VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и общая характеристика коррупции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001712
Тема: Понятие и общая характеристика коррупции
Содержание
     Содержание
     
     
     
Введение	3
1. Понятие и общая характеристика коррупции	5
2. Становление и нормативное регулирование международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией	9
3. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией	16
Заключение	23
Список используемых источников	25


Введение
     
     Мировым сообществом давно сформировано понимание того, что коррупции как общераспространенному негативному социальному явлению можно эффективно противостоять только путём объединения усилий на межгосударственном уровне. Не случайно в преамбуле Конвенции ООН против коррупции1 говорится, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
     Раскрытие коррупционных преступлений, которые затрагивают интересы нескольких государств, требует постоянного повышения уровня взаимодействия правоохранительных служб, что невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы, форм и методов совместных действий, не ограничиваясь только информационным обменом или экстрадицией.2 
     В этой связи не случайно совершенствование международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является одним из наиболее приоритетных направлений внешнеполитического курса России.3
     Цель работы: рассмотреть вопросы определения международных стандартов в сфере борьбы с коррупцией.
     Задачи работы:
* Сформулировать понятие коррупции;
* Охарактеризовать становление и нормативное регулирование международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией;
* Рассмотреть вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией.
     Обозначенные аспекты нашли своё отражение в трудах таких авторов как: Акопджанова М.О., Кирин Л.В., Лошакова С.А., Поляков М.М., Сухаренко А.Н. и других.
     

1. Понятие и общая характеристика коррупции

     В общесоциальном значении коррупция представляет собой использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для противоречащего действующему законодательству личного обогащения. 
     Использование полномочий охватывает деятельность как в рамках полномочий должностного лица, так и за их пределами, но в связи с его статусом. В обоих случаях это использование авторитета власти, который может распространяться в зависимости от уровня должностного положения на различные сферы, порой бесконечно многообразное.4
     Противоправное обогащение находит выражение в приобретении должностным лицом как для себя, так и для других лиц, в судьбе которых оно заинтересовано, определённых материальных благ, помимо законного вознаграждения за труд в виде заработной платы, премий, льгот и т.п. По сути, любая должность и связанная с нею власть, содержит в себе возможности для незаконного обогащения. Реализация такой возможности зависит от моральных качеств индивида, его честности, уважения к государству и обществу и т.д.
     С понятием коррупции в ее общесоциальном значении сопряжено понятие коррумпированности. Коррумпированность - это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.
     С позиции коррумпированности должностных лиц можно разделить на две взаимоисключающие категории: 
* коррумпированные;
* некоррумпированные. 
     Определить их соотношение в современном российском государстве и обществе практически невозможно.
     Способы коррумпированности весьма разнообразны: от примитивных и явных в виде получения взяток, до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц, их родственников и близких лично или через подставных лиц в деятельности различных хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, а коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, - в виде лоббирования принятия определённых нормативных актов за вознаграждение и т.д.
     С позиции развития коррумпированных должностных лиц можно разделить на лиц, ставших коррумпированными в процессе исполнения должностных полномочий, и тех, кто до вступления в должность преследовал цель использовать служебные полномочия для незаконного личного обогащения. Последних обычно назначают на должности вышестоящие коррумпированные должностные лица из-за их личной преданности, дружеских отношений и т.д.5
     Криминологическое значение коррупции ограничивается лишь теми сторонами общесоциального и политэкономического ее значений, которые отражают ее антисоциальные, общественно опасные и уголовно - противоправные сущность и содержание.6
     В криминологическом значении коррупция определялась рядом ученых в этой отрасли науки. Разработанные определения, наряду со сходством включаемых в них наиболее существенных признаков, имеют ряд различий, обусловленных, в частности, постоянным изменением и развитием коррупции в нашей стране и степенью ее познания на данный момент. Не касаясь сопоставления и анализа этих определений, полагаем, что сейчас коррупция характеризуется совокупностью следующих признаков.
     На современном этапе коррупция в криминологическом значении - это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации явление, пронизавшее ветви власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. 
     Достигается это путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А объективно такие действия выражаются в сращивании государственной власти и организованной преступности.
     Одним из факторов, благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым предоставляющий должностным лицам возможность применять его по собственному усмотрению, произвольно с целью личного обогащения. 
     Устранить этот фактор коррупции в идеале способен законодатель посредством точно определенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных лиц лишь зафиксировать решение, заложенное в самом законе.
     В уголовно - правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения. Эти деяния обоснованно, на наш взгляд, именовать коррупционными преступлениями. Они составляют наиболее опасное проявление коррупции.7
     Коррупционная преступность  - это целостная и комплексная, относительно массовая совокупность преступных посягательств, направленных против авторитета государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
     Повышение эффективности уголовно - правовой борьбы с данными преступлениями и применяемых мер уголовно-правового воздействия может обеспечиваться путем совершенствования действующего законодательства.
     

2. Становление и нормативное регулирование международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией
     
     Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией на сегодняшний день представляется наиболее актуальным направлением противодействия данному явлению. Данное положение обусловлено тем обстоятельством, что для коррупции, как и для других видов преступности, давно не существует национальных границ. В то же время средства борьбы с данным явлением продолжают оставаться преимущественно национальными. Международное сотрудничество предполагает совместную работу, участие в общих делах, относящихся к отношениям между народами, государствами, в сфере внешней политики. 
     В соответствии с Уставом ООН8 (1945 г.), Декларацией о принципах международного права9 (1970 г.), все государства должны поддерживать и развивать сотрудничество друг с другом в соответствии с целями и принципами Устава ООН, другими международно-правовыми документами и обязательствами.
     Исторически международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью обусловливалось характером преступности, представляющей угрозу мировому сообществу. Потребность в правовой взаимопомощи государств возрастала адекватно росту международной преступности, наносящей вред интересам двух и более государств. Первые двусторонние договоры о взаимной выдаче преступников известны еще государствам рабовладельческой эпохи. В 1815 г. Венский конгресс принял Декларацию о борьбе с рабством и работорговлей. Затем в XIX и XX вв. последовали международно-правовые акты о борьбе с торговлей женщинами в целях разврата, о наказуемости фальшивомонетничества, пиратства, международного терроризма и т.д. В настоящее время обоснованную тревогу вызывают такой вид международной преступности, как коррупция.
     В последнее десятилетие принято множество многосторонних международных конвенций по борьбе с коррупцией, глобальных и региональных программ и деклараций, посвященных данной проблеме.
     Глобальный уровень представлен главным образом документами Организации Объединенных Наций.
     О важности проблемы коррупции и необходимости противостояния ей упоминается еще в материалах V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975). В дальнейшем на форумах ООН данная проблема обсуждалась неоднократно. В то же время коррупция рассматривалась в документах тех лет как проблема национальная, во многом зависящая от культурных особенностей и традиций той или иной страны. 
     Как отмечает С.А. Лошакова, понимание международного, глобального характера феномена коррупции пришло несколько позже, с интенсификацией интеграционных процессов в мировой экономике.10 
     В Резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) «Коррупция в сфере государственного управления» отмечалось, что «проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и что, хотя они оказывают особенно пагубное влияние на страны с уязвимой экономикой, это влияние ощущается во всем мире». 
     Кроме данной Резолюции в конце 20-го века на уровне ООН были приняты: Резолюция Генеральной Ассамблеи «Борьба с коррупцией», Международный кодекс поведения должностных лиц11 (1996) и Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях12 (1996). Важной вехой стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности13 (2000), содержавшей ст. 8 о криминализации коррупции. 
     Несмотря на многочисленные антикоррупционные инициативы ООН, подкрепленные документами региональных международных организаций (Совета Европы, ОАГ и др.), сохранялась потребность в разработке единого специального нормативного акта, который бы создал основы глобальной антикоррупционной политики.
     Конвенция ООН против коррупции14 была принята 31 октября 2003 г., а в декабре того же года подписана представителями государств на конференции в г. Мериде (Мексика).
     Региональный уровень представлен документами региональных международных организаций, таких как Совет Европы, Европейский союз, Организация Американских Государств (ОАГ), СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и др. Для Российской Федерации наибольшее значение имеют антикоррупционные инициативы в рамках СНГ и европейских организаций.
     Некоторые авторы с сожалением отмечают то обстоятельство, что в рамках СНГ не проводится работа по выработке совместной антикоррупционной политики, отсутствуют многосторонние конвенции и декларации по данному вопросу. Данный факт тем более удивителен, если учитывать остроту проблемы коррупции для стран СНГ и наличие у ряда государств Содружества (Украины, Казахстана и др.) специального антикоррупционного законодательства.15
     Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским союзом, в октябре 1999 г. Россия утвердила Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 г. Соглашение о сотрудничестве между ЕС и РФ устанавливает цель партнерства: обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе. В ст. 84 Соглашения указано, что стороны сотрудничают с целью предотвращения противоправной деятельности, в частности «...противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции».16
     Среди представляющих интерес для России антикоррупционных документов ЕС следует назвать «Конвенцию о защите финансовых интересов Европейского сообщества» 1995 г. Конвенция и прилагаемые к ней протоколы определили понимание Сообществом понятий мошенничества, коррупции и отмывания капиталов. Коррупция понимается в Конвенции как взяточничество, однако понятие мошенничества не совпадает с российским (форма хищения), а определяет должностное злоупотребление, отражая, таким образом, широкое понимание коррупции.17 
     Протокол №1 к Конвенции Евросоюза «О защите финансовых интересов Европейского сообщества» определил понятие уголовно наказуемой коррупции и основания ответственности за коррупционные преступления. 
     Как отмечается специалистами в области международного права, среди мер, принимаемых ЕС для укрепления своей антикоррупционной политики, заслуживает внимания также принятие Конвенции «О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского сообщества и функционеров стран-участниц Европейского союза». Данная Конвенция была подписана в 1997 г. в рамках межправительственного сотрудничества на базе Маастрихтских соглашений. Охват этой Конвенции шире, чем у Протокола №1 Конвенции «О защите финансовых интересов ЕС».18 
     Другой важной составляющей сотрудничества на европейском континенте является участие России в деятельности Совета Европы и связанных с ним институтов. Борьба с преступностью и, в частности, с коррупцией является одной из главных сфер деятельности Совета Европы. На 19 Конференции министров юстиции европейских стран (Ла Валлетта, Мальта, 1994 г.) было отмечено, что коррупция представляет собой угрозу демократии и правам человека. Совет Европы призвал государства-члены адекватно отреагировать на эту угрозу. В свете этих рекомендаций в сентябре 1994 г. Комитет министров Совета Европы создал Междисциплинарную группу по проблемам коррупции (MAC), которой было поручено изучить соответствующие меры, которые могут быть включены в Международную программу действий по борьбе с коррупцией. 
     Результаты работы группы легли в основу Программы действий по борьбе с коррупцией, одобренной Комитетом министров в 1996 г. Комитет министров 6 ноября 1997 г. на 101 сессии принял Резолюцию (97) 24 о двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией, в которой подчеркивалась необходимость оперативно завершить разработку международно-правовых документов во исполнение Программы действий по борьбе с коррупцией. В той же Резолюции названы 20 принципов борьбы с коррупцией на общеевропейском пространстве. Как всякий набор принципов, упомянутые положения лишь определяют те отправные точки, которыми должны руководствоваться государства-члены при построении своей антикоррупционной политики. На их основе были выработаны два значительных международно-правовых документа, заложивших во многом основы общеевропейской антикоррупционной политики.19
     Речь идет, во-первых, об уголовно-правовой Конвенции о борьбе с коррупцией, которая была принята в 1999 г. и уже подписана подавляющим большинством стран-членов Совета Европы. Россия подписала данную Конвенцию в январе 1999 г., но до сих пор не ратифицировала.
     Во-вторых, это гражданско-правовая Конвенция о борьбе с коррупцией, принятая в сентябре 1999 г. Этот документ предусматривает гражданско-правовые меры компенсации ущерба, причиненного актами коррупции. Подписание этой Конвенции странами-участницами проходит медленнее, чем подписание уголовно-правовой Конвенции. Связано это во многом с тем, что многие государства, где уровень коррупции чрезвычайно высок, не имеют даже примерных навыков определения размера вреда, причиненного коррупцией, а их гражданское законодательство не имеет механизмов для взыскания подобного рода ущерба. 
     Ряд антикоррупционных инициатив Совет Европы осуществляет совместно с Еврокомиссией. Под эгидой этих двух организаций в 1996 году была учреждена структура, названная проектом «Спрут». В рамках этого проекта осуществляются меры по противодействию не только коррупции, но и организованной преступности. Основной задачей является информационный обмен между участниками проекта (а в эту программу входят почти два десятка стран) в области борьбы с организованной преступностью, техническое обеспечение сотрудничества между государствами в этой области, организация семинаров и учебных визитов для повышения квалификации работников судов и других правоохранительных органов. Также в рамках данного проекта осуществляется подготовка рекомендаций и даже законопроектов для оптимизации мер по противодействию организованной преступности и коррупции в государствах-членах проекта.
     Важнейшей предпосылкой успешности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией является сотрудничество правоохранительных органов в процессуальной и криминалистической областях. Объективные предпосылки для развития созданы благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличию многочисленных двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств.
     Несмотря на то что за последние годы на различных уровнях сделаны значительные шаги в объединении государств в единый антикоррупционный фронт, международное сотрудничество в этой области в целом находится в стадии становления. На повестке дня сегодня стоит вопрос о выработке единой международной антикоррупционной политики, включающей в себя не только международно-правовые механизмы, но и широкий спектр мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений. Представляется, что принятие Конвенции ООН против коррупции должно ознаменовать новый этап в формировании такой политики на глобальном уровне.
     Для Российской Федерации участие в международных усилиях по борьбе с коррупцией имеет большое значение в свете задачи противостояния коррупции на национальном уровне. Несмотря на все различия между интересами России и других стран, в том числе стран Запада, являющихся движущей силой международных антикоррупционных инициатив, международное сотрудничество в этой области является взаимовыгодным и необходимым. 
     

3. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией
     
     В соответствии с международными договорами и на основе принципа взаимности Российская Федерация активно сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами и международными организациями в целях:
     - установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
     - выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, или служащего средством их совершения;
     - предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
     - обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
     - координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией (ст. 4 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»20).
     В целях реализации требований антикоррупционных конвенций Указами Президента РФ от 18.12.2008 г. №1799 и №1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»21 и «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»22 были определены госорганы, ответственные за международное сотрудничество в данной сфере. По гражданско-правовым вопросам таким органом является Минюст, а по уголовно-правовым - Генеральная прокуратура РФ.
     Решением Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.
     Как отмечает А.Н. Сухаренко, сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ. Для его обеспечения в июне 2006 г. вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.23
     В целях активизации международного сотрудничества с иностранными компетентными органами по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов и получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества был создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества со странами Восточной Азии (в г. Хабаровске).
     В настоящее время Генеральная прокуратура РФ взаимодействует с зарубежными коллегами почти 80 стран. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в ст. 453, 457, 460, 462 УПК РФ. Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.24
     По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2015 г. иностранным компетентным органам было направлено 79 запросов о правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях (2014 г. - 61, 2013 г. - 74). По результатам их рассмотрения было исполнено 54 запроса (с учетом ранее направленных). Наряду с этим за рубеж было направлено 22 запроса о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления (2014 г. - 31, 2013 г. - 74). В результате было удовлетворено 9 запросов, 24 находятся на рассмотрении.25
     В свою очередь, из-за рубежа в Россию поступил 21 запрос об оказании правовой помощи по рассматриваемой категории дел, из них 17 исполнены.26
     Международное сотрудничество в целях конфискации и возврата имущества, полученного в результате коррупционных преступлений, осуществляется российскими правоохранительными органами путем направления и исполнения запросов о правовой помощи. 
     В 2009 г. на базе Генеральной прокуратуры РФ был создан Национальный контактный пункт (НКП) по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. При его создании были учтены рекомендации Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов, учрежденной Конференцией государств - участников Конвенции ООН, об использовании НКП для образования единой сети таких пунктов.
     Практическая целесообразность деятельности НКП состоит в обеспечении оперативного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в вопросах розыска, конфискации и возврата активов. Такие контактные пункты позволяют решать текущие вопросы сотрудничества, в том числе связанные с составлением и исполнением запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам.
     Обеспечением деятельности НКП занимаются сотрудники Главного управления международно-правового сотрудничества и управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.27
     Важным для достижения целей международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции является взаимодействие правоохранительных и иных органов РФ по линии Интерпола. 
     Совместным Приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСО, ФСКН и ФТС России от 06.10.2006 г. №786/310/470/454/333/971 была утверждена Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.28 
     Информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами 190 государств - членов Интерпола осуществляют Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) при МВД России, а также его территориальные подразделения по субъектам РФ.
     Возможности НЦБ Интерпола могут быть использованы взаимодействующими органами в процессе: розыска и идентификации (местонахождения) лиц; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета; выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений.
     В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации29, утвержденной распоряжением Президента России от 12 февраля 2013 г., одним из внешнеполитических приоритетов страны является целенаправленное противодействие коррупции путем сотрудничества с другими государствами в многостороннем формате прежде всего в рамках специализированных международных органов и на двусторонней основе.
     Следует также отметить наличие целого ряда Указов Президента РФ, посвящённых тем, или иным аспектам организации борьбы с коррупцией, в том числе и на международном уровне: Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»30, Указ Президента РФ от 08.07.2013 г. №613 «Вопросы противодействия коррупции»31, Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»32, Указ Президента РФ от 22.12.2015 г. №650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»33, Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы».34
     Особенно примечателен в данном отношении последний из упомянутых и наиболее свежий документ - Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы». В данном указе в качестве одной из приоритетных задач противодействия коррупции указана задача расширения использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности.
     Министерству иностранных дел РФ (ст. 13) дано указание:
* обеспечить совместно с заинтересованными федеральными государственными органами активное и результативное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных мероприятиях;
* осуществлять сотрудничество с Международной антикоррупционной академией; 
* осуществлять организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности делегаций Российской Федерации, участвующих в международных антикоррупционных мероприятиях; 
* обеспечить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными государственными органами результативное участие Российской Федерации в деятельности рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и т.д.
     
    
     

Заключение
     
     В общесоциальном понимании коррупция - использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения.
     На современном этапе коррупция в криминологическом значении - это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации явление, пронизавшее ветви власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан.
     Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией на сегодняшний день представляется наиболее актуальным направлением противодействия данному явлению.
     Несмотря на то что за последние годы на различных уровнях сделаны значительные шаги в объединении государств в единый антикоррупционный фронт, международное сотрудничество в этой области в целом находится в стадии становления. На повестке дня сегодня стоит вопрос о выработке единой международной антикоррупционной политики, включающей в себя не только международно-правовые механизмы, но и широкий спектр мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений.
     Борьба с коррупцией, в том числе и на международном уровне, отвечает требованиям Конституции РФ, определяющей Российскую Федерацию как правовое демократическое государство, гарантирующее своим гражданам их права и свободы.
     В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента России от 12 февраля 2013 г., одним из внешнеполитических приоритетов страны является целенаправленное противодействие коррупции путем сотрудничества с другими государствами в многостороннем формате прежде всего в рамках специализированных международных органов и на двусторонней основе.
     Следует также отметить наличие целого ряда Указов Президента РФ, посвящённых тем, или иным аспектам организации борьбы с коррупцией, в том числе и на международном уровне: Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 08.07.2013 г. №613 «Вопросы противодействия коррупции», Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», Указ Президента РФ от 22.12.2015 г. №650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы».
     Таким образом, международное сотрудничество в данном направлении нуждается в дальнейшем укреплении и расширении.
     

Список используемых источников
     
     1. Правовые акты и материалы юридической практики
1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (Заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г.) // СЗ РФ. 2006. №26. Ст. 2780.
2. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XII, - М., 1956.
3. «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (Принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996.
4. «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц» (Принят 12.12.1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс»
5. «Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» (Принята 16.12.1996 г. Резолюцией 51/191 на 86-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс»
6. «Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
7. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. №26. Ст. 2780.
8. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (заключено на о. Корфу 24.06.1994 г.) // СЗ РФ. 1998. №16. Ст. 1802.
9. Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. №52 (ч. 1). Ст. 6228
10. Приказ МВД РФ №786, Минюста РФ №310, ФСБ РФ №470, ФСО РФ №454, ФСКН РФ №333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №47, 20.11.2006.
11. «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 12.02.2013 г.) // СПС «Консультант плюс»
12. Указ Президента РФ от 18.12.2008 г. №1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи» // СЗ РФ. 2008. №51. Ст. 6140.
13. Указ Президента РФ от 18.12.2008 г. №1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества» // СЗ РФ. 2008. №51. Ст. 6141. 
14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. №19. Ст. 2342.
15. Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // СЗ РФ. 2013. №14. Ст. 1670.
16. Указ Президента РФ от 08.07.2013 г. №613 «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%