VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная политика государства и способы ее реализации.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016522
Тема: Социальная политика государства и способы ее реализации.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
КУМЕРТАУСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономических и общеобразовательных дисциплин



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Макроэкономика» 

«Социальная политика государства и способы ее реализации»

КФ ОГУ 38.03.01 30 18 529 ОО




                                      Руководитель
                                                         ________ Цыркаева Е. А.
                                                                   «____» _________ 20__г.
                                              Исполнитель
                                                                          Студент группы 17Эк(ба)ЭПО
                                                                         _________ Акбулатова Э. А.
                                                                       «____» ___________ 20__г.













Кумертау 2018
Министерство образования и науки Российской Федерации
КУМЕРТАУСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономических и общеобразовательных дисциплин


Задание на курсовую работу

«Социальная политика и способы ее реализации»


     Исходные данные: книги и экономические работы российских и зарубежных авторов.
     
     Перечень подлежащих разработок вопросов:
     
     А) теоретические аспекты социальной политики.
     
     Б) характеристика социальной политики в РФ.
     
     В) Проблемы и перспективы развития социальной политики.
     
     Перечень графических материалов: таблицы, рисунки.
     
     
     
     Дата выдачи задания: «___» _______________ 2018 г.
     
     Руководитель: Цыркаева Е. А.
     
     Исполнитель: 
     
     Студентка группы 17 Эк(ба) ЭПО  Акбулатова Э. А. 
     
     Срок защиты работы: «___» _______________ 2018 г.
     
     

Аннотация

     В данной курсовой работе разбираются и теоретические и практические вопросы социальной политики Российской Федерации.
     Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.
     Первый раздел отображает теоретические аспекты социальной политики. В данном разделе рассмотрены понятие и сущность социальной политики, ее направления.
     Во втором разделе проанализирована социальная политика Российской Федерации.
     В третьем разделе рассмотрены ее проблемы и перспективы развития. 
     Курсовая работа выполнена печатным способом на 31 листе, содержит 9 таблиц и 2 рисунка.

      
      

























Содержание

Введение ………………………………………………………………………
5
1 Теоретические аспекты социальной политики государства ……………..
6
1.1 Понятие и сущность социальной политики ………………………….....
6
1.2 Направления социальной политики ……………………...……………...
7
1.3 Функции и методы социальной политики ………………………………
11
2 Характеристика социальной политики в РФ ……………………………...
17
2.1 Анализ уровня жизни населения в РФ …………………………………..
17
2.2 Анализ направления социальной политики РФ ………………………...
19
3 Перспективные направления развития социальной политики …………..
25
Заключение……………………………………………………………………. 
29
Список использованных источников ………………….……………………. 
30

 



























Введение


     Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции социальных гарантий.  
     Социальная и экономическая политика государства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эффективность социальной политики, масштабность и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики и уровнем экономического развития страны. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное воздействие на эффективность развития национального хозяйства. Эффективность социальной политики зависит не только от экономического положения страны, но и от самого государства как основного субъекта, определяющего и реализующего эту политику.
     В социальной политике государства составную часть представляет политика доходов, которая призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подрывая при этом заинтересованность в труде, включая предпринимательскую деятельность.
     Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что социальная политика является одним из главных аспектов регулирования социальной жизни и общества в целом. Социальная политика имеет важное значение в формировании государства и улучшения уровня жизни населения.
     Целью курсовой работы является изучение социальной политики и способов ее реализации в Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    - изучить понятие и сущность социальной политики;
    - провести анализ социальной политики в Российской Федерации;
    - обобщить перспективы ее развития.
     Объектом исследования в курсовой работе выступает бюджет Российской Федерации.
     Предметом исследования в работе является выявление тенденций и закономерностей формирования социальной политики. 
     При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
    - изучение научной литературы и экономических данных;
    - анализ полученной информации.
     Методической и теоретической основой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по социальной политике и макроэкономике.
     
     
1 Теоретические аспекты социальной политики 

1.1 Понятие и сущность социальной  политики  


     Социально-ориентированная рыночная экономика подразумевает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малообеспеченных, пенсионеров, бездомных и т. д. Отсюда возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики. Известно мнение, что она появилась во второй половине XX века. Однако в истории не существовало государств, которые не решали социальные проблемы, но данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и т.д. 
     Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. С ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. 
     Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика". Социальная политика - это деятельность государства, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения, реализуемая через социальную сферу. [1]
     Сущность социальной политики определяется ее влиянием на процесс воспроизводства рабочей силы, увеличение производительности труда, уровень трудовых ресурсов, а также культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда, развитие физкультуры и спорта, снижает уровень заболеваемости и оказывает заметное воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. [2]
     Помимо регулирования процессов занятости населения социальная сфера является местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие направления социального комплекса, как образование,   здравоохранение, торговля и другие обеспечивают работой до 20% активного населения, а в развитых странах в сферах услуг занято до 70% работающих. 


	1.2 Направления социальной политики 


	В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. 
	Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработанной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. 
	Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учрежденной социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения. [3]
	Основные направления социальной политики отражены на Рисунке 1. 
     Социальная защита населения, как важнейшее направление социальной политики.
     Социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни. 


	Рисунок 1-  Основные направления социальной политики. 
     
     В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. [18]
     Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. 
     Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана постоянно меняющимися отношениями в обществе.
     
     Основными предпосылками ее развития являются:
	1) изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества;
	2) потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека.  
     Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения).  От нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).
     Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. [5]
     Составным элементом социальным защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. 
     Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. 
      Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
     Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан.
     Процессы, связанные с переходом к рынку, носят долговременный характер, что обуславливает необходимость серьезных преобразований  социальной политики государства. 
     Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:
	1) первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
	2) перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;
	3) повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;
	4) усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;
	5) обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;
	6) максимальный учет принципа социальной справедливости и др.
	Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
	В частности, 2 августа 1995 года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 24 ноября 1995 года – «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 10 декабря 1995 года – «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». [18]
	В первоочередном порядке в социальной защите в РФ нуждаются:
	1) граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;
	2) инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
	3) инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды
	4) инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
	5) граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
	6) безработные;
	7) вынужденные беженцы и переселенцы;
	8) дети-круглые сироты;
	9) дети с девиантным поведением;
	10) семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети-круглые сироты;
	11) малообеспеченные семьи;
	12) многодетные семьи;
	13) одинокие матери;
	14) лица с ограниченными возможностями.
  Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему  социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений. 


	1.3 Функции и методы социальной политики 


	Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Более схематично функции социальной политики представлены в Таблице 1.  
     Таблица 1 – Функции социальной политики государства
Компенсаторная
Элективная
Кумулятивная
Направленная на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений
Направленная на определение обстоятельств и свойств самого индивида,  позволяющих отнести его в разряд нуждающихся
Накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства

     Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще. 
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
     Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
     Основными принципами проведения социальной политики являются: 
	1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
	2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
	3) выдача помощи на случай безработицы;
	4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработанной платы для работающих;
	5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
	6) проведение активной политики, направленной на обеспечение классификации.
     Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. 
     Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. 
     Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
     В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).  На конец 1999 года он составлял  83 руб. 49 коп. 
     Для всех налогоплательщиков с 1 октября 2003 года МРОТ повышен до 600 рублей. [4]
     Данный Размер МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ). [5]
     Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции.
     С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.  Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы.
     Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор.
     Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
     В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения. Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.  В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработанной платы.
     Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения.
     Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. [7]
     Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг.
     Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
     Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека.
     В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
     Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. [8]
     В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет).
     Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров.
     Часто прожиточный минимум называют чертой бедности. Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах-членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.
     Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).
     Глубина бедности – статистический показатель, который характеризует динамику средневзвешенной величины «порога бедности».
      Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии - 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.
     Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.
     Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
     Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета представлена в таблице 2.
     
     Таблица 2 – Структура минимального потребительского бюджета

Наименование
Минимальный потребительский бюджет РФ, %
Питание
45
Непродовольственные товары
39
Услуги
13
Налоги и сборы
3
     
     Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.
     В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25%, богатые и состоятельные - 6-6,5%.
	В заключение первого раздела курсовой работы можно сделать вывод о том, что суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными, группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий  формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
     При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
     Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
     Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

	2. Характеристика социальной политики РФ
     2.1 Анализ уровня жизни населения в РФ
     
     Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей населения.                                     В таблице 3 рассмотрим социально-экономические показатели РФ за 2015-2017 г.
     Таблица 3  - Социально-экономические показатели РФ за 2015-2017 г 
Показатели
2015
2016
2017
Изменение показателей 2017 к 2015 г (+,-)
Изменение показателей 2017 к 2015 г (%)
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млрд руб.
44052
48105
50241
6189
14,04
Среднедушевые денежные доходы населения, руб.
25928
27766
30474
4546
17,5
Среднемесячная номинальная начисленная з.п. работников организаций, руб.
29792
32495
32030
2238
7,5
Средний размер пенсий, руб.
9918
10786
11986
2068
20,8
Величина прожиточного минимума, руб.
7306
8050
9786
2480
33,9
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн чел.
15,5
16,1
19,5
4
25,8
     Анализируя данные, представленные в таблице 3 можно сделать следующие выводы: фактическое конечное потребление в 2017 году составило 50241 млрд руб., что на 6189 млрд руб. (14,04%) больше, чем в 2015 году; среднедушевые денежные доходы населения с 2015г на 2017г увеличились на 4546 руб. (17,5%); величина прожиточного минимума 2017г по сравнению с 2015г увеличилась на 2480 руб (33,9%); среднемесячная номинальная з.п. работников организаций увеличена на 2238 руб (7,5%); средний размер пенсий в 2017 году увеличен на 2068 руб (20,8%) по сравнению с 2015 г; численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с 2015 на 2017 г увеличилась на 25,8%.
     Проводя анализ уровня жизни населения, также следует рассмотреть динамику денежных доходов населения РФ за анализируемый период по субъектам. Подробнее рассмотрим в таблице  4.
     Таблица 4 - Динамика денежных доходов населения по субъектам РФ
Показатель
2015
2016
2017
Изменение показателя 2017 к 2015 (+,-)
Изменение показателя 2017 к 2015 (%)
Центральный  ФО
33467
34970
38776
5309
15,8
Северо-Западный ФО
26167
28572
32388
6221
23,7
Южный ФО
21842
24328
27004
5162
42,8
Северо-Кавказский ФО
18900
20692
23023
4123
21,8
Приволжский ФО
21864
24020
26300
4436
20,2
Уральский ФО
28994
30494
32794
3800
13,1
Сибирский ФО
20454
21490
23584
3130
15,3
Дальневосточный ФО
28930
31974
36320
7390
25,5
Российская Федерация
25928
27766
30474
4546
17,5
     Так, на основании таблицы 4 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период 2015-2017 гг. наибольший денежный доход наблюдается в Центральном федеральном округе, в 2017г. он составил 38776 руб, что на 5309 руб (15,8%) больше, чем в 2015 году. Наименьший денежный доход населения наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе:  в 2017г. его показатель с 2015 на 2017 г увеличен на 412 руб (21,8%) и в Сибирском федеральном округе, доход составил 23584 рубля. Такое различие свидетельствует о социальном неравенстве федеральных округов России. Средний доход населения в Российской Федерации в 2017 году составил 30474 рубля, что на 17,5% больше, чем в 2015 году.
     
     2.2 Анализ направлений социальной политики РФ на современном этапе
     
     Во многих зарубежных странах в социальные расходы включаются расходы на образование, социальную защиту, здравоохранение, вопросы труда и трудоустройства, социальные трансферты, защиту материнства и детства, помощь отдельным социальным группам. 
     В России наибольшее количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика», но она не является аналогом расходной статьи бюджетов зарубежных стран, и сводится к социальному обслуживанию, пенсионному обеспечению и обеспечению населения, охране детства и семьи, прикладным научным исследованиям в области социальной политики. Расходы федерального бюджета по направлениям социальной политики, % к ВВП отражены в Таблице 5
     
     Таблица 5 – Расходы на социальную политику в Российской Федерации
     
Показатель
2015г.
2016г.
2017г.
Изменения за 2015-2017гг.
 (в %)
Изменения за период 2015-2017гг. с учетом официальной инфляции
(в %)
Социальная политика, 
3962,9
4112,7
4559,3
+27,72
+59,77

	Таким образом, можно сделать вывод расходы на социальную политику в 2017 году увеличились на 27,72%  по сравнению с 2015 годом. А с учетом социальной инфляции изменения составили почти 60% в 2017 году к 2015году. Это обусловлено увеличение финансирования по статье «Пенсионное обеспечение», по которой доля расходов составляет 69% от в сего финансирования социальной политики в 2017 году. [20]
     По сути, статья расходов «социальная политика» представляет собой только часть социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение. В России образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ – это отдельные статьи расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию этих направлений.
     Социальная политика должна обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования, жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам, демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.
     Система социальной поддержки в 2015-2017 гг. д.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.