- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и цели государственного контроля и надзора в транспортной сфере
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R530000 |
Тема: | Понятие и цели государственного контроля и надзора в транспортной сфере |
Содержание
РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа содержит 63 с., 59 источников. КОНТРОЛЬ, НАДЗОР, ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ, ТРАНСПОРТ, ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО И ДОРОЖНОГО НАДЗОРА Цель работы – комплексный и всесторонний анализ сущности, изучение понятия и выявление особенностей организации государственного контроля и надзора за грузоперевозками автомобильным транспортом, а также разработка конкретных практических рекомендаций по разрешению существующих в данной области проблем. Объектом исследования выступают общетеоретические аспекты государственного контроля и надзора в сфере перевозки грузов автомобильным транспортом. Предмет исследования – организационно-правовые основы и вопросы деятельности государственных органов, осуществляющих функции контроля и надзора в транспортной сфере. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. Глава I. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ ……………................................... 1. Понятие государственного контроля и надзора …………………... 2. Правовое регулирование государственного транспортного контроля и надзора……………………………………………………... Глава II. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК …………………………………………….…... 1. Общая характеристика органов государственного контроля и надзора в сфере грузоперевозок ………………………………………. 2. Органы государственного контроля и надзора в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом ……………………….. Глава III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ГРУЗОПЕРЕВОЗКАМИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 3 7 7 14 18 18 22 37 52 56 Приложение: копии судебных постановлений и приговоров на 11 листах. ВВЕДЕНИЕ Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, несущие ответственность за состояние и развитие подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные контрольно-надзорные службы или подразделения. Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. В Российском ВВП 60% занимают услуги и среди них значительное место - услуги в транспортной сфере. По итогам января - июня 2014 г. объем предоставления транспортных услуг увеличился на 0,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [44. с. 41]. Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный, речной, морской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенностями, оказывающими большое влияние на организацию управления. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации. Особую тревогу вызывает состояние безопасности и контроля на транспорте. Особая роль в обеспечении социально-экономического развития страны, в сфере транспортных услуг принадлежит автомобильному транспорту. Он занимает первое место по объему перевозок пассажиров и грузов. Грузовой автомобильный транспорт всегда играл важную роль в экономике и социальной сфере. Реализуя огромные возможности автомобильного транспорта, необходимо наряду с удовлетворением спроса на перевозки повышать их эффективность, качество, обеспечивать дорожно-транспортную и экологическую безопасность, решать проблемы перегруженности транспортной инфраструктуры. Возрастающая роль грузового автомобильного транспорта требует необходимой государственной поддержки на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Этим и подтверждается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. «и» ст. 71) находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние и др. В сфере транспортного комплекса действуют специализированные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, другие органы. Управление транспортом осуществляется в разных организационно-правовых формах. Существует также разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере управления и контроля транспортными ресурсами нашей страны. Целью настоящего исследования являются комплексный и всесторонний анализ сущности, изучение понятия и выявление особенностей организации государственного контроля и надзора за грузоперевозками автомобильным транспортом, а также разработка конкретных практических рекомендаций по разрешению существующих в данной области проблем. Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи: - дать понятие государственного контроля и надзора; - на основе системного анализа уточнить специфику государственного контроля и надзора в транспортной сфере; - определить основные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере транспорта; - предложить меры по повышению законности при осуществлении деятельности государственных органов, участвующих в государственном контроле и надзоре; -в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты. Объектом исследования выступают общетеоретические аспекты государственного контроля и надзора в сфере перевозки грузов автомобильным транспортом. Предмет исследования – организационно-правовые основы и вопросы деятельности государственных органов, осуществляющих функции контроля и надзора в транспортной сфере. В качестве методов исследования использовались диалектический метод, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы. Выпускная квалификационная работа написана на основании норм действующего законодательства, и при её написании в первую очередь были использованы Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» и от 04.10.2013 № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», иные нормативные правовые акты. Кроме того, использованы учебная литература, научные статьи, судебная практика судов Амурской области. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые состоят из параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава I. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ 1. Понятие государственного контроля и надзора В современном мире происходят масштабные и динамичные процессы, в эпицентре которых находится государство. Его роль значительна, хотя и весьма подвижна. Государственное управление несет основную публичную нагрузку, обеспечивая устойчивое развитие экономической и социальной сфер и растущие в обществе потребности в ресурсах. От него во многом зависят реальные гарантии прав и законных интересов граждан, частных лиц и юридических лиц - в широком смысле, а также безопасность страны. Государственное управление призвано своевременно и правильно отвечать на вызовы внутри и вне страны [54, с.11]. Важным механизмом обеспечения государственных и гражданских интересов является государственный контроль в различных сферах жизнедеятельности. Процесс реформ в различных сферах государственной и общественной жизни показал несостоятельность представлений о минимизации контроля со стороны государства и способности рыночных отношений к саморегулированию [40, с. 13]. Необходимость регулирования различных сфер общественной жизни и общественных отношений сегодня очевидна. В современном государстве контроль занимает существенное место в механизме организации всех важнейших сфер его жизнедеятельности. Государственный контроль - это специфический вид деятельности государственных органов, целью которой является обеспечение законности в различных сферах общественных отношений. Это вид деятельности, рассматриваемый как система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых им управленческих решений и результата их выполнения, выявления отклонений от требований, сформулированных в этих решениях, устранения неблагоприятных последствий их исполнения и информирования о них компетентных органов [42, с. 122]. Возможности четко налаженного, профессионально осуществляемого государственного контроля достаточно велики. Он может стать надежным средством обеспечения государственной исполнительской дисциплины, постоянного совершенствования системы государственного управления (в том числе ее организационной структуры), улучшения эффективности ее функционирования, снижения государственных расходов на управление, а также может существенно влиять на экономическую политику государства, стать действенным инструментом ее реализации [38, с. 74]. Конечная цель государственного контроля - восстановление нарушенной законности, осуществление наказания виновных лиц в форме, установленной законом, а также возмещение ущерба, причиненного лицам, пострадавшим в результате противоправных действий контролируемых организаций и лиц, устранение обстоятельств, способствующих их совершению. Государственный контроль в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения прав и свобод граждан и интересов общества и государства. Контроль необходим государству для обеспечения его регулятивного воздействия на общественные отношения, утверждения дисциплины и порядка в обществе. Он противостоит стихии, анархии, дестабилизирующим процессам, без него немыслим социальный прогресс. Контроль неразрывно связан с понятием законности, так как одной из главных его целей является проведение в жизнь требований организации общественной жизни, которые зафиксированы в положениях законов [38, с. 74]. Важным представляется определить методологические характеристики контроля: понятие, цели и задачи, принципы государственного контроля, а также соотношение понятий контроля и надзора. Развернутым и довольно точным в своей основе представляется определение государственного контроля, данное В.Г. Бессарабовым, который пишет, что государственный контроль - это деятельность государства в лице уполномоченных им органов по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил, использованию государственных средств и собственности, оценке целесообразности принятия управленческих решений, связанных с проведением государственной экономической, социальной и экологической политики и затрагивающих интересы граждан, юридических лиц, субъектов Российской Федерации в целом, а также по устранению и предупреждению различных правонарушений [39, с.129]. Основная цель государственного контроля - обеспечение государственной исполнительской дисциплины, единства законного решения и его исполнения, предупреждение возможных ошибок, недоработок и различных искажений, отступлений от норм законов в деятельности органов государственной власти. Основные задачи государственного контроля заключаются в выявлении правонарушений, а также оценке законности и эффективности расходования государственных средств и использования государственной собственности в целях принятия корректирующих мер, а в необходимых случаях привлечения виновных к ответственности; оценке целесообразности и обоснованности принимаемых управленческих решений межведомственного, межрегионального и общегосударственного значения с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий их выполнения; анализе состояния дел в подконтрольной сфере и информировании высших органов государственной власти и общества о результатах проверок, выводах и мерах по результатам этих проверок; профилактике различных видов нарушений исполнительской дисциплины [49, с.147]. В связи со значительным многообразием видов деятельности и сфер правовых отношений государственный контроль имеет различные виды и формы, которые различаются характером и глубиной контроля, содержанием контрольных функций, объемом контрольных полномочий, средствами воздействия на объекты контроля и их должностных лиц, не соблюдающих исполнительскую дисциплину, процедурами их осуществления и другими признаками. Система государственного контроля базируется на следующих основных принципах: законодательное определение статуса, предметов ведения, полномочий и ответственности контрольных органов; наделение контрольных органов соответствующими государственными полномочиями, позволяющими им должным образом влиять на подконтрольные объекты, обеспечивая действенность контроля; независимость контрольных органов при осуществлении своих полномочий от государственных и муниципальных органов, организаций и должностных лиц; скоординированность действий контрольных органов; регулярность проведения контроля, высокий профессионализм проверяющих, применение хорошо зарекомендовавших себя методов проверок; неотвратимость наказания виновников выявленных нарушений исполнительской дисциплины; соизмеримость нарушений исполнительской дисциплины и мер воздействия к нарушителям; обязательное расследование инцидентов, связанных с нарушениями, с последующим их анализом, разработкой соответствующих мер и корректировкой, при необходимости, нормативных и технических документов; гласность результатов проводимых проверок с сохранением государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны проверяемых субъектов хозяйственной деятельности; единая методология проведения контроля, общая информационная база, обеспечивающая доступ к информации, не представляющей государственную тайну, всех органов государственного контроля; эффективная организация обратной связи, позволяющая установить непрерывный контроль за состоянием подконтрольного объекта; эффективность государственного контроля с точки зрения как его результативности (действенности), так и экономичности (обоснованности затрат на содержание контрольных органов, соответствия затрат результатам их деятельности) [43, с.31]. Представляют научный интерес определения контроля и надзора и их соотношения. Контроль, по мнению Н.М. Конина, представляет собой специфическую форму деятельности государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности. Надзор, в свою очередь, определяется им как особая специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов, также направленной на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил. Таким образом, надзорная деятельность здесь, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата [48, с.14] и трактуется как своего рода суженный контроль [54, с.18], что вызывает возражения. Надзор, высказывается В. Беляев, это форма юридической деятельности управомоченных субъектов, выражающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений [37, с. 23]. Как целостная организационная система государственный контроль состоит из совокупности взаимосвязанных между собой элементов - субъектов, объектов и средств контроля (виды, формы, методы, технические средства) [49, с.147]. Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля: 1) президентский контроль; 2) контроль органов законодательной (представительной) власти; 3) контроль органов исполнительной власти; 4) судебный контроль. Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля. Характеризуя способы осуществления контроля и надзора в аспекте установления соотношения основных понятий и процедур осуществления государственного контроля и надзора, представляется, что важным и в существенной мере определяющим здесь являются характер полномочий и процессуальная сторона действий органов административной юрисдикции. Важным условием реализации юрисдикции посредством правовых форм и средств выступает юридический процесс. Деятельность органов административной юрисдикции, осуществляемая в форме контроля и надзора, заключена в некие правовые рамки, позволяющие действовать целенаправленно и упорядоченно, а не разрозненно и самочинно. Это обеспечивает своевременное и качественное рассмотрение правовой ситуации, позволяет документально фиксировать значимые обстоятельства, а также обоснованно разрешить эту самую правовую ситуацию: привлечь виновных к ответственности либо, напротив, решить вопрос об отсутствии оснований для привлечения к ответственности. Как следует из вышеизложенного, большинство признаков контроля и надзора совпадают: наличие единых целей и задач, специального объекта деятельности, предусмотренная законодательством гласность проводимых мероприятий, одинаковые методики проведения проверок, получения объяснений, истребования и анализа документации, использования экспертных оценок и т.д. В то же время, как отмечает Д. Бахрах, основное отличие контроля от надзора заключается в том, что контроль преследует не только достижение цели законности и обеспечения правопорядка, но и обеспечения эффективности и целесообразности. А целью надзора является точное и неуклонное исполнение законов, которое не сопровождается оценкой целесообразности принятых актов и совершенных действий. При осуществлении надзора невозможно вмешательство государственного органа в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора [36, с.123]. Признавая правоту исследователей, утверждающих, что надзор и контроль по своей юридической природе самостоятельны, необходимо указать, что подобная концепция должна иметь правовую основу и быть закрепленной во всех нормативных актах, связанных с этой деятельностью. В настоящее время законодатель объединяет значение этих категорий и говорит о существовании контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. 1.2 Правовое регулирование государственного транспортного контроля и надзора Государственный транспортный контроль и надзор имеет важное значение для обеспечения безопасности граждан как в Российской Федерации, так и в любой стране мира. Ежедневно миллионы людей во всем мире пользуются транспортными услугами, используют транспортные коммуникации, эксплуатируют различные виды транспорта. С развитием технического прогресса появляются новые виды транспорта, а современного человека невозможно представить без использования транспортной инфраструктуры. К сожалению, в современной России существуют серьезные проблемы с обеспечением транспортной безопасности. Первопричиной транспортных происшествий является отсутствие эффективной и действенной системы государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. При этом анализ законодательства Российской Федерации показывает существенные проблемы в этой области, так как отсутствует единая, четкая и понятная система государственного транспортного контроля и надзора. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации. В свою очередь государством принимаются необходимые меры к решению существующих проблем при предоставлении услуг в транспортной сфере. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» [12] (далее - ФЦП) определены основные цели, направленные на создание транспортных условий для инновационного развития Российской Федерации и повышения качества жизни ее граждан, которыми в том числе является повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса. В перечень ФЦП входят следующие подпрограммы: «Развитие экспорта транспортных услуг», «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Государственный контроль и надзор в сфере транспорта». Подпрограммой «Государственный контроль и надзор в сфере транспорта» предусматривается решение следующих задач: совершенствование системы получения информации о происшествиях на транспорте и нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности; обеспечение надежности и безопасности функционирования объектов транспортного комплекса; выполнение мероприятий, направленных на повышение технического и ресурсного оснащения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для осуществления функций государственного контроля и надзора. Результатом реализации подпрограммы станет повышение уровня защищенности населения на транспорте за счет развития средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта. Определены органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта [14], согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [6] в статье 11.1 «Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности» установил, что Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях повышения эффективности контроля приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» [20] и от 04.10.2013 № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» [13]. Федеральный государственный транспортный надзор включает в себя: государственный надзор в области гражданской авиации; государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации; государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; государственный надзор в области железнодорожного транспорта; государственный надзор за торговым мореплаванием; государственный надзор в области внутреннего водного транспорта; государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения. Реализация перечисленных мероприятий и мер государственного регулирования позволила повысить эффективность деятельности транспортного комплекса. Основными результатами для населения стали рост доступности транспортных услуг и, как следствие, подвижности населения, для экономики - снижение транспортных издержек и рост экспорта транспортных услуг. Между тем особую тревогу вызывает состояние безопасности и контроля на транспорте. 7 июля 2014 года Московский районный суд города Казани завершил оглашение приговора по уголовному делу о крушении теплохода «Булгария», 10 июля 2011 г. унесшего жизни 122 человек. В суде установлено, что непосредственной причиной затопления дизельэлектрохода «Булгария» явилась совокупность следующих факторов: негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа; несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации. Трагедия в аэропорту г. Казани еще раз подтвердила выводы о недостатках государственной надзорной деятельности в области авиационной безопасности. Установлено, что территориальным управлением Росавиации к полетам допускались члены экипажей воздушных судов с неправомерно выданными свидетельствами пилотов. Ненадлежащим образом Агентством проводились проверки авиапредприятий и воздушных судов. Специфической формой защиты прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор. Проверки прокуроров - эффективное правовое средство выявления нарушений законодательства при предоставлении услуг в транспортной сфере. При этом прокуроры не подменяют контролирующие органы, действуя лишь при возникновении необходимости непосредственного вмешательства в пределах установленных законом полномочий. При подтверждении в ходе проверочных мероприятий сведений о нарушении законодательства прокуроры принимают необходимые меры реагирования. В целях обеспечения правопорядка на транспорте, повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте издан Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» [26]. Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреждению. Приоритетной проблемой остается совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг. При этом важнейшее значение для регулирования имеет создание эффективной обратной связи в виде системы контроля и надзора. Глава II. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК 2.1 Общая характеристика органов государственного контроля и надзора в сфере грузоперевозок В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, несущие ответственность за состояние и развитие подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные контрольно-надзорные службы или подразделения. Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный, речной, морской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенностями, оказывающими большое влияние на организацию управления. Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. «и» ст. 71) находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние и др. Далее, в сфере транспортного комплекса действуют специализированные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, другие органы. Управление транспортом осуществляется в разных организационно-правовых формах. Существует также разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере управления и контроля транспортными ресурсами нашей страны. Так, например, основными задачами и функциями, которые выполняет Министерство транспорта Российской Федерации в области государственного регулирования, контроля и надзора является: - организация по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации стационарных пунктов, на которых производится весовой контроль транспортных средств; согласовывание вопросов организации стационарных постов органов внутренних дел на федеральных автомобильных дорогах; - организация и проводение в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, в аэропортах, на аэродромах, в морских портах, речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; - организация и осуществление в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирования соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий; - осуществление функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом; - организация и координинация работы специализированных организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; - организация государственной регистрации гражданских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных вещных прав на них и сделок с ними. При Минтрансе России действует также Российский речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания. Можно выделить следующие основные виды деятельности которые осуществляет Российский речной регистр: 1) он осуществляет техническое наблюдение за выполнением утвержденных в установленном порядке правил при проектировании, постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий, освидетельствует организации, выполняющие указанные работы, на соответствие правилам; 2) рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, на изготовление и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и материалов, предназначенных для судов, согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов; 3) осуществляет освидетельствование судов при их постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации, а также судовых изделий и материалов при изготовлении и ремонте с выдачей соответствующих документов; 4) выдает на суда смешанного (река-море) плавания документы, удостоверяющие годность их к плаванию в море, осуществляет в установленном порядке обме....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: