- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Защита прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012760 |
Тема: | Защита прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») Юридический институт Кафедра теории государства и права и основ правоведения Зав. кафедрой ТГПиОП к.ю.н, доцент Иванова О.С. ____________________ «___» _________20__ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Защита прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора): проблемы и практика осуществления. Направление – 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» Исполнитель: студент 642 группы Уткина Дарья Александровна Научный руководитель: к.ю.н., доцент Яковлева Евгения Николаевна Сыктывкар 2018 Содержание Введение 3 Глава I 7 Теоретические положения и история развития института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) 7 1.1. Понятия и правовая регламентация защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 7 1.2. История становления и развития законодательства в сфере защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 10 1.3. Характеристика Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 15 Глава II 21 Проблемы и практическое осуществление правовых норм в сфере защиты прав юридических лиц при проведении контроля (надзор) 21 2.1. Проблемы института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 21 2.2. Ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов и способы защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 29 2.3. Практическое осуществление норм, направленных на защиту прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 38 Заключение 44 Список использованных источников 48 Введение Актуальность исследования. В современной России, как в стране с рыночной экономикой, осуществляют свою деятельность юридические лица, являющиеся субъектами бизнес инфраструктуры. Юридическим лицам оказывается поддержка со стороны государства в виде: предоставления субсидий, оказания бесплатных консультаций, обучения ведению бизнеса, предоставления земли и помещений в аренду на льготных условиях, выдачи льготных кредитов и т.п., что способствует развитию данной отрасли. Но, с другой стороны, существуют факторы, которые замедляют развитие бизнеса, например большое количество проводимых проверок со стороны государственных и муниципальных органов. В результате проведения государственного контроля (надзора) достаточно часто осуществляется нарушение государственными органами и их должностными лицами прав юридических лиц, которые причиняют им имущественный вред, влияющий на репутацию и на возможность дальнейшего осуществления организацией своей деятельности. Защита же этих прав осуществляется не всегда эффективно. Существует множество проблем, препятствующих качественной и полноценной защите, выявлению и исследованию данных проблем посвящена данная выпускная квалификационная работа. Актуальности данной проблеме добавило принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-03 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который усилил гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Но, не смотря на все изменения законодательства, юридические лица по-прежнему сталкиваются с нарушением своих прав при проведении государственного контроля (надзора). В связи с изложенным, выявление и исследование проблем института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля, представляется актуальным. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые складываются в сфере защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора). Предметом исследования являются проблемы и практика осуществления правового регулирования отношений, складывающихся в области защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора), выявление проблем при помощи анализа действующих нормативных правовых актов, а также анализ практического применения данных норм. Указанная цель конкретизируется в ряде поставленных задач: 1. Методологическое обоснование сущности института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 2. Раскрытие понятия и правовой регламентации защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 3. Обозначение истории становления и развития законодательства в сфере защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 4. Характеристика Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 5. Выявление и анализ проблем защиты юридических лиц при проведении проверок. 6. Описание ответственности должностных лиц контрольно-надзорных органов и способов защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора). 7. Анализ практического применения положений нормативных правовых актов в сфере защиты прав юридических лиц. Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного исследования, в первую очередь это метод материалистической диалектики, рассматривающий правовые явления в их взаимосвязи, обосновываясь с реальной действительностью. Также применяются общенаучные методы: методы анализа и синтеза, структурный, системный, статистический, функциональный, метод комплексного подхода к изучаемым явлениям и закономерностям; а также специальные юридические методы: формально-правовой, сравнительно-правовой, историко-правовой, метод изучения практики и другие. Нормативная база исследования: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другие федеральные законы. Нормативную базу исследования также составляют подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, инструкции и положения министерств, ведомств, государственных комитетов, а также нормативные правовые акты органов субъектов Российской Федерации. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды ученых-юристов, Т.Е. Абовой, В.К. Андреева, B.C. Белых, Е.П. Губина, И.В. Ершовой, В.В. Лаптева, Н.И. Михайлова и других, исследовавших специфику защиты прав юридических лиц, при причинении им вреда государственными органами и их должностными лицами. Также были изучены работы ведущих ученых и практиков в области теории государства и права: С.С. Алексеева, A.Б. Венгерова, В.В. Володина, И.И. Евтихиева, B.В. Лазарева, Л.А.Морозовой, В.С. Нерсесянца, Ю.А.Тихомирова и др. Эмпирическая основа исследования представлена материалами практики органов судопроизводства Российской Федерации: Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и иных судов, а также материалами научно-практических конференций и семинаров по проблемам гражданского, предпринимательского, корпоративного и административного права. Теоретическое и практическое значение данного исследования заключается в выявлении сущности, содержания, проблем и особенностей защиты юридических лиц при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора). В данном исследовании рассматриваются проблемы нормативно-правового обеспечения института защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) с учетом произошедших в законодательстве новелл под влиянием проводимой в России политики борьбы с коррупцией и административными барьерами в сфере предпринимательства. Глава I Теоретические положения и история развития института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) 1.1. Понятия и правовая регламентация защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) В настоящее время в сфере малого и среднего предпринимательства существуют факторы, которые оказывают отрицательное влияние на его современное состояние и дальнейшее развитие, одним из таких факторов является наличие чрезмерно жесткой контрольно-надзорной системы. Принятие органами государственной власти нормативных правовых актов с превышением своих полномочий приводит к нарушению прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Оптимизация отношений между государственной властью и субъектами предпринимательства, является необходимой частью развития экономики России. Для дальнейшего изучения и выявления проблематики по теме выпускной квалификационной работы необходимо обозначить наиболее важные понятия, такие как «защита прав» и «государственный контроль». В.М. Ведяхин, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист России, отмечает, что термин «защита права» трактуется различно, как в законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита» означает задачу государства и государственных органов защищать либо те или иные права, объекты, либо субъектов права.1 Под защитой права следует понимать защиту гарантируемых прав, охраняемых интересов и права в целом. Существуют и другие взгляды на «защиту прав». Так, С.С. Алексеев, д.ю.н., заслуженный юрист России, защиту права рассматривает как «государственно-принудительную деятельность, направленную на осуществление «восстановительных» задач - на восстановление нарушенного права, обеспечение юридической обязанности».2 Охранительные правоотношения, указывает он, складываются с момента правонарушения, с их помощью осуществляются меры ответственности и защиты прав. В.П. Волжанин, д.ю.н., под защитой права подразумевает «реализацию субъективного права независимо от воли обязанного лица в установленном законом порядке».3 В данном случае под защитой права понимается правоохранительная деятельность. Среди множества определений наиболее подходящим, на наш взгляд, является определение, данное д.ю.н., профессором Малеиным Н.С.: «защита прав - система средств, направленных на предупреждение правонарушений и устранение их последствий».4 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ) определяет понятие государственного контроля (надзора). «Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации».5 Таким образом, выявлен понятийный аппарат по теме выпускной квалификационной работы, который необходим для понимания сущности и целей института защиты юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора). 1.2. История становления и развития законодательства в сфере защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) Институт юридических лиц в российском государстве является относительно молодым, а институт защиты юридических прав при проведении государственного контроля (надзора) зародился лишь недавно и продолжает свое становление по настоящий день. Наиболее лаконичным и понятным нормативным правовым актом, закрепляющим положение юридических лиц, являлся Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. «ГК 1922 г. содержал определение понятия юридического лица (ст. 13); правило о необходимости наличия у юридического лица устава, положения или товарищеского договора и правило о моменте возникновения правоспособности юридического лица (ст. 14); правило об участии юридического лица в гражданском обороте посредством органов юридического лица, в том числе в случаях использования института представительства (ст. 16); частные больницы, музеи, публичные библиотеки с правами юридических лиц могли создаваться только с разрешения соответствующих органов власти (ст. 15); участие в гражданском обороте государственных учреждений и предприятий определялось особыми правилами (ст. 16, 19) и некоторые другие нормы, регламентирующие правосубъектность юридических лиц».6 В советский период существовала система государственного контроля деятельности предприятий, в том числе и юридических лиц. Государственный контроль осуществляется через специальные органы – Министерство Государственного контроля СССР и министерства Государственного контроля союзных республик. До образования Министерства Государственного контроля в СССР создавались соответствующие органы государственного контроля. «Первой попыткой создания такого органа явилась образованная 23 января 1918 г. Центральная контрольная коллегия. Этот орган вследствие засорения его старыми чиновниками сводил свою деятельность к осуществлению формально-бюрократического контроля и не мог удовлетворить Партию и Правительство».7 Однако речи о защите прав юридических лиц при проведении государственного контроля в указанном нормативном акте не идет. В 1998 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». В его исполнение был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее по тексту – 134-ФЗ), в котором институт защиты юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) получил впервые полное и объемное нормативно-правовое закрепление. Необходимость принятия данного Федерального закона была обусловлена отсутствием нормативно-правового регулирования в области государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и действием устаревших правовых норм. 134-ФЗ регулировал отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, подведомственными им государственными учреждениями, устанавливал порядок проведения мероприятий по контролю (надзору), определял права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, меры по защите их прав и законных интересов. 134-ФЗ состоял из трех глав: общие положения, требования к организации и проведению мероприятий по контролю и права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и их защита, и включал в себя 18 статей. С момента принятия данного Федерального закона началось формирование нового самостоятельного института государственного контроля (надзора). «Надо сказать, что законодатель при определении предмета правового регулирования исключил из него все отношения, природа которых вызывала у него сомнения (отношения в областях осуществления бюджетного контроля, банковского надзора или оперативно-розыскной деятельности), а также те, правовое регулирование которых уже сформировалось (налоговый, таможенный контроль). Фактически предметом регулирования 134-ФЗ стали надзорные отношения».8 Данный закон должен был защищать юридических лиц при проведении государственного контроля, однако в нем присутствовало лишь две статьи, посвященные непосредственно защите. «Какое отношение данный акт имеет собственно к защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдающих обязательные требования при производстве товаров (работ, услуг)? Текст данного Закона скорее следовало озаглавить «Государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности».9 В 134-ФЗ указывается, на какие сферы не распространяется действие данного Федерального закона, а соответственно не будут действовать нормы по защите прав юридических лиц. Например, в юрисдикцию данного Закона не входят проверки, осуществляемые налоговыми органами, которые являются наиболее объемными и сложными для юридических лиц. Но даже те виды проверок, которые подпадают под сферу действия Закона, не регулировались им в полной мере. Так, одни суды считали, что при внеплановой проверке контрольный орган может проверять только то, что послужило поводом для нее, а другие суды, ссылаясь на нормы других нормативных правовых актов, полагали возможным проверять все. Также данные Закон не устанавливал конкретных понятий плановых и внеплановых проверок, порядка их проведения. Сушкова И. А., к.ю.н, доцент, отмечает, что «отдельные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору) продолжали работать по нормативным правовым актам, принятым в 1980-1990 гг. Помимо этого, так и не была установлена административная ответственность для должностных лиц органов государственного контроля (надзора) грубо нарушающих требования законодательства Российской Федерации об осуществлении государственного контроля (надзора)».10 За все время действия 134-ФЗ становится понятно, что установленные гарантии защиты прав юридических лиц недостаточны и не могут обеспечить полноценные условия для экономического развития страны. Также, изменения, которые вносились в данный Федеральный закон, в большинстве своем, предусматривали постепенное уменьшение прав юридических лиц и увеличение полномочий контрольно-надзорных органов. Также, как показывает правоприменительная практика, данный Федеральный закон незначительно сократил количество проверок со стороны государственных органов, а также продолжали выявляться нарушения прав юридических лиц. Сложившаяся ситуация в сфере защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля способствовала принятию нового Федерального закона, регулирующего данные правоотношения. 15 мая 2008 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», после которого был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, вступивший в силу с 01 мая 2009 года. Целью принятия данного Федерального закона являлось увеличение результативности института контроля (надзора), осуществление способов и методов контроля (надзора) в соответствие с целями такой деятельности, а также формирование государственного влияния на экономику. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству общественной организации «Опора России»: «Задача Правительства и государства в целом заключается в том, чтобы создавать необходимые условия для эффективной работы малого и среднего бизнеса <… > Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не какая-то «кампанейщина», не временное «антикризисное» действие со стороны Правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда. Особенно обращаю на это внимание наших муниципальных властей. Нужно создать нормальные условия для работы людей, а не мешать им, не заниматься административной самодеятельностью и вместо отмененных на федеральном уровне, не вводить ограничений на местах».11 294-ФЗ стал более объемным, чем 134-ФЗ, 27 статей заменили 18. Также в новом Федеральном законе значительное внимание уделяется конкретно защите прав юридических лиц, но в тоже время возросло количество видов проверок, на которых не распространяется действие данного Федерального закона. 1.3. Характеристика Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правовое регулирование деятельности юридических лиц на современном этапе своего становления и развития не имеет системообразующего направления. По этой причине институт государственного контроля (надзора) олицетворяет собой непостоянную меняющуюся систему норм и правил. Принимаемые нормативные правовые акты, в большей мере, сложны в применении, они включают специальное регулирование и большое количество правовых норм, отсылающих к подзаконным нормативным правовым актам. Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в области государственного контроля (надзора) и защиты юридических лиц при его проведении является Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» В данном законе отражены его сфера применения, основные понятия, используемые в нем: – порядок установления структуры, полномочий, функций и порядка деятельности органов государственного контроля (надзора); – принципы защиты прав юридических лиц; – полномочия федеральных контрольных органов в области проведения контроля (надзора), полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в области проведения контроля (надзора); – порядок проведения мероприятий по контролю; – режим государственного контроля (надзора); – ограничения при проведении государственного контроля (надзора); – порядок оформления контрольных мероприятий; меры, которые принимаются по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки; ответственность органов государственного контроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий; – права субъектов при проведении контрольных мероприятий, их защита; – ответственность юридических лиц за нарушение данного Федерального закона; – порядок вступления в силу Федерального закона. В 294-ФЗ, по сравнению с ранее действующим законом, изменяется цель проведения внепланового государственного контроля (надзора) субъектов надзорной деятельности. Устанавливается, в каких случаях проводится внеплановый контроль (надзор) хозяйствующих субъектов. Также 294-ФЗ устанавливает запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же требования. «Важным нововведением Федерального закона № 294-ФЗ является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя».12 Данные нарушения устанавливаются в части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ. К ним относятся: отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т.п. В 294-ФЗ появились статьи, закрепляющие компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении государственного контроля (надзора) и их взаимодействие, то есть действие данного закона распространилось и на уровень субъектов. Порядок проведения проверок не ограничивался одной статьей, как в 134-ФЗ, он описывается более подробно и конкретно под вид, проводимой проверки. И здесь же 294-ФЗ закрепляет виды проверок: плановая и внеплановая, документарная и выездная. Также были дополнены статьи, касающиеся прав юридических лиц при проведении проверок и защиты данных прав. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 N 246-ФЗ, была добавлена статья, описывающая особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства. Для совершенствования системы государственного контроля и надзора Президент Российской Федерации инициировал ряд мер, которые в 2015 г. дополнили список гарантий государственной защиты юридических лиц. Так, сформулирован принцип гласности проверки. Был создан реестр, содержащий сведения о проверяющем органе, целях и результатах проводимой проверки. 294-ФЗ был дополнен статьей 13.3 «Единый реестр проверок». Ранее существовало подобие такого реестра - это журнал учета проверок. В данном журнале контрольно-надзорные органы вносят запись о проведенной проверке. Ведение такого журнала для юридических лиц было обязанностью, хотя и не влекло за собой каких-либо санкций, но с принятия Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ ведение журнала учета проверок стал лишь правом. Создание единого реестра проверок должно позволить «отсечь немотивированные и, еще хуже, «заказные» визиты контролеров».13 Для малого бизнеса, Президент Российской Федерации предложил создать «надзорные каникулы». «Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не следует проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей».14 Важно заметить, что институт «надзорных каникул» предусматривает добросовестность хозяйствующих субъектов, если данный субъект, подпадающий под действие «надзорных каникул», был включен в план проверок и в отношении него начата проверка, обязанность доказывания фактов совершения нарушений возлагается на сам контрольно-надзорный орган. По предварительным оценкам, возможно, что реализация указанных норм приведет к сокращению общего количества проводимых плановых проверок. По мнению некоторых авторов, появляется множество вопросов эффективной реализации данной гарантии государственной защиты малого бизнеса. На практике «надзорные каникулы» касаются лишь малой части проверок, запрет не распространяется на большую часть субъектов малого бизнеса. Кроме того, запрет установлен в отношении плановых проверок, то есть проверок, которые проводятся в соответствии с утвержденным планом не чаще чем одного раза в три года. Внеплановых проверок запрет не касается. За время своего действия 294-ФЗ подвергался изменениям 66 раз. Происходила реализация государственной политики по подъему предпринимательской деятельности. В этом направлении вносились положения о планировании, ведомственном и надведомственном контроле и прокурорском надзоре, о внедрении риск-ориентированного подхода, об открытости и доступности контрольно-надзорной деятельности. Начинается переход на электронный документооборот, что позволяет сокращать количество проверяемых контрольно-надзорными органами документов и сведений, а использование чек-листов сокращает самовольность проверяющих. Меняется общая цель государственного контроля (надзора) с карательной на превентивную. Также расширяются полномочия контрольно-надзорных органов, перечень оснований для проведения внеплановых проверок и случаев, когда они проводятся без предварительного уведомления предпринимателей. Многочисленные изменения Федерального закона 294-ФЗ, негативно сказались на его целостности, последовательности и логичности нормативного правового регулирования контрольно-надзорной деятельности. Многие нововведения противоречат общим принципам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Новый закон, безусловно, стал многозначительным нормативным правовым актом, регулирующим защиту прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора), потому что весьма облегчил положение проверяемых организаций посредством введения, например, федерального плана проверок или чек-листов, но стоит отметить мнение З.А. Саидова: «кардинального изменения ситуации не произошло».15 Большинство норм 294-ФЗ не изменились по сравнению с ранее действовавшим 134-ФЗ и не устранили выявляемые проблемы. Например, почти не изменилась сфера применения 294-ФЗ, и вследствие этого нормы данного Федерального закона не распространяются некоторые виды контроля и надзора. Таким образом, институт защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) в настоящее время продолжает свое становление и развитие. Устаревшие нормы и правоприменительная практика Федерального закона 134-ФЗ доказали необходимость принятия нового Федерального закона 294-ФЗ. Глава II Проблемы и практическое осуществление правовых норм в сфере защиты прав юридических лиц при проведении контроля (надзор) 2.1. Проблемы института защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) Российская судебная практика показывает, что с проблемами, а иногда и нарушениями прав, при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля сталкивается почти каждый десятый предприниматель в стране. Конкретный перечень прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приведен в ст. 21 294-ФЗ: «Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом; 2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация; 2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе; 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо упо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: