VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы и виды государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002434
Тема: Формы и виды государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА	6
1.1.	Понятие и признаки предпринимательской деятельности	6
1.2.	Международный опыт закрепления и реализации свободы предпринимательства	16
1.3. Понятие и правовое закрепление свободы предпринимательства в Российской Федерации	19
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	26
2.1. Формы и виды государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации	26
2.2. Проблемы реализации свободы предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) в России	34
2.3. Судебная защита прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора)	37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	50






ВВЕДЕНИЕ

    Институт предпринимательства в Российской Федерации является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Все острее становится вопрос о месте и роли государства в этом процессе рыночных отношений.
    В правовой литературе под предпринимательской деятельностью понимают свободную деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Однако экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения признанных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды, чтобы ограничить проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом. 
    Свобода, как гласит Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34), является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности, а свобода предпринимательства отнесена к правам и свободам человека и гражданина (глава 2). В смысле принадлежности этого права каждому человеку Основной Закон называет его субъективным правом. Оно возникает непосредственно из закона и реализуется в правоотношениях общего типа между государством и носителем такого права.
    Поскольку предпринимательство является разновидностью экономической деятельности, то и свободу предпринимательства следует рассматривать как разновидность свободы экономической деятельности. Следовательно, конституционные положения о такой деятельности распространяются и на предпринимательские отношения. При этом главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно выражаясь, государство должно установить "правила игры" на рынке.
    Право на свободы предпринимательской деятельности имеет большое значение среди других экономических прав. В правовых системах разных государств, как и в Российской Федерации, оно относится к личным правам гражданина и позволяет частному субъекту заниматься любой хозяйственной деятельностью. Таким образом, государство в лице органов власти фактически лишается возможности чрезмерно вмешиваться в экономическую жизнь частных предпринимателей. А частный собственник предприятия, например, самостоятельно, соблюдая при этом трудовое законодательство, осуществляет наем и увольнение сотрудников, а также распоряжается полученными средствами.
    Цель дипломной работы - исследовать свободу предпринимательства в контексте государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.
    Задачи дипломной работы:
    - дать понятие и признаки предпринимательской деятельности;
    - изучить международный опыт закрепления и реализации свободы предпринимательства;
    - исследовать понятие и правовое закрепление свободы предпринимательства в Российской Федерации;
    - рассмотреть формы и виды государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации;
    - проанализировать проблемы реализации свободы предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) в России;
    - изучить вопросы судебной защиты прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).
    В данной работе использованы работы таких авторов как Башкатов А.Д., Воронцов С.Г., Губин Н.П., Ермолова О.Н., Ершова И.В., Звездина Т.М., Игнатьева С.В., Семыкин В.В., Спектор А.А. и других, а также материалы юридической практики.
    При написании дипломной работы была изучена обширная нормативно - правовая база по вопросам  правового регулирования свободы предпринимательской деятельности, статьи периодических изданий.
    Объект исследования – правоотношения в сфере правового регулирования свободы предпринимательской деятельности.
    Предмет исследования – нормы права, регулирующие свободу предпринимательской деятельности.
    Методологической основой исследования являются диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и ряд других методов научного исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
    
    Федеральные законы обращаются к предпринимательской деятельности в разном контексте и с разными целями. Так, налоговое законодательство упоминает о предпринимательской деятельности в связи и с целью взыскания налогов, уголовное и административное законодательство - по поводу привлечения к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. Огромное количество отраслевых законов, например о банковской, биржевой, инвестиционной и иным видам деятельности, обращаются к термину "предпринимательская деятельность", но при этом не раскрывают его содержания. В лучшем случае, например в Законе о банках и банковской деятельности, дается перечень операций и действий, образующих содержание той или иной деятельности.
    Поэтому в качестве первого исходного теоретического тезиса необходимо осознать, что на сегодняшний день сколько-нибудь удовлетворительного определения предпринимательской деятельности не существует1.
    Второй тезис состоит в том, что содержание предпринимательской деятельности в той или иной ее части определяется различными федеральными законами, причем чаще всего без учета понятий и категорий друг друга.
    Принято утверждать, что наиболее содержательное определение предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. И это, на мой взгляд, можно считать правильным. Как известно, ст. 2 ГК РФ установила, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
    Для понимания сущности и содержания того, определения содержащегося в ГК РФ, необходимо учесть место анализируемой формулировки. Нетрудно заметить, что приведенное определение содержится в статье ГК РФ, которая устанавливает круг отношений, регулируемых Кодексом. Поэтому его нельзя рассматривать как общее понятие предпринимательской деятельности. В данном определении всего лишь указывается то, какая часть предпринимательской деятельности или отношений, связанных с осуществлением предпринимательства, подпадает под действие ГК РФ2.
    Следовательно, из этого можно сделать такие выводы:
    1) данное определение является отраслевым, т.е. оно устанавливает, что в предпринимательской деятельности регулируется ГК РФ, а именно продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг и пользование имуществом. Поскольку указанные направления деятельности предполагают заключение соответствующих договоров, которые составляют предмет регулирования ГК РФ, то и для предпринимателей не существует исключений: их договоры, по общему правилу, подчиняются гражданскому законодательству;
    2) это определение не носит универсального характера и может использоваться в других отраслях права только с известными оговорками;
    3) данное определение является неполным определением предпринимательской деятельности, поскольку оно не охватывает производство товаров;
    4) для определения предпринимательской деятельности необходимо обращаться к иным законам, но в настоящее время полного легального определения не существует.
    Для полной нормативной характеристики предпринимательской деятельности следует также упомянуть об определении, данном в Законе о защите конкуренции. Этот Закон обращается к близкому понятию через субъектный состав, определяя, кто является субъектом предпринимательства, и через ссылку на понятие "товар". Он дает несколько нормативных ссылок, которые можно использовать для определения предпринимательской деятельности3.
     Статья 4 Закона о защите конкуренции:
    - п/п 5. Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;
    - п/п 1. Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
    Кроме того, следует также обратиться к Закону о техническом регулировании, который обращается в основном к результату предпринимательской деятельности - продукции. Так, он устанавливает, что он применяется при "разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации".
    Определение содержания предпринимательской деятельности закономерно приводит к постановке вопроса о том, что право может регулировать в этой деятельности, которая, как нетрудно заметить, носит в основном экономический характер и следовательно подчиняется экономическим законам. В процессе выявления возможностей регулирования предпринимательской деятельности следует иметь в виду весьма существенный для права аспект. Дело в том, что традиционно для любой отрасли права в качестве предмета принято рассматривать те общественные отношения, которые регулируются нормами отдельных отраслей. Несомненно, это вполне оправданный и обоснованный подход. И по поводу предпринимательской деятельности можно выделить определенные отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления, очертить их круг и дать характеристику.
    При этом традиционно выделяются правоотношения:
    - между предпринимателем и государством;
    - между предпринимателями друг с другом;
    - между предпринимателями и потребителями;
    - внутрифирменные или внутрикорпоративные4.
    Но в отношении столь динамичного и подвижного процесса как предпринимательство этого недостаточно. В предпринимательской деятельности нужно выделять два компонента. Первый может быть обозначен как статический, поскольку он представляет собой статику предпринимательства, т.е. систему или совокупность правоотношений, прав и обязанностей, установленных правовыми нормами. Второй аспект отражает динамику предпринимательской деятельности и состоит в нормативном определении действий, которые совершает предприниматель независимо от того, какие субъекты включены в сферу этих действий в виде носителей прав и обязанностей. Более того, если рассматривать какое-либо предпринимательское действие в динамике, то окажется крайне затруднительным определение корреспондирующего субъекта. Например, предприниматель должен соблюдать нормативы выброса вредных веществ в окружающую атмосферу.
    По поводу динамики предпринимательской деятельности целесообразно вести речь о таком предмете регулирования, как нормативные действия. Эти действия могут быть соотнесены с разными этапами предпринимательской деятельности:
    - принятием решения о предпринимательстве;
    - выбором сфер и форм предпринимательства;
    - созданием производственно-технологической базы;
    - самой технологией производства;
    - реализацией результатов предпринимательства.
    В любом случае в структуре таких действий выделяются:
    1) содержание условий, при наступлении которых действия должны быть совершены;
    2) содержание самих действий и порядок их осуществления, процедуры и формы, которые необходимо соблюдать;
    3) неблагоприятные последствия на случай несоблюдения соответствующих порядков и процедур или несовершения действий;
    4) порядок реализации указанных неблагоприятных последствий5.
    Кроме того, по поводу предпринимательской деятельности как вида экономической активности следует отметить необходимость анализа ее правового режима на разных уровнях. Первый уровень образует предпринимательская деятельность отдельного хозяйствующего субъекта, устанавливаемая как совокупность его прав и обязанностей. Этот уровень достаточно полно проанализирован в российской юридической литературе. Второе направление правового регулирования экономической активности предполагает переход на более высокий уровень обобщения и обращение к экономике страны в целом. Обратимся к примеру. Банковское законодательство устанавливает минимальный уровень уставного капитала банка и предельный размер участия в суммарном банковском капитале иностранных инвесторов. Иными словами, государство в лице своих органов формирует требование, состоящее в том, чтобы в стране были крупные банки и доля иностранных инвесторов была незначительна. Что в данном случае является предметом регулирования? Нетрудно увидеть, что наряду с индивидуальным поведением конкретных адресатов в качестве такого предмета выступает состояние экономики в целом или отдельных ее секторов. Представляется, что именно таким образом реализуется в правовой форме политика государства, условия которой являются системой координат осуществления предпринимательской деятельности.
    Содержательный анализ понятия "предпринимательская деятельность" предполагает уяснение его места и соотношения с другими близкими понятиями. Как известно, Конституция РФ провозгласила право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно необходимо прежде всего установить соотношение понятий "экономическая деятельность" и "предпринимательская деятельность", а также сопоставить эти термины с широко употребляемым в литературе понятием "хозяйственная деятельность"6.
    Рассмотрим выделенные законодателем признаки предпринимательской деятельности.
    Первый из них характеризует предпринимательство как самостоятельную деятельность.
    Положения п. 1 ст. 2 ГК РФ закрепляют еще одно существенное обстоятельство, а именно: гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Таким образом, эти лица признаны участниками гражданско-правовых отношений наряду с иными физическими и юридическими лицами, а их действия в сфере гражданского оборота - осуществлением принадлежащих им гражданских прав.
     Пункт 2 статьи 1 ГК закрепляет общее положение, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
    Близкий по смыслу тезис провозглашен и в п. 1 ст. 9, как то: граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
    То есть, строго говоря, самостоятельность - не отличительная черта предпринимательской деятельности как деятельности по осуществлению гражданских прав.
    Характеристика этого признака в литературе по предпринимательскому праву уходит за пределы гражданского права - учитывается возможность воздействия на деятельность предпринимателей субъектов публичного права. Поэтому п. 2 ст. 1 ГК, развивая положения п. 3 ст. 55 Конституции РФ, провозглашает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства7.
    Второй признак предпринимательской деятельности характеризует ее как деятельность, осуществляемую на свой риск.
    Понятие риска известно гражданскому законодательству. О риске говорится в целом ряде норм Гражданского кодекса РФ, в числе которых:
    - ст. 19 (гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени);
    - ст. 82, 87, 96 (о риске убытков, связанных с деятельностью товарищества, общества);
    - ст. 211 (риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором);
    - ст. 312 (должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования);
    - ст. 344 (залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге);
    - ст. 459 (о переходе риска случайной гибели товара) - и другие.
    Понятие предпринимательского риска в общих положениях Кодекса не раскрывается. При этом оно используется в разделе об отдельных видах обязательств применительно к договору страхования8.
     Статья 929 ГК понимает под предпринимательским риском имущественный интерес, возможный к страхованию, под которым понимается риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск.
    Понятие риска в определении предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК) указывает на какую-то иную особенность, нежели возможность неполучения ожидаемых доходов и убытков из-за нарушения обязательств контрагентами. При наличии юридической ответственности за нарушение обязательств, странно называть ситуации несения убытков риском. Обозначенное в ст. 929 ГК ожидание дохода - не юридический признак. Предпринимательская деятельность изначально определяется как направленная на получение прибыли, неполучение которой не дискредитирует ее как предпринимательскую. Наиболее логично в понятие риска включена вероятность убытков вследствие изменения условий деятельности.
    Из анализа положений ГК можно выделить несколько причин риска. Так, понятие риска зачастую связывается со случайными событиями - риск случайной гибели товара, имущества, материалов. Во-вторых, понятие риска законодатель связывает с небрежностью лица - обязан уведомить, иначе несет риск; вправе потребовать, иначе несет риск. Еще одна причина риска - деятельность юридического лица, участники которого могут понести убытки в размере принадлежащих им вкладов (акций). Такие убытки происходят по не зависящим от воли вкладчиков обстоятельствам только в товариществе на вере, поскольку они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности9.
    С другой стороны, при упоминании риска в законодательстве указываются возможные последствия риска - утрата, повреждение имущества, иные убытки, дополнительные обременения.
    Применительно к понятию риска предпринимательской деятельности в ст. 2 Кодекса последствия риска не называются, но их можно увидеть в ст. 929 - это убытки от предпринимательской деятельности, неполучение ожидаемых доходов.
    Какие же убытки предпринимателя следует признавать риском его деятельности? Вероятно такие, которые угрожают утратой бизнеса либо его сокращением. Причинами может быть вышеназванное изменение условий деятельности - условий правовых, экономических, организационных, кадровых, субъективных, иных. Они могут быть случайными или предвиденными, прогнозируемыми, обусловленными личностью предпринимателя (непрофессиональное управление, небрежность руководства деятельностью) или нет. Ключевым моментом является угроза функционированию предприятия (бизнеса) в значительной степени. Такое понимание убытков, отличное от традиционного, уходит за пределы ст. 15 ГК.
    Неполучение прибыли (ожидаемых доходов) не является предпринимательским риском еще и по той причине, что значительное количество субъектов предпринимательской деятельности, особенно это касается субъектов малого предпринимательства, по данным налоговой отчетности, не имеют прибыли по итогам года и при этом продолжают функционировать, оплачивать налоговые и прочие платежи.
    Третий признак предпринимательской деятельности, закрепленный в законодательстве, фиксирует ее направленность на систематическое получение прибыли. Здесь следует отметить, что категория прибыли - не гражданско-правовая. Понятие прибыли установлено в ст. 247 Налогового кодекса и используется как результат функционирования предприятия субъекта в отчетном (налоговом) периоде. По ГК лицо получает от совершенной сделки встречное предоставление - плату, цену (деньги). Полученная плата является основой формирования прибыли, но как таковая ею не является. Более того, получение платы не гарантирует наличие прибыли в отчетном периоде, поскольку при формировании прибыли учитываются затраты, произведенные предпринимателем при осуществлении его деятельности10.
    Получение прибыли предполагается от осуществления определенных видов деятельности - пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Полагаем, этот признак раскрывает содержание предпринимательской деятельности в гражданско-правовом аспекте, учитывающем только акты реализации предпринимателем своей продукции.
    Еще один признак предпринимательской деятельности - это осуществление ее лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
    Данный признак называют формальным, однако такой подход оправдан только в том случае, если он не положен в основу определения предпринимательской деятельности. Если же деятельность субъекта квалифицируется как предпринимательская только в случае, когда он обладает специальным статусом предпринимателя, то такой признак является конститутивным, а не формальным.
    Многие авторы пишут, что ст. 23 ГК позволяет определять деятельность незарегистрированного субъекта как предпринимательскую. Полагаем, это не так. Суд в этом случае вправе применить правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, к договорам такого лица. Решение суда о применении таких правил не подменяет регистрацию, лишь устраняет дисбаланс в регулировании сложившихся отношений. Гражданин впоследствии обязан пройти процедуру государственной регистрации или прекратить осуществление незаконной деятельности11.
    Такую деятельность правильно следовало бы называть незаконной деятельностью в сфере экономики, а не незаконной предпринимательской деятельностью. Понятие предпринимательской деятельности охватывает только признаваемую государством деятельность в сфере предпринимательства. Иное понимание приводит к выводу о регулировании не только законной, но и незаконной предпринимательской деятельности. А это в принципе неверно. Незаконная деятельность государством запрещается. Наличие запрета является своеобразным водоразделом между действиями законными и незаконными, т.е. правонарушениями. Назначение запрета заключается именно в определении правонарушения, за совершение которого лицо привлекается к ответственности.
    
1.2. Международный опыт закрепления и реализации свободы предпринимательства
    
    Свобода хозяйственной деятельности гарантирована в Конституциях Албании, Литвы, Польши; свобода предпринимательства - в Конституциях Андорры, Эстонии, Грузии, Хорватии; свобода экономической деятельности - в Конституциях Армении, Швейцарии. В Таджикистане Конституция гарантирует свободу и экономической, и предпринимательской деятельности. Формулировка "свобода хозяйственной (предпринимательской, экономической) деятельности", таким образом, наиболее типична. Вместе с тем конституции некоторых зарубежных стран предпочитают более подробное раскрытие данного понятия, включая: право на торговлю или свободу торговли (Кипр, Лихтенштейн, Мальта), право на деятельность, приносящую доход (Кипр, Финляндия), свободу ремесел (Лихтенштейн, Мальта, Финляндия), свободу промышленности (Лихтенштейн). По швейцарскому конституционному праву гарантированность экономической свободы означает доступ к частнохозяйственной деятельности и ее свободное осуществление12.
    Равные права для осуществления предпринимательской (хозяйственной, экономической деятельности) гарантируются Конституциями Беларуси, Болгарии, Хорватии и др. 
    При этом многие конституции устанавливают ограничения свободы предпринимательской (хозяйственной, экономической) деятельности, которые допускаются: в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (Эстония), в целях общего блага (Исландия) или публичного интереса (Словения), для исключения противоречий с общественной пользой, ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству (Италия). При этом чаще всего в конституциях оговаривается допустимость ограничений свободы этой деятельности экстраординарными случаями и лишь в законодательном порядке.
    Неприкосновенность права собственности закреплена в Конституциях Болгарии, Беларуси, Эстонии, Литвы, Монако. В Конституции Киргизии указывается, что частная собственность есть неотъемлемое право человека, естественный источник его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантия экономической и личной независимости. Конституция Словении обязывает законодателя регулировать отношения собственности так, чтобы обеспечивалась реализация ее хозяйственной, социальной и экологической функций. Но в то же время большинство конституций содержат оговорку о том, что собственность порождает обязанности (ФРГ, Хорватия, Казахстан и др.)13.
    Ограничения права собственности допускаются по таким основаниям, как: общая польза, общее благо, общие интересы или интересы общества, общественные нужды, общественная нравственность, интересы государства, безопасность государства, недопустимость ущерба окружающей среде, соблюдение прав и законных интересов других лиц, включая здоровье людей, их достоинство и добрососедство и даже "благоустройство жилых районов". Все эти различные формулировки находят отражение в конституциях некоторых европейских стран таких как: Андорра, ФРГ, Хорватия, Латвия, Монако, Кипр. Наиболее емко этот механизм нашел выражение в ст. 64 Конституции Польши, согласно которой собственность может быть ограничена только законом и лишь в той мере, в какой это не нарушает "сущность права собственности".
    Равное развитие и равная правовая защита всех форм собственности как принципы конституционного строя характерны для большинства конституций зарубежных стран. Вместе с тем приоритет публичной (государственной) собственности прослеживается при анализе Конституций Беларуси и Казахстана. Так, в Беларуси конституционализирована государственная собственность на недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения, причем законодательство может этот перечень расширить. Конституция Казахстана устанавливает государственную собственность на землю, недра, воды, растительный и животный мир при оговорке, что законом могут вводиться исключения в отношении частной собственности на отдельные земельные участки14.
    Согласно конституциям зарубежных стран, право государства вмешиваться в экономические и коммерческие отношения допускается в целях сбалансированного развития общества и общего благосостояния в рамках рыночной экономики (Андорра), заботы об обеспечении средств к существованию и справедливом распределении богатства (Нидерланды). Конституция Италии предписывает, что экономическая деятельность (публичная и частная) может "направляться и координироваться в социальных целях".
    Вопрос о конкуренции в конституциях зарубежных стран разрешается следующим образом. В одних странах декларируется безусловная ценность свободной экономической конкуренции, обязанность государства ее обеспечивать и защищать (Армения, Болгария, Литва, Венгрия). Конституция Турции обязывает государство к контролю рынков, включая воспрепятствование образованию монополий (фактических и на основе официальных соглашений). Наиболее категорично принцип свободной экономической конкуренции закреплен в Конституции Югославии, согласно которой "любой акт или действие, которые создают или стимулируют монопольное положение и ограничивают рынок", противоречат Конституции страны.
    В других государствах в той или иной степени допускается отклонение от принципа конкуренции, включая исключительное право государства на осуществление отдельных видов экономической деятельности (Беларусь), право законодателя регулировать и ограничивать монополистическую деятельность (Казахстан). Для Конституции Кипра характерен особый режим предприятий энергетики, которые функционируют под управлением государства, муниципалитетов или юридических лиц публичного права, причем капиталы в энергетических предприятиях могут быть не только государственными, но и частными.
    В Швейцарии возможны "мероприятия против конкуренции", если это обосновано "историческими прерогативами". При этом швейцарское конституционное право считает необходимой защиту конкуренции, включая право государства на предписания против вредных воздействий картелей, воспрепятствование злоупотреблениям в ценообразовании со стороны "влиятельных на рынке организаций". В Конституции Словении оговаривается возможность ограничения конкуренции законом, поэтому запрещены лишь действия, которые "в нарушение закона" ограничивают конкуренцию15.
    Нередко конституции запрещают одновременно монополизм и недобросовестную конкуренцию (Россия, Азербайджан), однако в большинстве случаев этот ряд дополняется еще и конституционным требованием защиты прав потребителей (Болгария, Грузия, Литва, Швейцария, Узбекистан). В Турции законодатель к юридически слабым экономическим субъектам, нуждающимся в особой конституционной защите, относит не только потребителей, но также мелких торговцев и ремесленников. В Казахстане монополизм не запрещается, противоправной считается лишь недобросовестная конкуренция. Нечто подобное наблюдается в Словении в той мере, в какой законом допускаются ограничения конкуренции.

1.3. Понятие и правовое закрепление свободы предпринимательства в Российской Федерации

    Понятие «свобода экономической деятельности» – сложное и неоднозначное в юридической науке, оно имеет множество различных трактовок, толкований и интерпретаций, что находит свое выражение в правовой доктрине, законодательстве и правоприменительной практике. Примечательно, что Конституционный Суд РФ сравнительно редко ссылается на ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в обоснование своих правовых позиций; чаще всего близкие по смыслу ссылки наблюдаются в ч. 1 ст. 34, которая гарантирует, строго говоря, не свободу экономической деятельности, а право на свободное использование способностей и имущества для экономической деятельности. В прямой постановке ссылка на ч. 1 ст. 8 Конституции РФ наблюдалась, например, в особом мнении судьи А.Л. Кононова по делу о проверке конституционности законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по мнению судьи, институт обязательного страхования «является ограничением свободы экономической деятельности»). Судья Конституционного Суда РФ Н.Т. Ведерников в особом мнении по делу о проверке конституционности уголовно-процессуального законодательства сформулировал правовую позицию о нарушении свободы экономической деятельности в случае закрепления за членами коллегий адвокатов «монопольного права на осуществление защиты по уголовным делам на предварительном следствии»16. 
    Ссылка на «ограничение свободы экономической деятельности граждан как собственников» имела место в практике Конституционного Суда РФ и до принятия Конституции РФ 1993 г. (т.е. в отсутствие ее нормативного установления, закрепленного в ч. 1 ст. 8), однако также не была широко распространенной. В большинстве случаев Конституционный Суд РФ избегал употребления формулировки «свобода экономической деятельности» и в качестве объекта доктринальной интерпретации, и как основания для принимаемых им решений. Если же анализируемое понятие им и использовалось, то, зачастую, не всегда в том широком аспекте, в каком оно должно интерпретироваться исходя из сущности и смысла положений ст. 8 Конституции РФ. 
    Таким образом, целостной доктринальной характеристики понятия и сущности свободы экономической деятельности в практике российского конституционного правосудия не обнаруживается за весьма редкими исключениями. Так, в постановлении по делу о проверке конституционности законодательства о защите конкуренции Конституционный Суд РФ указал, что свобода экономической деятельности предполагает «максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом», что включает необходимость «стимулирования свободной рыночной экономики», «самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей», защиту государством прав и законных интересов субъектов экономических отношений, достижение конституционной цели «оптимизации государственного регулирования экономических отношений»17. 
    Следует однако, подчеркнуть, что конституционная сущность свободы экономической деятельности не сводится исключительно к «благоприятным экономическим условиям», «рыночной экономике», «самоорганизации» бизнеса, «оптимизации государственного экономического регулирования» и т.д. Данные условия, безусловно, раскрывают отдельные компоненты сущности свободы экономической деятельности, но не отражают в полной мере ее конституционную суть, а именно – отсутствие таких препятствий для экономической деятельности, которые означали бы отрицание государством этой свободы как таковой.
    Иными словами, концепция свободы экономической деятельности требует «увязки» с нормативным содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в том, что, с одной стороны, свобода экономической деятельности не безгранична.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44