VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и виды политического режима

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011240
Тема: Понятие и виды политического режима
Содержание
МосковскИЙ финансово-юридическИЙУНИВЕРСИТЕТ МФЮА

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет юридический

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Направление 40.03.01 «Юриспруденция»









КУРСОВАЯ РАБОТА





студента Карепановой Натальи Владимировны



по дисциплине: «Теория государства и права»

	на тему: «Политический режим: понятие и виды»



Автор работы:

Карепанова Н.В.

ИНС 00092109______________

ТД-11(подпись)

Преподаватель:	

 Парышев А.И.                                                            ______________

(подпись)











	«Допустить к защите»

	

	________________________

	(подпись)

	«___»__________ 2016г.











СОДЕРЖАНИЕ

	Введение	3

		1	Политический режим его понятия и виды	5

		1.1	Разновидности политического режима	5

		1.2	Виды политического режима	9

		2	Классификация политических режимов	11

		2.1	Тоталитарный	11

		2.2	Авторитарный	14

		2.3	Демократический	17

		2.4	Общие черты основных политических режимов	20









Введение





Политический режим представляет собой методы осуществления политической власти, а так же политическое состояние в обществе, складывающееся в результате взаимодействия илипротиводействия различных политических сил. Онхарактеризуется уровнем обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения допускающимся в государстве.

Изменения политического режима могут повлиять на государственное устройство и форму правления, но в некоторых случаях смена политического режима влечет за собой лишь изменение содержания формы правления, а не формы в целом.

На разных этапах развития общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В данный период времени большинство развитых стран стремиться к установке демократии в обществе, но так же существуют страны и с авторитарным режимом, а тоталитарный политический режим практически изжил себя.

Данная тема является актуальной по причине происходящих событий в России и мире, которые обязательно отражаются на политической сфере, что в свою очередь влечет изменения в политическом режиме.

При более внимательном рассмотрении данной темы можно заметить, что термин «политический режим» является недостаточно понятным, отсюда вытекает проблема: что такое политические режим и какие виды политического режима существуют.

Данную тему в контексте теорий политических режимов и политических систем рассматривали такие ученые как А.П. Боровиков, С.Ю. Кашкин, Ю.А. Кудрявцев В.И. Краснов, Р.А. Ромашов и др.

Задачи курсовой работы:

Изучение литературы по рассматриваемой проблеме;

Дать определение понятию политический режим, раскрыть его виды.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных политических режимов, а так же некоторых их разновидностей, их видов и понятий.

Объект исследования — политический режим.

Предмет — признаки и виды политического режима.

В данной курсовой работе использовались такие методы исследования как теоретический анализ и анализ документов.







Политический режим его понятия и виды

Разновидности политического режима





Политический режим в узком смысле понимается как совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком же смысле— это политическая атмосфера в обществе, создаваемая взаимодействием государственной власти, другими политическими силами и институтами общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что политический режим — это одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти, дающая представление о сущности государственной власти, установленной в стране в определенный период под влиянием тех или иных политических сил и институтов общества.

Находясь под воздействием различных политических ситуация, политический режим может быть определен государством, а,следовательно, определятся им либо быть обусловленным деятельностью институтов гражданского общества.

Однотипные политические режимы могут проявляться в совершенно разных по своей структуре политических системах, а схожие государственные структуры в свою очередь могут создавать разные по своей сути политические режимы. 

Следовательно, можно сделать вывод, при разных формах правления может существовать один и тот же режим. Так, например, ФРГ и Италия по форме правления — парламентские республики, Швеция, Норвегия — конституционные монархии, а США и Франция это президентские республики. Однако политический режим в этих станах один и тот же — буржуазная демократия. Ко всему прочему большинство стран Европы по своей форме правления являются конституционными монархиями, но их политический режим скорее соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. А напротив республика Иран, имеющая демократическую структуру, по сути своей является авторитарным государством. Исходя из этого, можно сделать вывод, что реальная политическая атмосфера государства (его экономическое и правовое положение) наиболее важна, чем причисление государства к каким либо формам государственного устройства.

Важной характеристикой политического режима будут являться организация институтов власти, так тоталитарному режиму соответствуют лозунги подобного типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и пр.

Помимо этого на форму политического режима так же оказывают свое влияниеобычаи народа, сложившиеся исторически, а так же уровень политической культуры общества. Следовательно, возможность захвата власти правящей политической партией либо диктатором возможна лишь на столько, насколько это позволяет сделать общество. Поэтому можно заметить, что в странах с традиционной политической культурой авторитарный или тоталитарный режимы устанавливаются естественным образом, а в странах с установившимися демократическими традициями, такой порядок является невозможным.

Смена политического режима приводит к внезапному изменению внутренней и внешней политики государства. А так каквсе части политической системы подвергаются влиянию государства, характеру его функций, форм и методов деятельности, то можно сделать вывод, что существует так же и обратная связь, т.к.государство также воспринимает воздействие общественно-политической среды. Это влияние распространяется и на политический режим.

Для того чтобы понять данные закономерности нужно принять во внимание не только соотношение формы правления, государственного устройства и политического режима, но так же и политическую ситуацию в стране, а также влияние на политический режим различных институтов гражданского общества.

С такой точки зрения политический режим может быть демократическим и недемократическим.

При демократическом режиме высшие органы государства имеютполномочия народа,власть осуществляется путем правовых методов в интересах народа. Права и свободы человека и гражданина здесь гарантируются и защищаются в полной мере, а закон преобладает во всех сферах общества.

Примером крайне недемократического режима может выступать режим тоталитарный. Он характеризуется правлением консервативных, диктаторских сил и осуществляется насильственными методами. Права и свободы в данном режиме никем и ничем не защищаются и не гарантируются.

Подводя итог можно сказать что, для определения того или иного режима следует определить следующие параметры политического режима:

уровень участия народа в политической жизни государства, его включенность в процесс принятия государственных решений, которые отражают величину общественного контроля и гражданской свободы;

форму функционального отношения институтов власти к функциональным правам и свободам человека;

степень свободы конкурирования правящей партии и противостоящим ей групп в процессе формирования органов власти;

соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам, т.е. соблюдение конституционных норм и других законов страны;

наличие и государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности СМИ;

методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы и воспроизводства институциональногопорядка в обществе.

Таким образом, качественными характеристиками политического режима будут являться: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы и формирования политических институтов.







Виды политического режима





Видов политических систем неисчислимо много, но чаще всего принято выделять две большие разновидности: демократический и антидемократический режимы, последний так же принято делить на авторитарный и тоталитарный политические режимы. Так же существуют и так называемые промежуточные политические режимы, например, либерально-демократический и радикально-демократические режимы.

В либерально-демократических системах свобода человека определяет его моральную независимостьвыбора своей жизни и правил общения с другими людьми, которые так же не должны нарушать его индивидуальных прав.Государство,которое возникает вследствие определения людей как независимых индивидов, ограничивается правом, что означает равную меру свободы для каждого индивида. В данной форме демократического устройства частная жизнь более ценная, чем общественная, а право выше, чем общественное благо.Свобода в таком государстве ограничена только законом, а само государство (для того чтобы не было узурпации государственной власти отдельными органами или лицами), должно строиться по принципу разделения властей. Правомерный при голосовании принцип решения по большинству голосов дополняется принципом защиты прав меньшинства.

В радикально-демократической системе человек мог существовать независимо только в естественном состоянии, а в общественном положении он становился социальным существом, принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на таких условиях, руководствуется ценностями общества, носителем этих ценностей здесь выступает народ, и государство ограничено «суверенитетом народа». Деспотизм государства проявляется в том, что оно руководствуется не частными, а общими интересами народа, которые не считаются суммой частных интересов, а являются органическим единством. Следовательно, данная теория одобряет публичного человека и обосновывает преимущество общего блага над правом. Лица, осуществляющие управление в государстве, наделены народным мандатом и ответственны перед ним. Единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а потому принцип разделения властей не является существенным; здесь скорее можно говорить о разделении функций, а не властей. Подчинение меньшинства большинству является внешним выражением единой воли, принципиально требующей общего согласия.

Наиболее наглядно вышеперечисленные различия можно отобразить в таблице (Таблица 1).

Таблица 1 — Либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии

Либерально-демократическая теория

Радикально-демократическая теория

Морально автономный индивид

Социальный человек

Суверенитет личности

Суверенитет народа

Общество как сумма индивидов

Органической общество

Интерес каждого

Общий интерес

Плюрализм интересов

Единство интересов

Первенство права

Первенство общего блага

Свобода человека

Свобода гражданина

Первенство прав человека

Единство прав и обязанностей

Представительная демократия

Непосредственная демократия

Свободный мандат

Императивный мандат

Разделение властей

Разделение функций

Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства

Подчинение меньшинства большинству



Классификация политических режимов

Тоталитарный



Тоталитарный режим характеризуется как жестко централизованная партийная система, осуществляющая контроль над обществом и не допускающая создания каких-либо других политических или общественных партий, находящихся вне этого контроля.

Тоталитаризм — это политический режим, при котором все сферы жизни общества и человека полностью подчинены и регламентированы государством, подчинение обеспечивается побольшому счету силовыми средствами, в том числе вооруженным насилием. Термин «тоталитаризм» был разработан идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле в начале ХХ века, и впервые был употреблен Бенито Муссолини в качестве характеристики фашистского государства в 1925г, а с 1929 года данное понятие стало применяться к режиму,возникшему в СССР.

Наиболее характерными признаками тоталитарного режима будут являться:

Господство государства

Не могут существовать вне контроля государства ни политические партии, ни объединения, ни отдельные индивиды. Государство стремиться подчинить себе не только политическую, но и экономическую, социальную, семейно-бытовую и духовную жизни общества, все предприятия, СМИ и другие организации подчинены государству;

Вся полнота власти сосредоточена в руках вождя правящей партии

Население отстранено от фактического участия в деятельности государственных органов, но, не смотря на это, форма тоталитарного режима официально не запрещает участие население в политическом процессе, а скорее направляет его в нужное для государства русло. В обществе господствует культ личности — вождь наделяется сверхъестественными качествами, его авторитет носит мистический характер. Правитель государства рассматривается как символ нации, объединяющий народ и ведущий его к верной цели;

Вся власть сосредоточена в одних руках

Самодержавие исключает принцип разделения властей — законодательная и исполнительная власть собрана в одних структурах, а судебная власть является лишь исполнителем интересов партийно-государственной машины;

Закрепление на государственном уровне единой для всех идеологии

Обществу характерна моноидеология, не допускающая создания других идей взглядов и критики в свой адрес

Нетерпимость к инакомыслию, подавление оппозиций при помощи физического и морального насилия.

Подавление человеческой индивидуальности, культивирование единомыслия.

В зависимости от идеологических направлений тоталитаризм можно разделить на левый (коммунизм), основанный на идеях марксизма-ленинизма и провозглашающий страну социализма мессией, несущей всем народам свободу и освобождение (примерами такой политики могут быть такие страны как СССР, Куба, а так же станы Восточной Европы). А так же правый, основанный на идеологии расизма, национализма, провозглашающий избранность собственной нации (Германия — национал-социализм, Италия — фашизм).

Коммунистический тоталитаризм советского типа подразумеваетпостроение нового общества основанного на социальном равенстве, что подразумевает ликвидацию частной собственности, а так же какой-либо автономии личности. Коммунизм наиболее полно выражает основные черты тоталитаризма, но,не смотря на это, ему были присущи так же и гуманные политические цели. Например, в СССР был повышен уровень образования народа, развивалась экономика, наука, а так же космическая и военная промышленность.

Идеология фашистского тоталитарного режима основывалась не столько на создании нового общества, сколько на утверждении превосходства какой-либо нации или расы, поэтому данная разновидность тоталитаризма не может отражать его в полной мере.

Третей разновидностью тоталитаризма будет являться национал-социализм, данный вид имеет сходство с фашизмом, но так же имеет и коммунистические черты. Но если в коммунизме агрессия направлена, прежде всего, против собственных граждан, в национал-социализме она против других народов.

Таким образом, можно определить, что для любого тоталитарного режима основными чертами будут являться: военная и полувоенная организация общества, постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций, перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач, требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству, жесткая вертикаль власти. На сегодняшний день тоталитарный режим является феноменом ХХ века и в настоящее время практически себя изжил. 







Авторитарный





Устройство авторитарного режима не подразумевает деление властей на исполнительную, судебную и законодательную, но формально данные структуры власти существовать могут, так же как и система выборов, носящая лишь показательный характер, т.к. все результаты выборов определены заранее. Конституция в данном политическом режиме так же носит лишь декларативный характер.

Авторитарный режим — это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом или правящей элитой при минимальном участии народа, но при сохранении конституционного строя.

Авторитаризм как политический режим характеризуется: жесткой централизацией власти, а, следовательно, отстранением от власти народа, недопущением настоящей политической оппозиции, а так же командно-административными методами управления. Но в отличие от тоталитарного режима, авторитарный не требует полного контроля над обществом и общественными организациями, здесь может быть допущено какое-либо общественно политическое многообразие, при условии, что их действия не будут вредны установленной системе, поэтому наказание несут лишь активные противники данного режима.

Авторитарные режимы отличаются наличием большого количества их разновидностей, которые могут различаться по целям и методам решения проблем, а так же формам организации власти. Исходя из этого, можно выделить несколько подходов к определению авторитаризма, это традиционные (старые) и современные (новые).

Традиционные авторитарные режимы основываются на родоплеменных, феодальных отношениях и причисляются к доиндустриальному периоду. Здесь чаще всего наблюдается проявление авторитаризма в виде абсолютной монархии, когда вся власть принадлежит одному лицу, например лидеру главенствующей политической партии. Данный режим характеризуется слабо развитыми рыночными отношениями и сильно выраженным влиянием традиций и религии в обществе. Как ни странно, но в современном мире так же сохранились страны с традиционным авторитаризмом, например Саудовская Аравия, ОАЭ, а так же Непал, Марокко и др.

В отличие от традиционных, современные авторитарные режимы основываются на рыночных отношениях и свойственны странам совершающим переход от традиционного общества к индустриальному. Втаких странах чаще всего наблюдается слабо выраженное развитие институтов гражданского общества, а так же невысокий уровень культуры населения.

Авторитаризм иногда определяют как систему правления с ограниченным плюрализмом, т.к. его воздействие на развитие общества имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу первых можно причислить абсолютную зависимость политики от позиций главы государства, а так же отсутствие у граждан возможности предотвращения политического произвола. К сильным сторонам можно отнести тот факт, что данная политическая система особенно актуальна в экстремальных ситуациях, а так же при проведении каких либо общественных реформ.

Характерными чертами авторитарного режима будут являться:

Ограничение государственной власти рамками права, конституционными и другими законами, а так же признание права самовыражения для различных групп общества;

Ограниченные права и свободы граждан — законы защищают, прежде всего, интересы государства, а не отдельных индивидов;

Сосредоточение политической власти в одних руках, но в отличие от тоталитарного режима культ личности не преследует цели демонстрационной преданности населения;

Отсутствие разделения властей;

Возможность создания оппозиционных партий, однако, правящая партия будет стремиться максимально, ограничить их действия;

Наличие относительной независимости от государства социальной, семейно-бытовой, культурной, а так же экономической сфер деятельности общества;

Цензура СМИ и издательской деятельности позволяет подвергать сомнению правильность деятельности государственной политики, при условии сохранения лояльности к правящему режиму;

Преимущественное использование силовых методов воздействия, но без применения вооруженного насилия и террора.

Таким образом, авторитарный режим является наиболее часто встречающимся видом политической системы, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, и поэтому чаще всего он может являться переходным периодом как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот (например, Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти).





Демократический





Этимологическое же значение демократии означает «власть народа» или «народовластие».

Мировая наука еще не выработала точного значения слова «демократия», но со времен Древней Греции данное понятие принято определять как форму политического режима противоположную любому виду авторитаризма, которое включает в себя методы осуществления политической власти, а так же деятельность политических и общественных организаций.

Демократический политический режим присущ таким странам, которые в действительности обеспечивают населению их правовой статус посредством стабилизации правопорядка и закрепления различных гарантий конституционного строя.

Можно выделить три способа реализации демократии, их различие обуславливается формой осуществления права на власть народом:

Прямая демократия — это такая демократия, в которой народ самостоятельно принимает какие-либо решения, а так же следит за их исполнением, данная форма применима для начальных видов демократии, например для родовой общины. Платон и Аристотель считали данную форму правления не верно, т.к. в зависимости от ситуации ее можно было сравнить с произволом и самосудом;

Плебисцитарная (партийная) демократия — это демократия, в которой волеизъявление народа происходит лишь в определенных случаях, например на референдумах, т.е. каждый гражданин может принять или отвергнуть какой-либо закон, партийную программу и т.д., представляемую правящей политической партией;

Представительная демократия — в данном виде демократии народ избирает своих представителей, которые управляют государством или каким-либо органом власти от лица народа. В современном мире данная модель демократии наиболее распространена и эффективна, однако в ней есть существенный недостаток, заключающийся в том, что избранные лица,получив властные полномочия, не всегда исполняют волютех, кого они представляют.

Демократический политический режим основан на следующих принципах:

Народ признается источником власти. Именно народ признается источником власти, он выбирает своих представителей, а в некоторых странах даже может непосредственно принимать участие в разработке и принятии законов;

Граждане государства принимают участие при формировании органов власти и осуществляют за ними контроль. Идеальной формой участия была бы прямая демократия, где воля государства и народа были бы одинаковы. Однако на практике это является невозможным. В современных странах этот принцип осуществляется посредством их представительства — граждане путем выборов избирают своего представителя, наделяя его своими полномочиями на определенный срок;

Права и свободы человека и гражданина устанавливаются выше прав государства. Задачей органов государственной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, будь то естественные или приобретенные права;

Граждане обладают большим объемом прав и свобод — «Все, что не запрещено — разрешено»;

Политическое равенство граждан. Никто из граждан не может иметь преимущества, каждый может гражданин может избирать и быть избранным;

Ключевым условием демократического режима, пожалуй, будет являться то, что народ может свободно выбирать членов органов государственной власти. Данный пункт предполагает возможность честных выборов и исключает всякое насилие или принуждение со стороны избираемых;

Разделение властей на исполнительную, судебную и законодательную. Каждая ветвь власти исполняет свои функции и является независимой от другой;

Многопартийность. В демократическом режиме одна партия может сменять другую, при этом во время выборов они должны находиться в равных условиях перед избирателями. Партия, набравшая большинство голосов становиться правящей партией, и получает возможность формировать органы власти, а партия потерпевшая поражение получает статус оппозиционной, но получает возможность пользоваться теми же правами и свободами что и правящая партия;

Идеологический плюрализм. Различные идейные течения свободно конкурируют между собой в борьбе за власть;

Свобода слова, СМИ. Источники информации не находятся под правительственным контролем и имеют право конкуренции друг с другом.

Таким образом, демократический политический режим — это способ функционирования системы общества основанный на признании народа источником власти, возможность его участия в решении общественных и государственных проблем, так же закрепление за народом обширных прав и свобод.





Общие черты основных политических режимов











Заключение









Список источников







Киров 2016

22.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.