VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и виды коррупции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008467
Тема: Понятие и виды коррупции
Содержание
Содержание								

Теория коррупции

Понятие и виды коррупции		

Коррупция и методы борьбы с коррупцией при В.В. Путине	        

Приватизация

Опыты ваучерной приватизации

Опыт платной приватизации

Список используемой литературы							













































1. Коррупция

1.1. Понятие и виды коррупции

Коррупция (от лат. Corrumpere – растлевать, лат. Corruption – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий.

Определение коррупции очень разнообразно и дифференцируется по различным видовым признакам, которые помогают найти наиболее рациональный способ борьбы с её проявлениями. Также стоит отметить, что авторы выдвигают различные теории классификации коррупции. Несмотря на это существует одна общая классификация, в которой выделяются четыре вида коррупции в зависимости от сферы деятельности:

По субъектному составу

Высшая коррупция, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне;

Низовая коррупция, происходящая при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;

Особая коррупция, проявляющаяся в негосударственных организациях.

По объекту воздействия

Коррупция в органах законодательной власти;

Коррупция в органах исполнительной власти;

Коррупция в судебных органах;

Коррупция в органах местного самоуправления;

Коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая ещё требует серьезного осмысления в российском праве.

По характеру воздействия на регулируемые отношения

Уголовно наказуемые преступления;

Гражданско-правовые нарушения;

Административные и дисциплинарные проступки;

Злоупотребление публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам и т.п.

По своему охвату (размерам)

Региональная;

Национальная, действующая в рамках одной страны, одной системы права;

Межнациональная (международная), охватывающая своим действием несколько государств.

По своему существу коррупция – это сложное социально-правовое явление, существующее с древних времён и по наше время не только в отдельных странах, но и во всём мире. Коррупция это сложное как политическое, так и социальное явление, для которого не существует универсального определения.  В текстах различной литературы можно встретить большое разнообразие методологических подходов к пониманию данного термина. В связи с чем стоит акцентировать внимание на необходимости проведения исследований различных подходов к понятию коррупция для того чтобы выявить единое универсально определение. В научной, учебной и публицистической литературе существует методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, предлагаются различные трактовки, поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции достаточно сложно предложить единое определение, но провести анализ различных подходов к понятию «коррупция» необходимо.

Совет Европы определяет коррупцию, как процесс получения взятки, а также любое другое поведение лиц, выполняющих обязанности на частном или государственном уровне, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В общем, международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и Совета Европы, выглядят следующим образом: коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств, для частного использования.

  Согласно А.Ф. Ноздрачеву в российской научной литературе существует два основных подхода к определению понятия «коррупция». В широком смысле коррупция - это явление, которое поражает общественный аппарат управления и приводит к разложению власти. Оно заключается в преднамеренном использовании государственными и муниципальными служащими, а также другими лицами, выполняющими государственные функции, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для удовлетворения личных и групповых интересов. 

Приверженцы широкой трактовки термина придерживаются мнения, что коррупция есть общественное явление, вызванное социальными противоречиями общества, государства, его властных структур. И в этом плане под коррупцией понимается не только и не столько определенное преступное поведение государственного чиновника или должностного лица, сколько определенное социальное зло, неизбежно присущее данной социальной системе и данному государству.

 С.Г. Александров определяет коррупцию в узком смысле слова, как ситуацию, в которой должностное лицо принимает противоправное решение (порой, аморальное согласно принятым общественным), из которого извлекает выгоду другая сторона (например, компания, выигравшая себе тендер на государственный заказ благодаря этому решению вопреки установленной процедуре), а сам служащий получает незаконное вознаграждение от этой компании. Данной ситуации свойственно следующее: принятие решения, в котором нарушается закон и незафиксированные в своде правил общественные нормы, где обе стороны действуют по взаимному согласию, согласно которому в большинстве случаев получают незаконную прибыль и преимущества, и стараются скрыть свои действия. Основной причиной возникновения коррупции является свободный доступ чиновников к не принадлежащим им ресурсам, и  возможность неконтролируемого распоряжения ими.  К таким ресурсам можно отнести:

бюджетные средства

государственная или муниципальная собственность

государственные заказы или льготы

Коррупция и возможности макроэкономического управления 

Каким образом коррупция может повлиять на потенциальные возможности макроэкономической политики? Согласно проведенному статистическому анализу, коррупция взаимосвязана со средствами управления потоками капитала. Причинами этого служат:

Чем более коррумпирована страна, тем меньше её способность собирать налоги. Предельные издержки взимания налогов резко увеличиваются с ростом коррупции.

Прямые иностранные инвестиции составляют относительно меньшую долю импорта капитала в коррумпированных странах, чем в странах с меньшим уровнем коррупции. Коррумпированные страны имеют более неустойчивый портфель сбережений, что, в свою очередь, снижает возможности макроэкономического управления. И снижает уровень развития страны.   



1.2 Формы коррупции

Существует множество форм проявления коррупции – это специфические виды нарушений этических и правовых форм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Довольно полно формы проявления коррупции сформулированы в Глоссарии коррупции, подготовленном Центром антикоррупционных информационных ресурсов Ю4 (U4 Anti-corruption Resource Centre – научно-исследовательское учреждение, специализирующееся на практико-ориентированных исследованиях коррупции, входит в состав Института науки и интеллектуальной свободы им. К. Микельсена в г. Берген, Норвегия). Среди наиболее распространенных форм проявления коррупции выделяются следующие. 

Взяточничество (bribery) представляет собой акт предложения должностному лицу денег, услуг или других ценностей за совершение им определенных действий или воздержание от их совершения при выполнении своих официальных обязанностей. Согласно Постановлению №24 от 09.07.2013 Верховный Суд Российской Федерации относит к предмету взятки деньги, ценные бумаги, иное имущество, предоставление имущественных прав, а также незаконное оказание услуг имущественного характера (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, безвозмездное или по заниженной стоимости предоставление услуг в туристической сфере, по ремонту квартир, строительству дачи, передачи автотранспорта для временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

 	Другая форма коррупции:

Растрата (embezzlement), т.е. хищение государственных общественных ресурсов, вверенных должностному лицу. В отличие от других форм коррупции в растрате участвует только одна сторона - должностное лицо, обладающее полномочиями и совершающее хищение бюджетных средств путем систематического использования своих полномочий в личных интересах.

Откат (kickback) представляет собой незаконную выплату должностному лицу, осуществленную в ответ на оказанную им услугу. Чаще всего, это процент от общей стоимости государственного контракта, выплачиваемый в денежной форме. По данным Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (Office de Lutte Anti-Fraude – независимая организация, основанная в 1999 году в рамках Европейской комиссии для борьбы с мошенничеством при выполнении программ и политики Европейского союза), откаты при заключении государственных контрактов встречаются в каждом третьем случае коррупции. Наиболее распространена практика откатов в Испании и Румынии.

Фаворитизм (favouritism) – это процесс, имеющий результатом пристрастное распределение государственных ресурсов. Фаворитизм включает предоставление должностей друзьям и родственникам безотносительно их квалификации.

Торговля влиянием (trading of influence) представляет собой обмен ненадлежащими преимуществами между должностным лицом и рядовым членом общества.

Конфликт интересов (conflict of interest) – это конфликт между профессиональными обязанностями и личными, в том числе финансовыми интересами должностного лица, которые могли бы неправильно повлиять на исполнение им своих полномочий.

Согласно исследованиям Европейского бюро по борьбе с мошенничеством в 96% случаев коррупции речь идет о злоупотреблениях при государственных закупках, откатах и конфликте интересов.

Профессор С. Роттенберг на уровне отдельных актов разделяет коррупцию на три вида. К первому виду относится момент, когда плата взимается за выполнение того, что официальные правила требуют выполнять без оплаты (например, плата за формально бесплатную визу). Ко второму типу коррупционных актов, когда плата назначается за невыполнение того, что правила требуют выполнять (взятка за сокрытие аудитором важной информации). И третий тип коррупции, когда оплата берется за действия, напрямую нарушающие законы (например, налоговый инспектор за взятку может представить неверный отчет о доходах подкупающего его налогоплательщика).

Дж. Тирол, исследователь проблемы «коллективной репутации», с точки зрения организационного подхода, разделил коррупцию на внутреннюю и внешнюю. Дж. Тирол более четко определил внешнюю коррупцию как независимое и личное нарушение долга отдельным членом организации, а внутреннюю как организованное преступление. Внешняя коррупция - подкуп члена организации кем-либо со стороны, внутренняя возникает между членами одной организации.

В антикоррупционном законодательстве многих стран проводится разделение подкупа на активный и пассивный. Понятие «активный подкуп» включает лицо, дающее взятку. Пассивный подкуп – это поступок лица, принимающего взятку. Так, в заявлении, поданном португальской адвокатской фирмой в Европейский суд по правам человека, сообщается, что ее офисы были обысканы в связи с уголовными делами о возможной коррупции и торговле влиянием при заключении государственного контракта с немецким консорциумом на поставку двух субмарин правительству Португалии. В этом примере немецкий консорциум – активная сторона подкупа, а его португальские партнеры – пассивная.

В зависимости от уровня власти, пораженного коррупцией, специалисты условно делят коррупцию на три вида:

на крупную (верхушечную, элитарную),

мелкую (низовую, бытовую), 

международную.

Элитарная коррупция существует в высших эшелонах власти и оказывает решающее влияние на экономические отношения, характер движения финансовых ресурсов и т.п. Субъекты ее совершения характеризуются высоким социальным положением, интеллектуальными способами действий.

По мнению экспертов, существуют несколько механизмов, доказавших на практике свою эффективность в противодействии «большой коррупции». Среди них особо следует выделить следующие: 

1. Реформирование и модернизация системы управления национальным бюджетом позволяют сделать невозможным или сложным для чиновников совершение коррупционных действий.

 2. Обеспечение свободного доступа населения к информации об использовании и распределении бюджетных средств.

 3. Расширение практики обязательного и регулярного раскрытия чиновниками и их близкими сведений о доходах, имуществе и конфликте интересов.

 4. Разработка открытого реестра бенефициарных собственников (лица, которые прямо или косвенно владеют юридическим лицом или оказывают существенное влияние на принятие им решений, бенефициарный собственник может быть не указан в правоустанавливающих документах, являясь при этом фактическим собственником активов, и извлекать выгоду из деятельности организации, не раскрывая при этом свою личность).

5. Усиление роли гражданского общества и обеспечение свободы средств массовой информации.

 6. Введение мер по защите заявителей о коррупции. 

7. Создание независимого органа для расследования случаев коррупции в высших эшелонах власти.

Низовая коррупция распространена в низшем и среднем эшелонах власти и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (например, штрафы, регистрация). Как правило, существование двух уровней коррупции (элитарной и низовой) тесно взаимосвязано: масштабная низовая коррупция создает благоприятный психологический фон для развития коррупции на более высоких уровнях власти, а существование верхушечной коррупции оправдывает, если не узаконивает, наличие коррупции низовой. Сращивание низовой и верхушечной коррупции образует вертикальную коррупционную структуру, т.е. вертикальную коррупцию.

Кроме того, коррупция может проявляться и на межгосударственном уровне. В таком случае речь уже идет о межнациональной коррупции (например, при заключении международных договоров и соглашений, в различных международных организациях, в сфере транснационального бизнеса).

1.3  Коррупция и методы борьбы с коррупцией при В.В. Путине.

В современной России коррупция является одной из наиболее серьёзных проблем государства. Не смотря на то, что уровень коррупции за последние десять лет  снизился кардинально, всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Что приводит к серьёзному торможению различных процессов, связанных со значительными расходами государства, такими как масштабные закупки или крупные стройки. Также коррупция вредит росту некоторых отраслей бизнеса. Простые граждане последние годы сталкиваются с коррупцией реже: уважающий правила водитель или честный представитель малого бизнеса может годами работать, не передавая никому никаких конвертов.

Ещё большего веса данной проблеме придают чиновники, которые за счёт коррупции пытаются пропиарить своё имя: белоленточные оппозиционеры, например, делают борьбу с коррупцией главной своей целью. Запад оказывает давление на Россию, темой борьбы с коррупцией приравнивая её с такими темами, как защита прав геев, толерантность и демократия. На Западе принято считать, что коррупция является важней причиной всех государственных проблем и неудач, и что именно на борьбе с коррупцией следует концентрировать все силы государства.

 «Ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 миллиардов рублей в год. Такие данные в эфире радиостанции «Вести ФМ» привел официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, передаёт «Интерфакс». При этом он отметил, что в Евросоюзе эти цифры «значительно больше».

По словам представителя СКР, за первые шесть месяцев 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тысячи дел коррупционной направленности, в суд направлены около 6,5 тысячи.

Отвечая на вопрос о необходимости акции наподобие операции «Чистые руки», проведенной в Италии против мафии, Маркин сказал, что этого не требуется, аргументировав тем, что в России коррупция присутствует, в основном, на низовом уровне.

«Человек не сталкивается с проявлениями коррупции в высших эшелонах власти. Люди сталкиваются, в основном, с фактами коррупции на низовом уровне – взятки врачам, учителям», - пояснил он.

Проанализировав подобные уголовные дела, выясняется, что главной причиной, толкающей работников социальной сферы на нарушение уголовного законодательства, является, низкая заработная плата. «Это не является их оправданием, но все-таки, наверное, необходимо повышать зарплату людям, которые каждый день работают с нашими детьми», - отметил Маркин».

На момент избрания Путина президентом в 2000 году высшие органы власти были коррумпированы практически на 100%: поэтому олигархи не только не считали нужным платить налоги в бюджет, но и лоббировали разрушающее государство законы. Весь первый срок Путина прошёл в борьбе с олигархами за власть стране, которая после громкого дела Ходорковского завершилась убедительной победой государства. Нефтяные компании начали выплачивать налоги и пошлины в полном объёме, а коррупция перешла из открытой в скрытую фазу.

В качестве стратегии борьбы с коррупцией была выбрана прозрачность, а также усиление контроля над доходами и расходами госслужащих. В июле 2005 года Путин подписал знаменитый Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому закону вся информация о госзакупках должна была размещаться в интернете – чтобы лица с активной гражданской позицией и отодвинутые от кормушки предприниматели могли бы легко выводить на чистую воду коррупционеров. Закон заработал в полную силу к началу десятых годов. После ряда громких скандалов с разоблачением коррупционных закупок чиновники осознали, что теперь за их тратами следят гораздо пристальнее, чем раньше.

Благодаря путинскому закону 94-ФЗ стала возможна деятельность ряда общественных организаций по контролю над закупками – включая, например, хорошо распиаренный несистемной оппозицией проект «РосПил».

Государственный бюджет при Путине стал одним из самых прозрачных в мире. По итогам 2012 года в рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией Интернешнел Бюджет Партнершип, Россия заняла 10-е место (из 100 исследованных стран), опередив такие государства, как Германия, Испания и Италия.

«Россия поднялась в рейтинге прозрачности бюджетов с 21 на десятое место в 2012 году. Об этом сообщается в пресс-релизе Международного бюджетного партнёрства (IBP) – организации, рассчитывающей индекс открытости бюджета (ИОБ).

Средний ИОБ по всем странам мира составляет 43 балла из 100, Россия улучшила свой ИОБ с 60 баллов в 2010 году до 74 баллов, оставив позади такие развитые страны, как Германию, Испанию, Португалию и Италию.

Страной с самым открытым бюджетом оказалась Новая Зеландия – индекс 93 балла. В первую тройку вошли ЮАР (90 баллов) и Великобритания (88 баллов).

Затем следуют Швеция, Норвегия, Франция, США, Южная Корея и Чехия. В антилидерах рейтинга оказались Катар, Мьянма, Экваториальная Гвинея, Саудовская Аравия, Бенин, Чад.

Среди стран бывшего Советского Союза, представленных в рейтинге самый низкий ИОБ у Таджикистана (17 баллов) и Киргизии (20 баллов). IBP считает, что набравшие меньше 60 баллов страны не отвечают основным стандартам прозрачности.

IBP при составлении рейтинга прозрачности бюджетов оценивает несколько факторов: доступность и полноту данных о том, как правительство распоряжается средствами налогоплательщиков, возможность участия общества в бюджетном процессе, а также влияние законодателей и контролирующих органов на формирование бюджета. Рейтинг составляют независимые эксперты, у которых нет обязательств перед правительствами».

В 2006 году Путин подписал законы о ратификации двух важнейших международных конвенций по противодействию коррупции: Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Проведенная реформа образования, в частности введение ЕГЭ, способствовала существенному снижению уровня коррупции в высшей школе.

18 июля 2011 года Путин подписал закон 223-ФЗ. Аналогично закону 94-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивает прозрачность закупок для госкомпаний и их «дочек».

В декабре 2012 года Путин подписал закон «О контроле над соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

На 2013 год главной задачей на фронте борьбы с коррупцией обозначена «национализация элит». Под руководством вице-премьера Игоря Шувалова идёт деоффшоризация российской экономики, представителям власти последовательно запрещают иметь имущество за рубежом.

Принимаемые меры по борьбе с коррупцией приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается.

Индекс восприятия коррупции (СPI), рассчитываемый Трансперенси Интернешенл, вырос в России. Рост индекса свидетельствует о снижении коррупции. Россия улучшила свои позиции в рейтинге в 2011 и 2012 годах.

Приватизация

Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т. е. разгосударствления через самоуправление или через приватизацию. 

Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности.

Наибольшее распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии. Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный авансированный капитал остается в собственности государства как арендодателя.

Подобная модель хозяйственного обособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива прежде всего в росте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию в преумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходов каждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночного спроса и предложения.

Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут. 

Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно - хозяйственных формах от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе звеньев единой фабрики плановой экономики, к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Зарождение и развитие отношений по капиталу при сохранении в превращенной форме отношений по труду кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций передачи, перехода прав собственности появляются новые социальные категории собственников акционеров, управляющих менеджеров, наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики внешние условия и среда функционирования капитала, принципов и методов самих реформ отношений собственности подходы к приватизации и реформированию госсектора, так и от рыночной реструктуризации экономики консолидация и эффективный перелив капиталов. При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной за полную стоимость или на льготных условиях или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала.

По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации. Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации.

Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Все разнообразие методов приватизации может быть сведено к следующим прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала.

Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации. Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации.

Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро.

Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга. Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов.

Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок.

2.1 Опыт ваучерной приватизации.

Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный.

Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны прошла довольно легко и успешно, то большая приватизация столкнулась с существенными трудностями.

В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии позднее Чехии и Словакии были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее.

В итоге к 1995 1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения.

Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации. Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992 1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России.

Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений

2.2 Опыт платной приватизации.

В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны. Причина кризиса в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме.

Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции, а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции, то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого источника. Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было например, выплата пособий по безработице. Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных экономик.

В 1995 1996 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта.

Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз. В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы, электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее соста.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.