поставщиками и потребителями в процессе производства и реализации информационно-консультационных услуг для удовлетворения потребностей товаропроизводителей и других объектов бизнеса в определенных видах услуг.

Современный информационно-консультационный рынок сочетает в себе следующие составляющие:

а) информация - совокупность сведений, которые воспринимаются из окружающей среды (входная информация), выдаются в окружающую среду (исходная информация) или хранятся в определенной системе. Формами ее существования являются тексты, рисунки, чертежи, звуковые и световые сигналы и др.;

б) электронные сделки - действия по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей с применением технических и программных возможностей электронных сетей. В сфере услуг такие соглашения касаются резервирования мест и билетов в гостиницах, заказов, продаж и обмена товаров и услуг, осуществления банковских и расчетных операций;

в) электронные коммуникации - разнообразные средства связи и общения (сеть передачи данных, электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени).

Рынок информационно-консультационных услуг взаимодействует с различными рынками, с одной стороны, материального, а с другой — нематериального обеспечения. Это способствует внедрению инноваций в реальный сектор экономики, ввиду того, что рынок информационно-консультационных услуг легко восприимчив к высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Рынок инновационных разработок и технологий определяет динамику и качество роста во всех отраслях экономики региона, а внедрение и коммерциализация инноваций являются базисом для опережающего развития отраслей экономики.

На рынке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок выпускаются исключительно новые, инновационные и высокотехнологичные продукты для решения различных проблем во всех сферах экономики.

С точки зрения материального обеспечения такие рынки, как продовольственный, потребительский, денежно-валютный и рынок труда, являются преобладающими в обеспечении деятельности регионального рынка информационно-консультационных услуг. Эта взаимосвязь прослеживается следующим образом: рынок труда первым реагирует на избыток или дефицит тех или иных квалифицированных работников для рынка информационно-консультационных услуг, в то время как на валютно-денежном рынке происходит обеспечение информацией участников рынка об инфраструктуре, сети финансовых посредников, нормативно-законодательной базе, а также полной информационной прозрачности для обеспечения доступа к финансовым ресурсам субъектов хозяйствования различных форм собственности.

Важным является взаимодействие рынка информационно-консультационных услуг с рынком потребительских товаров, где консультационные услуги способствуют формированию оптимального выбора тех или иных товаров и услуг.

В то же время рынок информационно-консультационных услуг оказывает непосредственное влияние на развитие продовольственного рынка, обеспечивая информацией производителей и потребителей о состоянии конъюнктуры, ценах, новых технологиях, о государственных гарантиях, тем самым, способствуя расширению производства продовольствия собственного производства.

В процессе своего развития рынок информационно-консультационных услуг выполняет следующие функции: информационную, экономическую, регулирующую, посредническую, стимулирующую, ресурсосберегающую, ценообразующую и способствует удовлетворению потребностей населения продуктами собственного производства в системе продовольственного обеспечения.

Таким образом, информационная услуга - это полезный эффект от осуществления исполнителем по заказу заказчика определенных действий, а именно - поиск информации, обработка ее таким образом, чтобы сделать последнюю доступной для понимания заказчика. Полезный эффект имеет неимущественный характер, который воплощен в конкретных сведениях определенной области знаний, которые представляют интерес для заказчика. Эти сведения должны быть ценными, носить эксклюзивный характер и не могут быть общедоступными.

Консультационные услуги являются разновидностью информационных и аудиторских услуг, суть которых заключается в том, что кроме предоставления информации как в случае информационных услуг, консультанты также оказывают четко направленные рекомендации, методики для управленческого звена предприятий.

Под консультационными услугами следует понимать такой вид интеллектуальных услуг, связанных с решением сложных проблем предприятия, в сфере управления и организационного развития. В заключение можно отметить следующее:

Консультирование – это специфический вид деятельности, под которым понимается предоставление услуг по диагностике проблем, определению практических путей возможного их решения в клиентской бизнес – организации специально подготовленными, обладающими необходимым практическим и образовательным опытом, управленческими консультантами.

С развитием производства, с повышением уровня наукоемкости и соответственно с последующим углублением процесса разделения труда огромное значение придается вопросам развития и функционирования инфраструктуры. Особого интереса приобретают вопросы, касающиеся элементов инфраструктуры, то есть конкретных отраслей, производств и объектов, входящих в инфраструктуру, и их направленности, которая характеризует инфраструктуру как элемент производительных сил. Учитывая все подходы к трактовке определения инфраструктуры информационно-консультационного обслуживания, под инфраструктурой информационно-консультационного обслуживания понимают комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих научно-технические и информационные предпосылки функционирования производства. Управление процессом формирования и развития инфраструктуры представляет собой главную задачу общей проблемы эффективного управления экономикой.



2. Структура, этапы развития рынка информационно-консультационных услуг в России

		

	

В	последние годы, как в академических, так и в деловых кругах растет интерес к деятельности консалтинговых компаний. К наиболее обсуждаемым темам можно отнести вопросы развития рынка консалтинговых услуг, отношения между клиентами и консультантами, критерии оценки консалтинговых проектов, а также критерии выбора консалтинговой компании.

Организации привлекают консультантов по разным причинам: с целью получить профессиональную информацию или специальные услуги, наладить новые деловые контакты, провести диагностику бизнеса, спланировать организационные изменения, провести обучение или тренинги для сотрудников. Разнообразие задач определяет разнообразие инструментов и приемов, используемых консультантами, а также разнообразие форм сотрудничества между консультантами и клиентами.

Спрос на консалтинговые услуги инициируют задачи в получении помощи для бизнеса, создания принципиально нового решения в бизнес-процессе, в отличие от аутсорсинга, принимающего делегированные функции самого бизнеса.

Высокий динамизм изменений бизнес - среды, усиление конкуренции, сокращение жизненного цикла бизнес - продукта являются факторами спроса на консалтинговые услуги. Динамика консалтингового рынка, его вклад в ВВП, а также наблюдаемые изменения отдельных его сегментов подтверждают возрастающее значение консалтинговых услуг.

Основные направления консалтинга представлены на рисунке 1. Большинство консультантов работают в крупных и средних консалтинговых фирмах, составляющих не более 15% от их общего числа, в то время как большая часть активных консультантов действует как индивидуальные предприниматели (freelancers).

























Рисунок 1 – Основные сегменты рынка консалтинговых услуг



Источник: Информация официального сайта  Consulting Industry// Market segments [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultancy.uk/consulting-industry/market-segments. (дата обращения: 17.11.2017)



В настоящее время окончательно выделилось еще одно направление – Внутренний консалтинг,  по масштабам не менее остального рынка консалтинговых услуг.

Развитие консалтинговой индустрии тесно связано с событиями мировой экономики. Во времена расцвета экономических условий организации, имея высокие доходы, могут позволить затраты на привлечение консультантов. И наоборот, экономические спады, как правило, влекут сокращение затрат, в том числе и на консультационные расходы. Требуется время на постепенное восстановление. Однако в 2014 году впервые в новейшей истории Россия вошла в длительную фазу экономической рецессии, причем в форме стагфляции. Ухудшение экономической конъюнктуры в Российской Федерации в течение 2014–2015 годов сопровождалось снижением спроса, проблемами с платежами, ценовым демпингом. В условиях сохранения высокого уровня неопределенности, а также негативных настроений относительно перспектив развития российской экономики особенно страдали промышленность, строительство, транспортная, логистическая, торговая, банковская сферы. Введение санкций и курс на замещение импорта коснулся всех отраслей российской экономики. И сектор консалтинга здесь не стал исключением. Запросы на консалтинговые услуги сместились в большей степени к задачам по оптимизации затрат и повышению эффективности деятельности, преобразовании инфраструктуры. Консалтинговые проекты стали более краткосрочными с получением быстрого эффекта от внедрения и, одновременно, менее доходными для самих консалтинговых компаний.

Анализ основных тенденций российского рынка консалтинговых услуг позволяет определить объективные условия развития этого сектора услуг, а также спрогнозировать стратегии развития консалтинговых услуг, что представляет несомненный интерес, как для потребителей данных услуг, так и для самих консалтинговых компаний с позиций управления.

Консалтинговая индустрия в России начинала свое развитие с управленческого консультирования. Развитие индустриализации повлекло обращение руководителей промышленных компаний за советами к аутсадейрам в лице привлеченных со стороны бухгалтеров, финансистов и инженеров еще с конца 18 века и на протяжении всего 19 века. Однако непосредственно первый этап становления консалтинговых услуг начинается с развития научного управления, возглавляемого Ф. Тейлором в Соединенных Штатах.

В свою очередь, в России на базе идей Ф. Тейлора в начале 20 века разворачивалось движение в области научной организации труда. Общие вопросы и проблемы разрабатывались Ерманским О.А. («Система Тейлора», 1918 г.; «Научная организация труда и производства и система Тейлора», 1922 г.), Гастевым А.К., Бурдянским И.М., Гефтером М.Х. В 20-е годы 20 века были созданы крупные практические центры в области научной организации труда: Центральный институт труда (ЦИТ), Институт НОТ (г. Казань); Институт труда (г. Таганрог); Всеукраинский институт труда (г. Харьков). Их деятельность была направлена, в том числе, и на практическое консультирование в области организации труда, хозяйственных процессов. В 1924 г. при ЦИТ было организовано акционерное общество «Установка», предоставляющее консультационные услуги по организации труда на коммерческой основе, по сути, осуществляющее управленческое консультирование.

Проведенное в 1923 году исследование Народным Комиссариатом Рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) выявило порядка 58 организаций, работающих в области организации труда и предоставляющие практические консультации. Но ко второй половине 30-х годов исследования постепенно стали сворачиваться.

В	последующем в условиях планово-директивной экономики консалтинговая деятельность была эпизодической. Но и на этом фоне очередным этапом интереса к консалтингу необходимо отметить 60-е годы 20 века. Так, в 1965 году ?на базе Таллиннского политехнического института были проведены исследования организации деятельности Таллиннского экскаваторного завода и представлены экспертные консультации. В 1971 году в Таллинне был проведен совместный семинар с финской консалтинговой компанией MEC-Rastor, который в последующем послужил основой для участия представителей Эстонии в некоторых консалтинговых проектах MEC-Rastor, получения соответствующего практического опыта. Появились публикации, посвященные консультированию: работы представителей эстонской школы (Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. и т.д.), а также российских ученых и консультантов (Пригожина А.И., Хайниша С.В., Лузина А.Е., и других). Группа московских и эстонских консультантов проводила многочисленные практические семинары и конференции, консультирование в республиках СССР.

Ситуация коренным образом изменилась в период рыночной трансформации. Новый этап в развитии отечественного консалтинга как профессиональной деятельности начался с 1986 г. В этот период в России оказывали консалтинговые услуги порядка двадцати организаций.

Отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов 20 века. Экстенсивному развитию консалтинговых услуг способствовал приход на российский рынок иностранных консалтинговых и аудиторско-консалтинговых фирм.

Кроме того, вплоть до 2000 г. существенным фактором развития рынка консалтинговых услуг являлись средства, поступающие в рамках программ международной помощи (от Европейского Союза, Всемирного банка, Международного валютного фонда и др.). Так, начатая Европейским союзом в 1991 году одна из крупнейших программ консультационно-технического содействия ТАСИС (Technical Assistance for Commonwealth Independent States) представляла консультационно-техническое содействие государственным организациям и местным администрациям, общественным и частным организациям.

Еще одним фактором роста спроса на услуги консультантов был процесс реорганизации и акционирования государственных унитарных предприятий, создание холдингов с государственным участием.

И, несмотря на бессистемность и раздробленность рынка консалтинговых услуг в 1990-е годы, несмотря на кризис 1998 года, уже к 2000 году, по данным исследования, проведенного рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), объем рынка консалтинговых услуг в России составлял порядка 200–300 млн долл. США.

В	первое десятилетие 21 века рост промышленных компаний, реорганизация государственных предприятий, востребованность информационных технологий послужили факторами развития рынка консалтинговых услуг в России. С развитием рынка качественно изменился и рынок консалтинговых услуг. Он стал более понятным, прозрачным и более профессиональным.

Анализ тенденций в формировании и развитии рынка консалтинга в России на текущем этапе можно представить на основе имеющихся статистических данных по 150 ведущим консалтинговым компаниям, представленных Рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»). Данную выборку можно считать репрезентативной, так как совокупные доходы рассматриваемых компаний превышают 60% от общей суммы доходов российского рынка консалтинговых услуг.

Прирост суммарной выручки крупнейших консалтинговых групп – участниц рэнкинга Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») по итогам 2014 года составил, по сопоставимым данным, 9%, а ее совокупный объем достиг 116,4 млрд руб. Это меньше показателя рейтинга 2013 года (+14%) и ниже инфляции (11,4%, по данным Росстата).

В	свою очередь, результаты 2015 года продемонстрировали замедление роста доходов консалтинговых компаний. Совокупная выручка участников рэнкинга составила 126 млрд руб., а ее прирост составил всего 7%, что меньше показателей 2014 года и 2013 года (9% и 14% соответственно).

Динамику выручки Топ-150 консалтинговых компаний России рассмотрим на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика выручки Топ-150 консалтинговых компаний России за 2011–2015 гг., млрд руб.



Источник: Информация официального сайта рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») по консолидированным данным участников рэнкинга рейтингового агентства RAEX  [Электронный ресурс] – URL: http://raexpert.ru (дата обращения: 18.11.2017). 



В	то же время развитие отрасли за период 2011–2015 происходило в большей степени за счет роста российских участников консалтингового рынка. Необходимо отметить, что и иностранные компании, работающие в России в настоящее время, в большинстве осуществляют свою деятельность либо путем создания дочерних структур – российских резидентов, либо филиалов.

В итоге сформировался российский рынок консалтинговых услуг, близкий по структуре к западному. Доминирующими отраслями являются услуги ИТ – консалтинга и финансовое консультирование. Структура консалтингового бизнеса в России представлена на рисунке 3. Стоит отметить, что услуги операционного и кадрового консалтинга в России имеют гораздо меньший спрос, чем в мире. Частично это связано перераспределением значимости и ожиданием отдачи консалтинговых услуг, характерным для российского производства.

Рисунок  3 –  Структура выручки консалтингового бизнеса в России по итогам 2015 года, % (по консолидированным данным участников рэнкинга рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»))

 

Источник: Информация официального сайта рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») «Российский консалтинг», 2016 год  [Электронный ресурс] – URL: http://raexpert.ru/ratings/consulting/2016/ (дата обращения: 18.11.2017).



 Развитие консалтинга находится в прямой зависимости от формирования состояния экономики, условий рыночных отношений. К основным критериям определения состояния развития экономики относится соотношение объемов ВВП за определенный период. Процентное изменение ВВП в каждом следующем году по сравнению с предыдущим, то есть темп прироста ВВП, характеризует темп экономического роста в стране. В свою очередь, уровень развития консультирования можно определить по таким показателям, как темпы роста рынка консалтинговых услуг, доля консалтингового сектора в ВВП страны.

Основные тенденции развития консалтингового сектора можно определить путем сравнения индекса физического объема ВВП (в % к предыдущему году) и индекса физического объема консалтинговых услуг (в % к предыдущему году) за равнозначный период.

Таблица 1 – Динамика валового внутреннего продукта и объема консалтинговых услуг за период 2011–2015 гг.

Год

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015













































ВВП (в текущих ценах), млрд.руб

59 698,1

66 926,9

71 016,7

77 945,1

80 804,3































Индекс объема

Физического ВВП  (в  %  к предыдущему году)

104,3

103,5

101,3

100,7

96,3































Объем Топ-150 консалтинговых компаний, млрд руб.

104

119,2

134

116,4

126































Индекс физического

объема консалтинговых услуг, % к предыдущему году

118,18

114,61

112,41

86,86

108,24



























































Объем консалтинговых услуг к ВВП, %

0,17

0,17

0,18

0,14

0,15































Источник: Информация официального сайта Федеральной службы государственной статистики  [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 18.11.2017). 

По полученным данным можно сделать вывод, что если до 2014 года рынок консалтинговых услуг развивался достаточно динамично, опережая индекс физического объема ВВП, то в 2014 году произошло резкое падение спроса на консалтинговые услуги. И результаты 2015 года хоть и показывают положительную динамику объема консалтинговых.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44